Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственно-этической позиции детей 6-8 лет : На материале Республики Дагестан Шамхалова Асият Эльдаровна

Формирование нравственно-этической позиции детей 6-8 лет : На материале Республики Дагестан
<
Формирование нравственно-этической позиции детей 6-8 лет : На материале Республики Дагестан Формирование нравственно-этической позиции детей 6-8 лет : На материале Республики Дагестан Формирование нравственно-этической позиции детей 6-8 лет : На материале Республики Дагестан Формирование нравственно-этической позиции детей 6-8 лет : На материале Республики Дагестан Формирование нравственно-этической позиции детей 6-8 лет : На материале Республики Дагестан Формирование нравственно-этической позиции детей 6-8 лет : На материале Республики Дагестан Формирование нравственно-этической позиции детей 6-8 лет : На материале Республики Дагестан Формирование нравственно-этической позиции детей 6-8 лет : На материале Республики Дагестан Формирование нравственно-этической позиции детей 6-8 лет : На материале Республики Дагестан
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шамхалова Асият Эльдаровна. Формирование нравственно-этической позиции детей 6-8 лет : На материале Республики Дагестан : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Махачкала, 2006.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2048

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы исследования 13

1.1 Нравственный потенциал нормативов и принципов в традициях народов Дагестана 13

1.2. Истоки нравственно-этической позиции дошкольника 32

1.3. Нравственные основания жизненной позиции детей младшего школьного возраста 54

Глава II. Содержание и средства формирования нравственно-этической позиции детей 6-8 лет 76

2.1. Методика и ход поисково-экспериментальной работы 76

2.1.1. Организация и методика проведения формирующего эксперимента 76

2.2. Результативность методики формирования основ нравственно-этической позиции младших школьников в преемственности с дошкольным возрастом 117

заключение 142

список использованной литературы 147

приложения 167

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - Современное общество в последние десятилетия наиболее остро встречается с ситуацией межнациональных конфликтов, обостряющих взаимоотношения между людьми, особенно на этнической почве (Л.И.Архангельский, А.В.Яковлев, З.Т.Гасанов, Р.Г.Абдулатипов).

Сдерживается полноценное функционирование в обществе экономических, политических и правовых процессов. Проблемой становится своевременное соотношение нравственного общественного сознания личности с образом жизни. Принятие человеком сложившихся общественных нормативов, способных влиять на формирование свойств и качеств личности, определяет нравственную жизненную позицию ребенка уже с дошкольного возраста. Многовековой жизненный опыт народов убеждает: этому способствует нравственный потенциал, накопленный в адатах, обычаях, ритуалах каждого этноса, запечатленные в традициях. Как свидетельствуют исторические и археологические источники, уже на заре человечества в сообществах выдвигались нравственные ценности, обязательные для всех. На их основе определялись нравственные нормы и цели воспитания подрастающего поколения (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель).

Отбор и содержание в них нравственно-ценных представлений о жизни людей в своем сообществе передавался подрастающему поколению с раннего возраста в обучении и воспитании.

В нравственно-этнических традициях просматривается глубинная связь морали с социальным развитием сообщества, семьи. Образ родного дома, общение с родственниками, близкими к дому друзьями формируют у ребенка "подсознательную нравственность" (К.Д.Ушинский). Насколько глубоко предопределяется ее влияние на развитие личности дошкольников и младших школьников раскрыто в исследованиях А.Г.Харчева, С.В.Петериной, Д.М.Маллаева, Ш.А.Мирзоева, Р.М.Магомедова, З.М.Магомедовой, Т.Г.Саидова и др.

В накопленном опыте одного народа устанавливается сходство с другими сообществами. Совпадение многих идей у самых разных народов - это путь к поли-

культурности, сохранению многообразия культуры при принятии общих, базисных ценностей. Наличие смешанных браков в жизни народов также приводит к интеграции общих этнических традиций, их обобщению.

Незыблемыми у народов Дагестана являются, сохранение чести своего дома, почтение родителей, старших в сообществе, умение жить с людьми других наций, гостеприимство, любовь к Родине, готовность стать на ее защиту.

В то же время утрачивается обрядность и ритуальность таких обычаев как присвоение младенцу имени, укладывание его в колыбель, соблюдение времени, подрезания ногтей, оценка развития ребенка к году и в последующем по степени овладения им соответствующими умениями и навыками, а не только по соблюдению календарной даты рождения.

К тому же в городских условиях стираются грани развития между мальчиками и девочками, их идентификация к полоролевым нормам поведения. И в городе и на селе у детей теряется интерес к сельским профессиям взрослых, стремление жить и трудиться на родной земле. Стирается "инстинкт местности" (Р.Г.Гурова).

Подобные факты убеждают в необходимости укреплять бытующие народные обычаи, ритуалы, запечатленные в прогрессивных традициях направленные на формирование нравственной позиции подрастающего поколения с раннего детства.

Сензитивным периодом восприимчивости ребенка к морали считается возраст 4-8 лет, до приобретения стойких негативных привычек (М.А.Алемаскин, Э.Г.Костяшкин, Л.В.Кузнецова). Тенденции к их росту наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте.

В период 4-8 лет активизируется личностный механизм ребенка в восприятии и осмыслении моральных требований взрослых за счет возрастающей потребности участвовать в жизни взрослых своего сообщества, со сверстниками в играх, общих делах.

С 4-5 лет у детей появляются свои "кумиры", идеальные представления об отдельных личностях, на которых хотелось бы быть похожими. Ребенок уже способен сознательно регулировать свое поведение в стремлении к идеалу с кого "делать жизнь" (Т.В.Ендовицкая, В.В.Кондратова, Е.А.Рыбалко, А.Ш.Шахманова).

Дети 6-8 лет в состоянии осваивать элементарные формы моральных и социальных рассуждений, когда они строятся на понятных ими фактах. Сознательно определяют свои поступки в нормах нравственности независимо от условий и ситуаций (Д.Доман, М.Липман, Л.А.Венгер).

В психолого-педагогической литературе признается зависимость жизненной позиции младших школьников от его воспитания в дошкольном детстве (Л.И.Божович, О.С.Богданова, С.В.Петерина). Однако нет реализации этого положения в исследованиях.

В силу этого традиционный педагогический процесс в ДОУ и в школе еще сохраняет авторитарность в отношении к ребенку, задается шаблонное мышление и стереотипное поведение. Деятельностный подход противопоставляется проповедническому, морализаторскому. Утверждаются стереотипы в поведении (В.Кения). В результате готовность детей к школе и успехи учащихся в начальной школе десятилетиями оцениваются средним уровнем развития их интеллектуальных и нравственных возможностей (В.Г.Нечаева, Р.И.Жуковская, Л.А.Пеньевская, Л.А.Венгер). Ребенок лишается права поступать по своему выбору. Этим с него снимается ответственность за свое поведение. Он не учится применять знания на практике, сдерживается нравственное самоутверждение, способность решать свои моральные проблемы в социальном общении, в межличностных конфликтах (А.А.Рояк).

Ребенок не готовится к будущему (быть здоровым, образованным, воспитанным, иметь хорошую семью), а воспитывается на ближайших целях, что ограничивает его интеллектуальное, духовно-нравственное развитие (В.Э.Чудновский)

Воспитатели и учителя увлечены образованием детей, полагая, что оно и воспитывает. Сужается сфера воспитания. Свыше 60% воспитателей и учителей рас-

сматривают нравственное воспитание дошкольников и школьников как укрепление в них послушания. 80% детей 6-8 лет отвечают: "воспитатель (учитель) хочет, чтобы я слушался" (Х.М.Тагирова, С.Г.Макеева).

От непонимания педагогами и детьми друг друга у 35% учащихся накапливаются неврозы. В значительной мере это объясняется и тем, что 70% дошкольников в ДОУ и учащихся в школе находятся у воспитателей и учителей, у которых обнаруживается "полоса отчуждения" в отношениях к воспитанникам.

В то же время, дети, пришедшие в ДОУ и школу из семей, где почитаются прогрессивные нравственно-этнические традиции, выгодно отличаются от своих сверстников. В их поведении просматривается не только способность ориентироваться понятиями об отдельных нравственных нормах, но и видна своя жизненная позиция. Подтверждается идея Л.С.Выготского о возникновении к концу дошкольного возраста "внутренних этических инстанций".

В работах Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, В.А.Горбачевой они конкретизированы: ребенок может сдерживаться от нарушения моральных норм, замечать и противостоять негативному, упражняться этому в самостоятельной игре и приходить к личностному поведению, к самостоятельной самооценке с позиции предъявления взрослыми нравственных норм, но не показаны пути решения этого вопроса у детей 6-8 лет..

Поэтому нами и выделяется необходимость формирования нравственной позиции детей 6-8 летнего возраста, как прогрессирующей трансляции и преемственности "внутренних этических инстанций" в своем этническом сообществе с 6-8 лет с приемами регуляции своего поведения в более старшем возрасте.

Формирование нравственно-этической позиции наиболее продуктивно происходит в сензитивном периоде 6-8 лет. Учитывая то, что исследование проводилось в республике Дагестан, мы использовали положительный потенциал народной педагогики, так как опыт дагестанских народов доказывает ее эффективность особенно в нравственном развитии ребенка.

Таким образом, разноплановость исследования проблемы нравственного воспитания детей показала, что формирование нравственной позиции и ее проявление у детей как этических норм поведения является актуальной и требует экспериментального решения. Это позволило сформулировать цель диссертационного исследования.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - теоретически и экспериментально обосновать пути формирования нравственно-этической позиции детей 6-8 лет в преемственности со старшим дошкольным возрастом с учетом зоны ближайшего и актуального развития на традициях народной педагогики Дагестана.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс формирования нравственно-этической позиции детей 6-8 лет, с использованием опыта народной педагогики.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - педагогические условия, средства, формы и методы народной педагогики в формировании нравственно-этической позиции младших школьников.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - формирование нравственно-этической позиции в преемственности старшего дошкольного возраста с младшим школьным будет эффективным если:

целевая направленность процесса формирования жизненной позиции будет основана на общечеловеческих и этических представлениях о моральном облике детей 6-8 лет;

используются формы, методы и средства народной педагогики с включением их в разные виды деятельности детей (игровую, учебно-познавательную, практическую, досуговую, коммуникативную).

- родители и педагоги осуществят единый подход в воспитании детей на

представлениях о моральном облике формирующейся личности (6-8 лет) в традициях народной педагогики Дагестана.

ЗАДА ЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Изучить и анализировать исследования в социологической, философской, психолого-педагогической литературе о роли народной педагогики в нравственно-этическом воспитании подрастающего поколения.

  2. Разработать систему использования показателей устойчивости компонентов-критериев нравственно-этической позиции детей 6-8 лет.

  3. Обосновать методики проведения поисково-экспериментальной работы по выявлению и формированию нравственных показателей как компонентов-критериев нравственно-этической позиции детей 6-8 лет.

  4. Разработать практические рекомендации для воспитателей и учителей начальной школы по использованию графико-математических средств оценки нравственных показателей как компонентов-критериев в проявлении нравственно-этической позиции детей 6-8 лет.

Для решения поставленных задач использованы следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - ретроспективный анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, периодической печати; анкетирование и беседы с родителями, воспитателями, учителями; наблюдение; ранжирование; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; методы математической обработки данных.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛОСЬ В ТРИ ЭТАПА.

Первый этап (1998-1999 г.г.) - теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат. Выявлены проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.

Второй этап (2000-2002 г.г.) - опытно-экспериментальный. Осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал. Работа включала вариации педагогических условий средствами диагностических методик в преемственности жизненной позиции детей 6-8 лет с учетом зоны ближайшего и актуального развития.

Третий этап (2003-2006 г.г.) - заключительно-обобщающий, включал в себя систематизацию, апробацию, письменное оформление диссертации, внедрение результатов в практику, статистическую обработку полученных данных.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКРЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ является философское положение о социальной сущности личности (Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн); теория деятельностного подхода в обучении и воспитании (В.В.Давыдов, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский); принципы и методы организации самостоятельной, социально-значимой деятельности ребенка (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин); гуманно-личностный подход (В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонаш-вили, Д.М.Маллаев).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ опирается на работы отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам нравственности с опорой на опыт народной педагогики, как базисной основы в работах ученых (М.Н.Л.И.Божович, Г.Н.Волков, Д.Доман, Ш.А.Мирзоев, Н.Д.Никандров).

ОСНОВНОЙ БАЗОЙ исследования явились: ДОУ № 5, № 52, № 92. Прогимназия № 52, СШ № 1; № 22 г. Махачкалы. Исследованием было охвачено 300 воспитанников детского сада и учащихся начальных классов; педагогические работники (воспитатели и методисты детских садов, учителя и завучи начальных классов); а также родители воспитанников детских садов и учащихся начальных классов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ: - выявлены общие показатели нравственного развития и устойчивость компонентов-критериев в формировании нравственно-этической позиции детей 6-8 лет; - обоснованы общедидактические и методические условия максимальной реализации компонентов-критериев нравственно-этической позиции детей 6-8 лет;

- определены объективные условия оценки достоверности показателей нравственно-этической позиции детей 6-8 лет с учетом особенностей в поведении мальчиков и девочек. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНА ЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

обоснованы и экспериментально подтверждены предположения о необходимости и возможности формирования нравственно-этической позиции детей 6-8 лет с выявлением общих показателей как компонентов-критериев на базисных традициях народной педагогики Дагестана;

разработаны, апробированы и подвергнуты математической обработке показатели с оценкой устойчивости нравственно-этической позиции детей 6-8 лет;

имеющиеся научные работы о преемственности в нравственном воспитании старших дошкольников и младших школьников (Р.С.Буре, Н.Ф.Виноградова, С.Г.Макеева), дополнены данными о формировании нравственно-этической позиции детей 6-8 лет с опорой на традиции народной педагогики.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНА ЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит:

в разработке дидактических условий использования общих нравственных показателей как компонентов-критериев в формировании нравственно-этической жизненной позиции детей 6-8 лет;

в возможности практического применения материалов данного исследования в формировании нравственной жизненной позиции воспитанников 6-8 лет, проявляющихся в этических нормах их поведения и в практике педагогической работы;

в разработке методических рекомендаций воспитателям, учителям, педагогам образовательных учреждений по использованию педагогических средств в формировании нравственно-этической позиции детьми 6-8 лет.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Целевая направленность нравственно-этических представлений основанная

на моральном облике человека в формировании жизненной позиции детей 6-8 лет.

2. Системообразующая роль народной педагогики во всех видах
деятельности детей (игровой, учебно-познавательной, практической,
досуговой, коммуникативной), обеспечивающая формирование
нравственной позиции детей 6-8 лет.

  1. Методика формирования показателей нравственно-этической позиции детей в педагогическом процессе с учетом зоны ближайшего и актуального развития.

  2. Общность подхода родителей и педагогов в воспитании детей,

направленное на формирование нравственно-этической позиции.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ научных положений, результатов и выводов обеспечивается соответствием подбора методов исследования, его задачам, избранной технологии, математическими методами обработки полученных данных.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ опытно-исследовательской работы нашли отражение в публикациях и ежегодных выступлениях на Всероссийских (2000, 2001), республиканских итоговых научно-практических конференциях в Дагестанском государственном педагогическом университете и Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялись в ходе руководства педагогической практикой студентов 3-го курса ДГПУ; в дошкольных образовательных учреждениях № 5; № 52 и прогимназии № 52 г. Махачкалы; в процессе преподавания учебной дисциплины "Основы саморазвития личности". Материалы исследования использовались в лекциях, практических занятиях для слушателей курсов ДИПКПК; в выступлениях на ежегодных Всероссийских и республиканских научно-практических конференциях в ДГПУ и

ДИПКПК. Кроме того, результаты формирующего эксперимента апробированы в школах № 1, № 22 г. Махачкалы.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Общий объем диссертации -182 страницы машинописного текста.

Нравственный потенциал нормативов и принципов в традициях народов Дагестана

Человек определен в понятиях не только как существо разумное /homo sapiens/, но и моральное /homo moralis/.

Как свидетельствуют исторические, философские и археологические источники, уже на заре человечества в сообществах выдвигались обязательные для всех нравственные ценности, на основе которых определялись нравственные нормы и цели воспитания подрастающего поколения. Как показала практика, нравственные ценности изменяются быстрее, чем цели воспитания. Провозглашаются одни ценности, а в жизнь входят другие. Возникают противоречия, отстают цели воспитания (А.Ф.Шишкин, В.Ф.Зыбковец, Л.И.Кучинский, Н.Д.Никандров).

С древних времен люди старались определить общие нравственные основания для поведения, обозначить идеальный образ воспитанного человека. В силу ограниченности социальных воззрений, мыслители прошлого выдавали свой регион за весь мир и теоретически обосновывали облик идеального человека как носителя фундаментальных ценностей, за которые принимали добродетели. В учении Конфуция (551-479 г.г. до н.э.) основополагающим в личности человека считалась гуманность, ее проявление в качествах - справедливости, верности, искренности. В "Книге мертвых" и выводилась цель воспитания "благородного мужа".

В Европе и Греции в качестве идеала выдвинут образ человека в физическом и нравственном совершенстве (Сократ, Платон, Аристотель). Из понимания идеала конкретизировались цели воспитания: познание не природы вещей, а самого себя (Сократ); развитие внешних сторон души - разумной и волевой (Аристотель); воспитание фундаментальных добродетелей (Платон). По учению Блаженного Августина (1Y в. н.э.) в главном виделось единство, в спорном - свобода, во всем -любовь. По мере развития цивилизации представления человечества об общечеловеческих качествах стали отражаться в религиозных книгах - Библии, Коране и других. В запретах и положительных заповедях ("Пятикнижие", "Декалог") из десяти заповедей четыре определяют отношение к Богу. По преданию Бог передал их людям через пророка Моисея. Остальные не вызывают сомнения и сегодня: чти отца своего и мать свою; не убий; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего своего. Десять заповедей Ветхого Завета дополнены христианством - учением о любви к ближнему. Первоначально они были изложены в Нагорной проповеди Иисуса Христа: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтоб поступали с тобой. Коран, младший по отношению к Ветхому и Новому Заветам, впитал мораль человеколюбия: "Аллах любит тех, кто делает добро"; "Аллах с теми, кто терпеливо сносит трудности"; "Не делай зла другим и тебе не сделают зла"; "Если творишь добро, делаешь добро для своей собственной души"; "Если творишь зло, делаешь это самому себе".

Истории известны законы Хамма Урати и Солона, российский Домострой, декларации революции Франции и США, в которых провозглашались моральные нормы, пережившие века. Государственные документы и общечеловеческие ценности не отождествимы. Однако общее движение в мире к гуманности имеется. Примерами тому "Всеобщая декларация прав человека", принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году.

"Национальная доктрина Российской Федерации" также направлена на воспитание с детства будущих граждан патриотами и интернационалистами. Общее движение в мире к гуманности, нашло выражение в создании "Декларации прав ребенка", провозгласившей Свободу, Равенство, Братство. Они вошли и в Конституцию Российской Федерации 1993 года. В рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы (под ред. И.С.Марьенко. -М., 1976. -С.49) перечисляются до двадцати нравственных качеств, определяющих систему нравственного воспитания. В законе Российской Федерации "Об образовании" образовательная политика государства излагается на переработке и осмыслении всего наиболее ценного, традиционно наработанного предыдущими поколениями.

В процессе реформ образования ведется учет местных условий социального, экономического и этнокультурного развития народов, их исторических и образовательных традиций.

Период конца XIX - начала XX века известен признанными деятелями просвещения в Дагестане. Дагестанские просветители и педагоги XIX века философски образованные - Гаджи-Дауд Усишинский, Магомед Кудутлинский, Мухаммед-Эфенди ал-Яраги, Мирза-Али ал-Ахты, Сайд Араканский, Салман Тлохский -провозглашали воспитание и образование основополагающими в жизни юного поколения. Общим во взглядах ученых было признание первых семи лет в жизни ребенка. В этом возрасте свежесть восприятия действительности укрепляется народными приемами через детскую активность, эмоциональное отношение к действительности с чувством лидерства в играх, трудовых и коллективных делах.

Названные ученые опирались на наследие народов России и мира в целом. Признавалось и позитивное влияние ислама, уступающее арабскому просвещению. В нем высоко ценились интеллект и образованность молодежи с детства.

В то же время для Дагестана и всего Северного Кавказа XIX век стал периодом переориентации народов в общероссийскую региональную общность, опередившую страны Востока в социально-историческом развитии.

Создателем первых светских школ в Дагестане стал видный просветитель, ученый историк, поэт и общественный деятель Гасан-эфенди Алкадари (1834 -1910).

Нравственные основания жизненной позиции детей младшего школьного возраста

Жизненная позиция ребенка младшего школьного возраста выражается в социально-интеллектуальном процессе познания нравственности в силу приобретенных инстанций в дошкольном детстве и самостоятельном руководстве нравственными нормами в традициях народной педагогики.

От познания норм до самостоятельного руководства просматривается ряд компонентов, выражающих задачи воспитания. Условно, хронологически, их можно представить по мере осознания ребенком своего "Я". Ему способствуют качества личности - любознательность, целеустремленность, личностные нормы доброжелательного общения с окружающими. Детей отличает рост активности, с владением организаторскими умениями, коллективизма, лидерства.

Нравственно-этическая позиция младших школьников в сравнении с внутренними этическими инстанциями дошкольников сложнее. Четче осознаются свои "личностные" нормы, осознанно руководствуются нравственными нормами в противодействии аморальным проявлениям, способны критически анализировать свои поступки и их последствия, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, вне контроля взрослых.

Динамическое движение учащегося в становлении его внутренней жизненно-нравственной позиции зависит от внешних условий и его саморазвития.

В нем различаются три направления: мотивационно-ценностное отношение ребенка к нормам морали; операционно-содержательное, как умение располагать знаниями, информацией о моральных нормах; эмоционально-волевая готовность учащегося к самоконтролю, самостоятельным ответственным действиям, поступкам. Все педагоги солидарны во мнении: ученика ведет к устойчивой жизненной позиции опыт его поведения уже с раннего возраста. Иначе приход к обобщениям теоретического характера, мировоззрению, его оценке почти невозможен (С.А.Козлова, Т.А.Куликова, Н.Я.Шибанова). И если дошкольники ориентируются на ценности - мой дом, близкие люди, что я знаю о себе, то младшим школьникам доступны ориентиры для рассуждений - земля, мир, человеколюбие, милосердие, права человека. Но сам общественный опыт противоречив: есть добро, зло, милосердие, правонарушения.

В зависимости от средств, приобретения и овладения общественным опытом определяется направленность личности ребенка 7-8 лет, его поступки. Они разде ляются на: моральные, аморальные, нравственно-неоднородные (А.В.Зосимовский, Е.А.Савенков). Если моральные поступки направляются дол гом, ответственностью, совестью, то аморальные - результат некачественного и несвоевременного усвоения норм морали, некритического отношения в подража нии кому-либо. Они могут быть и внушенными старшими детьми ("Я так делал и ничего", "Ничего за это тебе не будет, поверь мне"). Злонамеренные аморальные поступки у детей изучаемого нами возраста не фиксируются. Наблюдаются труд но исправляемые, бездушно привычные поступки, где нет и намека на понимание учеником норм морали и необходимости следовать им. Нравственно-неоднородные поступки могут быть позитивными как охранительно-оберегающие себя (корыстные), так и аморальные без намерения - по неведению или в моменты аффекта, в некоторых случаях и печальные. Как видим, сфера нравственности в человеке (ребенке) объемнее в сравнении с интеллектуальным развитием. Нравственное и интеллектуальное не могут отождествляться. И если в обучении слаба "дидактика жизни", то младшие школьники отличаются неустойчивостью внимания, неумением подчиняться целям, выдвинутым взрослыми и ставить свои. Бывает, велик соблазн: уступить второстепенным мотивам во имя главенствующих. Во многом это объясняется эмоциональностью школьников, подвижностью, которая часто подтверждает слабость волевых процессов. Расширение социального опыта учащихся сказывается на развитии сознания и поведения, оно не идет прямолинейно: сознание опережает поведение; поведение опережает сознание; сознание и поведение совпадают (Е.А.Савенков).

Особенности соотношения объясняются тем, в какой характер учения включается ученик.

Для совпадения сознания и поступка учащийся уже должен хотеть поступать как "надо". Он представляет себе последствия своего благоразумного поведения -свое умиротворение, благосклонность взрослых, сверстников, детского коллекти-ва в целом. Ученик руководствуется своими оценками, критериями поведения, способностью мотивировать и отвечать за свой выбор поступка.

Позиция учителя - верить в разумность ребенка, в его образование, в приобретение навыков разумности в процессе обучения.

При такой помощи учителя ученик в поведении уже не удовлетворяется эмоциональными переживаниями или пассивным обобщением действий, а руководствуется моральными побуждениями. Моральные мотивы и есть качественно новый тип поведения младших школьников. Сознательно принятые намерения, сознательно принятые цели и побуждают к соответствующему поведению, деятельности. Регулятором самостоятельности становится абстрактное мышление, рождаемое при систематическом обучении. Оно обуславливает процесс осознания простейших норм и правил, которым должно подчиняться и которые обуславливают формы регуляции учеником своего поведения.

Организация и методика проведения формирующего эксперимента

В эксперименте (2000-2002 г.г.) приняли участие экспериментальная и контрольная группы детей 6-8 лет по 28 человек в каждой, с единым числом мальчиков и девочек, существенно не отличающихся по социальному составу родителей . Экспериментальная группа в ДОУ № 52 г. Махачкалы (воспитатель Бабаева Р.М); контрольная группа в ДОУ № 5 (воспитатель - соискатель степени А.Э.Шамхалова); экспериментальный 1-й класс прогимназии № 52 (учитель - Ма гомедова П.М.); контрольный 1-й класс в СШ № 22 (учитель С.А.Абдулхаликова). Образовательные учреждения находятся в относительно равных социальных условиях.

Раннее целью констатирующего эксперимента было изучение оснований для формирования жизненной позиции детей 6-8 лет по методике А.В.Зосимовского. В наблюдения за детьми включались воспитатели.

Данные констатирующей части по состоянию нравственной направленности детей 6-7 лет в целях преемственности ее основ в 6-8 лет определили программу формирующего эксперимента, состоящую из трех частей.

Первая часть - Включала в себя использование форм и методов народной педагогики - описание и рассказ обычаев и традиций, обыгрывание народных игр, использование фольклора. Укрепление контактов воспитателей и учителей с родителями. Помимо общепринятых форм работы (групповых, общих собраний, бесед, индивидуальных и групповых встреч), предусматривался постоянно-действующий семинар типа "годекана", устного журнала с приглашением специалистов, с обсуждением наболевших проблем, использование опыта отдельных семей.

Наряду с этим включение в работу с родителями методики рекомендуемой нами (дается в приложении), мы предполагали, что позволит помочь родителям проявить интерес и использовать опыт народной педагогики Дагестана в воспитании своих детей.

Было также предусмотрено включение родителей в педагогический процесс ДОУ и школы для совместных наблюдений за детьми в учебном процессе и вне занятий, уроков для верного выбора родителями в семье приемов воспитания для общего развития детей от возраста к возрасту. Подбор педагогами материалов для стенда: статей, папок-передвижек, рекомендуемых книг для чтения взрослым и детям. Намечено периодическое проведение выставок детских работ, с учетом по-лоролевого развития мальчиков и девочек в традициях народной педагогики Дагестана. Были разработаны и предложены родителям советы по дифференцированному подходу к каждому ребенку.

Вторая часть - формирующего эксперимента включала опробование способов помощи воспитанникам осознавать и оценивать себя с укреплением чувства собственного достоинства: - создавать эмоциональный комфорт ребенку от его пребывания в кол лективе сверстников, учеников с помощью методик: "Твое имя!", "Что в имени твоем?"; "Алло, мы ищем девочку (мальчика)" - по описанию внешнего вида, достойного поведения; по отношению к другим. А также "Нарисуем человечков - грустного и веселого" и объясним, что одного ве селит, а другого печалит. Наряду с этим, мы использовали методику Е.Л.Щур "Волшебный стул", в целях обобщенной, доброй оценки ребенку (в том кто сядет на "Волшебный стул" высвечиваются все лучшие качества, дети это "видят" и дают одобрительную оценку). Развитие у ребенка способности обобщать собственное представление о своем образе "Я", рассказывая товарищам: "Я - девочка (мальчик) ... и какой (каким) должен (а) быть и что для этого делаю?". А также: . - использование лично-развивающих технологий, основанных на принципах диагностичности и культуросообразности: умение ребенка вести диалог с другом по телефону; с взрослыми; с другими членами семьи, поднявших трубку телефона; упражнение в эпистолярном искусстве - сочинение писем бабушкам, дедушкам, поздравительных открыток близким; - включение в жизнь детей упражнений на внимание и заботе к другим: словесное признание успеха товарища; уметь отказаться от чего-либо в пользу другого; доставлять удовольствие другу; словесное или физическое ободрение другого при его нерешительности, застенчивости; умение приносить извинения и принимать их; - овладение организаторскими умениями накануне школы; - формирование у ребенка уверенности в собственной успешности (по результатам игровой и трудовой деятельности). Третья часть - формирующего эксперимента предполагала последователь-ный выбор ребенком своей социальной роли с ощущением роста своих возможностей. - прослеживание в эксперименте нарастания детской активности при сменяемости ролей от начального общественного успеха ребенка до последующей активизации его самостоятельности: "Всему что умею, научу другого!". "Я - помощник взрослых!". "Я - друг малышей!". "Я - защитник слабых!". - создание специально разработанных нами ситуаций для проявления нравственных поступков, в которых ребенок проявлял бы уверенность, смелость в противостоянии негативному, мог бы утверждаться в нормах нравственности, мотивировать их независимо от обстоятельств. Все части формирующего эксперимента по его ходу сближаются, взаимообуславливаются ростом проявления нравственных практических умений детей. В основе каждой из них лежит работа с родителями.

Результативность методики формирования основ нравственно-этической позиции младших школьников в преемственности с дошкольным возрастом

Осознание своего "Я" у девочек 6-7 лет составляет 1,56 ± 0,07, а у мальчиков этот показатель на 5% ниже и составил 1,48 ± 0,06.

После эксперимента по интенсификации процесса величина осознания своего "Я" к 7-8 годам повышается на 53% у девочек и на 60% у мальчиков в сравнении с детьми 6-7 лет (табл. 6).

При сопоставлении результатов осознания своего "Я" мальчиками и девочками 7-8 лет экспериментальной группы достоверных отличий нами не установлено (Р 0,5).

Способствовало этому введение детей в позиции "Я - горец", "Я - горянка", поднятие чувства собственного достоинства. Усвоенные навыки этикета и поведения не на словах, а подбором упражнений, в практических и воображаемых ситуациях создавали у детей уверенность в действиях. Испытав один раз себя в ситуации успешности, дети не осознанно стремились к повторению подобных ситуаций. Чувство успешности, собственной значимости повышало детскую самооценку, уровень притязаний, возможности межличностного общения и, обязательно, повышало и подтверждало социометрический статус ребенка в коллективе сверстников.

В начале эксперимента недостаточно уверенная в себе Умужат, благодаря бабушке, хорошо владела ниткой и иголкой и умела вышивать "столбики" на салфетках. Именно эти ее способности мы продемонстрировали на одном из занятий по ручному труду. Умужат сумела достоверно объяснить и показать на подготовленной рамке, как это лучше и красивее сделать. А когда на одном из вечеров-развлечений возможности девочки в работе с иголкой помогли всей командой пришить быстрее пуговицы на халат кукле, у Умужат проявились (и подтвердились при специальном изучении) качественно высокие показатели осознания собственной значимости. И это уже проявлялось в самых разных видах деятельности и межличностного общения: девочку стали чаще приглашать, да и она сама уже не боялась предлагать себя на ответственные, значимые роли в игре; она стала активнее на занятиях, демонстрировала направленность в общении, избегала конфликтных и негативных позиций во взаимодействиях со сверстниками.

Сравнивая отличия в знании норм нравственности, между девочками и мальчиками 6-7 лет достоверные отличия нами не обнаружены. У девочек величина данного показателя составляла 1,68 ± 0,07, а у мальчиков это величина немного ниже 1,62 ±0,07.

В группе девочек 7-8 лет наблюдалось повышение знания норм нравственности по сравнению с 6-7 летними почти на одну треть - 32,7% и составляла 2,23 ± 0,16 (Р 0,01). У мальчиков 7-8 лет также наблюдалось достоверное повышение знаний норм нравственности - на 22% и составляло 1,98 ± 0,11 (Р 0,02) в сравнении с детьми 6-7 лет.

Сравнивая данные по знанию норм нравственности у девочек и мальчиков 7-8 летнего возраста экспериментальной группы нами достоверно (Р 0,01) установлено, что эта величина у девочек на 13% выше, чем у мальчиков.

Девочки по своему предназначению, как будущие матери и хранительницы семейного очага, воспринимали нормы нравственности обязательно и ответственно. Способствовали этому и игры-занятия на бытовые темы в последовательном развитии сюжетов, раскрывающие уход за младенцем, занятия с ним при его взрослении. Кроме того, мы считаем, что в этом проявляется и психологически раннее взросление девочек. Именно поэтому мальчики и девочки с календарно -равными показателями развития могли демонстрировать столь различимую разницу в уровне знания предмета изучаемого показателя (табл. 7).

Результаты измерений личностных норм детей 6-8 лет представленные в таблице 8 и на рисунке 3 демонстрируют у девочек и мальчиков 6-7 летнего возраста незначительное отличие и составляют соответственно 1,61±0,08 и 1,58+0,07.

После проведенного эксперимента по интенсификации личностных норм у девочек 7-8 лет этот показатель повышается на 32% (Р 0,02) по сравнению с 6-7 летними девочками. У мальчиков 7-8 летнего возраста, также отмечается динамика роста достоверного повышения показателя на 25% (Р 0,05) в сравнивании с 6-7 летними мальчиками.

В ходе прослеживания динамики роста личностных норм нами отмечено достоверное повышение величины в экспериментальной группе девочек 7-8 лет в сравнении с 6-7 летними (Р 0,02). Здесь сказывалось ситуативное обращение к бытовым сюжетно-ролевым играм.

Дети экспериментальной группы демонстрировали высокие показатели в собственно-личностных данных. Это можно было отметить не только по результатам бесед с детьми и их родителями но, прежде всего, из наблюдений за детской игрой, продуктивными видами деятельности, учебной работой. Стремление детей лет выполнять игровые правила, оценивать достоверность отражения в игре норм социальной действительности другими детьми не могло не сказаться и на таком важном показателе, как личностные нормы. В сравнении с 6-7 летними детьми они уже вносили в игру совершенно конкретные поправки и коррективные замечания.

Дженнет Т. (7,5 лет): "Когда учитель ведет класс на экскурсию, она всегда напоминает как надо вести себя в троллейбусе. Уступи место бабушке, а потом можно помочь ей сойти по ступенькам".

Похожие диссертации на Формирование нравственно-этической позиции детей 6-8 лет : На материале Республики Дагестан