Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнической идентичности городских подростков Байченко Александр Александрович

Формирование этнической идентичности городских подростков
<
Формирование этнической идентичности городских подростков Формирование этнической идентичности городских подростков Формирование этнической идентичности городских подростков Формирование этнической идентичности городских подростков Формирование этнической идентичности городских подростков Формирование этнической идентичности городских подростков Формирование этнической идентичности городских подростков Формирование этнической идентичности городских подростков Формирование этнической идентичности городских подростков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Байченко Александр Александрович. Формирование этнической идентичности городских подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999 251 c. РГБ ОД, 61:00-13/308-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования этнической идентичности и ее формирования у подростков 11

1.1. Этническая идентичность как социокультурный и социально-психологический феномен 11

1.2. Формирование этнической идентичности в современных психолого-педагогических исследованиях 51

Глава 2. Формирование у городских подростков этнической идентичности как педагогический процесс 78

2.1. Организация и методы эмпирического исследования 78

2.2. Процессуальные характеристики формирования этнической идентичности подростков 93

2.3. Психолого-педагогические условия формирования этнической идентичности подростков

Заключение 134

Список литературы 148

Приложения 160

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная российская ситуация вызывает к жизни деформацию национальных отношений, что необычайно актуализирует проблему формирования этнической идентичности личности. Соединяя в себе интересы, чувства и чаяния народа этническая идентичность является одним из факторов гуманизации межличностного и межнационального общения.

Между тем в ряде исследований отмечается, что этническая самоидентичность у многих русских, живущих в России либо негативная, либо конфликтная. Люди, не принимающие своей этнической идентичности, негативно относятся к одной из глубинных структур личности, испытывают дискомфорт и напряжение. И это притом, что без положительного само отношения к собственной этнической идентичности невозможно формирование патриотизма, толерантности к другим этносам, эффективное межэтническое взаимодействие.

Как совокупность этнических представлений, чувств, установок, ценностей, этническая идентичность определяет систему этносоциальных отношений, выбор и регуляцию того или иного типа поведения в поликультурной среде.

В настоящее время в России отмечается рост радикализма национальных движений, наблюдаются факты национальной нетерпимости.

В эти процессы оказываются вовлеченными дети: будь то беженцы или члены молодежных националистических организаций. Поскольку именно в детстве закладываются основы отношений к своей собственной и к другим этническим группам, особую значимость приобретает изучение закономерностей функционирования этнической идентичности в школьном возрасте.

Очевидный интерес в этом плане представляет подростковый возраст, когда, согласно Э. Эриксону, происходит идентификация личности. Это

относится и к этнической идентификации, результатом которой выступает этническая идентичность. Этническая идентификация подростков сегодня все более осознается как важнейший объект междисциплинарного психолого-педагогического исследования.

В современном мире, когда наряду с самоопределением наций происходят интеграционные процессы, принципиально важно, чтобы дети, подростки и юноши были воспитаны в духе культуры межэтнических контактов, сохраняя исторически обусловленную национальную неповторимость, национальное достоинство, этническую идентичность.

Долгое время в отечественной науке этнические феномены рассматривались преимущественно историками и этнографами. Ими осуществлен глубокий анализ формирования национального сознания и самосознания народов, особенностей их функционирования и межэтнического взаимодействия на разных этапах развития общества и др.

Выдающийся вклад в теорию этнического воспитания и образования внесли К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, П.П. Блонский, СТ. Шацкий и др.

Растущий интерес к феноменам этнического сегодня все больше проявляет психология. Исследуются методологические проблемы этнопсихологии (В.Г. Крысько, В.Н. Павленко, Ю.П. Платонова, Л.Г. Почебут, Э.А. Саракуев, Г.У. Солдатова, С.А. Таглин и др.), механизмы межэтнического взаимодействия (B.C. Агеев, Т.Г. Стефаненко), актуальный этнопсихологический статус (А.Г. Асмолов, С.Н. Ениколопов, Е.И. Шлягина), структура этнической идентичности (А.О. Бороноев, Е.М. Галкина,

О.Л. Романова, В.Ф. Петренко и др.).

В научный обиход введено понятие «этнопедагогика», под которой Г.Н. Волков подразумевает науку, изучающую народный опыт воспитания подрастающего поколения. Этническая педагогика исследует

функционирование традиционной педагогической культуры, опирающейся на особенности национальной психологии.

Сегодня можно выделить большой пласт научных работ, посвященных, во-первых, русской национальной школе (В.А. Алексеев, Е.Г. Белозерцев, И.Ф. Гончаров, A.M. Леонов, О.В. Леонова, Г.В. Лунина, Л.С. Малик, В.М. Меньшиков, В.М. Петров, В.К. Шаповалов, С.С. Щекина и др.);

во-вторых, этнопедагогической культуре учителя (А.А. Баранщиков, Н.Ю. Бочарова, А.Л. Бугаева, Г.Н. Волков, Т.В. Иванова, И.Ф. Исаев, Н.Л. Крицкая, И.Я. Лернер, В.А. Николаев, В.А. Сластенин и др.);

в-третьих, этнопедагогической подготовке учителя (А.Г. Абсалямова, А. Алимбеков, Ш. М-Х. Арсалиев, А.Г. Гмырин, И.Ф. Гончаров, Р.Н. Идрисова, О. Мамонов, А.Б. Орлова, М.М. Тхуго, Г.У. Убайдуллаев, М.Г. Харитонов, И.А. Шоров и др.).

Вместе с тем до настоящего времени нет работ, раскрывающих процесс функционирования и развития этнической идентичности подростков, что порождает определенное противоречие между теорией и объективными потребностями практики.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия эффективного формирования этнической идентичности городских подростков в условиях общеобразовательной школы?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - этническая идентификация личности.

Предмет исследования - процесс формирования этнической идентичности городских подростков (преимущественно представителей русского этноса).

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

осуществить анализ этнической идентичности как социокультурного и

социально-психологического явления. а определить и экспериментально обосновать психолого-педагогические

условия эффективного формирования этнической идентичности у городских

подростков. а разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию

этнической идентичности подростков в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования позитивной этнической идентичности городских подростков может быть существенно оптимизирован, если: я в нем учитываются закономерности этнической идентификации, ряд

психолого-педагогических условий; н он охватывает когнитивную, аффективную и конотивную сферы личности

подростка; в он строится на базе практико-ориентированных педагогических технологий,

включающих учебные диалоги, ролевые игры, дебаты, тренинги, разминки,

синквэйны, коллажи и другие формы познавательной деятельности, а также

межнациональных отношений.

Общая методология исследования базируется на фундаментальных философских положениях о взаимной связи и взаимной обусловленности явлений и процессов реальной действительности, об этносоциальной детерминации развития личности, об историко-эволюционном и этносоциокультурологическом подходе к изучению психики человека как субъекта деятельности и отношений.

Теоретическая база исследования сложилась из психологических теорий самосознания личности как субъекта деятельности, общения, отношений (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, B.C. Мухина, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и др.), этно-социологических и социально

психологических концепций этнической идентичности (Ю.В. Бромлей, Е.М. Галкина, Р.Ш. Джарылгасинова, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, И.С. Кон, В.Г. Левкович, Н.Г. Панкова, В.Ф. Петренко, В.В. Пименов, Б.Ф. Поршнев, О.Л. Романова, Г.У. Солдатова, И.И. Чеснокова и др.), концепций этнопедагогической культуры (Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, И.Ф. Исаев, В.А. Николаев, В.А. Сластенин и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический, конструктивно-генетический и сравнительно-сопоставительный анализ; психолого-педагогический

эксперимент; наблюдения; анкетирование; метод экспертных оценок; изучение и обобщение массового и личного педагогического опыта; методика «Приписывание качеств из набора личностных черт» Д. Катца и К. Брейли; методика «Биполярные шкалы».

Опытно -экспериментальную базу исследования составили Учебно-воспитательный комплекс № 1832 Южного окружного управления г.Москвы и средняя общеобразовательная школа № 92 г. Волгограда. Исследованием было охвачено более 100 учащихся, 20 учителей, 10 школьных психологов и социальных педагогов.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1996 - 1997) - поисковый. На этом этапе была дана оценка историографии и современного состояния феноменологии этнической идентичности в теории и на практике, осуществлен теоретический анализ философской, социологической, этнологической, психологической и педагогической литературы, разработан научный аппарат исследования.

Второй этап (1997 - 1998) - опытно-экспериментальный. На данном этапе была уточнена, обогащена и подвергнута эмпирической проверке общая гипотеза исследования. Проводилось изучение когнитивного компонента этнической идентичности подростков, их этнических стереотипов, этнических

чувств и особенностей самоотношения подростков к себе как к представителям определенной этнической группы. Разрабатывалась и реализовывалась программа формирования этнической идентичности подростков в условиях общеобразовательной школы.

Третий этап (1998 - 1999) - обобщающий. В этот период проводился корригирующий эксперимент, анализировались и обобщались полученные в ходе его результаты, осуществлено литературное оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение. в раскрыта сущность этнической идентичности как социокультурного и

социально-психологического феномена; выявлен этнопсихологический портрет современного городского подростка; в определены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия формирования этнической идентичности городских подростков.

Практическая значимость исследования. Разработанные в нем теоретические положения и выводы существенно обогащают процесс формирования этнической идентичности подростков. Создана и прошла опытную проверку экспериментальная программа изучения и формирования этнической идентичности. Она создает предпосылки для полноценной этнической социализации учащихся, адаптации и вхождения личности в современную полиэтническую цивилизацию и мировую культуру, регулирования межэтнических взаимоотношений в подростковых группах. Данная программа может найти применение в консультационной и коррекционной деятельности в различных психологических и педагогических центрах и учреждениях, в работе по построению системы этнического воспитания школьников.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций исследования, опирающихся на историко-эволюционный и этносоциокультурологический

подходы, адекватностью методов их задачам и логике, репрезентативностью объема выборок, сопоставимостью экспериментальных данных с массовой практикой, логической непротиворечивостью выводов. Основные положения, выносимые на защиту:

под этнической идентичностью понимается социокультурный и социально- психологический феномен, соединяющий когнитивные и аффективные представления и переживания личности об этнических группах (самоидентификация), возникающий в реальных актах взаимодействия с другими этническими группами, и проявляющийся в реальном этническом поведении как часть «Я-концепции». Этническая идентичность определяет и отражает принадлежность личности к той или иной этнической группе;

н положительная этническая идентичность подростков определяет их готовность к межэтническим контактам, уважительное отношение к себе как к представителю определенного этноса, патриотическое сознание и поведение;

я этническая идентичность подростков детерминирована сложным действием и взаимодействием исторических, географических, экономических, религиозных и социокультурных факторов;

к психолого-педагогическим условиям эффективного формирования этнической идентичности подростков относятся: реализация специальных обучающих программ этнического просвещения; учет индивидуально- психологических особенностей подростков, их этнических интересов, ценностей, мотивов, особенностей когнитивной и аффективной сфер личности; этнопедагогическая культура учителя; этнокультурная направленность семейного воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях и тезисах. Они обсуждались и получили одобрение на межвузовских, всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях: Межвузовская

научно-практическая конференция студентов и молодых ученых (г. Волгоград, 1994), Научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Л.С. Выготского (г. Волгоград, 1996), Научная конференция «Психологические основы новых педагогических технологий» (г. Москва, 1997), Международная научно-практическая конференция «Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы» (г. Москва, 1997), III Державинские чтения (г. Тамбов, 1998).

Программа формирования этнической идентичности подростков апробирована в УВК № 1832 г. Москвы, внедрена в практику работы психолого-медико-социального центра «Взаимодействие» г. Москвы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Библиография включает 245 наименований.

Этническая идентичность как социокультурный и социально-психологический феномен

В отечественной науке проблемы этнического исследуются в довольно широком диапазоне и в разных отраслях. Данные феномены изучают историки, обществоведы, философы, этнологи, психологи, педагоги. Имея общий объект исследования, каждая наука анализирует его различные стороны. Так, отечественные философы и социологи разрабатывают теорию наций и национальных отношений, методологическое обоснование сущности и содержания национальной психологии как явления общественного сознания. (СМ. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.Ф. Дашдамиров, А.И. Кузнецов, А.Х. Гаджиев и др.). Социальные и военные психологи анализируют национально -психологические особенности представителей различных общностей. (Г.М. Андреева, Н.И. Луганский, Н.Ф. Феденко и др.). Этнографы (этнологи) занимаются теоретическим обобщением данных о своеобразии этнических групп, полученных в ходе полевых исследований поведения и образа жизни народов мира, проблемами теории этноса, этногенеза (Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, Г.У. Солдатова и др.). Педагоги изучают различные средства, методы, концепции и модели обучения и воспитания в различных этнических общностях (З.П. Васильцова, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, А.Э. Измайлов, В.А. Пятин, М.Г. Тайчинов).

В отечественной науке изучение феноменов этнического имеет давние традиции. Русские ученые М.В. Ломоносов, СП. Крашенинников, В.Н. Татищев обратили внимание в своих работах на различия, существующие в быту, традициях, обычаях, проявлениях общественной жизни народов и впервые, в XVIII в. задумались о причинной обусловленности таких различий исторической действительностью [161,162].

С середины XIX века члены этнографического отдела Русского географического общества Н.Д. Надеждин, К. Д. Кавелин, В.К. Бэр сформулировали основные принципы этнографической науки. К.Д. Кавелин подчеркивал, что нужно стремиться к определению национального характера в целом, изучая его отдельные психические свойства в их взаимосвязи. Народ, считал он, «представляет собой такое же единое органическое существо, как и отдельный человек. Начинайте исследовать его отдельные нравы, обычаи, понятия и остановитесь на этом, вы ничего не узнаете. Умейте взглянуть на них в их взаимной связи, на их отношения к целому народному организму и вы подметите особенности, очевидно отличающие один народ от другого [60]. Множество отдельных конкретных психических черт есть в характере любого народа и конкретных его представителей. Отличаются же народы выраженностью определенных черт в системе целостного национального характера.

П. Сорокин выделяет один из недостатков исследований национального характера, проявляющийся в том, что порой ученые изучают отдельные черты индивидов и экстраполируют их на характерные черты целой этнической общности, нации или наоборот. А это недопустимо, так как, например, «свойства воды отличаются от свойств водорода и кислорода взятых в отдельности. То же самое верно и по отношению к свойствам сложных социальных или культурных систем в сравнении с их компонентами -индивидами» [225,226,227,228,229,230]. Таким образом, национальный характер исследуется посредством изучения представителей данного народа в больших репрезентативных выборках, либо путем широкого научного анализа истории, литературы, традиций, обычаев данного народа, средств и методов социализации и воспитания, культуры в целом. В данном контексте нам представляется интересным подчеркнуть то, что национальный характер вырабатывается под воздействием на представителей конкретной этнической общности особенностей этнической культуры, обычаев, традиций, обрядов, религии, истории народа, уровня развития экономики, общественных институтов.

Проанализируем наиболее характерные взгляды отечественных историков, писателей, философов на национальный характер русских людей. Эти представления характеризуют содержание национального характера русских.

Историк, публицист и общественный деятель К.Д. Кавелин, обращаясь к феномену русского характера, подчеркивает, что «русский человек привыкает надеяться и опираться только на самого себя, быть вечно начеку, вечно настороже. Отсюда возникает в нем глубокое сознание своих сил и своей личности. Семейный быт действует противуположно. Здесь человек как-то расплывается; его силы, ничем не сосредоточенные, лишены упругости, энергии и распускаются в море близких, мирных отношений. Здесь человек убаюкивается, предается покою и нравственно дремлет. Он доверчив, слаб и беспечен, как дитя» [61]. К.Д. Кавелин обращает внимание на то, что в характере русского человека существует некая двойственность.

В.О. Ключевский пишет о психологии великоросса исходя из воздействия на психологию человека особенностей природы России и соответственно особенностей его трудовой деятельности. «Великоросс приучился к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжении вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в Великороссии. Великоросс вообще замкнут и осторожен, даже робок, вечно себе на уме, необщителен, лучше сам с собой, чем на людях, лучше в начале дела, когда еще не уверен в себе и в успехе, и хуже в конце.

Формирование этнической идентичности в современных психолого-педагогических исследованиях

Осознание своей этнической принадлежности является частью «Образа -Я», поэтому нам представляется целесообразным начать анализ этнического самосознания с рассмотрения общих вопросов самосознания.

Под самосознанием в отечественной науке понимается «специфическая форма сознания, направленная на осознание самого себя субъектом практической и познавательной деятельности, на осознание своего места в системе существующих социальных отношений, своего внутреннего мира, своих способностей и возможностей и служащая одним из способов регуляции отношений человека с миром и с самим собой» [173].

Самосознание может быть понято лишь во взаимосвязи со всеми психическими процессами, психическими состояниями и свойствами. Любой психический процесс на высоком уровне развития может вступить в непосредственную связь с процессами самосознания [176]. Онтогенетические уровни самосознания определяются развитием сознания и психики в целом. Исследования в данной области посвящены преимущественно проблеме соотношения сознания и самосознания; изученною структуры самосознания; вопросу о сроках возникновения самосознания, изучению самосознания на разных возрастных этапах.

Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн указывают, что самосознание ребенка есть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2 и 3 годы онтогенеза).

В.М. Бехтерев [16] считал, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувствовании собственного существа.

П.Р. Чамата [174] считает, что самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, т.е. к ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью организма. Самосознание, как и сознание, возникает не сразу, не с рождения, а по мере овладения собственным телом, «в процессе превращения обычных действий в произвольные действия».

В.Н. Мясищев [112] придерживается другой точки зрения - возникновение самосознания связано с выражением в отчетливой форме эмоционального отношения (желания, чувства) к окружающему.

Процесс развития самосознания имеет свою историю в онтогенезе. Как подчеркивал Л.С. Выготский, «процесс самосознания не является какой-то закрепленной и постоянной способностью, возникающей сразу в полной мере, но претерпевает длительное развитие, происходящее через различные ступени, которые позволяют определить стадии развития и сравнивать людей в этом отношении» [34].

Б.Г. Ананьев [7] считает, что самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя в качестве субъекта своих действий.

И. С. Кон считает периодом возникновения сознательного «Я» -подростковый и юношеский возраст. В этом возрасте проявляются признаки самосознания: появление сознательного «Я», возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральных качеств и др. [71,75.76].

Но этим процесс развития самосознания не завершается, приобретая новую возрастную специфику, он продолжается на протяжении всей жизни.

Организация и методы эмпирического исследования

Около полувека в нашей стране существовал негласный запрет на исследования этнических особенностей людей и межэтнического взаимодействия. Ни теоретические, ни практические разработки почти не велись. Отечественный банк данных по обозначенной проблематике еще совсем недавно был почти неизменным со времен эмпирического исследования А.Р. Лурии и в Узбекистане в 1930-х годах [104]. К 1980-м годам потребность в такого рода исследованиях не только появилась, но и усилилась.

В настоящее время исследователи столкнулись с дефицитом и теории, и методологии, и эмпирических данных. Тем не менее, исследования в области межэтнических отношений, исследований этнической идентичности, национальных стереотипов, аффективных компонентов Я-концепции, возникающих у индивида вследствие принадлежности к этносу, этнической группе, условий и методов формирования положительной этнической идентичности, этнической толерантности и т.п. являются необходимыми при прогнозировании возможных этнических конфликтов и урегулировании уже существующих. Продолжающийся рост межэтнической напряженности еще более увеличивает необходимость конкретных исследований. В этой связи, на наш взгляд, необходимо подчеркнуть ряд общих методологических моментов вне зависимости от того исследуются ли отдельные этнические группы, их представители или проводятся кросс - культурные исследования этносов.

В науке до сих пор нет единой, объясняющей все эмпирические факты научной теории. Большинство теорий находится сейчас на уровне «теорий среднего ранга». Диапазон данных теорий довольно широк и разнообразен: европейская психология межгрупповых отношений, американские кросс-культурные исследования, теория этногенеза Ю.В. Бромлея, историко-психологическая концепция межгрупповых отношений Б.Ф. Поршнева, биолого-географическая концепция этноса и этногенеза Л.Н. Гумилева.

Неоднозначность и многослойность этнических явлений диктует необходимость междисциплинарного подхода к их исследованию, считает Г.У. Солдатова [153]. Например, в западной науке произошло соединение культурной антропологии с психоанализом. К этой диаде затем подключилась социология, придав исследованиям этнического новые измерения. При таком подходе происходит определенное взаимодополнение в исследованиях данными науками. Также к исследованиям этнических явлений присоединяются такие науки как история, психолингвистика, педагогика, политология.

В данных науках исследователи определяют разные объекты собственных исследований - это может быть взаимоотношения, история развития групп, этносов или же исследования представителей этнических групп. А.А. Леонтьев [96] доказывает то, что личность является «историко-этнической категорией». Этнические исследования носят междисциплинарный статус и включают в себя методики, концепции, эмпирические факты антропологии, этнологии, социологии, истории, политологии, демографии, конечно же, психологии и педагогики. Как было сказано выше, данные науки в контексте этнических исследований являются взаимодополняющими. Согласно объекту и предмету исследования выделяется специфическое пространство, где каждая конкретная наука решает специфические цели и задачи исследования, при этом опираясь на достижения других наук.

Для педагогических исследований очень важна связь с антропологией и психологией. В антропологии интегрированы этнография (монографическое описание, наблюдение и анализ традиционно-бытовой культуры этнических групп в целях реконструкции их образа жизни) и этнология (сравнительное изучение материалов, собранных в полевых исследованиях разных народов). Развитие же современной этнопсихологии можно проследить от «этнографической психологии», начиная с работ русских ученых в 40-50 гг. XIX в. [25]и психологии народов В. Вундта [31] до психологической антропологии: от известного направления «культура и личность» [10] до различных направлений кросс-культурной психологии. В рамках психологии разработаны методы исследования и определенные теоретические подходы к этническим феноменам. Подчеркнем тот факт, что антропологи изучают характеристики макро - и мезоуровней (общество, культура, группа), психологи изучают характеристики мезо- и микроуровня - группа и индивид. Педагогические исследования могут анализировать методы, условия формирования этнической идентичности, положительное аффективное отношение к этому явлению, также, например, формирование этнической толерантности - то есть процессуальные характеристики.

Отметим тот факт, что в последнее время идут массовые исследования феноменов этнического. Это происходит от желания исследователей восполнить пустоты, образовавшиеся в науке от вышеупомянутого негласного запрета, существовавшего в нашей стране долгое время. Эти исследования идут на основе «теорий среднего ранга» и нередко реализуются в расширении эмпирического диапазона. В результате развитие носит экстенсивный характер. Это соответствует общей логике исторических этапов развития знания -сначала накопление эмпирических фактов, а затем их обобщение и интерпретации. Но в данной области мы не первопроходцы. Очевидно, что Россия неповторима и уникальна в своём этническом и культурном многообразии, но она не единственная в смысле полиэтничности. «Следует учиться, привлекая богатый зарубежный опыт исследования в области этнических явлений и феноменов, видеть сильные стороны и ошибки», - пишет Г.У. Солдатова [153]. Следует указать на главную ошибку экстенсивного эмпирического пути развития на примере американских кросс-культурных исследований.

Похожие диссертации на Формирование этнической идентичности городских подростков