Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна

Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова
<
Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна. Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2008.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1220

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Духовно-нравственное воспитание школьни ков средствами литературного творчества как педагогическая проблема 14-79

1.1. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников на произведениях литературы 14-30

1.2. Педагогическая сущность и этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова 30-51

1.3. Анализ практики использования произведений Расула Гамзатова в духовно-нравственном воспитании школьников 51 -78

Глава 2. Организация процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием этнокультурного потенциала произведений расула гамзатова 79-178

2.1. Моделирование процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова 79-118

2.2. Практико-технологическое обеспечение процесса духовно- нравственного воспитания с использованием этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова 119-157

2.3. Экспериментальная проверка модели духовно-нравственного воспитания с использованием этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова 157-178

Заключение 179-181

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях общественно-политических и социально-экономических преобразований в нашем государстве России нужна система образования, ориентированная на вхождение в мировое образовательное пространство, позволяющая сохранить духовно - нравственные и культурно - исторические традиции отечественного образования и воспита-ния, сформированные как в дореволюционный, так рі в советский, и современный периоды его развития. На сохранение духовно - нравственного потенциала в воспитании подрастающего поколения ориентируют такие основополагающие документы, как выступление президента РФ "О стратегии развития России до 2020 года", Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования и др.

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, беспризорности, оккультизма и т. д.), и проблем воспитания такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

О решающей роли духовно-нравственного воспитания в развитии и формировании личности говорили выдающиеся мыслители, просветители, философы и педагоги всех времен и народов. Так, важным в жизни каждого человека Сократ считал познание того, что такое добро и зло. Природные задатки, развитие навыков и разум - таковы у Аристотеля источники духовно-нравственного воспитания. К важнейшим чертам нравственности Ян Амос Коменский относил религиозность, гуманность, культуру поведения, трудолюбие, благожелательность, щедрость, готовность делать людям добро. В педагогике, в нравственном воспитании Джон Локк исходил из решающего

4 влияния среды на человека, призывал сочетать строгость и любовь к ребенку при его воспитании. Жан Жак Руссо нравственность детей видел в побуждении их к добрым чувствам и поступкам, свои педагогические взгляды он вы-разил в романе-трактате «Эмиль, или о воспитании». В основе нравственного воспитания Иоганна Генриха Песталоцци лежит связь обучения с воспитанием и развитием (развивающее обучение), а также связь педагогики с пеп-хологией. Большое внимание нравственному воспитанию уделяли в дореволюционной России такие демократы как, А.Н. Радищев, А.Н. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.

Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в ис
следованиях таких русских педагогов, психологов и философов, как
В.Л.Беляева, Н.А.Бердяев, П.П.Блонскпй, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель,
З.В.Видякова, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафі,

В.М.Меньшиков, А.Н.Острогорский, Н.И.Пмрогов, М.М.Рубинштейн, К.Д.Ушинский и др.

В трудах современных учёных таких, как К.А.Абульханова-Славская, Е.П.Белозерцев, З.Т. Гасапов, И.Ф.Гончаров, С.Ф.Иванов, Д.М., Маллаев, В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков и др., уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания, как воспитания, формирующего внутренний мир личности.

Е.И.Власова, И.Ф.Гончаров, Н.Д.Никандров, Л.Н.Погодииа и др. связывают духовное воспитание личности с традиционной народной культурой. В трудах Г.Н. Волкова, М.С.Жирова, М.А.Никитиной, М.Ю.Новицкой, Н.М.Соколышковой, Т.Я.Шпикаловой, и др. представлено духовно-нравственное воспитание средствами народной педагогики. Г.Н. Волков вывел систему духовно-нравственного формирования детей и молодежи на основе этнопедагогических идей.

О духовно-нравственном потенциале народной педагогики немало сказано в трудах ученых Адыгеи, Азербайджана, Бурятии, Средней Азии, Татарстана, Чувашии, Якутии и др. Известные дагестанские ученые У.Б. Далгат,

5 А.К. Дибиров, P.M. Магомедов, А.Ф. Назаревич, и др. проделали большую работу по исследованию культуры, традиций, обычаев дагестанских народов и выявлению их роли в различных сферах жизни.

Дагестанские ученые - педагоги Б.Ш.Алиева, М.А. Асельдеров, З.М. Маюмедова, А.М Магомедов, Ш.А. Мирзоев, Т.Г. Саидов, Р.Н. Омарова, P.M. Пашаева, З.Я. Якубов, и др. в своих трудах раскрыли возможности и пу-ти использования народной педагогики в различных направлениях воспитательной работы в школе.

Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Д.С.Лихачёва, Ю.Г.Круглова, Т.В.Ефимовой, Г.И.Магомедова, В.Ю.Троицкого, Ч.С.Юсуповой и др.

Значительный вклад в раскрытие проблемы духовно-нравственного воспитания средствами художественной культуры и художественной литерату-ры внесли в своих работах такие учёные, как М.М. Байрамбеков, Г.И. Беленький, И.С. Збарский, В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, Н.Я. Мещерякова, И.М. Раджабов, Т.Я. Шпикалова, Е.В. Шорохов и др.

Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин вообще и литературы в частности достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и д} ховных качествах, присущих людям. Вместе с тем различные направления урочной и внеурочной работы по литературе, внеклассная и внешкольная деятельность помогают формированию нравственных качеств личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие школьника «питается» важнейшими, необходимыми источниками. Это позволяет формировать у учащихся многообразие чувств и суждений, расширить круг их общения с другими людьми, с миром литературы, истории и искусства, учить правильному отношению к другим людям: милосердию, любви, великоду-

шию, мужеству, трудолюбию, терпимости, простоте, стремлению познать истину.

Однако, несмотря на повышенный интерес к проблеме, пути использо-

вания потенциала народной педагогики, в частности духовно-нравственного потенциала народной педагогики, отраженной в художественных произведениях выдающихся поэтов и писателей, определены недостаточно. Это касается и этнокультурного потенциала творчества Народного поэта Дагестана Расула Гамзатова.

О жизни и творчестве Расула Гамзатова написаны и изданы книги известных литературоведов: КАбукова, В. Дементьева, В. Огнева, С.Хайбулаева К. Султанова и др. О нем сняты документальные и телевизионные картины такие, как «В горах мое сердце», «Кавказец родом из Цада», «Белые журавли», «Расул Гамзатов и Грузия» и др. По его произведениям сняты художественные фильмы «Горянка» и «Сказание о храбром Хочбаре».

В нашей стране и более чем 70 странах мира опубликованы такие широко известные произведения поэта, как "Мой Дагестан", "Горянка", "Разговор с отцом", "Год моего рождения", "Остров женщин", "Слово о старшем брате", "Дагестанская весна", "Солдаты России", "В горах мое сердце", "Высо-"' кие звезды", "Четки лет", "Две шали", "Письмена" и многие другие. Дагестан, его люди, история, традиции, ценности, легенды и предания стали известны всему миру благодаря Расулу. Его философия была философией добра, его поэзия была поэзией любви, и именно поэтому они стали близки и дагестанцам, и кубинцам, и индусам, и англичанам, и россиянам, и многим другим народам, которые еще при жизни поэта получили счастливую возможность прочесть его произведения в переводе на свои языки.

Творчество Р.Г. Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа. Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую и мировую литературу. Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности, они отмечены не только жанровым мно-

7 гообразием, оригинальностью, но и глубиной мысли и чувств. Творческая и общественная деятельность Р.Г. Гамзатова была пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом, поддерживал его усилия по сохранению мира и согласия в обществе, братской дружбы дагестанцев со всеми народами Российской Федерации.

По творчеству Расула Гамзатова проведен ряд научных исследований, написан ряд литературоведческих диссертаций. Однако трудно найти среди этих исследований работы педагогической направленности, хоть в какой-то мере позволяющие целенаправленно выявлять, осмысливать, понимать и использовать в учебно-воспитательном процессе колоссальный этнокультурный потенциал, сконцентрированный в произведениях поэта, направленный на формирование морально-этического облика настоящего человека.

Анализ материалов исследования, литературоведческой, художественно-
публицистической, психолого-педагогической литературы, учебно-
воспитательного процесса школ республики позволяет выделить противоре-
чия
между: *'

необходимостью духовно-нравственного воспитания личности современного школьника и недостаточным использованием возможностей этнокультурного потенциала произведений великого поэта в учебно-воспитательном процессе;

углублением интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования и неразработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне с учетом этнокультурного потенциала произведений литературы;

Таким образом, актуальность избранной темы исследования заключается в необходимости формирования и развития у учащихся общественно значимых идеалов и ориентиров, востребованных для воспитания нравственно развитой и духовно богатой личности в процессе использования этнокуль-

8 . турного содержания, методов, приёмов и средств воспитания человека. Отсюда обусловлен выбор темы нашего исследования — «Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова»." Этот выбор объясняется еще и гем, что' методика изучения творчества Расула Гамзатова с уклоном на воспитание нравственности не получила должного освещения в работах дагестанских методистов.

Исходя из сказанного, можно выделить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного использования этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова в духовно-нравственном воспитании современных школьников.

Объект исследования — процесс духовно-нравственного воспитания
школьников на уроках и внеклассных мероприятиях по литературе. V

Предмет исследования — содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова.

Цель исследования - выявление путей и средств системного исгтользо-вания этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова в учебной и внеклассной работе в целях повышения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания школьников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что духовно-нравственное воспитание школьников будет успешным, если:

-выявлен и использован в урочной и внеурочной деятельности ценностный этнокультурный потенциал произведений Народного поэта Дагестана Расула Гамзатова;

-учтены национально-региональные особенности социокультурного окружения школы и системы культурологического образования школьников для построенрія их социально значимой деятельности;

-подготовлены и применяются методические рекомендации по использованию этнокультурного потенциала произведений поэта и писателя Расула

9 Гамзатова в урочной и внеклассной работе по литературе в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа этнопедагогического подхода к творчеству Народного поэта Расула Гамзатова определить этнокультурный потенциал произведений Дагестана Расула Гамзатоваизведений, целесообразный для духовно-нравственного воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности по предмету литература;

  2. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе изучения произведений Расула Гамзатова;

  3. Разработать методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию школьников в процессе изучения произведений Расула Гамзатова.

Теоретическую базу исследования составили:

философско-психологические положения о сущности человека, о его духовном становлении в культурно-историческом пространстве (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, И.А.Ильин, А.И.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

психолого-педагогические положения о закономерностях и особенностях духовного развития детей школьного возраста (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.);

гуманистические концепции, основанные на аксиологическом и культурологическом подходах к воспитанию (Е.П.Белозерцев, В.А.Беляева, Е.В.Боыдаревская, Т.И.Петракова, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинскгш, Н.Е.Щуркова и др.).

Методологический основой диссертации является положение современной педагогики, психологии, методики и литературоведения, предполагающие учет нравственной направленности отечественного литературного процесса, национального своеобразия дагестанской литературы, как яркого

10 выразителя духовно-нравственного потенциала народов многонациональной республики и отечества.

Методы исследования: теоретический (изучение педагогической, эт~ нопедагогической, методической, -литературоведческой литературы); социо-лого-педагогический (анкетирование, беседы с учителями и школьниками, наблюдения над учебным процессом и внеклассной работой, анализ устных и письменных ответов учащихся); экспериментальный (проведение несколько этапов эксперимента: констатирующий и обучающий); статистический (количественный и качественный анализ результатов эксперимента).

Экспериментальная база исследования - общеобразовательные учебные заведения: средние школы №№4,10; лицеи №№5,38,39 г. Махачкалы Республики Дагестан. Исследованием охвачено 14 учителей дагестанской литературы, 156 учащихся 5-11 классов.

Работа осуществлялась в течение 6 лег и прошла следующие этапы исследования:

  1. Теоретический (2002 - 2004 гг.). В этот период был накоплен эмпирический материал через включение учителей и школьников в экспериментальную программу по дагестанской литературе, проведён отбор произведений Расула Гамзатова и сравнительно-сопоставительный анализ их содержания, методики духовно-нравственного воспитания на произведениях литературы, сформирован понятийно-терминологический аппарат, определены проблема, цель, задачи и гипотеза исследования.

  2. Опытно-экспериментальный (2004 - 2006 гг.). Углублённое изучение георетико-мегодических основ проблемы духовно-нравственного воспитания, определение форм и методов деятельности, способов диагностирования уровня сформированное духовно-нравственных качеств школьников в ходе урочной и внеурочной деятельности, проведение констатирующего эксперимента, подготовка публикаций по теме исследований.

  3. Заключителыю-обоби^аюгций (2006 — 2008 гг.). Апробация основных положений исследования, систематизация, обобщение и оформление резуль-

татов исследования, подготовка диссертационной работы к защите. Внедрение результатов исследования в практику ряда общеобразовательных учреждений.

Научная новизна исследования заключается:

-в представлении теоретически обоснованной и экспериментально проверенной системы работы по формированию у дагестанских школьников нравственных идеалов в процессе изучения творчества Расула Гамзатова с учетом этнокультурного потенциала его произведений;

-в выявлении педагогических условий духовно-нравственного воспитания школьников на уроках и во внеклассной работе по дагестанской литературе в процессе изучения произведений Расула Гамзатова: определено содержание, формы, методы и средства урочной и внеурочной деятельности, оптимизирующие духовное и нравственное становление школьников;

-в определении педагогических условий эффективного использования возможностей учебно-воспитательного процесса для духовно-нравственного воспитания школьников: опора на региональное содержание литературного образования с использованием воспитательного потенциала всемирно известных произведений Расула Гамзатова.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют конкретизировать механизмы использования образовательного и воспитательного потенциала произведений выдающихся отечественных поэтов и писателей в духовно-нравственном воспитании школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, содержащиеся в нём, могут использоваться в деятельности учителей литературы и воспитателей общеобразовательной школы в процессе работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, а также при чтении соответствующих курсов в системе повышения квалификации работников образования. Разработанные методические рекомендации по использованию этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова в учебно-

12 воспитательном процессе школы, адресованные для учителей дагестанской литературы и классных руководителей, позволяют поднять эффективность духовно-нравственного воспитания школьников в соответствии с прогрессивными этическими традициями народной педагогики.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается теоретико-методологической основой, совокупностью методов исследования, адекватных поставленным задачам; преемственностью и последовательностью в реализации теоретических положений; достаточной базой и достаточному числу участников педагогического эксперимента. Основные положения, выносимые на защиту:

- нравственные идеалы и мировоззренческие взгляды дагестанских на
родов, представленные в произведениях Р. Гамзатова, способствующие фор
мированию этических и нравственных чувств, сознания и поведения учащих
ся, создающие им реальные условия для постижения духовно-нравственных

ценностей российской и мировой культуры;

система изучения произведений Расула Гамзатова с этнокультурным потенциалом, формирующая и развивающая у школьников навыки чтения, интерес к творческой деятельности, потребность высказать свое отношение к произведению, к взглядам писателя, к культивируемым в дагестанском обществе прогрессивным нравственным установкам, правилам, нормам, традициям и обычаям;

педагогические условия, повышающие эффективность формирования нравственности у школьников в процессе изучения произведений Р. Гамзатова на уроках и внеклассных занятиях с опорой на этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова.

методические рекомендации по дифференциации и индивидуализации занятий с учетом интересов и способностей школьников, способствующие дальнейшему совершенствованию процесса формирования нравственных чувств, взглядов и идеалов учащихся при изучении произведений Р.Гамзатова.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедр педагогики и педагогики начального обучения ГОУ ВГТО Дагестанский государственный университет», обсуждались на Всероссийских и региональных научно-теоретических и практических конференциях в Москве (2004 г.г.), Махачкале (2005 г.), Пятигорске (2006 г.), на курсах повышения квалификации учителей русской и дагестанской литературы при Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров (2005-2008 гг.), а также через публикации в российской и республиканской педагогической печати.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Особенности духовно-нравственного воспитания школьников на произведениях литературы

Педагогика — это наука о воспитании человека, педагогика раскрывает содержание, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развития личности, процесс образования и воспитания, который надо передавать новым поколениям.

К сожалению, какое-то время в нашей стране обучение было по объективным причинам оторвано от воспитания, возобладал принцип приоритетности материальных ценностей перед духовными, но в последние годы государство, общество переориентировалось на проблематику воспитывающего обучения. В этой связи актуализируется задача ориентации школьников на традиционные духовные ценности, являющиеся в то же время частью выработанных человечеством общепризнанных духовно-нравственных ценностей. Законом Российской Федерации «Об образовании» перед школой поставлена задача воспитывающего образования.

Особо надо отметить воспитательные возможности уроков литературы. Эффективность литературы с точки зрения была подмечена давно. Ещё Гёте отмечал, что чтение книг имеет целью «научение и поучение», иначе говоря, - обогащение ума и сердца сокровищами, собранными гением человечества. Попадая под власть печати слова, школьник приучается мыслить. Дидро утверждал, что люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Художественная литература - это не простой учитель жизни, а мудрый. Содержанием литературы как учебного предмета является жизнь человека со всеми её заботами и проблемами, вечной борьбой добра и зла, сложнейшим вопросом соотношения личного и общественного. На всех этапах своего развития литература определяла состояние души народа, пробуждала стремление к постижению смысла жизни, к поиску истины. Анализируя эти проблемы при текстуальном изучении произведений литературы под руководством педагога, школьники учатся жизни, приходят к правильным умозаключениям, тем самым, обогащая свой жизненный опыт и развивая сферу убеждений.

Художественная литература показывает читателю основные вехи нравственного пути человечества. Естественно, ученик не может получить в школе исчерпывающих представлений о развитии морали на протяжении всей общественной истории. Но школьник начинает осознавать, что каждый человек включен в мир моральных исканий, которые необходимы для участия в нравственной жизни. Литература формирует у детей вкус к моральному анализу, вырабатывает у них привычки более шире подходить к оценке различных жизненных явлений. Ещё не вполне осознанно, может быть преимущественно на интуитивном и эмоциональном уровнях впитывают они в себя многие особенности морали. Но приобщение детей к процессу исторического нравственного развития способствует выработке у них тонких ду-шевных переживаний.

Важнейшей функцией изучения литературы в школе должно стать «жизневедение», а не литературоведение. Это значит, что акцент на уроках и внеклассных занятиях надо делать па усвоение нравственных принципов, развитие способностей к этическим суждениям, оценкам, формирование нравственных отношений. Художественная литература выступает средством выработки у читателя уважительного отношения к нравственности. Если уроки литературы в школе будут не только иллюстрировать какие-то моральные истины, но всем арсеналом художественных средств убеждать учащихся в общественной значимости морали, это будет воспитанием уважения к ней. Литература сообщает богатые знания о нравственных принципах, но знания эти преподносятся неконцентрированно, они рассеяны по всей ткани художественного текста. Усиление воспитательного воздействия литературы на учащихся связано с высоким уровнем чтения и изучения художественных произведений. Богатства литературы могут быть освоены лишь в результате эмоционального восприятия. Целенаправленного чтения и разбора произведений как творений искусства, где мораль, нравственность не декларируется, а живёт в движении образов, во всех деталях единого художественного организма. Мировоззренческие проблемы в искусстве слова решаются писателем не отвлеченно, а на материале конкретного бытия героев. Поведение героя -это выражение его жизненной позиции, его нравственности.

На уроках литературы ученики «входят» в содержание проблем мужества и трусости, верности и предательства, гуманности и жестокое ги. Жизненные ситуации, поступки героев раздвигают границы представлений учащихся о человеке, о смысле жизни, об обществе и месте человека в нём, когда они становятся предметом раздумий. Поэтому надо отойти от практики свести знакомство с литературой только обсуждением жанровых особенностей произведения и тайн литературного творчества. Обходя при этом вниманием богатейший материал для социального формирования личности. Ошибкой является и мысль, что само по себе чтение произведений поэтов и писателей уже является средством воспитания читателей школьного возраста. Если внимание ученика не направлять на вопросы нравственности, морали, то он, как правило, видит лишь конкретного героя, конкретные события, а внутренний мир, душа литературного героя не затронет духовный мир подростка, а значит, содержание, им усвоенное, не особенно повлияет на его становление как личности.

Педагогическая сущность и этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова

В условиях нашего общества вопросы воспитания приобретают всё большую актуальность. Нравственное воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности. Без слова невозможно никакое воспитание, поэтому без словесных средств воспитания не обойтись, они особенно эффективны, когда нет расхождения между словом и делом, между поведением личности и нравственным сознанием.

Высокие гуманистические идеалы, этические и эстетические понятия, которые составляют идейно нравственное содержание произведений Расула Гамзатова, могут служить прочной основой для духовного развития школьников, оказывать на них сильное позитивное влияние. В его творчестве отчётливее всего сказались мечты горцев об идеальном человеке, о человеке высокого нравственного содержания Жизненные уроки героев Расула Гамзатова нравственны, содержательны, разумны. Ценность их заключается в утверждении благоразумного, в отрицании антигуманного, негативного. Герои произведений народного поэта Дагестана призывают людей к толерантности, разумности, терпеливости, даже к неторопливости, к осмыслению своих дей-с івий и поступков, что требует определенного времени для раздумий. И ото естественно,, ведь поэзия и проза Р.Гамзатова глубоко национальны по форме и колориту, гак как выросли па благодатной почве национальных традиций горцев. И сам поэт с пелёнок, как говорится, воспитывался согласно канонам народной педагогики в семье настоящих тружеников, в скромной горской сакле, іде действовали веками устоявшиеся традиции, привычки, т.е. законы гор, по которым нельзя было поступать во вред другим, а нужно было действовать только во благо людей. Герой поэмы Р.Гамзатова «Родина горца», наивный мальчишка «не полных шести лет от роду», возводит из большого количества камней, натасканных им лично прочное заграждение от врагов, но вдруг его стена не спасёт, и охваченный чувством сострадания, тревоги за них, без счастья которых он сам тоже не будет счастлив, ребёнок разрушает «каменный рубеж».

Таково отношение героев произведений народного поэта не только к близким соседям, но и ко всем людям вообще. И совершенно естественно, что в поэме «Родина горца» выделяется проблема интернационализма как одно из направлений большой темы - темы гуманизма, характерной для всего творчества Р.Гамзатова вообще, а для вышеупомянутой поэмы - в частности.

С тех пор как человек признал себя членом общества, коллектива, ему нужно было научиться жить и вести себя так, чтобы его поведение и поступки не причиняли бы неудобства, тем более вред окружающим, то есть жить по законам, выработанным в обществе его коллективным опытом и сознанием, выполнение и соблюдение которых необходимо всем без исключения членам социума.

Качества человеческого духа (характер, поведение, внутренняя культура) проявляются, раскрываются, закрепляются в его отношениях к быту, к обществу в целом. Они обусловлены и закреплены в общественном сознании и получают его одобрение или порицание в зависимости от их позитива или негатива, т.е. становятся правилами поведения и образа жизни. Как отмечает основоположник науки этики Аристотель в своем труде «О добродетелях»: «Нравственно прекрасное достойно похвалы, дурное - порицания. Нравственно прекрасным правят добродетели, дурными же делами - пороки» [81, С.454]. «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Один из эпиграфов к книге Р.Гамзатова «Мой Дагестан» можно считать основной концепцией творчества дагестанского поэта, в кото рой заключается острое желание решить современные нравственные пробле мы, укрепшь гуманистические начала нашей жизни с помощью благотворно го воздействия лучших традиций своих предков, непреходящих ценностей прошлого. s Вопросы гуманизма всегда находятся в центре произведений Расула Гамзатова, проблема гуманизма поднимает свои знамёна в поддержку борьбы добра со злом, ставшей особенно острой в конце XX начале XXI веков. И в этой борьбе активное участие принимает творчество Р.Гамзатова, в котором художественное воплощение нравственных идеалов происходит чаще всего с помощью обращения к основам народной жизни. Разрабатывая тему народа в целом ряде своих произведений, Р.Гамзатов пишет: «Хотелось донести до читателей мысль о силе нравственных основ народной жизни, о её опыте, её мудрости, питающей современное искусство» [56, С. 16]. И эта мысль поэта, воплощенная им в жизнь, как нельзя, кстати, оказалась в настоящее время. XXI век, к сожалению, оказался не только веком ускоренных темпов, но и временем бездуховности, эмоциональной глухоты. Современный подросток очень изменился. Здесь не место давать ему подробную социально-нравственную характеристику, но эгоизм детей, их равнодушие даже к самым близким людям вызывает тревогу- И как противоядие этим негативным явлениям Расул Гамзатов в ряде своих произведений разрабатывает тему народного характера, народной философии, которая заключается в любви к ближнему, к помощи обездоленному, в утверждении поистине неисчерпаемых нравственных эталонов. И при изучении произведений Р.Гамзатова в школе литература и искусство становятся не только средоточием конденсированного и обобщенного богатства человеческой экспрессии, но и своеобразной «школой чувств», средством воспитания в людях широкой палитры чувств нравственных, эстетических, гражданских...» [180, С.57].

Истоки духовных ценностей Расул Гамзатов видит в самобытности нашего края, нашего народа, в его мудрости, в духовных накоплениях, хранящихся в неисчерпаемых кладовых народного сознания, что всегда определяло и содержание воспитания подрастающего поколения. Охватывая широкую область быта, отражая духові ю-нравственный образ жизни, народная педагогика с молоком матери, в процессе его роста и развития даёт каждому ребёнку определенную сумму знаний, вырабатывает наиболее необходимые практические и интеллектуальные умения и навыки. Мысли дагестанцев по вопросам воспитания молодого поколения, педагогический гений народа отражены во многих произведениях Расула Гамзатова. Взять хотя бы цикл «Стихи о Гамзаге Цадасе», написанном, казалось бы, о конкретном человеке, более того, о человеке известном, народном поэге Дагестана, отце Расула Гамзатова.

Моделирование процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова

Художественная литература, искусство в свойственных им формах участвуют в духовно-нравственном воспитании школьников.

Дидактика выделяет следующие функции процесса обучения: 1) образовательную, 2) развивающую, 3) воспитательную. Первая функция состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование у учеников знаний, умений и навыков.

Обучение ведёт за собой развитие в следующих направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер школьника, формирование опыта творческой деятельности, эмоциональной и мотивационной области.

Процесс обучения носит и воспитывающий характер. Воспитывающая функция обучения состоит в том, что в процесс обучения и развития формируются духовно-нравственные и эстетические представления, способность вести себя, следуя принятым в обществе нормам поведения и законам, при этом оказывается влияние и на систему взглядов на мир, на мировоззрение учащихся.

Главным воспитывающим фактором обучения является содержание образования, в нашем случае это творчество Расула Гамзатова.

Следующим фактором воспитания в процессе обучения, не считая системы методов преподавания, влияющую на формирование личности, является характер общения педагога и воспитанника, психологический климат в классе, стиль руководства учителем познавательной деятельности учеников. Нельзя не учитывать и того факта, что воспитание учащихся осуществляется не только в процессе обучения, как об этом уже упоминалось, но и вне стен школы. Но в любом случае связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения самая тесная и переплетающаяся. Одна без другой не существует.

Воспитание подразумевает процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное развитие личности, оно тесно связано с образованием и обучением. Воспитание, осуществляемое педагогом в процессе обучения в школе, должно содействовать всестороннему развитию личности ребёнка, вхождению его в контекст современной культуры и реальной действительности.

Переход России на рыночную экономику, как это показывает современная действительность, сопровождается негативными социальными последствиями. Выдающиеся теоретики мира и международные организации, оценивая ситуацию в мире, выделили как растущую и угрожающую человечеству тенденцию к дегуманизации человеческого общества.

Тенденция к дегуманизации общества особенно болезненно отражается на молодом поколении. Чуть меньше половины всех преступлений в России, к сожалению, совершается подростками. В дегуманизации и развращении молодёжи определенный вклад вносят СМИ, особенно коммерциализо-ванное телевидение.

Одним из путей решения проблемы дегуманизации является усиление нравственного воспитания в процессе обучения, развитие у школьников таких гуманистических качеств, как уважение к человеку, доброты, желание помочь нуждающимся, честность, справедливость, скромность, чувство собственного достоинства и др.

Идея о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась ещё в древности. Римский философ Сенека наставлял, что надо научиться сначала добрым нравам, а затем мудрости. Наиболее полно и ярко характеризовали нравственное воспитание в развитие личности, такие известные педагоги, как К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко. В.А.Сухомлинский и многие другие.

Нравственность личности выражается в её моральных качествах. Но как же формируются и развиваются нравственные качества в школе? Для этого следует обратиться к закономерностям, присущим процессу духовно-нравственного воспитания. Одна из этих закономерностей состоит в том, что для формирования любого морального качества необходимо комплексно сочетать: 1) проведение разъяснительной работы, глубокое раскрытие значения нравственных норм и правил поведения; 2) включение школьников в соответствующие виды практической деятельности; 3Осуществление контроля за поведением учащихся. В совокупности вся эта работа направляется не только на формирование мотивов поведения, развития морального сознания, на выработку нравственных умений и навыков, но и на побуждение школьников к самовоспитанию.

Другая закономерность процесса духовно-нравственного воспитания ч заключается в том, что для формирования всякого нравственного качества требуется продолжительное педагогическое воздействие, как на мотивацион ную сферу, так и на сознание учащихся.

В процессе духовно-нравственного воспитания учащихся постоянно должен иметь место тот аспект, который направлен на «выравнивание» тех сторон, которые несколько отстают в своем развитии и нуждаются в подтягивании, т.е. правильно поставленная воспитательная работа должна органически включать в себя следующие взаимосвязанные линии: 1) одна из них направляется на всестороннее моральное развитие школьников, 2) другая же подчиняется решению какой-то конкретной для данного отрезка времени воспитательной задачи.

Не менее важной стороной духовно-нравственного воспитания является позиция самого ученика в этом процессе. Личность быстрее формируется в меру своего стремления к собственному развитию. Это, естественно, не означает, что внешние воспитательные воздействия не играют никакой роли в этом процессе. Ничто так не воздействует на развивающуюся личность, его педагогический такт и в то же время его требовательность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей морального развития школьников.

Рассмотренные проблемы, относящиеся к сущности и важнейшим закономерностям духовно-нравственного воспитания, должны определять научный подход к освещению его методических основ.

Общими категориями, которыми характеризуется педагогическое исследование, являются цель, средства и собственно результат, в нашем случае - духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Р.Гамзатова. Процесс этот начинается с эмпирического описания и теоретической модели, т.е. с общего представления об избранном объекте исследования. Затем следует нормативная форма модели - о том, что нужно делать с объектом исследования, чтобы приблизить его к научно обоснованному представлению о нем, - и конкретные нормы деятельности, рекомендации для учителя. Между целью исследования и результатом следует ряд частных исследовательских задач, направленных на решение проблемы воспитания учащихся в духовно-нравственном плане. Такой переход от отображения к преобразованию и является процессом формирования теоретических и нормативных моделей педагогической действительности в irx взаимосвязи. Для улучшения педагогической практики в деле воспитания учащихся использовался опыт учителей дагестанской литературы, научно-методическая литература по теме исследования, на основе этого были выявлены условия формирования духовно-нравственных качеств у школьников, т.е. создана примерная модель процесса воспитания учащихся на произведениях Р.Гамзатова. Основным средством моделирования является абстрагирование, в результате которого получается мысленная модель или иначе -идеализированная. Такая модель является средством познания.

Практико-технологическое обеспечение процесса духовно- нравственного воспитания с использованием этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова

Одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед современной школой - соединение обучения и воспитания: «Задача оптимизации и нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции, единства слова и дела предполагает комплексное скоординированное использование практической деятельности и этнических знаний в процессе формирования личности» [134, С. 10].

Формирование гармонически развитой личности может происходить только при наличии в школе единого целенаправленного процесса, органически соединяющего обучение и воспитание. Духовно-нравственному воспитанию в этой системе отводится главенствующая роль. От духовности общества зависит его стабильность, прогрессивное развитие, устойчивость, благосостояние и перспективы на будущее.

В настоящее время появилась острая потребность в духовно богатых и нравственно чистых личностях, значит, возникла потребность в теоретическом обосновании, методической разработке и практического внедрения в жизнь проблемы нравственного воспитания школьников. И это закономерно, потому что в жизни современной школы. В жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера морального

фактора. Поэтому духовно- нравственное воспитание молодёжи - одна из самых важных задач современного общества. Как уже упоминалось, идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались с давних времён (Сенека, Каменский, Песталоцци, Л.Толстой и др.).

Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии формирования личности, то тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.

Духовно-нравственное формирование человека начинается с самого рождения в семье. Очень точно было сказано Президентом Республики Дагестан по поводу торжественного открытия Года семьи в начале 2008 года: «В Дагестане хорошо понимают значение и непреходящую ценность семейного очага, обычаев и традиций, почитания старших и заботы о младших в доме. В семейном кругу прививаются самые первые гражданские чувства - любовь к своей земле, понимание истории и культуры Отечества, уважение к людям, представление о дружбе, долге, справедливости, доброте и красоте...» Эту мысль Муху Алиева можно распространить на всю Россию. Ведь ещё в дошкольном возрасте закладываются у детей элементы нравственности: формируются первоначальные моральные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки этического поведения, такта. В школе эта работа продолжается в течение всей учёбы под руководством учителей. Воспитание протекает, прежде всего, в повседневной школьной жизни подростков, где они привыкают следовать нравственным принципам, нормам, правилам и где они сами могут убедиться в их необходимости. А нравственным человек может стать только тогда, когда он органически будет не в состоянии совершать безнравственные поступки, независимо от того, узнает об этих поступках кто-либо или нет.

Мораль общества охватывает большое многообразие человеческих отношений. Если их сгруппировать, то можно чётко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В це лом эта работа должна включать в себя формирование таких моральных отношений: 1) отношение к политике государства, особенно если ущемляется демократия, свобода; 2) отношение к родине, другим странам и народам; 3) отношение к труду, учебе; 4) отношение к людям; 5) отношение к общественному достоянию; 6) отношение к самому себе. Эти требования указывают на исключительно большую многогранность содержания духовно-нравственного воспитания. При обсуждении этих правил надо каждое моральное требование прокомментировать, детализировать. Говоря, например, об отношении к родине и чужим странам, надо иметь в виду не только любовь к родине и преданности ей, но и нетерпимость к национальной и расовой неприязни, доброжелательность ко всем странам и народам, а также культуру межнациональных отношений. В отношении к людям нельзя забывать о коллективизме, демократизме, взаимопомощи, гуманности, взаимоуважении, сюда же входит забота о семье, о родственниках и близких людях. Обсуждая такое правило, как отношение к себе, надо сказать, что имеется в виду при этом высокое сознание чувства долга, собственного достоинства, принципиальности. При разговоре об отношении к общественному достоянию надо уточнить, что имеется в виду забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливости, а также охрана природы, окружающей среды.

Духовное наследие, прошедшее испытание в веках, передаётся фв форме традиций, обычаев, обрядов народа от поколения к поколению через славные дела, подвиги, героические поступки людей, поэтому воспитанная на таких примерах молодёжь не может быть безнравственной, наверно, поэтому в Дагестане не на столь низком положении находится уровень нравственности молодого поколения. Горская педагогика даёт свои плоды. Сила творчества Р.Гамзатова именно в этнокультурном потенциале его произведений, в неразрывной связи со своим народом, с его педагогикой. Его творчество учит детей проводить грань между тем, что считается нравственным и безнравственным. Как утверждал В.А.Сухомлинский: «Нравственные ценности должны стать личным духовным богатством каждого воспитанника» [149, С.169].

В ходе бесед по творчеству Р.Гамзатова выясняется, что нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступаю как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с механическим выполнением установленных в обществе моральных норм и правил.

Похожие диссертации на Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова