Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования Малютенко Людмила Николаевна

Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования
<
Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Малютенко Людмила Николаевна. Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Смоленск, 2000 187 c. РГБ ОД, 61:01-13/1349-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты проблемы исследования

1.1 . Теоретико-методологические основы влияния личности воспитателя на личность ребенка 12

1.2. Личностно-профессиональная культура в структуре педагогической культуры 30

1.3. Сущностные характеристики гуманно-личностной культуры педагога-воспитателя 48

1.4. Теоретический анализ педагогических условий формирования гуманно-личностной культуры у будущего педагога- воспитателя 68

Глава II. Процесс формирования гуманно-личностной культуры будущего воспитателя в педагогическом колледже

2.1. Моделирование процесса формирования гуманно- личностной культуры будущего воспитателя 91

2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию гуманно-личностной культуры у студентов дошкольного отделения педагогического колледжа ] ? 1

Заключение 158

Список литературы 151

Приложения 173

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная профессиональная подготовка воспитателя дошкольных учреждений должна отвечать требованиям времени. Концепция дошкольного воспитания определила принципиально новые направления государственной политики не только в обновлении содержания системы дошкольного образования, но и гуманизации целей и принципов работы с детьми. Новый социальный заказ требует радикального изменения характера подготовки педагогических кадров, которые должны успешно решать поставленные профессиональные задачи, обеспечивать защиту прав ребёнка на нравственное, психическое и физическое здоровье [ 37, с.9]. Л.А.Парамонова подчеркивает, что в современных условиях профессионалы должны начать строительство новой этики по отношению к детям, которая предполагает необходимость построения воспитательного процесса с учетом ведущих положений, изложенных в Декларации прав ребенка, предусматривающих защиту прав ребенка, обеспечение приоритетности его интересов, ориентацию на полноценное развитие способностей, создание условий для самореализации и активности ребенка, обязательность индивидуального подхода к нему [84, с.82].

Провозглашенный Законом Российской Федерации "Об образовании" принцип гуманизации вызвал новую волну поиска соответствующих этому принципу образовательных технологий для подрастающего поколения россиян, в том числе и для дошкольного возраста. Были разработаны инновационные образовательные программы развития детей в дошкольном возрасте, воплощающие в технологиях личностно ориентированный, гуманистический подход к ребенку: "Развитие" под руководством Л.А.Венгера и О.М.Дьяченко,"Золотой ключик" под руководством Е.Е.Кравцовой и Г.Г.Кравцова, "Радуга" под руководством Т. Д. Дороновой, "Детство" под руководством В.И.Логиновой и другие [118]. Однако никакая технология не обеспечит достижение гуманных педагогических целей без участия личности самого воспитателя, реализующейся во взаимодействии с детьми.

Е.П. Белозерцев справедливо подчёркивает, что "смысл русской школы - Человек, его гармония отношений с миром, собою, другими людьми, его духовное становление" [12, с.16].

А.Н.Малюков считает, что "...возвращение в школу духовно-ценностной составляющей становления личности и формирование соответствующей позиции личности является задачей сегодняшнего дня" [71. с.25].

Иначе говоря, современное образование должно уделять значительное внимание личностному фактору нравственного развития ребёнка, фактору приобщения его к гуманистическим ценностям.

На личностный феномен воспитателя обращали внимание такие выдающиеся педагоги, как Я. А.Комеиский, Д. Локк, Н.И. Пирогов, К. Д.У шинский, В.М.Бехтерев, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие.

Русские философы Н.А.Бердяев, СИ.Гессен, В. В.Зеньковский, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский признавали безусловную ценность личности, отводили центральное место ее духовному формированию, раскрытию ее творческих способностей, ее гуманистическому потенциалу. Личность, по мнению философов, является носителем духовного начала и не может быть сравнима ни с какой иной ценностью.

Интерес к личности педагога не только не ослабел в современную нюху, но и поставлен на научную основу. Так, проблема формирования личностных качеств педагога нашла отражение в работах А. А.Бодалева, Ф.Н. Гонобол пна, Н.В.Кузьминой, В. А. Сластенина,

Н.Е.Щурковой и других. Психологической структуре личности педагога посвящены труды А.Маслоу, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Е.И.Рогова, К.Роджерса и других. В работах А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, В.А.Петровского, К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе нашло отражение психологическое обоснование влияния личностного потенциала педагога на ребенка.

Плодотворными оказались исследования ученых, рассматри вающих идеальную модель личности педагога как носителя, творца и транслятора гуманистических ценностей, нашедшие отражение в трудах А.В.Барабанщикова. Е.В.Бондаревской, И.Ф.Исаева,

Н.Е.Мажара. Н.К.Сергеева, В.В.Серикова, В. А.Ситарова,

В. А. Сластенина и других.

Исследования конкретных аспектов индивидуальной педагогиче ской культуры привели к развитию научных знаний как о самой лич ности педагога, так и путях, способах и средствах ее формирования (Б.Р. Айтмамбетова, Т.Е.Еалактионова, Г.Е.Залесский,

Е.Ю.Захарченко, А.В.Зосимовский, О.З.Краснова, В.В.Кузнецов, НЕ А. Мамедов, Н.И.Постникова, В.Э.Чудновский, О.А.Шкилева и другие).

Вопросы формирования личности педагога-воспитателя в систе ме дошкольного образования разрабатывались в исследованиях Р.С.Буре. И.Ю.Ерофеевой. Л. М.Клариной, Т.С.Комаровой,

В. 11. Логиновой, Е.А.Панько, П.Е.Саморуковой, Л.Е.Сему шиной, В.И.Ядэшко и других. Активизировались исследования по пробле мам формирования личности педагога-профессионала в педагогиче ских колледжах и вузах (Е.П.Белозерцев, И.Ф.Исаев, В.П.Кузовлев, С.А.Козлова, В.Я.Лыкова, Л.В.Поздняк, Л.Ф.Резанова,

Н. Л. Шеховская, А.Е.Чухно и другие). Проведенные исследования внесли большой вклад в вопросы формирования профессиональной культуры педагога-воспитателя. Однако проблема формирования rv- манно-личностной культуры будущего воспитателя остается недостаточно разработанной. Обнаруживается противоречие между потребностью практики в гуманно-личностной культуре воспитателя и фактическим уровнем ее состояния. Указанное противоречие обозначило проблем}' исследования: каким образом можно обеспечить формирование гуманно-личностной культуры воспитателя в образовательно-воспитательном процессе педагогического колледжа.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы, ее практическая значимость определили актуальность и выбор темы диссертационного исследования: "Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования".

Объект исследования: гуманно-личностная культура педагога-воспитателя.

Предмет исследования: процесс формирования гуманно-личностной культуры будущего воспитателя дошкольного учреждения в педагогическом колледже.

Цель исследования: определить педагогические основы эффективной системы формирования гуманно-личностной культуры воспитателя на первой ступени педагогического образования.

Гипотеза исследования: процесс формирования гуманно-личностной культуры воспитателя в условиях педагогического колледжа будет эффективным, если он осуществляется системно и последовательно в рамках целостного педагогического процесса профессиональной подготовки студентов, ориентирован на гуманистическое отношение воспитателя к ребенку и обеспечивает адекватную ориентацию целевых, содержательных и процессуальных компонентов учебных дисциплин, педагогической практики, профессионально направленной внеаудиторной и социальной деятельности студентов. Для достижения поставленной цели и подтверждения правомер- пости выдвинутых предположений в ходе исследования решались следующие задачи:

Определить сущностные характеристики гуманно-личностной культуры педагога.

Выявить состояние формирования гуманно-личностной культуры педагога-воспитателя.

Определить педагогические условия формирования гуманно-личностной культуры в процессе профессиональной подготовки воспитателя в педагогическом колледже.

Теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования гуманно-личностной культуры студентов педагогического колледжа.

5. Разработать методические рекомендации по формированию гуманно-личностной культуры будущего воспитателя в педагогиче ском колледже.

Общую методологическую основу исследования составляет философское положение о личности как субъекте отношений; концепция культурологического подхода при определении сущности личностной культуры педагога; личностно-деятельностныи и системный подход к определению структуры профессионально-личностной культуры педагога.

При обосновании значимости личностно-педагогического фактора гуманистической направленности педагога в становлении личности ребенка мы опирались на психологические исследования А.Н.Леонтьева, В.А.Петровского, К.К.Платонова, К.Роджерса, С. Л. Рубинштейна.

Основополагающими для нашего исследования в целом явились научные выводы ученых, изучающих феномен педагогической куль туры (А. В.Барабанщиков, Е.В.Бондаревская, И.Ф.Исаев, В. А.Сластенин и другие).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философских, психологических и педагогических научных источников по проблеме исследования; моделирование; анализ опыта подготовки воспитателей дошкольных учреждений; метод опытно-экспериментальной работы с применением различных методик: анкетирование, контент-анализ, ранжирование, оценки компетентных судей, педагогическое наблюдение, метод незаконченных предложений, тестовые задания; методы математической обработки материалов.

Исследование выполнялось на базе Смоленского педагогического колледжа и включало три этапа.

Первый этап (L995-I996 гг.) был посвящен изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования, разработке основополагающих идей собственного исследования, выработке гипотезы, цели и задач исследования, проведению констатирующего эксперимента.

Второй этап (1997-1999гг.) включал проведение опытно-экспериментальной работы, уточнение гипотезы и теоретических положенії й исследования.

Третий этап (2000 г.) посвящался обработке и оформлению результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

На основе личностного и деятельностного подходов: разработана модель индивидуальной педагогической культуры; уточнено понятие "ту манно-личностная культура педагога-воспитателя"", определены характеризующие ее свойства; выявлены условия эффективного формирования гуманно-личностной культуры специалиста в педагогическом коллед- определены структура, цель, содержание, методы и средства процесса формирования гуманно-личностной культуры у воспитателей на первой ступени педагогического образования, разработана модель этого процесса. Практическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с теоретическим обоснованием разработан и экспериментально проверен, подтвержден практикой профессионально-педагогической подготовки специалистов вариант системы формирования гуманно-личностной культуры воспитателей дошкольных учреждений. С этой целью создан учебный план по специальности 0313 "Дошкольное образование", ориентированный на поэтапное формирование у будущих специалистов гуманно-личностной культуры; усовершенствованы учебные программы, разработаны системные связи, интегрирующие возможности учебных дисциплин, педагогической практики, профессионально ориентированной внеаудиторной и социальной деятельности студентов в гуманно-личностном развитии специалиста; составлены методические рекомендации по формированию гуманно-личностной культуры педагога-воспитателя в условиях педагогического колледжа. Разработана программа спецкурса «Гуманно-личностная культура воспитателя», которая может быть использована в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений другими учебными заведениями и в системе повышения квалификации педагогических кадров. Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватных его цели и задачам, личным участием автора в опытной работе, качественным и количественным анализом полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

Создание системы формирования гуманно-личностной культуры педагога, осуществляемой на основе личностного и дея-тельностного подходов, требует построения двух моделей: модели гуманно-личностной культуры воспитателя и модели процесса ее формирования.

Модель гуманно-личностной культуры педагога-воспитателя как системное личностное образование, характеризующее особый тип отношений к ребенку, основанный на признании его как главной педагогической ценности, имеет следующую структуру: гуманистическая компетентность, гуманистическая позиция и гуманное поведение.

Модель процесса формирования гуманно-личностной культуры предполагает развитие его в условиях педагогического колледжа по следующим этапам: адаптационный, познавательной активности, вербальной активности и поведенческой активности. Цель данного процесса и его результат - готовность воспитателя к гуманистическим отношениям к ребенку. Содержание носит интеграционный характер: в нем представлено содержание учебных дисциплин, педагогической практики и внеаудиторной работы студентов, имеющих связь с целевым компонентом. Методы и средства способствуют формированию всех компонентов гуманно-личностной культуры воспитателя.

Формирование гуманно-личностной культуры протекает эффективно при соблюдении следующих условий: а) корректировка целевого компонента целостного педагогиче ского процесса; б) включение в содержание процесса профессиональной подго товки изучения правовых норм гуманистического отношения к ре бенку, вопросов теории и практики его гуманного поведения; в) применение в образовательно-воспитательном процессе спо собов, интегрирующих в единый технологический блок интеллекту альную, эмоциональную, волевую, действенно-практическую актив ность и самостоятельность студентов; г) использование дидактико-воспитательных средств, способст вующих гуманизации всех видов деятельности будущих воспитате лей.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования, его основные теоретические положения и практические рекомендации обсуждались на педагогических и методических советах Смоленского педагогического колледжа, учитывались при составлении годовых планов педагогического колледжа и организации учебно-воспитательного процесса, докладывались на заседаниях кафедры педагогики Смоленского педагогического университета (1998-2000гг.), на руководимых соискателем курсах повышения квалификации для заведующих и инспекторов дошкольного образования, на Международных научно-практических конференциях в Смоленском педагогическом университете (1996, 1998, 1999гг.), на Всероссийских практических конференциях (Москва, 1998-2000гг.. Смоленск, 1999г.), на заседаниях рабочей группы Министерства образования Российской Федерации по разработке стандартов среднего педагогического образования по специальности "Дошкольное образование" (1998-1999гг.), на Международных научно-практических конференциях (Смоленск, Москва, 1999г. ).

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Она состоиг из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Теоретико-методологические основы влияния личности воспитателя на личность ребенка

В век технического прогресса пренебрежение человеком как личностным фактором является одной из основных причин социальных, общественных коллизий. Особенно сильно личностное влияние на человека в детском возрасте прежде всего со стороны педагога. Понятие педагог имеет широкое значение, включающее в себя всех педагогов-практиков независимо от специальности и квалификационного звания, а также независимо от типа учреждений, где они осуществляю! профессиональную деятельность. Их объединяет то, что все эти специалисты выполняют одну и ту же профессиональную роль - роль воспитателя.

Авторы коллективного труда "Психология воспитания", выполненного под редакцией В.А.Петровского, дают следующее определение: "Воспитатель - это, во-первых, профессиональная роль, заключающаяся в принятии полной меры ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека (воспитанника); во-вторых, это то лицо, которое является носителем этой роли". В нашем исследовании понятие "воспитатель" мы используем в обоих значениях одновременно. В указанном выше труде отмечается, что за профессиональной ролью "воспитатель" вырисовывается универсальное отношение человека к человеку, заключающееся в том. что поступки людей, совершаемые иногда помимо их воли, обнаруживаются в своей идеальной представленности и про дол жен пости в других людях" [98, сЛ9]. Этот факт неоднократно подчеркивался в трудах виднейших педагогов, психологов, социологов.

Так, Я.Л.Коменский писал: "Учителями пусть будут самые лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью, - вот наиболее действенное замечательное средство к тому, чтобы побудить учеников к самой честной жизни" и "если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами,..., если будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердца" [67, с.61].

Д.Локк в педагогическом труде "Мысли о воспитании" отмечает, что "...самый эффективный способ воспитания детей и формирования их внешнего поведения заключается в том, чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать... Никакие слова не могут сделать столь ясным для их понимания добродетели и пороки, как поступки других людей" [67, с.162].

Н.И.Пирогов в статье "Вопросы жизни", защищая позицию общечеловеческого воспитания, писал, что "нет ни одной потребности для какой бы то ни было страны, более существенной и более необходимой, как потребность в "истинных людях", перед тем, как стать специалистом, нужно пройти ступень общечеловеческого воспитания" [89, с.55]. По мнению Н.И.Пирогова истинный успех в обучении и воспитании зависит от особенностей личности педагога.

Подчеркивая роль личности воспитателя, К.Д.Ушинский писал: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания" [125, с.26].

Русский писатель и педагог Л.Н.Толстой считал пример личности воспитателя главным в процессе воспитания: "Нели же мы поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, то уп 14 раздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить" [123, с.241]. По мнению В.М.Бехтерева, одним из деятельных факторов воспитания "является пример, возбуждающий подражание особенно в детском возрасте" [15, с.273].

Н.К.Крупская указывала на то, что "для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек.... У нас требуют от учителей известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят, заслуживать их любовь и уважение" [59, с.251].

Известный педагог А. С. Макаренко не раз подчеркивал, что труд воспитателя не может быть полноценным, результативным без учета его личностных качеств. В этом отношении нам представляются значимыми его слова о том, что воспитательская проблема, прежде всего, разрешается в границах отношения воспитателя к воспитаннику. "Живое отношение" является фундаментальным камнем воспитания, без которого никакого здания нельзя построить. Воспитатель в каждый момент своей работы должен стоять перед воспитанником с обнаженной собственной личностью и его работа не представляется иначе как растрачивание его личности. Кратко эта позиция воспитателя характеризуется так: "Воспитатель должен быть просто человеком" [70, с.334].

Личностно-профессиональная культура в структуре педагогической культуры

Для выявления сущностных характеристик гуманно-личностной культуры воспитателя мы сначала обратились к изучению и анализу понятий культура, педагогическая культура, чтобы обнаружить интересующие нас признаки объекта исследования, как специфического явления культуры. В научной литературе (философской, исторической, социологической, педагогической, психологической), мы встретили множество определений культуры.

В "Словаре русского языка" С.И.Ожегова, в "Философском энциклопедическом словаре"" культура рассматривается как "совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении", "совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов" [127,с.229]. Данные толкования объединяет то, что культурой называют все, что создается руками и разумом человека. Однако сущностная характеристика культуры, которая дается в основных энциклопедических источниках значительно шире. В них мы обнаружили важные признаки, на которые можем в дальнейшем опираться при описании объекта исследования.

Так, в "Большой советской энциклопедии " подчеркивается, что культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей, машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали, но и "субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического, нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива-общества" [16, с.5951. В энциклопедическом словаре культура рассматривается как "определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в темпах и формах организации жизни и деятельности людей, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей)" [117, с. 678] .

"Культура, - определяется в философском энциклопедическом словаре, - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе... Культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы или всего общества в целом" [127, с.292].

Приведенные выше энциклопедические характеристики дефиниции "культура" подчеркивают ее многомерность, что дает основание исследователям, в том числе и в области педагогики, "извлекать" интересующие их признаки культуры и использовать для собственных определений. Так, И.Ф.Исаев и Н.Я. Шеховская объясняют это явление следующим образом: " феномен культуры отличается многогранностью, сложностью и подчас - противоречивостью. В этом объективная причина того, что сегодня нет единого общепринятого определения понятия "культура"; субъективная причина заключается в том. что ученые, определяя данную дефиницию, исходят из своих философских, мировоззренческих, политических, религиозных, МО 32 рально-этических взглядов, и многотональный спектр их различий отражается в понимании сути происхождения и, естественно, в определении самой дефиниции [45, с.26].

В.И.Орешников подчеркивает, что в современной мировой литературе понятие культуры употребляется в весьма многочисленных значениях: "Одни авторы понимают все то, что "не природа", что сделано руками человека. Другие - совокупность материальных и духовных ценностей. Третьи - специфический способ человеческой деятельности, освоение человеком мира. Четвертые — способ и механизм социального наследия, передачи социального опыта от поколения к поколению. Пятые - способ и меру реализации сущностных сил человека, шестые - интегральную качественную характеристику развития общества, человеческого в человеке" [82, с.6].

Исследователь Е.Ю.Захарченко выявил трансформацию понятия "культура" в историческом процессе и выделил три точки зрения на нее в зависимости от парадигмы на том или ином этапе общественного развития.

Первая отражает понимание культуры как некой объективной по отношению к человеку данности - "совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии". Е.Ю.Захарченко отмечает, что данный подход характерен для шестидесятых годов, когда под культурой понимали, по преимуществу, конечные итоговые продукты деятельности людей, имеющие определенную социальную значимость и ценность.

Моделирование процесса формирования гуманно- личностной культуры будущего воспитателя

Наш экспериментальный проект разработан для дошкольного отделения педагогического колледжа по специальности 03 13 "Дошкольное образование". Объектом преобразований является целостный процесс профессиональной подготовки специалистов на дошкольном отделении. В качестве общего результата проектируемых преобразований мы определили выделение в указанном процессе подпроцесса, целью которого является готовность воспитателя к гуманистическим отношениям с детьми дошкольного возраста. При проектировании преобразований учитывались средовые факторы, специфические для данного типа учебного заведения вообще и дошкольного отделения, в частности. К факторам положительной модальности мы отнесли: а)болыпой положительный опыт профессиональной подготовки специалистов для системы образования, сложившийся за весь период функционирования средних специальных учебных заведений как в статусе училищ, так и колледжа; б) наличие государственного образовательного стандарта, предусматривающего в своей инвариантной части ряд элементов, "вписывающихся" в наш проект, т.е. поддающихся иніеграцип с другими элементами при дифференциации интересующего нас процесса; в) гибкая система управления, позволяющая обеспечить необходимые организационно-педагогические и научно-методические условия для инновационных преобразований. Факторы отрицательной модальности включают: а), сравнительно короткий срок обучения, создающий напряженность формирования такого сложного профессионального новообразования личности специалиста, каким является гуманно-личностная культура; б) недостаточные высокие требования к теоретической подготовке педагога по гуманитарным дисциплинам, в частности, что может отрицательно повлиять на уровень сформированности у педагога гуманно-личностной культуры. Выявленная нами сущностная характеристика гуманно-личностной культуры педагога и дидактические условия ее формирования позволили установить систему критериев как инструмента для конкретизации содержания преобразований и оценки их результативности. В качестве основного критерия эффективности формирования гуманно-личностной культуры воспитателя детей дошкольного возраста была взята готовность к осуществлению гуманистических отношений к ребенку. При этом готовность рассматривается нами как совокупность таких свойств и качеств личности воспитателя, которые с одной стороны, соотносятся со структурой гуманно-личное 1 ной культуры, с другой. - служат ее конкретными содержательными критериями, структурирующими общий критерий. Наше понимание указанных связей мы изобразили на схеме 3.

Похожие диссертации на Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования