Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей Борлакова Баблина Магомедовна

Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей
<
Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Борлакова Баблина Магомедовна. Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 1999 222 c. РГБ ОД, 61:00-13/1574-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Формирование потребности в создании семьи и воспитании детей как социально-педагогическая проблема 13

1. 1. Социально-педагогические предпосылки формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей 13

1 2. Анализ состояния и особенностей современной горской семьи . 35

1.3. Диагностика уровня сформированиести у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей 52

ГЛАВА 2. Природная и религиозно-этническая основа формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей 79

2. 1. Естественное начало в формировании потребности в создании семьи и воспитании детей

2. 2. Этнические предпосылки формирования потребности в создании семьи и воспитании детей 92

2. 3. Религиозные основы формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей 110

ГЛАВА 3. Основные условия формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей 125

3.1. Стимулирование потребности в создании семьи и воспитании детей в учебной и внеклассной работе 125

3. 2. Спецкурс по формированию у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей 145

Заключение 169

Библиографический список 172

Приложение 189

Введение к работе

В настоящее время российская семья находится в эпицентре социально-экономических, политических и психологических потрясений (нестабильная экономика, рост безработицы, межэтнические конфликты, снижение роли духовных ценностей, либерализация половой морали и др.), нарушающих её нормальное функционирование. Под влиянием этих и других факторов (НТР, урбанизация, миграция, акселерация) семья претерпевает значительные изменения.

Новые тенденции развития брачно-семейных отношений актуализируют проблему формирования у подрастающего поколения потребности в создании семьи и воспитании детей.

Многогранность проблемы требует пристального внимания к ней психологов Л.С.Выготского, Н.Д.Добрынина, А.Г.Ковалева, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, А.В.Петровского, К.К.Платонова, Д.Н. Узнадзе и др.

Подготовке юношей и девушек к семейной жизни уделяли внимание П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, которые отмечали, что подготовка к семейной жизни является неотъемлемой частью общей подготовки молодежи к жизни.

Воспитание будущего семьянина выделено как один из аспектов социального формирования личности в работах философов, социологов, демографов: И.В. Бестужева-Лады, И.С.Кона, В.И.Переведенцева, Н.Я.Соловьева, В.А. Сысенко, А.Г.Харчева и др.

Нравственные аспекты интересующей нас проблемы нашли отражение в работах педагогов О.С. Богдановой, Г.Н.Волкова, И.В.Гребенникова,

Р.Г.Гуровой, Л.Ю.Гордина, А.В.Иващенко, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева, Н.И.Монахова, А.Ф.Никитина и др.

Физиолого-педагогическим аспектам проблемы посвящены работы А.Г.Хрипковой, Д.В.Колесова, В.Е.Кагана, Д.Н.Исаева, Л.Я.Верб и др.

Педагогические основы нравственной подготовки учащихся к семейной жизни раскрываются в работах И.А.Арабова, В.И.Барского, Н.С.Верещагиной, Е.Ф.Ильяной, Р.Л.Иремашвили, О.Р.Кунц, Р.В.Лемеховой, Д.В.Луцыка, Н.Е.Разенковой, Э.М.Череповой, И.А.Эльшанской и др.

Дифференцированный и индивидуальный подход к подготовке учащихся к семейной жизни стал предметом исследования Т.Ю.Абаевой, М.И.Пашковой, Н.К.Феоктистовой, С.В.Шаповаловой и др.

Вопросы культуры взаимоотношений юношей и девушек раскрыты в работах Л.Я.Верб, В.А.Вечер, Н.С.Сытиной, Л.Н.Тимощенко и др.

Различные аспекты проблемы в условиях национальных республик
рассматривались И.А.Арабовым (Таджикистан), Верещагиной

Н.С.(Казахстан), О.Р.Кунц (Кыргызстан), Р.И.Байчоровой, Ф.Т.Кущетеровой (Карачаево-Черкесия) и др.

Проблема формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей приобретает особую актуальность в условиях современной российской действительности. Поворот к гуманизации и демократизации общественной жизни предполагает защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Такой подход позволяет организовать процесс формирования данной потребности на качественно новом уровне, с учетом современных тенденций развития брачно-семейных отношений и этнокультурных ценностей народной педагогики. В этом контексте нами были изучены и проанализированы фундаментальные научные труды Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, Я.И.Ханбикова, А.Э.Измайлова, А.Ф.Хинтибидзе, А.Ш.Гашимова, И.А.Шорова, М.И.Стельмаховича, А.И.Мусукаева, А.П.Орловой, Ю.Н.Намитокова, в которых авторы обобщают богатое педагогическое

наследие разных народов с точки зрения общечеловеческих гуманистических ценностей, указывают на необходимость использования идей и опыта народной педагогики в воспитании подрастающего поколения.

Большую помощь в работе над диссертацией нам оказали монографии И.А.Арабова, в которых дан глубокий анализ проблем воспитания семьянина в этнокультурной среде, сочетания в этом процессе нового и традиционного, общечеловеческого и национального.

Учитывая влияние ислама на опыт воспитания семьянина в этнопедагогике народов Карачаево-Черкесии , нами были изучены Коран, а также работы, посвященные анализу ислама как мировой религии, Л.С. Васильева, М.В. Вагабова, Н.В. Жданова, А.А. Игнатенко, Л.И, Климовича и др., исследование Ибрагима А.И.Абед Халил об использовании нравственного потенциала ислама в воспитании подростков.

В последнее время появился ряд педагогических исследований на
материале Карачаево-Черкесии ( М.Ю.Айбазова, Ф.В.Абаева, Х.Х-

М.Батчаева, Р.И. Байчорова, Ф.Т. Кущетерова, К.Б. Семёнов и др.), в которых проанализирован богатый аксиологический потенциал народной педагогики, пути использования этнокультурных традиций воспитания в практике современной семьи и школы.

Однако анализ имеющихся исследований показал, что в педагогической науке ещё не подверглась специальному анализу проблема формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей, не рассматривается специфика данной работы в исследуемом регионе, а если и затрагивается, то только в историко-педагогическом плане. На практике почти не уделяется внимание созданию условий, способствующих формированию у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей в современной социально-педагогической ситуации, хотя потребность в этом становится всё более очевидной.

Исходя из возрастающей актуальности, теоретической и практической значимости, недостаточной разработанности проблемы подготовки школьной молодёжи к семейной жизни был сделан выбор темы исследования. Его проблема сформулирована следующим образом: каковы основные условия, способствующие формированию у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей? Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования : социальные и духовные потребности учащихся старшего школьного возраста.

Предмет исследования : содержание и условия формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей.

Задачи исследования : 1. Проанализировать имеющиеся исследования и практический опыт формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей.

  1. Разработать и экспериментальным путём проверить эффективность системы формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей.

  2. Выявить природную, религиозно-этническую и социальную основу формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей.

4. Разработать научно-методические рекомендации по проблеме
исследования и внедрить их в образовательно-воспитательный процесс
школы.

Гипотеза исследования состоит из ряда предположений, основные из которых заключаются в следующем : процесс формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей будет эффективным, если содержание проводимой работы с учащимися будет основано на учёте природных, этнических, религиозных и современных социальных предпосылок в этом направлении; религиозный и народный опыт будут выступать как единое целое, синтезируется их аксиологический потенциал как духовная ценность для передачи

последующим поколениям; повышается уровень знаний старшеклассников о семье и воспитании детей в учебной и внеучебной работе; сотрудничают школа, семья и общественность, и в их консолидированных действиях потребность в создании семьи и воспитании детей рассматривается как органическая часть общей подготовки к самостоятельной жизни; ведется соответствующая работа по подготовке педагогов и родителей к ведению работы в этом направлении со старшеклассниками.

Общую методологию составили закономерности общественного развития, единства сознания и деятельности; положения о сущности саморегулирующейся, саморазвивающейся личности; о взаимоотношениях общечеловеческой и национальной культуры; о роли народа в духовной жизни общества; о единстве общественного и личного; о взаимообусловленности и взаимосвязи общественной и семейной жизни; о равноправии полов; о сущности современных брачно-семейных отношений.

В качестве конкретных методологических принципов были избраны единство биологического и социального; формирование личности в конкретной социокультурной среде в процессе ее деятельности и общения; единство диалогического и личностно-деятельностного подходов.

Теоретическую основу исследования составили основополагающие идеи К.Д.Ушинского о народности в воспитании; П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. о развитии и формировании личности, получившие развитие в работах психологов А.А.Бодалева, А.Г.Ковалева, Р.С.Немова, А.В.Петровского, а также педагогов О.С.Богдановой, Г.Н.Волкова, Р.Г.Гуровой, Л.Ю.Гордина, И.В.Гребенникова и др.; положения о взаимодействии этнической и общечеловеческой культуры (И.А.Арабов, Г.Н.Волков, А.Э.Измайлов, А.И.Мусукаев, Ю.Н.Намитоков, А.П.Орлова, В.К.Шаповалов, И.А.Шоров и др.)

Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс методов, включающий теоретический анализ философской, социологической, историко-этнографической, психолого - педагогической литературы; наблюдение; анкетирование; методы экспертных оценок и самооценки; беседа;

социометрия; эксперимент; статистико-математические методы обработки количественных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

определено влияние современных тенденций гуманизации и демократизации общества на изменение потребности старшеклассников в создании семьи и воспитании детей;

выявлены оптимальные пути сочетания новых тенденций общественного развития с традиционными нормами организации семейной жизни в отдельно взятой этнонациональной культуре;

- обоснованы структура, содержание и условия формирования у
старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей;

- разработаны основные формы и методы повышения эффективности
подготовки старшеклассников к семейной жизни, в том числе с
использованием ценностей национальной и религиозной культур.

Практическая значимость исследования:

осуществлена идея этнокультурной направленности

формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей;

внесены необходимые коррективы в содержание дисциплин гуманитарного цикла с целью оптимизации процесса подготовки школьной молодежи к семейной жизни;

программа и методические рекомендации спецкурса «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек» нашли реальное воплощение в опыте работы учителей Карачаево-Черкесии по формированию у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей;

материалы исследования могут быть использованы в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в высших учебных заведениях; в профконсультационной работе институтов повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечиваются применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; сочетанием качественного и количественного анализа материала, опытно-экспериментальной проверкой разработанных нами рекомендаций.

На защиту выносятся положения:

- юношеский возраст создает потенциальные возможности для формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей, что связано с развитием их мировоззренческой, интеллектуально-этической сферы и психологическими особенностями;

формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей обусловлено современными тенденциями развития брачно-семейных отношений в стране и в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с новой образовательной стратегией, позволяющей осуществлять процесс формирования потребности в создании семьи и воспитании детей на качественно новом уровне, с учетом этнокультурных особенностей воспитания семьянина;

формирование потребности в создании семьи и воспитании детей, отвечающее специфическим национальным особенностям и современным требованиям общества к брачно-семейным отношениям обусловлено созданием целостной педагогической системы, функционирование которой будет обеспечиваться:

консолидированными воспитательными действиями школы,

семьи, общественности;

системой работы по использованию образовательно-воспитательных возможностей школьных учебных дисциплин и внеклассной работы с учащимися;

организацией работы по развитию педагогической и этнопедагогической культуры родителей;

введением спецкурса, ориентированного на формирование потребности в создании семьи и воспитании детей.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1994-1995гг.) изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная социально-педагогическая литература по исследуемой проблеме; обобщался педагогический опыт учителей по формированию потребности в создании семьи и воспитании детей; анализировались учебные планы и программы школьных дисциплин с целью выявления их возможностей по формированию потребности в создании семьи и воспитании детей. Разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой составлялись программы наблюдений, формулировались темы сочинений, вопросы анкет, бесед, интервью со старшеклассниками, учителями, родителями, подбирались проблемные ситуации, методический материал.

На втором этапе (1995-1998гг.) составлялась программа формирующего эксперимента, определялась экспериментальная база для реализации опытной работы; экспериментальным путем проверялись условия повышения эффективности работы со старшеклассниками в школе и семье; проверялись положения гипотезы.

На третьем, заключительном этапе (1998-1999гг.) проводился анализ опытно-экспериментальной работы, обобщались ее результаты, вырабатывались выводы и методические рекомендации по исследуемой проблеме.

Опытно-экспериментальной базой являлись школы а.Нижняя Теберда, а.Верхняя Теберда , а.Сары-Тюз.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на кафедре педагогики и психологии КЧГПУ, на семинарах аспирантов КЧГПУ, на ежегодных итоговых научно-практических конференциях Карачаево-Черкесского госпедуниверситета (1995, 1996, 1997, 1998, 1999 гг.), на межвузовской научной конференции «Семейная этнопедагогика и современная национальная школа» (Карачаевск, 1996г.), на ежегодных научно - практических конференциях «Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире» (Карачаевск, 1995,

1996 г.), на региональной научно-практической конференции «Этнос, культура, образование в контексте современных социально - педагогических проблем» (Карачаевск, 1998 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Начальное образование на рубеже XXI века: основные тенденции развития» (Карачаевск, 1999 г.).

Разработанные рекомендации внедрены в учебно-воспитательный процесс ряда школ г. Карачаевска и Карачаевского района, в образовательный процесс химико-биологического факультета КЧГПУ, в план работы секции учителей карачаевского языка и литературы Республиканского института повышения квалификации работников образования,

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, заключения, библиографического списка и приложения. Библиография включает 232 источника, работа содержит 10 таблиц.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется его объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологический аппарат, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, обосновывается достоверность полученных результатов.

В первой главе «Формирование потребности в создании семьи и воспитании детей как социально-педагогическая проблема» раскрываются социально-педагогические предпосылки формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей, дается анализ проблемы, характеризуются состояние и особенности современной горской семьи, определяется уровень сформированности у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей.

Во второй главе «Природная и религиозно-этническая основа формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей» обосновывается единство природного и социального в потребности в создании семьи и воспитании детей, определяются этнические предпосылки формирования исследуемой потребности, раскрываются религиозные основы формирования потребности в создании семьи и воспитании детей.

В третьей главе «Основные условия формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей» рассматриваются возможные пути стимулирования формирования потребности в создании семьи и воспитании детей в учебной и внеучебной работе, раскрываются содержание и методика проведения спецкурса «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек», выявляются организационно-педагогические условия, необходимые для успешной реализации задач воспитания семьянина.

В заключении излагаются основные выводы исследования.

Социально-педагогические предпосылки формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей

Семья является ячейкой общества, и процессы, происходящие в обществе, как в зеркале, отражаются в семье, и наоборот, состояние семьи как института физического и духовного воспроизводства, как малой социальной группы не может не отражаться на состоянии общества в целом. Именно поэтому общество кровно заинтересовано в нравственно и физически здоровой семье.

Сегодня российское общество переживает глубочайший экономический, политический, социальный и духовный кризис. Нестабильная экономика, резкое расслоение общества на «богатых» и «бедных», причем последние составляют подавляющее большинство, рост преступности (в том числе детской), криминализация общества, коммерциализация средств массовой информации, и как следствие этого, разгул низкопробной массовой культуры, насаждение чуждых российской ментальности ценностей, главным образом, американских, пропаганда насилия, секса, резкое снижение уровня образованности и духовности, потеря нравственных ценностей, распад семей и психологическая незащищенность людей - вот далеко не полный перечень тех потрясений, которые охватили наше общество.

Известно, что в эпоху социальных потрясений резко возрастает роль малых групп в жизни человека, и только семья способна создать такие неповторимые благоприятные условия для любого человека, когда он «ощущает свою защищенность, находит понимание, поддержку, любовь»(59,15).

Семья - это уникальная общность, пожалуй, единственная, с которой человек связан всю свою жизнь неразрывными узами, из которой он выносит свои ценностные ориентации и жизненные установки. Межличностные отношения в семье и ценности семьи определяют индивидуальное развитие личности. От семьи, сначала родительской, затем собственной, во многом зависит личное счастье человека, его профессиональная и творческая деятельность.

По мнению Б.С. Гершунского, «по самой своей сути кризис - это своеобразный пик противоречий, это переломный этап. Крайне важно поэтому осознать, в каком направлении может пойти развитие событий в послекризисный период, выделить наиболее важные приоритеты стратегического, долговременного характера»(51,47).

На наш взгляд, одним из таких приоритетов, имеющих стратегический, долговременный характер, должна стать семья, ибо она вечна, как вечны присущие ей естественным образом менталеобразующие ценности, такие как потребность в общении, в материнстве, потребность в любви, понимании, поддержке, потребность в супружеской верности, родительский долг, сыновний или дочерний долг и т.д.

Поскольку семья является частицей общества, то «естественным инстинктом отцовства и материнства должен обладать не только каждый нормальный человек, но и общество в целом, ибо это инстинкт самосохранения и саморазвития, инстинкт радости жизни, её созидания»(123,3).

Однако, нельзя не согласиться с утверждениями о том, что сегодня в нашем обществе не осознана закономерная взаимосвязь между здоровой семьей и здоровым обществом, оно не видит в семье той нравственной силы, что способна преобразовать и оздоровить духовную жизнь. «Общественное сознание ещё не готово принять идею семейного счастья в качестве высшей человеческой ценности» (59,15).

Пренебрежение воспитательными возможностями семьи (а нас интересует, в первую очередь, именно её воспитательная функция) может обернуться для общества в целом невосполнимой утратой духовных ценностей.

Указывая на неразрывную связь духовной жизни семьи и общества, известный русский ученый И.А. Ильин говорил о том, что духовные силы и умения, или слабости и неумения, полученные от семьи, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь. Именно поэтому, считал он, «духовный кризис поражает прежде всего исходную ячейку духовности: если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Но, раз поколебавшись в семье, она начинает слабеть и вырождаться - во всех человеческих отношениях и организациях: больная клетка создает больные организмы»(73,146).

Семья как фактор формирования личности является «одной из наиболее важных для нашего общества социальных ценностей, в которой должны гармонически сочетаться индивидуальное стремление человека к личному счастью и общественная заинтересованность в регулировании сексуальной жизни людей, в физическом и духовном воспроизводстве населения» (212,46).

Значимость семьи для формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей подтверждается тем, что хотя и любовь, и счастье, и взаимопомощь, и само деторождение в принципе возможны вне семьи и без семьи, социологи считают, что нормальное протекание процесса становления личности предполагает, что «адаптация ребенка к сложнейшей сети общественных связей и взаимоотношений должна происходить через семью как своего рода «упрощенную модель» общества, с более интенсивной (по сравнению с другими социальными группами) эмоциональной жизнью, с той особой всемерно благоприятствующей воспитанию детей атмосферой, которая порождается супружеской и родительской любовью» (212,46).

Как известно, отношения между женщиной и мужчиной природны лишь в своей основе. В обществе они носят социальный характер, поскольку речь идет о человеческих личностях, и подчиняются всем законам развития социальных отношений. По мнению А.Г. Харчева, «их диалектика такова, что чем большее развитие получает нравственно-эстетическая культура в обществе, тем в большей степени в отношениях мужчины и женщины веление природы превращается в момент их духовного единения» (214,8).

Анализ состояния и особенностей современной горской семьи

Глубокие социально-экономические и политические перемены, происходящие в современном российском обществе, отразились на области брачно-семейных отношений, изменив тип, структуру, функции семьи. Эти изменения в полной мере коснулись и семейного уклада народов Карачаево-Черкесии, и в частности, карачаевцев. Горская семья, являясь частью российской семьи, претерпела ряд существенных изменений.

Еще несколько десятилетий назад стабильная, прочная горская семья стала давать «сбои», выразившиеся в росте количества разводов, в появлении матерей-одиночек, в увеличении внебрачных рождений (а внебрачная связь, и тем более рождение ребенка вне брака - это явления, недопустимые с точки зрения этнической и религиозной морали, оказывающей сильное влияние на самосознание не только карачаевцев, но и других горских народов Карачаево-Черкесии).

Проблемы существования семьи и деторождения определяются во многом готовностью каждого из супругов к роли семьянина, их взглядами на жизнь в целом, в том числе на проблему разводов,

Мы считаем, что профилактика разводов является одной из стратегических целей подготовки молодежи к семейной жизни.

Ряд причин ( среди которых и недостаточная подготовленность молодежи к браку) вызвал достаточно «легкое» отношение современных молодых людей к разводу, который уже стал привычным и обыденным явлением. По мнению социологов, «это стимулирует появление достаточного числа случайных, морально не мотивированных браков, когда уже к моменту заключения брачного союза существует установка на развод в случае, если хотя бы одна из сторон будет не удовлетворена семейной жизнью» (184,165).

По данным социологических исследований, проведенных на рубеже 80-х - 90-х годов, причинами разводов являются: пьянство, супружеская измена, несовместимость характеров, сексуальная неудовлетворенность, материальные трудности, исчезновение любви, отсутствие внимания к ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей. Среди причин разводов исследователи отмечают и такие, как болезнь одного из супругов, плохие отношения с родственниками, невозможность иметь детей. В настоящее время одним из существенных факторов нестабильности семьи является материальное положение многих семей.

Дестабилизирующее влияние на современную семью оказывает и нравственно-психологическая неподготовленность вступающих в брак, недостаточная обоснованность этого важного решения, социальная незрелость, неумение в последующей совместной жизни укрепить и упрочить те чувства, ради которых был заключен брачный союз, малая ответственность за судьбу созданной семьи, особенно детей» (122, 124).

По статистическим данным в Карачаево-Черкесии в 1996 году было заключено 2397 браков, разводов 1166, на 100 браков приходится 49 разводов, из них число разводов с детьми составляет 749, а в них детей - 1160; разводов с одним ребенком - 439, с двумя и более-310, в них детей-721.

Следует отметить, что число разводов на 100 браков в гт.Карачаевске и Черкесске значительно превышает ту же цифру в остальных населенных пунктах и районах КЧР, а именно: в 1996г. число разводов на 100 браков составило в г.Черкесске 75, в г.Карачаевске - 77, в Адыге-Хабльском районе -36, Зеленчукском - 42, Карачаевском - 20, Малокарачаевском - 38, Прикубанском - 32, Урупском -37, Усть-Джегутинском - 42, Хабезском - 23. За этими цифрами кроются трагедии взрослых, а самое страшное - детей, которые лишены благоприятных условий для воспитания и развития. Разумеется, не каждый развод - трагедия, возможно, наоборот, с уходом мужа и отца-алкоголика, устанавливается мир и покой в доме, но все равно дети растут без одного из родителей, а значит лишены необходимой атмосферы взаимоуважения и взаимопонимания, любви и доброжелательности, поддержки и защищенности, которая характерна для семей благополучных, и которая так нужна для формирования потребности в создании семьи и воспитании детей, т.е. качеств семьянина. Конечно, каждая семья уникальна, индивидуальна, и все-таки за разводом стоит пример отрицательного опыта семейных отношений.

Естественное начало в формировании потребности в создании семьи и воспитании детей

Современное состояние науки таково, что педагогика, рассматривая вопросы воспитания и формирования личности, не может и не должна обходиться без данных психологии и других наук, изучающих человека.

В понятие «потребность» вкладывается различное содержание в зависимости от того, в какой науке оно используется. Используется это понятие в философии, биологии, социологии, психологии, педагогике и других науках,

В отечественной психологии наиболее распространено понимание потребности как объективной нужды организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие. Так определяется потребность в «Педагогической энциклопедии».

«Потребность - это относительно устойчивое психическое состояние личности, характеризующееся влечением к вещам и явлениям, переживаемым как необходимое условие существования личности» (182, 77).

Самое общее определение потребности звучит следующим образом: «Потребности - это противоречивое физическое, социальное, духовное состояние человека, различие и контраст между тем, что свойственно ему в каждый данный момент, и тем, чего из вещественных, энергетических, информационных структур недостает ему для нормальной жизнедеятельности в настоящем и будущем. Потребности - это внутренняя устремленность субъекта к взаимодействию с окружающей средой с целью снять дискомфорт физического и духовного состояния, овладевая элементами этой среды или придавая им желаемые свойства и качества» (116, 34).

В социологии и психологии не всегда наблюдается единое понимание потребности и ее содержания. В психологической трактовке потребности физические явления рассматриваются не как составная часть потребности, а как объективная нужда, порождающая в человеке определенное состояние напряжения. Сторонники биологического направления считают, что потребности - это врожденные, постоянные качества. Представители психо-физиологического направления рассматривают потребность как определенную физиологическую реакцию и в каждой потребности находят физиологический элемент,

Для нас представляет значительный интерес классификация потребностей, поскольку рассматриваемая нами потребность в создании семьи и воспитании детей хотя и является социальной, в основе ее лежат природные, биологические предпосылки, выраженные в половом влечении и в потребности в продолжении рода, что означает, что при формировании у школьников духовной потребности, в создании семьи и воспитании детей необходимо учитывать процесс их физического развития.

Традиционно в психологии расчленяют потребности сферы индивида, которые подчиняются закономерностям естественного отбора, и присущие человеку социальные потребности. Иначе говоря, различают потребности биологические (к ним относят побуждение голода, жажды, половое влечение) и социальные, которые, в свою очередь, делятся на материальные: потребности в предметах обстановки, в орудиях труда и др. и духовные: потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребности в самосовершенствовании, эстетические и ряд других.

Основная тенденция формирования потребности - это превращение объективной необходимости в потребность, требование необходимых условий для биологического, духовного и социального функционирования. Из этого следует, что в основе потребности в создании семьи и воспитании детей лежит объективная природная, совершенно естественная необходимость в продолжении рода, в физической близости с представителем противоположного пола.

Известно, что «порог терпимости естественных потребностей самый низкий, компенсация их невозможна. Длительное неудовлетворение негативно сказывается на самочувствии человека, подводит его к границам существования» (116, 34).

Но естественные биологические потребности людей коренным образом отличаются от природы потребностей животных, т.к. потребности людей подчинены социальным закономерностям. Каждый человек с самого рождения вступает в мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Взаимодействие индивида с этим миром происходит посредством включения его в деятельность. Удовлетворение потребностей у людей происходит в результате общественного труда, который меняет как их предметное содержание, так и способы их удовлетворения.

Стимулирование потребности в создании семьи и воспитании детей в учебной и внеклассной работе

Гуманизация и демократизация общества и новая образовательная парадигма позволяют решать проблему подготовки старшеклассников к семейной жизни на новом уровне, с учетом этнокультурных традиций.

Политика государства в области образования отражена в Конституции РФ, а также в Законе «Об образовании». В законе четко определены новые принципы государственной образовательной политики, которые утверждают гуманистическую и демократическую ориентацию школы. Образование рассматривается как процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах личности. Другими словами, прежняя приоритетная ориентация образования только на цели государства сменяется личностной ориентацией. Одним из главенствующих принципов государственной политики в области образования (Статья 2 Главы 1) называется гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В связи с этим, как отмечает Б.С. Гершунский, на смену жесткой унификации учебных заведений, унылому однообразию планов, программ и учебников, шаблонным формам и методам педагогической деятельности все более уверенно приходит всесторонняя вариатизация и дифференциация учебно-воспитательных процессов, гуманистическая ориентация на индивидуальные познавательные запросы и возможности каждого учащегося, его интересы и способности.

В настоящее время интересы быстрого преобразования общества, самого человека, как главной его ценности, требует нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Центральное место в формировании у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей принадлежит школе, призванной осуществлять направляющую и корректирующую функцию в системе подготовки молодежи к семейной жизни.

Мы разделяем мнение профессора И.А. Арабова о том, что «только школа в состоянии оценить глубину возникшего противоречия во взаимоотношениях общества и молодежи, во взглядах на семейную жизнь, так как необходимость воспитания семьянина диктуется несоответствием между возрастающими требованиями со стороны общества к выполнению гражданских, родительских и супружеских обязанностей у будущих отцов и матерей и уровнем сформированности у них на сегодняшний день понятий и представлений о духовных и материальных основах семейной жизни. Устранение этого противоречия должно найти отражение в кардинально меняющемся содержании образовании» (9,76).

Однако, как показало наше исследование, современное содержание школьного образования не поспевает за стремительно развивающимися потребностями общества.

Приступая к опытно-экспериментальной работе по формированию у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей, мы исходили из задач рационализации содержания школьного образования в исследуемом нами направлении, обозначенных проф. И.А.Арабовым. Содержание школьного образования должно обеспечивать:

1) взаимодействие исторически сложившейся системы религиозно-нравственного воспитания и моральных ценностей современного общества;

2) преодоление у молодежи безинициативности и инфантилизма и формирование разносторонних умений и навыков хозяйствования и деловых качеств будущего семьянина;

3) обеспечение учащихся биомедицинскими знаниями о развивающейся личности с целью определения, с одной стороны, невежественности и таинственности и преодоления преждевременного пробуждения сексуальных влечений, с другой;

4) усвоение учащимися юридических норм для регулирования возрастающей из года в год ответственности за правовое поведение в личной и семейной жизни (9,79).

Руководствуясь этими положениями, нами была составлена программа формирующего эксперимента, в которую был включен ряд мероприятий, направленных на стимулирование потребностей у старшеклассников в создании семьи и воспитании детей: при изучении учебных дисциплин, представляющих интерес в исследуемом нами направлении и при организации внеклассной работы.

Похожие диссертации на Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей