Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений Кукушкин Николай Владимирович

Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений
<
Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кукушкин Николай Владимирович. Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2004 194 c. РГБ ОД, 61:04-13/2774

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научные основы формирования толерантности 13

1.1. Теоретико-методологический анализ сущности и особенностей толерантности 13

1.2. Толерантное сознание как основа толерантности 31

1.3. Психолого-педагогические аспекты формирования толерантности 50

Выводы по первой главе 75

Глава 2. Обоснование, методика и результаты экспериментальной работы по формированию толерантности у студентов средних специальных учебных заведений 77

2.1. Описание констатирующего эксперимента 77

2.2. Научно-теоретическое обоснование педагогической системы формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений 94

2.3. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности педагогической системы формирования толерантности у студентов Борисоглебского техникума информатики и вычислительной техники 112

Выводы по второй главе 133

Заключение 136

Список использованной литературы 146

Введение к работе

Актуальность исследования. Отношение к окружающему миру — это, прежде всего, отношение человека к условиям его жизни, другим людям. Мир человеческого общения сложен и противоречив. Система поведения людей регулируется обычаями, нормами и традициями других культур. Многообразие различий: расовых, социальных, национальных, религиозных, профессиональных, возрастных — влияет на характер взаимоотношений и нередко приводит к непониманию, нетерпимости. Двадцатый и начало двадцать первого века — кульминационный период развития современной цивилизации, век великих научных открытий и свершений, и, вместе с тем, век самых разрушительных войн, революций и катастроф. Переживая глубокие социальные и геополитические трансформации после окончания холодной войны и распада коммунистического блока, мы нуждается в более адекватном осознании возможностей и опасностей существующей ситуации. Поэтому, с одной стороны, выживание человечества требует толерантности в отношениях между государствами, народами, людьми, а с другой — реально существующие государственные, национальные, частные интересы приводят к противоречиям и конфликтам.

Исследования культурных универсалий толерантного бытия человечества приобретают всеобщий, глобально-аксиологический масштаб. Человечество поставлено в ситуацию, когда проблема толерантности должна стать не абстрактным идеалом философских и педагогических гипотез, а реальным фактом жизнедеятельности всех систем.

Опасные для существования человечества явления современного мира: бесконечные войны и конфликты, обретающие все более жестокие и бескомпромиссные формы; уже окрещенный «чумой XXI столетия» терроризм; распространение в обществе всевозможных фобий и подверженность сознания каждого отдельного индивидуума вредным стереотипам — вы звали к жизни понятие толерантности. С материализацией идей толерантности связывают надежды на выживание человечества в наступившем столетии.

Об актуальности проблемы формирования толерантности у молодежи говорит постановление Правительства Российской Федерации «О формировании установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» и новая Концепция воспитания. Также об актуальности проблемы говорит тот факт, что одним из первых документов, который подписал Президент РФ В.В.Путин 25 августа 2001 года № 629 была Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы.

В направлении раскрытия сущности толерантности под эгидой и активной поддержке ЮНЕСКО ведется большая работа зарубежными учеными (Р. Челикани, С. Мендус и др.).

Постоянно возрастает интерес к проблеме и растет число исследований отечественных ученых (А.Г. Асмолов, П.К. Гречко, Н.С. Кирабаева, Г.У. Солдатова, В.М. Найдыш и др.)

Разработкой методических программ формирования у подростков толерантного сознания занимаются В.В. Глебкин, Г.У. Солдатова, Бетти Э. Риэрдон и другие. Данная проблема нашла отражение в работах P.P. Вавиловой, Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, М.П. Мчедло-ва, Л.В. Скворцова, В.А. Тишкова, В.В. Шалина и др.

Важность этой проблемы заключается и в том, что именно в подростковом и юношеском возрасте, когда происходит становление личности, так важно правильно сформировать или скорректировать жизненную позицию будущего гражданина. Эта не только педагогическая, но и философская проблема. Она рассматривается в трудах Н.А. Бердяева, И. Канта, А.П. Куницина, Дж. Локка, К. Помпера, Ж.-Ж. Руссо, В. Соловьева, и др.

Несмотря на наличие большого количества работ, посвященных различным аспектам, связанным с формированием толерантности, проблемы толерантности и межкультурного взаимодействия представляют собой неисчерпаемое поле для исследований, актуальность и практическая значимость которых резко возросли в связи с глобализацией процессов, происходящих в экономической, социальной, политической сферах, стремлением человечества к созданию общепланетарной цивилизации и ростом региональных и локальных конфликтов на этно-конфессиональной почве.

Актуальность предпринятого исследования определяется также тем, что проблема формирования толерантности слабо разработана для подросткового и юношеского возраста, для учащейся молодежи от 15 до 20 лет, обучающейся в средних специальных учебных заведениях.

В связи с вышеизложенным необходимо разрешение противоречия между необходимостью целенаправленного и эффективного формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методологических и организационно-методических основ осуществления этого процесса, с другой стороны. Исходя из выявленного противоречия нами была определена проблема исследования: каковы методологические и организационно-методические основы формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений? В рамках указанной проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений».

Цель исследования: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация педагогической системы формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений.

Объект исследования — педагогический процесс в среднем специальном учебном заведении.

Предмет исследования — педагогическая система формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений.

Гипотеза исследования: формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений будет более эффективным, если:

— рассматривать толерантность как качество личности, базирующееся на совокупности философских, социологических и психолого-педагогических характеристик, раскрывающих его научные основы;

— ориентировать образовательный процесс современного ССУЗа на формирование у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, повышение уровня толерантности на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, содействия адаптации студентов в сложных социально-экономических условиях в ситуации существования полиэтнического и поликуртурного социума;

— осуществлять его в рамках педагогической системы, включающей в себя совокупность целевого (цели и задачи педагогической системы), организационного (формы деятельности, методы и средства, используемы в процессе формирования толерантности), диагностического (диагностический комплекс, необходимый для отслеживания эффективности системы формирования толерантности) и результативного (характеристика результатов применения педагогической системы) компонентов.

Исходя из предмета исследования, для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены задачи исследования.

1. Провести в контексте личностного развития учащихся средних специальных учебных заведений междисциплинарное исследование и уточнение сущности понятия «толерантность» через коррелирующие с ним понятия «сознание», «отражение», «общение», «идеальное», «толерантное сознание», «установки толерантного сознания», «толерантное поведение».

2. Выявить и проанализировать пути формирования толерантности в условиях современной системы образования.

3. Спроектировать авторскую педагогическую систему формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений, разработать и экспериментально апробировать механизм ее реализации, органично включенный в образовательный процесс учебного заведения.

Теоретико-методологической основой исследования явились: теория деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); постулаты гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, В. Франкл) и педагогики, реализующиеся в личностно ориентированном подходе к организации педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); теория отражения (В.И. Ленин, Л. Фейербах, Г. Гегель); философские, психологические и социологические теории сознания (Е.П. Велихов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.К. Мамардашви-ли, С.Л. Рубинштейн, Ю. Шрейдер и др.); психолого-педагогические основы общения (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, В.М. Соковнин, Д.Б. Эльконин и др.); теории общения школьников различных возрастных групп (Л.П. Буева, Х.И. Лийметс, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина и др.).

Методы исследования определялись целями и задачами исследования. Применялись следующие методы: теоретико-методологический анализ литературных источников; проектирование и моделирование системы и процессов; изучение массового и инновационного педагогического опыта; эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, собеседование); праксиометрические методы (оценка результатов деятельности); педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования — Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники.

Исследование осуществлялось в три этапа:

4. На первом, аналитико-поисковом этапе (1998-1999 гг.), осуществлялся анализ психолого-педагогической, философской, культурологической, социологической литературы по проблеме исследования, изучалась практика формирования толерантности у учащихся различных типов и видов образовательных учреждений, условия и средства формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений, разрабатывалась модель педагогической системы формирования толерантности.

5. На втором, опытно-экспериментальном этапе (1999-2004 гг.), разрабатывался механизм реализации педагогической системы формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений, осуществлялся формирующий эксперимент по проверке эффективности разработанной педагогической системы, апробация результатов исследования в практике работы образовательных учреждений.

6. На третьем, завершающем этапе (2004 г.), происходило обобщение и систематизация результатов исследования, уточнение теоретических выводов, корректировка механизма реализации педагогической системы формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений, внедрение результатов работы в практику образовательных учреждений.

Научная новизна результатов исследования заключается в выделении совокупности положений, раскрывающих сущность и особенности толерантности; научном обосновании, разработке и апробации в реальной практике авторской педагогической системы формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений, включающей в себя совокупность целевого (цели и задачи педагогической системы), субъектного (субъекты процесса формирования толерантности), организационного (формы деятельности, методы и средства, используемые в процессе формирования толерантности), диагностического (диагностический комплекс, необходимый для отслеживания эффективности системы формирования толерантности) и результативного (характеристика результатов применения педагогической системы) компонентов; разработке диагностического инструментария, позволяющего определить сформированность толерантности на основе показателей поведенческих признаков студентов, проявляющихся в реальном образовательном процессе среднего специального учебного заведения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: результаты исследования расширяют научные представления о сущности толерантности; постановка и решение задачи формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений способствует теоретическому осмыслению и повышению эффективности педагогического процесса; разработанная авторская педагогическая система формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений и адекватный механизм ее реализации в образовательном процессе ССУЗа способствуют реализации идей личностно ориентированной педагогики; полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы в разработке воспитательных систем в различных типах образовательных учреждений.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях; в разработке механизма реализации авторской педагогической системы формирования толерантности у студентов, адаптированного к реальному процессу ССУЗа; в описании диагностического комплекса (построенного на основе авторских и адаптированных методик) по определению сформированности толерантности, который может быть использован в широкой образовательной практике. Выводы и материалы диссертационного исследования могут быть использованы при проектировании и организации образовательного про цесса не только средних специальных учебных заведений, но и в других типах образовательных учреждений; при обосновании программ индивидуального развития учащихся; в системе повышения квалификации педагогических работников.

Достоверность и обоснованность обеспечена: четким выбором фундаментальных методологических позиций; непротиворечивостью исходных теоретических положений и понятийно-категориального аппарата исследования; целостностью рассмотрения предмета исследования; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; использованием методов математической статистики, подтверждающих эффективность осуществленной экспериментальной работы.

На защиту выносятся.

1. Теоретико-методологическое обоснование сущности формирования толерантности, понимаемой автором как качество личности, проявляющееся в способности сосуществовать с другими людьми на основе уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

2. Авторская модель педагогической системы формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений, включающая в себя целевой (цели и задачи педагогической системы), субъектный (субъекты процесса формирования толерантности), организационный (формы деятельности, осуществляемой как внутри учебного заведения, так и вне его, методы и средства, используемы в процессе формирования толерантности), диагностический (диагностический комплекс, необходимый для отслеживания эффективности системы формирования толерантности) и результативный (характеристика результатов применения педагогической системы, т.е. повышение уровня сформированности толерантности у студентов) компоненты.

3. Механизм реализации педагогической системы формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений, включающий в себя административное руководство педагогической системой; деятельность основных управленческих структур, задействованных в реализации системы; формы, методы и средства работы с субъектами, включенными в работу по поэтапному улучшению показателей поведенческих признаков, характеризующих сформированность толерантности у студентов ССУЗа; психолого-педагогическое внешнее и внутреннее взаимодействие со студентами в рамках педагогической системы; коррекционные мероприятия по работе со студентами, имеющими проблемы в аспекте толерантности.

Апробация и внедрение результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, осуществлялись в процессе выступлений с докладами: на региональных научно-практических конференциях «Становление творческой личности в условиях развивающей среды» (г. Балашов, 2002, 2003, 2004 гг.); педагогических советах ССУЗов, школ г. Борисоглебска (2001-2004 гг.); заседании методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин г. Борисоглебска и Воронежской области; областном семинаре зам. директоров ССУЗов по воспитательной работе; заседаниях кафедры педагогики Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Борисоглебского государственного педагогического института.

Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в качестве заместителя директора по воспитательной работе Борисоглебского техникума информатики и вычислительного техники.

Результаты исследования используются в практике работы различных типов образовательных учреждений: Борисоглебского техникума информатики и вычислительной техники; Борисоглебского медицинского училища; Борисоглебского сельскохозяйственного техникума; Борисоглебского музыкального училища; Борисоглебского дорожного техникума; Борисоглебского педагогического училища; Борисоглебского государственного педагогического института; средних школ г. Борисоглебск; Бала-шовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского; МОУ — Гуманитарно-педагогический лицей-интернат г. Балашова.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы составляет 194 страницы машинописного текста, содержащего 6 таблиц, 7 схем, 6 диаграмм, список литературы из 173 наименований, 7 приложений.

