Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование экологической культуры сельских школьников Чомаева Зухра Магометовна

Формирование экологической культуры сельских школьников
<
Формирование экологической культуры сельских школьников Формирование экологической культуры сельских школьников Формирование экологической культуры сельских школьников Формирование экологической культуры сельских школьников Формирование экологической культуры сельских школьников Формирование экологической культуры сельских школьников Формирование экологической культуры сельских школьников Формирование экологической культуры сельских школьников Формирование экологической культуры сельских школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чомаева Зухра Магометовна. Формирование экологической культуры сельских школьников : 13.00.01 Чомаева, Зухра Магометовна Формирование экологической культуры сельских школьников (На материале КЧР) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Карачаевск, 2005 173 с. РГБ ОД, 61:05-13/2749

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Экологическое воспитание сельских школьников как педагогическая проблема 15

1.1. Теоретические основы экологического воспитания школьников в условиях модернизации образования 15

1.2. Экологический потенциал этнокультурных ценностей 28

1.3. Психолого-педагогические условия использования этнокультурных ценностей в экологическом воспитании 65

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 77

ГЛАВА 2. Психолого-педагогические основы экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей 79

2.1. Программное и прикладное обеспечение содержания экологического воспитания в учебном процессе - одна из основ экологического воспитания 79

2.2. Обогащение содержания внеучебной работы в контексте этнокультурных ценностей и экологического воспитания школьников 106

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по исследуемой проблеме 119

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 135

Заключение 136

Библиографический список использованной литературы 140

Приложение 154

Введение к работе

Биосфера, как и её отдельные экосистемы, способна переносить значительные антропогенные нагрузки благодаря возможности саморегуляции, самоочищения и самовосстановления. Однако эти свойства имеют естественные пределы.

Человек не может жить вне природы, он всегда пользовался её ресурсами. Но возникновение и развитие цивилизации, особенно научно технический прогресс, способствовали усилению экспансии человечества в биосфере, которая ярко проявляется в регионах с развитыми государствами. Продолжающийся рост давления на природу, нарушающий её естественные возможности, негативно сказывается на условиях жизни не только сегодняшних жителей, но может сделать невозможной жизнь последующих поколений.

Серьёзность и сложность современного общественного развития определяется не только ухудшением состояния природы, экономики, других сфер жизни общества, но и кризисным состоянием самого человека, обусловленным веками сложившимся образом жизни, поведением (А.Яшин). В связи с этим возникает необходимость воспитания новой личности, ориентированной на разумное взаимодействие с природой.

Осознание этих глобальных проблем мировым сообществом детерминировало необходимость создания на уровне ООН глобальной сети экологического образования и воспитания всех слоев населения. В связи с этим должно стать обязательным специальное экологическое образование и воспитание населения, особенно подрастающего поколения.

Экологизация процесса обучения и воспитания подрастающего поколения стала одним из направлений и государственной политики в области образования. Так, согласно действующему «Закону Российской Федерации об охране окружающей среды» в России установлена система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания, включающая в себя весь процесс перманентного образования. К числу его составляющих относится экологическое воспитание школьников, направленное, во-первых, на адекватное осознание себя как биологический вид, живущий в биосфере народу с другими формами жизни, не менее значимыми, чем человек, того, что всё живое имеет право на благоприятную среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экосистем, природных и природно-антропогенных объектов. Во-вторых, понимание того, что человек, хотя и обладает культурным наследием, не является доминантой биосферы, а оно накладывает ответственность за сохранность всех форм жизни и всей её закономерной целостности (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин)..

Таким образом, формируется экологическое мировоззрение, основой которого является экологическая культура, адекватный уровень сформированности которой призван обеспечивать устойчивое развитие социума.

Корни экологических мыслей уходят в глубокую древность. В историческом культурном наследии разных этносов содержится немало возможностей, актуальных и полезных сведений, фактов, возрождение которых может активизировать и развивать процесс экологического воспитания школьников на более эффективном уровне. Сущность его заключается в формировании ответственно-позитивного, нравственно-эстетического отношения школьников к природе как социальной и личностной ценности. Сегодня эта идея настолько обоснованна, что в педагогической науке приоритетное направление приобретает вопрос о разработке технологий его построения по формированию и развитию экологической воспитанности, которая должна стать составной частью как личностной, так и общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе ценностный исторический, философский, нравственный, эстетический опыт этносов.

Следовательно, становление будущего гражданина не может быть успешно осуществлено без учёта его экологической роли в изменении естественной среды, в связи с чем в современной педагогической деятельности экологическое воспитание справедливо рассматривается как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в школе.

Ещё античные мыслители (Аристотель, Демокрит, Платон,), затем классики мировой и отечественной педагогики (А. Дистервег, Я. А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский К.Д.Ушинский) считали совершенной саморазвивающую природу ребёнка, а в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и развития личности. Отсюда - необходимость целенаправленного организованного приобщения детей к природе, которое находит свою реализацию в процессе экологического воспитания.

В связи с обострением экологической кризисной ситуации со второй половины двадцатого века начинается интенсивное исследование проблем экологического образования и воспитания.

В рамках социально-философского направления анализируются сущность экологической культуры, её структура, место в системе общечеловеческой культуры, прослеживаются основные пути её развития (Э.В.Гирусов, Д.С.Лихачев, А.Н.Моисеев, К.П.Шилин).

Общие подходы, отражающие принципы и задачи экологического образования и воспитания школьников, основные средства его реализации определяют ведущие российские учёные (А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Н.М.Мамедов, Л.П.Пчелко, И.Т.Суравегина и др.). Исследователи справедливо считают, что экологическая культура является важным критерием оценки всесторонней развитости личности, выражением её ответственного отношения к социоприродной среде.

В современных исследованиях (А.М.Галеева, Л.Н.Коган, Б.Т.Лихачев, А.А.Плешаков, Н.Ф.Реймерс, В.А.Сластенин, И.В.Цветкова и др.) особое внимание обращается на то, что развитие экологической культуры идёт от . эмпирических знаний и примитивных локальных форм природопользования к глубоким экологическим знаниям и целесообразной преобразующей деятельности человека в глобальном масштабе.

Процесс формирования экологической культуры может осуществляться через развитие соответствующего сознания. Механизмы развития сознания личности и экологического сознания находим в научных трудах учёных (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, С.Д.Дерябо, Л.С.Рубинштейн, В.А.Ясвин и др.).

За последнее время в нашем обществе наблюдается рост этнического самосознания. С принятием Закона РФ «Об образовании» активизировались научные исследования проблем этнокультурного наследия. Приобщение к этнокультурным ценностям подрастающего поколения, на наш взгляд, способствует формированию у них того миропредставления, которое сконцентрировано в специфическом отношении человека данной культуры к миру природы. И отношение выступает доминантой любой традиционной этнокультуры и этнопед агогики.

Различным аспектам этнокультурных ценностей посвящены научные 4 исследования учёных (А.М.Вавилов, Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, В.М.Ме жуев, И.А.Шоров и др.).

Одной из ключевых идей карачаевской традиционной культуры является идея изначальной «кровной родственности» человека с природой, от которой он не отделяет себя, в которой он находит силы для физического развития и духовного роста.

Конструирование и реализация национально-регионального компонента государственного стандарта образования - требование сегодняшнего дня при построении содержания и технологий экологического образования и воспитания с опорой на этнокультурные ценности. Решению аспектов этой проблемы посвящены научные исследования М.С.Багова, А.Р. Текеевой и других, которые представляют научно-практический интерес для нашего исследования.

Анализ научной, научно-методической литературы показывает, что в перечисленных исследованиях не затрагиваются вопросы экологического воспитания сельских старших школьников в процессе их обучения естественно-биологическим наукам в контексте народной педагогики и этноэкологической культуры.

Следует обратиться также к практике экологического воспитания школьников. Как показывают наши многолетние наблюдения и личный опыт, в настоящее время прослеживаются противоречия:

- между объективно растущими требованиями к личности в контексте отношений в системе «природа - человек - социум» и уровнем экологической грамотности и сформированное™ экологической культуры;

- между растущим уровнем экологических знаний учащихся и возможностью их применения в практической деятельности школьников по охране и восстановлению природных ценностей, т.е. знания не «работают».

Отсюда возникает педагогическая проблема «снятия» этих противоречий. С учетом актуальности и современных требований к экологическому воспитанию школьников, недостаточной разработанности теории и практики экологического воспитания сельских старших школьников с опорой на этнокультурные ценности, слабой ориентации учебных программ на практическую экологическую деятельность обучаемых, а также обозначенной в нашем исследовании проблемы мы определяем тему диссертационного исследования: «Формирование экологической культуры сельских школьников (на материале КЧР)».

Проблема исследования: каковы педагогические условия развития экологической культуры учащихся средней школы в условиях национального региона.

Цель исследования - теоретически обосновать и выявить педагогические условия экологического воспитания учащихся с учетом этнокультурных ценностей и экспериментально апробировать их эффективность в условиях сельской полиэтнической среды.

Объект исследования - процесс экологического воспитания учащихся в средней общеобразовательной сельской школе.

Предмет исследования - педагогические условия экологического воспитания сельских школьников в полиэтнической среде.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что процесс экологического воспитания сельских школьников можно организовать на высоком уровне эффективности, если:

- учебно-воспитательный процесс модернизирован и активизирован в контексте творческого освоения этнокультурных ценностей народов в условиях многоаспектных взаимодействий в системе «природа - человек - социум»;

определены в комплексе условия, содержание и технология экологического воспитания сельских школьников в учебное и во внеучебное время, учитывающих в педагогической деятельности потенциал этнокультурных ценностей;

школьники включаются как субъект в такую созидательно-практическую деятельность, при которой позитивное нравственно-эстетическое взаимодействие с природой приобретает смыслообразующий характер;

образовательное учреждение выступает как единая открытая экосистема, где интегрируются воспитательные возможности педагогов, школьников, родителей и региональных социальных институтов.

Задачи исследования: конкретизировать сущность ключевых понятий исследования («экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура», «этнокультурные ценности»), определить теоретические основания процесса экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей в условиях полиэтнической среды;

систематизировать этнокультурные ценности карачаевского и русского народов, провести их классификацию в целях отбора материала, имеющего отношение к проблеме экологии и экологического воспитания школьников;

теоретически обосновать модель структуры процесса экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды и проверить ее результативность в опытно-экспериментальной работе; -определить педагогические условия процесса экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей;

модернизировать содержание экологического воспитания школьников на основе этнокультурных ценностей карачаевского и русского народов, разработать обогащенную программу «Биология с основами этноэкологии», обосновать ее эффективность.

Методологические основы исследования основаны на положениях философской и педагогической антропологии о деятельностной и творческой природе человека, об интегральной сущности личности, о том, что человек как целостное образование не воспитывается по частям, а синтетически под воздействием комплекса факторов, - как социальных, так и природных, как общих, так и регионально - и национально - специфических, о единстве мира, взаимосвязи и взаимообусловленности его компонентов.

Теоретической основой исследования явились: учение об универсальной природе человека как воплощении единства биологической природы и социальной сущности (В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилёв, Н.Ф.Реймерс, П.Тейяр де Шарден, Р.Штейнер, А.В. Яблоков); идея о единстве природосообразности и культуросообразности воспитания (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, А.Дистервег, В.А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский); осуществление экологического подхода в педагогике и психологии (Д.Ж.Гибсон, С.Д.Дерябо, И.Д.Зверев, А.И.Кочетов, Н.М. Мамедов, Э.И. Моносзон, С.Л.Соловейчик, В.Е. Соколов, И.Т. Суравегина, В.А.Ясвин); этнопедагогизация и этноэкологизация воспитательной среды, получившие отражение в трудах (М.С. Багов, Г.Н.Волков, В.А.Данилов, К.Б. Семенов, А.Р. Текеева и др.).

Методы исследования. В соответствии с целями и задачами нашего исследования использован комплекс методов. Теоретические: анализ философской, этнографической, психолого-педагогической, естественнонаучной литературы в аспекте избранной темы, анализ учебных программ, концептуальная разработка проблемы. Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, опрос информаторов, опытная работа, педагогический эксперимент. Математические методы обработки результатов исследования.

Этапы исследования:

Первый этап (2002-2003гг.) - изучение и анализ состояния разработанности проблемы, формулирование ее теоретических- основ, разработка научно-исследовательского аппарата и методики экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2003-2004гг.) - сбор фактического материала, содержащего этноэкологическии потенциал, разработка и проведение формирующего эксперимента, поиск эффективных направлений педагогической деятельности, проверка гипотезы исследования, проведение контрольного этапа эксперимента.

Третий этап (2004-2005гг.) - анализ и обобщение полученных результатов, формулирование выводов, оформление диссертационной работы и автореферата диссертации.

Научная новизна исследования: - обоснован экологический потенциал и значимость этнокультурных ценностей в процессе экологического воспитания школьников; уточнена сущность базовых понятий исследования: «этнокультурная традиция», «экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое воспитание», «этноэкология», «этнокультурные ценности»;

определены педагогические и технологические параметры, обеспечивающие успешность формирования экологической культуры школьников в условиях сельской полиэтнической среды, выявлены ее критерии, показатели и уровни;

обогащено содержание экологического образования школьников на основе этнокультурных ценностей, разработаны и апробированы авторская модель формирования экологической культуры сельских школьников в условиях полиэтнической среды и программа «Биология с основами этноэкологии».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- выявлены методологические основания и проведена систематизация существующих подходов к проблеме экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды;

предложены средства экологического воспитания сельских школьников с использованием этнокультурных ценностей, которые обогащают содержательную основу и концептуальную базу экологического образования и воспитания в полиэтнической среде;

поставлены и решены задачи, направленные на разработку проблемы использования этнокультурных ценностей в экологическом воспитании сельских школьников, не нашедших полного освещения в педагогической теории.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- определены критериальные параметры экологической воспитанности школьников в условиях сельской полиэтнической среды;

раскрыты возможности использования общепедагогических и этнокультурных ценностей в целях разработки методики экологического воспитания школьников;

- предложены обогащенная и апробированная авторская модель и программа «Биология с основами этноэкологии», которые могут быть использованы в практике экологического воспитания сельских школьников.

Достоверность результатов исследования обеспечена:

обоснованностью и четкостью теоретико-методологических положений исследования;

применением комплекса исследовательских методов, адекватных целям, предмету и задачам исследования;

экспериментальной проверкой основных положений диссертации, подтверждённых методами математической статистики, репрезентативностью выборки, принимавших участие в эксперименте (180 человек в экспериментальных классах и 170 человек в контрольных классах).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективность экологического воспитания школьников предполагает систему педагогических условий, составляющими которых являются: психолого-педагогический компонент (система целостного педагогического процесса, направленная на формирование и развитие экологически культурной личности); технологический компонент (обеспечивает организацию и реализацию педагогического процесса, эффективное функционирование инструментария педагогической деятельности); нравственно-эстетический компонент (обеспечивает усвоение знаний через мотивацию их жизненной необходимости, способствует воспитанию отношения школьника к природным объектам, опосредованное его отношением к другим людям и самому себе как к субъектам единой экосистемы).

2. Этнокультурные ценности карачаевского и русского народов содержат значительный познавательно-воспитательный потенциал, педагогическая актуализация которого обеспечивает эффективную и развивающую направленность экологического воспитания сельских школьников в условиях модернизации образования.

3. Модель структуры процесса экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды.

4. Авторская обогащенная программа «Биология с основами этноэкологии» в контексте этнокультурных ценностей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась, прежде всего, в ходе организации и проведения педагогического эксперимента в Николаевской средней школе, Прикубанского района и в СОШ а. Новая Джегута, Усть-Джегутинского района КЧР.

Основные идеи, результаты и выводы исследования докладывались и обсуждались: полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий (2002-2005 гг.), на конференциях по итогам научной работы в Карачаево-Черкесском государственном университете (2003, 2004 гг.), на Всероссийской научной конференции «Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий» (2004г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика - региону» (2005г.). Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами кафедрами педагогики Карачаево-Черкесского университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, Адыгейского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснованы актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель и задачи; осмыслены методология и методы исследования; сформулирована гипотеза; показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; представлены выносимые на защиту положения.

Первая глава посвящена теоретическому осмыслению педагогических основ использования этнокультурных ценностей в экологическом воспитании; в главе раскрывается сущность экологического потенциала этнокультурных ценностей как важного компонента экологического воспитания, определяются психолого-педагогические основы их использования в формировании экологически воспитанной личности в условиях сельской школы.

Во второй главе раскрываются особенности экологического образования и воспитания сельских школьников в учебное и во внеучебное время, определяются возможности трансляции этнокультурных ценностей в современную образовательную практику. Описаны организация и результаты экспериментальной работы по исследуемой теме.

В заключении диссертации обобщены результаты исследования, сделаны выводы; подтверждена рабочая гипотеза и решены поставленные задачи. Выделены актуальные аспекты проблемы, которые нуждаются в дальнейшем научном осмыслении.

Теоретические основы экологического воспитания школьников в условиях модернизации образования

В настоящее время в связи с обострением экологического кризиса, в котором имеют место существенные противоречия во взаимоотношениях общества и природы, стала ощущаться проблема необходимости воспитания экологически грамотного, здорового поколения. Экологическое образование, как одно из приоритетных направлений педагогической теории и практики, стало актуальным во всём мире.

В последние десятилетия деятельность человека привела к возникновению таких экологических проблем, как парниковый эффект, кислотные дожди, повышение уровня загрязнения окружающей среды всевозможными токсикантами, обеднение экосистем. Современная экология, на наш взгляд, больше, чем любая другая область знаний, отражает реальное состояние окружающей среды. Угроза экологического кризиса в последние десятилетия связана не только с ростом технической мощи общества, но и является следствием нарушения человеком основных законов саморазвития природных процессов. В результате этого исчезли многие виды животных (мамонты, стеллерова корова и др.), загрязняются реки, озёра, океаны, воздух, почва, уменьшаются площади лесов.

А.В.Яблоков отмечает, что «проблема сокращения биологического разнообразия — одна из самых страшных проблем для будущего человечества, поскольку исчезнувший вид восстановить принципиально невозможно. У нас в стране исчезает примерно 1 вид млекопитающих за 3-5 лет...» [195,7]. Антропогенное воздействие выражается в человеческом эгоцентризме, неумении мыслить глобально при локальных действиях. В своей статье «Наступило время Всемирной академии экологии» доктор биологических наук Н.Ф.Реймерс отмечает, что «вспышка СПИДа - реакция природы на экологически неверную стратегию борьбы с эпидемическими заболеваниями. Многие их возбудители были уничтожены (во благо), и это освободило для вируса СПИД в человеке экологическую нишу. (Надо было их либо только предельно ослабить, либо одновременно с уничтожением заменить безопасными видами - аналогами.) И теперь, ошибись медики хотя бы единственный раз в поисках лекарств от СПИДа и вызови мутацию, невольное изменение его (а он в 10 раз изменчивей многоликого вируса гриппа!) и, не дай Бог, эта мутация позволит вирусу СПИДа распространяться воздушно-капельным путём - через 20 лет от миллиардов людей на Земле останутся отдельные особи. Если останутся ...» [148,10].

Потребление сырьевых ресурсов в военных целях является ещё одним драматическим примером, усугубляющим современные экологические трудности. Немалый экологический ущерб был нанесён природе и во время второй мировой войны (1939 - 1945 гг.) «военные действия на большой территории почти во всех географических зонах мира, на трёх континентах (Европа, Азия, Америка) и двух океанах (Атлантический и Тихий) нанесли экологический ущерб: уничтожение сельскохозяйственных угодий, посевов и лесов в широком масштабе в СССР, Польше, Норвегии и других европейских странах; затопление низменностей (в Голландии затоплено морской водой 17% пашни); радиоактивное заражение Хиросимы и Нагасаки; разрушение экосистем многих островов в Тихом океане; повышенное потребление природных ресурсов» [27,33].

Цементный завод, завод резино-технических изделий, химзавод допускают немало вредных выбросов в окружающую среду. Примеры рационального использования природных ресурсов вызывают у школьников положительные эмоции, воспитывают в них волевые качества личности, направленные на охрану природы.

Воспитание экологически культурной, высоконравственной личности .поможет решить экологическую проблему. В сельских условиях важным воспитательным фактором при этом является природа. «Природа - не только среда окружающая нас, но и всенародное достояние и богатство, за которое каждый гражданин нашего общества в ответе - это краевая нить мировоззренческих убеждений...» [127,95].

Воспитание экологически воспитанной личности невозможно вне исторически сложившихся народных ценностей. Поэтому народная педагогика занимает существенную роль в решении этой задачи. Ещё на ранних стадиях своего развития народ, накапливая знания в повседневной жизни, наставлял, воспитывал и обучал своих детей, из поколения в поколение передавая свой общественно-исторический опыт, своё духовное богатство.

Изменения, происходящие в обществе, повлекли за собой изменения в образовании. Философско-педагогическое осмысление новых направлений педагогической теории, направленных на воспитание интеллектуальной личности с высоким, нравственно-экологическим потенциалом - требование всех этапов развития человечества.

История становления в народной педагогике принципа природосообразности является примером экологизации обучения и воспитания. Труды Ж.Ж.Руссо, Я.А.Коменского, И.Т.Песталоцци стали теоретической основой идеи природосообразного воспитания. Я.А.Коменский впервые отметил, что человек является органической частью природы и подчиняется всем её законам. Поэтому все педагогические средства воздействия на ребёнка должны быть природосообразными. Вопросы воспитания и обучения Я.А.Коменский рассматривал как единый педагогический процесс формирования личности. Принцип природосообразности воспитания, по мнению Я.А.Коменского предполагает необходимость изучения законов духовной жизни ребёнка и выбор индивидуальных педагогических воздействий на него. Признание общих принципов развития природы и человека легло в основу педагогического метода воспитания Я.А.Коменского.

Ж.Ж.Руссо рассматривает воспитание как педагогический процесс трёх взаимосвязанных факторов (воспитание природой, людьми и вещами), обеспечивающих естественное развитие ребёнка.

Развивая идею природосообразного воспитания И.Г.Песталоцци считает, что природа, окружающая человека, совершенна и подчиняется своим законам. Наблюдая за ней и подражая ей можно научиться многому. «Механизм чувственной человеческой природы по существу своему подчиняется тем же законам, согласно которых физическая природа повсеместно развивает свои силы» [139,236]. Если следовать этим законам, то знания, приобретаемые человеком, формируют его сознание. К этим знаниям должны добавляться новые, создавая целостное представление о предмете.

Экологический потенциал этнокультурных ценностей

Экологическое образование и воспитание, основываясь на новой парадигме, опирается на исторические этнокультурные ценности. Это даёт

возможность использовать опыт старших поколений в воспитании высоконравственной, экологически культурной личности в духе народной морали.

В Карачаево-Черкесской республике проживают представители разных народов, каждый из которых сохраняет свою самобытность, передавая следующим поколениям свой социальный опыт, духовное богатство через песни, поговорки, сказки, легенды, обычаи, обряды, традиции.

Русский и карачаевский народы накопили богатейший арсенал экологических знаний, успешно применяли их в практической деятельности. Они рационально использовали природные ресурсы, умело проводили сельскохозяйственные работы, разводили скот и т.д. Всё это отразилось на сложившихся традициях, обрядах, в устном народном творчестве. Моральные требования русских и карачаевцев, выработанные на протяжении многих веков, ставили задачу воспитания высоконравственной личности, что подразумевает воспитание таких качеств, как трудолюбие, уважение к старшим, культура поведения в социуме. Народная мудрость русских и карачаевцев стала сокровищницей экологических знаний, использование которых позволяет развить экологическое сознание и воспитывать экологическую культуру подрастающего поколения.

Особую актуальность в этом смысле приобретает знание характерных особенностей двух этносов, что позволит более глубоко подойти к проблеме экологического воспитания учащихся.

А.Н; Гумилёв, исследуя проблему развития этносов, отмечает, что «рассматриваемые коллективы, выделяющие сами себя из окружающего мира, всегда обладают общностью поведенческих черт, передаваемых из поколения в поколение с помощью механизма условно-рефлекторной социальной наследственности. Эти черты не случайны, они вырабатываются в процессе адаптации людей в этнической и ландшафтной среде и образуют собой стереотип поведения этноса. Стереотип поведения людей служит фундаментом этнической традиции, включающей в себя культурные и мировоззренческие устои, формы общения и хозяйства, имеющие в каждом этносе неповторимые особенности» [40,530].

В школах Карачаево-Черкесской республики обучаются учащиеся разной национальности. Поэтому, исходя из неоспоримого значения этнопедагогического наследия в формировании экологической культуры личности, мы обратились к изучению воспитательного потенциала экологического аспекта народных знаний.

В воспитании бережного, ответственного отношения человека к природе важную роль играли традиции, обычаи, обряды. С их помощью передавались и передаются нормы поведения, . требования к личности, богатейший жизненный опыт народа, что позволяет новым поколениям сохранить самобытность и неповторимость своего народа. «Преемственность даёт возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать всё лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества» [63,4].

Традиции и обычаи - две взаимосвязанные этнопедагогические системы, формирующие у детей, воздействуя на них ненавязчиво, такие привычки, как вежливость, почитание родителей, старших, гуманное отношение к животным, рациональное использование и охрана окружающей среды, а также на их основе формировались различные обряды.

Авторы книги «Антология педагогической мысли древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв.» С.Д. Бабишин и Б.Н. Митюров утверждают:

«На основе традиций и обычаев формировались обряды, связанные с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, обставленные языческими символами, ритуалами, церемониями, разнообразными действиями. Обряды были постоянными спутниками человека. Ими сопровождались начало и конец охоты, земледельческих работ, торжества, игрища, похороны и т.д. Обряды выступали как элементы проявления традиций и обычаев, связанных с социальной практикой и психологией народа, с его поэтическим творчеством. Цель обрядов в частности, заключалась в том, чтобы дать детям определённые советы, которыми они могли бы пользоваться в повседневной жизни, труде, закрепляли нормы и правила поведения. Обряды имели и другое не менее важное практическое назначение. Так, например, обрядовые зоофагические пляски отражали повадки животного - ряженье под него, охоту. В процессе обряда совершалась своеобразная инсценировка охоты, репетиции и участие в них детей способствовали усвоению ими умений и навыков этого важного в то время труда» [15,11].

Использование в повседневной жизни обрядов, обычаев и традиций способствует формированию у детей нравственно-экологического отношения к природе. Карачаевцы - народ наблюдательный и трудолюбивый - любили природу и не отделяли себя от неё. Они терпеливо и внимательно изучали окружающую среду, узнавали тайны растений и животных. Прекрасно знали лекарственные растения и использовали их в своей жизни. Людей, которые знали эти травы и умели лечить ими, называли лекарями. К ним относились с почтением и уважением. Лекари передавали знания: только своим детям, что имело положительное значение, так как это способствовало сохранению видов и численности лекарственных растений. В аулах не было фельдшерских участков. Люди лечились лекарственными травами, мёдом и другими природными средствами. В семьях, занимавшихся врачеванием, существовали определённые правила, которым они следовали. Эти семейные традиции передавались из поколения в поколение. Детям прививали любовь к природе, учили бережно относиться к ней и без лишней надобности не рвать растения. Эта семейная традиция передавалась из поколения в поколение, рассказывает Кубанов Магомет, получивший свои знания по лекарственным травам от своего отца. Сам он проживает в а. Первомайское, Малокарачаевского района КЧР. Знания он передает не только своим детям, но и соседским любознательным и способным ребятам, которые помогают ему в сборе лекарственных трав. «Врачевание у карачаевцев остаётся семейной привилегией до настоящего времени. Медицинские знания передаются из поколения в поколение от отца к сыну, от матери к дочери или сыну, от свекрови к невесте, от мужа к жене» [174,38]. Кубановы из поколения в поколение передавали свои знания и умения лечить людей. Дети знали названия всех трав, методы сбора, сушки и хранения их, что сохраняло разнообразие видов в природе. Магомед рассказывал детям о том, что, «если не соблюдать правила по охране природы, то многие растения исчезнут. Многие больные не получат помощи».

Программное и прикладное обеспечение содержания экологического воспитания в учебном процессе - одна из основ экологического воспитания

На современном этапе реформирования общеобразовательной школы экологическое воспитание личности основано на дидактической системе, формирующей экологическое сознание. Личность, в сознании которого утвердилась потребность ответственного отношения к природе, будет осуществлять экологически осознанное отношение к ней. Важно здесь осмыслить и понять, в чем выражается ответственное отношение человека к природной среде. А.Н. Захлебный считает, что ответственное отношение к окружающей среде выражается в следующих характеристиках личности: - в готовности к ответственному поведению и деятельности в окружающей среде в соответствии с моральным долгом и нормами права общества; - в способности осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде [49,10]. Разрабатывая модель экологического образования и воспитания, мы опирались на основные принципы, сформулированные учёными (А.Н.Захлебный, М.Д. Зверев, Н.М Мамедов, И.Т. Суравегина, и др.): содержание общего образования должно отражать междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников; - экологический материал изучается непрерывно, систематически; -формирование интеллектуально-волевой сферы личности осуществлять комплексно; - базовые знания изучать во взаимосвязи с краеведческим материалом. Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, принципы, на основе которых должно конструироваться содержание экологического образования. В соответствии с предметом нашего исследования формирование экологического сознания должно осуществляться на базе всех фундаментальных законов науки о жизни.

По мнению академика В.Е. Соколова, профессора Н.М. Черновой экология принимается в современной школе по междисциплинарному принципу, «где почти игнорируются её- фундаментальные научные биологические основы, а основное внимание сосредоточено на следствиях -экологических катастрофах разного ранга, и при этом очень слабо изучаются те принципиальные возможности грамотного отношения к природе, которые создаются в результате глубокого проникновения в основные экологические законы» [158, 25].

В своем, исследовании мы попытались создать модель экологического образования и воспитания, которая, на наш взгляд, является одной из возможностей формирования экологического сознания и экологического воспитания подростков. Необходимым условием экологического воспитания личности является правильно организованная деятельность подростка, которая способствует развитию экологического сознания. В его основе лежит высокий мыслительно-аналитический уровень деятельности и поступков учащихся в природной среде.

Учитывая то, что при изучении биологии в школе недостаточно внимания уделяется разработке этнорегионального компонента экологического образования и воспитания, нами были использованы возможности предмета, стимулирующие формирование поведенческой мотивации учащихся в общении с природой;

При разработке содержания этнорегионального компонента формирования экологического сознания, были использованы принципы регионализации, гуманизации и экологизации знаний учащихся. Придавалось важное значение этнопедагогическим аспектам воспитания экологически культурной личности с глубокими этноэкологическими знаниями.

Реализация концептуальной модели экологического образования с учетом этноэкологического компонента не противоречит стратегии непрерывного и системного подхода к изучению биологии.

Этноэкологический компонент выполняет системообразующий фактор в связи с тем, что отражает особенности взаимосвязей между компонентами окружающей среды. Модель составлена с учётом требований общенаучной теории моделирования. Результаты психолого-педагогических исследований, а также этнокультурного наследия легли в основу модели. Следует выделить несколько этапов создания модели: 1. Изучение сущности проблемы и подбор фактического материала; 2. Проектирование самой модели; 3. Использование её на практике. По содержанию модель соответствует структуре программы по биологии в средней общеобразовательной школе. Логическое обоснование модели определило этапы опытно-экспериментального процесса: - постановка целей и задач исследуемой проблемы; -изучение федеральных стандартов системного подхода к экологическому образованию и воспитанию; - разработка модели экологического образования в курсе биологии с использованием этноэкологического наследия; - апробация модели; - анализ результатов исследования и определение практических предложений по обновленной модели обучения.

Для разработки планирования уроков и методики использования этнорегиональных и этнографических ценностей мы обратились к трудам ученых (Г.Н. Волков, В.Ю. Львова, ЗА. Хусаинова и др.), к сбору, изучению, систематизации собранного полевого материала, содержащих этноэкологические знания русских и карачаевцев. Эффективность учебно-воспитательного процесса, в значительной мере, зависит от качества и содержания проводимых уроков и внеклассных мероприятий. Обогащение урока элементами практической деятельности, этноэкологическими и этнографическими знаниями позволяет повысить результативность обучения и воспитания, позволяет оживить учебную деятельность. В результате, в биологии находят отражение не только научные знания, но и крупицы народной мудрости, выраженные в народных традициях, обычаях, приметах, легендах, пословицах и т.д., что повышает интерес к изучаемому предмету и познавательную активность учащихся.

Анализ школьных программ и учебников показал, что они содержат, в основном, биологический аспект естественнонаучных знаний. Авторами школьных учебников (В.П. Корчагина, Т.И. Серебрякова, Ю.И. Полянский) дается представление о ключевых биоэкологических понятиях: вид, видообразование, среда обитания, биотоп, симбиоз, дивергенция, биогеоценоз, смена биогеоценозов и др. Изучение биоэкологических знаний позволяет сформировать у учащихся ценностное представление об окружающей среде, осознать последствия антропогенного воздействия на природу, формирует естественнонаучное мировоззрение.

Обогащение содержания внеучебной работы в контексте этнокультурных ценностей и экологического воспитания школьников

Сельская школа располагает большим потенциалом экологического воспитания личности. Потенциал этот весьма полезно реализовать при организации внеучебной деятельности школьников.

При проведении внеклассных мероприятий нами использовались методы и формы педагогического воздействия на эмоционально-чувственную сферу подрастающего поколения.

Доминирующими формами работы стали классные часы, праздники, развивающие игры, предметные недели, научно-практические конференции. Использование в практике обучения и воспитания народной мудрости, богатой знаниями, накопленными народом путем практического взаимодействия с природой, позволяют воздействовать на эмоционально-чувственную сферу подростков, что способствует эмоциональному восприятию природы, развивая такие качества, как экологическая воля, сознательное стремление к познанию законов природы, единения с окружающей средой. «Эмоциональный фон, имеющий мировоззренческую основу, проявляется в подростках через умение чувствовать природу, стремиться к единению с ней» [20].

Согласно определения Е.Д. Макарова «Чувствование природы - это проявление синтеза человеческих качеств, когда люди сознательно стремятся к единению с природой или бессознательно действуют как частица природы. Чувствование - очень сильное психическое свойство человека, благодаря которому он может отказаться от предстоящего действия, если оно каким-то образом нарушает жизнь природы» [104,21].

Внеклассная работа в школе, направленная на формирование экологической нравственности, позволяет выделить факторы, влияющие на ее формирование. Этноэкологические ценности влияют на духовное и физическое развитие личности.

В СОШ а. Новая Джегута, Усть-Джегутинского района КЧР был проведен экспериментальный классный час вместе с классным руководителем А.А. Урусовой «Карачаевцы и природа». Он имел целью показать пример взаимоотношения. народа с природой в разных сферах жизни, вспомнить этнокультурные ценности. Материал классного часа, по мнению заместителя директора по воспитательной работе A.M. Биджиевой, был интересным, содерлсательным и вызвал у ребят потребность узнать побольше о народной медицине карачаевского народа, об их обычаях, обрядах и традициях, связанных с заботой о больных. Из материала устного журнала, в котором принимали участие, школьники узнали о том, что «в народе имелись радикальные методы лечения, которые медицина считает вполне приемлемыми и широко внедряет в практику» [14,288]. Узнали о методах залечивания ран, нанесенных огнестрельным и режущим оружием, довольствуясь терапевтическими средствами; о том, что карачаевцы были знакомы и с лечебными свойствами минеральных вод. Минеральная вода излечивала ревматизм, накожные болезни, раны, об этом свидетельствовали сообщения подготовленные учащимися.

Интересным, повышающим познавательную активность ребят является и то, как отмечает историки-этнографы, что «знахари пытались лечить оспу путем окуривания больных дымом, зажигая кусочек осиного гнезда, кормили больного обрядовым печеньем, без соли, шептали молитвы, продували лицо больного.

Лечение проводилось в тихой комнате, в которой устраивали качели. Каждый, кто заходил в комнату (не член семьи), должен был покачаться на качелях, прежде чем подойти к больному. Пели песни о «госпоже оспе», ее представляли коварной женщиной и призывали «Апсаты» - богиню речных ресурсов. В комнате в уголке горела восковая свеча, перед ней ставили чашку с водой - столик с едой, как дар «Апсаты». Стелили циновку, на нее клали пуховую подушку, рядом ставили медный таз с кумганом - поливальник с водой, мыло и полотенце, которое висело на колышке из стены. Организовывали жертвоприношение на имя «Апсаты», устраивали угощение. На крыльце дома висел медный предмет и перед входом в дом каждый молоточком стучал в него, чтобы при входе к больному не могли проскочить нечистые силы. На подобных церемониях присутствовали и представители мусульманского духовенства, они вполголоса читали молитву, а знахари делали заговоры, ворожили: то закапывали черную курицу у порога, то пускали дым из сушеной мяты вокруг больного, и за все это получали вознаграждение продуктами, одеждой и деньгами» [8,95].

На другом классном часе учащиеся узнали о давно забытом обряде, имевшем место у карачаевцев.

Классный руководитель А.А. Хубиева рассказала учащимся о том, что «человеку, у которого на руке или на ноге наложен гипс, устраивали комбинированную форму лечения. Во время лечения больного отвлекали от боли, поднимали ему настроение. Таким образом, такое лечение является одним из методов психологического воздействия на больного. Учащимися был подготовлен материал о значении и сущности обряда в форме сообщений, которые были рассказаны и инсценированы одноклассниками.

Порой такое лечение длится и до самого утра, если люди чувствовали, что больной вне опасности.

«Когда же люди чувствовали, что больной вне опасности, что дело идет на поправку, они были веселы, изобретательны в шутках и играх, в которых принимали участие все с особенным задором и усердием. В таком случае больной мог продержаться и до утра.

Другой исследователь обычаев Карачая и Черкесии Н. Жардецкая пишет: «...С лечением ран и переломов связан очень своеобразный обычай. Когда пострадавшему сделают перевязку и уложат его в постель, к нему в дом собираются все жители аула. Ближайшие друзья и родные больного дают ему овец и коз, которые идут на угощение всех присутствующих во время этого обычая.

Около постели больного кладут лист железа, сошник или другой железный предмет. Каждый входящий в дом, должен плюнуть и три раза ударить по железу. Железо считается у многих народов Кавказа лучшим предохранительным средством против сглаза и злых духов. Вместе с тем употребление железа в данном случае связано с почитанием бога-покровителя кузнечного ремесла, который считается также богом-целителем.

Если больной засыпает, то начинают бить по железу, чтобы не дать ему заснуть. Все присутствующие кричат, поют, пляшут. В комнате больного невероятный шум. Время от времени сюда со страшным гиканьем врывается толпа молодежи, наряженная в специально сделанные для данного обычая маски, изображающие голову медведя, волка, стариков и др. Появление ряженых должно быть неожиданным и произвести как можно больше суматохи и шума. Все это делается для того, чтобы испугать злых духов, которые, очевидно, пользуясь беспомощным состоянием больного, могут нанести ему большой вред, особенно во сне» [46, 59].

Похожие диссертации на Формирование экологической культуры сельских школьников