Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства Литвинова Наталья Валерьевна

Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства
<
Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Литвинова Наталья Валерьевна. Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Рязань, 2003 211 c. РГБ ОД, 61:04-13/266-X

Введение к работе

,

Актуальность исследования. Модернизация российского общества в настоящее время характеризуется серьезными изменениями, затрагивающими все сферы человеческой жизни. Современная перестройка системы образования, культуры, различных сфер дополнительного образования настоятельно требует создания новых моделей процессов обучения и воспитания, в частности моделей эстетического воспитания и художественного образования. Особое педагогическое значение имеет обеспечение целесообразной взаимосвязи эстетического воспитания и художественного образования, которое определяется органическим единством их содержания и лежащей в их основе идеи развития гармонической личности. Все это требует исследования ряда проблем теории и практики художественного образования на основе интеграции. К ним следует отнести современные концепции, различающиеся, прежде всего, своими позициями: одни утверждают свою качественность в отличие от традиционного образования, другие всецело включены в педагогическую традицию, третьи противостоят и старым, и новым моделям. Вместе с тем каждая из концепций развивает тот или иной аспект интеграции: формирование у ученика целостной картины мира, интегрального мировосприятия, интегрального мышления; отношение к ученику как к «интегральной индивидуальности», самостоятельно формирующей личностное, знаниевое и смысловое поле; отказ от предметного обучения и структурирование образовательного процесса по интегральным эпистемам. Разные по типу педагогические концепции по сути своей сходятся в одном -в отношении к интеграции как к перспективнейшему направлению развития образования.

Вопросы художественно-эстетического воспитания детей, интегративного воздействия искусств на личность нашли свое отражение в работах известных педагогов и психологов советского периода: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.Н. Крутецкого, А.В. Луначарского, СТ. Шацкого, В.Н. Шацкой и др. В ряде психолого-педагогических исследований последних лет рассматриваются идеи развития творческих способностей учащегося на основе интеграции различных видов искусств, среди которых наиболее значимыми являются работы B.C. Кузина, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Н.Н. Фомина, Г.П. Шевченко. Методологическая идея интеграции рассмотрена в работах Н.С. Антонова, В.Г. Данилюк, В.Н. Максимова. Большой вклад в развитие проблемы интеграции видов искусств внесли теоретические исследования в области психологии, эстетики, искусствоведения (Б.Г. Ананьев, Н.А. Дмитриев, А.Я. Зись, М.С. Каган, В.В. Кандинский, М.Е. Марков, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, П.М. Якобсон и др.).

Тем не менее, сложившийся взгляд на проблему комплексного

воздействия искусств на художественшцтоорпееков розритиеі учащихся,

РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ і

страдает некоторой односторонностью и неполнотой. В основном решение проблемы сводится к использованию смежных видов искусств, в рамках одного предмета и, как правило, с целью углубления процесса восприятия, а не развития творческих способностей.

Одним из путей, позволяющих активизировать процесс развития творческих способностей учащихся, является интегрированное воздействие искусств, которое в педагогическом аспекте понимается как определенное сочетание видов искусства, выбранное для решения тех или иных задач художественного образования и эстетического воспитания личности растущего человека.

Анализ теоретических источников по проблеме развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования показал наличие ряда противоречий между:

поиском новых подходов к развитию творческих способностей детей в сфере дополнительного образования и преобладанием традиционного содержания, форм и методов организации процесса художественного образования;

потребностью в развитии творческих способностей детей и отсутствием необходимых для этого педагогических условий;-

необходимостью технологического обеспечения интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства и не разработанностью научно-практических рекомендаций в указанном направлении;

потребностью художественного образования в педагогах-профессионалах и отсутствием целенаправленной подготовки и переподготовки квалифицированных педагогических кадров в сфере дополнительного образования, способных к творческой деятельности.

С учетом данных противоречий сделан выбор темы нашего диссертационного исследования «Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия повышения эффективности развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства в условиях дополнительного образования.

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства на основе интегративного подхода.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства в сфере дополнительного образования.

Предмет исследования: интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства на основе интегративного подхода будет осуществляться эффективно, если:

в основу формирования и развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства будет положен интегративный подход, обеспечивающий эффективное творческое взаимодействие субъектов в целостном педагогическом процессе;

будет разработана и реализована интегрированная программа и технология развивающего обучения учащихся средствами изобразительного искусства, обеспечивающая развитие их творческих способностей;

определены, синтегрированы и использованы в учебном процессе образовательные и воспитательные возможности различных видов искусств с целью эффективного развития творческих способностей учащихся;

сформированы у учащегося знания и умения, способствующие восприятию синтеза различных видов искусств;

подготовлены профессионально-педагогические кадры дополнительного образования, способные к реализации интегративного подхода в процессе художественного образования.

Исходя из проблемы, объекта, предмета, гипотезы и цели были определены задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать проблему художественного образования и эстетического воспитания в системе дополнительного образования, выявить существующие на современном этапе связи, принципы, формы и методы развития творческих способностей детей.

  2. Разработать концепцию эффективного развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства на основе интегративного подхода.

  3. Определить возможности интеграции различных видов изобразительного искусства по учебному предмету «Композиция».

  4. Выявить педагогические условия эффективного развития творческих способностей детей в процессе художественного образования средствами изобразительного искусства в учреждениях дополнительного образования.

  5. На основе изучения и обобщения педагогического опыта учреждений дополнительного образования разработать научно-методические рекомендации по обеспечению интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.

Методологическую основу исследования составляет философское учение о системном подходе к развитию личности; диалектическая теория всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов; программные документы о дополнительном и художественном образовании подрастающих поколений.

При разработке конкретных механизмов развития творческих способностей учащихся мы опирались на труды отечественных психологов и педагогов, в которых исследованы дидактические принципы художественного образования, технологии и специфика различных методов обучения изобразительному искусству, роль проблемных методов обучения в развитии творческих способностей учащихся и др.

В исследовании использованы следующие идеи и концепции:

философские идеи, раскрывающие смысл творчества, роль и место искусства в жизни человека (Н.А. Бердяев, Г. Гегель, И.А. Ильин, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, М.С. Каган);

идеи В.В. Кандинского о единых корнях синтеза искусств, положение о взаимосвязи видов искусств, определяющихся их генетической, морфологической и идейно-нравственной общностью;

личностный подход к организации учебного процесса как основа для создания интегрированных учебных планов и программ (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Нечаева, В.В. Репкин, Н.Ф. Талызина и др.);

- идеи целостного подхода к развитию личности и организации
- педагогического процесса (А.И. Кочетов, А.С. Макаренко, А.И. Мищенко,

В.А. Сластенин);

идеи значимости субъект-субъектных отношений педагогов и учащихся, сотрудничества в учебной деятельности при проведение интегрированных уроков (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, и др.); профессиональное владение педагогическим мастерством и технологиями обучения (В.В. Гузеев, B.C. Кузин, Т.В. Машарова, Б.М. Неменский, Г.К. Селевко);

идеи воспитывающего и развивающего обучения, межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе (Г.И. Беленький, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Д. Зверев, В.И. Максимова, Э.И. Моносзон, Д.Б. Эльконин);

идеи интегративно-деятельностного подхода в педагогике художественного творчества (B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Е.В. Шорохов и др.).

Теоретическую основу исследования составляют:

Закон РФ «Об образовании (1992 г.)» документы и постановления правительства Российской Федерации о развитии системы образования: Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года: Концепция федеральной целевой программы «Дети России», Концепция художественного образования в Российской Федерации, Программа развития дополнительного образования в Российской Федерации и др.

общетеоретические направления по проблемам развития детского творчества, изучения творческих способностей детей, представленные в трудах педагогов и психологов: Б.Г. Ананьева, А.В. Брушинского, Н.А. Ветлугиной, Н.Ф. Вишняковой, В.М. Вильчек, Л.С. Выготского, В.Л. Дранкова, А.Я. Зися, Е.И.Игнатьева, В.С.Кузина, В.И. Лейбсона,

Н.О. Лосского, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова, ЯЛ. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.П. Сакулиной, Н.М. Сокольниковой, Б.М. Теплова, СТ. Шацкого и др.;

теория изобразительного искусства (А.Н. Буйнов, Б.В. Иогансон, Б.С. Угаров, Н.Н. Клиндуков, Л.В. Присяжнюк);

некоторые аспекты теории эстетического воспитания детей, в частности, идеи эстетического воспитания школьников в процессе их обучения изобразительному искусству (А.И.Буров, Н.И.Киященко, В.С.Кузин, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, СТ. Шацкий, Е.В. Шорохов);

основные положения искусствознания о народном искусстве и народном творчестве, рассмотрения их сущности и значения (А.В. Бакушинский, И.Я. Богуславская, Г.Н. Волков, В.М. Василенко, B.C. Воронов);

концептуальные положения в изучении процесса интеграции искусств, содержащиеся в работах Ю.К.Антонова, Дж.Дьюи, О.Г.Егоровой, А.Я. Зися, В.В. Кандинского, Л.А. Кравчука, Л.В. Манько, Т.Г. Пени, Л.М. Савенниковой, П.В. Халабузаря, Н.П. Шишлянниковой, Б.П. Юсова и др.

Методы исследования. Для достижения цели и задач, проверки гипотезы использовался комплекс методов:

теоретические методы: теоретический анализ концепций, документов, научно-методической литературы по философии, психологии, педагогике, изобразительному искусству, связанной с исследуемой проблемой (индуктивный и дедуктивный метод, анализ и синтез, сравнение, сопоставление и обобщение, абстрагирование и конкретизация);

эмпирические методы: методы диагностирования, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, эксперимент; изучение продуктов творческой деятельности учащихся, анализ и обобщение педагогического опыта учреждений дополнительного образования; математические методы обработки материалов исследования.

В основу констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов были положены методики А.А. Мелик-Пашаева, А.И. Савенкова, Г.К. Селевко, Н.М. Сокольниковой, Е.М. Торшиловой.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись художественное отделение музыкальной школы-лицея № 2 г. Рязани, художественная школа № 1 г. Скопина (Рязанская область). Исследование проводилось с 1998 г. по 2003 г. При постановке эксперимента учитывался восьмилетний педагогический опыт работы автора на художественном отделении школы-лицея. Всего за этот период под нашим руководством получило художественное образование около 500 человек.

Исследование включало 3 этапа:

На 1 этапе (1998 г.) анализировалась научная литература по проблеме. Проводился констатирующий эксперимент, готовилась база для формирующего эксперимента. На данном этапе разрабатывалась концепция интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.

На 2 этапе (1999-2002 гг.) проводился формирующий эксперимент по реализации разработанной концепции и интегрированной программы развития творческих способностей учащихся. Эксперимент проводился в рамках второго и третьего этапа подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России». Изучался и обобщался опыт художественное образования в учреждениях дополнительного образования.

На 3 этапе (2002-2003 гг.) продолжался формирующий эксперимент, проводился анализ и обобщение материалов исследования, готовились публикации и оформлялась диссертация, внедрялись результаты исследования в практику работы других учреждений дополнительного образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

впервые предметом специального исследования явилась проблема развития творческих способностей учащихся на основе интегративного подхода в условиях дополнительного художественного образования;

в исследовании теоретически обоснована и практически доказана правомерность и перспективность повышения эффективности развития творческих способностей учащихся на основе интеграции различных видов искусств;

уточнены относительно нашего исследования понятия «эстетическое воспитание», «художественное образование», «изобразительное искусство», «интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся».

разработана концепция и программа интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства;

сформированы критерии, определены показатели и уровни развития творческих способностей учащихся на основе интегративного подхода;

выявлены особенности интегративного подхода к развитию творческих способностей средствами изобразительного искусства в условиях дополнительного образования;

определены и апробированы педагогические условия развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства на основе интегративного подхода.

Практическая значимость исследования:

  1. Разработанный цикл занятий явился основой для создания интегрированной программы обязательных и систематических занятий с учащимися художественных отделений по предмету «Композиция» в условиях дополнительного художественного образования.

  2. Выявленные принципы интегративного подхода, методы, формы, используемые на учебных занятиях изобразительного искусства, могут быть внедрены в практику дополнительного художественного

образования с целью повышения эффективности развития творческих

способностей учащихся.
3. Результаты исследования способствовали дальнейшему

совершенствованию технологии, методики применения интегративного

подхода к развитию творческих способностей учащихся в условиях

дополнительного художественного образования.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позиций; применением взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов исследования, их адекватности логике и задачам исследования; возможностью повторения опытно-экспериментальной работы и перенесением технологии в новые педагогические условия; продолжительностью исследования (с 1998 по 2003 год); достаточным числом участников эксперимента и продуктами их творческой деятельности (детскими рисунками); широкой гласностью проведенного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

в процессе опытно-экспериментальной работы в реальных условиях учебно-творческого процесса на художественном отделении школы-лицея № 2 г. Рязани;

путем внедрения рекомендаций по развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства на основе интегративного подхода;

участием в научно-практических конференциях: Российской научно-методической конференции «Приоритеты и ценности гуманистического

"образования и воспитания» (Рязань, 2001); научно-практической конференции «Краеведческие аспекты воспитания гражданина России (Рязань, 2001); межвузовской научно-методической конференции «Реализация национального регионального компонента в содержании образования» (Рязань, 2002); научно-практической конференции «Российская молодежь и глобализация» (Кострома, 2002); Российской научно-методической конференции «Современные технологии подготовки и переподготовки специалиста-профессионала в условиях непрерывного образования» (Рязань, 2002); научно-практической конференции «Краеведение как средство взаимодействия вуза и школы с социокультурными учереждениями» (Рязань, 2003);

- путем публикаций материалов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Концепция интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства, пути ее практической реализации в школе искусств на учебных занятиях по предмету «Композиция» на основе разработанной интегрированной программы.

  2. Активизация процесса развития творческих способностей учащихся возможна при соблюдении следующих педагогических условий: наличие интегрированной программы и ее направленность на развитие творческих

способностей учащихся (развитие у учащихся потребности общения с искусством; формирования у них представления о единстве искусств, посредством элементов, имеющих изначальное генетическое родство и общность эстетических категорий; развитие творческих способностей учащихся через вовлечение их не только в воспринимающую, но и в активную художественно-творческую деятельность); степень соответствия программы стандартам системы художественного образования и эстетического воспитания; положительная динамика показателей развития творческих способностей учащихся; эффективность анализа, контроля и оценки реализуемой программы; соответствие педагога профессиональной модели специалиста-учителя в области изобразительного искусства; степень удовлетворенности детей, родителей предлагаемой программой.

  1. Использование комплекса искусств (музыка, литература, театр, прикладное искусство) в учебном процессе на занятиях по предмету «Композиция» представляет собой целостную систему формирования качественно нового уровня развития творческих способностей учащихся на основе интегративного подхода в отличие от решения данной проблемы по отдельным предметам художественного отделения, в рамках одного вида искусства.

  2. Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся мы понимаем, как совокупность личностно-ориентированных, развивающих программ обучения изобразительному искусству, в основу которых положен принцип интеграции различных видов искусств. Реализация данного подхода дает возможность по-новому конструировать содержание образования по изобразительному искусству, выстраивать учебный процесс на основе технологии творчески-развивающего обучения, способствующего эффективному развитию творческих способностей учащихся.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, приложений. Работа содержит 185 страниц машинописного текста, 5 схем, 13 таблиц, приложения, включающие фрагменты учебной программы и 33 рисунка.

Похожие диссертации на Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства