Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования Матаев Василий Владимирович

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования
<
Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матаев Василий Владимирович. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Матаев Василий Владимирович; [Место защиты: Волгогр. гос. пед. ун-т].- Волгоград, 2008.- 243 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/599

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования ценностного отношения старшеклассников к культурному наследию родного края 14

1.1. Проблема культурного наследия в научной литературе 14

1.2 Сущностные характеристики ценностного отношения к культурному наследию 32

1.3. Обоснование модели процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию 54

Выводы по главе 1 76

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования 80

2.1. Диагностика состояния школьной практики формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края 80

2.2. Реализация модели процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края 114

2.3. Динамика формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края 136

Выводы по главеII 159

Заключение 163

Литература 167

Приложение 187

Введение к работе

Актуальность исследования. В начале третьего тысячелетия в современной России наблюдается трансформация общественного сознания, основанная на более осознанном отношении к культурному наследию как фактору государственной стабильности и развития. Неотъемлемой частью нового мышления становится концепция сохранения культурного наследия как главного основания для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

Политика возрождения высочайшего потенциала культурного наследия России концептуально отражена в «Петербургской стратегии сохранения культурного наследия» и определяется формулой «сохранение через развитие, развитие через сохранение», где регулирующая функция возлагается на новое поколение страны. Важнейшая роль в сохранении и развитии культурного наследия отводится системе образования, поскольку именно образование обладает возможностью сформировать гармоничную личность, способную подходить к проблеме культурного наследия как ценности. Ведущие идеи сохранения культурного наследия, сформулированные в данном документе, могут быть приняты к рассмотрению в любом регионе России.

Сензитивным периодом для формирования ценностного отношения к культурному наследию является старший школьный возраст в силу присущего ему ценностного самоопределения. Психологические возможности данного возраста позволяют старшекласснику сделать осознанный выбор своей жизненной позиции. Школьник не только осваивает материал, но и формирует отношение к изучаемому, определяет свою позицию относительно изучаемых проблем.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что проблема формирования ценностного отношения к культурному наследию лишь опосредованно представлена в нормативных образовательных документах. Применяемые в массовой практике учебно-методические комплексы недостаточно ориентированы на формирование обозначенного личностного образования. Наиболее используемые в школе дидактические средства направлены прежде всего на стимулирование познавательной активности старшеклассников. Важным момен-

том явилось выяснение понимания учителями понятия «культурное наследие». 67% учителей связали их с понятиями «культурные традиции», «искусство», «вера», «фольклор», «религиозные традиции»; 18% — с понятиями «обычаи», «театры и музеи», «менталитет»; 11% — в той или иной форме указали на различные аспекты трансляции культурного наследия; 4% учителей не дали ответ на этот вопрос.

Культурное наследие рассматривалось в контексте научных направлений теории культуры (философия культуры, культурная антропология, история " культуры и социальная культурология) с точки зрения его структуры, функций, значения для жизни. В исследованиях А. Бастиана, Дж. Фрезера, Дж. Мак-Ленона, Л. Г. Моргана, Ю. Липперта, Э. Б. Тайлора культура определяется как «социальное наследие» во взаимосвязи исторических достижений человеческой общественной жизни, передаваемой в форме традиций, или наследия. Ф. Боас, Р. Г. Лоуи, Б. К. Малиновский и Р. Б. Диксон рассматривают культурное наследие как совокупность материальных артефактов, а также нематериальных идей, институтов, обычаев и идеалов. Э. А. Баллер четко фиксирует понятие культурного наследия как совокупность культурных ценностей.

Отдельные идеи ценности культурного наследия рассматривались в контексте формирования ценностного отношения к традициям, толерантности (И.В. Крутова, Т.В. Логачева). Рассмотрением закономерностей развития личности и способов ее саморазвития, самоопределения и самореализации в условиях учреждений дополнительного образования занимались А. М. Саранов, Г.И. Гузева и др. Проблемы, связанные со спецификой формирования у старшеклассников ценностных отношений и ориентации, исследовались А.В. Кирьяковой, Л. П. Разбегаевой, Е. Н. Шияновым и др.

Кроме теоретических, сформировались практические предпосылки, способствующие формированию у школьников ценностного отношения к культурному наследию. Согласно правительственному постановлению РФ о сохранении культурного наследия, важнейшая роль в усилении воспитательной и просвети-

тельской работы отводится общеобразовательной школе и учреждениям дополнительного образования детей.

Вместе с тем на сегодняшний день нет исследований, специально посвященных формированию у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования. Вследствие этого нами выделены противоречия между:

необходимостью осознания культурного наследия как ценности и недостаточной ориентацией современного образования на формирование ценностного отношения к культурному наследию родного края;

потенциалом системы школьного гуманитарного и дополнительного образования и отсутствием механизма формирования у учащихся ценностного отношения к культурному наследию родного края;

актуализацией потребностей старшеклассников в ценностном самоопределении и недостаточной подготовленностью учителей к созданию соответствующих условий в ходе обучения в школе и учреждениях дополнительного образования.

Проблема исследования заключается в необходимости обоснования процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края.

Актуальность проблемы формирования у школьников ценностного отношения к культурному наследию определила выбор темы исследования — «Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования».

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования — формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования.

Цель исследования — обосновать процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования будет более эффективным, если:

ценностное отношение к культурному наследию родного края будет рассматриваться как критическое использование личностью совокупности культурных ценностей в соответствии с задачами современного социума; основой формирования ценностного отношения к культурному наследию будет являться уровневая модель, представляющая последовательный переход от редукциони-сткого уровня через структурно-логический к аддитивистскому уровню;

формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края будет рассматриваться как поэтапный процесс, в котором наиболее полно реализуются возможности дополнительного образования и учитывается специфика присвоения личностью ценности культурного наследия;

в системе средств формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования на всех этапах процесса приоритетными будут проблемные личност-но значимые ситуации, включающие ценностную проблему и аспектные задачи ценностного характера.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

  1. Определить сущностные характеристики ценностного отношения к культурному наследию родного края.

  2. Обосновать модель процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования.

3. Разработать и экспериментально проверить систему педагогических средств формирования данного личностного образования у старшеклассников в условиях дополнительного образования.

Методологическую основу исследования составили:

идеи аксиологического подхода (Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, О.Г. Дробницкий, В. М. Розин, Л. Н. Столович, В. Франкл), ориентирующие на формирование ценностного сознания личности;

идеи ценностного подхода в образовании (А.В. Кирьякова, Л.П. Разбегаева), ориентированные на выявление своеобразия ценностей национальной культуры;

идеи теории диалога (М. М. Бахтин, В. С. Библер, М. Бубер, С. Ю. Курганов), реализация которых способствует формированию субъект-субъектного характера взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса, обеспечивает их ценностно-смысловое равенство;

концептуальные идеи целостного подхода в образовании (В. С. Ильин, A.M. Саранов, Н. К. Сергеев, Н. М. Борытко), проявляющиеся в организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с последовательностью его этапов и целеполагания;

— идеи культурологического подхода к содержанию образования
(Е.В. Бондаревская), ориентирующие содержание учебно-воспитательного про
цесса на национальные традиции народа и его культуру;

идеи личностью ориентированного подхода в образовании (В. В. Сериков, Е.А. Крюкова), которые обеспечивают признание личности старшеклассника высшей социальной ценностью;

деятельностный подход к обучению старшеклассников (Д. А. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев), предполагающий свободный выбор, оценку и реконструкцию тех видов деятельности, которые адекватны природе личности, удовлетворяют ее потребности в саморазвитии и самореализации.

В исследовании использовалась система следующих методов:

теоретические — сравнительный анализ научной литературы по проблеме исследования, моделирование;

эмпирические — диагностические (анкетирование, тестирование, беседы с учащимися и учителями), обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития), формирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы: методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; оптимальной количественной базой формирующего эксперимента; применением адекватных методов исследования и обработки полученных в ходе эксперимента данных.

Научная новизна результатов исследования:

впервые выявлены сущностные характеристики ценностного отношения к культурному наследию; описаны уровни проявления этого сложного личностного образования у старшеклассников;

конкретизирован процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края с позиций ценностного подхода;

уточнено научное знание о формировании ценностных отношений личности в условиях дополнительного образования, что нашло выражение в разработке средств формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края: проблемная личностно значимая ситуация, аспектные задачи ценностного характера как системообразующее средство.

Теоретическая значимость результатов исследования:

- обоснована целесообразность использования в педагогической науке кате
гории «культурное наследие» в контексте ценностного подхода, определены
импульсные идеи ценности «культурное наследие»;

обоснован процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию с позиций целостного подхода, показано, что такое отношение выступает как процесс и результат присвоения личностью ценности культурного наследия;

выявлены возможности проблемных личностно значимых педагогических ситуаций как средства приобретения опыта ценностного самоопределения личности.

Результаты исследования могут служить теоретической основой для исследования формирования ценностного отношения к культурному наследию родного края на иных этапах онтогенеза, формирования данного личностного образования посредством интеграции различных учебных дисциплин в школе и в учреждениях дополнительного образования.

Практическая ценность исследования обусловлена тем, что:

разработанное критериально-диагностическое сопровождение формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию, включающее критерии, показатели и уровневые характеристики его сформированное (редукционистский, структурно-логический, аддитивистский), позволяет осуществлять мониторинг процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края;

разработанная комплексная методика оценки уровней сформированности ценностного отношения к культурному наследию родного края позволяет педагогу диагностировать исследуемое личностное образование;

знание особенностей формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края обусловило подготовку методических рекомендаций для педагогов учреждений дополнительного образования;

представлено содержательное и методическое обеспечение исследуемого процесса в виде авторского курса «Культурное наследие Волго-Донского края».

Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на конференциях различного уровня: научно-практической конференции

«Образование в России и регионе: традиции и новации» (Волгоград, 2006); начно-практической конференции «Управление качеством подготовки специалистов» (Волгоград, 2006); Международной научно-практической конференции «Формирование толерантного сознания в российской школе» (Волгоград, 2007); научно-практической конференции «Проектная деятельность в образовательном процессе: новый ресурс личностно-развивающего образования» (Волгоград, 2007); научно-практической конференции «Проектный подход как ре-

, суре качества образования» (Волгоград, 2008); X, XI, XII региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2005— 2007). Основные положения и выводы исследования содержатся в двенадцати публикациях автора.

Внедрение результатов исследования в образовательную практику дополнительного образования старшеклассников осуществлялось в Николаевской гимназии г. Николаевка Волгоградской области в рамках краеведческого кружка «Юный историк» (2006—2008 гг.), в молодежном краеведческом клубе «Легенда» (г. Волгоград, 2005—2008 гг.). Положения, выносимые на защиту:

1. Культурное наследие — это совокупность культурных ценностей, критически используемых личностью в соответствии с конкретно-историческими задачами социума. Ценностное отношение к культурному наследию определяется как интегративное личностное образование, включающее знание о ценности культурного наследия, осознание его личностной значимости и проявляющееся в социально значимой деятельности.

Структуру ценностного отношения к культурному наследию составляют следующие компоненты: когнитивно-оценочный, который реализует информа-

, ционную функцию; эмоционально-смысловой — функцию формирования личностного смысла; мотивационно-деятельностный — функцию побуждения к деятельности. Наполнение компонентов ценностного отношения к культурному наследию обусловлено спецификой гуманитарного знания и содержанием импульсных идей: единство планетарной цивилизации; единство традиций и но-

ваций; межкультурная толерантность. Когнитивно-оценочный компонент подразумевает фиксацию в сознании старшеклассников результата овладения им знанием о культурном наследии как ценности и его оценку. Эмоционально-смысловой компонент связан с эмоциональной оценкой и восприятием смысловой сущности фактов, явлений действительности применительно к себе и социуму в различном временном пространстве. Мотивационно-деятельностный компонент слагается из двух взаимосвязанных аспектов: осознания общечеловеческой значимости ценности культурного наследия и проекции значимой ценности в объективную социальную действительность.

Выбор критериальных оснований ценностного отношения к культурному наследию родного края определен компонентным составом. В качестве показателей проявления когнитивно-оценочного компонента выступают полнота и системность знаний о культурном наследии как ценности, характер оценочного отношения к культурному наследию как ценности; эмоционально-смыслового компонента — форма эмоционального отношения, степень осознанности личностной значимости в приобщении к ценности «культурное наследие», степень осознанности ее социальной значимости; мотивационно-деятельностного компонента — наличие смыслообразующих мотивов, позволяющих включаться в поисковую деятельность, полнота реализации деятельностных аспектов ценностного отношения к культурному наследию.

2. Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края включает три этапа: ориентационный, эвристический, рефлексивно-прогностический. Психологической основой для моделирования процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края выступили выделенные Д. А. Леонтьевым процессы смыслообразования, смыслоосознания и смыслострои-тельства. Поэтапно происходит последовательное формирование исследуемого личностного образования соответственно уровням его проявления. Ориентационный этап предполагает формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края на редукционистском уровне

сформированности; целью эвристического этапа является формирование личностного образования в соответствии со структурно-логическим уровнем сформированности. Рефлексивно-прогностический этап рассчитан на достижение аддитивистского уровня сформированности ценностного отношения к культурному наследию родного края.

3. Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края эффективен при организации проблемных личностно значимых педагогических ситуаций. Данные ситуации определяются как совокупность условий в образовательном процессе, стимулирующих активность старшеклассника по присвоению ценности культурного наследия родного края. Системообразующим средством создания проблемных личностно значимых педагогических ситуаций выступают аспектные задачи ценностного характера, которые классифицированы по хронологии и уровню сложности (репродуктивного, частично-поискового, креативного).

Базой исследования на разных этапах являлись МОУ СОШ № 102 г. Волгограда, Николаевская гимназия г. Николаевка Волгоградской области, ГОУ СПО «Волгоградский технологический колледж», молодежный краеведческий клуб «Легенда» (г. Волгоград).

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2004-го по 2008 г. и включало три этапа:

Первый этап (2004—2006 гг.) — поисково-

теоретический — изучалась литература по проблеме исследования, проводился констатирующий эксперимент.

Второй этап (2006—2007 гг.) — опытно-

экспериментальный — реализовывались конструирование процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию и выявление системы средств, обеспечивающих его эффективность, проводился формирующий эксперимент.

Третий этап (2007—2008 гг.) — описательно-итоговый — осуществлялись анализ, систематизация и обобщение результатов исследо-

вания, завершение научного обоснования основных положений исследования, оформление текста диссертации.

Структура и объем диссертации. Диссертация (243 с.) состоит из введения (11 с), двух глав (гл. 1-я — 67 с; гл. 2-я — 83 с), заключения (4 с), списка литературы (246 наименований), 11 приложений. Основной текст диссертации содержит 24 таблицы, 1 схему.

Проблема культурного наследия в научной литературе

Проблема культурного наследия является интегративной и рассматривается на стыке целого ряда научных направлений культурологии, создавших целый ряд собственных традиций изучения культуры. Наиболее важными из них стали философия культуры, культурная антропология, история культуры, социальная культурология. В данной логике исследования предпринимая структурный анализ дефиниции «культурное наследие» в научной литературе необходимо прибегнуть к рассмотрению характеристик понятий «культура» и «наследие».

Процесс становление личности и вовлечения ее в общественные отношения во все времена выстраивался в соответствии необходимого компонента приобщения человека к широко понимаемой культуре.

Философский энциклопедический словарь под редакцией Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко определяет культуру в широком смысле, как совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народа [216: 229].

Понятие «культура» трактуется по разному [98: 10-18]. Но при всех различиях и нюансах наиболее существенными ее атрибутами признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений. [61: 65].

Проблема культуры интенсивно разрабатывалась в рамках антропологической науки крупными антропологами конца XIX века: А. Бастианом, Дж. Фрезером, Дж. Мак-Леноном, Л.Г.Морганом, Ю.Липпертом Э.Б. Тайлором, которые определяли культуру как «социальное наследие», как сумму всех исто рических достижений человеческой общественной жизни, передаваемой в форме традиций, или наследия [9: 59-60].

Согласно теории антропологического направления исследования культуры, человек рождается в кумулятивной искусственной среде, к которой он учится приспосабливаться, а не только в естественной географической среде. Между тем, социальное наследие реалистами и идеалистами понимается по-разному. Первые, особо подчеркивая аспект наследия, утверждают, что культурное наследие складывается из совокупности материальных артефактов, а также нематериальных идей, институтов, обычаев и идеалов. Эта позиция присуща работам Ф. Боаса, Р.Г. Лоуи, Б.К. Малиновского и Р.Б. Диксона. С другой стороны, идеалисты, безотчетно продолжая традицию Платона и Гегеля, считают, что социальное наследие - это «сверхорганическое» течение идей, а каждая конкретная культура представляет собой абстракцию от исторического комплекса идеационных традиций. Эту позицию, свойственную работам А.Л. Крёбера, П.А. Сорокина и О. Шпенглера, называют «объективным идеализмом», поскольку ее сторонники трактуют культуру как идейное наследие, обладающее собственной трансцендентной реальностью, не зависящей от тех индивидов или обществ, которым случается стать его носителями.

Аналогичное трансцендентальное понятие культуры выдвигается историческими материалистами, в частности Лесли А. Уайтом, хотя последний рассматривает в качестве первичного, или определяющего, фактора эволюции культуры технику и материальные условия социальной жизни [9: 59-60].

Девид Бидни в своей статье «Концепция культуры и некоторые ошибки в ее изучении» заключает, что «человек есть движущая причина и целевая причина социокультурного наследия. Иначе говоря, для объективного безличного идеализма и материализма культура представляет собой трансцендентальную, метафизическую сущность, которая сделала человека тем, что он есть, и к которой он должен приспособиться как к своей исторической судьбе». [9: 60].

Девид Бидни отождествляя культуру с социальным наследием, предполагает в качестве важнейшего свойства культуры факт общения и передачи, по скольку основной ее чертой является комбинация изобретения и усвоения осуществляющегося посредством привыкания и обусловливания. «Так из повседневного опыта явствует, что человек не довольствуется жизнью по заветам и обычаям предков. Движимый любопытством и скукой, а также неотступным желанием улучшить материальные и социальные условия своей жизни, он вынужден создавать новые материальные объекты и способы бытия. Короче говоря, культура человека исторична, ибо ей свойственны и изменчивость, и преемственность — не только усвоение традиции, но и сотворение и открытие нового. Определять культуру как социальное наследие — значит игнорировать не менее важную ее черту, а именно, способность к обновлению и скачкообразному развитию» [9: 61].

Осмысление культуры в соотношении с социальным наследием рассматривается в трудах Бронислава Малиновского, который анализирует понятие «культуры» через призму «социального наследия», утверждает, что определение культура отталкивается от понятия социального наследия: «... социальное наследие есть ключевое понятие культурной антропологии. Обычно оно называется культурой...»[9: 100].

Эдвард Сепир использует примерно такое же определение, говоря, что термин «культура» означает «любой унаследованный элемент человеческой жизни — как материальной, так и духовной» [9: 100].

Ральф Линтон присоединяется к этой точке зрения, утверждает, что «социальное наследие называется культурой... культура означает все социальное наследие человечества...» [9: 60].

Таким образом, осмысление проблемы культуры представителями антропологической науки в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества [230: 255].

Данное осмысление проблемы культуры в антропологическом ключе позволила Э.А. Баллеру раскрыть охарактеризовать «культурное наследие» как совокупность связей, отношений и результатов духовного производства прошлых исторических эпох. В более узком смысле слова «культурное наследие» рассматривается как совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых и используемых в соответствии с конкретно-историческими задачами современности, в соответствии с объективными критериями общественного прогресса [16: 70].

Понятие «культурное наследие», будучи неразрывно связанным с целым рядом других категорий теории культуры (культурные ценности, традиции, новаторство и др.), имеет свой собственный объем, содержание и значение.

Э.А. Баллер отмечает, что понятие «культурное наследие» наиболее близко соприкасается с категорией «преемственность», поскольку понятие «преемственность» выражает объективную связь явлений, в то время как понятие наследования предполагает и теоретическое осознание закономерностей преемственности, и осознанное действие в виде критической оценки остающихся от прежних поколений культурных ценностей и творческого их использования.

Причину несовпадения преемственности и наследования следует искать прежде всего в социальной природе культуры. Это особенно очевидно, если рассмотреть вопрос о преемственности и наследовании применительно к культуре духовной.

Духовная культура не может быть сведена к совокупности исторически возникших результатов духовной деятельности различных поколений людей, к механической сумме тех или иных духовных ценностей. Подлинным содержанием культуры является сама творческая деятельность, в процессе которой эти духовные ценности создаются.

Сущностные характеристики ценностного отношения к культурному наследию

Содержательная характеристика дефиниции «культурное наследие» позволяет нам определить сущностные характеристики ценностного отношения к культурному наследию.

Ценностное отношение как категория педагогической аксиологии представляет собой субъективное отражение объективной действительности Объектами ценностного отражения является значимые для человека предметы и явления.

В философии ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления, субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, отраженными в виде интереса или цели.

Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека, человек - как носитель ценностного отношения. Присвоение личностью ценностей лежит в логике культурно-исторической теории Л.С. Выготского [172: 165-170], согласно которой ключевой является идея о первичности социального плана в развитии высших психических функций. Это предполагает, что «...социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности» [48: 34-35]. «Человек обретает «идеальный» план жизнедеятельности исключительно в ходе приобщения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, только вместе с культурой [90: 266].

Присвоение личностью ценностей, иначе, овладение идеальной формой предполагает становление школьника как субъекта собственного поведения. А, «следовательно, возникновение субъекта поведения происходит в «точке встречи» идеальной и реальной форм, в их отношении» (Л.П. Разбегаева).

В контексте нашего исследования это означает, что отношение, в котором акцент переносится с готовых, созданных форм культуры и их носителей на формы явления идеального, выступает как процесс и результат присвоения старшеклассникам культурного наследия как ценности.

Категория «отношение» активно используется философами, психологами, педагогами при изучении деятельности личности, ее мировоззрения, опыта и т.д.

В психолого-педагогической литературе обозначены различные аспекты сущности отношений человека. Представителями деятельностного подхода (В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) отношения человека изучаются в контексте его преобразующей деятельности. Деятельность - ключевое понятие данного подхода - определяется как особого рода отношение между человеком и миром.

В психологии и философии отношение рассматривается во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслом жизни, ценностными установками и ценностными ориентациями личности. Характер данной взаимосвязи позволяет объяснить поведенческие реакции человека.

Смысловая сфера личности отражает мотивы ее поведения и деятельности, общий жизненный замысел, соотношение целей и средств их достижения, ее ценностные ориентации Она включает в себя два плана: прагматический и нравственный. В прагматическом плане главным являются цели и средства достижения жизненного успеха. В нравственном плане происходит оценка выбранных для достижения цели средств с позиции оправдания или искажения ее первоначального замысла. Отношение к другому человеку, в целом к миру рассматривается как основополагающий критерий смыслового развития личности (С.Л. Рубинштейн).

В зависимости от характера отношения к другому человеку в психологии разработана классификация смысловых уровней: доличностный (эгоцентрический) уровень характеризуется наличием формальных признаков личностных смыслов; проявляется потребительское отношение к другим, стремление к собственной выгоде; группоцентрический уровень характеризуется идентификацией человека с какой-либо группой, социальной общностью (семья, нация, класс, народ и т.п.). Здесь отношение к другому определяется его принадлежностью к данной группе, сфера личностного ограничена пользой группы. Просоциальный или гуманистический уровень смыслового развития личности характеризуется ценностным отношением к другому, внутренней устремленностью на благо другим людям, обществу, человечеству в целом. Духовный уровень определяется наличием у личности стремления к поиску смысла жизни через соотнесение себя с высшим, бесконечным смыслом. Другой человек является не только гуманистической, общечеловеческой, но и сакральной ценностью.

Внешним проявлением смыслового содержания (ситуативного, устойчивого, личностно-ценностного) является действие, поступок личности. Действия эгоцентриста направлены в основном на себя, на собственные блага и выгоды; группоцентриста - на удовлетворение потребностей, интересов группы; гуманиста - на благо человечества; духовно ориентированной личности - на возвышение мира в целом (B.C. Братусь).

В философии и психологии отношение изучается во взаимосвязи с эмоциональной сферой личности. Эмоциональное состояние человека отражает одновременно его чувственно-конкретные и индивидуальные переживания В ценностном отношении проявляются как качества конкретно значимого, так и достоинства всеобщности в их тесной взаимосвязи. При этом ценностное осмысление действительности происходит в процессе обработки опытных данных в виде мыслительного диалога (М.С. Каган). Таким образом, ценностное отношение формируется под влиянием реальной жизненной практики при наличии внутренней активности человека, позволяющей рассматривать культуру как мир идеалов, проектов, моделей и как мир практического и духовного взаимодействия людей, субъектом которого является он сам (Л.С. Выготский).

Отношение человека отражает его предпочтение относительно определенной системы ценностей и соответствует характеру структуры личности. Оно формируется в ситуации выбора между тем, чтобы быть или чтобы иметь (Э. Фромм). Отношения включают в себя, таким образом, индивидуальную и общественную составляющие. Общественная составляющая включает в себя идеалы социума, культуры. Индивидуальная составляющая отражает наличие активной внутренней позиции личности, основанной на ее переживании и принятии (отвержении) идеалов и ценностей социума, культуры.

Ценностное отношение, как и ценность, объективно само по севе и одновременно субъективно, так как существует в сознании субъекта (С.Л. Рубинштейн). Оно обозначает как объективные связи, в которые вступает человек с окружающими его людьми и предметами, так и то, как он сам относится к действительности (Л.И. Божович).

Ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники этих смыслов. Личностные ценности отражаются во внутреннем мире в виде идеалов, добра, красоты и т.п., потребности - в виде желаний, стремлений Из всех психологических структур, в которых воплощены значимые для человека смыслы, отношения являются более видимыми невооруженным глазом даже неискушенному наблюдателю (А.Н. Леонтьев). Осознание личностью своей внутренней позиции и наличие готовности к деятельности в соответствии с определёнными ценностями трактуется как ценностная установка.

Диагностика состояния школьной практики формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края

Основные цели и содержание федерального компонента школьного образования определяются Государственным образовательным стандартом.

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта определены следующие цели школьного образования: «овладение учащимися основами знаний... о социальном, духовном, нравственном опыте, накопленном людьми»; «развитие способностей учащихся на основе исторического анализа осмысливать события и явления действительности в их... органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошлое - настоящее - будущее)»; «формирование ценностных ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории восприятия идей гуманизма, уважение прав человека и демократических ценностей, патриотизма»; «развитие интереса и уважения к истории и культуре своего ... народа, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества». Таким образом, в Государственном образовательном стандарте подчеркивается важность формирования ценностных ориентации и отношений, а также уважение к культурному наследию своей страны. Указывается основной путь решения этой задачи - организация личностного осмысления учащимися учебного материала через призму гуманистических ценностей.

Каждая учебная дисциплина призвана внести свой вклад в решение данной задачи. Особенности содержательной основы ценностного отношения к культурному наследию в Федеральном компоненте Государственного стандарта определяются в рамках гуманитарных дисциплин. Это обусловлено спецификой присвоения указанной ценности в старшем школьном возрасте и потенциалом гуманитарного знания. В гуманитарном познании отражается непосредственно личностное начало человека, условия его генезиса и развития [124]. По отношению к человеку, по способности воплощать в себе, «излучать из себя» человеческое, по степени замкнутости на человеке, собственно и проводится разграничение гуманитарного и негуманитарного [90]. Гуманитарное познание предстает как ценностно-смысловое освоение человеческого бытия [193: 92].

Гуманитарные науки, гуманитарное знание выступают своеобразными средствами, орудиями гуманитарного образования. Чтобы гуманитарное познание было личностно значимым для учащихся, оно должно быть «переведено» на язык целей, средств и организации учебного процесса.

Необходимым является включение в содержание школьных предметов гуманитарного цикла помимо задаваемых извне стандартных компонентов еще и эмоционально-ценностных, личностных элементов, которые органично вплетены в сам процесс изучения данных дисциплин с присущим ему межсубъектным общением. Это положение обосновывается в различных концепциях образования (B.C. Ильин, И.Я. Лернер, Л.П. Разбегаева, В.В. Сериков). «Целостное, реально предстающее перед учеником содержание образования складывается из дидактически переработанного социально-культурно опыта, существующего до и независимо от процесса обучения, в виде учебно-программных материалов («образовательный стандарт») и личностного опыта, приобретаемого на основе субъектно-субъектного общения и обусловленных им жизненных ситуаций, протекающих в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития» [ 194].

«...В обучении гуманитарным дисциплинам чрезвычайно важен момент интерпретации учебной информации на индивидуально-личностном уровне, выходящий на ее сущностное понимание, на встречу смыслов того, кто обучается, и того, кто учит» [124: 70]. Результатом гуманитарного познания выступает «новая целостная собственная теория мира, включающая и модели собственного поведения» [194: 185]. Это познание в существенной мере направлено на познающего субъекта, ответственного за свои выводы, прежде всего перед собой. Познание гуманитарного предмета сливается, таким образом, с выработкой собственного отношения.

Среди гуманитарных дисциплин для данного исследования особое значение имеет содержание учебных курсов истории, обществознания.

Особая роль в Федеральном компоненте государственного образователь- ного стандарта отводится предмету История. Подчеркивается роль истории, как дисциплины, составляющей «вертикаль, стержень гуманитарных... курсов в основной и полной средней школе», утверждается, что «история служит основой гуманитарного знания, представляя многообразную картину опыта людей», включая ценностный опыт. Государственный стандарт включает перечень единиц гуманитарного знания учащихся, необходимых для формирования ценностного отношения к культурному наследию. Они раскрываются через такие элементы содержания школьного гуманитарного образования (исторического и обществоведческого): «общецивилизационные достижения и ценности», «эт-" нос», «человек его индивидуальная самореализация», «культурные ценности», «вечные моральные ценности», «моральные нормы», «религиозные традиции», «этно-национальные ценности», «межкультурная и межрелигиозная толерантность», «нравственные и социальные установки», «преемственность в развитии» и др.

Данные образовательные области представлены соответствующими учебными курсами, являющимися вариативными, что обусловлено особенностями современной образовательной ситуации в РФ, связанной с отходом от монополии тоталитарной идеологии в сфере преподавания общественных наук в школе и переходом к плюрализму идеологий, что определено Всеобщей Декларацией прав человека, Конституцией РФ.

Для данного исследования особое значение имеют образовательные гуманитарные курсы второго образовательного концентра: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание».

Эти учебные курсы оптимально дополняют друг друга. Их назначение в том, чтобы содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, гражданственности, национальной идентичности; развитию стремления к познанию личностью окружающей действительности, самопознанию и самореализации, стремления к пониманию исторической обусловленности явлений и процессов современного общества и умению соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами. Данные курсы выступают основой для формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию своей страны и родного края в частности, что для нашего исследования является приоритетным. При этом следует отметить, что наряду с общеобразовательными учебными курсами сегодня во многих средних учебных заведениях практикуется изучение дополнительных гуманитарных курсов - истории мировой культуры, истории родного края, истории религии, истории искусств, философии, истории донского казачества и др. Содержание этих учебных курсов может также быть использовано при формировании у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края.

Научно обоснованная педагогическая деятельность, направленная на формирование какого-либо личностного образования в качестве необходимого этапа включает диагностическое исследование практики.

Реализация модели процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края

Формирующий эксперимент проводился на базе Молодежного поискового археологического клуба «Легенда» в течение трех лет, - с 2005 по 2008 г. В эксперименте участвовало 120 старшеклассников.

Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к J культурному наследию осуществлялся на материалах учебных курсов «История России», «Всеобщая история», «История Древнего мира», «Человек и общество», «Основы археологии», «Археология», «Этнология», «История родного края», «История костюма» и авторского курса «Культурное наследие Волго-Донского края» (Приложение 11.).

Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа согласно модели процесса формирования ценностного отношения к культурному наследию. Исходя из возрастных особенностей развития старших школьников, специфики природы ценности «культурное наследие», потенциала гуманитарных курсов и специфики выбранных форм работы было определено содержание этапов, отобрано и разработано необходимое учебно-методическое обеспечение.

Соответственно цели и задачам каждого этапа, особенностям применяемых дидактических средств были внесены изменения в содержание образования при соблюдении требований Государственного образовательного стандарта. Данный процесс был организован с опорой на те учебные пособия, учебно-методические комплексы, которые широко используются в массовой практике, но с применением новых спецкурсов и программ в русле дополнительного образования. В качестве системообразующего выступал авторский курс «Культурное наследие Волго-Донского края», остальные учебные программы являлись дополнительными.

По материалам положения о клубе, «молодежный краеведческий клуб «Легенда» является общественным объединением учащихся старших классов школ города Волгограда и студентов исторического факультета ВГГГУ, объединившихся для совместной деятельности по изучению древностей Волгоградской области, поиску, учету археологических объектов, проведению охранных раскопок памятников и широкой пропаганде исторического наследия среди населения края.

Курируют работу молодежного краеведческого клуба Государственное учреждение «Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий», археологическая лаборатория НИС ВГПУ и кафедра истории России исторического факультета ВГПУ.

Клуб основан на добровольности и равноправии его членов, на самоуправлении. Действует в соответствии с Конституцией РФ. Девиз клуба: «Через прошлое в будущее».

Целью клуба является объединение молодежи на основе интересов к историческому прошлому края, воспитание патриотизма и гордости за свою Малую Родину с ее замечательной историей, воспитанию у подростков чувства уважения к труду. Итогом деятельности подросткового краеведческого клуба «Легенда» является формирование ценностного отношения к культурному наследию родного края».

В клуб «Легенда» принимаются учащиеся 8-9 классов средних общеобразовательных школ города Волгограда, они уже знакомы со сведениями по всеобщей истории, истории Древнего мира и истории России. Этот запас знаний позволяет им ориентироваться в значительном и необходимом объеме информации по археологии.

В рамках нашего исследования, основной целью клуба является формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в совокупности различных его компонентов: единство планетарной цивилизации, единство традиций и новаций, межкультурная толерантность. Как следует из положения о клубе и материалов работы молодежного археологического клуба в течение уже более чем сорока лет. «Главное, чтобы дети осознали необходимость своей сопричастности к охране памятников истории и культуры, бережно относились к культурному наследию». [130]

Клуб «Легенда» функционирует круглый год, осуществляя непрерывный образовательный процесс. Работа клуба организована по двум направлениям: теоретическом и практическом. В осеннее-зимний период учащиеся проходят необходимую теоретическую подготовку: курсы археологии, анатомии, этнологии. Кроме того, старшеклассники знакомятся с реставрационной работой, помогают сотрудникам лаборатории подготавливать отчеты за полевой сезон институту археологии РАН. В весеннее время учащиеся начинают совершать археологические разведки, осуществлять поиск новых памятников; указанная деятельность продолжается весь походно-полевой сезон.

Курс обучения в клубе продолжается четыре года. Первые два года (8-9 классы общеобразовательной школы) - это «пропедевтическая» стадия в обучении. В течение этого времени старшеклассники знакомятся с особенностями археологии как науки, узнают о ее месте среди других исторических наук, об определении исторических культур, о жизни древнейших народов Земли.

В первый и второй годы обучения подростки осваивают такие темы как: «Наука - археология. Предмет и задачи археологии как науки», «Развитие археологической науки в России», «Строение человеческого скелета», «Происхождение человека», «Далекое прошлое родного края», «Верхний палеолит», «Мезолит», «Неолит», «Эпоха бронзы». В третий и четвертый годы обучения изучаются следующие темы: «Эпоха средневековья» (поздние кочевники, Золотая Орда), которым обычно в учебниках по истории России отводится 1 -2 параграфа или частичное упоминание, «Славяне и Киевская Русь», «История Царицына», «Этнология населения Нижней Волги и Дона», «История костюма».

Формирование ценностного отношения к культурному наследию родного края у старшеклассников происходит на второй стадии обучения (10-11 классы общеобразовательной школы) - «интегративной» - (третий и четвертый годы обучения) в подростковом краеведческом клубе «Легенда». Вместе с тем, формирование ценностного отношения к культурному наследию родного края происходит с опорой на материал «пропедевтической» стадии обучения в подрост пб ковом археологическом клубе (первый и второй годы).

Похожие диссертации на Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края в условиях дополнительного образования