Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера Ковешникова Любовь Николаевна

Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера
<
Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ковешникова Любовь Николаевна. Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Самара, 2007 195 с. РГБ ОД, 61:07-13/1274

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера

1.1. Социально-экономическая ситуация в местах проживания коренных малочисленных народов Севера 17

1.2. Готовность к взрослой жизни подростков как фактор развития личности 52

1.3. Сущность и содержание понятия «готовность к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера 78

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера

2.1. Особенности подготовки подростков кореннь малочисленных народов Севера к взрослой жизни 96

2.2. Система подготовки подростков коренных малочисленных народов Севера к взрослой жизни 113

2.3. Сравнительный анализ результатов опытно- экспериментальной работы 137

Заключение 163

Список используемой литературы и источников 169

Приложение 185

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-экономическое положение коренных малочисленных народов Севера в настоящее время требует особого внимания со стороны государства в связи со значительными преобразованиями в северном регионе. Общеобразовательная школа принимает участие в решении актуальных для коренных народов этого края проблем, в организации национального образования, сохраняющего культурные традиции в течение многих десятилетий. Вместе с тем способы их реализации требуют научного обоснования: слишком быстро и драматично северные народы были вовлечены в ход развития российской цивилизации; школьное образование не достигло гармоничного соединения его содержания с жизнедеятельностью северных народов, с промышленным производством и культурой. Требуется создание такой системы образования, в которой учитываются особенности развития региона, в частности, специфика трудовой подготовки детей коренных народов, формирующей у них готовности участвовать в трудовой жизни, осознавая принадлежность к своему народу.

Важнейшими социальными особенностями современного бытия народов Крайнего Севера являются:

нарушение традиционного уклада жизнедеятельности северных народов, характера их расселения, что препятствует полноценному участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни региона, следствием чего является отсутствие представительного слоя научной и культурной интеллигенции, влияющей на реальную духовную и практическую жизнь региона и поддерживающей ее национальные основы ;

своеобразие урбанизации, протекавшей с 60-х годов XX века невиданными темпами, сопровождающейся стихийностью в образовании социума и своеобразным влиянием на социальную стратификацию жителей региона, в результате чего наблюдаются различия в образе жизни населения,

в развитии социума в целом, в типах поселений (города, сельские населённые пункты, посёлки городского типа, родовые угодья);

- сложность социально-демографической обстановки в целом, что обусловлено изменением социально-экономической ситуации в России, вызвавшей быстрый отток городского населения в места прошлого проживания, в связи с чем достаточно высоким остаётся уровень миграции -северный округ становится «местом чужих людей».

Таким образом, возникает необходимость разрешения назревших проблем не только в экономике, но и в образовании, являющемся мощным средством развития национального самосознания северных народов, их подготовки к полноценному участию в социокультурной жизни региона: национальная образовательная подготовка должна выполнять функцию воспроизводства особенностей национальной культуры народов Севера (язык, содержание традиционных занятий - оленеводство, звероводство, охотоведение); требуется применение образовательных технологий, не деформирующих национальную психику и мировоззрение; необходима организация деятельности образовательного учреждения, ориентированной на особенности уклада жизни северных народов, на способы культурной эволюции, интеграции северных народов в складывающуюся современную региональную общность.

Глубина и сложность образовательных задач должны отразиться и в подготовке подростков коренных малочисленных народов Севера к взрослой жизни:

  1. Воспроизведение в образовании возможно большего числа сторон национальной жизни северных народов (духовной, бытовой, производственной), приближающих к традиционному укладу жизни; включение детей всех национальностей в изучение культуры и быта северных народов.

  2. Осмысленная и планомерная подготовка детей северных народов к включению в полноценную экономическую, социальную, культурную жизнь

Севера, чему будет способствовать как организация общего образования с учётом национальных особенностей, так и целенаправленное формирование готовности к взрослой жизни, максимально приближённой к нуждам народов Севера.

3. Исследование особенностей социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, имеющее важное прикладное значение, и разработка образовательной модели с учетом особенностей подготовки подростков к взрослой жизни, к выполнению различных социальных ролей, развитие у них способностей к саморазвитию и изменению своего бытия, что будет способствовать воспитанию ответственных граждан, способных принимать решения в проблемных ситуациях.

Результаты проведённых исследований показывают, что уровень готовности к взрослой жизни у подростков коренных малочисленных народов Севера не соответствует предъявляемым обществом требованиям (низкая самоорганизация, недостаточное развитие способностей к самосовершенствованию и продуктивному самовыражению, слабое проявление общественной активности, пассивное отношение к происходящим в регионе преобразованиям).

Анализ научных работ по проблеме формирования готовности к взрослой жизни показывает, что исследователи в большей мере обращались к знаниевой стороне образовательного процесса. Особое внимание ученые уделяют этническим аспектам данной проблемы (А.А.Дукина-Горкавич, М.А.Кастрен, В.М.Кулемзин, Н.В.Лукин, З.П.Соколов, В.Н.Черкезов и др.). Так, раскрыты особенности традиционной культуры (А.Л.Бугаёва, Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, В.И.Григорьев, Ч.М.Таксам и др.); рассмотрены различные аспекты социализации личности (Б.Д.Парынин, В.Д.Семенов, А.Г.Харчев и др.); изучены психологические аспекты этносов (Л.С.Выготский, А.В.Петровский и др.); выявлены особенности

социализации в региональных условиях (Н.Ф.Голованова, И.С.Исаев, Н.Д.Никандров, Е.Н.Шиянов и др.).

Вместе с тем недостаточно изучено влияние готовности к взрослой жизни подростков народов Крайнего Севера на социализацию, индивидуально-личностное развитие, становление их социальной зрелости. Процесс формирования готовности к взрослой жизни подростков из числа коренных малочисленных народов Севера не подвергался специальному исследованию. Таким образом, возникают противоречия между: необходимостью поиска способов организации образовательного процесса с учётом глубинных особенностей национальных традиций, отражающих жизнедеятельность народов Севера, и недостаточным их учетом в трудовой подготовке школьников; сохранением особенностей традиционного уклада жизнедеятельности северных народов в структуре воспитательного процесса и сложностью социально-экономической ситуации в регионе; подготовкой школьников к выполнению национально обоснованных социальных ролей и недостаточным развитием у них способностей адаптироваться к условиям взрослой жизни, требующей умений для традиционных занятий коренных малочисленных народов Севера.

Стремление найти способы разрешения данных противоречий определило проблемы данного исследования: в теоретическом плане - это проблема определения подходов к организации образовательного процесса, обеспечивающего подготовку подростков коренных малочисленных народов Севера к взрослой жизни; в практическом плане - это проблема поиска средств формирования личностной, информационной, рефлексивной готовности подростков к взрослой жизни.

Объект исследования: процесс формирования готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера.

Предмет исследования: средства формирования готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера.

Цель исследования: теоретическая разработка и обоснование системы формирования готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера.

Гипотеза исследования. Угроза разрушения этнической самобытности коренных малочисленных народов Севера сопровождается отчуждением подростков от основных этнических ценностей, разрушением механизма воспроизводства этноса. Возникает потребность в сохранении и укреплении этнокультурной среды, обеспечивающей формирование у подростков готовности к взрослой жизни, приобретаемой в предметной деятельности и общении. Образовательное учреждение, создающее условия для полноценного развития подрастающего поколения, вооружает их знаниями, компетенциями, умениями адаптироваться в естественной среде обитания. Разрушение этнической самобытности обусловлено несформированпостыо у молодежи готовности к взрослой жизни в условиях своего региона. Можно способствовать процессу адаптации подростков к взрослой жизни в контексте сохранения этнической самобытности, если:

конкретизировано научное представление о сущности процесса формирования готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера;

разработана структура ключевого понятия «готовность к взрослой жизни»;

- обоснована необходимость учета в образовательном процессе
социально-экономической ситуации в местах проживания коренных
малочисленных народов Севера;

- выявлена основная функция образования, способствующая
подготовке подростков к взрослой жизни в условиях Крайнего Севера;

- отобрано содержание подготовки подростков к взрослой жизни с
учетом особенностей традиционного для неё этнического образа и адекватно
традиционным коллективным общинно-родовым формам хозяйствования;

разработана система формирования готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера, включающая традиционные отрасли (оленеводство, охота, зверобойный промысел, рыболовство и ветеринария) как основы жизнедеятельности и этнической самобытности;

определены критерии готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера.

Задачи исследования:

  1. Конкретизировать научное представление о сущности процесса формирования готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера.

  2. Разработать структуру ключевого понятия «готовность к взрослой жизни».

  1. Обосновать необходимость учета в образовательном процессе социально-экономической ситуации в местах проживания коренных малочисленных народов Севера.

  2. Выявить основную функцию образования, способствующего подготовке подростков к взрослой жизни в условиях Крайнего Севера.

  1. Отобрать содержание подготовки подростков к взрослой жизни с учетом особенностей традиционного этнического образа жизни.

  2. Разработать систему формирования готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера.

  3. Определить критерии готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера.

Положения, выносимые на защиту.

1. Отчужденность молодежи народов Севера от традиционного образа жизни противоречит механизмам их адаптации к суровым жизненным условиям, что требует переосмысления задач национального образования, осуществляющего воспроизводство личности с образцами поведения, свойственными этносу. Включение подростков в полноценную

экономическую, социальную, культурную жизнь Севера предполагает их готовность к взрослой жизни. Готовность подростков малочисленных народов Севера к взрослой жизни следует рассматривать как личностное новообразование, приобретаемое в процессе освоения и присвоения ценностей национальной культуры.

  1. Готовность в связи с взрослением подростка может рассматриваться как сознательный акт утверждения собственной позиции в жизненных ситуациях с учетом собственных и общественных потребностей, что является основанием для идентификации данной деятельностной характеристики взрослости с готовностью к профессиональному самоопределения как способу адаптации в социуме и приобретения личностного смысла в профессиональном труде. В то же время психологические и социальные характеристики взрослости позволяют расширить представление о сущности и структуре понятия «готовность к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера», что будет выражаться ее структурными компонентами: личностно-целевым, информационно-гностическим, рефлексивно-оценочным.

  2. Своеобразие урбанизации Севера, проявляющееся в социальной стратификации жителей региона, сложность социально-демографической обстановки требуют осмысления подходов к управлению процессом взросления подростков, что найдет выражение в способностях адаптироваться к условиям, в умениях для традиционных занятий коренных малочисленных народов Севера. Основными подходами становятся: комплексный, ориентирующий на выбор средств формирования готовности к взрослой жизни с учетом этнических традиций; имитационно-игровой, создающий контекст профессиональных видов деятельности; диалоговый, представляющий возможности для доверительного обсуждения ситуаций выбора профессии.

  3. Образование, представляя мощное средство развития самосознания личности, ее подготовки к полноценному участию в социокультурной жизни,

выполняя функцию воспроизводства особенностей национальной культуры народов Севера, становится локальной системой, выполняющей социальный заказ на кадры для региона. Методологическую основу построения процесса подготовки к взрослой должны представлять системно-структурный, этнопедагогическии, социокультурный подходы, что позволяет выделить национально-региональный компонент в содержании обучения и организовать воспитательный процесс с учетом этнических традиций.

  1. Процесс формирования готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера должен содержать три этапа: диагностику индивидуальных особенностей подростков двух уровней (базовых свойств личности и готовности); развитие свойств личности, необходимых для традиционного уклада жизнедеятельности северных народов; обеспечение условий для профессионального самоопределения, адекватно коллективным общинно-родовым формам хозяйствования. Система формирования готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера должна интегрировать воспитательные воздействия школы, семьи и родовой общины, что будет способствовать сохранению традиционных видов деятельности северных народов, их культурной эволюции, интеграции в складывающуюся в современных условиях региональную общность.

  2. Готовность к взрослой жизни социально зрелой личности подростка выражается: профессиональной направленностью (адекватность и полнота представлений о выбранной профессии, степень осознания, устойчивость и четкость профессиональных целей, согласованность жизненных и профессиональных целей); социальной активностью (умение включаться в новые социальные группы, способность к адекватной оценке социальных ситуаций, потребность в самоактуализации); личностной саморегуляцией (развитость процессов рефлексии, толерантное отношение к трудностям и способность их преодолевать, ответственность как внутренняя регуляция); ценностными ориентациями (ценностно-смысловое отношение к миру,

способность свободно определяться в социокультурном пространстве ценностей); освоением социальных ролей (активное исполнение широкого диапазона социальных ролей, действенный характер и целостность социальных позиций). Таким образом, за критерии готовности к взрослой жизни следует принимать личностную, информационную, рефлексивную готовность.

Научная новизна исследования:

конкретизировано научное представление о сущности процесса формирования готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера (формирование готовности ставит целью сохранение национального опыта по приобщению подростков к традиционным видам жизнедеятельности; основной функцией системы образования становится обеспечение условий, представляющих возможности для профессионального выбора в поликультурном обществе; результат подготовки к традиционному образу жизни выражается готовностью к взрослой жизни, формирование которой обусловлено возрастными особенностями подростков);

разработана структура ключевого понятия «готовность к взрослой жизни» (структура данного понятия, раскрываемая на основе ее идентификации с моделью готовности личности к выбору профессии, обусловлена особенностями профессионального самоопределения подростков, выработкой ценностных смысловых установок относительно вхождения во взрослую жизнь, подготовкой подростков к выполнению традиционных социальных ролей в условиях Севера; в структуре готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера выделены личностно-целевой, информационно-гностический, рефлексивно-оценочный компоненты);

- обоснована необходимость учета в образовательном процессе
социально-экономической ситуации в местах проживания коренных
малочисленных народов Севера (нарушение традиционного уклада

жизнедеятельности, высокий уровень миграции, отчуждение молодежи от традиционного образа жизни, разнообразие типов поселений, урбанизация), что требует выбора средств формирования готовности к взрослой жизни с учетом этнических традиций;

выявлена основная функция образования, способствующая подготовке подростков к взрослой жизни в условиях Крайнего Севера (воспроизводство особенностей национальной культуры в учебно-воспитательном процессе, что выражается совокупностью исторически обусловленных особенностей природопользования и жизнеобеспечения этноса в экстремальных природно-климатических условиях, традиционными формами хозяйствования);

отобрано содержание подготовки к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера (в содержание учебных предметов включен разработанный национально-региональный компонент, отражающий традиционные виды деятельности этноса и реализующийся поэтапно на основе диагностики индивидуальных особенностей подростков);

разработана система формирования готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера на основе принципов центрации на личности подростка, диалогичности и дополнительности (система включает в себя образовательный комплекс, в содержании которого представлен национально-региональный компонент, и воспитательный комплекс, отражающий основные направления и способы интеграции воспитательных воздействий школы, семьи, родовой общины, что создает условия для развития компонентов в структуре готовности к взрослой жизни);

определены критерии готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера (личностная готовность -сформированность устойчивого интереса к избираемой профессии и целенаправленность мотивов ее выбора; информационная готовность -наличие знаний по общеобразовательным предметам, необходимых для

успешного овладения избираемой профессией, знаний о своих индивидуальных особенностях и способах развития профессионально важных качеств; рефлексивная готовность - потребность в пробе своих сил в избранной деятельности и активность по ее осуществлению, самоанализ, самоконтроль и самокоррекция при наличии адекватной самооценки).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования будут способствовать разработке проблемы формирования готовности к взрослой жизни в учебно-воспитательном процессе на основе этнических традиций; расширению научных представлений о средствах подготовки подростков к профессиональному самоопределению в условиях региона. Открываются возможности нового взгляда на оценку качества образовательного процесса с учетом специфики адаптации подростков к социально-экономическим условиям Крайнего Севера. Уточнение содержания понятия «готовность к взрослой жизни», которое связано с развитием важнейших социальных качеств подростка (социальная устойчивость и мобильность, стремление к самосовершенствованию, социальная активность, способность к профессиональному самоопределению и др.), позволяет определять критерии готовности к взрослой жизни, а обоснование системы формирования готовности к взрослой жизни подростков с учетом региональных условий обогащает педагогическую теорию средствами решения этнопедагогических проблем.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан и апробирован комплекс средств, способствующих формированию готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера; выявлен механизм их реализации на основе критериев готовности к взрослой жизни подростков из числа аборигенов. Результаты экспериментальной работы внедрены в учебный процесс в Варьеганской, Ларьякской, Аганской общеобразовательных школах Нижневартовского района. Разработанное методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, которое базируется на этнокультурных

традициях и предназначается учителям, воспитателям, психологам и социальным педагогам, может использоваться профориентационными центрами в работе со школьниками Крайнего Севера.

Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные теории, концепции социализации личности, современные педагогические и психологические теории и концепции самоопределения личности.

Источниками исследования являются положения: о социальной природе воспитания (Л.С.Выготский, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, В.А.Сухомлинский и др.); о сущности процесса социализации (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Н.К.Данилевский, И.С.Кон, В.М.Минияров и др.); о культурологических основаниях образования (Е.В.Бондаревская, А.Л.Бугаёва, М.И.Рожков и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

- идеи народного воспитания (Г.Н.Волков, С.Н.Гессен, В.М.Григорьев,
Т.И.Руднева, И.В.Суханов и др.);

-теории, рассматривающие проблемы сущности и природы человека и личности (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.);

теория организации педагогического процесса как системного и целостного явления (В.П.Беспалько, Ю.К.Васильев, Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, В.А.Сластенин, Л.И.Фишман и др.);

теория присвоения социально-нравственного опыта индивидом (С.Ф.Анисимов, А.Г.Здравомыслов и др.);

концепции профессионального становления личности (А.Г.Асмолов, А.Л.Бусыгина, Е.А.Климов, Н.С.Лейтес, А.К.Маркова, И.Н.Назимов, Н.С.Пряжников, А.Д.Сазонов, С.Н.Чистякова и др.);

системно-деятельностный подход (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин и др.).

При разработке модели формирования готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера базировались на идеях,

содержащихся в работах исследователей народов Крайнего Севера (М.Г.Воскобойников, Г.М.Василевич, В.М.Кулензин, Н.В.Лукина, З.П.Соколова, В.А.Чуриков и др.).

База исследования: средние общеобразовательные школы Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области. Выборка исследования - 327 человек.

Исследование проводилось в несколько этапов:

  1. этап (2003-2004 гг.) - организационно-констатирующий. Изучение и анализ философской, социологической, педагогической, психологической литературы; определение подходов к разработке структуры готовности личности; рассмотрение особенностей становления личности в подростковый период. Результатом этого этапа явилось определение методологии и методов исследования, разработка его программы.

  2. этап (2004-2005 гг.) - преобразующий. В ходе экспериментальной работы, анализа и осмысления опыта формирования готовности к взрослой жизни уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались особенности подготовки подростков к взрослой жизни, систематизировались материалы о содержании и средствах организации учебно-воспитательного процессе в учебном учреждении для подростков коренных малочисленных народов Севера. Результатом этого этапа явилась разработанная система формирования готовности к взрослой жизни коренных малочисленных народов Севера.

  3. этап (2005-2006 гг.) - заключительный. Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для внедрения в учебный процесс содержания и средств формирования готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов, подвергнуто теоретическому анализу. Проведено оформление результатов.

Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы; анализ педагогического опыта; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, интервью, контент-анализ, констатирующий и формирующий эксперименты); моделирование; методы математический статистики.

Достоверность научных результатов обеспечивалась

обоснованностью методологии исследования; использованием совокупности адекватных предмету исследования методов; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; возможным повторением эксперимента в естественных условиях; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в тезисах докладов, статьях, методических рекомендациях, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на региональных научно-методических конференциях (Ханты-Мансийск - 2005 г., Челябинск - 2006 г.). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Социально-экономическая ситуация в местах проживания коренных малочисленных народов Севера

В соответствии с федеральным законом к коренным малочисленным народам относятся народы, проживающие на территории традиционного обитания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самобытными этническими общностями. Основа жизни этих народов, определяющая их этническое и духовное развитие, заключается в сохранении традиционных систем жизнеобеспечения и форм хозяйственной деятельности (оленеводство, охота, рыболовство, собирательство).

В Ханты-Мансийском автономном округе проживают: ханты (17 126 чел.), манси (10 561 чел.) и ненцы (1 290 чел.).

Развитие образования у коренных малочисленных народов Севера представляет собой не только педагогическую проблему - для понимания ее глубины, для определения пути ее решения требуется привлечение смежного гуманитарного знания, относящегося к теории общественно-исторического процесса - истории философии и исторической антропологии.

Более того, это проблема модернизации - межцивилизационного перехода от традиционного аграрного общества (со структурами, еще сохраняющими присваивающий характер) к современной техногенной цивилизации. Тем самым, это культурно-антропологическая проблема человека на рубеже культур и цивилизаций, рациональных и эффективных механизмов перехода. И от характера ее объяснения и интерпретации будет зависеть место и роль идеологической составляющей в решении этой проблематики, содержание, объем целей и задач систем образования. Среди коренных малочисленных народов Севера можно выделить три основные группы: - жители городов и крупных поселков, практически утратившие свою этнокультурную самобытность; - жители национальных по статусу селений, занятых в нетрадиционных отраслях хозяйства, подвергающиеся ассимиляции и частично сохраняющие этнокультурную самобытность; - жители небольших селений (так называемых стойбищ), занятые в традиционных отраслях хозяйства (охоте, оленеводстве, рыболовстве) и сохраняющие традиционные (доиндустриальные) черты в культурно бытовом укладе и мировоззрении. Эти группы нуждаются в различных мерах по обеспечению своих этнических прав, в том числе и в сфере образования. Современная эпоха предъявляет высокие требования к развитию творческого потенциала человека, повышению его общей мировоззренческой культуры, а значит к уровню образования, которое имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, разносторонне развитой, социализированной личности, сознающей свою ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права и свободы других граждан, законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству. Эти задачи невозможно решить, если не учитывать культурные и региональные особенности территории, в которой проживает подросток. В Ханты-Мансийском округе, специализирующемся на эксплуатации природных ресурсов общенационального значения, уровень производства очень высокий и социально-экономическая ситуация по всем показателям выгодно отличается от других северных регионов. Так, по состоянию на 1 сентября 2005 г. среднедушевое производство промышленной продукции, как и в других промышленно наиболее развитых субъектах Федерации (Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ), в 130-155 раз превышало уровень наиболее отсталых северных субъектов Российской Федерации (Эвенкийский, Таймырский автономные округа, республики Тува и Алтай и др.). Относительная стабильность и даже начавшийся в последние годы рост промышленного производства не улучшил жизнь проживающего здесь населения. Причина в идеологии проводимых в стране реформ, принцип приоритета материальной выгоды над духовными, нравственными ценностями в развитии общества. Погоня за прибылью привела к тому, что природно-ресурсный потенциал традиционного хозяйства северных этносов оказался сильно подорван. Объемы производства в традиционных отраслях ХМАО сократились более чем в два раза. Причины падения производства в традиционных отраслях связаны с плохой совместимостью рыночных отношений с характером традиционного хозяйствования северных этносов. Комплексный характер традиционного хозяйствования северных этносов обеспечивал им надежность существования, а внедрение рыночных отношений нарушило этот баланс. Часть предприятий, обеспечивавших сезонную занятость, оказавшись нерентабельными, были закрыты, что породило безработицу и падение жизненного уровня народов Севера. Внедряемая рыночная экономика, господство отношений частной собственности вошли в противоречие со всем укладом жизни северных этносов.

«Надо заметить, что у народов Севера никогда не было частной собственности. Наличие огромных пространств тайги и тундры позволяло им в досоветский период свободно и беспрепятственно осваивать эти просторы, закрепляться на определенных промысловых угодьях, богатых, как правило, зверем, дичыо, рыбой, дикоросами. С установлением советской власти, с созданием первых простейших производственных объединений, артелей, коммун, колхозов, смешанных стад по совместному выпасу оленей, факторий, интегралкооперативсоюзов, эти промысловые угодья и пастбища были обобщены, хотя промысловики по-прежнему вели на них свою хозяйственную деятельность. Вот почему и сегодня велика тяга аборигенов к родовым угодьям» [8,45].

Сущность и содержание понятия «готовность к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера

Готовность школьников к взрослой жизни ученые изучали главным образом в рамках проблемы профессиональной ориентации, трудового обучения, совместной деятельности школы и общественности. Причем, большинство исследований характеризует только подготовку школьников к труду. Так Н.Ю.Мойсеюк исследует подготовку школьников к сельскохозяйственному труду; В.А.Горбунов рассматривает подготовку школьников к сельскохозяйственному труду в фермерских хозяйствах; В.Д.Симоненко анализирует педагогические основы профориентации сельских школьников. К ним он относит: создание ситуаций, в которых школьники ставятся перед проблемой выбора профессии; создание реальных предпосылок к развитию у школьников профессионально важных качеств; создание оптимального соответствия между формируемыми качествами и той деятельностью, в которую включаются школьники в процессе обучения и производительного труда; работа с родителями, функционирование школьного кабинета профориентации [144,98-101]. Эти особенности определяют содержание процесса формированию готовности школьников к взрослой жизни, но не определяют сути самого понятия «готовность».

В общем смысле «готовность» - это, во-первых, склонность к чему-либо, желание сделать что-либо; во-вторых, состояние, при котором все сделано для чего-либо. В то же время «готовность» есть результат специально организованной педагогической деятельности, так как подготовить - значит обучить, дать необходимые знания. Готовность есть сконцентрированное качество личности, включающее индивидуально-психологические и волевые черты личности, которые обеспечивают успешное включение человека в новую сферу деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме готовности позволяет сделать вывод о том, что практически все исследования базируются на теории деятельности, вклад в разработку которой внесли отечественные ученые (Н.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков и др.). В работах С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, К.К.Платонова отмечается, что готовность следует рассматривать в свете личностно-деятельностного подхода [133,160,124]. Таким образом, понятие «готовность к взрослой жизни» имеет ряд интерпретаций в психологической и педагогической литературе и определяется как: - психологическая установка (Д.Н.Узнадзе); -социально-фиксированная установка, характеризующая общественное поведение личности (В.А.Ядов и др.); - наличие способностей (С.Л.Рубинштейн); - качество личности (К.К.Платонов); - состояние подготовленности (М.И.Дьяченко и др.); - способность человека ставить цель, выбирать способы ее достижения, осуществлять самоконтроль, строить планы и программы деятельности (Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская и др.). Учеными отмечается, что помимо готовности как психического состояния у человека часто проявляется готовность как устойчивая характеристика личности, которая действует постоянно и требует ее формирования, так как является существенной предпосылкой успешной деятельности. Длительная или устойчивая готовность имеет определенную структуру: положительное отношение к виду деятельности, в том числе профессиональной; адекватные требованиям профессиональной деятельности черты характера, способности, темперамент, мотивацию, необходимые знания, умения, навыки. Таким образом, под готовностью будем понимать состояние готовности личности к деятельности. Обобщая различные подходы к трактовке понятия «готовность», выделим три основные характеристики: - готовность как особое состояние личности, которое проявляется на функциональном уровне; - готовность как интегративное свойство, которое проявляется на личностном уровне; - особое психологическое состояние личности, которое может проявляться как на функциональном, так и на личностном уровнях. М.И.Дьяченко подчеркивает, что готовность - это первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. По его мнению, возникновение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной перед ним задачи). Далее идет разработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действии. Затем человек приступает к воплощению появившейся готовности в предметных действиях. В создании, сохранении и восстановлении состояния готовности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами личности. Вне реально существующих связей с другими характеристиками психической деятельности состояние готовности теряет свое содержание [55, 38]. Мы придерживаемся личностно-деятельностного подхода и рассматриваем готовность как устойчивую характеристику личности, целостный комплекс, включающий в себя личностно-целевой, информационно-гностический и рефлексивно-оценочный компоненты, которые отвечают требованиям содержания и условий деятельности. Исследователи в трактовке понятия «готовность к взрослой жизни» исходят из более узкого понятия «готовность к выбору профессии»: - устойчивое состояние личности учащегося, в основе которого лежит динамическое сочетание определенных свойств, включающее направленность интересов и склонностей, его практический опыт и знание своих особенностей в связи с выбором профессии; - внутренняя убежденность и осознанность фактора выбора профессии, осведомленность о мире труда, о том, какие физические и психологические требования профессия предъявляет к человеку»; - способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я»), анализу требований к профессии и принятие решений на основе сопоставления этих двух видов знаний, т.е. способность к сознательному выбору профессии.

Особенности подготовки подростков кореннь малочисленных народов Севера к взрослой жизни

Подрастающее поколение каждого из народов обладает своими особенностями вхождения во взрослую жизнь, которые следует учитывать при организации педагогического процесса, ориентированного на сохранение этнической идентичности.

Для обеспечения социально-исторической преемственности и устойчивости этнических общностей необходимо эффективное функционирование каналов социальной программы наследования. Именно они, наряду с биологическими качествами, обеспечивают социально-историческую непрерывность существования этноса.

По каналам социальной программы наследования передаются все те образования, которые интегрированно представлены в этническом социуме. В структуре каждого этноса формируются механизмы (способы, институты, формы и т.д.) этнической социализации, способствующие не только стабильности и преемственности, интеграции и дифференциации, но также родству («мы») и отчужденности («они») в истории этноса. Основными институтами, обеспечивающими вхождение подростка в жизнь, у коренных народов Севера были традиционный быт, семья, община, система воспитания, в которой следует выделить такие факторы, как природа, труд, общение, детская этническая среда, пример-идеал, комбинированные средства воздействия на развивающуюся личность (фольклор, традиции) и комплексные формы (праздники, обычаи, обряды). Главным фактором, объединяющим комбинированные средства и комплексные формы деятельности детей, являлась природа, которая содействовала формированию различных черт личности; здоровью, развитию ума, нравственности, трудолюбию, чувству прекрасного.

Доминирующее влияние природной среды при условии целенаправленной педагогической деятельности взрослых перерастало в способность не только любоваться, созерцать, объяснять природу, но и активно ориентироваться в ней, находить средства выживания в экстремальных условиях Севера. Системой взаимоотношений «человек и природа» закладывались зачатки экологической культуры средствами экологических традиций, которые по-особому передавали накапливающийся из поколения в поколение социальный опыт, а также способы выживания местных народов. Они способствовали воспроизводству норм поведения, восприятию и пониманию окружающего мира и его целенаправленного освоения, определению форм и принципов использования природных ресурсов.

У народов Севера сложились такие экологические традиции, которые требовали прежде всего соблюдения принципа безопасности, коллективизма, выражающегося при выработке производственных навыков и орудий труда, также в соблюдении нравственных норм; в необычайной простоте, изяществе и приспособленности форм жилых построек, одежды, обуви, в средствах транспорта, предметах быта, в яркости и образности мышления и речи, особом видении мира, оформленном в искусстве, обычаях, праздничных ритуалах и фольклоре.

Трудовые занятия северных аборигенов, экологически безвредные средства транспорта, глухая меховая одежда и обувь, питание, отношение к природе, нормы экологического поведения - все это часть уникального общечеловеческого опыта адаптации к экстремальным условиям жизни на суровом Севере, не в полной мере освоенном другими народами.

Подготовка подростков к взрослой жизни, к участию в традиционных занятиях северных народов была бы невозможна без передачи им необходимых знаний о местах обитания, повадках, биологических процессах животных. Транспортные средства с использованием собак и оленей, к примеру, необходимо было изготавливать из природных материалов, не приносящих вреда и не оказывающих отрицательного воздействия на почвенно-растительных покров. При этом предполагалось наличие как бы инстинктивных знаний физико-химических свойств и особенностей материалов, из которых они изготавливались, а также определенных представлений в области механики, анатомии, физиологии самого человека и животных. Кроме того, для выживания особое значение имело развитие конкретно-образного мышления и сенсорной чувствительности, пространственной ориентации и наблюдательности, физической выносливости и кинетических ощущений.

Старшие особое внимание обращали на экологическое воспитание детей, знакомили их во время промысла и собирательства с окружающей средой, на понятных примерах объясняли сложные явления и процессы природы, подчеркивая при этом, что эти знания важны для сохранения самой жизни на суровой земле.

Люди являлись частью природных систем, и поэтому тип их хозяйственной деятельности соответствовал среде обитания, которая требовала личной инициативы. Неразрывной частью этой системы было воспитания чувства единства с природой, бережного отношения к ней, экономного использования ее ресурсов.

Сравнительный анализ результатов опытно- экспериментальной работы

Суть эксперимента заключалась в определении уровня готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера до внедрения разработанной системы и после, что предполагало рост показателей компонентов готовности.

В ходе констатирующего эксперимента определялись: содержание, критерии, показатели, уровни сформированное компонентов (личностно-целевого, информационно-гностического, рефлексивно-оценочного) готовности к взрослой жизни. Для разработки диагностирующего инструментария обратились к работам исследователей данной проблемы.

«Критерий» - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; «мерило» - так определяется в справочной литературе понятие критерия.

Единые признаки позволяют объективно оценивать уровень готовности учащихся к взрослой жизни, в то же время выбор критериев и показателей определяется задачами исследования. Учитывали возможности использования критериев и показателей, описанных в теории и практике профессиональной ориентации. Необходимость обращения к ним обусловлена потребностью обоснования таких показателей готовности, которые не противоречили бы существующим. Накопленный в теории и практике опыт профориентации, ее цели, функции, позволили С.И.Вершинину, Н.Н.Захарову, Е.А.Климову, М.С.Савиной, С.Н.Чистяковой определить критерии и показатели сформированности у школьников готовности к выбору профессии, по которым осуществляется ее оценка. Были выделены следующие критерии: 1. Идейно-нравственный критерий, который предполагает наличие общественно значимых мотивов, осознание долга перед обществом, стремление принести ему как можно больше пользы своим трудом. Доминанту данного критерия представляет мотивация. 2. Общетрудовой критерий, показывающий наличие интересов и уважения к людям труда и любому труду, потребности в трудовой деятельности, сформированность общетрудовых умений и навыков. Доминантой данного критерия является потребность. 3. Действенно-практический критерий, свидетельствующий о склонности и способности к конкретному виду трудовой деятельности, о наличии адекватной самооценки соответствия личностных качеств и черт характера требованиям избираемой профессии, убежденности в необходимости выбора именно данной профессии. Доминантой данного критерия является операциональность. Отметим, что в педагогической литературе понятие критерия употребляется не только в связи с принятием личностью решения о выборе профессии, но и как основание для определенного заключения, оценки, суждения. Е.А.Климов предлагает эмпирические критерии, в основе которых -установление отношений согласованности между профессиональными планами и склонностями, склонностями и способностями, личными планами родителей. На основе контент-анализа известных в педагогической науке точек зрения представляем критерии и показатели готовности к взрослой жизни. Следует отметить, что выбор критериев и показателей обоснован задачами нашей экспериментальной работы, формированием готовности, что дало основание для выделения критерия личностной готовности, по показателям частично совпадающей с психофизиологической готовностью (М.В.Ретивых) и мотивационно-потребностным критерием (Е.В.Машиньян). В содержание данного критерия считаем целесообразным ввести все компоненты психологической структуры личности (мотивация, воля, эмоции, характер, темперамент, способности и социальные установки). Также информационная готовность в некоторых показателях совпадет с критерием информированности (Е.В.Машиньян), а рефлексивная готовность - с критерием осознания оснований выбора учебной и профессиональной области (Н.В.Кирий). Не преуменьшая теоретической значимости результатов вышеназванных исследований, уточняем, что, с нашей точки зрения, логически целесообразно распределить критерии и соответствующие показатели по алгоритму: личность - знания - деятельность.

Похожие диссертации на Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера