Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье Троян Инна Игоревна

Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье
<
Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Троян Инна Игоревна. Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Уссурийск, 1999 185 c. РГБ ОД, 61:00-13/1514-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социальные предпосылки и теоретические основы педагогических идей русского Просвещения 14

1.1. Влияние эпохи Просвещения на формирование педагогических взглядов русских мыслителей второй половины XVIII века 15

1.2. Дворцовая идеология в области воспитания 40

Выводы по главе 57

Глава 2. Семейное воспитание в Российском обществе во второй половине XVIII века 62

2.1. Крестьянские традиции семейного воспитания 64

2.2. Воспитание в дворянских семьях 84

Выводы по главе 101

Глава 3. Просветители второй половины XVIII века о воспитании детей в семье 105

3.1. Общие вопросы воспитания 107

3.2. Содержание семейного воспитания в педагогическом наследии просветителей второй половины XVIII века 123

3.3. Условия семейного воспитания 141

Выводы по главе 157

Заключение 161

Библиография 167

Введение к работе

В общественном укладе России семья всегда занимала первостепенное место, так как от её благополучия зависело и воспроизводство населения, и рост материального благополучия страны, и сохранность культуры, и психическое состояние человека.

В современной экономической и социально-культурной ситуации, характеризующейся нестабильностью, человек является не только свидетелем, но и участником противоречий, неразрешённость которых заводит в тупик и человека, и семью, и общество. Сегодня, с одной стороны, возрождаются гуманистические традиции, обостряется интерес к человеку, растёт потребность в образованности и культуре, возрождается национальный патриотизм и самосознание, с другой - имеет место пропаганда агрессивности и насилия, образовательный нигилизм; эрозия традиционных ценностей, отчуждение ребёнка от своей собственной страны. Такое положение сказывается на жизнедеятельности семьи и настоятельно требует создания наиболее благоприятных условий и выбора адекватных средств научно-обоснованного нравственного, физического, умственного, трудового, патриотического воспитания ребёнка в семье.

В разные годы вышло множество законов, указов, постановлений, ведомственных актов: «Декларация прав ребёнка» (1959), которая провозглашала обеспечение детям счастливого детства путём пользования всеми правами и свободами; «Кодекс о браке и семье РСФСР» (1969); «Семейный Кодекс Российской Федерации» (1992), нацеленный на защиту интересов детей, под которыми понимаются их нормальные условия жизни и воспитания именно в семье как оптимальной среде для гармоничного развития ребёнка; Федеральная комплексная программа «Дети России» (1993), выполнение которой призвано создать условия для нормальной жизни детей, находящихся в настоящее время в особо трудных условиях, обеспечить им социальную защиту. Проблема выживания и защиты, полноценного развития

детей признана приоритетной «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» (2000), обозначившей задачу поддержки семьи в её усилиях по воспитанию ребёнка как одну из важнейших и наиболее значимых в возрождении традиционных ценностей Российского общества.

Вопросы семьи и семейного воспитания во все времена были в поле зрения
общественных деятелей, философов, педагогов: Вл.Мономах, Ф.Прокопович,
Пётр I, Екатерина II, А.Радищев, К.Ушинский, П.Лесгафт, В.Ключевский,
Н.Крупская, С.Шацкий. А.Макаренко, В.Сухомлинский и мн. др. И сегодня эта
тема освещается достаточно широко в работах известных социологов
(И.Бестужев-Лада, С.Голод, М.Мацковский, А.Харчев и др.), психологов
(Р.Ильин, С.Ковалёв, Я.Коломинский, И.Кон, А.Петровский, И.Шилов,
Е.Шорохов<а); педагогов (Ю.Азаров, Т.Афанасьева, И.Гончаров,

И.Гребенников, И.Дементьева, Р.Капралова, А.Миноваров, Л.Панкова, О.Пинт, А.Роботова, Л.Спиваковский, В.Титаренко и др.)

Интерес к семье, к вопросам семейного воспитания сегодня определяется большим количеством проблем, присущих современной семье: нуклеаризация семьи, падение рождаемости, рост числа неполных семей, снижение воспитательного потенциала семьи. А именно семья должна стать тем убежищем, в котором ребенок может почувствовать себя защищенным и спокойным в условиях сложного и противоречивого развития современного общества.

О воспитательном влиянии семьи на ребёнка написано огромное количество литературы. В последние годы появилось немало рецептурных, переводных источников, рекомендации и советы, помогающие избрать правильный путь воспитания (Б.Спок, П.Лич, Делла Торре, А.Фромм и др.)

В современных условиях развития России на пути создания гражданского общества особую актуальность приобретают изучение и анализ отечественного культурного наследия, в том числе и педагогической мысли. Для организации полноценной помощи семье может быть использован опыт семейного воспитания, сложившийся на ранних стадиях развития российского

государства. Анализ и переосмысление педагогической мысли по вопросам семейного воспитания может помочь в организации деятельности по корректировке взаимодействия современной семьи и других воспитательных институтов и закреплению статуса семьи как основного института социализации личности. Объективный взгляд на историю семейного воспитания в России может способствовать определению перспектив дальнейшего развития и совершенствования воспитательного процесса. Возможна разработка новых подходов к решению проблемы преодоления встречающегося в современном обществе разрыва между теорией и практикой воспитания путем изучения закономерностей функционирования исторически сложившихся семейных традиций (З.И.Равкин).

Прогрессивное развитие современной семейной педагогики невозможно
без органичного включения осмысленного опыта прошлого, ибо только
исторический, ретроспективный подход обеспечивает глубокое и

всестороннее понимание научной проблемы, позволяет яснее осознать её место в структуре данной науки, развитие её ведущих идей, их историческую логику и диалектическую взаимосвязь. С точки зрения современной методологии необходимо воссоздать целостный исторический процесс развития педагогический науки ликвидировав «белые пятна», а с точки зрения современной педагогической практики, важно обнаружить в прошлом опыте такие ценные идеи и рекомендации, которые были бы насущны и плодотворны для решения сегодняшних проблем (В.В.Краевский).

Особый интерес в этом отношении представляет эпоха Просвещения в России, когда была ситуация столь созвучная современной: смена строя, возрождение национального патриотизма и самосознания, обращение к Европе за советом и помощью. Это был XVIII век.

Восемнадцатый век - век немалых свершений в сфере образования, эпоха создания государственной системы профессиональных и общеобразовательных школ, Академии наук, Университета, принятие важнейших законодательных документов по вопросам образования и воспитания; это век, для которого были

6 характерны серьёзные противоречия: с одной стороны - это век «просвещённого абсолютизма», а с другой - век массовой неграмотности простого народа.

Обращение к России XVIII в. позволяет соотнести проблемы воспитания, в частности, воспитания в семье, с современностью и определить перспективы развития и совершенствования воспитательного процесса с учётом накопленного опыта и сложившихся в век Просвещения педагогическими взглядами общественных деятелей, писателей, педагогов.

Русское просвещение сделало шаг вперёд к формированию новой культуры в целом и во взглядах на воспитание ребёнка. В России достаточно широко были известны сочинения сторонников нового воспитания (Д.Локк, Ж.Руссо, Вольтер, Д.Дидро, Г.Гельвеций и др.), пришедшие из Европы. Екатерина II восприняла от французских просветителей идею об изоляции детей от испорченного традициями общества, идею об энциклопедическом характере образования, идею о создании специальных учебных заведений, А русские просветители привлекли внимание к проблеме воспитания гражданина-патриота, созидателя великой России.

Наиболее выдающимися представителями эпохи Просвещения в России второй половины XVIII века были А.Ф.Бестужев, И.И.Бецкой, Е.Р.Дашкова, В.В.Крестинин, Ф.В.Кречетов, Н.Г.Курганов, Н.И.Новиков, А.А.Прокопович-Антонский, А.Н.Радищев, М.М.Снегирёв, П.А.Сохацкий, Е.Б.Сырейщиков, Г.Н.Теплов, Д.И.Фонвизин и многие другие. Произведения этих просветителей вошли в золотой фонд отечественной педагогической науки. В их работах немаловажное место занимают вопросы семейного воспитания. Основной целью обучения и воспитания, которую авторы выделяли в своих работах, стало «приготовление детей в пользу Отечества». Основными направлениями в воспитании детей были физическое, эстетическое, нравственное, патриотическое, умственное, трудовое. Исключительна при этом была роль семьи, где закладывался фундамент нравственности, а пример родителей составлял основу воспитания. К наиболее известным работам

просветителей относятся сочинения Н.И.Новикова «О воспитании и наставлении детей», Г.Н.Теплова «Наставление сыну», И.И.Бецкого «Устав воспитания двухсот благородных девиц...», А.Н.Радищева «Беседа о том, что есть сын Отечества», П.А.Сохацкого «Слово о главной цели воспитания», А.Ф.Бестужева «О воспитании» и многие другие. Труды просветителей XVIII века, проблемы, которые они поднимали, актуальны и по сей день.

Восемнадцатый век, в частности его вторая половина, годы правления Екатерины II, привлекал всегда внимание исследователей. В работах известных педагогов прошлого (М.И.Демков, П.Ф.Каптерев и др.) и современности (Т.К.Ахаян, Е.Н.Медынский, А.И.Пискунов, З.И.Равкин, Л.А.Степашко, М.Ф.Шабаева и др.) освещаются принципиальные вопросы воспитания и образования в России в обозначенный период. Педагогические взгляды отдельных мыслителей эпохи Просвещения стали предметом изучения таких исследователей как Т.В.Артемьева, В.К.Ббровникова, П.Н.Берков, И.А.Деревцов, А.С.Лаппо-Данилевский, Л.И.Майков, Н.Л.Пушкарёва, О.Г.Чайковская, В.И.Чернышёв, И.В.Чувашёв и мн. др. Однако значительно реже изучаются проблемные вопросы, авторы в своих работах главным образом рассматривают историю образовательных учреждений, педагогические взгляды того или иного просветителя. Педагогическая наука продолжает отдавать приоритет школе в воспитании ребёнка, недооценивая, на наш взгляд, значение семьи, в которой происходит «очеловечивание» младенца (Каган М.С.). Вопросы семейного воспитания не явились предметом исследования у названных авторов. Недостаточная изученность и неразработанность проблем семейного воспитания эпохи Просвещения, в частности второй половины XVIII в., делает необходимым осмысление педагогических идей, заключённых в трудах российских просветителей по вопросам семейного воспитания.

Всё вышеизложенное актуализирует историко-педагогическое исследование проблемы воспитания детей в семье и обусловливает необходимость осмысления педагогических воззрений просветителей второй половины XVIII в. по вопросам семейного воспитания. В основе

диссертационного исследования - осмысление социокультурного и педагогического опыта второй половины XVIII в. и определение его значения для решения вопросов семейного воспитания на современном этапе.

Объект исследования - теория и практика семейного воспитания эпохи Просвещения в России второй половины XVIII века.

Предмет исследования - педагогические взгляды просветителей второй половины XVIII в. на вопросы воспитания детей в семье.

Цель исследования - систематизировать педагогические взгляды просветителей второй половины XVIII в. по вопросам воспитания детей в семье в контексте культурно-исторических условий того периода и определить значение теоретического и практического опыта для современных поисков в области семейного воспитания.

Объект, предмет, проблема и цель исследования обусловили его задачи:

  1. Выявить социокультурные условия, определившие общественный интерес к проблемам семейного воспитания в России.

  2. Раскрыть содержание понятия «воспитание» в контексте эпохи Просвещения.

  3. Дать анализ опыта семейного воспитания в эпоху второй половины XVIII века.

  4. Выявить, систематизировать, сопоставить позиции русских педагогов- просветителей по вопросам воспитания в семье.

  5. Определить значение теоретического и практического решения проблем семейного воспитания в эпоху Просвещения в России второй половины XVIII века для современности.

Хронологические рамки исследования - вторая половина XVIII века. Фактический материал в своей массе естественным образом группируется в рамках 1760-1800-х гг., т.е. периода правления Екатерины II, когда пробуждается русское общественное самосознание, закладываются традиции русской общественной критической мысли (П.Н.Милюков), когда

проявляется интерес к человеку и его воспитанию, когда закладываются теоретические основы педагогической науки.

Методологическую основу исследования составляют

фундаментальные положения о функционировании общества, его групп в конкретно-исторических условиях и общефилософские представления об исторической оценке развития и взаимосвязи общества и социальных явлений, о соотношении общественного и индивидуального сознания, О единстве человека и общества, о семье как микромодели социума, концепция самоценности человеческой личности в общественном развитии.

При организации и проведении данного исследования мы опирались на принцип историзма в анализе педагогических идей и описании педагогической действительности, на цивилизационныи подход к познанию всемирно историко-педагогического процесса (Г.Б.Корнетов), на положения о рассмотрении педагогических идей, явлений в социо-культурном контексте (Л.С.Геллерштгейн, О.Е.Кошелева).

В исследовании использован комплекс общенаучных и исторических методов: сравнительно-сопоставительный (анализ, синтез, аналогия, актуализация, систематизация), историко-структурный (выявление основных структурообразующих и системообразующих компонентов изучаемого педагогического явления), конструктивно-генетический (формирование позитивных, актуальных для современной теории и практики семейного воспитания выводов на основе изучения и анализа педагогических идей воспитания детей в семье второй половины XVIII века).

Источники исследования. При организации и проведении исследования использовался обширный круг различных материалов. Для изучения государственной политики правительства Екатерины II в сфере воспитания явились важными источниками материалы Полного собрания законов Российской империи. Анализ состояния педагогической мысли в России второй половины XVIII века был осуществлен на основе изучения трудов просветителей данного периода. Для выявления особенностей воспитания

детей в дворянской и крестьянской семье основными источниками послужили исторические работы исследователей XVIII века, литература этого времени как художественная, так и нравоучительная, эпистолярная, мемуарная. Источниками исследования также явились диссертации, монографии, публикации (педагогические, исторические, социологические и др.) по теме исследования.

Защищаемые положения:

1. Вторая половина XVIII в. положила начало педагогическому
движению, начатому сверху и явилась плодотворным этапом в разработке
проблем воспитания. Правительство Екатерины II видело необходимость
реформирования общества не только через экономические преобразования, но
и через воспитание нового человека.

2. Процесс европеизации России второй половины XVIII в. имел не
только отрицательную сторону, но и выступил стимулом для сохранения
самобытности внутреннего развития страны и становления педагогической
мысли.

  1. Формирование педагогических взглядов просветителей России шло под влиянием мировоззренческой концепции Просвещения Западной Европы и русского просветительства XVII-XVIII вв и определялось гуманистическим подходом к целям, содержанию и средствам воспитания.

  2. Семейное воспитание просветителями России второй половины XVIII в. рассматривается как часть общественного, но как часть самая существенная и важная для формирования «истинного сына Отечества», а семья как источник, условие, средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в постановке проблемы, в специальном изучении и анализе семейного воспитания-второй половины XVIII века как педагогического феномена и вытекает из темы и поставленных задач:

-определены новые стороны общественно-педагогического процесса в России второй половины XVIII в. в связи с политикой Екатерины II;

-определены социокультурные истоки и теоретические основы воспитательных идей русского просвещения;

- раскрыто содержание понятия «воспитание» в контексте эпохи
Просвещения, которому просветители придавали исторический и
национальный характер, рассматривая его наряду с такими понятиями, как
«образование» и «обучение»;

-раскрыты сущность и характер феномена «семейное воспитание» в российской действительности второй половины XVIII в. и в педагогических воззрениях общественных деятелей и педагогов данного периода;

- выявлены зависимость семейного воспитания от культурно-
педагогических традиций, специфика семейного уклада в дворянской и
крестьянской семье и раскрыт механизм функционирования и передачи
патриархальных традиций в семье;

- выявлены, проанализированы, сопоставлены и систематизированы
идеи просветителей данного периода по вопросам целеполагания, содержания и
условий успешного воспитания детей в семье;

- определено значение решения проблем семейного воспитания в эпоху
Просвещения для общеметодологических и теоретических подходов в
рассмотрении и оценке теории и практики воспитания и для преодоления
кризиса семьи на современном этапе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические выводы и практический материал диссертации позволят обогатить содержание курсов «Семейная педагогика и домашнее воспитание», «Философия и история образования», «Детство в истории культуры» и т.д. Материалы исследования помогут более глубокой разработке педагогических курсов в вузе и послужат основой для проведения спецкурса и спецсеминара, для подготовки учебных пособий историко-педагогического характера, написания курсовых, дипломных работ и рефератов и т.д. В педагогических

университетах, институтах, колледжах результаты диссертации могут быть использованы для развития и повышения уровня педагогического мышления студентов. Применение результатов позволит совершенствовать профессиональную подготовку педагогов. Материалы исследования помогут в реализации историографического подхода к проблеме семейного воспитания при проведении научного исследования, направленного на выявление позитивного по вопросам воспитания детей в семье во второй половине XVIII в. и на совершенствование практики семейного воспитания сегодня. Достоверность исследования обеспечивается:

- методологическим подходом, опирающимся на

общефилософские положения о самоценности человеческой личности в общественном развитии, о законах функционирования общества и отдельных групп в конкретно-исторических условиях, о семье как микромодели социума;

- значительным объемом использованных педагогических, исторических,
культурологических и других материалов;

- применением комплексного метода исследования, адекватного, его
задачам, целям, логике.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры педагогики Уссурийского государственного педагогического института, на научно-практической конференции (г.Уссурийск, апрель 1998 г.), на Вишняковских чтениях в БФ ЛГОУ (г.Бокситогорск, апрель 2000 г.). Апробация и внедрение полученных в ходе исследования результатов осуществлялись через публикации в печати. Материалы исследования использовались в преподавании курса "Философия и история образования" в УГПИ, ЛГОУ.

Структура и объём работы: диссертация состоит из введения, трёх глав (семи параграфов), заключения, списка использованной литературы.

ВО ВВЕДЕНИИ обоснована актуальность избранной темы, определена степень ее научной разработанности, цель объект, предмет исследования, его задачи, методологические основы и методы, хронологические рамки,

охарактеризованы источники, раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ «Социальные предпосылки и теоретические основы педагогических взглядов русского Просвещения» дан анализ социокультурной ситуации второй половины XVIII в. России, проанализированы идеологические принципы и положения, на которые опиралась образовательная политика Российского государства второй половины XVIII века, и рассмотрены теоретические основы русского Просвещения по вопросам воспитания подрастающего поколения.

ВТОРАЯ ГЛАВА «Семейное воспитание в российском обществе во второй половине XVIII века» отражает педагогическую действительность данного периода и выявляет особенности воспитания детей в дворянской и крестьянской семьях. Основными источниками второй главы явились исторические работы исследователей XVIII в., литература XVIII в. как художественная, так и нравоучительная, мемуарная, эпистолярная.

В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ «Просветители второй половины XVIII века о воспитании детей в семье» на основе анализа работ просветителей данного периода определяется подход к общим вопросам воспитания и выделяются ведущие идеи по вопросам семейного воспитания. Определены цель (воспитание истинного сына Отечества), задачи воспитания, содержание (нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое), условия успешного воспитания в семье (авторитет родителей, их пример, педагогическая образованность родителей, единство требований родителей к детям, распорядок семейного уклада, атмосфера в семье и другие).

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ диссертации подводятся общие итоги исследования и формулируются выводы.

Влияние эпохи Просвещения на формирование педагогических взглядов русских мыслителей второй половины XVIII века

Историки, Философы, литераторы, педагоги, во все времена творили не в вакууме. Их мировоззрение подвергалось воздействию многих факторов, вызывавших эволюцию их взглядов. Зарождение и формирование педагогических идей русских просветителей второй половины XVIII в. нельзя рассматривать изолированно от производственных отношений и окружающей среды. Чтобы правильно себе представить основу педагогических идей, правильно оценить направление педагогической мысли просветителей, необходимо проанализировать социально-экономическую и культурную ситуацию в России и назвать источники, из которых вытекают взгляды, что, несомненно, в значительной степени определяет формирование общего мировоззрения просветителей.

Во второй половине XVIII в. еще в условиях феодально-крепостнических отношений в России начали формироваться капиталистические отношения. Происходило быстрое развитие товарно-денежных отношений. На Урале, вокруг Москвы и на Западе (Петербург, Рига) сформировались крупные промышленные и торговые районы, повысилось экономическое значение Севера. Многие посады получили права городов, развивалась внутренняя и внешняя торговля, разрастался всероссийский рынок, сильно возросло промышленно-экономическое значение купечества.

Именно в годы царствования Екатерины II Россия по территории заняла первое место в мире. По численности населения она вышла на первое место среди европейских держав, уступая азиатским - Китаю и Индии. Её военная мощь была утверждена как фактор, способный решить любую проблему на пространствах Европы, Северной Америки, Центральной Азии. По экономике Российская империя уступала только Великобритании. Русское железо, хлеб, лён и многие другие товары господствовали на значимых в мировом масштабе рынках. Хозяйственное движение вверх при Екатерине II было впечатляющим: «...русское промышленное развитие было равным развитию остальной Европы, а порой и превосходило его» (217,4-5).

Новые капиталистические отношения вступали в противоречия с господствовавшими феодальными. Под влиянием изменений в экономике и нарастающих крестьянских волнений возникают оппозиционные настроения, всё чаще проявляются нападки на сословные права и привилегии дворянства со стороны разночинцев, купцов, ряда образованных представителей, являющихся носителями новой нарождающейся идеологии. В обществе начинает осознаваться неэффективность крепостного труда, необходимость смягчения крепостного права и даже полной его отмены.

Если в промышленной сфере во второй половине XVIII в. развитие торговли и мануфактур создавало необходимые условия для промышленного подъема, то в сельском хозяйстве, составляющем основу экономики России, сохранялась отсталость, низкая производительность труда, чрезвычайно малым был процент нововведений. Капиталистическая цивилизация, которой свойственно выравнивание, упрощение сословной структуры, для России еще не наступила. Неравномерность развития различных сфер общества продолжала нарастать. Это и привело к дестабилизации, к крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева.

С другой стороны в царствование Екатерины II русское правительство ставит своей целью насаждение в стране общего образования, а не только технического и специального.

Важнейшими показателями социокультурных условий, выступающих предпосылками для развития педагогической мысли во второй половине XVIII в. явились грамотность населения, система образования, школа как важнейший социокультурный институт, являющиеся и результатом и условием культурно-исторического развития нации. Первая половина рассматриваемой эпохи создала систему профессиональных школ, Академию наук (1726), Университет (1755), издание переводной и оригинальной литературы. Однако одним из самых чувствительных барометров культурных веяний, общественных настроений, по мнению П.Н.Милюкова (а мы с ним согласны), выступает книгоиздательство.

В эпоху Екатерины II развивается достаточно бурно книгоиздательство и количество издаваемых книг в России выросло почти в пять раз по сравнению с петровской эпохой. Сама же Екатерина II наращивает темпы: выпуск книг в год составил 1770 г. - 105, 1790 г. - 366 (...,338). Большая часть книг удовлетворяла потребности школ, церкви, правительства, но 40% были обращены к любителям светского чтения: романы, повести, стихотворения, драматические пьесы и т.п. Появляется небывалое количество педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу человека. Проблема человека и его место в жизни - вот показатель становления и развития новой эпохи.

Просвещение, наиболее полно заявившее себя во Франции, охватило страны Европы, но степень радикальности просветительской программы и социальные силы, возглавившие данное идеологическое движение, в разных странах носили различный характер.

Процесс интеллектуального подъема не мог миновать Россию, для которой эта эпоха тоже стала периодом социального и культурного обновления. Специфические особенности идеологии русского Просвещения до сих пор остаются предметом научных дискуссий. Эта тема нашла свое отражение в работах многих педагогов, историков, философов, филологов и других ученых, как прошлых, так и современных лет. Не претендуя на исчерпывающую полноту обзора этой темы, позволим себе выделить ряд авторов, посвятивших свои работы теме русского Просвещения. В ряду работ по истории русской философии и общественно-политической мысли XVIII века следует назвать Т.В.Артемьевой, А.И.Введенского, З.А.Каменского, В.И.Морякова, Э.Л.Радлова, И.Я.Щипанова и др. Значительны успехи литературоведения. Нельзя не упомянуть работы П.Н.Беркова, А.П.Валицкой, Ю.М.Лотмана, Г.П.Макогоненко, Ю.В.Стенника и многих других.

Непосредственность связей педагогических идей с социально-политическим движением является одной из существенных характеристик отечественного общественного сознания XVIII века, получившего название «век Просвещения». Утверждение идей демократизма, высокой гражданственности, ненависть к крепостному праву и порождаемому им общественному злу, утверждение идей гуманизма, уважения и любви к человеку стимулировали процесс формирования педагогических идей, поскольку, именно эти представления определяли, по мысли просветителей, благосостояние общества. На этой почве развернулся конфликт между консервативно-крепостнической и демократической просветительской идеологией.

Дворцовая идеология в области воспитания

Образование и воспитание того или иного государства является едва ли не основным фактором, определяющим его динамику (Е.П.Титков). Среди проблем, которые решало государство Российское, была и такая, как воспитание и образование общества. Для России она была важной, но весьма болезненной. От её решения зависела историческая судьба страны, общества, народа. Русская мощь, военно-политическая, территориальная, экономическая, не была подкреплена интеллектуальным потенциалом её населения. Невежество народных масс было ахиллесовой пятой российского социального порядка. Без развития интеллекта нации, без нравственного воспитания подрастающего поколения нельзя было рассчитывать на длительные перспективы в сфере экономических, политических, военных успехов. Это хорошо понимали М.В.Ломоносов, И.И.Шувалов, Екатерина II, И.И.Бецкой, Ф.И.Янкович, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев и многие другие. В 60-80-е годы XVIII в. была предпринята попытка высокой исторической значимости выйти на должный образовательный и культурный уровень, догнать Европу в сфере интеллектуального развития общества.

Понимание глубоко назревших проблем общественного развития той эпохи делает честь русским людям из числа правящей тогда элиты. Их поиски решений воспитательных и образовательных задач общества, на наш взгляд, должны быть признаны как важный предмет педагогических и исторических исследований современной и будущей отечественной науки.

В отечественной педагогике многое сделано для освещения того интеллектуального и культурного переворота, который совершил Петр I. Однако специалисты недостаточно пристально смотрят на кульминацию «века Просвещения» в империи, на эпохальные решения и действия Екатерины И.

Воспитательная и образовательная политика России эпохи Екатерины Великой - важная проблема, поскольку она открывает забытую, но важную страницу отечественной истории, раскрывает моделирование политических процессов в стране через целенаправленную подготовку молодёжи в плане нравственного и умственного воспитания.

Период второй половины XVIII в. в истории России мы, без всякого сомнения, связываем с правлением Екатерины II (1762-1796). Специфические условия развития страны и личные качества монарха породили период русской истории, получившей название «золотого века Екатерины». В советской исторической науке, с её социально-экономическим подходом к оценке исторических деятелей, царствование Екатерины II рассматривалось как проявление так называемого просвещённого абсолютизма. А просвещённый абсолютизм трактовался как либеральная демагогия и лавирование самодержавия с целью предотвращения народных выступлений (72,191).

Царь в соответствии с мерой своей просвещённости и понимания задач, стоявших перед страной, формировал «команду», если так можно выразиться, интеллектуальный центр, генерировавший идеи и с благословения монарха претворявший их в жизнь. Известно, что в эту «команду» входили многие педагоги того времени, поэтому, очевидно, что влияние монарха на формирование педагогических идей велико.

Стремление показать, что из себя представляет Екатерина II как личность, как педагог, как просветитель характеризуют исследования следующих авторов: А.Б.Каменский, В.О.Ключевский, В.Т.Козлов, О.А.Омельченко, Н.И.Павленко и многие другие. В их работах императрица предстаёт женщиной лицемерной и коварной, она не пренебрегала никакими средствами, чтобы расположить к себе нужных людей. При этом вся она -создание холодного рассудка, искусная актриса, в ней нет ни грани искреннего чувства (В.О.Ключевский). В политике она была достаточно жесткой и властной, умеющей разбираться в людях.

Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе. Идеи эти приходилось реализовать на русской почве, с учётом исторических особенностей развития России. Наблюдались противоречия между декларациями и делами: Екатерина II неоднократно заявляла о миролюбии и провела 6 кровопролитных войн, была противницей крепостного права и довела его до совершенства, говорила о необходимости установить законы для всех государственных учреждений и самовластно стояла над всеми законами и учреждениями и т.д.

Однако, утверждение о самовластности правления Екатерины с позиций XIX в. вовсе не содержит в себе противоречия. Просветители, а в частности Монтескье (54,534), вполне допускали монархическую форму правления, особенно для стран с такой обширной территорией, как у России. Более того, именно на монарха возлагалась задача заботиться о благе подданных и вводить начала законности, согласные с разумом и правдой. Как себе представляла Екатерина задачи просвещённого монарха видно из её «Записок» (62). В этой работе освещались следующие положения: 1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе.

Очевидно, что Императрицу интересовало, прежде всего, российское законодательство. Её не устраивал старый законодательный материал, накопившийся со времени Уложения царя Алексея Михайловича. Она хотела создать новое законодательство, а не приводить старое в систему. Свою просветительскую программу Екатерина описала в «Наказе» (141), где говорилось, что Россия есть европейская держава. Императрица считала своим долгом продолжить процесс Европеизации, который был начат Петром I. Самое радикальное преобразование, которое намечала монархиня, предполагало отмену крепостного права. Кроме того, «Наказ» провозглашал равенство всех граждан перед законом. Многие свои идеи она почерпнула из сочинений Вольтера, Монтескье, открыто заявив о своей приверженности к гуманным принципам европейского Просвещения. Это, однако, нисколько не мешало ей оставаться ярым сторонником самодержавия. Таким образом, Екатерине пришлось действовать не по заранее продуманной и намеченной программе, а последовательно браться за решение тех задач, которые выдвигала жизнь. Тем более что это сообразовывалось с одним из её принципов: «плыть по течению, вот наилучший способ обуздать обстоятельства» (72,194). Отсюда впечатления некоторой хаотичности в её царствовании.

Своей противоречивостью и разладом между делом и словом исследуемая эпоха породила все позднейшие течения русской общественной мысли, начиная от либерализма и кончая консерватизмом и радикализмом. Так, к либерально-правовому направлению философы (А.Ф.Замалеев, В.В.Зеньковский, Н.О.Лосский и др.) относят таких просветителей как, С.Е.Десницкий, Я.П.Козельский, Д.И.Фонвизин Н.И.Новиков. К патриархально-консервативному направлению относится, прежде всего, князь М.М.Щербатов. И, наконец, представителем радикально-демократического направления был А.Н.Радищев. О педагогических воззрениях вышеперечисленных просветителей, относящихся к различным течениям русской политической философии, мы будем говорить в следующих главах данного исследования. Необходимость выделения направлений, которые явились результатом действий монарха, объясняется огромным влиянием «просвещённого абсолютизма» на процесс формирования педагогических идей по вопросам воспитания в просветительской России второй половины 18 века.

Главный вопрос, который возникает при оценке эпохи и личности Екатерины II: каков побудительный мотив, принципиальный стержень всех её деяний? В истории существуют различные мнения по поводу оценки правления великой Императрицы. Одни (С.Ф.Платонов, А.Б.Каменский) считают, что

Екатерина была настоящим продолжателем дел Петра I, Другие (В.О.Ключевский) оценивают многие начинания Екатерины как внешне эффективные, но на практике давшие вовсе не ожидаемый результат. Ещё одни историки (В.Т.Козлов) считают период её царствования временем не предугадываемых зигзагов политики, обусловленных влиянием фаворитов, которые, как известно, стали выдающимися государственными деятелями. Для нас Екатерина II интересна, прежде всего, как просветитель, как законодатель и представитель официальной идеологии по вопросам воспитания и образования подрастающего поколения.

В области воспитания по вопросу формирования «истинного сына Отечества» Императрица выдвинула, а затем последовательно отстаивала идею «образцового послушания» народа государству, суть, которой была сформулирована ей в «Наказе». Державная «матерь Отечества» считала, что необходимо детям внушать страх Божий «как начало всякого целомудрия и вселять в них все те должности, которых бог от нас требует» (141,103-104). «Правила воспитания, - провозглашала императрица, - суть первыя основания приуготовляющия нас быть гражданами» (141,103). В «Наказе» говорилось, что надо прививать воспитуемым любовь к Отечеству, «почтение к установленным гражданским законам», но самое главное, «почитать правительство своего отечества», потому что только оно одно печётся «по воле Божией о благе их на земле» (141,104).

Крестьянские традиции семейного воспитания

В области изучения истории крестьянства русская историческая наука имеет более чем двухвековую традицию (Б.Д.Греков). Начиная от В.Н.Татищева, который по праву может считаться первым историком русского крестьянства и кончая трудами современных исследователей (Л.Н.Пушкарёв, В.А.Александров, М.М.Громыко, Б.Д.Греков), история крестьянства в России на всём протяжении развития русской исторической мысли являлась одной из центральных проблем русской историографии, привлекая внимание и служа предметом исследования наиболее выдающихся русских историков XVIII-XIX и XX веков. Такой интерес к истории русского крестьянства объясняется огромным значением крестьянского вопроса в политическом развитии России XVIII-XX веков. Современная историческая наука получила от старых, дореволюционных историков огромное наследство в виде литературы по истории крестьян в России. Бесспорна научная ценность этого наследства. Наиболее ярким показателем достижения дворянско-буржуазной историографии в изучении русского крестьянства могут служить работы В.О.Ключевского, Н.И.Костомарова, В.И.Семевского и др.

Во второй половине XIX - начале XX в. вопросом крестьянской жизни семьи и семейного воспитания занимались Л.Н.Толстой, С.А.Рачинский, Н.Ф.Бунаков. В 20-е гг. XX в. изучение народной педагогики связано с именем Г.С.Виноградова, который представил её как систему, изучал практику психологической основы народного воспитания. В это же время история русского крестьянства привлекла внимание исследователей А.Е.Преснякова, С.Ф.Платонова. Значительный вклад в 50-70-х гг. XX в. внесли в разработку теоретического представления о народной педагогике такие, как Г.Н.Волков, В.Ф.Афанасьев и др.

Общественное значение крестьян, по мнению вышеперечисленных историков, распадается на три времени: 1) От начала исторических известий о крестьянстве почти до XVI века. Крестьяне пользовались свободой перехода от одной земли на другую и от одного владельца к другому. 2) От конца XVI в. до второго десятилетия XVIII в. Крестьяне по закону прикреплены к земле, не смотря на это, пользовались во всех других отношениях правами свободных людей. 3) Позднейшее время, начиная с первой ревизии (1719) крестьяне постепенно обращались в крепостных людей, в полную собственность своих владельцев (14,62).

В царствование Екатерины II крестьянское право достигло высшей точки развития. Крестьяне к концу XVIII в. вошли в состав недвижимых имений, и установление крепостного состояния сделалось юридическим. В это же время, именно крестьянские и мещанские семьи преобладали по сравнению с другими сословиями. В XVIII-XIX вв. эта пропорция сохранялась. Так, в XVIII в. 40 миллионов всего населения России составляли: 63,2% - крепостные крестьяне, 3-4% - горожане, 1% - дворяне. Крестьянское сословие делилось на две группы: владельческие крестьяне (помещичьи, дворцовые, монастырские) и государственные, хозяином которых было государство. Из них помещичьих крестьян было 50,5%. В целом, крепостные составили почти 70% крестьянского и 63,2% всего населения (73,6).

Анализ историко-педагогических исследований по крестьянской семье свидетельствует о преобладании работ, посвященных сибирскому крестьянству (В.А.Александров, С.С.Щекина, Н.А.Миненко, Е.А.Зуева). Для нас не является принципиальным преобладание работ такого содержания. По своей форме, составу, структуре и обычаям сибирские крестьянские семьи мало, чем отличались от семейства крестьянского в Европейской России, т.е. в принципе развивались повсеместно в рамках единого процесса. Однако, стоит принять во внимание и слова Д.С.Лихачёва: «Самое главное, чем Север не может не тронуть сердца каждого русского человека, - это то, что он самый русский. Он не только душой русский, он русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре» (164,7). Таким образом, материалом для написания данного параграфа нам послужили работы именно по вопросам жизни сибирской крестьянской семьи и Поморья (2;13;163;164;241;245).

В целом для работ, посвященных изучению крестьянской семьи в Сибири XVII-XVIII вв., характерно выявление конкретных её типов и форм, структуры и состава, исследование семейного строя у разных социальных групп населения. Данные о типологии крестьянской семьи имеют весьма существенное значение для нашего исследования, т.к. это отражается на процессе воспитания детей в семье. Типология семьи определяется её численностью и структурой, основными показателями которой являются поколенный, половозрастной и родственный состав.

Анализ историко-этнографических работ свидетельствует о наличии различных подходов к определению переходных форм от родовой общины к малой семье и наоборот (В.А.Александров, Б.Д.Греков, М.О.Косвен и др.).

На разных этапах истории крестьянства в его среде складывались разные формы семьи. Для периода XVII в., а тем более XVIII-XIX вв. говорить о большой семье - патриархальной, много поколенной, включающей в себя родственников не только по прямой, но и по боковой линии, что было свойственно первобытнообщинному строю, конечно же, не приходится. Такие семьи встречались, но как явление вторичное, выросшее их неразделённой семьи. Для русской крестьянской среды второй половины XVIII в. были свойственны другие типы. Уже к XVI в. господствовавшей формой у населения Восточноевропейской равнины была семья малая. Она состояла из двух поколений: родители - дети. Наряду с ней бытовала семья неразделённая разных видов, возникшая на основе малой. Одна называлась отцовская и состояла из трёх, иногда четырёх поколений: деды - отцы - сыновья - внуки, отцы - сыновья - внуки. Другая семья - братская, в которой совместно жили женатые братья со своими детьми. Существовали также семьи, члены которых находились между собой в боковом родстве (дядья - племянники). В неразделённых семьях к XVIII в. ещё сохранились черты, присущие семьям раннего периода, особенно во внутреннем укладе, во взаимоотношениях между её членами. В малых же семьях начинали вызревать отношения, отличные от жизненного уклада старых патриархальных семей, хотя в ряде случаев и малая семья сохраняла жизненные прежние устои, особенно в среде зажиточных крестьян или старообрядческих семьях.

Итак, на протяжении XVII-XVIII в. крестьянская семья типологически не претерпела принципиальных изменений. Малая семья, безусловно, преобладавшая в среде сельского населения в первой половине XVII в., в дальнейшем в ряде районов трансформировалась в неразделённую семью. В то же время распады неразделённых семей и распространение семей малых во второй половине XVIII в. и на протяжении XIX в. были явлением вторичного порядка.

Причины преобладания в отдельных местностях в то или иное время разных типов семей - малой или неразделённой, семей много или малолюдных - могут быть выяснены только специальными исследованиями, что не является задачей данного исследования. В разных регионах огромной страны, отличающихся друг от друга климатическими условиями, у разных групп крестьянства могли быть разными.

В отечественной литературе весьма прочно удерживался взгляд, согласно которому вплоть до реформы 1861 г. в России основной формой семьи у крестьян была «большая» в разных её вариантах. Подробный историографический анализ был осуществлён М.О.Косвеном. Он считал, что малая семья как форма, «хотя и имевшая место, являлась все же эпизодической, тем более что выдел мог произойти только с согласия семьи, в особенности её главы...» (99,80). Несмотря на то, что крестьянская семья претерпевала ряд изменений социально-экономического характера, следует отметить, принципиальных изменений во внутрисемейных отношениях не произошло, традиции воспитания детей в семье не изменились.

Россия всегда была крестьянской страной. Многовековой путь развития, который прошло русское крестьянство, позволяет считать его хранителем культуры русского народа. Крестьянская среда в наименьшей степени была подвержена различного рода изменениям, влияниям и к XVIII в. практически сохранилась в своём первозданном виде, что обусловливается традиционностью всей жизни и культуры крестьянства. Основой всей крестьянской жизни всегда была семья. Она была практически единственным и главным воспитательным институтом в крестьянской среде. Именно в семье ребёнок усваивал основные элементы социального опыта, через старших членов семьи и осваивал определённые установки, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды, чтобы потом передать их своим детям. Однако, информация о человеческом поведении не могла передаваться из поколения в поколение только в виде знаний, она предполагала конкретный образец, по которому человек мог действовать сам и оценивать действие других, т.е. общепринятый эталон поведения и действия - традицию. Поскольку традиционализм мы рассматриваем как главную особенность воспитания детей в крестьянской семье, нам необходимо определить сущность этого понятия.

Содержание семейного воспитания в педагогическом наследии просветителей второй половины XVIII века

Признавая воспитание как один из важнейших факторов в процессе формирования личности, а семью - своеобразной средой, в которой происходит этот процесс, просветители второй половины XVIII в. ставили вопрос о задачах воспитания, несущих в себе содержательный потенциал. Анализируя взгляды просветителей данного периода, мы обнаруживаем связь с позициями просветителей первой половины XVIII в.: А.Кантемира, Ф.Прокоповича, В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, и др. по вопросам содержания семейного воспитания (нравственного, физического, умственного, трудового, эстетического).

Начало, связанное с реформами Петра І в области образования XVIII в., на первое место в воспитании детей ставило задачу образования ума. Решения этой задачи требовало общество. Ему нужны были люди, знающие науку и свое дело. Так, великий ученый педагог первой половины XVIII в. М.В. Ломоносов, главнейшей целью воспитания считал подготовку истинных сынов Отечества, способных развивать науку и распространять знания среди народа. Идею приоритета умственного воспитания над нравственным мы встречаем и членов Петровской дружины (Ф.Прокопович, В.Н.Татищев, И.Т.Посошков и др.).

Во второй половине XVIII в. появляется ряд переводной литературы, которая получила у нас широкое распространение (58;144;180;106;142;38). Однако, следует отметить, что воззрение западноевропейских просветителей по вопросу содержания семейного воспитания умело интерпретировались отечественными мыслителями с учетом требования эпохи. На общем фоне падения нравов, причиной которого просветители усматривали повальное увлечение иностранным, возникает потребность воспитания патриота, истинного сына Отечества. Воспитание это должно начинаться в семье и реализовываться путем формирования нравственных качеств человека, так как идея «образования сердца» (под ним мыслители понимали нравственное воспитание) в педагогических сочинениях второй половины XVIII в. становится центральной.

Историко-педагогический анализ разработки идей по вопросу содержания семейного воспитания в прогрессивной русской педагогике Екатерининской эпохи показал, что действенным средством формирования личности «истинного сына Отечества» просветители считали именно нравственное воспитание.

Воспитание нравственности, а под ней Д.И.Фонвизин понимал благонравие, добродетель, должно быть первостепенным. Сначала необходимо воспитывать благонравие, говорил Стародум Правдину, а затем уже обучать человека, потому что «просвещение возвышает одну добродетельную душу».

Д.И.Фонвизин был твердо убежден в том, что «наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» (226,169). Поэтому воспитывая человека, дворянина прежде всего, отмечал просветитель, необходимо показать ему, «как великие люди способствовали благу своего отечества» и как «вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения» (226; 169).

Я.П.Козельский, как и Д.И.Фонвизин, считал первичным воспитание добродетели, а уже потом просвещение разума: «...надежнее из добродетельного человека сделаться умным, чем из умного добродетельным » (69,533). До определенного возраста, учил просветитель, детей следует обучать добродетели, то есть «приятному , чистосердечному и безобидному с своими близкими обхождению» (69,533), а уже впоследствии тех, кто будет тверд в добродетели, обучать наукам для выполнения «должности в гражданском или другом качестве» (69,534).

Проблему нравственного воспитания, волновавшую в то время общественность, осветил в своей работе «О пользе нравоучения при воспитании юношества » Е.Б.Сырейщиков. Он также считал, нравственное воспитание, заключавшееся, по мнению автора, в нравоучениях, является первостепенным: «Нравственное воспитание юношества, составляющего спору и подкрепление всякого общества, есть, конечно, сколько трудное, столько же и важное дело, потому, что от оного непосредственно зависит благоденствие не семейств только частных, но и всего общества» (4,279).

Следуя идеям просвещения второй половины XVIII в., Сырейщиков отводил нравственному воспитанию социальную роль. Продолжая эту мысль автор отмечает, что, ошибки, допускаемые родителями при физическом воспитании, причиняют боль им самим и ближним, а оплошности при нравственном воспитании «приключающие не только родителям и ближним несносную горесть, но и всему обществу урон невозвратимый» (4,279). Говоря о допущении ошибок в нравственном воспитании, Сырейщиков продолжает: «Болезни тела могут, однако, быть ... много облегчены; болезни же души, как скоро не в самом начале их подается им потребное врачевание, то делаются уже неисцелимыми. Болезни тела немало уменьшаются; болезни же души от продолжения времени становятся жесточайшими и пагубнейшими» (4,279).

Следует отметить, что развитие идей нравственного воспитания в русской педагогике второй половины XVIII в. отражает в себе те общественно-политические и экономические процессы, которые происходили в обществе.

Господствующее в обществе официальное реакционно-монархическое направление в педагогике (Екатерина II, И.И.Бецкой, и др.), стремясь увековечить самодержавно-крепостническое направление в стране, решало вопросы семейного воспитания с охранительных позиций. Поэтому перед нравственным воспитанием ставилась цель - подготовка безропотного «сына Отечества», религиозного, преданного правительству. Этой цели соответствовала методика и содержание нравственного воспитания, направленного на подавление личности ребенка.

Совершенно по-другому подходили к разработке проблемы нравственного воспитания детей представители прогрессивно-гуманистического направления (Н.И.Новиков, А.А.Прокопович-Антонский), политической целью которых было переустройство общества на справедливых началах, развитие производительных сил и национальной культуры русского народа. Поэтому в качестве основной цели нравственного воспитания детей в семье они выдвигали подготовку добродетельного гражданина, «истинного сына Отечества», способного своим трудом возвеличить Родину, бороться против сословного неравенства путем распространения просвещения и обличения паразитизма и жестокости помещиков.

Ещё дальше в определении целей нравственного воспитания пошел основоположник радикально-демократического направления в отечественной педагогике А.Н.Радищев. В соответствии со своими политическими взглядами он выдвинул требование о воспитании «сына Отечества» - борца против самодержавия и крепостничества. Его идеи о воспитании социально-активной личности не только стояли вше педагогических теории, выдвигавшихся лучшими представителями западноевропейской педагогики, но и значительно опережали свое время. Они оказали огромное влияние на последующее развитие передовой русской педагогической мысли и были использованы представителями революционно-демократической педагогики XIX в. при разработке вопроса о целях нравственного воспитания.

Просветители второй половины XVIII в. опережали тенденции своего времени и в определении содержания нравственного воспитания детей в семье. Наиболее полную и системную разработку вопроса содержания нравственного воспитания в семье мы находим у Н.И. Новикова статье «О воспитании и наставлении для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия », напечатанной в «Прибавлении к Московским ведомостям » за 1783 год.

Глава о нравственном воспитании делится на три части: 1) «всеобщие правила благоразумного поведения при образовании сердца » или нравственных свойств детей ; 2) образование сердца к добродетели ; 3) образование сердца к религии и христианству. Главную задачу нравственного воспитания просветитель видел в том, чтобы воспитать в ребенке потребность и умение «... все понятия и рассуждения ...употреблять при всем том, что касается до нравственности его поведения и как до его собственного, так и других людей благополучия» (148,21-22).

Следующей задачей нравственного воспитания, не менее важной, Новиков усматривал в воспитании в детях человеколюбия. Таким образом, идея гуманизма - одна из ведущих идей прогрессивной русской педагогики истоками своими восходит ко второй половине XVIII в. «Старайтесь вливать в них искреннюю любовь и благоговение ко всем человекам, без различия состояния, религии, народа или внешнего счастия. Научайте их почитать братьями всех членов, низких и знатных, бедных и богатых » (148, 24)

Похожие диссертации на Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье