Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование музыкальной культуры учащихся младших классов в условиях школы-интерната Роздымаха, Анатолий Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Роздымаха, Анатолий Иванович. Формирование музыкальной культуры учащихся младших классов в условиях школы-интерната : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / НИИ худож. воспитания.- Москва, 1991.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-1/3564-7

Введение к работе

Актуальность проблемы. Исторический процесс развития учреждений интернатного типа основывается на преемственности многочисленных традиций, базирующихся на положительном предыдущем опыте. Однако на протяжении многих десятилетий имели место лишь частичные шаги в изменении сложившегося бедственного состояния интернатных учреждений. Ери укреплении базы данных учреждений, настоящего внимания х детям, к развитию их внутреннего мира не осуществлялось. Создавалось представление, будто в данной области никаких проблем не существует. А проблем оказалось" множество, и каждая - горящая, требующая немедленного решения. Лозунг "Все лучшее детям" в широкой практике оставался только лозунгом.

Решительное изменение состояния дел требует кардинальных пере- ] мен в учебно-воспитательной работе, где особое внимание следует уделить индивидуальной работе с детьми, практической организации содержательного интересного досуга, добиваться всеми способами раннего , выявления и развития дарований, создавать условия для реализации творческого потенциала личности. Следовательно, усилия коллективов интернатных учреждений должны быть направлены не только на то, чтобы дети были сыты, обуты и одеты, но и на решение вопросов, непосредственно связанных с миром духовных ценностей ребенка, его отношением к окружающей действительности, к людям, к самому себе.

В этом плане важную роль призван сыграть сравнительно недавно созданный Советский детский фонд имени В.И.Ленина - всесоюзной массовой организации, главными задачами которой являются: оказание всесторонней помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; повышение роли семьи в воспитательной работе; активное привлечение деятелей науки, культуры и искусства к нравственному и эстетическому воспитанию детей.

К особенностям школ-интернатов относится в первую очередь то, что в них осуществляется полный жизненный цикл ребенка: здесь он живет, учится и проводит часы досуга. Потому в школах-интернатах большое значение приобретает внеклассная работа, цели и задачи, организационные формы которой отличаются от целей и задач, организации внеклассной работы в общеобразовательной школе.

Теоретический анализ показал, что особенно явно пробел в научном зшшии ощущается в музыкальной педагогике, музыкальном воспитании учащихся школы-интергата, где проблема развития личности ребен-

ка , формирования его духовного мира средствами музыкального искусства специально не разрабатывалась в должной мере, а была отдана на откуп педагогам-практикам, которые либо механически переносили методику из обычных типов школ, либо осуществляли свою деятельность, исходя из своего опыта и эмпирического опыта коллег.

Исходной предпосылкой данного исследования явилось усиление внимания к роли искусства в жизни воспитанников, интерес педагогической науки к разработке путей формирования музыкальной культуры детей, необходимость рассмотрения этого процесса на научной основе. В настоящее время ясно обозначилось основное противоречие между постоянно возрастающими требованиями к музыкально-эстетическому воспитания детей, его роли в формировании активной, творческой личности и реальным состоянием музыкально-эстетического развития воспитанников, организации музыкального воспитания, направленного на решение узких задач, касающихся отдельных сторон музыкальной деятельности, а не на развитие музыкальной культуры воспитанников в целом. Следствием такого подхода, даже несмотря на успешную реализацию всего рационального в нем, является то, что музыкальное искусство все же остается более украшением жизни ребенка, более иллюстративным средством воспитания, когда учащиеся "притираются" к строго обозначенным, формализованным культурным нормам, но говорить о серьезных изменениях в духовном мире воспитанников в этом случае не приходится.

Без приобщения к народному музыкальному творчеству формирование музыкальной культуры невозможно. Именно народное музицирование, для которого характерны коллективность творческого процесса, импро-визационность, развитость вокального и инструментального исполнительства, широкая образность, запечатлевшая душу народа, его психологию, может и должно сыграть одну из ведущих ролей в формировании музыкальной и духовной культуры подрастающего поколения.

В данном исследовании занятия в кружке народных инструментов рассматриваются как возможность организации духовного общения детей на основе присущего музыке нравственно-эстетического содержания, в процессе которого при определенных условиях происходит присвоение духовных ценностей, расширяется жизненный и музыкальный кругозор детей, развивается их эмоциональная сфера. Главная задача занятий -компенсировать недостаточность общения, которого лишены большинство воспитанников, и которое с помощью приобщения к музыкальному искусству может.быть восполнено и протекать на содержательном уровне как сопереживание, сотворчество, соучастие в коллективе сверстников че-

рез постижение музыкальных образов в процессе совместной музыкальной деятельности.

Актуальность и неразработанность отмеченных выше вопросов как в теории, так и практике музыкального воспитания обусловили выбор темы диссертационного исследования: "Формирование музыкальной культуры учащихся младших классов в условиях школы-интерната".

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке путей формирования музыкальной культуры учащихся младших классов школы-интерната на основе их совместной музыкально-исполнительской деятельности. _

Объект исследования - учащиеся младших классов школы-интерната, занимающиеся в кружке народных инструментов.

Предмет исследования - процесс формирования музыкальной культуры младших воспитанников на занятиях в кружке народных инструментов в условиях школы-интерната.

Гипотеза исследования. Музыкальное воспитание учащихся младших классов школы-интерната станет значимым этапом в формировании их музыкальной культуры если:

занятия участников кружка народных инструментов рассматриваются как музыкально-творческая деятельность, направленная на превращение духовных ценностей, заложенных в содержании музыки, во внутренние установки личности;

в процессе музыкально-творческой деятельности воспитанников осуществляется единство трех взаимосвязанных компонентов: познавательного, эмоционального, коммуникативного;

при организации занятий в кружке народных инструментов учитываются психологические особенности учащихся младших классов, формирующиеся в связи со специфическими условиями школы-интерната;

способы и методы освоения музыкальных произведений выводятся из природа музыкального искусства, эстетическое восприятие музыки формируется путем включения детей в творческую деятельность композитора, исполнителя, слушателя, а само собственное детское исполнительство музыки выступает не как отдельный вид деятельности, а как категория, объединяющая, интегрирующая в себе разнообразные виды музыкальной деятельности.

Цель и гипотеза позволили определить конкретные задачи исследования:

- определить теоретические позиции, лежащие в основе процесса фор
мирования музыкальной культуры учащихся младших классов гаколи-интер-

разработать содержание и методику педагогической работы с детьми по формированию музыкальной культуры на занятиях кружка народных инструментов;

выявить и обосновать педагогические условия обеспечения эффективности формирования музыкальной культуры учащихся младших классов в условиях школы-интерната.

Методы исследования:

теоретический и методический анализ проблемы на основе изучения научной литературы по педагогике, психологии, эстетике, искусствознанию;

наблюдения за деятельностью учащихся младших классов на музыкальных занятиях во внеклассной работе;, анализ уроков, беседа, анкетирование, интервьюирование; анализ детских творческих работ;

проведение констатирующего, формирующего эксперимента и контрольного среза.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые музыкальная деятельность учащихся младших классов на занятиях крука народных инструментов, направленная на формирование их музыкальной культуры, является предметом специального теоретического исследования; определены структурные компоненты музыкальной культуры воспитанников в единстве ее трех взаимосвязанных сторон: познавательной, эмоциональной, коммуникативной; разработаны теоретические и методические позиции, лежащие в основе процесса приобщения младших школьников к музыкальному искусству на занятиях в кружке народных инструментов; теоретически обоснованы и разработаны пути формирования музыкальной культуры учащихся на основе их совместной музыкально-исполнительской деятельности; изучены психолого-педагогические факторы, влияющие на процесс формирования музыкальной культуры воспитанников; разработаны методы и приемы включения детей в творческую деятельность композитора, исполнителя, слушателя в процессе формирования эстетического восприятия музыки.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании и экспериментальном подтверждении разработанных путей формирования музыкальной культуры учащихся младших классов на занятиях кружка народных инструментов, что позволяет целенаправленно осущес твлять процесс музыкального воспитания детей. Методические рекомв* дации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при . составлении программ и методик преподавания музыкального искусств* во внеклассной работе как в условиях школы-интерната, так и в об*щ<

образовательной школе, других учреждениях культуры. Материалы исследования могут быть применены в курсе "Методика музыкального воспитания" для. студентов педагогических училищ, музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов.

Исследование проводилось в течение 1987-1990 гг. Его базой явились школы-интернаты №12 и №24 г.Москвы. Результаты исследования внедрены в школе-интернате PI2 г.Москвы, №1 и WZ г.Константинов-ки Донецкой области.

Апробация результатов исследования: основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории преподавания музыки в школе НИИ художественного воспитания АПН СССР /I9S7-I990 гг./; методологическом семинаре молодых ученых и аспирантов НИИ художественного воспитания АПН СССР /апрель 1990 г./; материалы диссертации отражены в курсе лекций по методике музыкального воспитания в Славянском государственном педагогическом институте; в публикациях по теме исследования.

Методологической основой исследования является разработанное. в вотетике положение о культуре как социально-прогрессивной деятельности человека во всех сферах бытия и сознания, основывающейся на диалектическом единстве процессов создания ценностей и освоения культурного наследия; положения педагогики и психологии о ведущей роли целенаправленного воздействия на ребенка со стороны взрослого и активной деятельности ребенка в процессе его приобщения к духовным богатствам общества.

На защиту выносятся следующие положения:

деятельность учащихся младших классов на занятиях кружка народных инструментов протекает как музыкально-творческая деятельность, направленная на превращение духовных ценностей, заложенных в содержании музыки, во внутренние установки личности;

в процессе музыкально-творческой деятельности воспитанников осуществляется единство трех взаимосвязанных компонентов: познавательного - познание музыкально-жизненных явлений через развертывание музыкальных образов в их структурно-логической организации и динамике развития; эмоционального - развитие эмоциональной стороны личности ребенка, именно эмоциям в процессе развития принадлежит роль регуляторов становления личности как целостного образования /Л.С.Вы- і готский/; коммуникативного - изучение языковых, выразительных средстз j музыкального искусства через его интонационную природу и на основе специфических закономерностей музыки;

- эстетическое восприятие' музыки осуществляется путем включения детей в творческую деятельность композитора, исполнителя, слушателя; детское исполнительство выступает как категория, объединяющая разнообразные виды музыкальной деятельности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Формирование музыкальной культуры учащихся младших классов в условиях школы-интерната