Теоретико-методологический анализ сущности и особенностей толерантности

Опасные для существования человечества явления современного мира: бесконечные войны и конфликты, обретающие все более жестокие и бескомпромиссные формы; уже окрещенный «чумой XXI столетия» терроризм; распространение в обществе всевозможных фобий и подверженность сознания каждого отдельного индивидуума вредным стереотипам — вызвали к жизни понятие толерантности. С материализацией идей толерантности связывают, ни много, ни мало, надежды на выживание человечества в наступившем столетии.

Понятие «толерантность» происходит от латинского tolerantia — терпимость, устойчивость, допуск. Понятие толерантности не однозначно в разных культурах и зависит от исторического опыта народов. А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова и Л.А. Шайгерова исследовали смыслы понятия «толерантность» [16, С.8]. В английском языке оксфордский словарь определяет толерантность как «готовность и способность принимать без протеста или вмешательства личность или вещь». В англо-русском психологическом словаре перевод английского слова tolerance означает «приобретенную устойчивость, предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту, устойчивость к поведенческим отношениям». В персидском — «терпение, выносливость, готовность к примирению». В арабском языке — «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, ... расположение к другим», во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать проявлять великодушие в отношении других».

Для российской педагогической практики понятие «толерантность» достаточно новое, хотя благодаря усилиям ЮНЕСКО оно уже почти два десятилетия является международно-признанным термином. В русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость [16, С.8]. Советский энциклопедический словарь дает одно из определений как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [151]. СИ. Ожегов дает следующее определение терпимости: «Терпимое отношение к кому-чему-нибудь, к чужим мнениям» [129]. Толерантность является признаком ума и выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям [10]. Толерантность (или в более привычном русском значении «терпимость») это не одно и то же, что терпение или терпеливость. Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость — это свойство открытости и свободного мышления. Это — личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

Как подчеркивает А.Г. Асмолов [126], термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение.

Проблема толерантности одна из актуальнейших проблем современной политики мира, которая имеет не только социально-идеологический, фило-софско-праксиологический, но и духовно-антропологический, общепедагогический аспект. Толерантность — способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения; это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Как установка, толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.

Сложность и противоречивость проблемы толерантности объясняется в зависимости от нашего понимания.

В.А. Лекторский выделяет четыре понятия толерантности [100, С. 14-18]: 1) как безразличие; 2) как невозможность взаимопонимания; 3) как снисхождение к слабостям других; 4) как расширение собственного опыта и критический диалог. В.А. Лекторский считает четвертое понимание единственно плодотворным в современных условиях. Данное понимание толерантности демонстрирует, что существует не только соревнование разных культур и ценностных систем, философских взглядов, в ходе которого они пытаются показать свои преимущества и, если не могут этого сделать, сходят со «сцены». На деле каждая культура или ценностная, познавательная система не только вступает в борьбу с другой системой, но и пытается учитывать опыт другой системы, расширяя тем самым свой собственный. Такое понимание толерантности является весьма значимым.

P.P. Валитова рассматривает толерантность как «моральную добродетель личности, характеризующую ее отношение к Другому, как свободной, равнодостойной личности, которое состоит в добровольном и сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного его определенными свойствами как внешними (расовые, национальные особенности), так и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения), в настроенности на диалог и понимание Другого, отказе от привилегии первого лица, признании и уважении его права на отличие» [45].

В.М. Золотухин [72, С.7-10] глубже раскрывает понятие и рассматривает две концепции терпимости: христианскую и гражданскую, которые представляют собой два типа мировоззренческого сознания, способствующих достижению наиболее оптимальных механизмов взаимодействия человека и общества. В основе христианской концепции находится смирение перед божественным Провидением и иррациональное чувство примирения посредством ухода от возникающих в обществе проблем. Светская концепция включает в себя поиск компромиссных решений для самосохранения человека и общества в целом на «основании кантовского нравственного императива». Несмотря на различие, общим в этих двух концепциях является то, что «терпимость» способствует воспитанию индивидуальной ответственности и соответственности за свое индивидуальное предназначение и включает в себя взаимную солидарную ответственность за судьбу мирового сообщества в целом [72, С.7-10].

Толерантное сознание как основа толерантности

В условиях современной социокультурной ситуации проблема формирования толерантности, приоритетная для мирового сообщества, осознается одной из наиболее актуальных и в педагогической теории и практике, так как толерантность определяет устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, является основой гражданского согласия в демократическом государстве. В основе толерантности как качества личности лежит толерантное сознание. Об актуальности проблемы формирования толерантного сознания у молодежи говорит постановление Правительства Российской Федерации «О формировании установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» и новая Концепция воспитания. Также об актуальности проблемы говорит тот факт, что одним из первых документов, который подписал Президент РФ В.В. Путин 25 августа 2001 года № 629, была Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы.

Для рассмотрения сущности научной категории «толерантное сознание» необходимо соотнести его с понятием «сознание», а также с коррелирующими с ним понятиями.

В силу своей сложности и многогранности понятие «сознание» является объектом изучения для целого комплекса наук — философии и психологии, педагогики, физиологии, социологии. Сознание является специфическим (невидимым, неосязаемым, невесомым) и сверхсложным объектом научного исследования.

Сознание — это человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности [130, С. 742]. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. В силу сложности феномена сознания каждая из комплекса изучающих его наук вносит определенную специфику в свой подход к определению сознания.

Как указывает А.Г. Спиркин [153, С. 129], в философии при материалистическом решении ее основного вопроса сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, как субъективная реальность в противоположность объективной, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним. В более узком смысле под сознанием имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности.

При социологическом подходе сознание рассматривается как духовная жизнь общества в совокупности всех ее форм.

В психологии сознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т.е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире.

Поскольку предмет сознания — не только внешний мир, но и сам субъект — носитель сознания, постольку одним из существенных моментов сознания является самосознание.

Рассмотрим более подробно указанные подходы. Русский философ И.А. Ильин подчеркивает, что важнейшим предназначением философии является исследование духа и духовности. В противном случае она станет, по его словам, «мертвым ненужным» грузом в культуре общества [77, С. 39-282, 369-376; 75, С. 381-560.]. Н.А. Бердяев также считал, что философия есть не что иное, как наука о духе [23].

Понятие сознания является одним из самых древних и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способность человека отражать в своей голове как окружающий мир, так и самого себя в нем. Сознание есть исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека.

С точки зрения философского идеализма («линия Платона»), сознание (дух) есть некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всех вещей и процессов. Дух первичен, — так утверждает философский идеализм. Напротив, философский материализм («линия Демокрита») и естественные науки исходят из тезиса о том, что сознание не есть дар Бога или каких-нибудь иных сверхъестественных сил. Оно явилось совершенно закономерным следствием эволюции, постоянного усложнения материального мира, совершенствования живой природы. Сознание вторично, — так утверждают сторонники «линии Демокрита».

Для решения вопроса о сущности сознания естественнонаучная философия ввела в оборот понятие отражения. Оно позволяет объяснить, как материя неощущающая и неодушевленная (бездуховная) стала со временем материей ощущающей и одушевленной (одухотворенной). Понятие отражения есть ключ к решению проблемы происхождения сознания и раскрытия его сущности и содержания, форм проявления и функций.

Диалектико-материалистическое понимание отражения основывается на ленинском положении, высказанном в 1908 г., о том, что «вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения» [101, С. 91.].

Остановимся на сущности понятия «отражение», поскольку в отечественной философской литературе имеются различные точки зрения по этому вопросу (работы Б.В. Ахлибининского, Н.И. Жукова, Н.В. Медведева, И.Б. Новикова, В.В. Орлова, Л.И. Пахаря, Г.В. Пугача, С.Н. Смирнова, Б.С. Укра-инцева, А.Д. Урсула, B.C. Тюхтина и др.) [17; 55; 68; 132; 159; 161; 164].

Отражение — это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить (копировать) в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии). Отражение есть воспроизведение в себе других предметов. Оно проявляется только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия друг на друга) предметов. По мере эволюции материального мира возник целый спектр форм отражения, которые различаются по своему носителю, степени сложности и специфическим особенностям [134].

Научно-теоретическое обоснование педагогической системы формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений

Для обоснования педагогической системы формирования толерантности у студентов среднего специального учебного заведения был проведен моделирующий эксперимент, в ходе которого решались следующие задачи: 1) определение подходов к построению системы формирования толерантности студентов средних специальных учебных заведений; 2) выделение компонентов модели системы формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений; 3) рассмотрение взаимосвязи компонентов системы формирования толерантности у студентов среднего специального учебного заведения.

Изучение психолого-педагогической литературы позволяет наметить ряд подходов к построению модели системы формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений [2; 6; 22; 24; 49; 52; 79; 113; 128; 135; 148 и др.]. Наиболее значимыми для нашего исследования являются личностно-деятельностный, культурологический и системно-целостный.

Рассмотрим в первую очередь личностно-деятельностный подход. Проблема формирования личности традиционна для педагогики. Ее значение особенно остро выявилось с распространением всеобщего обучения и превращения общеобразовательной школы в массовую (19 в.). Значительное внимание этой проблеме уделяли теоретики американской «всеохватывающей» школы (Хорас Манн, Джон Дьюи и др.).

В конце 19 в. в Германии оформилось течение «педагогика личности», провозгласившее целью воспитания развитие суверенного индивида и рассматривавшее деятельность педагога как искусство художника.

Современное понимание личностного (или личностно-центрированного) подхода определили в 60-е годы представители направления гуманистической психологии К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, В. Франкль, которые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «Я» каждого ребенка.

Идея личностного подхода разрабатывалась с начала 80-х гг. в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса такими отечественными учеными как К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлова и др. Однако личностный подход еще не стал доминирующим в образовательном процессе.

В настоящее время под личностным подходом понимается последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия [113].

Рассмотрим теперь деятелъностный подход. Для уяснения его сущности необходимо раскрыть понятие «деятельность», которая есть специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.

В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт.

Структура деятельности, осуществляемой субъектом, может быть представлена такими компонентами как: цель, средство, процесс преобразования, результат преобразования.

Деятелъностный подход в педагогике представляет собой такую стратегию, согласно которой педагог должен учитывать характерные особенности того вида деятельности, который он организует с учащимися и на основе которой осуществляется их обучение, воспитание и развитие.

Это может быть учебная или трудовая деятельность, репродуктивная или творческая, теоретическая или практическая, и в зависимости от вида деятельности с учетом ее целей, содержания, формы организации, методов, средств, условий меняется сама методика и технология учебно-воспитательного процесса. То есть специфика организационной деятельности учащихся предъявляет вполне определенные требования к педагогической деятельности учителя.

Чаще всего в реальной педагогической практике опираются не просто на личностный или деятельностный подходы, а на личностно-деятельностный подход как методологический общепедагогический принцип.

К.А. Абульханова-Славская, рассматривая механизмы становления личности в процессе деятельности и общения, подчеркивает, что становление личности субъектом деятельности происходит как в процессе овладения ею общественно-историческими формами деятельности, так и в организации своей активности. «Организация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психологические качества, необходимые для ее осуществления» [4].

Субъект с учетом своих индивидуальных особенностей (возможностей и недостатков) согласует систему своих личностных качеств (чувств, мотивации, воли) с системой объективных условий и требований решаемой задачи. Таким образом, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, позицию субъекта можно рассматривать как комплексную характеристику психологических режимов деятельности в соответствии со способностями, состояниями, отношением субъекта к задаче, с одной стороны, его стратегией и тактикой — с другой, объективной динамикой деятельности (ее событиями и фрагментами) — с третьей [4, С. 158].

А.И. Пригожий [135; 136] отмечает, что главная характеристика субъекта — это его деятельностное самосознание, т.е. понимание своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно принимаемой основы собственного существования. Автор представляет субъектность как единство целеполагания и целеосуществления в одном лице. Субъект есть деятель, способный к выбору типа деятельности, конкретной роли для себя среди других субъектов, к выработке собственных целей и средств их достижения. Его отличает уверенность, т.е. возможность и желание самому определять свою судьбу, образ жизни, саморазвиваться.

Таким образом, личностно-деятельностный подход к формированию толерантности у студентов средних специальных учебных заведений предполагает, что в образовательном процессе учебного заведения формируется дея-тельностное толерантное самосознание студентов, понимание своей личной толерантности как субъективно возможной и общественно принимаемой основы собственного существования на основе их включения в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности, взаимодействие с различными структурами социокультурного пространства региона.

Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности педагогической системы формирования толерантности у студентов Борисоглебского техникума информатики и вычислительной техники

На основании теоретико-методологического исследования, проведенного в первой главе, а также данных, полученных в ходе констатирующего и моделирующего экспериментов, в предыдущем параграфе нами была обоснована педагогическая система формирования толерантности у студентов средних специальных учебных заведений. На ее основе осуществлялся формирующий эксперимент, проводимый в Борисоглебском техникуме информатики и вычислительной техники (БТИВТ), где автор исследования работает заместителем директора по воспитательной работе. В формирующем эксперименте участвовали также и другие средние специальные учебные заведения г. Борисоглебск Воронежской области.

Формирующий эксперимент проводился 5 лет — с 1999 по 2004 гг. При организации опытно-экспериментальной работы мы ориентировались на ряд общепедагогических положений, соблюдение которых является обязательным психолого-педагогическим условием проведения формирующего эксперимента и определяет его эффективность:

1) проведение всей опытной работы в условиях реального образовательного процесса в ССУЗе;

2) органичное включение разработанной педагогической системы в содержание и структуру образовательного процесса;

3) создание в образовательном процессе ССУЗа атмосферы доверия и сотрудничества, способствующей взаимораскрытию «Я» педагогов и студентов.

В формирующем эксперименте, который осуществлялся в 5 этапов, участвовали преподаватели, студенты и их родители Борисоглебского техникума информатики и вычислительной техники, Борисоглебского медицинского училища. Подбор участников был не случайным, а в соответствии с планами воспитательной работы.

Охарактеризуем основные задачи работы на каждом этапе.

I этап (организационно-подготовительный) — 1999-2000 учебный год: выявление психологического климата, выявление психо лого-педагогической компетентности, выявление уровня сформированности толерантности у преподавателей, студентов и родителей, создание благоприятного психологического климата, создание эмоциональной комфортности.

II этап (информационного обеспечения) — 2000-2001 учебный год: повышение психолого-педагогической культуры преподавателей по вопросам толерантности, информирование преподавателей по вопросам формирования толерантности студентов в образовательный процессе, во внеклассной деятельности, через работу с родителями.

III этап (формирования субъект-субъектных отношений) — 2001-2002 учебный год: совершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного взаимодействия, формирование знаний и умений культуры толерантного общения и взаимодействия (по направлениям учитель-ученик, ученик-ученик, родитель-ученик), осуществление промежуточного мониторинга уровня сформированности толерантности.

IV этап (формирования навыков толерантного взаимодействия) — 2002-2003 учебный год: дальнейшее формирование толерантного сознания, толерантного отношения, совершенствование навыков толерантного общения, развитие толерантных умений, навыков (в учебно-воспитательном процессе, во внеклассной деятельности, в работе с родителями).

V этап (заключительно-результативный) — 2003-2004 учебный год: осуществление мониторинга сформированности толерантности у студентов, определение путей личностных затруднений, составление их социально психологического портрета. На первом этапе формирующего эксперимента особое внимание уделялось созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Это достигалось: 1) посредством проведения анкетных исследований (см. приложение 7), 2) обучения классных руководителей через семинарские занятия; 3) разработку классных часов по проблемам толерантности; 4) налаживание межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе с помощью психологической службы.

Большое внимание уделялось адаптации студентов к новым условиям, развитию у них, их родителей и преподавателей таких качеств как коммуникативная толерантность, эмоциональная комфортность, эмпатические способности и др.

На этом же этапе осуществлялось теоретическая и практическая подготовка преподавателей к введению в педагогический процесс техникума цикла психологических тренингов и деловых игр, были подключены преподаватели предметов социально-гуманитарного цикла. Все участники эксперимента определяли отношение к социуму. С этой целью были приглашены психологи из Борисоглебского государственного педагогического института и Центра социальной адаптации молодежи, которые провели для педагогических работников техникума серию обучающих семинаров, педагоги, в свою очередь, проводили лекции, беседы, дискуссии, практикумы.

На третьем этапе формирующего эксперимента большое значение в формировании толерантности у студентов являлось их участие в факультативе «Толерантное общение как норма жизни» (см. приложение 2).

Задача факультатива: повышение информированности по вопросу толерантности и формирование культуры взаимоотношений. Факультатив проводился для студентов 1-х курсов и 2-х курсов (ускоренный курс обучения) по 20 часов. В рамках факультатива «Толерантное общение как норма жизни» студенты писали творческие работы по следующей тематике: — Что такое толерантность? — Как я представляю себе толерантные отношения? — Как бы я предотвратил войны? — Кого из моих друзей я могу назвать толерантным? Также на этом этапе проводился тренинг «Толерантное общение» (см. приложение 3). Он рассчитан на пять занятий с продолжительностью каждого занятия 1 час 30 минут. Количество участников 12-15 человек.

Похожие диссертации на Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений