Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (На материале Республики Дагестан) Шахаев Абдулла Шапиевич

Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (На материале Республики Дагестан)
<
Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (На материале Республики Дагестан) Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (На материале Республики Дагестан) Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (На материале Республики Дагестан) Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (На материале Республики Дагестан) Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (На материале Республики Дагестан) Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (На материале Республики Дагестан) Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (На материале Республики Дагестан) Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (На материале Республики Дагестан) Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (На материале Республики Дагестан)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шахаев Абдулла Шапиевич. Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (На материале Республики Дагестан) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2002 166 c. РГБ ОД, 61:02-13/1592-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты приобщения младших школьников к творчеству народных мастеров в процессе художественно-эстетического образования 10

1.1. Методологические и психолого-педагогические аспекты формирования интереса младших школьников к опыту работы народных мастеров 10

1.2. Педагогический потенциал народных традиций в системе художественно-эстетического образования школьников 37

1.3. Декоративно-прикладное творчество народных мастеров как база обучения изобразительному искусству школьников 53

ГЛАВА 2. Дидактические условия использования наследия народных мастеров в процессе обучения младших школьников изобразительному и декоративно- прикладному искусству 73

2.1. Дидактическая система формирования интереса у учащихся к опыту народных мастеров . 73

2.2. Система занятий по ознакомлению учащихся с жизнью и творчеством народных мастеров . 94

2.3. Методика приобщения младших школьников к творченству народных мастеров в обучении

изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе 107

Заключение 144

Список использованной литературы 146

Приложения 157

Введение к работе

Общественно-политические и социокультурные процессы, происходящие в современном обществе, требуют переосмысления духовно-ценностных ориентации личности школьника, положенных в основу художественно-эстетического постижения мира. Особое значение при этом приобретает приобщение учащихся к творческому наследию старших поколений, стимулирующее эмоционально-образную, художественно-познавательную активность школьников. Обучение и воспитание учащихся с использованием потенциала народного наследия находится в тесной непосредственной связи с увеличением духовных ресурсов общества, способствует изучению и познанию культуры и художественно-эстетических традиций народа.

На протяжении веков формировалось и совершенствовалось декоративно-прикладное искусство народов разных стран, постепенно обретая своеобразную и символьную систему, оттачивая национальные черты и традиции, вырабатывавшиеся многими поколениями мастеров, передававших свое искусство и опыт из рук в руки, от старшего к младшему. В результате этого длительного процесса мы получили в наследство от предков, многогранное, удивительно самобытное национальное искусство, которое должны бережно хранить и плодотворно развивать, учитывая и большую эстетическую ценность народных художественных промыслов, и их несомненную экономическую перспективность. Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана представляет собой весьма заметное явление в художественном творчестве не только нашей республики, но и в многонациональной культуре России. Такие яркие, совершенные и своеобразные его проявления, как кубачинское и гоцатлинское ювелирное искусство, балхарская керамика, табасаранское ворсовое ковроделие, унцукульская насечка по дереву, известны далеко за пределами нашей страны, неоднократно были отмечены наградами на международных выставках.

История художественных промыслов - это, прежде всего, летопись творческих исканий и находок народных мастеров, это судьбы сотен и сотен талантливых, порой гениальных умельцев. Творческие находки многих народных умельцев, работавших и работающих в различных видах и техниках декоративно-прикладного искусства, не всегда, к сожалению, достаточно глубоко, тщательно и всесторонне исследованы. По нашему убеждению, базовой основой системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ Дагестана должны стать тщательное изучение и продуманное использование педагогического и воспитательного наследия народных мастеров.

Приобщение и творческое применение опыта народных мастеров необходимо вести в тесной связи с дисциплинами художественно-эстетического цикла - изобразительным и декоративно-прикладным искусством, в частности, изучением орнамента, технологии производства художественных изделий, практическим обучением в производственных мастерских на основе наглядной демонстрации образцов работы народных мастеров. Поэтому разработка концепции приобщения учащихся в процессе обучения изобразительному искусству к творческому наследию народных мастеров как фактора интенсивного развития личности школьника, самообогащения его внутреннего мира будет служить гарантией решения рассматриваемой проблемы.

Принципиально важное значение для нашего исследования имели труды ученых по общей педагогике: Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина и др., по психологии: Н. Н. Волкова, Л. С. Выготского, В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина и др., по эстетике: М. С. Кагана, Н. И. Кияшенко, В, И. Разумного и др.

Развитие художественно-эстетического образования школьников достаточно подробно разработано в исследованиях Т. С. Комаровой, Б. Т. Лихачева, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, И. М. Раджабова, Т. Я. Шпикаловой, Е. В. Шорохова и других, внесших значительный вклад в совершенствование системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

База развития народного и декоративно-прикладного искусства, коллективная сущность его становления и жизнедеятельности отражается в научных трудах таких авторитетных исследователей народного творчества, как П. Г. Бо- гатырева, Г. К. Вагнер, В. Е. Гусев, М. А. Некрасова и др.

В аспекте изучения и познания народного искусства Дагестана особый интерес представляют фундаментальные исследования в области археологии, этнографии и искусствоведения Д. М. Атаева, Н. Б. Бакланова, Г. Г. Газимаго-медова, П. М. Дибирова, А. А. Иванова, Э, В. Кильчевской, А. Д. Магомедова, М. М. Маммаева, С. А. Ханмагомедова, Э. М. Шиллинга и др.

Плодотворную работу по возрождению национальной культуры, использованию художественных традиций в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школах Республики Дагестан проводят М.М. Байрамбеков, С. М. Гаджимурадов, Г. Б. Изабакаров, П. Н. Магомедова, Ш. А. Мирзоев, И. М. Раджабов, О. К. Рашидов и др.

Несмотря на значительное количество литературы, отражающей воспитательные возможности народного искусства, необходимо отметить, что педагогических исследований, посвященных приобщению школьников к творчеству народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству в школе, до сих пор нет. В то же время широко признается, что декоративно-прикладное искусство народных мастеров, их творческое наследие могут использоваться как один из эффективных компонентов в системе художественно-эстетического образования.

Анализ деятельности школ в процессе обучения изобразительному искусству показывает, что до сих пор не сложилась дидактическая система формирования интереса младших школьников к творческому наследию народных мастеров, что не позволяет в достаточной степени осознать все богатство и многообразие художественного наследия старших поколений.

Противоречие между практической необходимостью сохранения и развития этнокультуры и отсутствием дидактической системы приобщения молодого поколения к декоративно-прикладному искусству народа обусловило выбор темы исследования «Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (на материале Республики Дагестан)».

Цель исследования. Выявить и научно обосновать педагогические условия формирования интереса младших школьников к творчеству народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству.

Объект исследования. Использование творчества народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству младших школьников.

Предмет исследования. Средства, формы и методы формирования интереса младших школьников к творчеству народных мастеров в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза исследования. Эффективное развитие интереса младших школьников к творчеству народных мастеров возможно, если глубоко изучить с детьми многонациональную художественную культуру народов Дагестана; использовать в содержании обучения изобразительному искусству основные виды и жанры народного искусства (обработка металла, дерева, глины, камня, кости); разработать и использовать дидактическую систему приобщения учащихся копыту народных мастеров.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

Изучить и теоретически обобщить наследие народных мастеров, чтобы обеспечить приобщение младших школьников к основным принципам и практическим навыкам опыта народных мастеров.

Выявить психолого-педагогические аспекты формирования интереса младших школьников к творчеству народных мастеров Дагестана.

Разработать дидактические системы формирования интереса младших школьников к творческому труду народных мастеров декоративно-прикладного искусства.

Определить содержание занятий и методические рекомендации, направленные на использование опыта народных мастеров в обучении младших школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Методологической основой исследования являются философские категории о всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений, творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры в художественно-образном отражении действительности.

Тема и цель диссертации обусловили выбор методов и приемов исследованы, среди которых - теоретический анализ психолого-педагогической, методической ли тературы, данных археологии, этнографии, истории, этнопедагогики; анализ учебных планов и программ по методике преподавания изобразительного, декоративно-прикладного искусства и художественного труда; изучение и обобщение опыта работы народных мастеров и использование их творческого наследия в современной школе; беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись; - опытно-экспериментальная работа, наблюдение за художественно- творческой деятельностью учащихся.

Опытно - экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

1 этап (1997-1998 гг.) был посвящен изучению и проверке уровня знаний и потенциала интересов учащихся, их отношения к традиционной художест венной культуре.

На этом этапе мы определили также практические пути проявления интереса учащихся к традициям народного искусства и, в частности, к труду мастеров-ремесленников.

Параллельно изучались состояние педагогической ориентации учащихся на полноценное освоение творческого наследия народных умельцев и степень разработанности этой проблемы в школьной практике.

2 этап (1998-2000 гг.) За этот период нами проведен сравнительно- сопоставительный анализ учебных программ, научной литературы, составлены программы исследования, осуществлена опытно-экспериментальная работа, уточнены и конкретизированы ее результаты.

3 этап (2000-2001 гг.) В этот период завершено экспериментальное исследование, обобщены основные положения и оформлены результаты. На защиту выносятся следующие положения:

Необходимость использования педагогического потенциала наследия народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству в школе, посредством которого реализуются интересы учащихся к народной художественной культуре.

Разработанная и научно обоснованная дидактическая система формирования интереса учащихся к творческому наследию народных мастеров, спо- собствующая развитию общего уровня подготовленности школьников.

3. Разработанные соответствующие критерии оценки, позволяющие с достаточной степенью достоверности определить уровень интересов учащихся к творческому наследию народных мастеров, а так же способности применить усвоенные знания в процессе практического рисования.

Научная новизна исследования: разработаны оптимальные пути и методы использования наследия народных мастеров в формировании интереса младших школьников к традиционным локальным профессиям; доказана эффективность дидактической системы формирования интереса школьников к творческому наследию народных мастеров как условия со- ^ вершенствования художественного образования и эстетического воспитания учащихся; - разработана соответствующие критерии, позволяющие с достаточной степенью достоверности определить уровень интересов учащихся к художест венному наследию народных мастеров.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается ис- пользованием методологически обоснованных исходных положений, всесто- ронним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента, личным опы- том преподавания в высшем учебном заведении и начальной школе. Практическая значимость исследования: разработана и экспериментально проверена система занятий по использованию творчества народных мастеров в процессе изучения изобразительного искусства; экспериментальная система занятии может быть эффективно применена в различных регионах России, где традиционно бытуют народные художественные промыслы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты нашли отражение в научных статьях, опубликованных в Москве, Уфе, Махачкале, учебно-методическом пособии для учителей школ, а также программах, составленных для специализированных школ Дагестана. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в специализированных и общеобразовательных школах № № 37, 39 Махачкалы, с. Балхар, п. Кубачи, а также прошли апробацию в процессе работы автора диссертации старшим преподавателем на художественно-графическом факультете ДГГТУ.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Методологические и психолого-педагогические аспекты формирования интереса младших школьников к опыту работы народных мастеров

Художественное творчество вообще и изобразительное искусство, в част деленном этапе его развития, а также, соответственно, политический и экономический потенциалы человека.

Этот постулат применим как к нации, так и к народу, народности и конкретной этнической группе. Художественное творчество являет собой гармоническую совокупность, художественных традиций народа и общемирового культурного наследия.

Особое значение при этом, по нашему убеждению, следует придать тому, насколько каждый член общества, социума обретает способность правильно и объективно оценить, плодотворно воспринять явление культуры, произведение искусства, интуитивно отличить даже весьма искусную подделку от, пусть на вид грубоватого, но подлинника.

Преподаватель должен быть готов к нейтрализации постоянного воздействия средств т.н. "поп-культуры" (телевидение, радио в их нетворческих, коммерческих передачах, периодика в столь же броских, но отнюдь не воспитательных материалах, реклама и т.п.).

Основополагающая роль в нейтрализации этих негативных перманентных воздействий на психику ребенка и подростка и формировании объективного восприятия позитивного эстетического и этического наследия человечества и конкретного народа, социума, несомненно, принадлежит общеобразовательной школе. Это доказано многовековым народным опытом и научными исследованиями (Я. Коменский, П. БлонскиЙ, Л.Выготский, В. Кузин, И. Раджабов, Н. Ростовцев, Т. Шпикалова, Е. Шорохов).

Естественно, в образовательном и воспитательном аспектах на учащегося воздействует весь комплекс дисциплин, но в рассматриваемом случае мы отдаем приоритетное значение системе учебных предметов эстетического цикла.

Цель и "производственная задача" преподавателя этих предметов (рисование, эстетическое воспитание, декоративно-прикладное искусство и т.п.) -дать учащимся необходимую сумму знаний в этой области, выработать у них практически применимый минимум художественных навыков, привить достаточный в оценочном отношении художественный вкус, научить творчески воспринимать достижения национальной культуры. Неисчерпаемым потенциалом в этом отношении должен послужить эстетический, технический и технологический опыты работы мастеров народного художественного декоративно-прикладного искусства. [117]

Из вышесказанного вытекает вывод о том, что именно школе - средней общеобразовательной, а не специальной - принадлежит основная роль в гармоническом воспитании детей и развитии их творческих задатков. Именно на эту цель должен быть направлен весь потенциал комплекса факторов перманентного, как повседневного, "спонтанного", так и обучающего, т.е. целенаправленного эстетического, художественного воспитания и образования детей и подростков.

На этом очерченном нами этапе и синтезируется многообразный потенциал конкретного национального региона (автономного округа, области - в административном смысле). Неизбежным представляется вывод, что учебный процесс в его современном состоянии требует не только общего переосмысления (и переоценки), но и дидактически-методического обновления.

Главная цель каждого педагога, как теоретика, так и практика, любым, наиболее применимым к конкретным обстоятельствам образом поднять на более высокую ступень уровень форм и методов содержания школьного обуче ния. Оно, как и определено его предназначением, должно быть направлено на оптимальное развитие врожденных способностей ученика с учетом его индивидуальной ориентации на определенный вид или жанр народного художественно-прикладного искусства. Конечным результатом воспитательного и обучающего процессов должно быть приобщение детей и подростков к различным видам и жанрам народного искусства, как в изобразительном, так и в декоративно-прикладном применении, и в конечном итоге, к национальной культуре. Эта педагогическая, обучающая направленность является опорной базой стимулирования у школьника творческого интереса к опыту народных в самом широком жанровом диапазоне.

Преподаватель дисциплин художественно-эстетического цикла может на теоретической основе предлагаемой методики плодотворно увязывать в воспитательном и обучающем процессах логическое и эмоциональное начала. Педагогический импульс, возникающий при этом, и только он может стимулировать естественную потребность и способность к индивидуальной творческой деятельности, а главное - позволит многогранно в эстетическом плане воспринимать окружающую действительность. Обратимся к примеру. Человек, эстетически неподготовленный, видит в облаке клуб белого пара, в кроне деревьев -массу веток, в предметах на столе - группу бытовых вещей. Человек же, эстетически подготовленный, обладающий творческой фантазией, увидит в облаке очертания какого-то животного; в кроне дерева - выделит одну ветку, которая особенно красиво смотрится на фоне неба; в предметах на столе - натюрморт, удачно сгруппированный по размерам, цвету и расположению составляющих объектов.

Педагогический потенциал народных традиций в системе художественно-эстетического образования школьников

Заметно возросший в последние десятилетия интерес к материальным и духовным ценностям национальных культур, характерный для всего мира (вспомним фестивали, карнавалы в многонациональных странах - США, Бразилии, Индии и др.), не миновал и многонациональную Россию, ее многонациональные республики, среди которых Дагестан, бесспорно, занимает особое место.

Совершенно логичен в этом плане и рост авторитета народной педагогики, благодаря которой народ проносит через века свою культуру, обычаи, язык, остается самим собой. Именно народная педагогика накопила специфические пути, методы, приемы обучения и воспитания, именно она сопровождает человека всю жизнь: сначала он учится у старших, затем, становясь старшим, и учит подрастающее поколение.

В сохранении, современном процветании и дальнейшем развитии уникально многообразной и богатой культуры многонационального Дагестана народная педагогика традиционно играла и играет определяющую роль. Причем многие народы здесь крайне малочисленны, хотя удивительно самобытны, отчего историческая ценность их культуры и искусства только возрастает.

Глубокая мудрость и поразительная "живучесть" народной педагогики определяется тем, что она не ограничивает "штат" учителей и воспитателей. Педагог - учитель, воспитатель здесь - любой, кто передает ребенку, подростку свои знания и умения, кто развивает в них лучшие моральные и нравственные качества.

Учитывая свойственное исконно всем дагестанцам уважение к старшим, "естественные", воспитательные функции здесь делят или, вернее, совмещают практически все окружающие ребенка: дедушка и бабушка, отец и мать, старшие братья и сестры, старшие члены рода (тухума), соседи, сельские аксакалы.

Но (что крайне важно!) в число "естественных" учителей и воспитателей органически входят и те, кто заслужил всеобщее уважение своим трудовым мастерством, пусть даже седина еще и не тронула его волосы. Это может быть талантливый резчик, гончар, ковродел, златокузнец, ювелир и т.д.

Их бесценный опыт необходимо тщательно фиксировать, изучать, анализировать и, творчески использовать как в школе, так и в учебных заведениях более высоких ступеней - педагогических и художественных училищах, вузах соответствующего профиля и т.д. В средних и высших учебных заведениях следует, по нашему убеждению, создавать студенческие научно-исследовательские институты (общества) этнопсихологии и этнопедагогики. В Дагестанском педагогическом университете такое объединение успешно функционирует и, как свидетельствует опыт, весьма благотворно влияет на профессиональную подготовку будущих учителей, гармонически дополняя полученные ими знания по "классической" педагогике.

Наши длительные наблюдения убедительно свидетельствуют, что только те педагоги и учителя, кто в должной мере изучил народные методы, средства, формы и приемы как семейного, так и "внесемейного" воспитания и обучения, могут гармонически, творчески сочетать опыт народа с рекомендациями ученых-педагогов и достигают максимальных успехов в своем нелегком труде.

Возрождение в настоящее время воспитывающего влияния дагестанской семьи с ее традициями, основанными на глубоком уважении поколений, логически ведет к внимательному отношению старших к вопросам воспитания. Решающую роль здесь должен сыграть своего рода союз родителей, общественности и педагогов-профессионалов.

Действенными формами пропаганды народной педагогики среди родителей могут стать, на наш взгляд, родительские университеты, собрания, сельские сходы, даже порой индивидуальные беседы.

На групповых собраниях под руководством совета старейшин селения, авторитетных аксакалов, пользующихся всеобщим уважением мастеров, весьма полезно организовывать своего рода "обмен опытом" семейного воспитания детей разного пола, акцентируя при этом внимание на дифференцированном подходе к каждому из них, на всем известных примерах отдельных семей, показывая несомненные достоинства следования добрым старым народным традициям, разъясняя методику их применения в семье на современном этапе развития общества.

Постоянное живое сотрудничество педагогов и родителей, совместный поиск ими наиболее действенных форм и методов воспитания и начального обучения в конкретных условиях жизнедеятельности ребенка и подростка (семья - улица - селение), опора на здоровое объективное общественное мнение, трезвые критерии народной педагогики несомненно помогут возродить в чем-то утраченную живую связь поколений, воспитывать подрастающее поколение, не нарушая лучших национальных традиций народов Дагестана. Что касается детей, проявляющих ярко выраженную художественную одаренность, их нужно с раннего детства знакомить с творчеством народных мастеров, причём их изделия имеются практически в каждой семье, и, если есть возможность, приобщать к самостоятельному художественному творчеству.

Сложившийся столетиями исторический опыт народной педагогики коренных народов Дагестана заслуживает самого пристального внимания и творческого применения уже к дошкольному эстетическому воспитанию и начальному художественному обучению детей. Тщательный учет местных условий, национальной специфики воспитания в максимальной степени будет способствовать возрождению подлинно народной системы форм, методов развития и формирования малыша, ребенка, подростка.

Дидактическая система формирования интереса у учащихся к опыту народных мастеров

Анализируя состояние преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательных и специализированных школах и учитывая развитие на современном этапе декоративно-прикладного творчества как приоритетного направления художественного образования и эстетического воспитания учащихся, считаем необходимым максимально плодотворно использовать в школе неоценимый опыт народных умельцев, сохраняющий и приумножающий свою эстетическую и педагогическую ценность.

Изучая указанный опыт и учитывая тот факт, что богатейший потенциал народной педагогики до сих пор используется недостаточно эффективно, мы разработали дидактическую систему занятий по формированию осознанного интереса младших школьников на овладение основами творческого наследия народных мастеров. Глубокое изучение и освоение опыта предшествующих поколений, умелое внедрение его в практику школьного художественного образования и эстетического воспитания будут служить твердой гарантией успешного решения данной проблемы.

Изучение, освоение и творческое применение опыта народных мастеров в школе необходимо проводить в неразрывной связи с преподаваниеем дисциплин эстетического цикла. Это изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, в частности, художественный труд. Занятия, основанные на экспериментальных уроках, целесообразно, по нашему мнению, проводить по следующей примерной схеме: - истоки и основы традиционных художественных ремесел Дагестана; - дагестанское искусство орнаментики, его специфика в зависимости от материала и техники, а также локальных традиций; - технология и практические приемы изготовления художественных изделий, практические занятия в производственных мастерских; - при помощи демонстрации образцов работы народных мастеров, их художественно-эстетического анализа развивать вкус учащихся и прививать им стремление к овладению народным художественным мастерством.

Разрабатывая оптимальную дидактическую систему формирования живого интереса учащихся к опыту народных мастеров, крайне важно четко определить, что и как может использовать преподаватель из богатейшей, неисчерпаемой сокровищницы народной педагогики (в данном случае — опыта народных мастеров) в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников.

Во-первых, он должен достаточно четко установить, какие дидактические ресурсы содержит в себе обучающий потенциал народной педагогики применительно к историческому опыту народных мастеров.

Во-вторых, понять, какие формы, методы и приёмы обучения народный мастер использовал; показ, рассказ, практическое обучение различным трудовым операциям и т. д. Весьма важно при этом учитывать, какую именно технику, связанные с ней технологию и ассортимент инструментария использовал мастер в своей творческой работе для достижения оптимального результата -наилучшего решения поставленной перед собой творческой художественной задачи.

В-третьих, внимательно изучить, какие наглядные средства и пособия использовал мастер-наставник для более плодотворного обучения подрастающего поколения с учетом бережного сохранения, умелой передачи и осознанной преемственности позитивных художественных традиций, наиболее продуктивных производственных приемов, умений и навыков.

В-четвертых, достаточно ясно усвоить, каким образом народный мастер (учитель) учитывал в обучающем процессе воспринимающий и творческий потенциалы ребенка с четкой дифференциацией по половому признаку, изначальному дошкольному опыту (семья, окружение и т. д.), определял уровень его природной одарённости, склонности к тому или иному виду творческой деятельности, как корректировал в процессе обучения замеченные им пробелы и недостатки.

Прежде всего обратим внимание на то, что в обучающий, педагогический, воспитательный потенциалы исторически сложившейся и сформировавшейся народной педагогики в качестве изначальной основы входит богатейший и многогранный тысячелетний опыт предшествующих поколений, проверенный и отшлифованный временем, базирующийся на экономических, эстетических понятиях и потребностях конкретной общественной формации.

Если подходить к вопросу в педагогическом аспекте, то станет ясно, что основополагающими формами и методами обучения подрастающего поколения служили продуманный наглядный материал и подробное терпеливое объяснение. В качестве наглядных пособий при обучении художественным ремеслам использовались, как правило, наиболее характерные и, следовательно, максимально показательные образцы изделий народных мастеров. При этом крайне важным обучающим фактором служило понятное и доступное объяснение объективных природных закономерностей: сочетаемость и несочетаемость различных материалов, гармония и дисгармония цветовых решений, пропорциональность и непропорциональность объемных форм и т. п.

Система занятий по ознакомлению учащихся с жизнью и творчеством народных мастеров

История народных художественных промыслов - это, прежде всего, летопись творческих исканий и находок народных мастеров, это судьбы сотен и сотен талантливых, порой гениальных умельцев. Работа и творческие находки многих народных умельцев, работавших и работающих в различных видах и техниках декоративно-прикладного искусства, не всегда, к сожалению, достаточно глубоко, тщательно и всесторонне исследовались. Даже на современном этапе этот неисчерпаемый потенциал еще не исследован всесторонне и в полном объёме. По нашему убеждению, базовой основой системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ Дагестана должны стать тщательное изучение и продуманное использование педагогического и воспитательного наследия народных мастеров.

В предлагаемой системе занятий автор ставил цель, по возможности, более широко познакомить учащихся средних общеобразовательных школ с историей народного декоративно-прикладного искусства, известными и заслуженными мастерами, учителями-наставниками подрастающего поколения, кто многое сделал для освоения молодежью творческого наследия и профессий народных мастеров декоративно-прикладного искусства.

Преподаватель дисциплин изобразительного цикла, изучая опыт работы народных мастеров декоративно-прикладного искусства, в первую очередь должен определить, что и как он может использовать из богатейшего арсенала народной педагогики в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников. Для этого учителю необходимо знать; - как использовать педагогический потенциал прошлого в современной школе; - какие формы и методы обучения использовали народные мастера; - какими технологиями и техникой пользовались, какой применяли инструментарий и т.п.; - что и как использовали народные мастера в качестве наглядных пособий; - как учитывал народный мастер творческий потенциал учащихся; - какие объективные факторы служили объяснением природных закономерностей.

Обратимся персонально к жизни и творчеству наиболее известных мастеров, возможности использования их педагогического и обучающего потенциала в современной общеобразовательной школе.

В разделе представлен материал о художественном творчестве нескольких наиболее известных мастеров из трех селений - художественных центров Дагестана, чье творчество составляет гордость, национальное достояние, важнейший элемент культуры нашей страны. Их работы убедительно показывают, каких высот достигло народное искусство Дагестана, насколько плодотворно использование опыта мастеров в преподавании предметов эстетического цикла в современной школе.

Беседа о жизни и творчестве горского мудреца, аксакала, профессионального мастера, педагога А. АБДУРАХМАНОВА

Абдулла Магомедович Абдурахманов родился в 1904 году в семье потомственного кубачинского златокузнеца. Отец, Магомед Абдурахманов, был знаменитым мастером филиграни, работы которого высоко ценились далеко за пределами не только родного аула, но и Кавказа. Единственному сыну Абдулле он хотел передать накопленный за долгие годы опыт и приемы мастерства.

Лет с десяти мальчик подолгу проводил время в отцовской мастерской, наблюдая, как бесформенный слиток превращается в изделие, поражающее изяществом и завершенностью. Тяга к изобразительному искусству была свойственна Абдулле с раннего возраста. Он рисовал все, что видел: людей, животных, копировал буйные растительные орнаменты. Поскольку он учился в арабской мусульманской школе, а учение Корана запрещает изображать живые существа, это привело к конфликту со старшими. Пришлось ограничиться только красивыми, но бездушными орнаментами. И только дедушка Абдулла, тоже известный ювелир, с пониманием относился к необычному увлечению любимого внука и часто зазывал его в свою мастерскую, где тот мог безбоязненно заниматься любимым делом.

Однако "общественное мнение" взяло свое: все чаще на листах бумаги возникают эскизы серег, кулонов, браслетов, ожерелий... Интересно, что в этих работах явно прослеживаются декоративные мотивы Древней Индии, а это свидетельствует о незаурядной эрудиции мастера.

Поэтому вряд ли может вызвать удивление поразительное разнообразие женских украшений, обработанных и созданных Абурахмановым. Это принципиальным образом изменило, расширило ассортимент традиционных ювелирных изделий и подняло искусство кубачинских ювелиров на качественно новую ступень.

Вполне логичным представляется назначение A.M. Абдурахманова в 1958 году главным художником Министерства местной промышленности ДАССР. По долгу службы он теперь тесно контактирует с коллегами родных Кубачей, Гоцатля, Унцукуля. Это значительно расширило его кругозор, заметно повысило творческий потенциал.

В 1971 году A.M. Абдурахманову присвоено высокое звание "Заслуженный художник РСФСР", присуждено почётное звание лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.

Похожие диссертации на Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (На материале Республики Дагестан)