Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации Митрахович Вячеслав Александрович

Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации
<
Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Митрахович Вячеслав Александрович. Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Волгоград, 2002 257 c. РГБ ОД, 61:03-13/856-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Воспитание воинской чести как педагогическая проблема 17

1.1. Сущность воинской чести как качества личности военнослужащего 17

1.2. Критерии и уровни сформированности воинской чести как качества личности 43 Выводы первой главы 68

Глава II. Процесс формирования воинской чести у военнослужащих в условиях прохождения ими военной службы по призыву в вооружённых силах Российской Федерации 71

2.1. Средства формирования воинской чести у военнослужащих в условиях прохождения ими военной службы по призыву в ВС РФ 71

2.2. Особенности процесса формирования воинской чести у военнослужащих в условиях прохождения военной службы 109

Выводы второй главы 185

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 187

БИБЛИОГРАФИЯ 190

ПРИЛОЖЕНИЕ 208

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях всему многонациональному народу России и особенно её Вооруженным Силам нужна своя, прогрессивная, обеспечивающая высокую социальную и общественную активность идеология. В её основе должны лежать ценности, проверенные тысячелетней историей развития Государства Российского и его общества: «государственность», «патриотизм», «отечество», «долг», «честь»[93, С.49].

Для того чтобы побеждать, в сердце и уме воина должна жить простая и ясная идея, понятная каждому, кто идет за нее на смерть, например защита Отечества, обеспечение суверенитета своей Родины. Даже в нынешних кризисных условиях, когда, как утверждается, рухнула вся система мировоззренческих ценностей, российские воины проявляют мужество и героизм (Чечня, Таджикистан, Абхазия, Косово и др.). Дело в том, что военнослужащие в основном представляют ту часть общества, которая наиболее медленно меняет свое мировоззрение, кроме того, резко изменить его им не позволяет представление о чувстве чести и собственного достоинства, которые в их сознании тесно связаны с верностью военной присяге, Отечеству, конституционному долгу [93, С.47].

Воинская честь аккумулирует требования таких ценностей как воинский патриотизм, воинский долг, воинская ответственность и означает необходимость их безусловного выполнения.

Именно особые нравственные устои и стиль поведения, объединяемые понятиями "воинская честь" и "достоинство", "повышенная ответственность за судьбу России и её безопасность" (причастность к делу по защите Отечества), "войсковое товарищество", "воинские ритуалы и традиции", "военная форма одежды" объединяются в одну группу военно-корпоративных ценностных ориентации [221, С. 18]. Эта группа присуща всем категориям и группам военнослужащих.

Вышеперечисленные ценности определяют смысл и значение отношения военнослужащего к выполнению служебно-профессионального долга [93, C.51].

В настоящее время вышеперечисленные ценностные ориентации военнослужащих испытывают существенные изменения. Для солдат и сержантов, опрошенных в 1996 г. в сравнении с предыдущими годами приобрели значение ценности военной службы, имеющие преимущественно индивидуалистическое звучание.... Такие ценности, как причастность к защите Родины и гордость за принадлежность к Вооружённым силам, воинская честь и достоинство утратили свою актуальность - 5% [180, С.22].

Социологический опрос призывников 1996 года Приволжского Военного Округа (ПривВО), Уральского Военного Округа (УрВО), Северо-Кавказского Военного Округа (СКВО), Московского Военного Округа (МВО) показал, что каждый второй призывник считает, что такие понятия, как ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, ушли в прошлое и лишены смысла, около 70% заявили, что не хотят служить, 35%) готовы покинуть Родину. Только половина опрошенных могла назвать 2-3 фамилии героев Великой Отечественной войны, и лишь 10% хотят быть похожими на них [168, С.4].

Серьёзной проблемой надо считать увеличение количества молодых людей, отрицающих вообще какие-либо ценности военной службы. Количество разделяющих это мнение выросло с 5% в 1989 г. до 17% в начале 1996 г. [221, С. 23].

Сложная социально-экономическая ситуация в стране, изменения духовно-нравственных ориентиров и ценностей жизни во многом повлияли и на отношение призывной молодежи к военной службе. Молодёжь всё более негативно относится к военной службе по призыву.

Мониторинговое обследование молодого пополнения, проводимое каждые полгода офицерами отдела военно-социологических и правовых исследований Главного управления воспитательной работы ВС РФ (весной-летом 1998 г. опрошено 600 военнослужащих, призванных во все виды ВС РФ), подтверждает тенденцию нарастания негативного отношения призывников к такой форме реализации воинской обязанности, как служба по призыву....

Исполнять воинскую обязанность в форме военной службы по призыву выбрали только 19% опрошенных (на 9% меньше, чем осенью 1997 г.) [35, С. 64].

Военными социологами сегодня ещё отмечается значительный положительный настрой молодых солдат на службу по призыву, но в то же время нельзя не отметить и другой тенденции. Так, около 70% опрошенных молодых солдат (матросов), призванных на военную службу весной 1998 г., было настроено положительно по отношению к военной службе. Эта цифра в сравнении с осенним призывом 1997 г. выросла на 7%. Но в то же время с 16% до 25% увеличилось число тех призывников, которые однозначно негативно настроены по отношению к военной службе [Там же, С.65].

Такое же негативное отношение к службе в Вооружённых Силах, к выполнению своего воинского долга в последнее десятилетие мы находим и в других источниках: ... вспомните, с каким трудом шёл призыв молодёжи в армию несколько лет назад. Количество призывников из года в год сокращалось, зато устрашающими темпами увеличивалось число тех, кто открыто отказывался служить в Вооружённых Силах [178, С. 28]; ...при опросе высказали желание служить 55% юношей и лишь 8% открыто заявили о нежелании служить. При этом 37% будут служить только потому, что подчиняются требованиям закона [171, С. 20]; ...до восьмидесяти процентов призывников, по данным социологических исследований, не хотят служить в армии....[12, С. 95]; ...почти каждый пятый студент, полагает, что военная служба - это один из видов государственной деятельности, не заслуживающий особого внимания. С ними согласен каждый десятый призывник.... Вместе с тем среди солдат и призывников немало и тех, кто полагает, что военная служба - это малопрестижная и неприятная работа, которой по возможности надо избегать (9,3% и 17,9%) [189, С. 22]; ... "не хочу служить в армии, и никто меня не заставит". Такие высказывания сегодня популярны среди молодёжи. Ведь никто уже не говорит о священном долге защиты Родины. Увы, прежние духовные ориентиры рухнули. В армейский строй становятся дети рабочих, крестьян, остальные под всякими предлогами избегают службы... Сегодня очень много отказников и дезертиров [164, С. 1].

