Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеи художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в русской педагогике середины 19-начала 20 веков Купач, Тамара Юрьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Купач, Тамара Юрьевна. Идеи художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в русской педагогике середины 19-начала 20 веков : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1995.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-2/4037-9

Введение к работе

Актуальность «следования. В наши дни дошкольная педагогика переживает творческий период поиска нового содержания и форм воспитания детей.Это связано прежде всего о происходящим переосмыслением ценностей в российском обществе. Много дискуссий ведется по поводу возрождающихся типов дошкольных учреждений -частных, семейных, кооперативных. Идея общественного воспитания подвергается в настоящее время серьезному испытании в плане проверки ее теоретических основ и практического опыта. Рушатся многие устоявшиеся представления, искусственные управленческие нормы и структуры. Справедливо критикуется учебно - дисциплинарная модель педагогического процесса детского сада, отмечается недопустимость казенной обстановки, формального усреднительного отношения к ребенку, подчеркивается жизненная необходимость в педагогике сотрудничества, ее современного понимания. Широко обсуждаемые сегодня идеи гуманизации и приоритета общечеловеческих ценностей в формировании личности налита позитивную поддержку в отдельных концепциях дошкольного воспитания. Вновь, как к 70 с дивніш лет назад, содержание и формы духовного развития ребенка, целостное развитие художественного сознания дошкольника является актуальными вопросами.

На наш взгляд, целесообразно обратиться к истории, когда в художественной педагогике ставились плодотворные задачи, среди которых выделялась такая важная проблема, как художественно-речевая деятельность детей. В середине 19 - начале 20 вв. она являлась предметом пристального внимания многих отечественных и зарубежных педагогов, психологов, лингвистов, философов. При этом художественно-речевое воспитание и развитие рассматривалось в их внутренней динамике с опорой на определенные тенденции, характерные для всего процесса. Прежде всего освоение языка в дошкольном возрасте изучалось как живое, слово а не только как средство информативного общения.

На даввом этапе, когда в обществе возрос интерес к нашему прошлому историко-педагогические работы приобрели особую актуальность. Одновременно появилась возможность изучения архивных материалов и их объективного анализа.

Теоретическое обоснование и реализация разрабатываемой современной концепции дошкольного воспитания, поиск неорди-

марних альтернативных систем дошкольного воспитания, создание наиболее благоприятных условий для свободного неидеологизиро-ванного развития личности ребенка обуславливают научный практический интерес к отечественной педагогике середины 19 -качала 20 веков. Именно в этот период в России под воа;эйси» вием открытий в физиологии, детской экспериментальной психологии, лингвистике, философии осознается особая важность первоначального воспитания детей, необходимость о первых дней жизни ребенка целенаправленного художественно-речевого воспитания, базирующегося на знании антропологических и других наук.

Советская дошкольная педагогика имеет определенные основы системы общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Но в современных учебных пособиях, методических рекомендациях, специализированных книгах практически отсутствует вопрос художественно-речевого воспитания и развития дошкольников. Это объясняется тем, что курс лекций по "Методике развития речи детей дошкольного воэраста" как в ВУЗе, так я в педагогических училищах опирается в своей теоретической части на общие вопросы дошкольной педагогики, оотавляя в принципе 8а рамками внимания проблемы художественного формирования личности.

Вообще следует сказать, что с конца 20-х годов в Советской Россия развервулась борьба за единую типовую программу для детского сада.Отсюда появился негативизм по отношению к идеям семейного воспитания, а также к духовному воспитание ребенка, концепциям "свободного воспитания", х методикам американских детских садов и "рефлексологическим взглядам" В.U.Бехтерева. В принципе художественное движение начало исчезать как единый процесс, оно разбилось на музыку, пение, рисунок, танцы, литературу, когда один предмет не был связан о другим.

В исследуемый нами период проблема художественно-речевого воспитания и развития ребенка, как отмечалось выше, стала предметом изучения специалистов разного профиля. Среди зарубежных ученых для нас важны работы Г.Кершенштвйнвра, В.ПреВера, Б.Паре, Д.Селлв, В.Штерна и т.д., которые рассматривали развитие речи с новаций наличия у ребенка внутреннего слова, взаимосвязанного с внутренним.пережквакиаи, с еиоциональным

состоянием.

В России эту проблему наиболее активно разрабатывали К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.И.Сикорский, А.Белый, С.Л.Франк, Л.А.Михайловская, Н.И.Сентюрина и другие прогрессивные педагоги, психологи, философы. Благодаря их усилиям складывалось общее представление об элементах теории художественно-речевой деятельности детей, определялись ее цели, задачи, формировались принципы, разрабатывалась методика первоначального воспитания способностей в этой области. Эти теоретические идеи получили практическую реализацию в работе с детьми дошкольного возраста как в семье, так и в первых детс- ' ких садах России.

Но следует отметить, что в обозначенном вами русле очень значима педагогическая система К.Д.Ушинского. Поэтому необходим анализ трудов, связанных с работой ученого. Это такие авторы, как /П.Ф.Каптерев, П.П.Етонский, М.И.Демкоз, Н.В.Чехов; Д.О.Лордкипанидзе.В.Я.СтруминскиЙ, Е.Н.Медынский/.

Вместе с тем большинство авторов, писавших об Ушинс-ком, отмечают, что его педагогическая система не изучена во всех ее элементах и представляет в совокупности целостное явление. Совершенно правы оказались В.Острогорский и .Д.Семенов, которые еще в 1885 г. писали:"И чем далее будет развиваться паша педагогическая литература, чем больше будет совершенствоваться русская школа, тем более должно расти значение Ушинского;1

К сожалению, в силу определенных причин, в том числе и политических, советская дошкольная педагогика труды К.Д.Упшнского незаслуженно забыла и трактовала в'аспекте существующего режима.

За годы Советской власти не переиздано также ни одного сочинения по проблеме художественно-речевого воспи- . тания и развития ребенка дошкольного возраста, написанного известными учеными-педагогами конца прошлого - начала нынешнего века - А.И.Сикорским.Е.И.Конради, А.И.Морозовой, Н«И.Сентюриноа, Е.И.Тихеевой /у последней - ран-

1.Острогорский В., Семенов Д. Русские педагогические деятели //Воспитание и обучение. - 1885. - JK3-6. - С.65

me жадання/. Отчасти вто можно объяснить ошибочным мнением, отчетливо выраженным, например, в мысля U.K.Крупской об отсутствия традиция у советской дошкольной педагогики: "Наше дошкольное дело отличавтоя тем, что оно постровно ва пуо-том меоте...от старого что-нибудь да останется, остается традиции, а здесь ничего не было.

Вместе с тем советская дошкольная педагогика последовала проблемы развития речи ребенка дошкольного возраста /В.В.Гербова, А.И.Максаков, Ф.А.Сохни, О.С.Ушакова,В.И.Яшина/. По етжм вопросам защищены сотня диссертаций, соадана обширная научная я методическая литература. Однако, в основном, вое »ти работы посвящены проблеме развития речи в современных условиях, без учета известных позитивных данных, накопленных педагогами прошлого.

В рамках данного исследования исторического характера рассматриваются педагогичеокяе концепции К.Д.Ушинского я его последователей - Е.И,Конрады, Л.А.Михайловской, Н.И.Сентю-ряной, К.И.Тихеевой относительно художественно-речевого воспитания я развития детей дошкольного возраста, включая анализ зарубежной литературы, который широко использовался в практике втих авторов.

С нашей точки зрения особый иытерео представляет высокая оценка единства живого языка и художественного литературного слова в воспитании ребенка.Также необходимо отметить, что такая постановка проблемы не попала в поле внимании ученых - A.M.Бородач, В.И.Логиновой, О.К.Соловьевой, В.А.Флериной,- изучавших тот или иной круг идей К.Д.Ушинского я его"шхолы". Несомненно эта идея присуща размышлениям таких прогрессивных педагогов прошлого, как ж-1.Рус-оо, Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци, Д.Н.Толстой.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что деятельность КД.Уншнского и его последователей в аспекте развития художественно-речевой деятельности детей'находила опору в различных науках, в том числе, в лингвистике и в литературоведении /А.Д.Алферов, Ьодуен-дё-Куртене, А.Весаловский, Д.Ов-сяняко-Куликовский, Г.Пауль, А.Потебня, Фердинад-де-Соссвр/. Одним из источников знания о языке в тот период несомненно

1.Крупская Н.К. Педагогические сочинения /Под.ред.Н.К.Гончарова. - в 11 т.- Т 6. - М.,1959.- С.160.

явился словарь В.Даля.

В русское педагогической прессе вопросы художественно-речевого воспитания и развития наиболее высоко освещались в журналах "Детский сад" под ред. А.С.Симонович, "Свободное воспитание" под ред. И.И.Горбунова-Посадова, "Воопитание и обучение" под ред. Е.Н.Лльмедикген, "Дошкольное воспитание" под ред. Н.И.Лубенец. На отраницах этих журналов разгорались дискуссия вокруг теоретических и практических основ художеотвенно-речв-воЯ деятельности ребенка /в частности, материалы 1-го Съезда по семейному воспитанию, декабрь 1913 - январь 1914 гг./.

Р. процессе теоретического осмысления историке—педагогического процесса в аспекте нашей проблематике мн опирались на результаты исследований равных десятилетия нынешнего века -психологи-физиологи: Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, А.Р.Луркя, В.С.Мухина, Н.Н.Подьяков, М.П.Кольцова; языковеды: В.Виноградов, А.А.Реформатский, З.Г.Костомаров, I.В.Рождественский; литературоведы: М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, С.М.Лотман; педагоги-методисты: A.Q.Попова, Е.В.Квятковский, В.Левин, Т.И,Сухова, Л.Е.Стрельцова, Е.М.Торшилова.

Подчеркнем еще раз, что выдающиеся педагоги прошлого \

проводили огромную и эффективную с позиций современной художественной педагогики научно-практическую работу по проблеме развития речи детей дошкольного возраста, требующую теоретико-практического переосмысления. В качестве ведущего элемента, и ато очень важно, они выдвигали детальное изучение и создание условий для индивидуального развития речи каждого ребенка, выявления потенциальных возможностей детских потребностей, самостоятельности, активности.

На наш взгляд, все выше сказанное делает проблему изучения и анализа наследия прошлого актуальной и позволяет определить тему исследования: "Идеи художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в русской педагогике середины 19 - начала 20 веков".

Обьект исследования: Теория и практика развития' художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в русской педагогике середины 19 - начала 20 векоа.

Предмет исследования: Становление и развитие научно-методических идей художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в педагогике середины 19 - начала 20 вв.

Цель исследования: Определить основные научные концептуальные подхода и педагогические тенденции в области художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста на примере работы педагогов середины IS - начала 20 веков.

Задачи исследования:

Проанализировать методологические, теоретические и методические подходы к проблеме художественно-речевого развития ребенкаj характерные для дошкольной педагогики середины 19- начала 20 веков.

Выделить педагогические взгляды в области художест-венно-речевой деятельности детей дошкольного возраста, характерные для научно-методических трудов К.Д.Уашнского и его "школы".

Обосновать возможность конструктивного использования опыта прошлого для развития и обогащения современной теории художественно-речевой деятельности ребенка-дошкольника.

Гипотеза исследование. Ыи предполагаем, что тенденции и опыт работы с детьми ученых середины 19 - начала 20 веков, опирающийся прежде всего на живую устную речь во всем богатстве ее внутреннего содержания и во взаимосвязи с разными искусствами, могут способствовать в настоящее время пересмотру педагогической деятельности в области художественно-речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Методологической"основой исследования являются труды отечественных и зарубежных педагогов, философов, психологов, лингвистов по соответствующим аспектам понятий о языке и мышлении, о всеобщей связи явлений предизтов действительности, позволяющие раскрыть закономерности в процессе становления общественного и семейного воспитания, воззрения этих ученых на науку и искусство на методологию и структуру науки художественной педагогики.

Матотт исследования;

анализ публикаций по теме исследования,, воспоминаний! издание периодической печати середины 19 - начала'20 веков^

изучение архивных материалов, историко-педагогичос-" ких документов,связанных с проблемой художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в дореволюционной России;

системно - структурный, псторико-рефлексивный,диалог

с прошлым, парадигмальный, моделирование.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проанализирован комплекс научно-мвтодичеоких идей, связанных о художественно-речевой деятельностью детей, обобщены разделы трудов как русской, так и зарубежной педагогики, касающиеся дошкольного воспитания с позиций научных требований историзма; рассмотрены в динамике взгляды теоретиков педагогики середины 19 - начала 20 веков на роль художественно-речевой деятельности детей в философской, педагогической, психологической, лингвистической мысли в свете развития культурологических концепций этой проблемы; проведена классификация различных научных и практических подходов к трактовке компонентов дошкольной художественной педагогики середины 19 - начала 20 веков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что историко-педагогическое обобщение изучаемого процесса, осуществленное в нем, представляет собой один из источников современного решения таких ключевых вопросов художественной педагогики, как комплексное взаимодействие искусств, вычленяя из них художественно-речевую деятельность. Впервые выделены и охарактеризованы основные научно-методические направления, связанные со становлением и развитием художвзтвенно-речевой деятельности детей, впервые исследованы идеи развития художественно-речевой деятельности детей ведущих теоретиков-педагогов середины 19 начала 20 веков по исследуемой проблеме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты необходимы в процессе совершенствования профессиональной подготовки студентов педагогических ВУЗов, педагогических колледжей, могут быть реализованы в учебно-воспитательной деятельности преподавателей, учителей, воспитателей в современных условиях, а также при подготовке научных монографий, при разработке научных пособий и спецкурсов для системы педагогического образования и повышения квалификации преподавательско-учительских кадров. Материалы диссертации можно использовать в научных исследованиях по истории дошкольного воспитания, а также при разработке научных основ программы курса "Методика развития родной речи детей дошкольного возраста" для студентов педагогических ВУЗов, при.создании альтернативных программ воспитания

'детей и совершенствования практической работы по развитию . художественной деятельности как в детских садах, так и в дошкольном семейном воспитании, с учетом аффективных заимствованных из прошлого форм организации работы.

Источниковедческая база» 1.Педагогическая литература и материалы прессы тех лет, связанные с проблемой исследо-пвания. 2. Философская, лингвистическая, психологическая, науковедческая литература по проблематике диссертации. 3. Учебники по педагогике, психологии и Педагогическая энциклопедия исследуемого периода. 4. Материалы Научного архива Российской академии образования /НА РАО/.

Апроадия.« Проверка материалов и выводов исследования проводилась на заседании лаборатории комплексного взаимодействия искусств Исследовательского Центра еотетического воспитания РАО. Материалы и выводы исследования нашли отражение в выступлениях на научно-практических конференциях Борисоглебского государственного пединститута /1991, 1992/, Ровненского пединститута /Украина/ - 1992"г., в ИНК научно-педагогических кадров г.Москва /май 1992/, в издании ряда научных статей и тезисов.

Внедрение в практику результатов исследования осуществлялось непосредственно в процессе работы в виде прочтенив спецкурсов по теме исследования , лекций по курсу "Методика развития родной речи детей дошкольного возраста" на факультете дошкольного воспитания Борисоглебского государственного пединститута /Воронежской области/, при создании в организации кафедры "Возрождение малых городов России" в атом же институте.

Похожие диссертации на Идеи художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в русской педагогике середины 19-начала 20 веков