Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века Новикова Александра Геннадьевна

Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века
<
Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Новикова Александра Геннадьевна. Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Псков, 2002 223 c. РГБ ОД, 61:03-13/801-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования педагогических традиций

1.1. Сущность и природа учений о традиции 12-55

1.2. Основные характеристики педагогической традиции в конце 19 начале 20 века 56-90

Выводы по первой главе 91-92

Глава 2.Особенности становления традиций сельской школы Псковской губернии 93-95

2.1. Религиозно-нравственное наследие церковно - приходской школы 96-130

2.2. Роль земства в развитии сельской народной школы 131-161

2.3. Историческая преемственность традиций сельской народной школы для современности 162-184

Выводы по второй главе 185-187

Заключение 188-191

Библиографический список использованной литературы 192-202

Приложения 203-223

Введение к работе

Одним из важнейших звеньев в цепочке, соединяющей поколения и
столетия, является образование. На его основе происходит

целенаправленное формирование личности, ориентированной на саморазвитие. Современная государственная образовательная политика сегодня направлена на модернизацию всех звеньев образовательного процесса. В данной ситуации структурно-содержательная реструктуризация сельской школы признаётся необходимой не только для устойчивого развития образования, но и для реформирования аграрного сектора страны.

Подчёркивается, что сельская школа является единственным интеллектуально-культурным центром села, от результатов её деятельности в прямой зависимости находится решение многих социально-культурных и социально-экономических вопросов на селе.

Изменившиеся социальные условия ставят перед сельской школой новые образовательные задачи. В этой связи остро встаёт вопрос об улучшении качества и доступности образования за счёт более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов сельских общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации.

Перспективным направлением реструктуризации должен стать комплексный подход, учитывающий особый социо-культурный статус сельской школы, демографические особенности региона, накопленный позитивный опыт и традиции сельских школ.

За историю российского образования сложился особый самобытный тип сельской школы, неимеющий аналогов в западноевропейских системах образования. Этот феномен действительно является нашим педагогическим наследием. Бесценный опыт сельской школы сохраняет свою значимость и актуальность сегодня, поэтому в настоящее время возрастает потребность в его переосмыслении. Сегодня необходимо учесть как положительные, так и

отрицательные стороны результатов её многосторонней деятельности.

Рассматривая проблемы современной сельской школы в территориальных рамках, мы отмечаем, что Псковская губерния во многом отражает типичные черты, объединяющие её со всей Россией. Она на протяжении 19 - начала 20 века оставалась в постоянных границах, являлась ярко выраженным сельскохозяйственным регионом, что чрезвычайно важно для нашего исследования.

В диссертационном исследовании предпринята попытка осмыслить сложившуюся систему традиций сельской школы с точки зрения учения о традиции, что, как нам представляется, даст возможность полнее и глубже уяснить причины её нынешних проблем, поможет определить место и роль сельской школы в социуме, с тем, чтобы процесс реструктуризации способствовал эффективному развитию сельской школы. Этим и обусловлена актуальность темы исследования.

В педагогической науке и образовательной практике глубоко исследованы проблемы современной сельской школы. Этому вопросу посвящены работы Г.Ф.Суворовой, М.П.Гурьяновой, А.Е.Кондратенкова, Р.М.Шерайзиной, П.А.Жильцова и др.

История педагогики имеет в своём арсенале ряд обстоятельных работ, анализирующих деятельность земств в сфере народного образования (В.Ф.Абрамов, Е.Князев, С.А.Крылова, З.Д.Днепров, В.Н.Лещиков и др.).

Осмысление значимости религиозно-нравственного наследия для образования и воспитания раскрывается в трудах Б.М.Бим-Бада, Б.С.Гершунского, Е.П.Белозерцева, Н.Д.Никандрова, М.Г.Тайчининова, В.Ю.Троицкого и др.

Однако проведённый нами анализ многочисленных источников по данной проблематике, позволяет заключить, что процессы формирования сельской школы как особого типа становления ее традиции, сложившихся в результате деятельности местных органов самоуправления - земств, а также: церкви, сельских обществ, подвижников - просветителей, в их взаимосвязи и

взаимообусловленности ещё не нашли достаточного теоретического осмысления и обобщения, а поэтому не стали эффективным средством для решения проблем современной сельской школы.

Представляется, что культурно-исторический и сравнительный анализ традиций церковно-приходских, земских, министерских школ позволит обобщить их опыт, осмыслить его теоретически и использовать при реструктуризации общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, что, как нам представляется, даст возможность полнее и глубже уяснить три важные проблемы, а именно:

- каково место и роль современной сельской школы в решении социально-культурных и социально-экономических вопросов на селе;

каковы общие причины, вызвавшие кризисное состояние сельских школ;

в чём состоит то общее, характерное для системы традиций сельской школы Псковской губернии 19 - начало 20 века, что может способствовать её эффективной структурно-содержательной реструктуризации.

Учитывая характер проблемы, её актуальность, теоретическую неразработанность, определена тема исследования: «Развитие традиций народной школы в истории Псковской губернии 19 -начала 20 века».

Целью данного исследования является: изучение и обобщение исторического опыта и традиций сельской народной школы Псковской губернии 19-начала20 века.

Объект исследования - сельские народные школы Псковской губернии 19-начала 20 века.

Предмет — система традиций в процессе становления народной сельской школы Псковской губернии 19 - начала 20века.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1.Изучить теоретические подходы к учению о традиции в качестве мировоззренческой и методологической основы.

6 2.Установить характерные червы, которые обусловливают характер педагогических традиций и закономерности их проявления в 19 - начале 20 века в России.

3.Определить уникальные и особенные традиции земских, церковноприходских школ Псковской губернии 19 - начала 20 века. 4.Исследовать качественные характеристики современной сельской школы. 5. Установить преемственность педагогических традиций для структурно-содержательной реструктуризации сельской школы сегодня.

Источниковедческую базу исследования составили разнообразные по
характеру материалы: архивные, нормативные документы, монографии,
диссертационные исследования, теоретические труды по истории

образования, философии, психологии, антропологии, материалы педагогической прессы.

Теоретико-методологической базой исследования явились труды, посвященные:

- различным подходам к учению о традиции /И.Т.Касавин, К.Э.Маркарян, И.Д.Плахов, О.А.Сергеева, И.В.Суханов, Д.М.Угринович, Е.Шацкий/.

- историко-педагогические и философские аспекты образования

/В.В.Зеньковский, И.Е Киреевский, С.А.Рачинский, В.В.Розанов, В.Ы. Сорока-Росинекий, Л.Н.Толстой, К.Д Ушинский, СТ. Шацкий/

-концептуальные подходы к проблеме сельской школы /М.П.Гурьянова, П.А.Жильцов, Р.Н.Князев, А.Копылова, А.Е.Кондратеньков, Т.Ф.Суворова, Е.Н.Степанов, Р.М.Шерайзина/.

Решение поставленных задач потребовали привлечения и использования следующих методов педагогического исследования: -теоретический анализ историко-педагогической, психологической, философской, социологической, исторической и другой литературы по исследуемой проблеме; -изучение архивных материалов,

- анализ нормативной документации,

- проблемно- сравнительный педагогический анализ полученных

данных; -статистические методы обработки; -графическое представление результатов.

Хронологические рамки исследования: начало 19 века /период реформаторских преобразований в России/ - до начала 20 века / до Октябрьской революции /. Это обусловлено тем, что именно в начале 19 века, было образовано Министерство народного просвещения, и начались крупные реформы системы образования. Уставом 1804 года устанавливалась единая стройная система народного образования. В Уставе 1828года определены школьные программы и учебные планы приходских училищ. Распространение школьной сети является заслугой различных ведомств. Духовному ведомству разрешалось, начиная с 1834года открывать школы при церквях. Министерство государственного имущества, образованное в 1837году также способствовало значительному распространению сельских приходских училищ. С 1844 года рекомендован приём девочек из крестьянских семей в приходские училища. А крестьянская реформа, приведшая к отмене крепостного права, предопределила массовое открытие народных сельских школ. С появлением новых органов местного самоуправления - земств /1864г./ начинается развитие разных типов сельских школ в России. Развитие и становление сельской школы проходило хотя и медленно, но по восходящей линиии. Эволюционный процесс её развития был прерван революционными изменениями, приведшими к утрате уже сформировавшихся традиций сельской школы

Логический ход исследования. Исследование начинается с теоретического анализа учения о «традиции» и основных характеристик педагогических традиций в конце 19 - начале 20 века. Изучение информационно-справочной и научной литературы показывает, что не существует единой точки зрения на само понятие «традиция». Во многих источниках под традицией понимают «нормы», «ценности», «опыт»,

«наследие», «обычаи». В связи с этим традицию наделяют самыми разнообразными функциями - передачи опыта, регулирования общественных отношений, оценивания духовного наследия. К изучению феномена традиции учёные подходят с разных точек зрения: системного, культурологического, информационного, аксиологического и других подходов. Поэтому перед нами встала задача осмысления и обобщения теоретической модели «традиция», в которой мы выделили следующие компоненты:

  1. информационно-групповой опыт;

  2. духовное наследие;

  3. устоявшиеся обычаи;

  4. культурные ценности;

  5. социальные нормы;

  6. коллективную память.

В настоящее время термин «традиция» применяется во всех сферах общественной и материальной жизни, это интегративное, многофункциональное понятие.

При анализе проблем современной сельской школы выяснилось, что сам феномен «сельская школа» не имеет единого определения, это собирательное понятие, которым обозначаются различные по типам и видам образовательные учреждения, расположенные в сельской местности, разнообразные по наполняемости, территориальному расположению и социальному окружению.

Сопоставляя теоретические основы учения о традиции с педагогической теорией и практикой сельской школы, мы установили, что процесс формирования педагогических традиций происходит по общим законам традициеведения. Причём, в ходе исследования нам стало ясно, что школа выполняет основную функцию традиции - трансляцию группового опыта и духовного наследия.

В связи с вышеизложенным, мы попытались найти новый подход к решению проблем современной сельской школы, а именно: при структурно-

содержательной реструктуризации общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, не отрываться от устоявшихся традиций сельской школы, а исходить из того, что традиция - это не только связующее звено между поколениями, но и открытая система, способная усваивать инновации. Потеря педагогических традиций делает невозможным развитие сельской школы, в то время как меняющаяся традиция может извлекать из коллективной памяти необходимые сйгменты опыта и выстраивать из них новые порядки. Исходя из этого, мы изучили опыт церковно-приходских и земских школ Псковской губернии 19 - начала 20 века и пришли к выводу, что выявленные ведущие признаки системы управления сельской школой, такие как: общественно-государственный характер управления, типовое разнообразие сельских школ, многоканальное их финансирование являются характерными тенденциями, способствующими определению возможных путей решения существующих проблем сельской школы и её дальнейшему развитию.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап, проходивший в 1998-1999г.г., предполагал изучение философской

и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выделение основных направлений исследования, составление программы исследовательской работы;

  1. этап /1999 -2001 т.т./ был связан с теоретическим анализом проблемы, изучением архивных источников, проектированием и реализацией констатирующего анализа;

  2. этап /2001-2002 г.г./ заключался в обработке и оформлении результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены определенной и четкой методологической позицией, использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, опорой на теоретические положения, получившие раскрытие в научных трудах по философии, психологии и педагогике.

Научная новизна исследования состоит в том что: -выявлена логическая взаимосвязь между теоретичекими положеними учения о традиции и процессами становления педагогических традиций; -определен инвариантный комплекс условий, характеризующий систему управления сельской школы Псковской губернии 19 - начала 20века, а именно:

а) в общественно-государственном характере образования, выраженном в
создании Попечительских советов, частично наделённых

административными функциями;

б) в типовом разнообразии школ;

в) в независимом институте наблюдателей - экспертов;

г) в многоканальном финансировании - государственном, общественном,
частном.

Данный комплекс условий может стать основой реструктуризации сельской школы современной России.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: -уточнены сущностные характеристики понятия «традиция»; -выделены ценностные основы педагогических традиций сельской школы Псковской губернии конца 19- начала 20века;

-установлена зависимость поступательного развития педагогических традиций сельской школы от социально-экономического преобразования села;

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы:

- для прогнозирования и проектирования приоритетных направлений
развития образовательных систем в сельской местности нашего региона;

в лекционной работе, при разработке спецкурсов и семинаров по педагогике и истории педагогики в вузе;

при проведении семинаров в системе повышения квалификации учителей.

Апробация результатов исследования осуществлялась на постоянно

11 действующем методологическом аспирантском семинаре ПГПИ, на заседаниях кафедры педагогики ПГПИ, на педагогических совещаниях и научно-практических конференциях сельских школ Палкинского района Псковской области.

На защиту выносятся следующие положения: 1 Педагогические традиции являются определяющими в выборе стратегических направлений процесса реструктуризации сельской школы на современном этапе.

2. Для оптимальной реструктуризации современной сельской школы необходим инвариантный комплекс условий, опирающийся на традиционные ценности, обеспечивающие эволюционное развитие системы управления, который заключается:

а) в общественно-государственном характере образования, выраженном
в создании Попечительских советов, наделённых правами по управлению
сельской школой;

б) в типовом разнообразии школ;

в) в многоканальном финансировании.

3.Культурно-педагогические и социальные функции сельской школы являются определяющими в процессе духовного возрождения села при условии их интеграции и взаимозависимости.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений, иллюстрирована таблицами, схемами.

Сущность и природа учений о традиции

В общественных науках проблема традиции разрабатывалась на протяжении многих лет. В настоящее время мы являемся свидетелями применения этого термина ко всем сферам общественной жизни, к материальному производству, к науке. Указывая на многообразие форм проявления традиции можно отметить, что в технике встречаются «традиционные материалы» и «традиционные средства производства». В этнографии - «традиционные предметы обихода» и «традиционные предметы потребления», в педагогике - «традиционная система образования», «традиционный урок». Многообразны традиции в науке, традиционными могут быть теории, концепции, учения, научные школы. В религиозном сознании традиции проявляются как мифы, догма, вера.

В данном параграфе перед нами стоит задача определить, какие характерные компоненты и функции положены в основу традиции, как они модифицировались в истории, какое отношение сложилось к данной проблеме. Особый интерес для нас представляет установление связей между различными подходами к учению о традиции и характером педагогических традиций, и определением их влияния на дальнейшее совершенствование системы образования в сельской местности. Так как предметом нашего исследования являются педагогические традиции, то нам представляется правомерным начать изучение, с рассмотрения основных составляющих дефиниции « традиция».

Теоретическое изучение и анализ литературы по данной проблеме, свидетельствуют о самом разнообразном и порой противоречивом толковании этого термина.

Дословно traditio переводится как «передача», «предание». В процессе исследования данного понятия в толковых словарях и энциклопедических изданиях, стало очевидным, что под традицией понимается не только процесс передачи, но и объект, и способы передачи социального и культурного наследия. Причем, в качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.

Большая Советская энциклопедия, энциклопедия культурологии, философский словарь под традицией понимают: - «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени, охватывают объекты социального наследования, его способы». [18,т.26,391]

Во многих словарях русского языка традиция рассматривается как:

1 - нечто перешедшее от одного поколения к другому,

2 - обычай, установившийся порядок в поведении, в быту,

3 - устная передача каких-либо исторических сведений, предание.

В Толковом словаре русского языка под редакцией профессора Д.Н.Ушакова указывается, что традиция - это «обычай, укоренившийся порядок в чем-нибудь».[153]

У В.И. Даля - « предание, все, что устно перешло от одного поколения на другое». В 4-х томном Словаре русского языка, традиция -«установившийся порядок, неписаный закон в быту, обычай, обыкновение, закрепившаяся норма чего-либо».[151]

В ходе изучения информационно-справочной литературы мы установили, что термин «традиция» признается синонимом слова «обычай», а также в качестве нее выступают определенные общественные установления, нормы, ценности, идеи. Определенные традиции функционируют во всех социальных системах и являются условием их жизнедеятельности, традиция служит и средством передачи этого наследия. Таким образом, в ходе изучения смыслового наполнения термина «традиция» мы обнаружили его полисемантизм /многозначность/. В связи с этим, перед нами возникла необходимость рассмотреть проблему традиций в соотношении с такими понятиями как «обычай», «нормы поведения», «ценности», Принимая во внимание определение традиции как объекта наследия, важно установить, как происходит сам процесс наследования, какое отношение складывается к наследуемому у разных поколений.

Более адекватным, на наш взгляд, подходом к данной проблеме, может быть, мысль Ежи Шацкого о том, что традиции можно рассматривать как:

1-передачу по наследству,

2-как наследие,

3-й как, собственно саму традицию.

Первое понятие традиции он называет функциональным, здесь в центре внимания функция передачи из поколения в поколение тех или иных (в основном духовных ценностей) данной общности.

Второе понятие автор называет объектным и связывает его с перемещением внимания исследователя с того, как эти ценности передаются на то, что это за ценности, каковы они, что именно подлежит передаче.,

Третье понятие Е. Шацкий называет субъектным, т.к. на первом плане находится не функция передачи, не передаваемый объект, а отношение данного поколения к прошлому, его согласие на наследование или же протест проти в этого. [171]

Религиозно-нравственное наследие церковно - приходской школы

Изучение истории педагогики свидетельствует о том, что традиции подлинного образования в России изначально связаны с духовностью, с православием. В современной педагогической науке существуют различные подходы к значимости религиозно-нравственного наследия для образования и воспитания.

Так, например Б.М.Бим-Бад, Б.С.Гершунский считают, что религиозно-нравственное наследие дополняет, но не заменяет собой научное мировоззрение. За использование в практике образования и воспитания религиозно-нравственного наследия выступают такие видные учёные как Е.П.Белозерцев, Н.Д.Никандров, М.Г.Тайчининов, В.Ю.Троицкий. Группой ученых во главе с З.И.Равкиным, религиозно-нравственное наследие рассматривается в качестве одного из источников национальных ценностей образования. Не отделяя обучение от воспитаниия, все они признают значимость общего образования в развитии личности и ценность религиозно нравственного воспитания в процессе нравственного становления подрастающего поколения. В связи с этим, важнейшим аспектом в дореволюционной России в историко-педагогической науке становится изучение религиозно-нравственного воспитания в дореволюционной России на фоне развития духовного и светского образования.

В обществе держится мнение, что до введения земства, народного образования в России не существовало и, что русская народная школа была создана земством. В докладе И.В.Преображенского, специально занимавшегося исследованием данного вопроса, такое утверждение объясняется или полным незнанием действительности истории развития народного образования в России или же намеренным игнорированием её.

Ещё задолго до введения земских учреждений, а именно с 1834 г., согласно царскому повелению, началась повсеместная организация народного образования, школы стали открываться при церквях. Затем появились школы министерские, и так называемые школы сельские, находившиеся так же в ведении Министерства народного просвещения. В 1836 г. Святейшим Синодом издан специальный указ, определявший цели церковно-приходской школы. Из отчёта обер-прокурора Святейшего Синода г. Протасова следует, что духовенство горячо отозвалось на возложенные на него задачи. Подтверждением этому, служат открытые уже до 1864 г. свыше 233 тыс. школ, в которых обучалось около 430 тыс. учащихся. Но после утверждения земства количество школ духовенства начало быстро сокращаться, что продолжалось до 1881 г., когда духовенство вновь призывается к народному учительству. В своей книге ИВ. Преображенский ссылается на графа Толстого, который отмечал заслуги духовенства, не только обучающего народ, но и жертвующего для целей просвещения собственные помещения для школ и свои трудовые деньги.

В качестве примера мы можем привести опыт С.А. Рачинского, ведущего подвижнический образ жизни сельского учителя, ставшего ревностным пропагандистом сельской церковно-приходской школы. Итогом долгой педагогической деятельности С.А.Рачинского стала созданная им система национального воспитания крестьянских детей. В его школе не только обучали, но и формировали личность ребёнка на христианской основе, ориентировали его на исконные русские идеалы, на патриотизм и исполнение гражданского долга. В педагогической литературе для того, чтобы доказать реакционный характер взглядов Рачинского, его позиции часто отождествляют с взглядами обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева, что не совсем верно. Считая, церковно-приходскую школу наиболее приемлемой для нужд народного обучения и воспитания, С.А.Рачинский верил «в созидательную силу Христовой истины и правды». Без нравстенно-религиозного начала, по его мнению, невозможно сформировать «внутреннего человека в духе христианства, православия и подчинения внешнего внутреннему». По глубокому убеждению" С.А.Рачинского, путь в школу лежит только через церковь. Это дорога к многовековой культуре, вобравшей в себя духовный опыт поколений. Большое место в системе обучения Татевской школы занимало эстетическое воспитание. С.А.Рачинский открыл курсы рисования и художественную мастерскую. Он преподавал крестьянским детям музыку, рисование, черчение. Знакомя во время прогулок детей с растениями, обращал внимание на их естественную красоту, предполагая, что любовь к красоте и природе содействует быть ближе к книге [122]. Поэтому мы считаем, что необходимо извлечь из данного опыта всё самое ценное, что мы можем найти для практического применения в сельской школе сегодня. Без нравственного, национального воспитания нельзя сформировать гармоничную личность.

В то время, как представители консервативного направления ( в числе самых ярких противников был царский министр Д.А.Толстой, педагог М.Катков, московский метрополит Филарет, К.П.Победоносцев, А.Филонов, А.Радонежский, А.Г.Баранов) в педагогике отстаивали мысль, что получение крестьянскими детьми образования не должно вырывать их из привычной деревенской среды. По их мнению, обучение призвано способствовать улучшению нравственного здоровья крестьянства, повышению их культурного уровня и производительности труда.

Историческая преемственность традиций сельской народной школы для современности

В данном параграфе нам представляется важным обратить внимание на теоретическое обоснование развития сельской школы в современных условиях, используя достижения педагогической мысли прошлого, в частности, опыт работы земских, церковно-приходских и министерских школ конца 19-начала 20 веков в Псковской губернии.

Ухудшение социально-экономических условий, рост темпов инфляции, снижение объемов финансовых средств на укрепление учебно-материальной базы в последние годы заметно сказались в худшую сторону на развитие образования на селе.

Актуальность данного вопроса подтверждается основными положениями проекта концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Так, в числе главных факторов, которые обусловили необходимость реструктуирования, называются психолого-педагогические условия обучения учащихся в малочисленной школе, требующие расширения воспитательного и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка в целях всестороннего развития личности. Ввиду того, что сельское население малоплатежно, семья ограничена в средствах на культурное развитие ребенка. Тяжелое материальное положение большинства сельских семей сказывается на внутрисемейных отношениях, снижает воспитательный потенциал и стабильность семьи, приводит к росту числа социально неблагополучных семей и безнадзорности детей.

В нашей психолого-педагогической науке проблема сельской школы представлена в трудах К.Д.Ушинского, Н.А. Корфа, Н.Ф.Бунакова, В.П.Вахтерова, Д.И. Тихомирова, С.А. Рачинского и в исследованиях Г.В.Суворовой, П.А. Жильцова, М.П.Гурьяновой, А.В.Ососкова, Е.Н.Степанова и др. Однако она еще слабо разработана дидактами и методистами. Следует признать, что следствием низкой направленности теории и практики на изучение сельской школы являются: недостаточный профессиональный интерес, трудность разрешения данных проблем и отсутствие научно-обоснованных конкретных программ и методик работы в сельской школе.

Мы считаем, что рассматривать воспитание и обучение сельских школьников вне связи с особенностями жизни, производственной деятельности сельского населения нельзя, т. к. сельская школа наряду с реализацией задач, общих для всех типов школ, выполняет и ряд специфических функций. Действенность обучения и воспитания в сельской школе зависит от многих факторов: -социальное положение родителей, -характер современного сельскохозяйственного производства, - социально-профессиональная структура населения.

ПА. Жильцов, В.М.Величкина в своих исследованиях делят факторы, влияющие на формирование сельского ребенка в период обучения в школе, на две группы. Одна группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением и сохранится и при высоком уровне механизации сельского хозяйства. Ко второй группе они относят факторы, носящие временный характер. Данные факторы связаны с отставанием социально-экономического развития села, и на современном этапе развития нашего общества оказывают существенное влияние, хотя со временем они могут изменяться и, возможно, отомрут.

Социально-общественные и производственные отношения, сложившиеся на селе наряду с природным окружением, влияют на учебно-воспитательный процесс в сельской школе, авторы эти факторы называют объективными. Объективные факторы, влияющие на формирование личности сельского ребенка, не остаются неизменными. С этой точки зрения к положительным факторам относятся, прежде всего, сельскохозяйственное окружение и близость к природе. Они представляют собой потенциальные возможности улучшения работы сельской школы, степень проявления которых во многом зависит от их разумного использования в конкретных условиях той или иной сельской школы. В этом плане сельская школа располагает всеми предпосылками для предупреждения трудовой инфантильности учащихся, на селе легче избавиться от недостатка физических усилий и двигательной активности учащихся, характерных для городских школ. С раннего возраста сельский школьник вовлекается в трудовую деятельность, большую часть свободного времени проводит на свежем воздухе, в тесном общении с природой и сельскими жителями. Успешное использование этих факторов могло бы способствовать всестороннему развитию личности, однако эти условия используются сельской школой малоэффективно.

К. субъективным факторам данные авторы относят целенаправленное совместное воспитательное воздействие на сельских школьников государственных и общественных организаций, педагогических коллективов, родительской общественности. К факторам, затрудняющим организацию учебно-воспитательной деятельности в сельской школе, следует отнести: малокомплектность, не закрепление в ней высококвалифицированных учителей, слабая материальная база.

Мы полагаем, что существенным аспектом особенностей сельской школы являются особенности развития личности учащихся в условиях современного сельского образа жизни. Поэтому, нам представляется важным, остановится на этих особенностях более подробно. Взаимоотношения между городом и деревней прошли большой исторический путь в своем развитии, в основе этого взаимоотношения заложено противоречие между ними, связанное с включением в разные технологические способы производства, разделение общества на классы. Вообще, всю историю урбанизации, т.е. как процесс возрастания роли городов, поглощения ими все большей доли народонаселения, приобщения даже тех, кто остается жить в деревне, к материальным и духовным приобретениям городской жизни.

Похожие диссертации на Развитие традиций народной сельской школы в истории Псковской губернии 19 - начала 20 века