Анализ этих источников показывает, что деградация молодёжи будет усиливаться. И выразится это прежде всего в снижении качества личного состава Вооружённых Сил, что нанесёт непоправимый урон национальным интересам России. За примерами далеко ходить не надо.

Только в последнее время забили тревогу по поводу самовольного оставления части (дезертирство). Широкой общественности стали известны случаи, когда молодые люди, оставившие воинскую часть, по 3-4 года находились в так называемом розыске, а на самом деле никаких оперативных мер по их поиску не предпринималось. Безнаказанность - лучшая почва для взращивания в обществе беззакония [176.С.5].

Если в 1961 г. на военную службу призывали 5500 ранее судимых, то в 1990 г. - 31722. Резко снизился уровень патриотизма молодёжи, возросло дезертирство из армии. По данным Комитета солдатских матерей России, ежегодно из армии сбегают более 12 тыс. солдат. Некоторые кончают жизнь самоубийством [33, С. 77].

Почему такое стало возможно? Более того, почему молодые люди уже не хотят выполнять долг гражданина по защите Отечества? Как случилось, что сегодня преданы забвению такие понятия, как долг, честь, достоинство, милосердие и патриотизм?

Ответить на данные вопросы возможно, только поняв причины кризиса, поразившего как российское общество, так и армию. Одна из них состоит в недооценке роли образования и явное пренебрежение задачами воспитания молодёжи.

Более общие причины низкой сформированности воинской чести военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации помещены нами в Приложении 1.

В педагогической науке накоплены знания, позволяющие рассматривать и анализировать проблемы воспитания воинской чести. Представление об уровне разработанности названной проблемы можно составить на основе изучения научных публикаций, которые можно разделить на несколько групп.

Первая группа представлена работами общетеоретического характера по проблемам профессиональной морали и этики, исследующими сущность, содержание нравственных ценностей, систему их формирования, рассматриваю-щими проблему чести в общеэтическом плане: Адуло Т.И., Амелин В.Е., Андрюшина Н.Е., Анисимов С.Ф., Арнольдов А.И., Архангельский Л.М., Блюмкин В.А., Белякова Г.И., Рувинский Л.И, Оссовский В Л., Уледов А.К. и др.

Вторая группа публикаций включает в себя труды авторов, исследовавших проблемы воинской этики, традиций, офицерской чести: Анцышкин А.И., Ашев Г.А., Валеев Б.Л., Волотовский А. А., Гаркуша Е.П., Миронов Г.Н., Перерва В.В., Рахимов О.Х.-А., Сухарев В.А., Сухомлинов И.Н., Чесноков В.А., Цветков А.Г. и др.

Особую значимость имеют здесь исследования военных ученых Волкогонова Д.А., Миловидова А.С., Табунова Н.Д., в которых освещены сущность и содержание таких сложных социально-нравственных явлений как воинский долг, честь, достоинство, героизм, сформулированы принципиальные положения о гносеологических и социальных предпосылках возникновения в России воинской чести, отмечено неуклонное возрастание её роли как стержневой нравственной ценности защитника Отечества.

Хотелось бы обратить внимание и на исследование Кердана А.Б., посвященное выяснению и обоснованию роли и места искусства в системе средств формирования чести офицера Вооружённых Сил России, выработке практических рекомендаций по повышению эффективности процесса формирования офицерской чести посредством искусства в ввузах и частях Российской Армии.

Не осталось без внимания и исследование Тимошенко М.А., в котором выявлены педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества сотрудников налоговой полиции.

В третью группу целесообразно выделить работы дореволюционных авторов, мемуарную литературу, в которой содержится богатый эмпирический материал для обобщения и иллюстрации теоретических положений: Бирюков Н., Бутовский Н., Галкин М., Дитмар С.Ф., Драгомиров М.И., Ермолов А.П., Зайочковский П.А., Кислов А., Райковский В. и др.

В четвёртую группу вошли труды, посвященные общему представлению о чести как качестве личности, нравственном регуляторе её деятельности: Аристотель С, Гегель Г., Гоббс Т., Короленко В. Г., Макаренко А. С, Раш К., Рубинштейн С.Л., Ушинский К. Д., Честерфилд, Шопенгауэр А., Экштейн И. И ДР Пятая группа объединила труды педагогов и психологов: Ахаян Т.К., Барабанщикова А.В., Вырщикова А.Н., Городова П.Н., Иваницкого А.Т., Куксина И.Н., Лаптева Ю.В., Олейникова В. С, Слепова В. Я., Самойленко В.Н., Томашко А.Н., Хальзова В. И. и др., в которых раскрываются механизмы профессиональной деятельности, идеи взаимодействия с духовно-нравственными качествами личности, определены некоторые формы и методы воспитательной работы, способствующие воспитанию чести, что в значительной степени позволяет в настоящем исследовании полнее представить психолого-педагогические истоки формирования воинской чести.

Все эти работы представляют большую научную ценность и играют важную роль в процессе научного познания, составляя источниковую базу настоящего исследования.

Вместе с тем, отдавая должное научному вкладу предшественников, необходимо отметить, что до настоящего времени не было диссертационных исследований, в которых бы в качестве самостоятельной проблемы рассматривалась воспитание воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах РФ. В военно-философской и военно-педагогической мысли пока отсутствует единая точка зрения на понимание самой сущности воинской чести. Недостаточно исследовано положение о тесной взаимосвязи этого феномена со всем духовным миром личности воина, его нравственными и эстетическими ценностями. Практически не изучены особенности воздействия и механизм его влияния на личность носителя воинской чести, критерии эффективности этого процесса.

Таким образом, возрастающая актуальность, практическая значимость и отсутствие современных теоретических разработок позволили нам определить проблему исследования: осмыслить и выявить научные основы построения системы морально-психологического обеспечения и нравственного воспитания военнослужащих срочной службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Данная проблема определила выбор темы исследования: "Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации".

Исходя из этого, определены объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования: нравственное воспитание военнослужащих срочной службы.

Предмет исследования: формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Цель исследования; разработать научные основы процесса формирования воинской чести военнослужащих, проходящих военную службу по при зыву в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Гипотеза исследования заключалась в том, что формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ будет осуществляться наиболее эффективно, по сравнению с массовым опытом, если:

- воинская честь военнослужащих срочной службы будет рассматриваться как одна из приоритетных целей процесса морально-психологического обеспечения и нравственного воспитания войск;

- проектирование процесса формирования воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации будет нацелено на развитие эмоционального (приоритетного для 1 этапа процесса), рационального (преимущественного для 2 этапа), действенно-практического (преобладающего на 3 этапе) и совершенствование всех компонентов воинской чести (на 4 этапе процесса);

- будет использована система ведущих средств на каждом этапе от занятий по Общественно-Государственной Подготовке (ОГП) с быстрой сменой форм проведения и отличающихся большей эмоциональностью и наглядностью преобладающие на первом этапе, через занятия по ОГП отличающиеся информированностью, познавательной новизной и охватывающие больший кругозор военной службы на втором, на третьем этапе - ратный труд с формами проведения: выполнение элементов распорядка дня, занятия по боевой подготовке, различные виды тренировок, тренажи, всевозможные виды нарядов и караулов, конкурсы, смотры подразделений, на четвёртом -ратный труд с соревновательными формами проведения: учебные и боевые тревоги, соревнования на лучшее подразделение, на лучшего в том или ином предмете боевой подготовки, военные игры. В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1 .Уточнить научное представление о сущности воинской чести.

2. Выявить уровни развития воинской чести как качества личности.

3.Определить средства формирования воинской чести у военнослужащих в условиях срочной службы.

4.0смыслить особенности построения процесса формирования воинской чести в условиях прохождения военной службы.

Методологической основой достижения поставленной цели исследования являются идеи системного подхода (В.Г. Афанасьев, B.C. Ильин, В.В. Краевский, В.И. Кремянский и др.), деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), целостного подхода (B.C. Ильин, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин и др.). В работе использованы технологический подход (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, В.М. Монахов, В.Ю. Питюков, Е.В. Руденский, А.И. Уман и др.), личностно-развивающее образование (Е.В. Бондаревская, В.И. Данильчук, В.В. Зайцев, Е.А. Крюкова, Л.П. Разбегаева, В.В. Сериков и др.)

В исследовании использовалась система методов:

Теоретические: анализ философской, этической, психолого-педагогической и методологической литературы; исторический, концептуальный анализ выполненных ранее диссертационных исследований; моделирование и синтез эмпирического материала; обобщение педагогического опыта офицеров-воспитателей.

Эмпирические: обсервационные - наблюдение; диагностические -анкетирование, интервьюирование, тестовые задания, ранжирование; прогностические - метод экспертных оценок; экспериметально-констатирующий и формирующий эксперименты, преподавание; статистические - методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация; дескриптивные - описание и вербальная фиксация исследовательского материала и полученных результатов; монографическое изучение военнослужащих.

Достоверность результатов исследования обеспечивается

обоснованностью исходных методологических позиций, строгой логикой проведения опытно-экспериментальной работы в соответствии с целями, задачами и условиями осуществляемого исследования, комплексным (системным) использованием различных методов, опорой на практические данные, необходимые для качественной характеристики изучаемого предмета и процесса, репрезентативностью объёма выборок и статистической значимостью экспериментальных данных.

Новизна результатов исследования заключается в уточнении научного понятия и представления о сущности воинской чести; конкретизированы критерии оценки и показатели оценки сформированности уровней воинской чести, методика их измерения; осмыслены особенности поэтапного формирования данного качества личности.

Впервые выявлены научные основы построения системы средств формирования воинской чести военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ, рассмотрен динамический аспект системы этих средств, с переходом к последующим этапам процесса формирования воинской чести у военнослужащих срочной службы в соответствии с логикой развития качества.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в разработку научных основ воспитания воинской чести военнослужащих срочной службы в процессе осуществляемой ими воинской деятельности; в выявлении содержания и уровней развития воинской чести; раскрытии особенностей построения процесса формирования воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ. Это обогащает общую теорию личностно-развивающего обучения и воспитания, целостного процесса формирования личности военнослужащего, теорию воспитательной работы в ВС РФ и решение проблем патриотического воспитания молодёжи в целом. Полученные результаты могут служить научной базой для рассмотрения диалектики воинской чести и нравственной культуры военнослужащего в современных условиях Российской Армии, исследования новых форм работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Практическая ценность результатов состоит в том, что они служат указанием по проведению диагностики нравственных качеств военнослужащих срочной службы на примере воинской чести военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ, по использованию средств воспитания воинской чести: занятий по общественно-государственной подготовке, ратного труда, уклада воинской жизни военнослужащих, культурно-досуговой и информационной работы, средств массовой информации, пропаганды боевых традиций, экскурсий в музеи и комнаты боевой славы, празднованию знаменательных дат, воинских ритуалов, литературы и различных жанров искусства, положительного примера и авторитета командиров и воспитателей, самовоспитания, которые могут быть использованы в практике военно-воспитательной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в войсковых частях 4 Государственного Центрального Межвидового Полигона (ГЦМП) дислоцируемого в г. Знаменск Астраханской области.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на сборах руководящего состава воинских частей 4 ГЦМП и офицеров воспитательных структур. Основное содержание диссертации отображено в 3 публикациях.

Внедрение результатов исследования;

По результатам исследований разработаны методические указания для командиров и офицеров воспитательных структур по диагностике нравственных качеств личности военнослужащего срочной службы на примере воинской чести, по применению средств и организации педагогического процесса формирования воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ, которые внедрены в воинских частях 4 ГЦМП.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воинская честь есть интегральное духовное качество личности военнослужащего, носящая характер субкультуры и отражающее элементы сложной системы социальных связей и моральных ценностей армии и воинского коллектива - военный патриотизм, воинский долг, воинскую дисциплину, чувство собственного достоинства, воинскую ответственность, мужество и отвагу, которое является сильным моральным стимулом, мобилизующим воина на образцовое выполнение своих служебных обязанностей и глубокое осознание своей личной ответственности за выполнение воинского долга.

Основу формирования чести военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в ВС РФ составляет понимание её сущности как

качественной характеристики личности воина, включающей рациональный, эмоциональный и действенно-практический компоненты.

2. Данное качество личности военнослужащего имеет 4 уровня развития: низкий, средний, высокий, высший, на которых эмоциональный компонент восходит от безразличного отношения к военной службе до верности Военной Присяге; рациональный компонент изменяется от отсутствия понимания воинской чести до глубокого осознания его содержания; действенно-практический компонент - от отсутствия готовности достойно выполнять воинский долг до способности самосовершенствования своей личности.

3. К средствам формирования воинской чести военнослужащих срочной службы относятся: занятия по общественно-государственной подготовке, ратный труд, уклад воинской жизни военнослужащих, воинские ритуалы, пропаганда боевых традиций, экскурсии в музеи и комнаты боевой славы, культурно-досуговая и информационная работа, средства массовой информации, празднование знаменательных дат, литература и различные жанры искусства, положительный пример и авторитет командиров и воспитателей, самовоспитание.

4. Процесс формирования чести военнослужащих в условиях прохождения ими срочной военной службы осуществляется как последовательность взаимообусловленных этапов. Поэтапное формирование воинской чести обеспечивается системой воспитательных средств, которая с переходом на последующие этапы меняет свои характеристики: занятия по Общественно-Государственной Подготовке (ОГП) с быстрой сменой форм проведения, направленных на эмоциональное восприятие воинской чести с целью приоритетного формирования эмоционального компонента воинской чести на первом этапе; занятия по ОГП на втором этапе, направленных на информационную новизну и познавательность для преимущественного формирования рационального компонента воинской чести; ратный труд на третьем этапе с выполнением элементов распорядка дня, занятиями по боевой подготовке, различными видами тренировок, тренажами, всевозможными

видами нарядов и караулов, конкурсами, смотрами подразделений для преобладающего формирования действенно-практического компонента воинской чести и, на четвёртом этапе - ратный труд с соревновательными формами проведения: учебные и боевые тревоги, соревнования на лучшее подразделение, на лучшего в том или ином предмете боевой подготовки, военные игры для совершенствования всех компонентов воинской чести.

Базой исследования являлись войсковые части 4 Государственного Центрального Межвидового Полигона (ГЦМП) дислоцируемого в г. Знаменск Астраханской области. Опытно-экспериментальной работой было охвачено 274 военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и штатный офицерский состав, включающий командиров подразделений и офицеров воспитательных структур в этих частях.

Исследование проводилось с 1998 г. по 2002 г. и состояло из трёх этапов.

Первый этап (1998 - 1999 гг.) - поисково-теоретический - был направлен на сбор, изучение философской, этической, психолого-педагогической, социологической и методологической литературы; проводился её сравнительный анализ, осуществлялось изучение передового опыта, соответствующего проблеме исследования, происходила первичная апробация воспитательных средств, выполнялся констатирующий эксперимент.

Результатами данного этапа было уточнение и определение исходных параметров работы, её предмета, гипотезы, методологии и методов, научного аппарата.

Второй этап (1999 - 2001 гг.) - экспериментальный - характеризовался проведением формирующего эксперимента, в ходе которого осуществлялись проверка достоверности, научной обоснованности и проверялись показатели технологичности процесса формирования воинской чести у военнослужащих срочной службы.

Была определена и апробирована система воспитательных средств формирования воинской чести военнослужащих срочной службы в условиях их

повседневной деятельности, сопровождавшаяся регулярной фиксацией и анализом полученных фактов.

Третий этап (2002 г.) - завершающий - отмечен заключительной оценкой всех данных, полученных в ходе экспериментальной работы, его итоговой математической обработкой, анализом, систематизацией и обобщением результатов исследования, сравнением с данными массового опыта, формированием выводов исследования, литературным оформление диссертации. Осуществлялся анализ складывающегося опыта, проводилась оценка эффективности процесса разработанной системы средств, корреляции системы, уточнялись выводы.

Объем и структура диссертации. Диссертация объемом 187 страниц состоит из введения (14 стр.), двух глав (глава 1-54 стр.; глава 2-116 стр.), заключения (3 стр.), списка использованной литературы (258 наименований), приложения. Содержание диссертации включает 6 таблиц и 6 диаграмм.

Сущность воинской чести как качества личности военнослужащего

Основной проблемой этого параграфа является уточнение научного представления о сущности воинской чести как качестве личности, выяснение своеобразия данного феномена и особенностей его функционирования в современных условиях.

В научной литературе отражен достаточно широкий диапазон взглядов на сущность воинской чести российского военнослужащего. Ведущим признаком различия основных точек зрения на данный феномен является разнообразный подход к характеристике основных содержательных элементов воинской чести. Все подходы к определению сущности данного качества можно по данному основанию разделить на несколько групп. Первая группа, представляющая гносеологический подход к данной проблеме, формируется на основе общности взглядов авторов на генезис феномена чести в отечественной военно-теоретической мысли.

Целый ряд исследователей, отнесенных к этой группе: Леванов Н.И., Лучанкин А.И., Маннанова Х.А., Плахов В.Д., Цветков А.Г. и др., выдвигает в качестве сущностных, базовых элементов чести - всю совокупность общественных отношений.

Вместе с тем, отдельные авторы, такие как Новиков В.И., Суптель Ж.А., Сухомлинов И.Н. и др. сводят проблему чести к характеристике духовного аспекта.

Функциональный подход к исследованию проблемы чести представлен работами второй группы авторов, выделяющих в качестве основного сущностного элемента рассматриваемого феномена поступки и поведение субъектов чести, соответствующие требованиям этой нравственной ценности: Валеев Б. Л., Роговин В.З., Рувинский Л.И..

Очевидна правомерность частных точек зрения, упомянутых выше, применительно к частным проявлениям изучаемого феномена. Вместе с тем, названные подходы не дают целостного представления о воинской чести.

Представляется справедливым вести поиск оснований для определения сущности данного феномена в ряду наиболее интегральных характеристик именно нравственных явлений и процессов, постольку, поскольку формирование воинской чести происходит в материальной и духовной сферах, а функционирование её связано с поступками и поведением носителей воинской чести - военнослужащими.

В современной научной литературе определен целый ряд общесоциальных свойств, позволяющих определить такое нравственное понятие, как честь. В отношении к этой проблеме большинство исследователей (Блюмкин В.А., Миронов Г.Н., Волотовский А.А., Перерва В.В., Сухарев В.А. и др.) единодушно называют среди них: сословно-классовый характер воинской чести; корпоративность; субъективность проявления; историческую обусловленность возникновения феномена; специфический механизм сохранения (традиция, общественное мнение).

Соглашаясь с выделением названных, безусловно, важных черт, следует, однако, отметить, что предложенные характеристики несколько сужают представление о содержании и о сущности воинской чести, ограничивают сферу её функционирования, и, в то же время, не показывают специфику проявления феномена воинской чести в российской армии.

Педагогический подход требует выработки развернутого сущностного понятия воинской чести как качества личности, позволяющего определить качественные отличия данной категории от других нравственных качеств и ценностей личности, и связать его с более общими духовными явлениями и процессами.

Поскольку воспитание чести изначально включено в процесс передачи духовных ценностей от поколения к поколению, необходимо рассматривать его, как закономерное звено в динамике развития общества и его отдельных институтов. Из этого следует, что и генезис взглядов на сущность и содержание воинской чести не может быть рассмотрен вне процесса развития отечественной военно-педагогической и военно-философской мысли.

Хочется добавить, что важнейшим методологическим регулятивом исследования послужил принцип историзма, требующий при изучении любого вопроса не забывать основную историческую связь и необходимость "смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило. С точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" [136, С. 119]. В связи с этим обратимся к истории исследуемой проблемы.

На протяжении почти трех столетий отечественная военная мысль пополнялась богатейшим материалом на тему обучения и воспитания войск. Многие полководцы и военачальники, офицеры и генералы русской армии прекрасно понимали значение нравственного элемента в обучении и воспитании войск и тем самым объективно становились носителями национально-патриотических идей.

Одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии. Речь идет, прежде всего, о таких непреходящих ценностях, как воинская честь и воинский долг, о системе воспитания этих прекрасных качеств у русских солдат и офицеров.

Особое место в ряду названных ценностей занимает воинская честь, как становой хребет духовности российского военнослужащего.

Воинская честь - это самая главная добродетель солдата, она заставляет его быть бескомпромиссным к самому себе, избавляет его сердце от трепета перед возможной смертью или увечьем, делает саму мысль о пощаде, дарованной врагами, невыносимой. Недаром каждое утро полковые трубачи сзывали русские войска на ученья или бой звуками кавалерийского сбора: Да посрамлен будет тот малодушный, Кто без приказа отступит на шаг! Долгу, чести, клятве преступник — На Руси будет принят как злейший враг. [169, СЮ].

Возникновение и формирование воинской чести подчинено общим закономерностям зарождения и развития морали общества, специфики её функционирования в условиях воинской деятельности. Возникнув вместе с появлением вооруженных организаций, воинская честь прошла сложный и длительный путь развития, полный диалектических противоречий, разрешение которых составляло внутренний источник самодвижения этого социально-нравственного феномена. С развитием научного знания честь становится специальным объектом постепенно складывающегося теоретического осмысления и острой борьбы между представителями прогрессивного и реакционного направлений в философии.

Начало представлений о воинской чести уходит своими корнями в эпоху раннего феодализма. В средние века особенно это, было характерно для средневековой Европы, получило распространение понятие рыцарской чести, которое имело не только военное значение, но и являло собой определенный образ жизни. До сих пор историки бьются над загадкой: как во времена разгула насилия, непрерывных междоусобных войн, откровенного разбоя, распущенности нравов мог появиться удивительно благородный кодекс чести воина и мужчины? В этот период честь связывалась с представлениями о "благородстве" и "избранности" феодального дворянства. На первый взгляд привлекательные черты - верность клятве, готовность умереть в борьбе, но не проявить трусости, вежливость и учтивость к дамам - на самом деле носили чисто внешний характер и бьши насквозь пропитаны кастовым духом. Вместо широкого понятия человеческого достоинства были разработаны жалкие правила оскорблений и поединков. Учтивость к даме сердца не имела ничего общего с уважением к жене или к женщине «низшего» сословия.

Несмотря на это, рыцарская мораль стала идеалом, который постоянно находился перед взором людей того времени и делал своё дело. В тексте рыцарской присяги очень сильны нравственные принципы христианской морали. На понятиях рыцарской чести воспитывалось не одно поколение военных в самых различных армиях мира.

Становление представлений о воинской чести неразрывно связано с развитием российского государства и уходит своими корнями в эпоху раннего феодализма. На данном этапе формирование понятия чести несет на себе отпечаток конкретно-чувственной образности, ограничено кругом предметно-воспринимаемых вещей.

Колыбелью общерусских моральных ценностей явилась Киевская Русь. Уже тогда, с созданием княжеских дружин, в социальной практике получили соответствующее закрепление различные формы регуляции их деятельности, направленной в основном на утверждение господства феодалов. С этой целью создавались "кодексы чести" боевых дружин русских князей. В них воспевались воинские доблести: мужество, храбрость, отвага, умелое владение оружием. Вместе с тем, воинская честь еще не приобрела в ту пору статус самостоятельного социального явления, так как не существовало регулярной армии, а с ней и системы подготовки личного состава.

Примечательно, что уже тогда, на заре формирования русской нации становление представлений о воинской чести происходило по двум направлениям: официальному (пример тому, уже упомянутые "кодексы чести") и народному, в котором проявились взгляды народных масс (не имевшие своего идеологического оформления, но, безусловно, внесшие свою лепту в становление изучаемого феномена): патриотизм, героизм, самоотверженность, мужество, отвага как основные ценности не только воинской, но и собственно народной морали. Эта тесная связь нравственных качеств нашла свое закрепление в определении чести, данном В.И. Далем в "Толковом словаре живого великорусского языка": "Честь есть внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть" [78, С. 599].

Критерии и уровни сформированности воинской чести как качества личности 43 Выводы первой главы

Вопрос определения уровней развития личностных свойств и качеств всегда привлекал внимание педагогов и психологов (Л.И. Божович, Ґ.А. Бока-рёва, О.С. Гребенюк, B.C. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина).

В философии под развитием понимается изменение в определенном направлении по восходящей линии. Развитие есть процесс, который, реализуя внутренние тенденции коренного изменения природы предметов и явлении, идёт по пути прогресса - от простого к сложному, от низшего к высшему [151]. Ему присущи поступательность, определенная преемственность, моменты повторяемости, отрицание старого и появление нового. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры. Развитие целостности состоит именно в том, - писал К.Маркс, - чтобы подчинить себе все элементы или создать из него ещё недостающие ей органы [152, С. 214].

В педагогике под развитием понимается устойчивая последовательность изменений качественных состояний систем, связанная с переходом к новому уровню целостности с сохранением их эволюционных возможностей. Именно эти качественные изменения в развитии и обуславливают существование уровней, каждый из которых имеет свои собственные элементы (B.C. Ильин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.И. Свидерский, В.И. Столяров).

Понятие «уровень» отражает диалектический характер процесса развития, позволяющий познать предмет во всем многообразии его свойств, связей и отношений, и употребляется для отображения последовательности традиций, где многие из последующих представляют собой менее крупные ступени повышения организации по сравнению с одной или несколькими предыдущими ступенями [18].

Включённость компонентов воинской чести один в другой отражает их иерархическую соподчинённость - то обстоятельство, что качественное формирование и развитие компонентов более высокого уровня невозможно без освоения предыдущих (Н.К. Сергеев).

Развивая идею поуровневого изменения психических образований, С.Л. Рубинштейн писал, что "каждая ступень... будучи качественно отличной от всех других, представляет относительное целое так, то возможна её психологическая характеристика как некоторого специфического целого. Всякая предшествующая стадия представляет собой подготовительную ступень к следующей: внутри её нарастает вначале в качестве подчинённых моментов - те силы и отношения, которые, став ведущими, дают начало новой ступени развития". Поэтому в описании этапов развития системы важно подчеркнуть их характеристики как целого.

Таким образом, основой для определения уровней воинской чести являлось положение о том, что "каждый из уровней ... является необходимым для последующего; нижестоящие уровни до определённой степени являются условием развития вышележащего; вышележащий уровень управляет нижележащим, имманентное развитие каждого уровня не прекращается с развитием вышележащего [200, С. 80].

Эффективная воспитательная работа по формированию воинской чести невозможна без определения научно-обоснованных критериев оценки её уровня, от правильного применения которых зависит успех процесса идейно-нравственного воспитания. Решение этой проблемы осуществляется с позиций диалектико-материалистического понимания сущности морали, то есть на основе научно обоснованных принципов: социального детерминизма общественных явлений, диалектического единства общечеловеческого и классового в них, ведущей роли общественных интересов над личными, соотношения необходимости и свободы в воинской деятельности. Эти методологические положения служат ключом для выработки нравственных критериев воинской чести. В общем плане суть данной проблемы сводится к тому, чтобы выявить ту основу, применение которой к анализу деятельности воинов давало бы возможность в каждом конкретном случае ответить на вопрос: соответствует ли их поведение нормам воинской чести или, наоборот, оно граничит с бесчестием, другими отклонениями от норм нравственности.

Проблема критериев нравственной зрелости личности рассмотрена в ряде работ советских военных и гражданских авторов Волкогонова Д.А., Вьюшина О.Д., Гаркуши Е.П., Городова П.Н., Даниленко И.М., Миронова Г.Н., Толстухина Д.Н., в которых под критерием оценки социально-нравственных явлений понимается мерило оценки моральной значимости для общества, коллектива, личности конкретных факторов. Методологическим обоснованием такого подхода служит ленинская мысль о необходимости различать достоинства и недостатки в поведении человека: "Недостатки у человека являются как бы продолжением его достоинств» Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками" [130, С. 323].

Советский Энциклопедический Словарь определяет критерий как средство для суждения - признак, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки [220, С. 654]. В философском энциклопедическом словаре критерий - это отличительный признак, на основании которого даётся оценка какого-либо явления, действия, идеи.

В педагогической литературе под критерием понимаются различные требования, которым должен удовлетворять какой-либо объект (субъект). Критерий должен отражать три вещи: почему и во имя чего субъект действует, что он совершает и как, какими средствами пользуется и при каких условиях [234].

Кроме этого в педагогической литературе при проведении опытно-экспериментальной работы выделяются следующие признаки, которым должны удовлетворять критерии:

-объективность, то есть позволять оценивать исследуемый признак однозначно, не допуская противоречивых толкований разными людьми; -адекватность, валидность, то есть оценивать именно то, что педагог хочет оценить; -нейтральность по отношению к исследуемым явлениям.

Именно с помощью этих признаков критериев в дальнейшем будут оцениваться качество, ценность и эффективность опытно-экспериментальной работы. Совокупность всех критериев должна полно охватывать все существующие характеристики учебно-воспитательного процесса [209, С. 194].

Критерии воинской чести российского военнослужащего характеризуют прогрессирующую тенденцию перехода от однозначной оценки поступков и поведения к сложным, многогранным требованиям, обусловленным характером социальных связей. В современных условиях Российской Армии воинская честь военнослужащего определяется не кастовой принадлежностью. Она формируется при полнейшем равноправии всех воинов без различия расы, национальности и происхождения. Здесь нет пренебрежения к достоинству личности и различным категориям военнослужащих.

Критерии воинской чести ориентируют российских воинов на максимальное развитие их духовных и физических сил. В основе этого процесса лежит "углубление" субъективной стороны воинской чести, связанной с формированием сознания воинов, повышение ответственности личности. Высокий уровень нравственной ответственности военнослужащего является субъективной предпосылкой включения его в решение общих задач воинского коллектива. Для человека в достаточно высокой степени идейно убежденного, принципиального, верного своему долгу, испытывающего чувство ответственности перед обществом, коллективом, перед собой становится возможным реализация норм воинской чести.

В связи с отсутствием в педагогике и философии специальных исследований касающихся определения уровней сформированности воинской чести у военнослужащих проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах РФ нам представляется необходимым обратиться к исследованиям и работам, в которых отдельным вопросом был бы и интересующий нас, но в отношении и применительно к другим категориям военнослужащих, специалистам силовых ведомств, а также молодым людям в возрасте 16-17 лет (старшим школьникам, так как именно они будут через некоторое время составлять призывной контингент в Вооружённые Силы РФ).

Определение критериев воинской чести, по словам военного философа Миронова Г.Н. [160] требует соблюдения следующих условий: всесторонности, репрезентативности, объективности.

Поскольку воинская честь военнослужащего является интегральным нравственным свойством личности, тесно связанным с достоинством, долгом, ответственностью, гордостью и другими нравственными характеристиками личности, то и оценка личности военнослужащего должна отражать всё многообразие проявлений её поведения, т.е. - быть всесторонней.

Требование репрезентативности по отношению к критериям воинской чести должно проявляться в устойчивости, стабильности поведения индивида, в оценке не отдельных поступков личности, а в их совокупности в течение длительного времени.

Требования всесторонности и репрезентативности, предъявляемые к критериям воинской чести, тесно связаны и с требованием объективности оценки поведения военнослужащего вне зависимости от сознания и воли людей, осуществляющих оценку.

Учитывая сложность не только содержания воинской чести, но и её психологическую структуру, Гаркуша Е.Щ67], выделяет следующие критерии сформированности и их признаки данного феномена у курсантов и офицеров.

Первый критерий сформированности - это уровень знаний личности о сущности, содержании и средствах проявления чести офицера. Он включает следующие показатели: необходимый по объёму и содержанию понятийный аппарат; устойчивое проявление операционных умений, таких, как умение анализировать нравственную ситуацию, умение мыслить противоречиями, подбирать аргументы, обосновывать свою точку зрения.

Второй критерий - обусловленная требованиями офицерской чести направленность деятельности личности. Он включает в себя: стабильность мотивов деятельности курсанта (степень сформулированности идеала офицерской чести); интериоризация требований кодекса офицерской чести; стремление к самовоспитанию чести офицера; восприимчивость к воспитательным воздействиям.

Средства формирования воинской чести у военнослужащих в условиях прохождения ими военной службы по призыву в ВС РФ

Вопросы формирования морально-боевых качеств военнослужащих широко отражены в публикациях и работах: Бондаренко В.М., Волкогонова Д.А., Гаркуши Е.П., Данченко A.M., Рїльина С.К., Кердана А.Б., Киряшова Н.И., Кравчуна Н.С., Миронова Г.Н., Миловидова А.С., Попкова М.Д., Родионова В.П., Сафронова Б.В., Славинского Ю.В., Форофонова И.Ф. и др.

В педагогической литературе отечественными исследователями констатируется, что "к средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности..., а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы... Нередко методические приёмы и сами методы отождествляются со средствами обучения и воспитания" [218, С. 297].

В своей статье "Метод и средства воспитания солдата" [193] М.Н. Крит определяет, что: "все, чем располагают и чем пользуются в деле воспитания для достижения поставленных целей, носит название воспитательных средств".

Приблизительно такое же определение мы находим и в современной военной педагогике. Под средствами воспитания понимается: " все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых [43, С. 255]. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды воинской деятельности (боевое дежурство, несение внутренней и караульной служб, боевая учёба и т.д.), а с другой - совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются командиром в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, кинофильмы, беседы, собрания, факты, документы, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и т.д.). [Там же].

Таким образом, по мнению Н.С. Кравчуна в воспитательной сфере должна быть большая свобода выбора и маневрирования средствами, приёмами, методами, умение сочетать их, обеспечивать им общую гармоничную направленность в соответствии с современными требованиями. [175, С.314].

Обратимся к практическому опыту и результатам воспитательной работы в войсках по формированию интересующего нас качества личности военнослужащего.

При этом мы основывались на специфике педагогики, которая заключается в опоре на массовую деятельность педагогов. Новое явление зачастую проходит массовую апробацию на практике, а уже затем получает право на существование в теории [18]. Это положение мы и пытались реализовать в своём исследовании.

Вся военно-воспитательная работа в ВС РФ основывается на выполнении приказа МО РФ «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооружённых Силах Российской Федерации» № 235 от 3 июля 1995 г. Согласно данного документа "воспитательная работа строиться на основе идей российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу, готовности защищать интересы России".

Главным содержанием воспитательной работы со всеми категориями личного состава считается проведение в войсках (силах) государственной политики, формирование у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач.

Воспитательная работа с военнослужащими осуществляется на основе требований Конституции Российской Федерации, законов, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, Военной присяги, приказов соответствующих командиров (начальников).

При этом основные усилия в воспитательной работе с солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву направляются на формирование у них гордости и глубокого понимания необходимости службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, готовности к защите Родины; верности Военной присяге; стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности; дисциплинированности; уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества.

Согласно того же документа, задачи воспитательной работы должны решаться с учётом социально-политической и экономической обстановки в стране, районах дислокации войск (сил), особенностей строительства, подготовки и комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, морально-психологического состояния личного состава и осуществляться непрерывно.

Как показывает войсковая практика, одним из наиболее мощных средств воспитания, средств поддержания высокого морально-психологического состояния всех категорий военнослужащих и неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса в системе боевой подготовки является общественно-государственная подготовка военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Порядок проведения указанной подготовки регламентируется приказом Министра Обороны Российской Федерации "Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации" № 250 от 8 мая 1993 г.

Согласно этого руководящего документа Общественно-Государственная Подготовка (ОГП) проводится с целью формирования у личного состава готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, а также совершенствования психолого-педагогических и правовых знаний военных кадров,

При этом основное внимание уделять изучению военнослужащими отечественной истории, традиций армии и флота, проблем государственного и военного строительства, военной педагогики и психологии, действующего законодательства, достижений многонациональной культуры народов Российской Федерации, практики обучения и воспитания личного состава.

Общественно-государственная подготовка является обязательным предметом обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и проводится во всех видах учебно-боевой деятельности войск (сил).

Занятия по общественно-государственной подготовке проводятся командирами (начальниками), должностными лицами органов по работе с личным составом в соответствии с программой и учебными планами с солдатами, матросами, сержантами, старшинами в течение всего учебного года два раза в неделю по два часа в утреннее время, на кораблях, в береговых базах корабельных соединений Военно-Морского Флота - один раз в неделю по три часа [155, С. 52].

Планирование ОГП осуществляется на основании типовых учебных планов, которые являются обязательными для выполнения во всех органах военного управления и войсках (силах) (Приложение 3).

Уточнение и дополнение типовых учебных планов производится за счёт перераспределения часов между темами занятий, изменения форм и методики их проведения.

На основе типовых учебных планов в войсковых частях разрабатываются календарные учебные планы занятий по ОГП, которые утверждаются соответствующими командирами (начальниками) и включаются отдельным разделом в план командирской (боевой) подготовки [155, С. 52].

Приказ МО РФ «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооружённых Силах Российской Федерации» № 235 от 3 июля 1995 г. определяет использование другого средства формирования воинской чести -кулыпурно-досуговой и информационной работы с военнослужащими.

Культурно-досуговая и информационная работа направляется на воспитание у личного состава высокой духовной культуры и нравственных качеств, гордости за своё Отечество, историю России, Российской армии. Она включает в себя такие формы воспитания как: посещение военнослужащими театров, музеев, концертных залов, стадионов, других культурно-зрелищных и спортивных учреждений.

В культурно-досуговую и информационную работу включаются и наглядно-художественное оформление военных городков, экспозиций войсковых музеев и комнат боевой славы, служебных помещений, в основу которых положены пропаганда военной и государственной символики России, боевых традиций, отечественной военной истории, практики и опыта обучения и воспитания личного состава.

Информационная работа проводиться с солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящих службу по призыву 2 раза в неделю по 30 минут.

При проведении культурно-досуговой и информационной работы, а также для оперативного информирования войск (сил), пропаганды передового войскового опыта, обучения и воспитания личного состава активно используются военные средства массовой информации. Организовываются регулярные выпуски периодических изданий, подписка на газеты и журналы, их распространение в частях и на кораблях. Так, в газетах и журналах Министерства обороны Российской Федерации, а также Центральной телевизионной и радиовещательной студии Министерства обороны Российской Федерации регулярно освещаются актуальные проблемы воспитательной работы, опыт её организации в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В распорядке дня в воинских частях предусмотрены ежедневные просмотры и прослушивание личным составом информационных программ Российского радио и телевидения. Организованы работа местных телецентров и радиоузлов, выпуск стенной печати в подразделениях. Осуществляется взаимодействие с местными и центральными средствами массовой информации, проводятся совместные и самостоятельные аудио- и видеопрограммы в интересах повышения авторитета Вооруженных Сил Российской Федерации.

Средством воспитания воинской чести является и сам уклад воинской жизни военнослужащего. В.П. Кобляков пишет: "Ни одно из воспитательных средств не может привести к созданию цельных, гармоничных людей, если среда обитания человека, образ жизни общества не являются достаточно гармоничными и приспособленными к целям всестороннего и гармонического развития личности" [117, С. 111].

Одним из компонентов уклада воинской жизни военнослужащего является армейская жизнь с её уставным порядком, особым характером деятельности. В повседневных буднях у воинов формируется способность дорожить честью своего подразделения, части, всех Вооруженных Сил. В их сознании воинская служба связывается со славой бессмертных подвигов, совершенных в боях против врагов нашей Родины. Воинская служба накладывает свой отпечаток и на быт армейских подразделений, ставит проблемы использования свободного времени, которое отличается преимущественно коллективными формами проведения. Вместе с тем с целью удовлетворения своих духовных потребностей у военнослужащих имеются возможности для занятий любимым делом, от чего также зависит их общественное признание. Все это способствует развитию товарищеского общения, коллективизма, дружбы, сознания и чувства воинской чести.

Особенности процесса формирования воинской чести у военнослужащих в условиях прохождения военной службы

Для организации процесса формирования воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву необходимо рассмотреть само понятие «процесс».

По определению «процесс» - это последовательная смена явлений, состояний, в развитии чего-нибудь [28, С. 971]. Ему присущи поступательность, этапность, определённая преемственность, моменты повторяемости, отрицание старого и появление нового.

Проблема формирования всесторонне развитой личности, по мнению B.C. Ильина, тесно смыкается с проблемой целостного учебно-воспитательного процесса, которая чётко поставлена М.А. Даниловым, который говорил, что исследование педагогического процесса до сих пор осуществлялось главным образом в аналитическом плане, для чего применялись функциональные и процессуальные типы исследований [96, С. 10]. Целостная природа педагогического процесса была и остаётся в центре внимания многих исследователей (Бабанский Ю.К., Гордин Л.Ю., Краевский В.В., Саранов A.M., Сергеев Н.К. и др.).

Проблема целостного процесса формирования всесторонне развитой гармоничной личности ... связана с дальнейшим развитием всей системы современного знания об учебно-воспитательных процессах, начиная от структуры теории в целом до научного обоснования отдельных форм обучения и воспитания, их компонентов и связей.

Обоснование и реализация модели целостного процесса формирования изучаемого нами качества воинской чести военнослужащего, должна отвечать следующим требованиям:

- соответствовать объективной логике становления и развития исследуемого качества, носить этапный характер, отражающий имеющую место постепенность, непрерывность и преемственность становления свойств личности, её этапный (главным образом - количественные изменения) и стадиальный (главным образом - качественные изменения) характер (В.В. Сериков).

- носить целостный характер в аспекте «статической структуры процесса» (B.C. Ильин), предполагающий проектирование и реализацию всей последовательности: изучение исходного состояния - постановка целей и задач (включая задачи не только формирования, но и собственно исследовательские)

- отбор и конструирование системы средств (отвечающих по составу и иерархии особенностям конкретного этапа процесса и возможностям их в формировании данного качества) - применение (реализация) этой системы, включая коррекцию процесса по ходу - анализ результатов (достижений, нерешенных задач).

- носить целостный характер в аспекте «динамической структуры процесса» (B.C. Ильин), отражаемый более всего последовательной сменой этапов и стадий процесса, устремленной на развитие исследуемого качества и личности в целом преемственной связью их задач, системы средств их решения, условий эффективного достижения, результатов.

На каждом этапе процесса формирования организовывается влияние на все компоненты воинской чести, но приоритетными воспитательными задачами являются те, которые формулируются на основе западающих характеристик воинской чести, которые мы попытаемся обнаружить путём диагностирования.

Для этого нами были выбраны следующие методы исследования: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение документов, собирались и изучались независимые характеристики, использование мнения других лиц, письменные связи с родителями и коллективами, где раньше работал или учился военнослужащий, сведения об интересах, увлечениях военнослужащих, анализ результатов повседневной воинской деятельности, опросные методики. Кроме того, использовалось анкетирование, предложенное исследователями Е.П. Гаркушей, А.Б. Керданом, М.А. Тимошенко. Эти методы исследования были адаптированы к нашему исследованию и охватывали все характеристики качества воинской чести, отражённые в их признаках (группах критериев).

Было проведено диагностическое исследование 274 военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в войсковых частях 4 Государственного Центрального Межвидового Полигона (ГЦМП) дислоцируемого в г. Знаменске Астраханской области, взяв в качестве контрольных данные массового опыта. Процедура и методики диагностики состояния воинской чести описана нами в Приложениях 5-14.

В результате диагностического исследования было выявлено, что большинство военнослужащих, а именно 135 человек (49,3%), характеризовались низким уровнем сформированности воинской чести.

Остальной процент испытуемых распределился следующим образом: 84 военнослужащих (30,6%) характеризовался средним уровнем, 43 военнослужащих (15,7%) высоким и 12 человек (4,4%) высшим уровнями сформированности воинской чести.

Мы предположили, что система формирования воинской чести в процессе прохождения военнослужащими военной службы по призыву в ВС РФ включает четыре этапа, учитывающие закономерности становления и развития этого качества.

Первый этап - этап формирования приоритетного эмоционального компонента воинской чести, связанный с первоначальным, устойчивым, эмоциональным отношением воина к удовлетворению своей потребности в воинской чести; с наличием нравственных чувств; выражением признания общества, коллективом реальных заслуг воина, подразделения, части; со способностью оценивать себя; с самоуважением и переживанием.

Второй этап - этап углубления знаний, преимущественного формирования рационального компонента воинской чести, характеризующийся дальнейшим накоплением знаний о существе, содержании чести военнослужащего, о критериях оценки данного качества, наличия его у себя и степени его сформированности, а также формирования простейших навыков и умений поведения в соответствии с требованиями чести.

Третий этап - этап формирования приоритетного, действенно-практического компонента воинской чести, характеризующийся и определяющий наличие у человека постоянной способности, волевой готовности достойно выполнить воинский долг в любое время и при любых обстоятельствах; привычку и умение поступать в соответствии с требованиями норм воинской чести; умению поддерживать своё доброе имя и преодолению недостатков.

Четвёртый этап - заключительный этап формирования чести военнослужащего, характеризующийся расширением опыта реализации требований воинской чести, способностью к самосовершенствованию, становлением культуры чувства воинской чести.

Перечисленные этапы процесса формирования воинской чести не являются жёстко фиксированными во времени. Их продолжительность во многом зависит от начального уровня нравственной зрелости личности военнослужащего, от эффективности воспитательных усилий, от возможностей личности для активного самоусовершенствования. Как отмечает Н.Д. Левитов, исследовавший личностные свойства индивида, от этапа к этапу меняется психологическая динамика мотивов деятельности личности: от ситуативных - к личностным, от поверхностных - к глубоким, от менее осознанных - к более осознанным [129].

Опытно-экспериментальная работа по формированию интересующего нас качества личности военнослужащих проводилась в естественных условиях повседневной деятельности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в воинских частях 4 ГЦМП. Система же мероприятий, разработанная в ходе исследования, являлась дополнением, повышающим эффективность данного процесса. Сам целостный учебно-воспитательный процесс осуществлялся по разработанной нами программе и в определённой последовательности.

В начале опытно-экспериментальной работы мы определили исходное состояние сформированности воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в одной из воинских частей 4 ГЦМП (36 человек).

Использовались те же методики, которые мы применяли при определении исходного состояния воинской чести в массовой практике.

Похожие диссертации на Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации