Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Кипкеева, Зухра Салиховна

Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде
<
Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кипкеева, Зухра Салиховна. Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Кипкеева Зухра Салиховна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2011.- 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/602

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Этническая идентичность как научная проблема: возможности формирования в мультикультурной образовательной практике

1.1. Теоретические основы исследования этнической идентичности в контексте психолого - педагогических наук

1.2. Структура этнической идентичности личности в мультикультурной среде

1.3. Специфика формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде

Выводы 88

ГЛАВА II. Этнопедагогические условия формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде карачаево-черкесии

2.1 .Личностноразвивающий потенциал этнокультурного наследия народовКарачаево-Черкесии

2.2. Реализация япытно о -кспериментальной йрограммы - «Этнокультура народов Карачаево-Черкесии» в мультикультурной образовательной среде

2.3. Динамика аформированности итнической йдентичности младшего школьника в мультикультурной образовательной среде

Выводы 170

Заключение 171

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная российская ситуация приводит к деформации национальных отношений, что необычайно актуализирует проблему формирования этнической идентичности личности. Соединяя в себе интересы, чувства и чаяния народа, этническая идентичность является одним из факторов гуманизации межличностного и межнационального общения.

Между тем, в ряде исследований отмечается, что этническая самоидентификация у многих народов, живущих в России, либо негативная, либо конфликтная. Люди, не принимающие своей этнической идентичности, испытывают дискомфорт и напряжение. Без положительного отношения к собственной этнической идентичности невозможно формирование патриотизма, толерантности к другим этносам, эффективное межэтническое взаимодействие.

Создавшиеся условия выдвигают на первый план вопрос формирования позитивной идентичности, толерантности, уважения ко всем этносам и их культурам, религиозным конфессиям, необходимости их мирного сосуществования.

Поскольку именно в детстве закладываются основы отношений к своей собственной и к другим этническим группам, особую значимость приобретает изучение закономерностей развития этнической идентичности в школьном возрасте. Очевидный интерес в этом плане представляет младший школьный возраст, когда, согласно Э. Эриксону, происходит идентификация личности. Это относится и к этнической идентификации, результатом которой выступает этническая идентичность.

Мультикультурное образование - это образование, создающее равные для всех этносов возможности реализации своих культурных потребностей, приобщающее молодежь к культурным и нравственным ценностям других стран и рядом живущих народов. Именно посредством него реализуется в полной мере принцип диалога и взаимодействия культур (Ю.Ю.Бочарова, А.И.Куропятник, Г.В.Палаткина, С.Ф.Петрова, А.В.Шафикова и др.). Мультикультурное образование формирует мультикультурную личность, признающую культурный плюрализм и активно содействующую ему, стремящуюся защищать национально-культурное многообразие. Обращение к народной педагогике - важнейшему источнику духовно-нравственной культуры, детерминанту формирования этнической идентичности подрастающего поколения - необходимый шаг в создавшейся ситуации.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и мировой науке накоплен значительный опыт теоретического осмысления и проведения разноплановых экспериментальных исследований этнической и межэтнической проблематики.

Выдающийся вклад в теорию этнического воспитания и образования внесли П.П. Блонский, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и др.

Вопросы включения в содержание школьного образования идей и опыта народной педагогики рассматривались в трудах И.А. Арабова, Г.А. Арутюнян, Ш.М.-Х. Арсалиева, В.Ф. Афанасьева, Л.С. Балкаровой, Х.Х.Боташевой, Г.Н. Волкова, М.Б.

Гуртуевой, В.М. Джашакуева, А.Э. Измайлова, P.P. Накоховой, Ф.И. Омаровой, Т.В. Поштаревой, К.Б. Семенова, Е.Е. Хатаева, З.Б. Цаллаговой, СР. Чеджемова, СМ. Ша-карян и др. В своих работах авторы указьшают о потребности использования идей и опыта народной педагогики в воспитании подрастающего поколения, о ее богатых приемах и методах эстетического, нравственного, трудового, физического и умственного воспитания детей, об использовании идей народной педагогики в школе.

Большой вклад в осознание роли национального самосознания в личностном развитии подрастающих поколений внесли труды Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, ВА. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. Психолого-педагогические основы изучения и формирования этнической идентичности и межэтнической толерантности, в современных российских условиях разрабатываются в исследованиях А.Г. Асмолова, СК. Бондыревой, B.C. Кукушина, Г.У Солдатовой, Т.Г. Стефаненко и др. При этом, в современных отечественных психолого-педагогических исследованиях, особенно большое внимание уделяется личностному и субъектному развитию в образовательной среде (А.Г. Асмолов, АА. Деркач, ПА. Зимняя, АА. Реан, В.И. Слободчиков, А.С. Чернышев, И.С Якиманская и др.).

Разным аспектам имплицитной концепции воспитания этнофоров Карачаево-Черкесии посвящены диссертационные исследования Ф.В. Абаевой, М.Ю. Айбазо-вой, И.А. Арабова, М.Б. Байчоровой, X. Х.-М. Батчаевой, М.Б. Гуртуевой, Г.Ю. Нагорной, P.P. Накоховой и др. Однако в них не рассматривались вопросы формирования этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде.

Анализ научной литературы и образовательной практики позволил выделить ряд объективно сложившихся противоречий меяеду:

требованиями, предъявляемыми современным обществом к формированию у подрастающих поколений этнической идентичности, и существующим уровнем ее с формированы) сти;

значимостью формирования этнической идентичности, отвечающей современным требованиям к личности и ее жизнедеятельности в мультикультурном социуме, и недостаточной разработанностью теоретико-методологической основы в педагогической науке;

-необходимостью воспитания подрастающего поколения в контексте мультикуль-турности современного общества и недостаточной разработанностью специфики формирования этого процесса в условиях мультикультурной образовательной среды;

- известными исследованиями в психолого-педагогической науке контингента уча
щихся младшего школьного возраста, организации педагогического процесса в обще
образовательной школе и малоизученной роли данных образовательных факторов в
формировании этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Карачаево-Черкесии?

Цель исследования - выявить педагогические условия формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде средствами этнокультурного наследия народов.

Объект исследования - процесс формирования этнической идентичности младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия формирования этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде средствами этнокультурного наследия народов Карачаево-Черкесской республики.

Гипотеза исследования: процесс формирования позитивной этнической идентичности у детей младшего школьного возраста может быть существенно оптимизирован, если:

этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии является детерминантой формирования их этнической идентичности;

модель формирования этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде будет ориентирована на личность, признающую культурный плюрализм и активно содействующую ему, стремящуюся защищать национально-культурное многообразие в соответствии с мультикультурными ценностями;

в качестве основных направлений формирования этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде рассматривать системно сорганизованное формирование таких ключевых компонентов этнической идентичности, как когнитивный, эмотивный, конативный, креативный;

педагогическая модель строится на базе практико-ориентированных образовательных технологий, включающих в содержание образовательного процесса знания об особенностях языка, традиций, фольклора, культуры этноса школьника.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Осуществить анализ литературы по проблеме формирования этнической иден
тичности в контексте современных философских, культурологических, психологиче
ских, этнических и педагогических концепций.

2. Выявить специфику формирования этнической идентичности у младших
школьников в мультикультурной образовательной среде.

  1. Разработать модель формирования этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде.

  2. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования этнической идентичности у младших школьников через авторскую программу «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии».

Методологическую основу исследования составили: аксиологический и личностно-деятельностный подходы к формированию личности в мультикультурной образовательной среде; культурологический подход, рассматривающий этническую культуру как органическую часть общечеловеческой культуры, раскрывающий куль-

турообразующую, культуротворческую и культуросохраняющую функции образования; деятельностный подход, который определил построение формирующего эксперимента с учетом этнического контекста развития системы образования; положение о духовно-нравственных качествах как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного, об этнокультуре народов как компонентах духовной культуры и этнической идентичности, о приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, культуры межнациональных отношений в целях формирования позитивной этнической идентичности в мультикультурнои среде.

Теоретическую основу исследования составили: фундаментальные положения, идеи, концепции, представленные в трудах по проблемам гуманизации образования Е.В. Бондаревской, А.В.Петровского, В.Н. Турченко, Е.Н. Шиянова и др.; теории образовательного процесса В.В.Давыдова, Л.С. Выготского, Л.В. Занковой, Д.Б. Элько-нина; ведущие теоретические положения гуманистической и возрастной психологии

- Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Н.Е. Щурко-
ва и др; концепции этнопедагогической культуры (Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, И.Ф.
Исаев, ВА. Николаев, ВА. Сластенин и др). Мы опирались на идеи и концепции
педагогики и психологии этноса (В.Г. Афанасьев, И.А. Арабов, Г.Н. Волков, A.M. Га-
шимов, М.Б. Гуртуева, В.Г. Крысько, З.Г. Нигматов, Э.Н. Саракуев, Я.И. Ханбиков,
В.К. Шаповалов, И.А. Шоров); генезиса культуры (А.И. Арнольдов, А. Арутюнов,
Ю.В. Бромлей, М.М. Бахтин, НА. Бердяев, B.C. Библер, Л.Н. Гумилев, М.С. Каган,
Н.И. Конрад, Р.Г. По дольный, и др); проблемы межпоколенных отношений (СМ.
Арутюнян, А. Алиев, В. Дильтей, О. Конт, X. Ортега Гассет, ОА. Осипова, Т. Пар-
сонс, Г. Рюмелин, И.В. Суханов и др); культуры и ценностных ориентации народов
Северного Кавказа (Е.П. Алексеева, А.И. Караева, З.К. Каргиева, И.И. Маремшаова,
P.P. Накохова, В.П. Невская, РК. Ортабаева, Я.С. Смирнова, Е.Н. Студенецкая, И.М.
Шаманов, К.И. Чомаев, К.М. Текеев, Ф.С. Эфендиеев и др); этносоциологические и
социально-психологические концепции этнической идентичности (Ю.В. Бромлей,
Е.М. Галкина, РШ. Джарылгасинова, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, И.С. Кон, В.Г.
Левкович, Н.Г Панкова, В.Ф. Петренко, В.В. Пименов, Б.Ф. Поршнев, О.Л. Романова,
ГУ Солдатова, Т.Г. Стефаненко, И.И. Чеснокова и др).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов, включающий логико-исторический, педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; сравнительный анализ и обобщение педагогических, этнографических, исторических и иных источников, документов и литературы; анализ результатов и продуктов образовательной деятельности; методы опроса (интервьюирование, анкетирование, тестирование), наблюдение, беседы, обобщение и описание материалов исследования; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализы продуктов деятельности учащихся, экспертиза независимых экспертов, специальные методики.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили: МОУ СОШ № 6 г. Карачаевск; МОУ СОШ а. Инжич-Чукун; МОУ СОШ а. Хумара; МОУ СОШ а. Икон

- Хал. Исследованием было охвачено 162 учащихся.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2005 по 2011 годы и включало четыре взаимосвязанных этапа:

Первый этап (2005 - 2006) - поисковый. Дана оценка историографии и современного состояния феноменологии этнической идентичности в теории и на практике, осуществлен теоретический анализ философской, социологической, этнологической, психологической и педагогической литературы, разработан научный аппарат исследования.

Второй этап (2007 - 2008) - констатирующий. Изучались когнитивный, конативный, креативный, эмотивный компоненты этнической идентичности младших школьников в мультикультурнои образовательной среде. Разрабатывалась программа формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте в условиях мультикультурнои образовательной среды.

Третий этап (2008 - 2009) - формирующий. Уточнялась, обогащалась и подвергалась эмпирической проверке гипотеза исследования, определялась педагогическая результативность программы формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии».

Четвертый этап (2010-2011г) - обобщающий. Анализировались и обобщались полученные результаты, было осуществлено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования: доказана возможность формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте средствами этнокультуры в мультикультурнои среде; дополнено и обосновано понятие «позитивная этническая идентичность», которое рассматривается как осознание принадлежности к своему этносу, отождествления себя с ним, ценностное отношение к своей культуре, истории, традициям, чувство национальной гордости, мотивированное поведение, основанное на этнических ценностях, способность к ценностному самоопределению и взаимодействию с другими этносами в мультикультурнои среде; выделены, описаны и дополнены структурные компоненты этнической идентичности (когнитивный, эмотивный, конативный, креативный); доказано, что формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурнои образовательной среде Карачаево-Черкесии может быть оптимизировано за счет специального комплекса педагогических условий и средств, реализуемых в рамках авторской программы, основанной на системной педагогической модели формирования исследуемого феномена.

Теоретическая значимость: систематизированы и обобщены существующие теоретико-методологические подходы к изучению и формированию этнической идентичности у младших школьников в мультикультурнои образовательной среде; в научный оборот введен теоретически обоснованный компонент этнической идентичности -креативный, включающий в себя приобщение к культуре, искусству народа, осознание себя в мире культуры, творческую продуктивную деятельность по интериоризации и экстериоризации этнических ценностей; разработана системная педагогическая модель формирования этнической идентичности у учащихся младшего школьного возраста, учитывающая общеобразовательные и этнопедагогические условия ее

формирования; определены оптимальные условия, средства, формы и методы формирования этнической идентичности в мультикулыурной образовательной среде.

Практическая значимость исследования. Разработанные эмпирические положения и выводы существенно обогащают процесс формирования этнической идентичности у младших школьников: создана и прошла опытную проверку экспериментальная программа формирования этнической идентичности у младших школьников «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии», предусматривающая как адекватную и позитивную этническую идентичность, так и высокую межэтническую толерантность, признающую культурный плюрализм и учитывающую национально-культурное многообразие в соответствии с мультикультур-ными ценностями; данная программа может найти применение в образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования по построению системы этнического воспитания школьников и формирования позитивной этнической идентичности; результаты диссертационного исследования могут быть также использованы при организации образовательного процесса в национальных регионах с целью формирования этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, связанных с системным, деятельностно-личностным, этно-культурологическим подходами; применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; непротиворечивостью гипотезы и сформулированных задач; наличием многообразного фактического материала исследования, почерпнутого как из научно-методических источников, так и из образовательной практики; всесторонним анализом собранного материала, отражающим этнопедагогическое наследие народов Карачаево-Черкесии; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; органическим соединением исследовательской работы и практической деятельности диссертанта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии, являясь детерминантом формирования этнической идентичности, обеспечивает процесс передачи духовных ценностей, социального опыта от одного поколения к другому; фиксируя новое идеальное состояние человека и общества, способствует формированию позитивной этнической идентичности младшего школьника - абазина, карачаевца, ногайца, черкеса в мультикультурной среде.

2.Этническая идентичность — результат когнитивно-эмоционального процесса, осознания себя представителем этноса, отождествления себя с ним и обособления от других этносов. Позитивная этническая идентичность - осознание принадлежности к своему этносу, отождествления себя с ним, ценностное отношение к культуре, истории, традициям, чувство национальной гордости, формирование мотивацион-ного поведения, основанного на этнических ценностях, способность к ценностному самоопределению и взаимодействию с другими этносами в мультикультурной среде народов Карачаево-Черкесии.

  1. В структуре формирования этнической идентичности младших школьников выделены следующие компоненты: когнитивный, эмотивный, конативный, креативный.

  2. Педагогическая модель формирования этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде включает теоретическое и практическое обучение. Первый вид обучения реализуется в процессе учебных занятий по программам регионального компонента (изучение родного языка, родной литературы); факультативные занятия; методы: дискуссионные, игровые, социально-творческие, частично-поисковые, проектные. Практическое обучение - внеклассные занятия - экскурсии, встречи, конкурсы, КВН, фестивали, утренники, театральные представления, творческие проекты, семейные проекты, праздники, народные обрядовые представления, фольклорные представления. Методы народной педагогики: воспитание словом, воспитание искусством, воспитание игрой, воспитание общественным мнением, воспитание трудом.

  3. Педагогическими условиями эффективного формирования этнической идентичности у младших школьников являются: создание атмосферы толерантности и эмпа-тии в мультикультурной образовательной среде учащихся и родителей; приобщение к народной педагогике (изучение и сохранение культуры, традиций, фольклора своего народа); организация творческой продуктивной деятельности младших школьников по экстериоризации этнических ценностей; организация продуктивного взаимодействия родителей, представителей других этносов, общественных организаций в процессе формирования этнической идентичности младших школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Изложенные в диссертации положения проверялись и показали свою научную состоятельность в учебно-воспитательном процессе ряда школ Карачаево-Черкесии. Материалы исследования и результаты опытно -экспериментальной работы были заслушаны и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и педтехнологий ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет» и кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»; докладывались на II всероссийской научно-практической конференции « Образование - наука -технология» (Майкоп, 2007) и межрегиональных научных сессиях «Алиевские чтения; Научная сессия» (Карачаевск 2006, 2007), в межвузовских научно - практических конференциях «Развитие личности в поликультурной образовательной среде» (Черкесск 2010); «Проблемы развития личности в полиэтнокультурном пространстве многоуровневой системы образования» (Карачаевск, 2011).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (219 наименований) и приложений.

Структура этнической идентичности личности в мультикультурной среде

Интенсивное развитие межкультурных контактов делает актуальной проблему этнической идентичности. Это вызвано целым рядом причин. Во-первых, в современных условиях, как и раньше, культурные формы жизнедеятельности с необходимостью предполагают принадлежность человека не только к какой-либо социокультурной группе, но и к этнической общности. Среди многочисленных социокультурных групп наиболее стабильными являются устойчивые во времени этносы.

Благодаря этому этнос является для человека самой надежной группой, которая может обеспечить ему необходимую безопасность и поддержку в жизни.

Во-вторых, следствием бурных и разносторонних культурных контактов становится ощущение нестабильности окружающего мира. Когда окружающий мир перестает быть понятным, начинается поиск того, что помогло бы восстановить его целостность и упорядоченность, защитило бы от трудностей. В этих обстоятельствах все больше людей, и молодых в том числе, начинают искать поддержку в проверенных временем ценностях своего этноса, которые в данных обстоятельствах оказываются самыми надежными и понятными. Результатом становится усиление чувства внутригруппового единства и солидарности. Через осознание своей принадлежности к этносам люди стремятся найти выход из состояния социальной беспомощности, почувствовать себя частью общности, которая обеспечит им ценностную ориентацию в динамичном мире и защитит от больших невзгод. Закономерностью развития любой культуры всегда была преемственность в передаче и сохранении ее ценностей, так как человечеству необходимо самовоспроизводиться и саморегулироваться. Это во все времена происходило внутри этносов путем связи между поколениями. Если бы этого не было, то человечество не развивалось бы.

Этнос (с греч. - народ)- группа людей, объединённых общими признаками; объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. По концепции В. А. Тишкова этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу и по которым один этнос отличается от другого. Так, В.А. Тишков даёт следующее определение; «Народ» в смысле этнической общности-группа людей, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и тем самым обладают как бы общей исторической памятью, могут ассоциировать себя с особой географической территорией, а также демонстрировать чувство групповой солидарности.

По концепции, разработанной сотрудниками Института этнологии и антропологии РАН во главе с Ю.В. Бромлеем, этнос понимался как «исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме) ». В широком смысле был назван «этносоциальным организмом» и понимался как этнос, существующий в пределах государства; «этносоциальный организм - та часть соответствующего этноса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность» [32].

Этнос - исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность: - самосознания - сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований; - территории; - языка и культуры. Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии).

Близкое понятие этносу нация. В современной энциклопедии нация (от латинского nato - племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, этнических особенностей культуры и характера. В современной литературе, ряд ученых связывает нацию с определенным народом, и включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие предлагают рассматривать нацию как общность по принадлежности к определенному государству. [Современная энциклопедия. М. 2000.].

Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность». Национальность - принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. Согласно ч. 1 ст. 26 Конституции РФ никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности.

Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация». Источник этнической связи людей - общность культурных характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Теоретики расизма полагали, что генетические характеристики являются основой этноса, однако это опровергается эмпирически (например, абхазские негры). Нация- более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то многие нации формируются уже в период Нового и даже Новейшего времени.

Нация может быть двух видов; полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых уголках мира. Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых вместе свела историческая судьба. В некоторых случаях синонимом нации является понятие «народ». В СССР под нацией чаще понимался любой этнос в составе государства, а для полиэтнической общности использовался термин «многонациональный народ», к каковому относился, например, советский.

Специфика формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде

В концепции динамической структуры личности К.К. Платонова отмечается: «Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих четыре основные стороны личности: 1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); 2. Личный опыт (т.е. объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек). 3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память); 4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.). Первая и вторая группы - социально обусловлены, другие две группы - генетически обусловлены» [144, 35].

Все четыре стороны личности, по исследованиямК.К. Платонова, тесно взаимодействуют друг с другом. Однако доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, интересами, идеалами, потребностями, направленностью и эстетическими качествами. По В.Г. Крысько, этническая структура личности рассматривается как иерархически построенная совокупность черт личности представителя определенной национальной общности, отражающая ее внутреннее содержание и влияющая на действия, поступки и поведение человека [99, 301]. В этнической структуре личности можно выделить следующие элементы: во-первых, духовный мир личности, представляющий собой особое сочетание потребностей и интересов, их гуманистической направленности, которые влияют на специфику восприятия, общения и взаимоотношений, национальное достоинство личности. Для каждого народа характерна своя специфическая духовность, определяющаяся этическими, эстетическим и нравственными взглядами, сложившимися в процессе национального развития. Формирование духовного мира человека связано также с национальными идеалами личности, в которых отражаются элементы национального самосознания людей; во-вторых, этническая структура личности, по мнению ученых, включает ее мировоззрение, реализующее этническую специфику ценностных ориентации и мотивации личности, и составляющее основу национально своеобразной системы ее взглядов на мир, идеалы, т. е. всю ее жизненную позицию. Этот элемент структуры во многом определяется национальным самосознанием, которое показывает то, как человек включен в историческую память, этносоциальные отношения своего народа. Формирование мировоззренческих элементов личности без соотнесения их с этническими ценностями приводит к отрицательным последствиям. Обострение межнациональных отношений, духовная и идеологическая нетерпимость, национальные предрассудки порождаются недостаточно правильно развитыми элементами национального мировоззрения; в-третьих, этническая структура личности включает характер личности, представляющий типологическую систему отношений человека, отражающую специфику проявления его волевых, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Характер сказывается на всех действиях и поступках человека как представителя этнической общности. В более широком смысле это отражение некоторых общих национально-психологических особенностей всего народа, под воздействием которых формируются обычаи, традиции, привычки и стереотипы поведения и действий личности; в - четвертых, этническая структура личности включает психологическое свойство личности, выражающее динамику проявления эмоций, чувств, специфику непосредственного реагирования представителя конкретной этнической общности на воздействия со стороны окружающего мира и других людей. Каков темперамент человека - члена конкретной этнической общности, таково и его поведение, внутреннее самочувствие в общении и взаимодействии с представителями других народов; в-пятых, этническая структура личности отражает социальный опыт личности, характеризующий представителя каждой этнической общности, члена общества. Первичный жизненный опыт личности формируется в семье, этнически своеобразной ячейке общества. Социальный опыт человека отражает в себе народные традиции, специфику художественно-производственной деятельности в зависимости от климата, ландшафта, т.е. географических условий. Духовность, мировоззрение, характер, темперамент, социальный опыт личности проявляются в форме конкретных национально-психологических особенностей человека (коммуникативно-поведенческих, эмоционально-волевых) [85, 212].

Подверженность индивида, личности, этнофоров влиянию национальных традиций, форм поведения, норм, проявляющихся в усвоении национальных установок и стереотипов без внутреннего сопротивления, получила название этнической комфортности. Любая этническая норма - это требования к личности и специфическим малым группам (семья, род, община) со стороны этноса в целом. Одновременно это образец этнических суждений и (или) предписание поведения, действий, поступков, целесообразных и обязательных с точки зрения этноса к этнофору [85, 214]. В исследованиях Л.П.Чагая была интегрирована развернутая структура этнического самосознания личности, куда вошли следующие элементы:

1 )пределяющие национальную интеграцию (представление об общности происхождения, территориальной, политической, экономической, культурно-языковой целостности; усвоенный исторический и личностный социальный опыт межнациональных отношений);

2)определяющие национальнон самосознание, национальную идентификацию (национальная самооценка своего и других народов, личные притязания и установки; представление о своей социальной роли и статусе в межнациональных отношениях; этнические стереотипы);

3)пределяющие национальнон самоотношение (национальные ценностные ориентации; потребности и интересы национально-культурного функционирования и развития; знание моральных норм и запретов, правил, этических принципов);

4) определяющие межнациональные сравнения (национальные чувства, национальная гордость, национальное достоинство и др.; волевые мотивы национальных проявлений (эмоциональные, рациональные и др.); национальные и интернациональные убеждения);

5)пределяющие национальную саморегуляцию (идейно-психологические механизмы самоконтроля и интернациональной отвественности), определяющие степень реализации духовных сил и возможностей личности на национальной основе [195, 200].

Как и индивидуальная «Я» - концепция, этническое самосознание, входящее в его структуру, является одновременно и предпосылкой, и следствием социального взаимодействия. Если речь идет о коммуникации внутри единой этнической общности, этническое самосознание выступает как одна издетерминант этнических особенностей общения, присущих данному этносу.

Реализация япытно о -кспериментальной йрограммы - «Этнокультура народов Карачаево-Черкесии» в мультикультурной образовательной среде

Воспитательные возможности народных традиций в воспитании и формировании этнической идентичности младших школьников используются наиболее эффективно тогда, когда эта работа организуется и вне школы, при активном участии семьи и общественности. Поэтому следующим необходимым условием является взаимодействие школы, семьи и общественности. В данном исследовании среди многообразия путей привлечения родителей и общественности к жизни школы ведущее место отводилось непосредственному включению их в подготовку и проведение традиционных школьных мероприятий, направленных на воспитание у школьников нравственных качеств и формирование этнической идентичности. Единство действий школьного и семейного коллективов, установление в них атмосферы доброжелательности, разумной требовательности, взаимного уважения способствуют формированию у младших школьников позитивной этнической идентичности.

Народы Карачаево-Черкесии, являясь одними из древних народов Северного Кавказа, в ходе своего становления и развития сумели создать самобытную, интересную с научной и практической точки зрения культуру, в которой, наиболее полно нашли свое отражение историческое, культурное, и социально - психологическое развитие народов.

В силу мудрости народа, в силу видения здорового будущего своего народа в хорошем физическом состоянии каждого ребенка, народы Карачаево - Черкесии начинали заботиться о младенце задолго до его рождения. Будущей матери не разрешали выполнять тяжелую физическую работу. Рождение ребенка сопровождалось пожеланиями родных и близких, чтобы ребенок рос большим и сильным, здоровым и счастливым [80]. При выборе имени ребенка рассчитывали обеспечить желаемые качества. Мальчикам давали имена, выражающие мужество, силу, храбрость, а девочкам - обозначающие красоту, нежность.

Нравственному воспитанию (намыс) отводилось большое место. Еще в раннем возрасте мальчики допускались в кунацкую, где слушали рассказы старших, песни, предания, сказки. Старшее поколение прививало молодежи чувство долга и патриотизма, ненависти к врагам, храбрость, самоотверженность, стойкость, честность, гордость, верность дружбе и дому, скромность, уважение к старшим и женщине. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки: «пусть у мальчика будет сто поручений»; «слово и душа его пусть будут правдивые»; «пусть для друзей он будет щедрым»; «пусть для врагов он будет нартом».

В девушке воспитываются знания и строгое соблюдение обычаев, скромность, сохранение чести, послушание и уважение к старшим: «пусть девочка умеет ходить красиво»; «брать пример с лучших, стоять и не торопиться садиться, подавать еду»; «замечать, что надо делать в доме» [50].

К старшим стараются относиться бережно: «они уже в конце жизненного пути, почти прошли испытание и оставляют следующим поколениям мир, во многом созданный их усилиями». Уважение к старшим является частью того, что поддерживает лад в этом мире. Народные пословицы гласят: «В доме, где есть старики, есть и благодать» (карачаевская); «Если родители для тебя не святы, не жди сострадания от своего сына» (абазинская). «Кто не почитает предков, тот внуков вырастит беспутными» (ногайская). «Там где старшие, там и мудрость» (черкесская).

Опыт старших людей нужен во всех делах, но особенно в воспитании детей. Правила приличия у горцев не позволяет окликать старшего. Это отражается в пословицах: «Старшего не окликают, а идут к нему». Уважение к старшим и внешние формы его выражения сохранились до настоящего времени и строго соблюдаются. В современных условиях народная традиция уважения старших не означает проповеди культа личности старших, подавление творческой инициативы детей.

В древности у народов Карачаево-Черкесии, существовала такая форма воспитания как аталычество. Мальчик из феодального сословия отдавался на воспитание в другую семью, обычно в семью узденя. Аталыкъ (воспитатель) обучал воспитанника владеть конем, оружием, знать обычаи, традиции. Воспитанием девочки занималась жена аталыка. Она должна была научить ее рукоделию, умению готовить пищу, обычаям, этикету [80].

Гостеприимство было и остается национальным обычаем народов Северного Кавказа и в том числе народов Карачаево-Черкесии, который осознается ими как важнейший критерий оценки этнического достоинства народа. Если зовут в гости, отвечать отказом не прилично. «В гости - с подарками, из гостей - с подарками».

Кунацкая всегда должна быть готова к приему гостя. Гость мог войти в кунацкую сам, если же он был в первый раз, ждал, пока не отведут. В честь гостя резали барана, устраивали угощение, вместе с взрослыми законы гостеприимства соблюдали и видели дети.

И в настоящее время все народы Карачаево-Черкесии как народы Северного Кавказа отличаются гостеприимством. До сих пор в семьях соблюдаются законы гостеприимства, в котором принимают участия и дети.

Наряду с гостеприимством существовал и обычай куначества. Название это происходит от слова - гость. Здесь речь идет уже не о временном гостеприимстве, а о постоянной связи между лицами, часто даже разных, национальностей и вероисповеданий, что говорит о толерантности в национальном и конфессиональном плане. Обычай куначества способствовал расширению и установлению связей между народами, взаимовлиянию в культуре. Много куначеских связей было у народов Карачаево-Черкесии с соседними народами, например, с казаками, с русскими, адыгами и т.д. Часто итогом таких отношений становились межнациональные браки, особенно между людьми знатного происхождения. Институт куначества помогал 100 взаимопроникновению элементов культуры, как материальной, так и духовной [80]. При постройке дома применялась коллективная помощь (мамматлык) родных, а позднее, и соседей. Даже гости, приехавшие в селение, приходили на помощь [93]. И в настоящее время у всех народов карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев существует коллективная помощь. Без приглашения все соседи и при радости и при печали приходят на помощь соседу.

Народы Карачаево-Черкесии за свою многовековую историю создали огромное количество самых разнообразных произведений словесного искусства. Жизнь народа, различные общественные и политические события нашли отражение в песнях, преданиях, легендах, сказках, пословицах, героических эпосах.

При разнообразных функциях фольклора в жизни народа, он был призван, прежде всего, воспитывать, учить, формировать этническое самосознание и этническую идентичность и по-своему выполнял это назначение не только образами богатырского или сказочного эпоса, но и разнообразными дидактическими жанрами - «нарт сёзле» («слованартов»), пословицами и поговорками, загадками, «айх1вах1вра» (благопожеланиями).

В нартском эпосе, пословицах и поговорках отразился многовековой опыт народа, его мудрость и наблюдательность, его не писанный моральный кодекс. Фольклор народов, формируя этническую идентичность, прививает любовь к родине, толерантность, раскрывает секреты мужества, трудолюбия, тяги к знаниям. Воспитывает миролюбие и непримиримость к злу, учит гостеприимству, дружелюбию, щедрости, клеймит предательство, трусость, лень, злоязычие, жадность, скупость. Национальный колорит в них ощутим с особенной силой.

Динамика аформированности итнической йдентичности младшего школьника в мультикультурной образовательной среде

Как видно из таблицы №4, основная часть испытуемых, в обеих группах, соотносила себя со своей национальной принадлежностью. На это указали 93,3 % учеников экспериментальной группы и 66,7% из контрольной группы. Затруднялись с ответом 6,7% экспериментальной группы и 33,3 % из контрольной группы. В обеих группах не было ответов «нет».

Полученные результаты свидетельствует о том, что большинство испытуемых обеих групп отождествляют себя со своим этносом.

Как видно из ответов испытуемых, в первой группе 93,3 % опрошенных указали на положительное отношение к своей национальности, только 6,7 % из числа опрошенных затруднялись ответить. В контрольной группе положительные ответы составили 73,3%, и 23,3% испытуемых затруднились с ответом на данный вопрос, а 3,4 % ответили отрицательно.

Отвечая на этот вопрос анкеты, дети предпочитали варианты ответов: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Это говорит о любви к своему народу.

Представители первой выборки отметили, что хорошо знают свой родной язык: 100%, и 86,7% респондентов второй выборки указали, что хорошо знают свой родной язык и 13,3% детей этой группы указали, что плохо знают свой язык.

Ответы испытуемых в экспериментальной группе на следующий вопрос анкеты свидетельствовал о том, что представители этой выборки интересуются историей своего народа и лучше знают историческую родину и происхождение своего этноса, чем представители второй выборки.

В экспериментальной группе ответили положительно 66,7% испытуемых, в контрольной - 33,3%; отрицательно, в первой и во второй выборках, ответили 13,3% и 20% испытуемых.

При ответе на следующий вопрос анкеты 93,3 % респондентов экспериментальной группы указали, что знают обычаи своего этноса. В то время как затруднились с ответом 6,7% респондентов. В контрольной группе 43,3 % респондентов ответили, что знают обычаи и традиции своего народа, таким образом, испытуемые экспериментальной группы показали лучшую информированность в этом вопросе, перечислив обычаи этносов. Доминировали варианты: «Уважение к старшим», «Свадебный обычай», «Гостеприимство», «Маммат» (взаимопомощь), «Бешик белеген» (Крестины). У 26,7% испытуемых контрольной группы этот вопрос вызвал затруднения. Вместо обычаев большинство из них называли праздники, причём самые разнообразные (жертвоприношение, национальные праздники «Курбан-байрам», «Наврус»). Это свидетельствует о том, что большинство испытуемых контрольной группы отождествляют обычаи с национальными праздниками своего народа.

Большинство респондентов обеих групп утвердительно ответили на шестой вопрос анкеты: 93,3% детей экспериментальной группы и 50% контрольной. При этом 3,3% экспериментальной группыи 15% контрольной группы не знают устного народного творчества своего народа, 3,3% первой выборки и 16,7% второй выборки затруднялись ответить на этот вопрос. В ответах дети приводили в пример народные сказки, которые они хорошо знают.

Из перечисленных праздников были чаще всего названы Курман-байрам, Ураза, праздник урожая, окончания сенокоса «Сабантой». Это свидетельствует об интересе опрошенных к национальной культуре и быту своего народа. Почти все респонденты дали утвердительный ответ на этот вопрос (100% - экспериментальная группа, 86,7% - контрольная группа).

Как видно из ответов детей, большая часть из них знает игры и забавы своего этноса. Из перечисленных игр были названы: «Къол таш», «Тутуш», «Джау джиб».. .и др. 16,7 % респондентов контрольной группы ответили отрицательно на этот вопрос.

При ответе на девятый вопрос данной анкеты респондентами были названы следующие черты характера: уважение к старшим, трудолюбие, гостеприимство, скромность, смелость, доброта, порядочность и т.д. 86,7% респондентов экспериментальной и 62% респондентов контрольной группы перечислили до 5-7 характеристик, 13,8% из контрольной группы затруднялись ответить на данный вопрос. 100% испытуемых первой выборки и 76,7% испытуемых второй выборки ответили, что гордятся своей национальностью, и только 13,4% респондентов контрольной группы затруднялись ответить.

На основе сравнительных данных экспериментальной и контрольной групп, полученных на после прохождения курса «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии» на формирующем этапе исследования по анкете № 1, можно сделать следующие обобщающие выводы.

В экспериментальной группе 93,3% идентифицируют себя со своей этнической общностью. Все 100% респондентов позитивно относятся к своей национальности и гордятся ею. Они владеют своим родным языком (100%), знают историю происхождения и развития своего этноса лучше, чем представители контрольной группы, которые не изучали курс «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии». Доминирующая часть испытуемых (93,3%) хорошо разбирается в национальных обычаях и праздниках. Они хорошо информированы в области устного народного творчества, осведомлены о национальных играх и забавах. На это указали 66,7 % респондентов. Респонденты этой группы правильно характеризовали свой этнос, выделяя наиболее присущие ему черты характера (уважение к старшим, трудолюбие, гостеприимство и др.) в отличие отпредставителей КГ.

Из всего вышесказанного следует, что экспериментальный курс «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии» способствует формированию этнической идентичности. Безусловное эмоциональное принятие, позитивные отношения в мультикультурной среде и со своим этносом активизирует интерес детей к своему и другим этносам, повышая информированность в области национальных вопросов и проблем, пробуждая желание узнать как можно больше нового об этнокультурных особенностях своего и рядом живущих народов.

Похожие диссертации на Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде