Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана Омарова Рашидат Ибрагимовна

Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана
<
Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Омарова Рашидат Ибрагимовна. Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 1998 168 c. РГБ ОД, 61:99-13/873-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана 11-60

1. Традиционные воззрения народов на облик идеальной женщины 11-32

2. Опыт и традиции воспитания девушек в народной педагогике Дагестана 33-60

Глава II. Педагогические основы формирования морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана 61-150

1. Общая характеристика содержания процесса формирования морального облика старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана 61-75

2. Формы и методы формирования морального облика старшеклассниц на традициях народной педагогики 76-109

3. Совместная работа школы и семьи по использованию традиций народной педагогики в формировании морального облика девушек 110-125

4. Результаты опытно-экспериментальной работы 126-133

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134-139

ЛИТЕРАТУРА 140-152

ПРИЛОЖЕНИЕ 153-167

Введение к работе

. ктуальность исследования. Проблема морального становления /Наличности всегда находится в центре внимания педагогической науки. Ее актуальность возрастает на современном этапе развития России. Общественные деятели и ученые с тревогой отмечают снижение качественных характеристик общества, увеличение числа беспризорных детей, нарастание алкоголизма, наркомании, рост преступности. Как следует из сводок и отчетов МВД Республики Дагестан, в 1997 году доля преступлений с участием несовершеннолетних детей составила 50,1 % от их общего числа, В 8 % из них приняли участие девушки. Тревожит катастрофический рост числа девушек, употребляющих спиртные напитки и табачные изделия. Ощущается нестабильность и семейных отношений. Как показывает статистика, в России в 1996 году на 1000 заключенных браков пришлось 807 разводов1. По данным Госкомстата Республики Дагестан» если в начале 1990-х годов на 10 заключенных браков было только 2 развода, что характеризовало республику как относительно благополучную в этом отношении, то уже в первой половине 1998 года количество разводов увеличилось до 4-х на 10 заключенных браков. Неудовлетворенность людей в реализации своих духовных и материальных потребностей привела к накоплению чувств опустошенности, разочарования, горечи, растерянности и унижения. Во многом эти негативные явления связаны с разрушением традиционной системы подготовки молодежи к жизни в соответствии с этническими идеалами. Образовалось противоречие между объективной необходимостью в улучшении нравственной подготовки подрастающего поколения к жизни и

1 Елизаров В. В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социологические исследования. — 1998. — № 2. — С. 55— 61.

деятельности и недостаточной готовностью школы и семьи к реализации этой задачи.

Изменение политических, социально-экономических, культурных условий продиктовало необходимость поиска адекватных ответов на новые проблемы и ситуации в вопросах социализации личности. В современных педагогических концепциях среди актуальных направлений выдвигаются: половозрастной подход в формировании жизненных ориентиров; учет своеобразия личности и выстраивание индивидуальной педагогической траектории; обеспечение единства воспитания и жизни; социально-полезной и нравственно-эстетической обусловленности содержания воспитания и обучения; использование этнических ценностей и особенностей; вовлечение в воспитательный процесс средств народной педагогики.

Защита и развитие системой образования национальных культур и региональных культурных традиций провозглашается сегодня как один из основополагающих принципов образовательной политики государства1. Сохранить и развивать необходимо те этнокультурные ценности, которые соответствуют нормам общечеловеческой морали и способствуют интеграции личности в современное общество. Особую значимость в этой связи приобретают этнокультурные ценности, идеи и средства народной педагогики, направленные на формирование морального облика девушек — будущих матерей, обладающих устойчивыми нравственными качествами, высокой духовной культурой, законодательниц морали в семье и обществе.

Изучение научно-педагогической литературы показало, что специфика половозрастного воспитания молодого поколения была объектом внимания ученых во все времена. Нравственному воспитанию девушек большое значение придавали Ж.-Ж. Руссо, К, Д. Ушинский, М. Л. Ми-

1 Закон РФ «Об образовании». — М., 1992. — С. 4.

хайлов, В. Пшавелла, А. А. Ширйнский-Шихматов и др. Они считали, что в воспитании девушек главный акцент необходимо сделать на их подготовку к будущим социальным ролям. По их мнению, с одной стороны, женщине по своей биологической природе больше соответствует наличие качеств истинной женственности — чуткость, заботливость, милосердие и т. д*, а с другой стороны, для правильного воспитания детей исключительно важна роль общей культуры женщины, ее образованность, высокие нравственные качества.

Полоролевая социализация отражена в трудах В. Е. Кагана, И. С. Кона, Д. К. Колесова, Л. Н. Тимощенко, А. Г. Хрипковой и др. Вопросам подготовки девушек к семейной и личной жизни, материнству, семейяо-бытовому труду посвящены исследования В. А. Кишкурно, Л. В. Торго-мян, Т. С. Троцхж, Л. Н. Херувимовой и др.

Цели и задачи нравственного воспитания личности ребенка сформулированы в исследованиях Д. М. Бодзинского, Н. И. Болдырева, А. В. Зо-симовского, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, Л. И. Рувинского и др. Нравственное воспитание старшеклассников изучали О. С. Богданова, Е. В. Бондаревская, 3. И. Гришанова, В. Е. Гурин, А. В. Иващенко, Т. Н. Мальковская и др.

Духовно-нравственный потенциал народной педагогики и его значение в воспитании подрастающего поколения освещаются в работах Г. Н. Волкова (Чувашия), А. Ш. Гашимова (Азербайджан), А. Э. Измайлова (Средняя Азия), Т. К. Исакова (Киргизия), Я. И. Ханбикова (Татарстан), А. Ф. Хинтебидзе (Грузия), И. А. Шорова (Адыгея) и др.

Э. Ш. Анганова, Р. М. Байчорова, X. X. Батчаев, С. М. Иванов, А. М. Леонов, X. Рахимов, Б. Н. Ховратович и др. исследовали содержание, формы и методы народной педагогики и выявили возможность их использования в учебно-воспитательной работе школы. В. Г. Голопуров, С. Д. Жамансариева, Ф. В. Каскулова, А. X. Мухамбаева, Я. Рахманова, М. Сайфуллаев изучили народные представления о моральном облике

6 идеальной женщины, специфику воспитания девушек.

Возможности и пути использования традиций дагестанских народов в различных направлениях воспитательной работы школы определили А. М. Магомедов, 3. М. Магомедова, Ш. А. Мирзоев, Т. Г. Саи-дов, 3. Я. Якубов и др.

Признавая несомненную ценность рассматриваемых работ, следует отметить, что проблема формирования морального облика девушек с ориентацией на этнические и национально-культурные особенности не была предметом специального научного исследования.

Анализ педагогической практики показал, что в учебный план школ Дагестана введены учебные предметы «Культура и традиции народов Дагестана», «Подготовка юношей и девушек к жизни». Анализ программ убеждает в том, что многие темы ориентированы на формирование морального облика девушек и предполагает использование для этих целей традиций народной педагогики.

В то же время, наши наблюдения, беседы <; учащимися и родителями свидетельствуют о том, что более 80 % старшеклассниц испытывают недостаток в знаниях о морально-этических традициях народов Дагестана, лишь каждая пятая из них назвала в качестве источника информации по данной тематике своих учителей. Девушки по своему моральному сознанию и опыту поведения недостаточно ориентируются в отношениях полов, не подготовлены к выполнению супружеских и материнских обязанностей, нуждаются в освоении навыков поведения, соответствующих общепринятым и этническим этическим нормам.

С другой стороны, более 90 % опрошенных нами преподавателей предметов культурологического цикла указали на отсутствие методических разработок по осуществлению нравственного воспитания девушек и подготовки их к жизни с ориентацией на этнические и национально-культурные особенности.

В педагогической практике сложилось противоречие между потреб-

иостью общества в адекватной социализации личности девушки в соответствии с этническими и культурными особенностями Дагестана и недостаточной готовностью школ к осуществлению педагогической деятельности в этом направлении. Таким образом, социальная значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана».

Цель исследования. — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики.

Объект исследования — формирование морального облика девушек-старшеклассниц в этнокультурном пространстве Дагестана.

Предмет исследования. — процесс формирования морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана.

Гипотеза исследования:

Формирование морального облика девушек-старшеклассниц будет более эффективным, если:

целевая направленность обучения и воспитания основана на общечеловеческих и этнических представлениях о моральном облике идеальной женщины;

использованы формы, методы и средства из народной педагогики (девичьи посиделки, испытание, соревнование, женские виды труда, наставничество и т. д.), позволяющие включать девушек в разнообразные виды деятельности — учебно-познавательную, практическую, коммуникативную, досуговую;

школой и семьей осуществлен единый подход, основанный на представлениях о моральном облике идеальной женщины, использовании традиций народной педагогики.

s Задачи исследования:

  1. Изучить традиционные воззрения народов на моральный облик идеальной женщины.

  2. Раскрыть содержание и процесс воспитания девушек в народной педагогике Дагестана.

  3. Изучить и обобщить педагогический опыт дагестанской школы и семьи по использованию традиций народной педагогики в формировании морального облика девушек.

  4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики.

Методологической основой исследования являются психолого-педагогические и философские основы нравственного воспитания, Закон РФ «Об образовании», исследования по этнопедагогике, этнографии, языковедению. Исследование опиралось на положения о своеобразии и самобытности национальных культур, принцип единства ііаіщонально-го, межнационального и общечеловеческого в формировании духовной культуры народа.

Методы исследования: анализ философской, психолого-педагоги-ческой литературы, произведений устного народного творчества, трудов по истории, этнографии и культуре народов Дагестана; наблюдение, интервьюирование, анкетирование учащихся, учителей и родителей; педагогический эксперимент.

Базой исследования являлись средние школы № 5, 10, 38 г. Махачкалы, Кочубейская средняя школа Тарумовского района, Новокулинская средняя школа Новолакского района.

Исследование проводилось в три этапа (1993—1998 гг.).

Первый этап (1993—1995 гг.) носил поисковый характер — включал изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблемам дифференцированного и нравственного воспитания, материа-

лов по этнопедагогике, этнографии, устному народному творчеству, сбор полевого материала, анализ состояния проблемы в практике школы и семьи, уточнение объекта, предмета, цели, гипотезы и задач исследования, разработку плана исследования.

Второй этап (1995—1997 гг.) был посвящен опытно-экспериментальному исследованию оптимальных путей, форм, методов работы школы и семьи по формированию морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики, уточнению теоретических положений, анализу и систематизации полученных данных.

На третьем этапе (1997—1998 гг.) была завершена опытно-экспериментальная работа, включая математическую обработку, анализ, обобщение результатов, их проверку, формулировку выводов. Параллельно шло литературное оформление диссертации, проводилась апробация результатов исследования.

Научная ноеизка и теоретическая значимость исследования:

я исследованы традиционные воззрения на моральный облик идеальной женщины в культуре различных народов;

определено содержание и процесс воспитания девушек в народной педагогике Дагестана;

теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики: включение в разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, практическая, коммуникативная, досуговая), единый подход школы и семьи, основанный на общечеловеческих и этнических представлениях о моральном облике идеальной женщины и использовании традиций народной педагогики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан специальный курс «Формирование морально-этического облика девушек в народной педагогике Дагестана», методические рекоменда-

ции по использованию материалов устного народного творчества, истории, этнографии, дагестанской литературы, проведению конкурса «Я — Дагестанка» и других материалов. Они могут быть использованы для оптимизации преподавания предметов «Культура и традиции народов Дагестана», «Подготовка юношей и девушек к жизни», а также в процессе подготовки учителей культуры.

На. защиту выкосятся следующие положения:

результаты исследования традиционных воззрений народов на моральный облик идеальной женщины;

содержание и процесс воспитания девушек в народной педагогике Дагестана;

педагогические условия формирования морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики.

Апробация и внедрение результата* исследования осуществлялись в ходе выступлений автора на заседаниях кафедр МОТПиЭ, педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета, на семинарах молодых ученых, научно-практических конференциях Дагестанского государственного педагогического университета (1994—1997 гг.), на курсах повышения квалификации преподавателей предметов культурологического цикла (Махачкала, Каспийск, 1997 г.). Апробация основных выводов исследования осуществлялась в форме лекций на ФУ Дагестанского государственного педагогического университета. Разработанные в ходе исследования научно-методические материалы и рекомендации внедрены в практику работы школ Республики Дагестан.

Структура и объем, диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Традиционные воззрения народов на облик идеальной женщины

Этические рассуждения о формировании морального облика девушки следует начинать с вопроса о том, какие качества необходимо формировать. Выбор наиболее оптимальных путей в этом вопросе связан с поиском модели идеальной женщины, основываясь на общечеловеческих и этнических требованиях к ее личности. В этой связи целесообразно рассмотреть: идеал совершенной женщины в представлении и восприятии различных народов; требования, предъявляемые к моральному облику горянки в культуре народов Дагестана.

Исходными в познании женского идеала являются взгляды философов, педагогов, психологов, а также идеи об облике совершенной женщины, отраженные в материалах фольклора, этнографии и истории.

На важность изучения народного идеала совершенного человека указывал еще К. Д. Ушинский в работе «О народности в общественном воспитании». Как отмечал великий педагог, общественное воспитание пошло у каждого народа своим особенным путем: в каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством педагогических форм, кроется свое особенное характерное понятие, созданное характером и историей народа. По мнению К. Д. Уши некого, идеал человека у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием [157, с. 40].

Проблеме идеала совершенного человека уделял внимание известный русский педагог XIX века Н. Ф. Бунаков. По его мнению, идеалы и идеальные стремления могут быть, как у отдельного человека, так и у целого общества, народа. Н. Ф. Бунаков подчеркивал, что для успешного воспитания подрастающего поколения, надо определить хотя бы самые существенные черты этого идеала, которые должна иметь ввиду школа, указать на те средства, которыми школа владеет и может пользоваться для достижения этого идеала [26, с. 35].

Идея совершенства человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания за последние годы выделена академиком Г. Н. Волковым в числе фундаментальных проблем народной педагогики. Идеал» по мнению ученого, выражает самую общую задачу всего процесса формирования личности. «В идеале, — пишет Г. Н. Волков, — показы» -ется конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается ему высший образец, к которому он должен стремиться» [32, с. 230].

Следуя устоявшейся философской традиции, исследователи видят в идеале духовное выражение определенной нормы, образа, отличающегося от повседневной действительности и обладающего побудительной силой к действию, тот образ совершенства, манящий ориентир, на который люди равняются. «Общество всегда задает эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически выработанных форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений» [48, с. 67].

Несомненным является тот факт, что у каждого народа существует свой идеал совершенного человека. Образ жизни каждого народа складывался сообразно его историческим, природно-географическим, социальным условиям. Каждый народ имеет свою национальную специфику, национальное своеобразие, которое находит свое выражение во всех областях жизнедеятельности народа, его материальной и духовной культуре, в обычаях, традициях, обрядах, искусстве, определенных, присущих народу привычках, нормах поведения, в своеобразных вкусах, потребностях, ценностных ориентирах, жизненных целях. Все эти элементы в совокупности оказывают непосредственное и существенное влияние на развитие и формирование идеала личности человека в том или ином народе.

Объективное восприятие облика совершенного человека неразрывно связано с познанием национальной психологии, национального характера народа- «Психология нации, являясь отражением в сознании ее представителей специфически сложившихся условий материальной и духовной жизни, своеобразия исторического пути развития, географических и климатических условий, проявляется в типичных чертах характера, в их чувствах, темпераменте и других психических явлениях, которые, закрепляясь обычаями и традициями, фиксируются в формах культуры, передаваясь из поколения в поколение» [49, с. 66].

Духовное богатство народа, его идеалы, стремления, миропонимание наиболее ярко отражены в произведениях искусства, устного народного творчества, являющегося его поэтической «летописью» жизни, истории, культуры народа. Именно искусство народа тонко улавливает и отображает в художественной форме национально особенное видение мира его создателей. Значение искусства в восприятии национального характера подчеркивает А. Егоров: «Национальный характер обычно представляется для наблюдателя чем-то неуловимым, но достаточно бывает вжиться в произведение искусства, почувствовать его национальный аромат, как станет ясно, что психологический склад народа, нации существует реально» [52, с. 333].

На представления народа о том, какие черты в человеке ценятся более всего, существенное влияние оказывает своеобразие исторических условий. Так, например, суровая природа Кавказа, тяжелые условия существования, требовали от человека формирования особых качеств, особого характера — стойкости, мужества, выносливости, выдержки, стремление к взаимной поддержке. Эти черты свойственны всем народам, но проявляются у разных народов по-разному. Следует говорить не о специфичном обладании каким-либо народом определенных черт, а о различии между отдельными нациями в их проявлении.

Отношение к женщине, как продолжательнице рода человеческого, с древних времен было святым. Ее уравнивали с землей. В основе этого единения нашла отражение древняя идея плодородия, ибо и женщина, и земля даруют миру жизнь. Анализируя культуру древних славян, этнограф Б. А. Рыбаков пишет, что космогонические представления три-польцев связаны с образом женщины: «Земля, почва, вспаханное поле уподоблены женщине; засеянная нива, земля с зерном — женщине, понесшей во чреве своем» [8, с. 62].

Общая характеристика содержания процесса формирования морального облика старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана

Прежде чем рассмотреть структуру и содержание процесса формирования морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики, считаем необходимым остановиться на самом понятии «формирование морального облика», попытаться определить его сущность.

В современной философской литературе нет единой точки зрения по вопросу о специфике морали. Из всего многообразия мы выбрали позицию А. И. Титаренко, как наиболее близкую целям и задачам нашего исследования. Ученый понимает мораль, как оценочно-императивное отношение к миру с точки зрения противоположности добра и зла, реализующееся в духовно-идеальных представлениях и практической деятельиости человека (151, с. 97).

В понятии мораль философы-этики выделяют два больших блока проблем. Во-первых, это комплекс проблем, связанных с изучением механизмов поведения человека и формирования общественных нравов (нравственных отношений). Основными структурными элементами нравственных отношений считаются поступки я поведение.

Поступок — это элементарная «клеточка» поведения человека. Как акт человеческого поведения, поступок — не просто определенное действие, но глубже — сознательное, целенаправленное действие, взятое в неразрывном единстве субъективных побуждений и общественно-значимых последствий. Таким образом, поступок — это действие индивида, в основе которого лежит моральная мотивация. Поведение образуется из совокупности поступков, обусловленных одними и теми же критериями и оценками.

Второй комплекс проблем связан с вопросами ценностного содержания морали (моральные ценности, взгляды, идеи, представления, идеалы, обычаи, нормы, убеждения).

В связи с тем, что понятие «моральные ценности» имеет непосредственное отношение к исследуемой нами проблеме, попытаемся проанализировать его сущность.

Следует отметить, что в подходе ученых к определению этого понятия присутствует опять-таки многообразие мнений. Остановимся, как наиболее существенном для исследования, определении В. А. Титова. По мнению философа, моральные ценности образуются на основе кристаллизации социального опыта, выявления сущностных моментов человеческой истории, которые не только фиксируют результаты материальной и духовной деятельности людей, но и задают координацию движений вперед [152, с. 20].

Моральная ценность проявляется в трех сферах:

а) в сфере нравственных поступков;

б) в сфере личностных нравственных качеств (честность, искренность и т. д.);

в) в сфере нравственного сознания (принципы, идеалы).

В содержании моральных ценностей провозглашаются — долг и семья; родина и труд; честность, справедливость; миролюбие, человечность и великодушие; мужество, верность и самойожертвование; любовь, дружба и бескорыстие; природа, хлеб и вода; ум и талант. С. Ф. Ани-симов предлагает рассматривать ценностные основания морали как совокупность понятий честность, справедливость и гуманизм, которые вбирают в себя все остальное. Таковы, по мнению ученого, фундаментальные ценности морали [6, с. 36).

Целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть и сущность слова этикет, т. к. понятие моральный облик подразумевает совокупность всех компонентов культуры человека.

Этикет — свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, принятых в данном сообществе. В более конкретное значение этого слова вкладываются: обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда и т. д.

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в понятии «формирование морального облика» можно выделить два главных момента. Первый — «формирование ценностной культуры» (моральных ценностей, взглядов, идей, представлений, норм, убеждений, идеалов). Сформированная ценностная культура характеризует оценочно -ориентационную и целесообразную установку личности.

Второй момент — «формирование культуры общения», т. е. овладение совокупностью внешних форм взаимоотношений людей.

Таким образом, следует полагать, что формирование морального облика девушки должно быть направлено на развитие всех компонентов ее нравственной культуры. Нравственная культура — это обобщенная характеристика человека, который сочетает в себе глубокое знание моральных норм, принципов с общей культурой и для которого выбор мотива как поступить вытекает из глубокого осознания необходимости соблюдения моральных норм для каждого и для себя лично.

Формирование морального облика можно рассматривать как совокупность последовательных воздействий на индивида и ответной деятельности его самого на достижение определенных целей нравственного развития.

Условием эффективности данного процесса является учет половозрастных особенностей развития личности, поскольку половозрастные особенности и процессы формирования личности тесно взаимосвязаны. Половозрастные особенности образуют комплекс (физических, эмоциональных, познавательных, мотивационных, социальных) свойств человека, которые характерны для большинства людей одного и того же возраста и пола.

Отечественные ученые (О. С. Богданова, М. С. Каган, И. С. Кон и др.) отмечают, что каждая возрастная группа характеризуется определенным доминирующим видом деятельности. Они справедливо подчеркивают, что ценностно-ориентирующая деятельность в рамках интенсивной нравственной социализации личности является такой доминантой для старшего школьного возраста. Если «...поступки младших школьников основаны на подражании, стремлении заслужить одобрение и других внешних стимулах, у подростков происходит постепенная интерио-ризация мотивов нравственных действий, то у старшеклассников создается благоприятная обстановка для подлинно нравственной самостоятельности» [21, с. .142—143].

Совместная работа школы и семьи по использованию традиций народной педагогики в формировании морального облика девушек

Как ни значительна роль учебно-воспитательного процесса в деле нравственного воспитания девушек, формирования их облика значение семьи в этом процесс гораздо важнее. Семья воспитывает ребенка не отдельными «мероприятиями», а всем образом своей жизни, только ей присущим микроклиматом, созданным из представлений о хорошем и плохом в жизни.

Современные условия воспитания предъявляют повышенные требования к психолого-педагогической культуре родителей. В связи с этим сочетание содержания, форм и методов народных традиций воспитания с достижениями научной педагогики и психологии обеспечивает успешность формирования морально-этического облика девушек.

Анализ состояния современной дагестанской семьи показал, что по своему внутреннему содержанию, направленности развития она во многом отражает в себе самобытность, национальные особенности, характерные черты дагестанской традиционной семьи.

Семья с ее традиционным укладом всегда являлась средоточием всех воспитательных начал у дагестанцев. Роль хранительницы семейного очага — матери, всегда возвышалась: «Мать — опора всего», говорят в народе. Как и прежде в семье с уважением относятся к пожилым членам , к женщине, к родственным узам.

Тем не менее, дагестанская семья в настоящее время испытывает определенные изменения. Формирование городского образа жизни, взаимное проникновение культур влияет на изменение традиционного стереотипа отношений и поведения. Все более четко проявляется сочетание общих и национально-специфических тенденций в семье и быту.

Анализ общего состояния дагестанской семьи сегодня ясно показывает, что заметно снижается моральный, духовный авторитет семьи. Как следствие игнорирования традиционной педагогической культуры в воспитании явились ослабление традиционных межличностных отношений, царивших в общении и деятельности между детьми и родителями, мужчинами и женщинами, стариками и молодыми. Современная семья характеризуется такими чертами как малодетность, нуклеар-ность, нестабильность, профессиональная занятость родителей, сокращение общения внутри семьи и за ее пределами. Все это определенным образом сказывается на духовном становлении ребенка, его социальной зрелости, морально-этическом развитии.

Мы провели опрос среди девушек экспериментальных групп, в ходе которого нас интересовало, какие взаимоотношения характерны их семьям, как складываются отношения с родителями, особенно с матерью, придерживаются ли в семье дагестанских традиций, обычаев, обрядов, какие традиции существуют в их семьях. 70 % девушек отметили, что у них очень теплые и близкие отношения с родителями; 87 % указали, что самым близким человеком для них является мать; 60 % девушек подчеркнули, что в их семьях с уважением относятся к дагестанским традициям, обычаям.

С целью выявления характера взаимоотношений в современных дагестанских семьях старшеклассницам было дано сочинение на тему: «Моя семья».

Многие отмечали, что хотели бы, чтобы отношения в их семьях строились на чувстве дружбы, взаимопонимания, но этого часто не происходит. Часть девушек была довольна характером взаимоотношений в их семьях. Приведем выдержку из сочинения С. Алиевой (11 класс): «У нас в семье сложились очень хорошие взаимоотношения. Как правило, все радости и печали принято делить в семье пополам- Мы привыкли взаимно поддерживать друг друга во всех начинаниях. Родители с детьми ласковы, доверчивы, умеют нам сочувствовать и сопереживать нашим проблемам. От нас они требуют, чтобы мы не жаловались, не критиковали друг друга, были дружными и проявляли заботу друг о друге. Как говорит папа: «Если придет горе, то только родные смогут помочь друг другу...».

В Своем исследовании мы ставили цель как можно ближе контактировать с родителями девушек. Для работы с родителями были разработаны специальные опросники, анкеты (см. Приложение 1). Мы выясняли, как обстоит дело с морально-этическим воспитанием девушек в семье, какую роль в этом процессе играют народные традиции воспита Исходя из цели опытной работы, в планировании тематики бесед на родительских собраниях предусматривалось сочетание психолого-педагогических, социальных, морально-этических сторон педагогического процесса в семье. .

Общегрупповые собрания родителей проводились один раз в три месяца. Их тематику мы планировали таким образом, чтобы основываясь на вопросах воспитания вообще, делать акцент на нравственном воспитании и роли народных традиций в этом процессе. Практически все темы бесед были связаны с задачами исследования:

В ходе работы мы информировали родителей о содержании курса «Подготовка девушек к жизни», разъясняли необходимость оказывать помощь девушкам в овладении знаниями — для этого просили интересоваться темой, обсуждать ее вопросы, высказывать свою позицию.

В беседах с родителями главный акцент делался на важность глубокого усвоения девушками моральных ценностей, единства морального поведения и сознания, перерастания морально-этических знаний в нравственные убеждения.

Остановимся вкратце на содержании тех бесед, которые нашли отражение в ходе работы с родителями.

Так, в беседе «Традиции воспитания девушек в народной педагогике» было подчеркнуто, что главная задача семьи всегда заключалась в том, чтобы вырастить и воспитать детей, передать им социальный опыт. В конкретное содержание этого процесса вкладывались такие задачи, как формирование у дочери чувства «родных корней», уважительное отношение к своей семье; включение в активную трудовую деятельность; сохранение, развитие родственных отношений и приобщения к ним детей; включение девушки в празднично-ритуальные, фольклорно-художественные, культурно-досуговые виды деятельности; формирование интегративных нравственных качеств личности, отвечающих сущности народного идеала горянки.

В традиционной дагестанской семье с ранних лет девочки приучались к семейно-бытовому труду, заботе о младших и немощных, ритуальной и обрядовой сфере, постигали морально-этические нормы взаимоотношений с людьми.

Похожие диссертации на Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана