Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (На традициях народной педагогики якутов) Корякина Надежда Афанасьевна

Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (На традициях народной педагогики якутов)
<
Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (На традициях народной педагогики якутов) Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (На традициях народной педагогики якутов) Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (На традициях народной педагогики якутов) Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (На традициях народной педагогики якутов) Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (На традициях народной педагогики якутов) Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (На традициях народной педагогики якутов) Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (На традициях народной педагогики якутов) Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (На традициях народной педагогики якутов) Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (На традициях народной педагогики якутов)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Корякина Надежда Афанасьевна. Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (На традициях народной педагогики якутов) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 210 c. РГБ ОД, 61:02-13/634-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I, Научно-теоретические аспекты формирования духовной культуры учителя

1.1. Сущность и содержание духовной культуры. Духовность и духовная культура учителя

1.2. Формирование духовной культуры учителя на основе познаний о человеке

1.3. Особенности духовно-нравственных традиций народной педагогики якутов

1.4. Формирование этнокультурной компетенции учителя в сфере духовности

Глава II. Совершенствование духовной культуры учителя в процессе послевузовского образования педагогов

2.1. Современная ситуация традиционной педаготической культуры в школах республики

2.2. Этнопедагогизация процесса взаимодействия школы и родителей как фактор стимулирования духовной культуры учителя

2.3. Этнопедагогическая модель формирования духовной культуры учителя в послевузовском образовании учителя

2.4. Апробация этнопедагогической модели формирования духовной культуры учителя в Республике Саха (Якутия)

Заключение 151

Список литературы 154

Приложения 177

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из серьезных причин распространения бездуховности, моральной деградации, межнациональных войн социологи, этнологи, психологи и педагоги считают игнорирование традиционной культуры воспитания. Кризис общества создает некий ценностный вакуум, социальную апатию, нигилизм по отношению к традициям, культуре народа, в результате чего появляются поколения, не знающие родного языка, обычаев, истории, культуры своего народа, утратившие сформированные веками нравственно-этические понятия. В критических для общества и человека ситуациях начинают теряться культурные формы, стереотипы поведения, дегуманизируются системы ценностей, они становятся не «полем» развития «человеческого в человеке», а средством его одичания (Л.П. Буева), что побуждает к пересмотру существенных характеристик человека и культуры. Посредником между культурой и человеком становится сфера образования. Имеются объективные основания считать, что возрождение страны во многом зависит от успешного функционирования образования. В современной ситуации особенно значимыми становятся вопросы народности воспитания, выработки нового содержания образования, опирающегося, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, с другой - на национально-культурные, регионально-этнические традиции.

Образование, являясь одним из социокультурных феноменов, вступает в новый этап своего развития, когда «именно учителю принадлежит центральная роль в культурном прогрессе наступающей эпохи» [189;9], следовательно» ему необходим высокий уровень духовной культуры. В обучении и воспитании многое зависит от личности учителя. Влияние учителя на молодую душу составляет, как считает К.Д. Ушинский, ту воспитательную силу, которую нельзя «заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений». Только народный учитель, «вобравший в себя лучшие черты трудового народа», может озарить мир «светом образования».

На рубеже веков образование, являясь одним из социальных и духовных феноменов, вступает в новый этап своего развития. Оно связано с осознанным стремлением к обновлению содержания образования, к развитию духовной культуры учителя. СИ. Гессен считает, что ведущая цель образования - формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности.. Спектр теоретических разработок о развитии духовной культуры учителя в системе образования представлен СИ. Архангельским, Е.И. Артамоновой, B.C. Библером, И.В. Бестужевым-Ладой, Л.П. Буевой, Б.З. Вульфовым СИ. Зиновьевым, В.А. Сухомлинским, И.С Коном, Ф.Ф. Королевым, А.В. Мудриком, В.А. Сластени-ным, В.Н. Столетовым, Н.Ф. Талызиной, В.Н. Турченко, Н.Б. Крыловой, В.Д. Шадриковьш и др.

Духовная культура учителя является той созидающей силой, которая влияет не только на образовательную сферу, но и на всю жизнь общества, народа и выводит общество к достойной жизни. Понятие «духовная культура учителя», оставаясь белым пятном в теории и практике образования, до сих пор не полу-

5 чило общепризнанного определения: педагогическая энциклопедия, словари по психологии, социологии, философии не содержат его,

Еще в XIX веке К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, С.А. Рачинский и др. отмечали необходимость опоры воспитания на специфические национальные особенности личности. Основным фактом, из которого исходил К.Д. Ушинский, являлось наличие у каждого народа своей особенной национальной системы воспитания. В национальном образовании громадное значение имели уроки родного языка - живого организма, в котором отражаются судьбы, думы, чаяния народа, усвоение которого означает погружение в сокровищницу национальной культуры, В XX веке А.С. Макаренко, П.П. Блонский, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. призывали учитывать опыт народной педагогики.

Национально-специфическое, народное, самобытное, являясь формой выражения общечеловеческого, способствует всестороннему развитию и обогащению наций, духовному расцвету человечества. Для нашего исследования принципиальными становятся идеи единства этических ценностей, рассматриваемые Л.Н Толстым, Н.К, Рерихом, основополагающие идеи Я.А. Коменского, Н.А. Добролюбова о значимости народных традиций, убеждения В.И. Сороки-Росинского, концепции В.А. Сухомлинского о нравственной обязанности воспитываемого и воспитывающего. Особое научно-теоретическое значение имеют труды К.Д. Ушинского о принципах народности воспитания, доказывающие, что народная педагогика охватывает все возрастные категории человека от его рождения до смерти и направлена на формирование личности.

Анализ работ В.Г. Афанасьева, Г.Н. Андреевой, Е.В. Бондаревской, И.В. Бестужева-Лады, Г.Н. Волкова, В.А. Разумного, В.М. Коротова, В.А. Караков-ского, М.Я. Ковальзона, И.С. Кона, Б.Т. Лихачева, B.C. Мухиной, Л.И. Новиковой, П.В, Симонова, Е,Н. Шороховой, В.К, Шабельникова, И.Т. Фролова, Г.Н, Филонова и др. убеждает в том, что конкретные модели воспитания регулируются обществом в процессе передачи культуры этноса через содержание морально-этических традиций и нравственных ориентиров.

Поиск путей демократизации и гуманизации национального образования, Концепция обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия) определили необходимость перехода к новому этапу ее развития, одним из главных принципов которого является признание ценностей традиционной культуры в процессе формирования личности ребенка. Это актуализирует проблему формирования духовной культуры учителя и оптимизацию послевузовского образования, базирующуюся на педагогическом наследии народа. В Республике Саха (Якутия) происходят существенные изменения, ориентированные на выполнение одной из важнейших функций - функции культурообра-зования, трансляции из поколения в поколение и обогащения каждым последующим из них культурных, духовных, нравственных ценностей, традиционных воспитательных средств. Проблеме приобщения человека традиционному мировоззрению как основе духовного воспитания в условиях Республики Саха (Якутия) посвящают свои работы исследователи этнопедагогики якутов: У.А. Винокурова, Г.Н, Волков, А.А. Григорьева, ДА. Данилов, Н.Д. Неустроев, В.Д.

7 Михайлов, А.П. Оконешникова, Б.Н. Попов, Г.С. Попова, И.С. Портнягин и др.

В системе образования Республики Саха (Якутия) в своих исследованиях Г.П. Андреев, М.И. Борисов, Е.П. Жирков, Р.Е. Тимофеева, М.П. Федоров видят основу программ развития школ республики в изучении и распространении уникального культурного, духовного наследия народа.

Для нашего исследования определяющее значение имеет идея целостности педагогического процесса, определяемого гармонией факторов воспитания и наличием продуманной системы воздействия на чувства, осознание, поведение, деятельность воспитуемого. Именно духовный потенциал педагогических традиций способен стать фактором формирования духовности личности. Формирование духовной культуры учащегося возложено в настоящее время в основном на учителя общеобразовательной школы. Но путь от духовной парадигмы предков к духовной культуре современного учителя сложен, тем более, что долгое время традиционное воспитание игнорировалось. В педагогических вузах нет систематических курсов по изучению педагогического наследия предков, традиционных культур воспитания, если не считать факультативов и отдельных спецкурсов. Этот пробел можно ликвидировать при помощи специально созданной системы послевузовского образования, нацеленной на формирование духовной культуры учителя. Одновременно оно может осуществляться также и через спецкурсы, как части предлагаемой системы, способной ввести учителя в новое гуманное педагогическое мышление. Однако проблема существует, еще недостаточно полно исследованы возможности послевузовского

8 образования по формированию духовной культуры учителя. Об этом свидетельствуют выявленные нами противоречия между: воспитательным потенциалом традиционных для национальной культуры духовных ценностей и их невостребованностью системой подготовки педагогических кадров; объективной потребностью общества в учителях с четко сформированным социально ценностным жизненным ориентиром и недостаточным количеством научных исследований, охватывающих весь спектр актуальных педагогических проблем духовно-нравственного развития учителя в системе послевузовского образования; потребностью родителей и учащихся в знаниях о духовной культуре и недостаточной подготовленностью учителей для передачи этого уникального опыта народа; требованиями формирования духовной культуры учителя на традициях народной педагогики в системе послевузовского образования и организационно-теоретической неразработанностью этой идеи.

Все вышесказанное и определило выбор темы исследования: «Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (на традициях народной педагогики якутов)».

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить этнопедагогическую модель формирования духовной культуры учителя в процессе послевузовского образования педагогов с учетом опыта Республики Саха (Якутия).

Объект исследования: духовная культура учителя, формируемая в системе послевузовского образования.

Предмет исследования: процесс формирования духовной культуры учителя в системе послевузовского образования на основе народных педагогических традиций якутов.

Гипотеза исследования: использование традиций народной педагогики (якутов) в послевузовском образовании педагогов в формировании духовной культуры учителя будет эффективным, если: - осмыслена система народных традиций педагогики якутов, обеспечи вающая формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования; разработано содержание формирования духовной культуры учителя в системе послевузовского образования, позволяющее широко использовать народную педагогику как одну из основных компонентов в условиях развертывания этнопедагогического диалога культур; определены факторы, способствующие превращению духовных ценностей народа в объект потребности учителя; внедрена в практику послевузовского образования этнопедагогическая модель формирования духовной культуры учителя.

10 Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

Выявить содержание духовной культуры и определить пути ее эффективного формирования у учителя.

Разработать теоретико-методологические основы процесса формирования духовной культуры учителя средствами традиционной педагогики якутов во взаимодействии с общероссийскими и общечеловеческими ценностями.

Проанализировать содержание и организацию послевузовского образования с позиций отражения в них традиций народной педагогики якутов как средства формирования духовной культуры учителя.

Разработать и апробировать этнопедагогическую модель формирования духовной культуры учителя на основе комплекта фундаментальных, проблемных, авторских учебных курсов, научно-методических материалов в послевузовском образовании.

Методология исследования базируется на принципах, отражающих национальные, общечеловеческие этические ценности духовной жизни народа, призванных определять одну из сущностных основ стратегии в системе повышения квалификации учителей.

Теоретическую основу исследования составили идеи, раскрывающие национальную обусловленность процесса формирования человечности в человеке (Ш.М.-Х. Арсалиев, В.Ф. Афанасьев, А.Л. Бугаева, Г.Н. Волков, Б.С. Гершун-ский, С.И. Гессен, Т.Н. Петрова, З.Б. Цаллагова), работы, исследующие про- блемы развития личности (Т.Г. Браже, Р.Г, Гурова, В.А. Кан-Калик, С.А. Козлова, В.М. Коротов, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, P.M. Рогова). Нами широко использовались психологические теории духовного развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферов, Е,И. Артамонова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн), работы по теории духовной культуры (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Г,С. Батищев, B.C. Библер, Л.П. Бува, Г.П. Выжлецов, 3,И. Равкин, Л.К. Рахлевская и др.), рассматривающие теорию духовности (Б.З Вульфов, Б.Т. Лихачев, К.В. Кулаев, Г.В, Платонов, А.И, Шемшурина), исследования по формированию личности учителя (В.А. Бочарова, В.Г. Гришин, В.А. Крутецкой, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, В.А. Сластенин), обосновывающие развитие самосознания учителя, его духовности (О.С. Богданова, Е.А. Бодина, В.Д, Михайлов, И.С. Портнягин, Л.В. То-доров, К.Д. Уткин, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова), идеи, раскрывающие особенности послевузовского образования (В.Г. Воронцова, С.Г. Вершловский, Р.А. Исламшин, Г.М. Коджаспирова, Э.Н. Никитин, Е.Р. Солитбаева, Н.Н. Че-годаев).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы: анализ литературы по теме исследования, анализ программ учебных курсов, спецкурсов и факультативов, моделирование, беседа, опрос, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, экспертная оценка, систематизация и обобщение опыта учителей, проектирование, методические и научные экспедиции.

Исследование выполнено на основе материалов образовательных учреждений (школы, методические службы улусных управлений образования, Институт повышения квалификации учителей) Республики Саха (Якутия).

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1988-1993 гг.) изучалась педагогическая, философская, культурологическая литература, посвященная проблемам этнопедагогики, исследовались особенности теоретических концепций, определялись исходные позиции исследования на основе анализа проблем духовности и духовной культуры учителя.

На втором этапе (1993-1997 гг.) осуществлялись изучение и анализ состояния развития системы повышения квалификации, определялись опытно-экспериментальные школы, апробировались авторские спецкурсы на курсах повышения квалификации учителей.

На третьем этапе (1997-2001 гг.) разрабатывались теоретические и педагогические основы реализации задач исследования, осуществлялось моделирование этнопедагогической системы повышения квалификации, способствующей формированию духовной культуры учителя, обобщались результаты исследования и оформлялась диссертационная работа в целом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: - выявлено содержание духовной культуры учителя, выражающееся в сочетании ее национальных компонентов - гармонизации трех состояний «кут» -души: («'дух от матери» - разум, чувство, ориентация в среде, «дух от земли» -мемориальная оболочка генной информации, внешний облик, «дух от воздуха»

13 - «атмосфера отношений» с другими людьми, самим собой, окружающим миром), мифоэ кол огичес кого представления якутов о Человеке как части Природы, традиционного поведенческого кодекса учения «Айыы» (педагогическая культура учителя на основе понятий «ай» - твори, «алгыстаа» - благословляй, «тургутун» - анализируй, «аньыыны онорума» - не греши) - общероссийских и общечеловеческих ценностей; - обоснована эффективность процесса формирования духовной культуры учителя посредством интеграции трудовых, семейных, праздничных, игровых педагогических традиций якутов, основанных на общинности, и современных культурных реалий, требующих от человека жизнестойкости, высокого уровня готовности к определению и достижению перспектив собственного развития; сконструирована целевая этнопедагогическая модель формирования духовной культуры учителя, в основе которой - блочно-модульный принцип повышения его квалификации, позволяющий систематизировать инвариантные (общечеловеческие и общероссийские) и вариативно-этнические компоненты процесса повышения квалификации педагогов на основе междисциплинарного, деятель)юстного подходов, реализации диалоговых, интегральных форм и методов обучения; разработано этноориентированное содержание послевузовского образования учителя, направленное на развитие духовной культуры, выражающееся в последовательной реализации спецкурсов: «Духовная культура учителя», «Эт- нопедагогические основы образования», «Педагогическая этносоционика», «Диалог культур» (24-72 часа) и др.; - определены критерии и показатели эффективности процесса формирования духовной культуры учителя в системе послевузовского образования, наиболее важными из которых являются мифоэкологическое представление о мире, вытекающее из традиционных учений Якутии, ценностные ориентации, в частности, эстетическое отношение к жизни, восприятие добра и зла.

Практическая значимость исследования: разработанная теоретическая этнопедагогическая модель послевузовского образования учителей позволяет создать комплект научно-методических материалов: методические рекомендации и программы по формированию духовной культуры учителя для работы в методических кабинетах, для практического использования педагогами, методистами, лекторами с различными категориями учителей в зависимости от стажа педагогической деятельности и преподаваемого предмета.

Для этой цели в 1998 г. в институте повышения квалификации создана специальная кафедра культуры и духовности, на базе которой определяется эт-но педагогическое содержание, разрабатываются и внедряются специальные курсы повышения квалификации с использованием ценностей народной педагогики в системе послевузовского образования.

Достоверность полученных результатов диссертационного исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, научно-обоснованными теоретическими положениями концепции послевузовского об-

15 разования педагогов Якутии, комплексами методов исследования, адекватных задачам и логике изложения содержания исследования, репрезентативным объемом обобщенных и проанализированных эмпирических данных и практической воспроизводимостью результатов в педагогической практике школ Республики Саха (Якутия). Книги, учебное пособие, программы спецкурсов на тему диссертации обсуждались учителями школ республики, студентами выпускных курсов факультета психологии и педагогики МПГУ (научно-практические конференции, семинары).

На защиту выносятся следующие положения:

Духовная культура учителя есть определенная позиция ценностного сознания, обусловливающая характер нравственных отношений, качество личности, характеризующееся совокупностью ценностных ориентации, интересов К гуманистическим преобразованиям в школе на основе зтнопедагогических традиций, общероссийских и общечеловеческих ценностей. Она способствует целостности профессионально-педагогической самосозидательной деятельности учителя, в основе которой лежат потребность служить людям и добру, стремление к духовному саморазвитию, самосовершенствованию,

Система непрерывного этнопедагогического образования представляет собой синтез общечеловеческой, общероссийской культуры с этническим сознанием и является одним из звеньев послевузовской подготовки и переподготовки педагогов в многонациональной Республике Саха (Якутия). В результате чего система непрерывного этнопедагогического образования становится ведущим фактором формирования духовной культуры учителя.

3. Этнокультурная компетентность педагогов (освоение гуманистической педагогической позиции, диалога культур, гармонии идеалов общечеловече ских, общероссийских) способствует формированию новых личностных ка честв учителя, его антропо центристе кой, личностно-рефлексивной позиции и является показателем уровня духовной культуры учителя.

4, Этнопедагогическая модель формирования духовной культуры учителя объединяет методы, средства достижения, критерии качества и эффективности послевузовского образования в единую целевую систему и позволяет индиви дуализировать процесс приобщения к этническим традициям (якутов, народов, населяющих Якутию, Российскую Федерацию), общечеловеческой культуре, стимулирует творческое развитие личности учителя.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в школах республики, при проведении спецкурсов для студентов педагогических вузов, в выступлениях на семинарах, мастер-классах, Республиканских, Всероссийских, Международных научно-практических конференциях (1989-2001 гг.), проведенных в г. Якутске, Мирном, Нерюнгри, Москве, на педагогических чтениях, курсах повышения квалификации при ИПКРО, а также на лекциях и творческих встречах с родителями, учащимися. В опытно-экспериментальных школах кафедры культуры и духовности ИПКРО (30 школ республики) успешно апробируется и использу-

17 ется учебно-методический комплект автора исследования по формированию духовной культуры учителей и учащихся на основе знаний о народной педагогике и культуре.

Сущность и содержание духовной культуры. Духовность и духовная культура учителя

Сегодня чрезвычайно актуально выявление подходов к новым познаниям о человеке как о саморазвивающейся системе, к раскрытию понятий «культура», «дух», «духовность», «духовная культура», «духовность личности».

Долгое время термин «культура» использовался лишь для описания личности и общества, его отношения к достоянию цивилизации. Сегодня существует много наук, изучающих культуру и концепции культуры. Аксеологическая концепция определяет культуру как явление, которое отражает духовную природу человека, духовные ценности и нравственные нормы человечества. Дея-тельностная концепция видит в культуре проявление активной, творческой природы человека. Личностная концепция, в свою очередь, представляет культуру как актуализацию социальной природы человека (В.И. Максакова). Семиотика трактует ее как систему знаков, информации (Е.А. Бодина). Эвристическая концепция понимает культуру как креативную деятельность человека по совершенствованию того, что дается ему от природы. Все концепции сходятся в том, что через культуру происходит связь поколений, приобретается опыт жизни, сохраняется и развивается этнос, человечество. В современную эпоху куль 19 тура рассматривается не как состояние, а как действие, направленное на распространение духовных благ.

Философское понятие «дух» сложилось в период романтики и идеализма как исполинский знак интеграла (Гегель), соединяющий небо и землю, добро и зло. В переводе с латинского «дух» означает «дыхание», «ветерок» и осмысливается как источник всеобщего движения, действующий изнутри. Проблема духа и духовности нашла отражение в различных аспектах научного знания: философском, педагогическом, психологическом, социологическом, философско-теологическом. В последнее время в разработку проблемы духа и духовности активно включились известные ученые Л.П. Буева, М.С. Каган, А.Д. Косичев, К.В. Кулаев, В.И. Мурашов, Г.В. Платонов, В.Г. Пряникова, П.В. Симонов, З.И. Равкин, А.К. Уледов, В.Г. Федотова, В.Н. Шердаков и другие. Осмысливая точки зрения названных ученых, мы пришли к выводу, что под «духом» следует понимать и итеративность содержания психической деятельности человека и творческую основу общества. Следовательно, нельзя сводить понятие о духе лишь к сознанию, мышлению, разуму, рассудку, воле, желанию, понятию человек. Все они являются компонентами духа. Они образуют его содержание только в интеграции. Производной от духа является понятие «духовность». По своей сущности «духовность есть интегральное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде» [50;5]. Понятие «духовность», недавно наполненное религиозным содержани 20 ем, означавшее причастность к Богу, сегодня все более наполняется человеческим содержанием, отражающим внутреннее психолого-этическое развитие. Один из крупнейших представителей философской мысли Н.А. Бердяев понятие духовность определяет как «человеческое в человеке». Он трактует духовность как специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию поведения личности, а также потребность в познании мира, самопознании, поиска смысла жизни и своего предназначения. Проблеме духовности значительное место уделяется в работах В.В. Зеньковского. Он считал, что личность не замкнута в себе, а входит в систему мира, подчинена его законам, следовательно, мировоззренческие основы педагогики связывают личность с целостной жизнью и опираются на приоритет духовного начала в человеке. С позиций общечеловеческих ценностей духовность - это провозглашение Истины, Добра, Красоты, с позиций социальных - преобладание высших социальных ценностей над материальными, система отношений с другими людьми, самим собой.

В современных философских исследованиях духовность рассматривается как человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. Духовность является по преимуществу ценностным содержанием личности. Как отмечает Г. Иванов, в советское время отечественные философы понятия «дух», «духовность» употребляли в значении «сознание», «сознательность», как тождественные [111;7]. В постсоветское время ученые стали убеждаться в нетождественности названных понятий. Поэтому представляется вполне правомерным использование в качестве самостоятельных понятий «дух» и «духовность». Духовность определяется Г. Ивановым как интегральное качество внутреннего мира человека. Духовность, по определению В.И. Мурашова, является процессом выработки духом своего истинного, прекрасного существования, внутренне и внешне свободного содержания, интегрированного в любовь. Высшее качество духовности есть прекрасное чувство -свободная, добрая любовь.

Понятие духовности объемно, сегодня оно наиболее часто употребляется в сфере возрождения национальной культуры и педагогических традиций, когда как любое явление в обществе, будь то экономика и культура, наука или политика, так или иначе связано невидимыми нитями с духовностью

Формирование духовной культуры учителя на основе познаний о человеке

На современном этапе кризис образования заключается не только в том, что в человеческий мир входят принципы и новшества утилитарного технократического бытия, но и в том, что в наш мир приходят поверхностность, скоротечность человеческих взаимоотношений. Глубина и масштаб кризиса образования требуют философско-антропологического подхода к решению проблемы формирования новой современной педагогики, где осознается самим человеком его место и роль в жизни. Выдающиеся педагоги и общественные деятели второй половины XIX - начала XX века, особенно представители антрополого 28 гуманистического направления Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинскии, П.Ф. Каптерев,

П.Ф. Лесгафт подчеркивали особую духовную миссию учителя. Они считали, что духовность учителя, в первую очередь, проявляется в его ориентации на высшие гуманистические ценности, среди которых главной выступает личность ребенка. Дидактика, частные методики должны были разрабатываться не из логики предмета, а исходя из законов развития личности ребенка. Благодаря вышеназванным ученым, зародилась концепция педагогического образования, которая приоритетным направлением в системе повышения квалификации педагогов признавала курсы по педагогике, психологии, физиологии детей.

Проблема познания человека в педагогике рассматривалась К.Д, Ушинским еще 150 лет назад. Если педагогика хочет воспитывать человека, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях. К.Д. Ушинскии понимал человекознание или человековедение как познание себя и умение вести за собой, До К.Д. Ушинского в России педагогика рассматривалась как наука, не имеющая никакого отношения к естественной биологической природе человека. К.Д. Ушинскии, рассматривая человека как предмет воспитания во всем его многообразии, признавал, что ни слова, ни мысли, ни поступки не выражали так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования. В чувствах слышен характер не отдельной личности, не отдельного решения, а всего содержания души человека и ее строения. В понятие «организм человека» К.Д. Ушинскии вкладывал совокупность его психолого-физио 29 логической и социальной природы, стремясь обосновать законы духовно —нравственного и физического развития человека.

В области познания человека педагогика значительно обогатилась благодаря трудам П.К. Анохина, В.И. Вернадского, Л.С. Выготского. Большую лепту в комплексное исследование человека внес А.А. Ухтомский, у которого еще в 1942 году появился замысел познать, анатомию и физиологию человеческого духа. Как метод познания комплексное изучение человека началось активно обсуждаться в 60-е - 70-е годы. Для лучшей организации комплексного исследования человека необходимо было соединить воедино усилия онтологии, гносеологии, социологии и философской антропологии.

Однако до сих пор не сложилась наука о человеке как о целостности. Человек как целостность, как индивид, субъект, личность и индивидуальность раскрывается в трудах Б.Г. Ананьева, Вершиной духовного постижения В.Д. Шад-риков считает «обращение к раскрытию человеческой сущности, прежде всего, ее таинственности и неопознанности, сокрытии в глубине веков» [281 ;186]. Фундаментом профессиональной подготовки учителя и формирования его духовной культуры будет комплекс современных знаний о человеке (В.А. Сласте-нин). Сократовское «Человек - познай себя» и конфуцианское «Человек - сотвори себя» должны объединиться в один целостный принцип, который поможет современному учителю создать в образовательном пространстве «процесс культурной идентификации и личностной самоидентификации» [40;207]. Каждого человека волнует проблема познавания себя, проблема сохранения своей индивидуальности. Не растворяясь в толпе, не теряясь среди законов, прав и моралей, индивид будет развивать свои возможности, данные ему от природы, создаст условия для собственной свободы и свободы других. Личность творит себя не по каким-то заданным нормам, а чувствознанием, участливостью, интуицией, интеллектом, инстинктивным движением вперед.

Познание человека есть создание верного, адекватного представления о человеке и получение более полного представления о нем. Методов познания человека много, но мы остановимся, в основном, на философских методах познания человека. Одним из важнейших философских методов является рассмотрение индивидуального и социального в их диалектическом единстве. Индивидуальное в человеке - это его самобытность, неповторимость, это то, что принадлежит только данному индивиду. В силу того, что люди рождаются с самыми различными природными задатками и их формирование происходит в самых разных социальных, культурных и духовно-нравственных условиях, они не могут быть совершенно одинаковыми. Но в конкретных условиях формирования человека применяются некие общие условия, в силу которых индивидуальность есть проявление некоторых общих качеств и свойств, составляющих сущностное в человеке.

Современная ситуация традиционной педаготической культуры в школах республики

Идея возрождения национальной школы с ее разнообразием, национальными традициями объединила государственных деятелей, политиков, ученых, педагогических работников, родителей. Сегодня школа призвана вернуть детей к истокам народной педагогики, истории и культуры народа. В этом велика роль учителя. Без учителя невозможно сохранение родного языка» лучших традиций, духовно-нравственных ценностей. Целью педагогического воздействия выступает формирование ценностного отношения, мотивом - забота о личностном развитии. Средства педагогического воздействия разнообразны и подбираются в зависимости от цели и мотивов. Традиции воспитания, обычаи и навыки якутского народа, которые свидетельствуют о жизнелюбии, трудолюбии и мудрости народа, отчасти сохранились и в наши дни. Философия и идеология в воспитании детей исходит из традиций, обычаев, выдержавших испытание временем.

Якутская народная педагогика является сферой изучения как самостоятельное этнокультурное явление. Т.Н. Петрова отмечает, что «создание и нормальное функционирование полноценных национальных систем воспитания возможно только на основе научной концепции сохранения и использования всего комплекса традиционного культурно-педагогического наследия народа» [200;20]. «Традиционная культура воспитания якутского народа, как и других народов, является неотъемлемой частью не только национальной, но и общечеловеческой культуры» [88;9]. В ней представлены духовные ценности, созданные общими усилиями народов.

В устном народном творчестве, в народных традициях и обычаях, детских молодежных праздниках и обрядах, детских играх, труде, семейном воспитании, организации быта и досуга, отражающей народную мудрость воспитания, бережно охраняемой и передаваемой от поколения к поколению, наиболее значимой целью остается воспитание идеальной и совершенной личности, нравственность которой тесно связана с умением преодолевать трудности, выполнять определенные обязанности, проявлять упорство, терпеливость, трудолюбие. Идеей воспитательных систем у всех народов является постоянное совершенствование и самовоспитание. Пословицы и афористические изречения формируют ценностную ориентацию детского сознания, выполняют функцию стимулов к учению, наставлению о пользе книжных знаний, активизируют познавательные способности. Многие исследователи считают, что широкое бытование пословиц и афоризмов на тему учения в фольклоре того или иного народа свидетельствуют о высоком уровне его педагогической культуры.

Например, в русских пословицах и поговорках об умственном воспитании говорится следующее: «Корень учения горек, а плод сладок», «Ум да разум надоумят сразу», «Красна птица пером, а человек умом», «За ученого двух неуче 83 ных дают, да и то не берут», «Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать», «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», Много подобных примеров и в фольклоре других народов: «Ум не имеет цены» (горская), «Человек без знаний, что бревно или камень» (японская), «Человек, пренебрегающий знанием, растет, подобно быку: тучнеет его тело, но не возрастает мудрость» (индийская), «Птицу - по крыльям, человека по знаниям узнают» (азербайджанская).

Под умом и разумностью понимается не только природная сметливость, сообразительность, тот уровень умственного развития, который достигается трудом, постоянным стремлением к совершенству, к постижению знания: «Умный любит учиться, а дурак - учить», «Разум шире морей, знание - шире гор», «Не тот глуп, кто не учится, а тот, кто не хочет учиться» (сибирская), «Мудр тот человек, который до старости учится» (грузинская), «Век живи - век учись» (русская), «От работы убежишь - в беду попадешь, от знаний убежишь - в ошибку попадешь», «Чванства поменьше, знаний побольше» (сибирские), «Умен человек, ищущий знания; но кто воображает, что нашел его - безумец» (арабская), «Для чего человек учится? Чтобы далеко видеть» (болгарская), «Знания - глаза человека», «Мудр человек, умеющий всюду найти достойное изучения и из каждой незначительной вещи извлечь для себя урок» (индийские), «Жизни человека есть предел, учению - нет» (китайская).

Народное воспитание всегда направляло человека на путь истинный, на путь постоянного непрерывного совершенствования. Древние киргизы с нали 84 чием умственных данных связывали формирование нравственных качеств личности: «От разумного человека идет человечность», «Доброта без разума пуста». У якутского народа больше чем знания ценилась нравственность, духовность человека: "Знание - гость, нравственность - хозяин", "Не угощай рыбой, а научи ловить ее". Народное воспитание непрерывно. Информальное образование спонтанно, оно является как бы обучением «по жизни» («уЬуйуу») в процессе постоянного взаимодействия с социокультурной средой, впитывания информации, которую она поставляет. Оно проходит несколько этапов; обучение, воспитание и развитие человека, предшествующее его вступлению в самостоятельную жизнь, затем - в период взрослой жизни, сочетаемое с различными видами практической деятельности. Воспитание представляет собой как для ребенка, так и для взрослого формальное, неформальное, информальное образование, которые обеспечивают человеку свободу познавательной активности, выбора увлечений. Педагогика любого народа богата и разнообразна. Она, являясь неразрывной частью вековой психолого-педагогической культуры любой нации, существует, пока существует народ.

Этнопедагогизация процесса взаимодействия школы и родителей как фактор стимулирования духовной культуры учителя

Потребность в духовности должна поддерживаться сегодня обществом, традиционными институтами верования, дошкольными образовательными уч реждениями, школами, высшими и средними учебными заведениями, институтом повышения квалификации работников образования. Духовная культура школы - тонкое, сложное и многослойное явление. Это атмосфера нравственных отношений учителей и учителей, учителей и учащихся, учителей и родителей, микроклимат на уроках, вечерах, в совместном отдыхе, содержания деятельности в школе. Слагаемым духовной культуры школы выступает в наши дни и совместная трудовая деятельность учащихся и учителей.

Стимулирование духовности учителя приведет к развитию этического им мунитета, общественного интеллекта. Это, в свою очередь, как стержневое качество мировоззренческой и духовно-нравственной структуры "я" учителя обеспечит его устойчивость перед разлагающими духовно-психологический склад личности безнравственными явлениями в микро и макросреде, мобилизует внутренние духовно-психологические ресурсы. Общая культура является важнейшим источником духовности личности. Обычно, как считает Л.П. Буева, эта сфера культуры личности объективизируется в традициях и обычаях народ ной педагогики, раскрываясь а духовных потенциях личности: интеллекта, памяти, мышления, восприятия, чувствования и т.д. Выдающийся просветитель народов Поволжья И.Я. Яковлев составил «Духовное завещание чувашскому народу», многими исследователями названное «педагогической сокровищницей». Оно содержит ценные морально-этические идеи: трудолюбие, почтительность к старшим как носителям и хранителям национальных традиций, доброты, честности, благородства, согласия слова и дела между народами. И.Я. Яковлев полагал, что в народной педагогике есть все от религии: сам народ - бог, мать - богиня, дети - ангелы, родительский дом -храм божий, семейный очаг - алтарь, заветы предков - священные заповеди на молитвенном уровне. В его школе господствовало три культа: культ предков, культ матери, культ детей.

Первая, вторая, третья саха-российские научные экспедиции «Образование за сохранение и развитие культурного наследия», участником которых был диссертант, проведены психологами, педагогами под руководством автора программы развития личности ребенка А.П. Оконешниковой. Основной целью экспедиции был анализ этнокультурной и образовательной системы регионов, экологической и социокультурной ситуации, изучение культурного наследия и проблем развития и самореализации личности учителя. Одним из главных вопросов для всех участников экспедиции было исследование возможностей передачи культурного наследия через систему образования. В ходе исследования изучались социальная среда, этнопедагогика, этнопсихология, мультикультура, культурное наследие, проблемы подготовки кадров для региона проживания коренного населения, охрана здоровья. Во многих регионах России, как и в республике Саха (Якутия) проблемами возрождения родного языка, культуры, этики, традиций народного воспитания занимаются политологи, философы, работники сферы образования и культуры.

Наше исследование строилось на основе положений этнической и педагогической психологии, отражающих формирование духовной культуры человека. Исследованием были охвачены учителя, воспитатели, родители и учащиеся. В разработке программы исследования мы исходили из положения, что этнокультурные особенности среды формируют человека, определяют его ориентации в сферах жизнедеятельности. Формирование этнического «Я» личности происходит в процессе воздействия на нее культури о-духовной среды, в которой протекает жизнь.

В процессе формирования духовности человека должна происходить, как отмечал Н.А. Бердяев, гуманизация не только самого человека, но и его природной и социальной среды. Природа человека должна обнаружить себя и в человеческом отношении человека к человеку. Человечность связана с духовностью. Потребность ребенка в личной безопасности обеспечивает семья, в которой главной надежной опорой, оберегающей функцией являются отец (дурда-хахха), мать (ипирэх иччи) и школа, где работает высокоразвитый учитель. Ребенок впитывает дух народа с молоком матери, ее любовью, верой в красоту, правду, с участливостью учителя, его духовным отношением, пониманием, признанием, усваивает нравственно-этические ценности, закон совести. Структурные сдвиги в семье тесно связаны с ее функциональными изменениями (из 99 менениями в структуре лидерства). В культуре народов республики главой семьи традиционно считался отец.

Похожие диссертации на Формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (На традициях народной педагогики якутов)