Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы Бедиров Медетхан Надирович

Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы
<
Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бедиров Медетхан Надирович. Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы : ил РГБ ОД 61:85-13/966

Содержание к диссертации

Стр.

ВВЕДЕНИЕ I

Состояние проблемы. Актуальность теш

и методологические основы исследования 2

Историография проблемы. Цель, задача

и методы исследования II

Результаты исследования. Практическая
значимость проведенной работы 27

Апробация результатов исследования, про
паганда и внедрение в практику материалов
опытной работы 30

Научная новизна работы ' 31

Структура и основное содержание работы 32

ша I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПСИХОЛОГО-
ПЩГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-
АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ МОЛЕ 35

I.Комплексный подход в атеистическом вос
питании учащихся многонациональной шко
лы при изучении дисциплин гуманитарного
цикла 35

2.Сближение социалистических наций и его влияние на формирование научных уЗежде-. ний учащихся многонациональной школы 60

3.Религия и вопросы национализма. Свобода
совести в СССР - одно из величайших за
воеваний фктября 74

Выводы 79

ва П. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИДЕЙШЬПОЛИТИ-

ЧЕСКОИ И НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОИ ВОСПИТАТЕЛЬ-
НОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ШКОЛ С МНОГОНАЦИО
НАЛЬНЫМ СОСТАВОМ 83

I.Методы изучения отношения учащихся к ре
лигии и церкви 83

2.Специфика дифференцированного подхода в
атеистическом воспитании учащихся много
национальной школы 115

Стр,

Выводы 142

3. Сочетание нравственного,

эстетического и атеистическо
го воспитания в формировании
личности ученика в условиях
работы школы с многонациональ
ным составом 145

4. Элементы научного атеизма в системе внеклассной воспитательной рабоз?ы с учащимися многонациональной школы 160

Выводы 179

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 183

ПРИЛОЖЕНИЯ 188

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение к работе

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Коммунистическое воспитание - многогранный и сложный процесс, цель которого - формирование гармонической личности, свободной от пережитков прошлого, обладающей высокой коммунистической сознательностью, активностью в борьбе за коммунистическое будущее.

Атеистическое воспитание в советской школе, являющееся составной частью этого процесса, разрешает ответственную задачу формирования у учащихся основ диалектико-материадиетического мировоззрения, активного восприятия ими научно-атеистических идей и атеистической подготовленности к борьбе с религиозной идеологией и моралью.

Программа КПСС, исторические решения ХХУ, ХХУІ съездов партии, характеризуя главные положения о том, что развитие массового атеизма в СССР обеспечивается коренными преобразованиями в социально-экономической, общественно-политической жизни в нашей стране, активным вовлечением трудящихся в коммунистическое строительство.

ХХЯ съезд КПСС указал на необходимость перестройки многих сфер и участков идеологической работы, актуализации ее содержания, совершенствования форм и методов, повышения ее эффективности. Эти требования в полной мере относятся и к атеистическому воспитанию.

На Пленуме ЦК КПСС 14 июня 1983 года прямо указывалось: "Нельзя ослаблять работу и с такой специфической группой насе-

ления, как верующие. Под влиянием религии еще остается часть людей и часть, прямо скажем, не такая уж малая. Многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придавать ей антисоветскую националистическую направленность. Особая ставка делается на религиозных экстремистов. Одновременно распространяются из-

мышления о "нарушениях свободы совести в СССР" .

Атеистическое воспитание у нас, как это неоднократно подчеркивалось в партийных документах, нельзя рассматривать изолированно от всей идеологической работы. Оно неразрывно связано с духовными процессами, которые происходят в советском обществе, и с другими направлениями коммунистического воспитания -идейно-политическим, трудовым, нравственным, эстетическим.

Научно-атеистическое воспитание учащихся тесно связано с рядом документов партии: Постановлением ЦК КПСС "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения" от 7 июля 1954 года, "Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения" от 10 ноября 1954 года, а

также перечнем "Мероприятий по усилению атеистического воспита-

ния населения", утвержденным ЦК КПСС от 2 января 1964 года ,

Постановлением ЦК КПСС "Об улучшении атеистического воспитания населения" от 16 июля 1971 года , Постановлением ЦК КПСС "О даль-

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г., М., 1983, с. 60..

2 О религии и церкви. Сб. документов. - М., Политиздат,
1977, с. 64-SE. . .

J Об идеологической работе КПСС. Сб. документов. - М., Политиздат, 1977, с. 309-311.

нейшей цели улучшений идеологическом, политико-воспитательной работы" от 26 апреля 1979 года

В Постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции" отмечается, что борьба между миром социализма и капитализма идет с первых дней Октября?

Современный этап исторического развития характеризуется резким обострением идеологической борьбы социализма и капитализма. Идеологическая борьба порождается объективными законами социального развития, существованием и борьбой классов, существованием государств с различным социальным строем.

Весь огромный аппарат антикоммунистической пропаганды сейчас нацелен на то, чтобы ослабить единство социалистических стран, международного коммунистического движения, разобщить передовые силы современности, попытаться подорвать социалистическое общество изнутри.

Буржуазные пропагандисты пытаются извращать цели, суть политики Коммунистической партии и Советского государства, хотят очернить советскую действительность. Они стремятся размыть, расшатать коммунистическую убежденность советских людей, навязать им чуждые социализму взгляды и нравы.

Религиозные организации капиталистического мира не остаются в стороне от этой идеологической борьбы. Церковь, и в прошлом никогда не ограничивавшаяся лишь религиозными делами, выступает в настоящее время как крупнейшая идеологическая сила,защищающая интересы капитализма. Религиозные организации играют важную

.^Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем.улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". Сб. документов.. - М.: Политиздат, 1981.

2 .0'60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции..Постановление ЦК КПСС от 31 января 1971г. - Ы.: Политиздат, 1977.

роль в идеологической поддержке капитализма и его социальных институтов, в борьбе реакции против социализма и национально-освободительного движения.

Отказавшись от своего прошлого, от своих былых антиклерикальных и даже атеистических лозунгов, буржуазия ныне усиленно цепляется за религию и церковь, видя в них свою важнейшую идеологическую и моральную опору. Повышенный интерес буржуазии к религии - яркое свидетельство кризиса буржуазной идеологии, не имеющей позитивных идеалов, которые она могла бы предложить массам.

"Многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, по и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность. Особая

ставка делается на религиозных экстремистов. Одновременно рас-

пространяются измышления о "нарушениях свободы совести в СССР" .

Значительное место в этой кампании отводится вопросу о свободе совести в СССР, о положении религии и церкви, хотя, казалось бы, новая Конституция СССР дает недвусмысленный ответ на этот вопрос, определяя статьей 52, что "за гражданами СССР признается свобода совести, то есть право использовать любую религию, отправлять религиозные культы или не исповедовать никакой религии, вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и

ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви" .

Черненко К.У. Актуальные.вопросы .идеологической, массово-политической работы партии..- М.: Политиздат, 1983, с. 60. * Конституция СССР, ст. 52. - М.: Политиздат, 1977.

Советские исследователи отмечают в содержании буржуазной антикоммунистической пропаганды такие моменты: клевета на политику Советского государства по отношению к религии и церкви с целью вызвать недовольство этой политикой, распространение версии о проникновении религии в партию и комсомол, искажения о советской интеллигенции, особенно молодени к религии, стремление представить процесс секуляризации как искусственный, вызванный административными мерами государства" .

На ХХУІ съезде КПСС подчеркивалось, что объективные условия, б которых развертывается в настоящее время идеологическая, политико-воспитательная работа партии, существенно изменились за по-

следнее время .

"... совершенствование зрелого социализма неразрывно связано с совершенствование!1 советского человека не только как главной производительной силы, но и как активного гражданина духовно богатой, нравственно благородной личности. На этом сегодня сосредотачиваются усилия всей системы воспитания, Здесь

находится центр тяжести работы по формированию личности нового,

социалистического типа" .

Так, резко активизировалась пропагандистская деятельность зарубежных радиоцентров. При этом в системе радиопередач на рус-

См.: ГалицкаяМ.А. Особенности атеистического воспитания на современном этапе. Сб. "Проблемы формирования.коммунистиче--ских взглядов учащихся общеобразовательных школ". - И.: Изд-во, 1977г

Материалы ХХЯ съезда КПСС. - М.: Изд-во политической литературы, I9SE, с. 75.

. Алиев Г.А. Об основных направлениях реформы, общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. документов и материа лов. - М.: Политиздат, 1984, с. 15.

ском и других языках народов нашей страны значительное место занимают передачи на религиозные темы, в которых извращается политика Советского государства в отношении церкви и верующих, фальсифицируется положение религиозных организаций в нашей стране.

Религиозную пропаганду используют как специальные радиостанции ("Ватикан", "Монте-Карло", "Голос Анд" и др.), так и известные зарубежные центры радиопропаганды ("Голос Америки", "Би-Би-Си", "Немецкая волна" и т.п.).

Религиозные радиопередачи призваны, с одной стороны, "опровергнуть" атеизм, привить советским людям мысль о необходимости и благотворительности религии, а с другой - разжечь конфликты между верующими и неверующими, представить в кривом зеркале отношение Коммунистической партии и Советского правительства к трудящимся, не освободившимся от религиозных верований .

Церковники широко используют трибуны религиозного рода международных научных конгрессов для замаскированной, а зачастую и открытой антисоветской и антикоммунистической пропаганды. Многие религиозные организации охотно представляют страницы своих периодических изданий для публикаций различного рода антисоветских материалов. К таким изданиям, в частности, можно отнести журнал итальянских иезуитов "Чивильта каттолика", еженедельник Бостонского архиепископства "Пайлот", орган союза мужчин-католиков Западной Германии "Манн ин дер цейт", ежедневную французскую

Угринович Д.М. Актуальные вопросы атеистического воспитания. - М.: Политиздат, 1981. - с. 13.

2 Аширов Н. Эволюция ислама в.СССР и.задачи атеистического воспитания. - М., Политиздат, 1972. - с. 19.

?

газету "Круа" и многие другие церковные издания.

Некоторые мусульманские деятели считают, что учение ислама следует приспособить ко времени, оотавляя неизменными его принципы, другие же идут дальше. Они считают необходимым развить основные принципы. Вот как писал об этом в алжирской газете "Эль Муджахид" доктор Артуа: "Наблюдаемые нами в мусульманском мире и в нашей стране усилия по возрождению и развитию ислама, бесспорно, являются положительными, но чтобы подчинить их себе на деле, нужно иметь смелость развить и углубить сами основные принципы ислама, которые учитывают как религиозную тайну, атак "требования времени" .

Буржуазные пропагандисты, церковные иерархи за рубежом, стремящиеся привлечь внимание советских людей, особенно молодежи, к религиозному вопросу, пробудить интерес к религии, игнорируют тот факт, что социализм, освобождая человека от всех форм национального, социального гнета, создает совершенно новые отношения между государством и личностью, тесно связывая интересы общественные, что еще глубже и полнее раскрывается на этапе зрелого социализма.

"Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогресса" .

Атеистическое воспитание при социализме представляет собой двуединый процесс. С одной стороны, оно направлено на формирова-

См.: Газета "Элъ-Муджахид",. 1972, 31 октября.

2 Черненко К.У. О реформе общеобразовательной и профес-, сиональной школы. Речь на Пленуме Щ КПСС от 10 апреля.1984г. Сб. документов и материалов. - М., Политиздат, 19, с. 5.

ниє научного мировоззрения всех трудящихся, молодого поколения в особенности, что диктуется общественной потребностью воспитания высококвалифицированных людей, способных управлять развитием науки и техники, участвовать в различных видах общественного производства.

Вторую сторону составляет разрешение задачи окончательного освобождения сознания людей от религии, являющейся тормозом общественного прогресса, оказывающей негативное влияние на духовную жизнь и осуществление положительно направленного воспитательного воздействия школы и других социальных институтов на подрастающее поколение, формирование его чувств, взглядов и убеждений, правильное понимание смысла жизни и труда в обществе.

Известно, что в настоящее время, в условиях развитого социализма, возможности воспроизводства религии резко ограничены. Однако, религия еще оказывает свое влияние на определенные группы населения, в том числе и на часть молодежи. Преодолению влияния религии в нашем обществе содейству/ет многие социальные факторы, такие, как целенаправленный учебно-воспитательный процесс в школе, семье, общественные организации, средства массовой пропаганды и др.

"Сегодня весь учебный процесс должен в гораздо большей мере стать носителем мировоззренческого содержания... Призвание школы - формировать у учащихся марксистско-ленинскую убежденность, способность к самостоятельному, творческому мышлению, развивать сознание своей ответственности за судьбы социалистической Родины. И, конечно, прививать стойкий иммунитет к чуждым нам взглядам и нравам" .

1 Черненко К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10.апреля 1984-г. -'VI., Политиздат, Т984, с. І&,

Советская школа, осуществляя всеобщее среднее образование, призвана всем процессом обучения и воспитания, подготовить к жизни и труду в развитой социалистическом обществе молодежь, атеистически убежденную, свободную от каких-либо идеалистических религиозных воззрений или предрассудков, видящую смысл своей жизни и деятельности в активном созидательном труде и общественной работе.

В последние годы сложились определенные предпосылки для научных исследований в едином комплексе рассмотрения проблем повышения уровня атеистического воспитания.

За годы Советской власти в стране защищено более 65 диссертаций по атеистическому воспитанию учащихся и молодежи на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и три диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук А.Н.Алексеевым , Иванченко А.В., Дурановым М.Е.

Чаще стали печататься материалы и статьи по атеистическому воспитанию в педагогических журналах Министерства просвещения СССР, РСФСР, АПН СССР и др. Широко разрабатываются в последнее время проблемы атеистического воспитания и в смежных с педагогикой науках: психологии, социологии, философии, связанные с атеистическим воспитанием учащихся и молодежи , В.К.Арсенкиньш "Кризис религии, молодежь" (М., 1975г.), М.Ф.Калашниковым "Дети и религия" (М., 1978 г.), М.Н. Магомед о вьш "Педагогические проблемы повышения эффективности атеистического воспитания старшеклассников" (М., 1978 г.), В.Г.Дегтяренко "Содержание, методы, организационные формы атеистического воспитания учащихся из семей верукщ

.. Алексеев А.Н. Проблемы научно-атеистического воспитания учащихся восьмилетней школы. - М., Пединститут им. В.И.Ленина, 1964.

родителей" (Рязань, 1979 г.)

Вышел в свет и ряд книг, раскрывающих состояние, постановку и содержание атеистического воспитания учащихся: А.Н.Алексеев "Атеистическое воспитание учащихся при изучении истории СССР", М., Просвещение, 198Ег. Галицкая И.А. "Молодежь. Религия. Атеизм", М.: Наука, 1978г. Адрианов Н.П. "Атеизм и личность", М., Знание, 1978г. Алексеев А.Н. "Атеистическое воспитание учащихся в обучении географии", М.: Просвещение, 1983 г.

В практической и научно-исследовательской работе мы руководствовались ленинским атеистическим наследием, который проявляло постоянную заботу о школе, о воспитании молодого поколения, так как старая школа, находясь под контролем и сильным влиянием церкви , готовила из учащихся слуг для буржуазии, которые "не тревожили бы ее покоя и безделия" , - указывал В.И.Ленин.

Религия и церковь противоречат духу новой школы. Именно поэтому В.И.Ленин считал, что только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было создание общества, не похожего на старое, т.е. коммунистического общества.

Он связывал воедино новую педагогику с атеизмом и призывал: "сдвинуть с места старое учительство, чтобы привлечь его к новым

задачам, заинтересовать его новой постановкой вопросов педагоги-

ки, заинтересовать в таких вопросах, как вопрос религиозный" .

В то же время В.И.Ленин предупреждал, что бороться с рели-

? Ленин В.И. Задачи Союзов молодежи. Поли. собр. соч., т. 41. с. 303.

"' .Ленин В.И. Странички из дневника. Полн. собр. соч., т. 45, с. 364.

гиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно. "Подойти к ним (верующим, В.Д.) и так для того, чтобы пробудить их сторон, самыми различными способами и т.п." , - писал он.

Как видим, В.И.Ленин заложил научные основы марксистского понимания реакционной сущности религии и наметил основные пути ее преодоления. Мы указали на отдельные стороны этого учения, наиболее важные, на наш взгляд, которые стали методологической основой теории и практики атеистического воспитания в советской школе и, в частности, основой нашего исследования: "Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы на материале критики религиозной морали и религиозного мировоззрения". На современном этапе идеологической борьбы двух систем тема данной диссертационной работы актуальна.

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В период, когда советский народ активно включился в борьбу за более полное использование преимущества социализма перед капитализмом, когда роль сознательности, организованности, творчества масс на всех участках коммунистического строительства неизмеримо возросла, необходимость раскрытия тормозящей роли религиозных предрассудков и суеверий особенно велика.

Одна из важнейших задач советской школы, особенно в условиях многонационального Дагестана, состоит в том, чтобы на фактах, взятых из реальной действительности, убеждать подрастащее поколение в том, что современная религия, несмотря на ее новые, мо-

. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. - Плн. собр. соч., т. 15, с. 16.

дернизированные наряды, остается по-прежнему силой консервативной, реакционной, уводящей пытливую мысль верующих в сторону от правильного русла материалистического понимания явлений природы и общественной жизни и тем самым мешающей проявлению всех потенций, заложенных в человеке, и использованию их на благо общества.

В то время как советские люди, участвуя в строительстве социализма и коммунизма, убеждаются в том, что прогресс общества происходит на основе объективных законов развития человечества, в результате целесообразной деятельности людей, мусульманские проповедники пытаются доказать, что направлеше, ход и результаты общественного развития определяются сверхъестественной силой.

"Мусульманские деятели, как бы они ни высказывались за активное участие верующих в развитии производства и общественной жизни, не могут не считаться с одной из важнейших социальных идей ислама, что не люди творят историю, а сверъестественная сила, люди же не могут знать о результатах своей деятельности, о реальности целей, которые они перед собой ставят..." .

Журнал "Мусульмане Советского Востока" также стремится

подчеркнуть мысль о необходимости воспитывать детей ь^сламском

духе. Он отмечает, что в республиках Советского Востока "мусуль-

р мане воспитывают своих детей в духе... исламских традиций" .

Правоверных, уклоняющихся от обучения детей и внуков "религии истины", иные из служителей культа даже устрашают тяжкими карами на том свете. "1400 лет тому назад пророк указал мусуль-

1 Аширов Н. Эволюция ислама в СССР,и задачи атеистического

воспитания. - М.: Знание, 1974. - с. 17. р

* Мусульмане Советского Востока, 1971, № 1-2, с. 36.

манам обучать своих детей религии ислама, - говорилось в одной из пятничных проповедей в ноябре 1970 г. в Московской соборной мечети. - Эту миссию он возложил на родителей, которые должны обучать детей шариату. Это их прямая обязанность. Если же родители не сумеют обучить своих детей шариату, то Аллах накажет их... Обучать своих детей, невест и внуков исламской вере, соблюдению пятикратного намаза - это важнейшая обязанность каждого

мусульманина"

Если учесть, что эти призывы, одобренные ссылками на крупных исламских деятелей прошлого, падают на уже обработанную почву и обращаются преимущественно к представителям старших поколений, многие из которых стоят далеко не в начале своего жизненного пути, то будет понятно, что не всегда эти призывы проходят бесследно. Иные пожилые люди после прослушивания таких проповедей пытаются усиленно вляить на своих детей и внуков, готовя себе смену в рядах последователей ислама, а некоторые превращаются даже в своеобразных пропагандистов тех знаний, которые получены ими у служителей культа.

Социологические исследования религиозности населения, в частности, учащихся 8-Ю классов, проведенные в различных районах республики, показали, что подавляющее большинство людей, находящихся под влиянием религии, стали верующими в детские годы, приобщались к ней через семейное воспитание. Значительное, а подчас и решающее влияние на них оказали верующие дедушки и бабушки.

Необходимость последовательного выполнения указания В.И.Ле-

нина о том, что нужно "борьбу с религией поставить научнее" , тре-

Аширов Н., Эволюция ислама в СССР.и задача атеистического воспитания. - М.: Знание, 1974. -.с. 19.

* Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 54, с. 440.

бует того, чтобы атеистическая работа в районах традиционного распространения ислама проводилась с учетом эволюционных процессов, происходящих в религии.

В ходе исследования мы убедились и еще в одной детали: если школа не ведет систематической, последовательной научно-атеистической воспитательной работы с детьми, не находит правильных взаимоотношений с верующими родителями, то религиозное влияние оказывается решающим в формировании личности ребенка.

Для эффективного воздействия на мир ребенка педагогу важно знать специфику атеистической работы с детьми и родителями в многонациональной республике. Она состоит в том, что последние подвергаются двойственному воспитательному воздействию. С одной стороны, отрицательное влияние семьи, которая стремится удержать детей под влиянием религии, с другой, положительное воздействие школы, коллектива учащихся, пионерской и комсомольской организаций, всей нашей социалистической действительности.

Дагестан является самым многонациональным регионом в общесоюзном масштабе, и количество населения в нем увеличивается не только за счет естественного прироста, но и быстрого роста промышленности за годы Советской власти. Если к 1926 году население Дагестана составляло 774,1 тыс. человек, то за последние годы оно увеличилось в 2,1 раза и по состоянию на I января 1980 года составило 1648,8 тысячи человек.

Из них 657,4 тысячи человек (40 процентов) проживает в городах и рабочих поселках, 991,4 тысячи человек (60 процентов) -сельское население.

А национальном отношении в Дагестане представлены следующие нации и народности: агульцы 11,5 тыс., аварцы -416,61%^ даргинцы

246,9 тыс., лезгины 188,8 тыс., лакцы 83,5 тыс., кумыки 202,3 тыс., ногайцы 25,00 тыс., цахуры 14,0 тыс., азербайджанцы 64,5 тыс., табасранцы 71,7 тыс., русские 189,5 тыс., рутульцы 14,3 тыс., армяне 6,5 тыс., чеченцы 49,2 тыс., евреи 14,0 тыс., евреи горские 4,7 тыс., украинцы 6,9 тыс., белорусы 1,2 тыс., латыши 1,6 тыс., таты 7,4 тыс., татары 5,6 тыс. и другие национальности 9,5 тыс. человек" .

Все это убедительно говорит о том, что насколько сложное и специфичное методы и формы атеистического воспитания в школе и без того не разработанного до сих пор. Поэтому атеистическое восни-тание в многонациональной школе должно быть многоплановое, комплексное. Исходя именно из этого, КПСС и выдвигает для научного исследования комплексный подход к воспитанию детей и молодежи.

За последние годы в советской научно-атеистической и философской литературе появился целый ряд работ, в которых наряду с другими проблемами коммунистического воспитания поднимается вопрос о создании системы атеистического воспитания. В целом ряде работ дается определение понятия "система атеистического воспитания", указывается на его содержание, составные элементы.

Ученые-исследователи по-разному подходят к раскрытию понятия "системы атеистического воспитания", В.А.Черняк в книге "О преодолении религиозных пережитков'"1 и В.И.Евдокимов в статье "Атеистическое воспитание трудящихся в процессе строительства ком-мунизма" считают, что в "систему" входят содержание, формы и

1 Народное.хозяйство Дагестанской АССР за 60.лет СССР.
Юбилейный статистический сборник. М., 1981, с. II.

2 Черняк В.А..О преодолении религиозных пережитков. - Алма-
Ата, 1965. - с. 29.

-_ Евдокимов В.И. Вопросы научного атеизма. Вып. 4-5. - М.: Мысль, 1967.

методы. Н.Й.Губанов в статье "О понятии системы атеистического

воспитания" и П.Д.Селиванов в книге "Партийное руководство

р атеистическим воспитание^ рассматривают это понятие значительно

шире. И.А.Бевза в книге "Формирование научно-атеистических убеждений старшеклассников в процессе критики клерикального антикоммунизма" в понятие "системы атеистического воспитания" включает весь комплекс идейного воздействия на мир развивающегося человека.

Во всех определениях системы атеистического воспитания ценно то, что их авторы делают попытку свести воедино основные черты понятия "система атеистического воспитания". Важен сам подход к вопросу об определении понятия "система атеистического воспитания".

Наиболее полное определение, на наш взгляд, дает Н.И.Губанов, который считает, что "система атеистического воспитания представляет собой совокупность трех составных компонентов (подсистем): идейно-теоретическое содержание атеистической работы, организационные мероприятия, направленные на осуществление основных задач этой работы, методические формы и приемы.

Главным признаком в системе является взаимодействие между составляющими ее подсистемами и отдельными элементами .

В.И.Ленин, говоря о взаимосвязи и взаимозависимости явле-

. Губанов Н.И. Q-понятии "система атеистического воспитания. В кн.: Вопросы научного атеизма. - М.: Мысль, 1970, вып. 9, с. 29.

Селиванов П.Д. Партийное-руководство атеистическим воспитанием. - М.: Политиздат, 1978, с. 13.

Бевза А.И. Формирование научно-атеистических убеждений стар
теклассников в процессе критики клерикального антикоммунизма. -
Киев: НИИ педагогики, 1978. '

Губанов Н.И. Вопросы научного атеизма. Вып. 9. *.- М.: Мысль, 1970, с. 29.

ний в природе и обществе, писал, что "отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее" .

Значит, относительная самостоятельность отдельных систем и элементов дает богатые содержанием взаимосвязи.

Наше исследование поднимает вопрос о создании системы научного атеистического воспитания детей в многонациональной школе. Совершенствование и претворение в жизнь системы атеистического воспитания населения и, особенно, системы воспитания детей и подростков, - одно из программных требований КПСС в вопросах формирования коммунистического мировоззрения советских людей.

Однако, в педагогической науке проблема создания системы атеистического воспитания детей в многонациональной школе, как одного из необходимых компонентов всей системы атеистического воспитания школьников, в том числе, пока полностью не раскрыта. Она требует своего специального решения.

Частично вопросы создания системы атеистического воспитания детей и индивидуальная работа с ними поднимались в докторских диссертациях А.Н.Алексеева , М.Е.Дураноиа и А.В.Иванченко, в кандидатских диссертациях В.И.Чамлера, М.М.Зайковой, Г.Г .Быковой, Н.М.Нетылько, М.Е.Дуранова, А.С.Дубровки, Б.Ф.Танасия, М.Р.Рад-жабова, М.Абдуллаева, И.А.Макатова, В.П.Дзагуровой.

Профессор А.Н.Алексеев свою докторскую диссертацию назвал "Советская 8-летняя школа и проблема атеистического воспитания

детей и подростков" .

Ленин В.И. К вопросу о диалектике. - Поли. собр. соч., т. 29. с. ,318.

2 Алексеев А.Н. Советская восьмилетняя школа и проблемы атеистического воспитания детей и подростков. - М.: Пед.ин- т. им. В.И.Ленина, І964-.

Это - одно из самых фундаментальных исследований последних лет по вопросам атеистического воспитания советских школьников. Хотя диссертация и не носит названия "системы атеистического воспитания школьников", но в ней полно и всесторонне рассмотрены почти все необходимые компоненты, входящие в систему.

В диссертации раскрыт широкий круг вопросов, стоящих перед советской школой, учителем, воспитателей, классным руководителем, пионервожатым по организации научно-атеистической работы, намечены пути и средства, способствующие атеистическому воспитанию учащихся на уроках, даны методические разработки для проведения внеклассных и внешкольных мероприятий, указаны формы работы с семьями и родителями по месту жительства.

Однако, большой круг вопросов, затронутых в исследовании, не позволил ученому поднять и всесторонне рассмотреть проблему специфики воспитания детей в многонациональной школе. Не рассматривается этот аспект специально в докторских диссертациях А.В.Иванченко и Л.В.Сенчило.

I ?

В кандидатских диссертациях В.Й.Чамлера, Г.Ф.Танасияс

наиболее полно раскрыта индивидуальная работа с семьями верующих, исследуется специфика работы с семьями и их детьми, : глубоко изучена, религиозная среда и религиозная литература, показаны пути воздействия верующих родителей на детей, установлена типология и категории религиозности учащихся, но в названных исследованиях не рассмотрена специфика воспитания детей в многона-

Чамлер В.И. Атеистическое воспитание учащихся подростков из семей баптистов и пятидесятников. М.: Институт содержания и методов обучения АПН СССР, 1967.

. ТанасийГ.Ф. Особенности научно-атеистического воспитания учащихся из семей сектантов. - М.: МОПИ им. Н.К.Крупской, 1970.

циональной школе.

I ?

В кандидатских диссертациях М.Е.Дуранова , М.М.Зайковой ,

г h 5

Г .Г. Быковой , А.М.Нетылько , А.С.Дубовка рассматривается вопрос индивидуальной работы с детьми из семей верующих как часть их исследований.

Авторы не ставили цель дать систему атеистического воспитания учащихся в многонациональной школе и с верующими родителями, поэтому их исследования не содержат изложения данной проблемы в полном объеме.

Д.А.МейкшанЕ исследует отношения учащихся к религии, рассматривает некоторые пути воспитания воинствующих атеистов и раскрывает отдельные компоненты системы атеистического воспитания

детей из семей верующих. В кандидатской диссертации Л.Я.Кирил-

ловой рассмотрены основные причины проявления религиозности у

1 Дуранов М.Е. Научно-атеистическое воспитание в процессе

внеклассной работы учащихся 8-летней школы. - Челябинск, Кн-е

изд-во, 1964-.

Зайкова М.М. Атеистическое воспитание учащихся в системе -

работы классного руководителя 5-8 классов. - Тюмень, Кн-е изд-во,

1966. . .

3 Быкова Г.Г. Формирование научно-атеистических убеждений

у подростков. - Киев, 1966.

Нетылько A.M. Атеистическое воспитание учащихся старших

классов во внеклассной работе. - М.: 1963.

Дубовка А.С. Атеистическое воспитание младших школьников. -

М.: 1965. . .

Кириллова Л.Я. Генезис индивидуального.сознания у детей и подростков и атеистическая работа, с верующими. - М.: 1968.

Мейкшан<гА.Д. Методы выявления от ношения, учащихся к религии и воспитание воинствующих атеистов. - М.: 1965.

детей и пути их преодоления, т.е. исследован один из важных, но частных вопросов системы атеистического воспитания учащихся.

Другие кандидатские диссертации и опубликованные научные работы представляют серьезные исследования проблемы научно-атеистического воспитания в процессе преподавания отдельных предметов, во внеклассной работе, в работе классных руководителей в атеистическом воспитании с учетом местных условий и национальных традиций .

Проблема создания системы атеистического воспитания учащихся в многонациональной школе и в семьях верующих, методы и формы работы с ними не решены полностью и в смежных с педагогикой науках: психологии, социологии, философии, научном коммунизме.

Учитывая актуальность данной проблемы, недостаточную ее разработанность в педагогической и смежных с педагогикой науках, мы избрали этот вопрос предметом нашего исследования.

Методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, постановления ЦК КПСС и Советского правительства о религии и церкви. В них изложена стратегия и тактика преодоления религиозных пережитков в сознании людей. В ходе исследования широко также использовалось наследие атеистов ленинской школы: Н.К.Крупской, М.И.Калинина, И.И.Скворцова-Степанова, П.А.Красикова, Е.М.Ярославского, М.Н.Никольского, Т.В.Плеханова, И.Ф.Арманд, которые внесли большой вклад в дальнейшую разработку школьного научного атеизма.

- Аширов Н. Современный ислам и молодежь. - М.:.Знание, 1972, с. 62 . Манатов И.А. Атеисты в наступлении, -г М.: Советская Россия, 1978, с. 143 . Молодежь и атеизм. Сб. ст. Ред. И.А.Галицкая и др. - М.: Мысль, 1971, с. 49

Научную ценность в вопросах изучения и формирования личности, свободной от религиозных убеждений и предрассудков, представляют работы советских философов: А.П.Каждана, М.П.Мчед-лова, Л.И.Клибанова, Ю.П.Францева, А.И.Крывелева, И.Д.Панцхва-лы, Д.М.Угринович, Л.Н.Митрохина, Г.Л.Смирнова, Л.К.Теплякова, В.Р.Букина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выгодского, В.Г.Ананьева, И.СГордиенко, В.Н.Мясищева, П.М. Якобсона, Н.Р. Добрынина, А.Г.Ковалева, В.В.Богословского и др.

В научной разработке проблемы нами использовались опубликованные работы педагогов: Н.Г.Гончарова, Е.И.Перовского, А.Н. Алексеева, С.Е.Ривеса, В.Н.Федоровой, И.И.Огрызко, К.Д.Родиной, В.Л.Сенчило, А.В.Иванченко и др. Определенный вклад в создание системы атеистического воспитания школьников внесли исследования В.А.Сухомлинского, З.С.Ахмерова, Л.А.Шишкаловой, Н.С.Воробьева, В.А.Олисовой, З.Г.Воинковой, А.В.Ранневой, Л.В.Сгурской и др.

Изучив произведения классиков марксизма-ленинизма, исследования советских и отчасти зарубежных философов, педагогов, психологов и социологов, мы определили грани своего исследования и поставили перед собой цель: создать труд "Атеистическое воспитание учащихся в многонациональной школе на материалах критики религиозной морали и религиозного мировоззрения". Проверить эффективность нашей работы на опыте школ Ахтынского, Магарамкентского, Табасранского и Дербентского районов Дагестанской АССР.

Цель, поставленная нами в ходе исследования, определили задачи нашей научной работы:

- изучить состояние проблемы атеистического воспитания учащихся в многонациональной школе в педагогической науке и в школь-

ной практике, выяснить специфику работы с учащимися в многонациональной школе, изучить пути религиозного влияния на учащихся и наметить комплекс атеистических мероприятий б работе со школьниками, испытывающими на себе религиозное влияние в семье и на улице;

проверить опытным путем разработанные нами мероприятия, включая экспериментальный факультативный курс по научному атеизму для учащихся 9-Ю классов, в школах Ахтынского и Дербентского районов Дагестанской АССР;

разработать отдельные методы работы с учащимися в многонациональной школе и с их родителями, привлекая для этой деятельности широкий атеистический актив и школьные ученические организации.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза. Сущность последней сводилась к следующему: если в школе в учебно-воспитательном процессе будут осуществляться принципы единства целей и задач, содержания, форм и методов атеистического воспитания учащихся, если в процессе атеистического воспитания будет обеспечиваться единство всех влияний (школы, окружающей среды, общественности) на религиозную семью и их детей, если в работе с учащимися многонациональной школы и семьей будут в комплексе использоваться коллективные и индивидуальные формы мировоззренческого воздействия на них, то при этих условиях: во-первых, верующие родители, молодежь, ранее подверженная религиозному влиянию, получая систематическую целенаправленную научно-атеистическую информацию, рассеят свои религиозные иллюзии и станут на путь отрицания религии, во-вторых, у учащихся в многонациональной школе будет формироваться прочные научно-атеистические мировоз-

зрения, в-третьих, сократится процесс воспроизводства числа верующих за счет детей из религиозной семьи с многонациональным составом населения.

В процессе реализации выдвинутых целей и задач нами использовались самые различные методы исследования:

  1. Теоретические методы, куда входило изучение литературы по исследуемой проблеме. Нами изучены труды основоположников марксизма-ленинизма, материалы съездов, пленумов, постановлений ЦК КПСС, литература по философии, по проблемам истории атеизма, религии и церкви, архивные и неопубликованные материалы и документы по атеизму, по религии ислама в Дагестане и в целом по стране, периодическая печать: журналы "Воинствующий атеизм", "Наука и религия", серия книг "Атеистические чтения" и газетные материалы.

  2. Проведена опытно-практическая работа. В связи с этим нами проведено 5 районных смотров-конкурсов на лучшую постановку атеистической работы в школе (всего обследовано 97 школ), выставки по атеистическому воспитанию школьников. На районные и кустовые выставки представлялись такие материалы: уголки атеиста, стенды на атеистическую тему, методические разработки различных мероприятий, планы работ кружков, клубов "Юный атеист", доклады, материалы радиогазет и другие материалы, выполненные школьными коллективами.

В системе проводились школьные, кустовые, районные научно-практические и методические конференции по вопросам атеистического воспитания учащихся. Ими охвачено около 1500 учителей.

В ходе исследования нами посещено 74-9 уроков и внеклассных

мероприятий с целью выявления и определения эффективности наших рекомендаций по атеистическому воспитанию учащихся в многонациональной школе.

3. Проведено детальное изучение школьной документации. В
ходе изучения нами дан научно-педагогический анализ отчетам дирек
торов средних и восьмилетних школ (всего проанализировано 103
отчета), изучено 67 протоколов педагогических советов, 123
учебно-воспитательных плана работы школ за последние 5 лет. С
целью подготовки к атеистической работе специалистов-педагогов

и воспитателей нами регулярно проводились семинары директоров, заместителей директоров, организаторов по внеклассной работе, организаторов атеистического воспитания школьников. Семинары проводились регулярно І раз в учебную четверть, в течение 5 лет. В системе, 2 раза в месяц, проводились семинарские занятия с учителями тех школ, в микрорайоне которых имеются церковь или молитвенный дом, мечеть, с охватом 4-13 слушателей (учителей, руководителей школ и их заместителей).

4. Регулярно велась научно-просветительная атеистическая
воспитательная работа педагогических коллективов школ с родите
лями, бабушками и дедушками: лекции, групповые и индивидуальные
беседы, атеистические и художественные чтения, просмотр диафиль
мов. К данной работе, как правило, привлекались не только учите
ля, классные руководители, пионервожатые, но и старшие школьники.

В исследуемом нами аспекте создавались родительские лектории по атеизму при средних и восьмилетних школах. В атеистической воспитательной работе широко применялксь наглядность: уголки "Юных атеистов", стенные газеты, радиогазеты в целях создания атеистической атмосферы в школе.

Сегодня все средние и восьмилетние школы опытного района имеют уголки атеистов, регулярно выпускают стенные атеистические газеты и радиогазеты, организуют выставки и стенды, широко используют радио, телевидение, кино, книги в целях научно-атеистического воспитания.

В процессе опытной работы нами широко использовались методы сравнительного анализа и конкретно-социологических исследований. Последние позволили нам глубоко изучить среду в микрорайонах многонациональных школ, конкретную религиозную обстановку в семьях учащихся, определить степень научно-атеистической зрелости учителей, родителей, школьников, отношение классных коллективов и отдельных учащихся к верующим детям и их родителям, готовность учащихся вести атеистическую пропаганду среди учащихся и родителей в многонациональных районах.

В процессе работы проводилось:

а) исследование среди родителей учащихся. Былфзучено
отношение к атеизму и религии 443 родителей;

б) в течение всего исследования велись монографические,
длительные наблюдения за верующими родителями и их детьми в
многонациональных районах. Под постоянным "негласным" наблю
дением находилось 247 верующих и 43 религиозных семьи и их дети.
С последними велась постоянная, строго продуманная, высоконрав
ственная научно-атеистическая воспитательная работа.;

в) изучался уровень атеистической подготовки учителей, их
готовность вести атеистическую работу среди учащихся и верующих
родителей многонациональных микрорайонов своих школ.

Учителями, воспитателями велись наблюдения за поведением верующих учащихся, обучающихся в многонациональных районах, за их

идейным ростом, за формированием их атеистической убежденности. Объектом исследования были с 1973 по 1977 гг. 134-37 учеников, с 1978 по 1983 гг. 13389 школьников.

В плане использования социологических методов исследования широко применялись групповые и индивидуальные беседы с учащимися на атеистические темы. Эти беседы, согласно планам школ и классных руководителей, велись продуманно с использованием косвенных методов влияния, с применением наглядности, атеистических и художественных средств воздействия.

Продуманно строилась индивидуальная работа с верующими учащимися классные руководителей, старших школьников, комсомольцев, пионеров, слушателей факультативного курса по атеизму со веет детьми в многонациональной школе и с их родителями. В указанных целях использовались внеклассные и внешкольные мероприятия, клуби "Юных атеистов", кружки "Юный химик", "Юный натуралист" и многие другие.

5. Экспериментальная работа часто сводилась к составлению методических разработок по научному атеизму и практическому применению на уроках и во внеклассной работе, к разработке и опытной проверке программ факультативного курса по научному атеизму для учащихся 9-Ю классов, к привлечению учащихся и слушателей в многонациональной школе, к созданию районного кабинета по научному атеизму и атеистического совета при нем для координации всей атеистической работы с учащимися в многонациональной школе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ

Экспериментальная работа проводилась в течение тринадцати лет. Она охватила с 1970 по 1983 год: . Особенно активно исследование проводилось последние семь лет, т.е. с 1977 по 1983 годы. В эти годы мы выяснили причины, характер и формы проявления религиозности детей в многонациональной школе, накапливали фактический материал, изучали литературу по атеизму, религии и церкви.

С 1975 по 1980 гг. нами проводилась экспериментальная работа: исследовались пути и формы эффективного воздействия предлагаемых в многонациональной школе, анализировались и обсуздались со специалистами результаты исследования, намечались дальнейшие пути воспитания учащихся. Для достижения поставленных целей использовались различные методы и приемы: проводились социологические исследования. В них входили сочинения учащихся целевого назначения, типа "Мое отношение к религии", давались письменные ответы на вопросы, практиковались индивидуальные и групповые беседы с учащимися, велись длительные наблкдения за практической деятельностью церковников, изучалась их методика "улавливания человеческих душ".

Первичный анализ полученных данных подтвердил в принципе правильность нашей гипотезы.

Следующий этап: обобщение всей исследовательской и экспериментальной работы, уточнялись, сравнивались и проверялись данные, полученные на предыдущих этапах исследования, публиковались статьи и материалы будущей диссертации в педагогических изданиях. В ходе исследования мы не только изучали, фиксировали и

накапливали по крупицам положительный материал, но и внедряли полученные результаты в практику работы школ, несли их на производство.

Так, к примеру, рекомендации по атеистическому воспитанию учащихся на уроках и во внеклассной работе в многонациональной школе были направлены во все школы Ахтынского и Дербентского районов. Они широко использовались учителями в практической деятельности. На базе двух средних школ Ахтынского и Дербентского районов создавалась система атеистического воспитания детей в многонациональной школе со всем комплексом мероприятий.

В этих школах был впервые введен экспериментальный факультативный курс по основам научного атеизма для учащихся 9-Ю классов. После опытной проверки этот курс был введен в восьми средних школах района.

Районный кабинет по научному атеизму и совет, действующий при нем, стали координирующим центром всей научно-атеистической работы в районе. В кабинете проходят районные атеистические семинарские занятия, действует постоянный лекторий, проводятся районные атеистические выставки, которые посещают учителя, руководитехи школ, пионерские и комсомольские вожаки и школьные библиотекари.

Нами создана система учебы директоров и их заместителей, организаторов по внеклассной работе и атеистического воспитания учащихся, учителей в целях эффективной атеистической воспитательной работы среди учащихся. С 1979 года под руководством исследователя в районе приступил к работе народный университет научно-атеистических знаний, который посещают учителя, классные руководители, библиотекари, пионерские вожатые и др.

В результате проведенных мероприятий среда, окружающая уча-

щихся, стала более атеистической. Об этом говорят следующие факты и цифры: за годы проведенного исследования на 19,5% сократилось число верующих детей в школах с многонациональным составом, в церквях и молитвенных домах нет случаев венчаний. Этот обряд полностью вытеснен обрядом торжественного бракосочетания в Домах счастья. Многие другие религиозные обряды вытеснены новыми обрядами, традициями, праздниками. Широко, например, во многих районах проводятся "День садовода", "День косаря", "День культуры села", "Праздник цветов", "Праздник весны" (4Яран сувар"), День чабана" и др.

Многие верующие, в том числе и учащиеся, заняли активную жизненную позицию. Они включились в общественную деятельность, стали постоянными посетителями массовых мероприятий: кино, торжественных собраний, конференций. Чего не наблюдалось ранее.

За последние годы религиозность в исследуемых районах с многонациональным составом снизилась на 0,9%. По отдельным селам процент снижения гораздо выше. Так, по селам "Луткун", "Советское" религиозность населения снизилась на 9,3%. Мы пришли к таким выводам на основании полученных результатов исследования среди родителей и учащихся, а также наблюдений за их жизнью, общением с трудовыми и ученическими коллективами; снизилась посещаемость религиозных организаций: мечетей, молитвенных домов, православных и католических церквей.

I) Путем системы эффективных методов и организационных форм воспитательной работы, а главное, идейным, научным содержанием мы сумели добиться того, что многие дети в поселке "Огни" с многонациональным составом населения порвали полностью с религией, в результате совместной деятельности школы, общественных

организаций, производственных коллективов 29 учащихся из 136, подверженных религиозному влиянию, стали атеистами.

2) Во многих семьях родители сократили до минимума религиозное влияние на своих детей, значительно реже применяют методы насилия и принуждения к своим детям, меньше стали препятствовать вступлению их в школьные ученические организации и дружбе с детьми из семей неверующих.

Так, в Дербентском районе с многонациональным составом населения, где на учащихся оказывали большое религиозное влияние, в результате проведенных мероприятий значительно сократилось число верующих учеников. Опираясь на приобретенный опыт, учителя ведут систематическую воспитательную работу. В начале эксперимента многие родители оказывали религиозное влияние на своих детей. Теперь же положение изменилось в сторону сокращения этого влияния на 71 %.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОПАГАНДА И ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МАТЕРИАЛОВ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ.

Диссертационное исследование было подвержено широкому апробированию посредством выступления автора с докладами и сообщениями перед учителями, руководителями школ, комсомольскими и партийными секретарями школьных партийных и комсомольских организаций, выступлениями на конференциях и семинарах, проводимых республиканским отделом народного образования, горкомом и обкомом партии.

Автор диссертации по результатам исследования выступал в местных, областных и республиканских газетах, в статьях, раскры-

вающих опыт научно-атеистического воспитания детей, подростков и молодежи. Автор диссертации сам организовывал и проводил совещания с педагогическим активом: учителями, пионерскими вожатыми, библиотекарями школьных библиотек, с руководителями детских секторов дворцов пионеров и школьников.

Апробация проведенного исследования проводилась в форме чтения спецкурса по истории атеизма и реакционной сущности религии и церкви в истории развития общества. Учитывая специфику работы с населением региона - в основном мусульмане, значительная часть из них проповедует ислам, особое внимание уделялось критике ислама, не упускались , конечно, и другие религиозные направления.

Апробировалась работа и посредством публикации статей. Автором опубликовано несколько статей. Среди них статья в ж. "Советская педагогика" - "Опыт атеистического воспитания в условиях многонационального Дагестана", в ж. "Народное образование" -"Опыт атеистического воспитания в условиях многонациональной школы", в ж. "География в школе" - "Краеведческий материал как средство атеистического воспитания учащихся на уроках географии". Печатались статьи и в местных сборниках научных работ.

НАШШ НОВИЗНА РАБОТЫ

Научная новизна диссертации состоит в раскрытии и содержательном анализе ма лора з работа иного вопроса, связанного с научно-атеистическим воспитанием учащихся в многонациональной школе. Кроме этого основного аспекта, соискатель впервые разработал, проэкспериментировал и внедрил в практику многонациональной школы систему подготовки учителя и воспитателя, в широком смысле

этого слова, к научно-атеистической воспитательной работе с детьми из многонациональных семей верующих различным религиям, составил для учащихся 9-Ю классов сельских школ и учителям при ЮТ программу факультативного курса по научному атеизму, проверил ее опытным путем и внедрил в практику учебно-воспитательного процесса в школах с ыногонационам составом учащихся. Изучив методику религиозного воздействия сектантов и мусульманского духовенства на мир детей, диссертант предлагает свои проверенные многолетней педагогической практикой пути, формы, средства, методы и содержание научно-атеистического воспитания.

Структура и основное содержание работы

Логика исследования нашла свое отражение в структуре диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Во "Введении" обосновывается выбор и актуальность избранной темы, анализируется состояние изученности темы, определяется ее новизна и практическая значимость, формулируются цели и задачи исследования, освещаются вопросы методологии и дается анализ литературы и источников.

Первая глава - "Методологические основы и психолого-педагогические особенности научно-атеистического воспитания учащихся в многонациональной школе" - посвящена идеологической и организационной деятельности религиозного сектантства, священнослужителей мусульманской религии, в особенности, их пагубного влияния на детей и родителей. В ней дается научно-атеистический критический анализ содержанию, формам и методам религиозной пропаганды в мно-

гонациональной школе.

Во второй главе - "Специфические особенности идейно-политической и научно-атеистической воспитательной работы с учащимися школ с многонациональным составом" показываются специфические особенности многонациональной школы в научно-атеистическом воспитании учащихся. Раскрываются пути и формы подготовки учителя к научно-атеистической воспитательной работе с детьми и их родителями: лекции, семинары, подготовка докладов и сообщений, конференции, использование наглядности во всей многогранной деятельности. В системе подготовки учителя к работе с верующими в многонациональных районах диссертант выделяет три основных направления: идеологическая работа, психологическая и методическая стороны этого процесса. Автором разработана программа научно-атеистического факультатива для старших школьников, раскрыта методика ее осуществления на практике, даются результаты научных наблюдений и приводятся рекомендации по ее внедрению в учебно-воспитательный процесс многонациональной школы.

В последнем параграфе второй главы автор раскрывает массовые и групповые (кружковые) формы, указывает на пути и средства научно-атеистического воспитания учащихся в многонациональной школе. Обосновывает эффективность воспитательного воздействия на учащихся.

На материале богатых социологических исследований диссертант показывает духовный рост и развитие трудящихся и школьников многонационального региона под воздействием изменения социальных условий жизни, роста культуры, развития науки и образования в нашей стране. Все это дается на примере жизни и быта трудящихся

и их детей исследуемого региона. В главе дается система индивидуальной работы с детьми из семей верующих, как решающий фактор воспитания воинствующих атеистов с детских лет. Приводятся группы учащихся, имеющие различную степень атеистической убежденности.

В конце каждой главы даются соответствующие выводы. В заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшей разработки данной проблемы.

Похожие диссертации на Атеистическое воспитание учащихся многонациональной школы