Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические идеи и просветительная деятельность революционных чартистов в 40-50-е годы XIX века Шестоперова Любовь Александровна

Педагогические идеи и просветительная деятельность революционных чартистов в 40-50-е годы XIX века
<
Педагогические идеи и просветительная деятельность революционных чартистов в 40-50-е годы XIX века Педагогические идеи и просветительная деятельность революционных чартистов в 40-50-е годы XIX века Педагогические идеи и просветительная деятельность революционных чартистов в 40-50-е годы XIX века Педагогические идеи и просветительная деятельность революционных чартистов в 40-50-е годы XIX века Педагогические идеи и просветительная деятельность революционных чартистов в 40-50-е годы XIX века Педагогические идеи и просветительная деятельность революционных чартистов в 40-50-е годы XIX века Педагогические идеи и просветительная деятельность революционных чартистов в 40-50-е годы XIX века Педагогические идеи и просветительная деятельность революционных чартистов в 40-50-е годы XIX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шестоперова Любовь Александровна. Педагогические идеи и просветительная деятельность революционных чартистов в 40-50-е годы XIX века : ил РГБ ОД 61:85-13/502

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование революционного чартизм в 40-50-е годы XIX века 20

1.1. Критика чартистами буржуазной школы и политики правящих классов в области просвещения ... 20

1.2. Формирование программных требований чартистов по народному образованию 56

1.3. Педагогические взгляды революционных чартистов 81

Глава II. Практическая деятельность чартистов по воспитанию, образованию и просвещению пролетариата 100

2.1. Организация школ и курсов для обучения детей и взрослых 102

2.2. Деятельность культурно-просветительных учреждений чартистов 117

2.3. Лекционная просветительная работа чартистов 134

Заключение 151

Список использованной литературы и источников 156

Введение к работе

История развития марксистской педагогики за рубежом и педагогической мысли видных представителей международного рабочего движения является в настоящее время актуальной научной проблемой, имеющей важное идейно-теоретическое и мировоззренческое значение. Определяя главные направления исследований в сфере общественных наук, ХХЯ съезд КПСС поставил перед советскими учеными задачи теоретического осмысления и обобщения опыта международного коммунистического и рабочего движения, критики антикоммунизма, буржуазных и ревизионистских концепций общественного развития, разоблачения фальсификаторов марксизма-ленинизма /2.1, с.145-146/. Материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, а также партийно-государственные документы, связанные с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, поставили еще целый ряд не менее важных задач в этой сфере: придать всей идейно-воспитательной работе более наступательный характер, развернуть и активизировать контрпропаганду средствами всех идеологических учреждений и формировать у подрастающих поколений научное, марксистско-ленинское мировоззрение /2.2, с.7; 2.7, с.50; 2.4, с.73/.

Актуальность данного исследования определяется в методологическом плане известными оценками К.Маркса и Ф.Энгельса чартизма как самостоятельного политического движения рабочего класса, в борьбе которого концентрировалась, по выражению К.Маркса, борьба за политическое господство рабочего класса /1.8, с.362/. Высокую оценку чартизму дал и Ф.Энгельс, считая его "концентрированной формой оппозиции против буржуазии" /1.24, с.451/.

В.И.Женин оценил чартистское движение как "первое широкое, действительно массовое, политически оформленное, пролетарски-революционное движение", предвосхитившее "многое из будущего марк- _ 4 - сизма" и ставшее "во многих отношениях... подготовкой марксизма", "предпоследним словом" к марксизму" /1.45, с.305; 1.47, с.290/.

В условиях современности исследование влияния К.Маркса и Ф.Энгельса на революционный чартизм по вопросам воспитания, образования и просвещения пролетариата, процесса формирования собственно пролетарской позиции чартистов в этой области приобретает значение не только в плане научно-познавательном, но и идейно-теоретическом. Б условиях обострения идеологической борьбы на мировой арене усиливаются нападки антикоммунизма на марксизм в целом, в том числе и на его учение о воспитании, основные положения которого якобы не опираются на объективные и реальные исторические события. Поэтому данная тема диссертационного исследования обретает острое социальное звучание: обращение к идейным истокам марксистской теории воспитания, их материалистическое освещение ставит своей целью показать связь этой теории с революционным движением пролетариата, обобщить и осмыслить вклад рабочего движения в решение принципиальных вопросов воспитания.

Все отмеченное выше подчеркивает актуальность изучения теоретической и практической деятельности в области народного образования передового отряда английского рабочего класса середины XIX века - революционных чартистов.

Педагогические идеи и просветительная деятельность революционных чартистов конца 40-х и в 50-е годы XIX века до настоящего времени не нашли своего обстоятельного освещения и анализа в советской историко-педагогической литературе.

Впервые была сделана попытка поставить проблему влияния К.Маркса и Ф.Энгельса на разработку программных требований революционных чартистов по народному образованию в монографии К.И.Са-лимовой "Борьба за народное образование в чартистском движении" (1960), посвященной в основном идейной и политической борьбе чар- тистов за демократизацию народного образования в 30-40-е годы, то есть в ранний период этого движения /4.20, с.50, 91-92/. Отдельные высказывания о просветительных планах чартистов и их практической деятельности в области просвещения главным образом в 30-40-е годы приведены в трудах Е.Н.Медынского, А.АнекштеЙна, В.С.Аранского и В.П.Лапчинской /4.12, с.287; 4.15, с.114-117; 4.1, с.11/.

В зарубежной историко-педагогической и исторической литературе определились в основном два направления в оценке педагогической деятельности чартистов: марксистское и буржуазное.

Книга Б.Саймона, английского педагога-марксиста,"Исследования по истории просвещения 1780-1870" до сих пор является единственным исследованием в марксистской зарубежной историографии, наиболее полно освещающим многолетнюю борьбу рабочего класса Англии за демократизацию народного образования. Много внимания уделяет автор деятельности чартистов по созданию просветительных учреждений для народа, анализирует педагогическую деятельность и взгляды У.Ловетта, представляющего "просвещенческий чартизм" в ранний (с середины 30-х до середины 40-х гг.) и более поздний (до 1858 г.) периоды чартистского движения, и характеризует программные требования революционных чартистов, принятые на чартистском Конвенте в 1851 г. /4.58, р.243-253, 258-269, 275-276/.

С принципиально иных методологических позиций оценивают социальное и педагогическое наследие чартизма английские буржуазные историки педагогики типа Дж.В.Адамсон, Х.Барнард, А.Бишоп, Х.Дент, А.Доббс, Е.Кауи, Т.Келли, С.Кертис, Х.Поллард, Г.Родерик, М.Стефенс, Е.Уэст, Д.Уодль, Х.Хольман и др. В их трудах четко проявляются характерные для современных буржуазных идеологов тенденции замалчивания или отрицания многовековой борьбы рабочего класса за демократизацию народного образования; трактовки дости- _ 6 - жений трудящихся в этой области как следствие благотворительности буржуазии; фальсификации педагогических идей и практической деятельности чартистов в сфере просвещения.

Так, английские исследователи Х.Барнард, Х.Дент, Е.Кауи, С.Кёртис, Х.Поллард, Д.Пэз, Г.Родерик, М.Стефенс и Е.Уест /4.28; 4.36; 4.34; 4.35; 4.49; 4.48; 4.51; 4.66/ полностью игнорировали роль рабочего класса в борьбе за народное образование и освещали лишь благотворительную деятельность буржуазии, якобы предоставившей народу право на полноценное образование. В книге ХДента "Образование в Англии и Уэльсе" (1977) прослеживается история образования в Великобритании и при этом внимание автора акцентируется на деятельности буржуазных просветителей Р.Рейкса, А.Белла, Д.Кей-Шатлуорта, Т.Аронольда, Дж.Бирбека и их роли в развитии народного образования в стране в XIX веке /4.36, с.6-9/.

В тех работах, где упоминается о движении пролетариата, оно освещается субъективно, сознательно фальсифицируется, как, например, у А.Бишопа, Х.Хольмана, А.Доббса, Дж.В.Адамсона, Д.Уодля, Т.Келли и др. /4.31; 4.41; 4.37; 4.26; 4.65; 4.43/. Так, А.Бишоп в своей книге "Становление государственной системы образования в Англии" (1971) пишет, что рабочий класс мог, конечно, иметь свои притязания на право получить образование, но этот класс не обладал ни политической, ни экономической властью, ни необходимым образованием, чтобы сформулировать свои требования /4.31, р.237/. С подобными утверждениями выступали А.Доббс и Х.Хольман /4.37, р.211; 4.41, р.79-80/. Дж.В.Адамсон в своем произведении "Английское просвещение 17819-1902" (1930) считал, что чартизм после 10 апреля 1848 г. "бесследно исчез" и не представлял никакого интереса в дальнейшем за исключением деятельности У.Ловетта, создателя "образовательной политики" /4.26, р.158-164/. Д.Уодль в своем исследовании "Английское народное образование 1780-1970" (1976) идет еще дальше: признавая, что передовая часть чартистов развернула активную деятельность в области просвещения, он приходит к ложному выводу, утверждая, что основная масса рабочего класса проявляла пассивность к вопросам своего образования и предпочитала предаваться пьянству в свободное от работы время /4.65, р.58/. Т.Келли в книге "История образования взрослых в Великобритании" (1970) так же тенденциозно утверждает, что "чартизм никогда не был единым движением рабочего класса и со временем он раскололся на различные местные и идеологические группировки", а всю просветительную деятельность чартистов Т.Келли сводит к деятельности У.Ловетта и Т.Купера, посвятивших свою жизнь просвещению рабочих /4.43, р.140-143/.

Эти же тенденции находят свое отражение и в позиции некоторых буржуазных историков общественно-политической мысли С.Макко-би, Л.Райт, Дж. и Б.Хаммонд, М.Ховелла /4.46; 4.67; 4.39; 4.42/ и других, отводивших большую роль буржуазным филантропам и просветителям в деле распространения знаний среди рабочих. Эти авторы, как и вышеназванные историки педагогики, освещают лишь деятельность одного из руководителей чартистского движения У,.Ловетта и его сторонников Дж.Коллинза, Т.Купера, представлявших умеренное крыло чартизма - чартистов так называемой "моральной силы", искавших сближения с ракальной буржуазией и составлявших противоположное революционному чартизму направление. Например, в книге Дж.Хаммонд и Б.Хаммонд; "Век чартистов 1832-1854" (1930) ряд глав посвящены вопросам воспитания и образования, отношению рабочих к религии и церкви, распространению рабочих библиотек, клубов, организации лекций для рабочих /4.39; р.168-185/. Основная заслуга при этом авторами отводится буржуазным филантропам, а сам рабочий класс рассматривается ими как неразумный, хотя и большой ребенок, которым господствующий класс и его правительство могут всецело руководить, овладевая его сознанием или приобретая покорность рабочих путем некоторого улучшения их материального положения и заботой О ПОВЫШеНИИ ИХ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ /Ibid., р#39-40/.

Историки педагогики - представители либерального направления Г.Силвер, Дж.Лоусон, Дж.Роэч /4.56; 4.45; 4.50/, а также историки английского рабочего движения Т.Лэкьюэр, Е.Роул, Т.Толфсен, Д.Джонс /4.44; 4.52; 4.62; 4.47/ и другие признают политический характер чартистского движения и его вклад в формирование самосознания пролетариата. Вместе с тем их также отличает приверженность к сложившейся в буржуазной историографии традиции ограничиваться в основном освещением педагогической деятельности чартистов "моральной силы", а не революционных чартистов. Г.Силвер, профессор педагогики в колледже Челси и в Лондонском университете, например, в книге "Образование Англии и радикалы 1780-1850" (1975) /4.56/ подчеркивает тот факт, что чартизм был тем движением, чье влияние и значение еще остро ощущалось в конце 40-х годов, и что он внес решающий шаг в развитие сознания рабочего класса, его социальных и политических идеалов в середине века. Г.Силвер, как и профессор педагогики в Университете Шеффилда Дж.Роэч /4.50/, подробно освещает просветительную деятельность У.Ловетта, Дж.Коллинза и Т.Купера в последние годы развития чартистского движения /4.56, р.106, 110, 78-85/. Т.Лэкьюэр, помощник профессора Калифорнийского университета, в своем произведении "Религиозность и респектабельность. Воскресные школы и культура рабочего класса" (1976), как и историки педагогики, связывает просветительную деятельность чартистов с именами чартистов "моральной силы" Т.Купером, У.Ловеттом, Дж.Холиоком, А.Айронсайдом /4.44, р.156-157/. Е.Роул, лектор по истории в университете Йорка, в специальном разделе "Чартистская культура" своей монографии "Чартизм" (1980), анализируя образовательную сферу действия чар- тистов, дает характеристику представителям революционного чартизма Б.О'Брайену, Ф.О'Коннору, Дж.Гарни и кратко излагает их просветительную деятельность на раннем этапе чартистского движения (до середины 40-х годов), отдавая при этом должное вкладу представителей умеренного крыла чартизма У.Ловетта и Т.Купера /4.52, р.80-83, 58-60/. Книга американского ученого, профессора Колумбийского университета Т.Толфсена "Радикализм рабочего класса в средневикторианской Англии" (1977) /4.62/ посвящена английскому рабочему движению 50-60-х годов XIX века. В центре внимания Толфсена - идеология рабочего класса, его классовое сознание, духовные интересы и этические взгляды. Как многие историки, Толфсен считает, что "рабочий радикализм достиг своего апогея в чартизме, который собрал воедино все идеи и чаяния левых сил в единое движение, выдвинувшее требование о принятии Хартии" /4.62, р.83/. В книге отмечается, что английская буржуазия, напуганная чартизмом, сменила свою тактику и сделала основную ставку на "идеологическое развращение" рабочих путем привития им буржуазных интересов,идеалов и духовных ценностей. Не довольствуясь изданием специальной прессы и литературы, буржуазные либералы искали пути к непосредственному влиянию на рабочих: посещали их собрания, создавали и субсидировали организации, клубы, школы для рабочих. Толфсен собрал немало любопытных фактов, свидетельствующих о том, что рабочие отлично понимали тактику буржуазии и решительно сопротивлялись новым формам идеологического воздействия на них. В главе "Чартизм и усовершенствование" Толфсен ссылается на действия чартистов "моральной силы" У.Ловетта, Дж.Коллинза и Дж.Линтона,близких к либералам и принимавших деятельное участие в организации залов, используемых в качестве библиотек, читален, комнат для собраний, школ, обществ взаимного обучения и т.д. Дыа., р.87-101, 102-109/. Причем вся эта деятельность освещается до 1848 г.

Дальнейшей истории чартизма для Толфсена как бы не существует, а в связи с этим он замалчивает и деятельность революционных чартистов во главе с Дж.Гарни и Э.Джонсом на последнем этапе чартизма - в 50-е годы. Наиболее полное исследование чартистского движения проведено в монографии Д.Джонса "Чартизм и чартисты" (1975), охватывающей весь период чартизма с 1836 г. по 1858 г. Особые разделы книги Джонса "Чартизм и образование", "Клуб, митинг, демонстрация", "Трактат и газета", "Лектор и миссионер" раскрывают " большую образовательную и пропагандистскую работу чартистов. Построенная на интересном фактическом материале, включающем данные чартистской прессы, анализ исследований чартизма, разнообразную статистику, книга Джонса акцентирует внимание на политической и просветительной деятельности Дж.Гарни и Э.Джонса по возрождению чартизма после 1848 г., о чем предшествующие авторы даже и не упоминали /4.47, р.39-58; 77-82; 94-168/.

Таким образом, как старые, так и новые работы, приводимые в них по периоду 40-50-х годов, не меняют сложившихся оценок, подтверждающих, что большая часть исследований, особенно зарубежных, посвящены в основном педагогической и практической деятельности чартистов "моральной силы" - У.Ловетта, Дж.Коллинза и Т.Купера, которые уже не являлись руководителями чартистского движения в конце 40-х - 50-е годы XIX века.

Трудами советских историков И.А.Бах, В.В.Галкина, Л.И.Голь-мана, В.Э.Куниной, М.П.Мариничевой, Б.А.Рожкова, И.Н.Шиканян и др. доказано, что в конце 40-х - в начале 50-х годов XIX века передовая часть чартистов подходила к восприятию научного социализма /4.2; 4.3; 4.5; 4.8; 4.10; 4.17; 4.24/. В этот период шел процесс создания ядра подлинных революционеров во главе с руководителями революционного чартизма Дж.Гарни и Э.Джонсом, чье мировоззрение формировалось под влиянием К.Маркса и Ф.Энгельса, с которыми их связывала личная дружба, переписка и сотрудничество в прессе. Эти исследования советских историков создают для исто-рико-педагогической науки важные предпосылки более углубленного изучения вклада революционных чартистов в развитие педагогических идей рабочего движения.

Объектом данного исследования является идейная и политическая борьба рабочего класса Англии против правящих господствующих сил страны за демократизацию народного образования в XIX столетии.

Предмет исследования - процесс развития под влиянием марксизма педагогических идей и просветительной деятельности революционных чартистов в 40-50-е годы XIX века.

Цель исследования - показать на примере деятельности революционных чартистов в области образования один из идейных истоков марксистской теории воспитания, раскрыть ее связь с борьбой революционного пролетариата и значение его вклада в решение принципиальных вопросов воспитания и народного образования.

Эта цель определила следующие задачи исследования:

Выявить источники формирования и прогрессивную демократическую сущность основных педагогических идей в теоретическом наследии деятелей революционного чартизма Дж.Гарни, Э.Джонса, Э.Макфарлин и их соратников.

Доказать влияние основоположников научного коммунизма на педагогические взгляды руководителей революционного чартизма, на выработку ими программных требований по народному образованию.

Охарактеризовать просветительную деятельность революционных чартистов в изучаемые годы как один из первых опытов практической реализации требований трудящихся в этой области.

Методологической основой исследования является учение классиков марксизма-ленинизма о классово-историческом характере вое- питания как общественного явления, о связи школы с политикой, о классовом и антинародном характере воспитания в капиталистическом обществе и задачах рабочего движения в борьбе за демократизацию народного образования и всестороннее развитие личности. С этой точки зрения особое значение имели такие работы К.Маркса и Ф.Энгельса, как "Положение рабочего класса в Англии", "Манифест Коммунистической партии", "Наемный труд и капитал", "Принципы коммунизма", "Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам" и др. /1.24; 1.21; 1.4; 1.27; 1.20/. Так, в своем известном произведении "Положение рабочего класса в Англии" /1.24/ Ф.Энгельс, обращаясь к материалам чартистского движения, показал место борьбы чартистов за полноценную школу в их общей политической борьбе, проанализировал сущность процесса воспитания при капитализме и подчеркнул революционизирующую роль знаний в росте политического самосознания пролетариата. В "Манифесте Коммунистической партии" /1.21/ К.Маркс и Ф.Энгельс сформулировали стратегию и тактику борьбы международного рабочего движения в области образования, которые стали исходными и в оценке программных требований чартистов, подтвержденными материалами данного исследования.

Произведения В.И.Ленина "Против бойкота", "Конституционный кризис в Англии", "Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих", "Третий Интернационал и его место в истории", "0 смешении политики с педагогикой", а также его выступления "Задачи союзов молодежи", "Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 г." и др. явились основой для понимания общих закономерностей развития английского рабочего движения и доказательством жизненности революционных традиций и опыта борьбы английского пролетариата за право на полноценное образование, выходящих -13-за рамки национального значения и обретающих международный характер.

Большое методологическое значение имели соответствующие проблематике исследования партийно-правительственные документы КПСС и Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения. Отражая современный уровень развития марксистско-ленинской мысли, они способствуют уяснению роли революционных традиций в освободительной борьбе пролетариата за демократизацию народного образования, актуальных задач идеологической борьбы с идейными противниками марксизма /2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 2.8/, подтверждают правомерность фундаментальных положений марксистско-ленинской педагогики о главном "стратегическом ориентире" - формировании всесторонне развитой личности /2.4, с.6/ и в этой связи - последовательном совершенствовании всех сторон такого воспитания, за которое десятилетиями боролось международное рабочее движение, представителями которого в свое время были и революционные чартисты.

В диссертации учтены общетеоретические выводы и положения, опыт реализации марксистско-ленинских методологических принципов в анализе процессов воспитания как на историческом, так и на современном материале, получившие отражение в трудах советских педагогов Б.Л.Вульфсона, Н.К.Гончарова, Л.Н.Гончарова, П.Н.Груздева, Ф.Ф.Королева, В.М.Кларина, Н.А.Константинова, 3.А.Мальковой, Е.Н.Медынского, А.И.Пискунова, З.И.Равкина , М.Н.Скаткина, К.И.Салимовой, М.Ф.Шабаевой и др.

При проведении исследования автор руководствовался марксистско-ленинскими принципами историзма, партийности и системности.

Основным методом научного исследования явился теоретический анализ литературных и документальных источников.

Б процессе работы над диссертацией были использованы следующие источники и литература:

I. Труды классиков марксизма

Основой для анализа и оценки теоретической и практической деятельности революционных чартистов в области народного образования послужили произведения К.Маркса и Ф.Энгельса, написанные, в частности, с 1845 по 1858 годы, т.е. в годы их сотрудничества с руководителями революционного чартизма. "Положение рабочего класса в Англии", "Манифест Коммунистической партии", "Достижения министерства", "Рабочий вопрос", "Письмо Рабочему парламенту" и многие другие произведения К.Маркса и Ф.Энгельса являются ценнейшим документальным источником в подлинном смысле этого слова для изучения особенностей развития капиталистического общества в Англии, истории пролетариата и опыта его освободительной борьбы во всех сферах жизни, включая и сферу воспитания и образования.

П. Документальные источники

1. Рабочая и демократическая периодика

В число основных источников входит пресса, хранящаяся в фондах библиотеки Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и систематизированная по следующим разделам: периодика революционных чартистов и чартистов "моральной силы", пресса Р.Оуэна.

Чартистская периодика (более 90 названий) за весь период чартизма /4.30,р.99-113/, являясь основным источником данного исследования, позволила составить ясную картину того, в каких направлениях велась борьба чартистов за народное образование, какие проблемы по вопросам воспитания и образования волновали их и в какой мере влияние идей К.Маркса и Ф.Энгельса (в основном в 40-50-е годы) отразилось на формировании передовых социально-педагогических взглядов деятелей революционного чартизма. Исключительно важными в этом отношении явились следующие газеты и журна- лн революционных чартистов: «The Labourer" ("Работник") Ф.О'Кон-нора и Э.Джонса за 1847-48 гг. (всего 4 тома); «The Northern star" ("Северная звезда") Ф.О'Коннора и Дж.Гарни за 1845-52 гг. ( 450 номеров), считавшаяся К.Марксом и Ф.Энгельсом "единственной английской газетой, действительно достойной того, чтобы ее читали демократы континента" /1.22, с.25/; "The Democratic Review of British, and Foreign Politics, History and Literature" ("Демократическое обозрение британской и зарубежной политики, истории и литературы") Дж.Гарни за 1849-50 гг. (2 тома); «The Red Republican" ("Красный республиканец") Дж.Гарни за 1850 т~. (24 номера) и «The Friend of the People" ("Друг народа") тоже Дж.Гарни за 1850-51 гг. (33 номера); "Notes to the People" ("Записки к народу") Э.Джонса за 1851-52 гг. (54 номера) и »The people's Paper" ("Народная газета") Э.Джонса за 1852-58 гг^ (331 номер), ставшая организационным центром нового революционного направления в чартистском движении в 50-е годы.

Вся упомянутая выше чартистская периодика до сего времени не была предметом специального изучения советских историков педагогики. Ее ценность заключается в том, что она являлась выражением классовой, пролетарской точки зрения на целый ряд политических и социально-экономических вопросов, немаловажное значение среди которых приобретали вопросы воспитания и образования. Во многих указанных чартистских изданиях публиковались программные документы чартистской партии по народному образованию; статьи, очерки и выступления руководителей революционного чартизма и участников чартистского движения по вопросам воспитания, образования и просвещения пролетариата, где вскрывалась классовая сущность школь-

1 Чартистская газета "The Northern star" начала издаваться в г.Лидсе в 1837 г., а*с 1844 г. - в Лондоне. ной политики буржуазии, велась последовательная борьба против реформизма. Эти же материалы давали пространную информацию о создании и работе чартистских школ, институтов, лекционных залов, библиотек, издательств и других культурно-просветительных учреждений. Следует особо отметить, что в этой прессе активно сотрудничали К.Маркс, Ф.Энгельс, а также их соратники Г.И.Эккариус, В.Пи-пер, Ф.Фрейлиграт, А.Клусс, К.Шрамм и другие, оказавшие существенное влияние на формирование политической платформы революционного чартизма, его идейно-теоретических выступлений. За период с 1845 по 1859 гг. среди 42 работ К.Маркса и Ф.Энгельса, в которых в той или иной степени затрагивались вопросы воспитания и образования, 10 работ были опубликованы на страницах чартистской прессы исследуемого периода. В их числе "Манифест Коммунистической партии", "Конституция Французской республики, принятая 4 ноября 1848 г.", "Новая финансовая махинация или Гладстон и пенсы", "Письмо Рабочему парламенту" и др.

Периодические издания чартистов "моральной силы": «London investigator" ("Лондонский исследователь") Р.Купера за 1854-56 гг. (24 номера); "The National instructor» ("Национальный инструктор") Т. Райдера за 1850 г. (32 номера); "The northern Tribune» ("Северная трибуна") Дж.Линтона за 1854-55 гг.; два журнала Дж.Баркера: "The Reformer's Companion to the Almanacs" ("Приложение - альманах к журналу "Реформатор") за 1848-49 гг. (14 номеров) И "The People: their Rights and Liberties, their Duties anu their interests» ("Люди: их права и свободы, обязанности и интересы") за 1849-50 гг. (104 номера) и др., а также утопически-социалистическая пресса Р.Оуэна, в частности его журнал «Robert Owen's Journal1» за 1850-51 гг. были использованы как документальные источники в настоящем исследовании для того, чтобы четче определить позиции чартистов "моральной силы", представителей од- — 17 — ного из течений внутри чартистского движения, Р.Оуэна и его последователей в противовес позициям революционных чартистов.

Всего в процессе работы над диссертацией проанализировано более тысячи страниц периодики с 1847 по 1858 гг.

Письма К.Маркса, Ф.Энгельса и членов семьи Маркса за 1849-1858 гг.; письма Э.Джонса к К.Марксу за 1851-1866 гг., собранные в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, послужили источниками исследования, так как свидетельствовали о связях Маркса и Энгельса с революционными чартистами в политической и просветительной деятельности /1.34; 1.35; 3.241; 3.242/.

Воспоминания соратников К.Маркса и Ф.Энгельса /3.243/, а также воспоминания чартистов "моральной силы" У.Ловетта, Т.Купера, Дж.Холиока /3.246; 3.244; 3.245; 3.243/ позволили осветить дополнительные факты взаимоотношений революционных чартистов с представителями других рабочих движений и представителями умеренного крыла чартизма.

Труды деятелей чартистского движения Э.Джонса, Ф.О'Конно-ра, У.Ловетта /3.238; 3.239; 3.240/ помогли выявить отношение руководителей чартизма к вопросам народного образования.

Ш. Литература по теме диссертации на русском и английском языках, в том числе исследования упомянутых советских педагогов и историков Е.Н.Медынского, К.И.Салимовой, В.Э.Куниной, Б.А.Рож-кова, зарубежных авторов Б.Саймона, Г.Силвера, Д.Джонса и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем раскрыты социально-экономические и политические предпосылки важного этапа в развитии педагогической мысли английского рабочего движения; во взаимосвязи рассматриваются основные направления теоретической и практической деятельности передового отряда английского рабочего класса - революционных чартистов в области народного об- разования; анализируется содержание, обобщается положительный опыт применения ими форм и методов борьбы за идейно-политическую и гражданскую зрелость, образованность и культуру пролетариата, за воспитание молодежи в духе верности идеалам рабочего движения; выявляется влияние марксизма на развитие педагогических идей и практической деятельности революционного чартизма в не исследованный советскими историками педагогики период его борьбы за демократизацию системы воспитания и обучение детей трудящихся (конец 40-х-50-е гг. XIX в.), показан вклад революционных чартистов в развитие педагогической мысли пролетариата.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы в процессе создания учебных пособий и спецкурсов по истории педагогики и, в частности, по истории марксистской педагогики и педагогических идей международного рабочего движения за рубежом; в критическом анализе советскими педагогами современных буржуазных концепций, в которых фальсифицируется прогрессивное педагогическое наследие революционных чартистов; в лекционной и пропагандистской работе по соответствующей тематике. Осуществление исследования будет способствовать идейно-политическому воспитанию и формированию коммунистического мировоззрения будущих учителей-студентов педагогических вузов, вооружению их знаниями истории в борьбе с антимарксизмом и антикоммунизмом реакционной буржуазной педагогики. Практическое значение имеет образовательно-познавательный аспект данного исследования, особенно, если принять во внимание, что в общем курсе истории педагогики, который в настоящее время читается в вузах страны, круг тем, освещающих истоки марксистской педагогики, представлен явно недостаточно.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования. В настоящее время материалы и результаты данного исследования нашли практическое применение в учебных занятиях при чтении лекций для студентов МШИ им.В.И.Ленина, а также для слушателей Института повышения квалификации АНН СССР, посещавших в 1983/84 учебном году спецкурс "Марксистская педагогика за рубежом: история и современность", подготовленный проф.К.И.Салимовой, и в учебном пособии названного спецкурса. Материалы исследования и его выводы докладывались автором на итоговых научно-теоретических конференциях молодых ученых и аспирантов НИИ общей педагогики АШ СССР в 1982 и 1983 гг., обсуждались на заседаниях лаборатории истории школы и педагогики за рубежом в НИИ общей педагогики АПН СССР.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

Во введении обосновывается актуальность темы, раскрываются методологические основы исследования, дается характеристика источников. В первой главе анализируются исторические условия зарождения прогрессивной педагогической мысли революционных чартистов в Англии, характеризуются основные этапы ее становления; освещается вклад революционных чартистов в разработку программных требований по народному образованию и теоретических вопросов воспитания и образования под влиянием основоположников марксизма. Во второй главе раскрывается широкая просветительная работа революционных чартистов. Заключение содержит общие выводы по результатам проведенного исследования.

На защиту выносится: обоснованное в исследовании определение места и роли педагогической проблематики в политической борьбе революционных чартистов; положения и выводы о формировании педагогических идей и политической платформы революционного чартизма под влиянием К.Маркса и Ф.Энгельса; результаты анализа содержания и революционной направленности просветительной деятельности чартистов, форм и методов ее осуществления.

Критика чартистами буржуазной школы и политики правящих классов в области просвещения

Чартистское движение началось в 1836 году и продолжалось более двух десятилетий до 1858 года. Будучи не всегда единым, оно прошло сложный путь в своем развитии, отмеченный периодами спадов и подъемов на протяжении всей истории чартизма. Эти обстоятельства нашли свое отражение во взглядах и действиях руководителей чартистского движения - Уильяма Ловетта, Фергюса О Коннора,Джеймса Бронтерра О Брайена, Джорджа Джулиана Гарни и Эрнеста Чарльза Джонса, Объединившись под знаменем Народной хартии (People s Charter ) политической программы, в которой чартисты требовали введения всеобщего избирательного права, тайного голосования, ежегодно избираемого парламента, вознаграждения депутатов, отмены избирательного ценза и установления равных избирательных округов - чартисты разделились на два лагеря по способу ее достижения.

До середины 40-х годов правое крыло чартизма выступало под руководством У.Ловетта и его сторонников - чартистов так называемой "моральной силы" Дж.Коллинза, ДжДолиока, Т.Купера и других чартистов. Среди них были популярны идеи социалиста-утописта Р.Оуэна и его призывы всемерно расширять просветительную деятельность, целью которой было подготовить трудящихся к осознанию необходимости борьбы за свое социальное освобождение. Они хотели добиться Хартии мирным путем, без политической борьбы, путем самоусовершенствования и самообразования рабочих. Главными "орудиями политической деятельности" У.Ловетт считал "образование, благоразумие, просвещение и убеждение" /4.63, р.119/. Резкая критика Ловеттом и его сторонниками - чартистами "моральной силы" - существующей системы образования, разоблачение ими антинародной политики господствующих классов в области народного образования, их непримиримая борьба против религиозного воспитания, а также требование отделить школу от церкви и разработка вопросов теории и практики обучения и воспитания подрастающих поколений импонировала многим чартистам и отвечала их интересам. В этой связи нельзя не отметить, что очень многие высказывания и требования У.Ловетта и его единомышленников по народному образованию поддерживались революционно настроенными участниками чартистского движения -чартистами так называемой "физической силы".

Тем не менее, в отличие от чартистов "моральной силы", революционные чартисты - левое крыло во главе с Ф.О Коннором, Б.О Брайеном и Дж.Гарни - призывали рабочих бороться прежде всего за Хартию, за политические права, считая, что все остальное,включая и право на образование и духовный расцвет личности, они смогут получить только после завоевания пролетариатом политической власти. Лозунг революционных чартистов начального периода "Хартия и никаких уступок", наполненный пролетарским классовым содержанием, нацеливал рабочий класс на решительную, даже с применением силы борьбу за Хартию, а затем на выполнение программы социальных и демократических преобразований в интересах народа. Революционные чартисты уже в эти годы, как отмечает советский исследователь К.И.Салимова, помогли рядовым рабочим разобраться в том, что У.Ловетт и другие представители "просвещенческого чартизма" (так называли чартисты позицию сторонников У.Ловетта) уводили народ от политической борьбы и впадали в идеализм, рассматривая образование как единственное средство совершенствования и преобразования общества /4.20, с.64/. В этом отношении показательны выступления Ф.О Коннора , одного из видных руководителей революционного чартизма в 30-40-е годы.

Ф.О Коннор отмечал отрицательное влияние капиталистического производства на физическое и духовное развитие эксплуатируемых. При этом он подчеркивал, что при существующем строе народ всегда останется невежественным, так как "ежегодные расходы на его образование меньше, чем на содержание ... королевского дома" /3.239, p.37/. Разъясняя противоположность интересов буржуазии и рабочих, О Коннор показывал и различие их положения в обществе: "В то время как рабочий голодал, еле-еле сводил концы с концами, буржуазия имела огромные доходы, жила в роскоши, обладала большим влиянием и почетом, пользуясь всем этим в результате угнетения и эксплуатации рабочих" /ibid., р.2/.

Дж.Гарни , не менее известный деятель революционного чартизма, разделял позицию Ф.О Коннора в оценке Ловетта и его сторонников, поддерживающих стремления буржуазии сохранить существующие порядки и не признающих революционных методов борьбы. Свою точку зрения на этот счет Дж.Гарни сформулировал довольно четко: "До тех пор пока господствующие классы (он их называл врагами народа - Ш.Л.) будут отказывать народу в политических правах, любая система образования, одобренная врагом, всегда будет иметь целью увековечить рабство трудящихся" /3.154, р.1/.

Революционные чартисты О Коннор, Гарни и др., таким образом, уже в 30-40-е годы смогли преодолеть иллюзии У.Ловетта о возможности преобразования общества путем просвещения и понять, что только народная власть сможет предоставить трудящимся право на полноценное образование.

Педагогические взгляды революционных чартистов

Разработка и совершенствование программных требований революционных чартистов были тесно связаны с пониманием того, каким должен быть человек общества будущего, и как следует воспитывать человека будущего уже в условиях буржуазного строя.

Выступая против буржуазных концепций воспитания и преодолевая просветительскую позицию чартистов "моральной силы", революционные чартисты видели основную цель воспитания в подготовке образованных, политически грамотных, граждански зрелых и культурных поколений людей, готовых к защите интересов народа и к революционной борьбе с эксплуататорским обществом. В формировании новых поколений, борцов за идеалы чартизма революционные чартисты видели основное направление своей воспитательной работы с массами. Отсюда выводилась ими главная задача идейно-политического и нравственного воспитания пролетариата и его подрастающего поколения -формирование правильного понимания демократических и социалистических идей, заложенных в Народной хартии и в программе чартистского Конвента 1851 г., умение: с классовых позиций анализировать явления внутренней и международной жизни, политической сознательности и ответственности перед своим народом, перед чартистской партией, выработка у него активной гражданской позиции и непримиримого отношения к буржуазной идеологии и морали.

Основой нравственного развития человека революционные чартисты считали гражданское воспитание, воспитание человека действия, живущего интересами народа, тесно связывающего личное с общественным. Требования необходимости разъяснения широким народным массам их прав и обязанностей, как людей и граждан, а также подготовки масс к идее победы Хартии в качестве ближайших целей чартистов проходили красной нитью по материалам многих чартистских газет и журналов /3.170, р.5; 3.183, р.З; 3.3, р.4/. Дж.Гар-ни, к примеру, был убежден в том, что осуществления Хартии никогда не добиться, пока массы не будут приобщены к пониманию того, что ее введение даст им возможность решить социальные и политические задачи /3.172, р.5/. Аналогичные взгляды выражали Э.Макфарлин в Тпе Red Republican" и Э.Джонс в "ТЬ.е people s Paper" /3.122, p.68; 3.30, p.l/. Практическая деятельность революционных чартистов, активно боровшихся за расширение своих рядов, была красноречивым подтверждением их верности и последовательности этим идеям. На этой же основе шло сотрудничество революционных чартистов с обществом "Братские демократы", которое исходило из положения, что политическое равенство должно предшествовать получению социальной справедливости, и вело пропаганду политического избирательного права /3.114, р.205; 3.170, р.5/.

Вопросы народного просвещения и воспитания молодого поколения занимали важное место в педагогическом наследии руководителей революционных чартистов. Мотивы их глубокого и неизменного интереса к этим вопросам коренятся в их взглядах и деятельности как первых пролетарских революционеров, патриотов своей родины. Правильное понимание чартистами роли молодого поколения в революционной борьбе пролетариата, ответственности рабочих за воспитание и обучение своей смены явилось одним из признаков становления их классового самосознания. Они связывали прогресс чартизма с борьбой за судьбы своих поколений. В связи с этим П.Астер, соратник Э.Джонса, утверждал: "Будущее нашего святого дела полностью зависит от образования, которое дается детям рабочих" /3.41, р.З/.

К.Маркс, обобщая подобные высказывания, позднее писал в "Инструкции делегатам Временного центрального Совета по отдельным вопросам" (1866), что "наиболее передовые рабочие вполне осознают, что будущее их класса и, следовательно, человечества всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения" /1.20, с.198/.

Революционные чартисты стремились придать воспитанию молодых поколений конкретный жизненный характер, связать с выдвигаемыми временем требованиями демократизации всей системы народного образования. Жизнь на самом деле требовала от человека не простого созерцания действительности, а деятельного участия в ней. Именно в деятельности, в борьбе и происходил процесс формирования личности и ее мировоззрения. Воспитание, таким образом, должно было подготовить подрастающие поколения к практической деятельности. Революционные чартисты в этом плане подходили к марксистской позиции, согласно которой только активное участие в революционном преобразовании общества обеспечило бы воспитание нового человека. Они бросились в вихрь революционной агитации, борясь за каждого человека и привлекая его к активному участию в чартистском движении. Э.Джонс так и писал о необходимости "обучить подрастающее поколение и сделать его чартистами" /3.109, р.624/. В этих словах чартистского лидера заключались не менее важные задачи рабочего движения - дать образование и обеспечить передачу революционного опыта и традиций предшествующих поколений чартистов молодому поколению в целях успешного продолжения дела чартизма. Пристальное внимание революционных чартистов к своему молодому поколению объясняется их верой в то, что из рядов молодых людей, детей чартистов, выйдут новые люди, способные отдать свои силы и знания служению народу, на борьбу за его освобождение. Эта надежда и вера в будущую смену давали им право подавать молодежи советы и руководить ее обучением и воспитанием. Без воспитания гражданственности, высокого чувства патриотизма невозможно было сделать этого. Поэтому воспитание нравственных качеств личности занимало одно из центральных мест в системе нравственного воспитания. Как же обосновывали революционные чартисты необходимость формирования черт личности и какое конкретное содержание они вкладывали в эти понятия?

Организация школ и курсов для обучения детей и взрослых

Революционные чартисты в период возрождения чартизма начали свою просветительную деятельность с создания своих собственных институтов, школ, классов и курсов для рабочих и их детей, в которых обучение и воспитание основывалось на демократических началах и противопоставлялось официальной практике буржуазии, создававшей свои школы для беднейших слоев общества. Они развернули энергичную работу по созданию пролетарских учреждений, принципиально отличных от буржуазных. Для этого они не только использовали институты, холлы и дома, созданные оуэнистами и чартистами "моральной силы", но и организовывали новые. Так, в Хэнли был открыт Народный Холл, главной задачей которого было "использование этого здания для социальных, образовательных и политических целей". Он стал местом встречи участников чартистского движения и представителей различных профсоюзных организаций. Б противовес Рабочим институтам, ставшимлв тот период полностью буржуазными социальными институтами, он стал библиотекой, читальным залом и одновременно школой для рабочих и их детей /4.56, р. 109/.

В Лондоне к тому времени чартисты снимали два самых больших зала - Литераїурннй институт на Джон-стрит и Холл Науки на Сити-роуд, но чартисты хотели построить еще более удобный и вместительный зал на средства чартистов и демократов, примкнувших к чартизму. Э.Джонс писал о той огромной просветительной деятельности, которую он смог бы вести, находясь в самом центре города. Такой центральный холл или институт рассматривался чартистами как штаб-квартира чартизма, объединившего все прогрессивные силы страны. Зал, как говорил Э.Джонс, способный вместить большое число человек, заполнялся бы с сентября по май слушателями, желающими приобщиться к великим учениям демократической и свободной мысли. В нем проходили бы лекции, дискуссии, публичные собрания и митинги, праздничные вечера в честь дня рождения и других годовщин выдающихся людей, популярные концерты. В нем находились бы специальные комнаты, отведенные под библиотеки, хранилища для хранения книг и периодики, а также комнаты и даже магазины для продажи демократической литературы, брошюр, газет и журналов. Далее Э.Джонс отметил, что в данный момент уже собраны средства и создан фонд, часть из которого передается на содержание светской школы для детей пайщиков /3.21, р.З/.

Чартисты "моральной силы" также разворачивали просветительную деятельность. Но задачи их, как отмечалось, ограничивались чисто просветительными целями. Вместе с тем нельзя не отметить, что их деятельность в этом направлении способствовала приобщению рабочих к знаниям. Так, они предполагали создать свой Холл Науки и Литературы и разместить подобные учреждения в нескольких частях Лондона. В него входили бы лекционная комната, комната для собраний, библиотека, школьные классы для обучения чартистов и их детей, магазин для продажи печатных изданий. В институте должны были проводиться лекции и дискуссии, посвященные различным отраслям знаний: литературе, политической экономии, морали, искусству. При этом они подчеркивали, что содержание этой работы было бы полезно для представителей различных классов, представляющих профсоюзные, политические, трезвенные, религиозные и другие общества в идейном и нравственном отношении /3.37, р.2/. Таким образом, прослеживается принципиальная разница между революционными чартистами и чартистами "моральной силы": первые ориентировали свой холл для пользы рабочего класса и его подрастающих поколений, вторые - для представителей всех классов.

Особого внимания заслуживает создание при чартистских институтах, холлах и домах школ различных типов - вечерних, дневных, воскресных. При отсутствии условий создавались отдельные классы или курсы для обучения рабочих и их детей. Так, в 1847 году при чартистском холле в г.Моттреме были созданы воскресная и дневная школы. В дневной школе около 500 детей рабочих обучали чтению, письму, грамматике и арифметике /4.58, р.252/. В небольшом г.Барнсли при чартистской организации работала школа, которую посещало более 60 учащихся /3.32, р.2/.

Наряду с ликвидацией неграмотности рабочих и повышением образовательного уровня полуграмотных рабочих такие школы преследовали еще одну цель - обучить необходимым трудовым навыкам в полезных ремеслах, дававших на первых порах средства к существованию. В г.Болтоне для этого была открыта вечерняя школа, которую посещали мужчины и женщины 3 раза в неделю. Здесь их обучали чтению, письму, счету, а также вязанию и портняжному делу /3.36, р.2/. Чартисты г.Хэптонстолла имели тоже собственную школу для обучения своих детей. Она была открыта ежедневно. По вечерам по вторникам и четвергам здесь занимались вечерние классы, а по воекресеньям - дневные классы, где обучались взрослые члены чартистской ассоциации чтению, правописанию, арифметике, географии, истории и ручному труду /3.32, р.2/.

Содержание образования в чартистских школах не отличалось широтой и разносторонностью, так как вечерние занятия в школах были устроены для того, чтобы предоставить начальное образование для тех рабочих, которые не могли получить его в свое время, удовлетворить запросы тех учащихся, которые хотели продолжить свое образование в рамках школьного обучения, либо получить дополнительные знания и подготовиться к будущей профессии.

Чартистская пресса сообщала не только о действующих школах, но и о тех школах, которые предполагалось открыть. Например, революционные чартисты сообщали о том, что в г.Круке откроется воскресная школа, чтобы научить детей и взрослых их моральным обязанностям, а также осознанию ими своих политических и социальных прав /3.22, р.2/. Здесь подчеркивалась та роль, которую отводили чартисты школе в деле повышения политического сознания и духовного развития рабочих и их детей.

Лекционная просветительная работа чартистов

Большой идейный заряд несли многочисленные лекции чартистов, считавших лекционную деятельность одним из важнейших средств чартистской пропаганды и агитации. «The People s Рарег« освещала ее в разделах под названием "Моральный и образовательный", "Народное в разделах "Чартистская информация" и "Предстоящие митинги . Здесь объявлялось о месте и времени проведения чартистских митингов и лекций, печаталась тематика лекций, докладов и дискуссий, охватывавших широкий круг вопросов. В этих разделах наряду с краткой информацией, дававшей рабочим ориентиры и направления "следования" в просветительные центры чартистов, сообщалась также и более полная информация о содержании лекции того или иного лектора. Так,раздел "Справочник по лекториям" сообщал следующее:

Бирмингеме, в отеле трезвенности Уайльда на Хилл-стрит 89 в понедельник будет читаться лекция; в Гринвиче и Депрфоде, в школьной комнате Тейлора на Колнер-стрит - дискуссия каждый вечер по понедельникам; в Ньюкасле-на-Тайни в чартистском институте на Нан-стрит в помещении библиотеки - лекция о Т.Пейне в 8 часов в воскресенье и т.д. /3.21, р.2/.

Раздел "Моральный и образовательный" информировал о том, что в Лондоне, в институте на Денмарк-стрит, в районе Сохо Б.О Бранен будет читать лекции в воскресенье утром в 11 часов и вечером в 19,30, в пятницу в 20.30; в большом зале на Бродвее, в Вестминстере В.П.Перфитт будет читать лекции об исторических и физико-логических науках и т.д. /ibid..2/.

А из раздела "Предстоящие митинги" можно было узнать, в каких городах Англии будут читать лекции чартистские лекторы и пропагандисты: например: в Галифаксе - Шеклтон, в Лоуэр Уорли -Клиссет, в Мидглейе - Хенсон, в Стокпорте - Стоунли, в Шордитче - Сьюзл, в Сомерс Тауне - Фьюселл, в Оулдхеме - Донован, в Сел-форде - Кларк, в Мерилебоне - Линдон и в Тауэр Хэмлитсе - Джонс /3.157, р.5/.

Фактически, чартисты с помощью информации подобного рода направляли интересы рабочих, так как прочитав ее, рабочие могли выбрать: посетить митинг, послушать лекции чартистских ораторов по интересующей их проблеме, участвовать в дискуссии или заняться более глубоким изучением какого-нибудь предмета в классе, или просто посидеть в библиотеке и почитать книги, журналы.

1848 год явился переломным не только в теоретических воззрениях чартистов, но и в их практической просветительной деятельности. "Просветительная лихорадка" с новой силой охватывала все большее число рабочих. Революции, происходившие на континенте, воодушевляли чартистов и наполняли их надеждами. Этому способствовали многочисленные лекции чартистских ораторов на митингах и собраниях в пользу Хартии, в память французской революции и краковского восстания, в.честь узников-чартистов, освобожденных из тюрем, и солидарности с рабочими восставшей Венгрии, Италии и т.д. Лекции проходили как в закрытых помещениях, так и под открытым небом. Они собирали огромное число слушателей. Р.Дж.Гаммедж в "Истории чартизма", вышедшей в печать в 1854 г., называл разные цифры: от 30 тысяч человек до 20, 15, 10, 4 и 1 тысячи человек /4.4, с.329-337, 402-403/.

Страницы чартистской прессы пестрели именами чартистских лекторов, среди которых были представители всех течений чартизма. Ф.О Коннор, Дж.Гарни, Э.Джонс, Дж.Финлен, Р.Дж.Гаммедж, Дж.Блай, Дж.Уэст, Дж.Мак-Грат, Ч.Мёррей, А.Робинсон, Дж.Фьюселл, Дж.Тейлор, П.М.Мак-Доуолл и другие представляли революционное крыло чартизма, чартистов "физической силы". Б.О Брайен, Т.Купер, С.Кидд, Г.Дж.Холиок, Дж.Линвуд, Дж.Стобарт, Е.Столлвуд, Т.Кларк, Дж.Баркер, А.Белл, Дж.Массей и другие защищали требования умеренного крыла чартизма, чартистов "моральной силы".

Среди чартистских ораторов, примкнувших к рабочему классу и принесших большую пользу движению, были выходцы как из буржуазного класса, так и из рабочего класса. Достаточно назвать адвокатов Ф.О Коннора, Б.О Брайена и Э.Джонса, докторов Дж.Тейлора и П.М.Мак-Доуолла, сапожника Т.Купера, портного Р.Лоури, печатников Дж.Гарни и Г.Винсента, текстильщиков Д.Уэста, Дж.Лича и других.

Каждый чартистский оратор очень хорошо знал предмет своей лекции. Со статистикой в руках читал свои лекции по социальным вопросам Б.О Брайен, С.Кидд специализировался как лектор по вопросам труда и капитала, Дж.Гарни, Э.Джонс, Дж.Финлен, А.Робинсон и Р.Дж.Гаммедж были непревзойденными мастерами в области внешней и внутренней политики, Г.Винсент - в вопросах о гражданской и религиозной свободе, а Т.Купер, Р.Лоури и Дж.Холиок - в вопросах трезвости и воспитания.

И те, и другие чартисты совершали лекционные турне по стране, не прекращавшиеся до последних дней чартизма. Поездки О Кон-нора,. Гарни, Джонса, Гаммеджа,Финлена, Кидда, О Брайена пользовались особой популярностью, собиравшие многотысячные митинги. Тематика их лекций была крайне разнообразной. Она охватывала многие области знаний - политику, экономику, рабочее движение, вопросы социологии, образования и культуры.

За один, например, 1853 год продолжительные лекционные турне по стране совершили Р.Дж.Гаммедж, Э.Джонс и Дж.Финлен. Неоднократно выезжали они в различные города, расположенные в северной, центральной, южной, восточной и западной частях Англии. Эдинбург и Глазго, Данди и Ньюкасл, Манчестер и Бирмингем, Ипсвич и Нор-вич, Сталибридж и Ексетер, Галифакс и Рочдейл, Болтон и Бакуп, Торквей и Крук, Бредфорд и Стокпорт - таков неполный перечень больших и маленьких городов, где с успехом выступали Гаммедж, Джоне и Финлен. Продолжительность лекционных поездок колебалась от нескольких дней до трех и более месяцев.

Похожие диссертации на Педагогические идеи и просветительная деятельность революционных чартистов в 40-50-е годы XIX века