Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое образование в условиях петербургской дореволюционной школы XIX - начала XX веков Омельянович, Елена Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Омельянович, Елена Владимировна. Эстетическое образование в условиях петербургской дореволюционной школы XIX - начала XX веков : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Омельянович Елена Владимировна; [Место защиты: Ин-т пед. образования и образования взрослых РАО (Санкт-Петербург)].- Санкт-Петербург, 2013.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/364

Введение к работе

Актуальность исследования

В современном мире большое внимание уделяется инновационному
развитию образования, при этом, становится очевидной недостаточность
знаниевой парадигмы школьного образования. Все большее значение
приобретают гуманистические тенденции в жизни школы, ее ориентация на
индивидуальное развитие личности учащегося. Такое развитие включает в
качестве важнейшего компонента эстетическое образование, результатом
которого становятся, прежде всего, потребность и способность ценить и
воспринимать прекрасное, возможность получить уже на школьной скамье
опыт эстетической деятельности. Тонкость чувств, эстетический вкус, освоение
духовных ценностей на основе знакомства с классическими шедеврами
искусства являются непременными атрибутами духовно развитой личности,
формирование которой становится одной из задач Федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования. Значение эстетического образования школьников подтверждают и другие концептуальные государственные документы: Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г.; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Результативность школьного эстетического образования обеспечивается не только его содержанием, но и потенциалом образовательной среды, создаваемой в каждой школе, ее особым укладом, духом, атмосферой. Школьная среда выступает как комплекс специфических для каждого образовательного учреждения условий (пространства школы, ее традиций, используемых педагогических средств, складывающихся отношений). Ее формирует и внешнее социокультурное окружение школы, которое целенаправленной работой педагогов может быть превращено в образовательную среду. Например, петербургское городское пространство всегда обладало огромным потенциалом для эстетического образования детей, который не всегда в полной мере используется педагогами, так как требует особых, внешкольных форм его освоения.

Исходя из этого, актуальность диссертационного исследования связана:

с возрастающим значением осмысления традиций отечественного педагогического прошлого как фактора модернизации российской школы;

с важностью исторического изучения образовательной среды, в условиях которой достигались высокие личностные, системные и социально-педагогические результаты школьного эстетического образования;

с необходимостью целенаправленного исследования истории эстетического образования именно в петербургской школе как городской

системе образования, сочетавшей все многообразие системных и средовых условий дореволюционного образования.

Степень изученности темы. Осознание необходимости созданияв современной школе способствующих развитию эстетического образования условий школьной среды вызвало обращение к опыту дореволюционной петербургской школы, являвшейся примером городской системы образования, одной из характерных черт которой было усиленное внимание к эстетическому образованию учащихся.

Среди немногочисленных исследований по истории петербургской школы (А.С.Воронов, В.В.Смирнов, А.П.Шапкина, А.Н.Шевелев) специального изучения эстетического образования в ней еще не производилось. Историко-педагогические исследования по истории музыкального и художественного образования в дореволюционной школе (В.И.Адищев, О.А.Апраксина, Д.Л.Локшин, И.Ф.Петровская) не рассматривают школьное эстетическое образование целостно. Наконец, следует констатировать, что условия, обеспечившие высокий уровень и значимость эстетического образования в петербургской дореволюционной школе, до сих пор научно не определены.

Все это позволило определить проблему исследования как преодоление противоречия между значимостью петербургского исторического опыта осуществления школьного эстетического образования и недостаточностью научного знания о совокупности условий, позволявших петербургской дореволюционной школе его продуктивно осуществлять, а также сформулировать тему исследования: «Эстетическое образование в условиях петербургской дореволюционной школы XIX - начала XX веков».

Объект исследования: школьное эстетическое образование в России.

Предмет исследования: петербургское дореволюционное школьное эстетическое образование XIX - начала XX веков как процесс и результат, обусловленный взаимодействием городской социокультурной среды и образовательной среды учебных заведений.

Цель исследования: создать целостное научно-историческое представление об эстетическом образовании в петербургской школе XIX -начала XX веков, социокультурных и педагогических условиях, составлявших ее образовательную среду.

Задачи исследования: 1. Обосновать комплекс методологических подходов, позволяющих охарактеризовать общий исторический генезис и периодизацию развития эстетического образования в петербургской дореволюционной школе XIX-начала XX вв.

2. Описать систему эстетического образования в петербургской
дореволюционной школе и провести сравнительный анализ содержания,
методов, форм организации и осуществления эстетического образования в
различных типах и видах петербургских школ изучаемого периода.

3. Определить воздействие городских социокультурных условий на
формирование свойственных петербургской дореволюционной школе
характерных черт эстетического образования.

  1. Определить влияние внутренних условий школьной среды петербургских учебных заведений на развитие эстетического образования.

  2. Обосновать ведущие направления использования исторического опыта эстетического образования в петербургской дореволюционной школе для современных образовательных учреждений.

Основные дефиниции исследования. Изучение истории эстетического образования в петербургской дореволюционной школе опирается на определение ведущих понятий исследования: эстетическое образование, эстетическая образованность и ее критерии- городская образовательная среда, образовательная среда учебного заведения (школьная среда) и ее компоненты, которые полно отражают сущность изучаемого феномена эстетического образования в петербургской дореволюционной школе.

Эстетическое образование - целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию действительности и произведений искусства, а так же к самостоятельному творчеству в области искусства.

Эстетическая образованность - целостный, личностный для каждого учащегося результат осуществления эстетического образования. Городская образовательная среда - исторически сложившаяся для данного города совокупность социокультурных условий (экономических, социальных, политических, демографических, этноконфессиональных, научных, культурных), влиявших на развитие его системы образования. Образовательная среда учебного заведения (школьная среда) -совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в учебном заведении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых происходит становление личности и формируется ее мировосприятие.

Эстетический компонент школьной среды - часть целостной школьной среды, которая влиянием созданных исторически в школе условий способствует эстетическому образованию учащихся.

Методологические основы исследования. Для решения поставленных задач в диссертации использованы урбанистический, системно-структурный,

средовой, феноменологический подходы. Урбанистический подход позволяет рассматривать эстетическое образование в контексте социокультурных условий дореволюционного Петербурга, оказывавших серьезное влияние на формирование образовательных потребностей и общей ценности образования для горожан. Системно-структурный подход дает возможность рассматривать эстетическое образование в рамках городской системы образования «петербургская дореволюционная школа», представленной учебными заведениями разных типов и видов. Средовой подход позволяет выявить влияние различных компонентов создаваемой в учебных заведениях города образовательной среды на развитие эстетического образования школьников. Феноменологический подход позволяет рассматривать создаваемое научное представление об эстетическом образовании в петербургской дореволюционной школе в качестве одного из возможных, но не единственного, учитывая масштабы и разнообразие учебных заведений города изучаемого периода. Теоретическую основу исследования составляют:

1. Исследования генезиса дореволюционного школьного образования
(В.И.Адищев, М.В.Богуславский, Ш.И.Ганелин, М.И.Демков, Э.Д.Днепров,
С.Ф.Егоров, П.Ф.Каптерев, Н.А.Константинов, М.В.Михайлова, А.В.Ососков,
А.В.ОвчинниковДИ.Равкин, В.Я.Струминский) и работы по истории
петербургской дореволюционной школы (И.В.Архангельский, Н.В.Благово,
А.С.Воронов, Н.И.Козлова, В.В.Смирнов, Т.И.Пашкова, З.И.Равкин,
С.Д.Руденская, А.П.Шапкина, А.Н.Шевелев).

2. Совокупность педагогических работ, позволяющих определить теоретико-
методологический потенциал различных подходов в изучении петербургского
опыта школьного эстетического образования (С.В.Бобрышев,
М.В.Богуславский, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов, С.В.Куликова, М.А.Лукацкий,
Э.В.Онищенко, М.Н.Певзнер, Е.Ю.Рогачева, И.И.Соколова, Л.А.Степашко,
Н.П.Юдина).

3. Культурологические, исторические и образовательные исследования,
утверждающие приоритет городов в развитии отечественной системы
образования (Л.М.Ванюшкина, С.Г.Вершловский, В.И.Криличевский,
М.С.Каган, Л.В.Кошман, Ю.М.Лотман, Т.Н.Полякова, В.В.Смирнов,
Д.Л.Спивак).

4. Работы классиков отечественной педагогики (Л.С.Выготский
В.А.Жуковский, П.Ф.Каптерев, М.В. Ломоносов, С.И.Миропольский,
Л.Н.Модзалевский, Н.И.Новиков, В.Ф.Одоевский, Д.И.Писарев, М.М.
Рубинштейн, В.С.СоловьевВ.Я.Стоюнин, К.Д. Ушинский) и исследования,
отражающие значение школьного эстетического образования

(И.Ф.Анненский, Е.К.Альбрехт, М.С.Каган, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский, С. Л. Рубинштейн, Е. Н. У стюгова, Л .К. Шепетис).

5.Работы, рассматривающие категорию «образовательная среда» и показывающие ее роль в развитии образовательных систем (В.Г.Воронцова, А.К.Василёв, Г.Н.Козлова, Т.В.Менг, В.Я.Нечаев, Л.И.Новикова, З.И.Равкин, Г.К.Селевко, В.И.Слободчиков, С.В.Тарасов, В.А.Ясвин). Методы и источники исследования:

историографический анализ литературы по теме исследования (истории и культуры Петербурга, истории петербургской школы, истории и теории школьного эстетического образования);

источниковедческий анализ официальных источников по теме исследования (архивных и опубликованных нормативных документов, учебных программ и пособий, статистической информации, трудов классиков отечественной педагогической мысли, периодических изданий, иллюстративных источников);

анализ комплекса мемуарных свидетельств выпускников петербургских школ и сопоставление создаваемого в них образа петербургской дореволюционной школы с данными официальных исторических источников;

типологическое моделирование феноменологического образа эстетического образования в петербургской школе различных типов и видов (на основе материалов по 24 учебным заведениям);

ретроспективное моделирование направлений актуализации петербургского дореволюционного опыта школьного эстетического образования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

впервые в отечественной историко-педагогической науке осуществлено исследование эстетического образования в петербургской дореволюционной школе как особого историко-образовательного феномена, существование которого было обусловлено социокультурными условиями города и состоянием образовательной среды петербургских учебных заведений;

раскрыто понятие эстетической образованности и эстетического компонента школьной образовательной среды в историческом контексте практической деятельности дореволюционной петербургской школы в области эстетического образования;

выявлено ведущее для исторического генезиса отечественного эстетического образования противоречие между инициирующей и эталонной ролью элитарных школ и усиливающейся социальной потребностью в

доступном качественном эстетическом образовании для средних и начальных массовых школ;

доказано, что в петербургской школе изучаемого исторического периода эстетическое образование имело приоритетность, определяемую потребностями участников образовательного процесса, носило характер саморазвития, проявлялось в усилении многообразия практической эстетической деятельности школьников, что позволило рассматривать развитие эстетического образования как одну из исторически черт, присущих петербургской школе;

доказано влияние школьной среды на состояние эстетического образования, определено единство и значение эстетического компонента школьной среды, складывавшейся в учебных заведениях дореволюционного Петербурга.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

получено новое знание за счет введения в научный оборот на основе исторических материалов понятий эстетическая образованность, эстетический компонент школьной среды;

результаты анализа исторического опыта дореволюционной петербургской школы может быть использовано в построении теоретических положений, раскрывающих влияние социокультурной городской среды на образовательный процесс;

совокупность использованных подходов (урбанистический и средовой, системный и феноменологический) может быть применена в изучении историко-образовательных феноменов, что позволяет исследовать взаимосвязь социокультурной городской среды и школьной образовательной среды на конкретном историческом материале.

Практическая значимость исследования обусловлена получением новых знаний об организации эстетического образования в учебно-воспитательном процессе петербургской дореволюционной школы, которыемогут быть использованы при подготовке научных исследований, учебников и учебных пособий по истории педагогики, в процессе чтения лекционных курсов педагогического и культурологического циклов, для совершенствования воспитательного процесса в образовательных учреждениях разных типов.

Этапы и организация исследования: 1 этап(2006-2008): сбор совокупности библиографических, архивных и опубликованных материалов по теме, формирование замысла и программы исследования.

2 этап (2009-2011): методологическое обоснование исследования,
систематизация, обобщение и научная интерпретация собранных данных в
соответствии со структурой исследования.

3 этап (2012- 2013):апробация результатов исследования в виде статей и
выступлений на конференциях, оформление текста диссертации.

Границы исследования. Выбор пространственно-хронологических границ исследования (петербургская городская система школьного образования XIX - начала XX веков) связан с присущими ей в эту эпоху чертами самой массовой, разнообразной и новаторской для дореволюционной России.

Апробация результатов исследования проводилась:

В ходе Всероссийских научных конференций «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» (2009 - 2013).

На заседаниях кафедр педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО (ПК) «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»;

На Второй международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (С-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 2009, 2010гг);

На Международной конференции «Современные тенденции в науке: новый взгляд» (29 ноября 2011г., Тамбов);

На Международной конференции «Культурная идентификация молодежи в условиях глобализации»(Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 2012г);

В ходе серии педагогических конференций «Кадетское образование: вчера, сегодня, завтра...» (Санкт-Петербург, суворовское военное училище, 2008, 2010, 2012, 2013гг);

На заседаниях лаборатории методологии и прогнозирования развития педагогического образования ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования (2013г).

На защиту выносятся следующие положения: 1 .Исторические особенности эстетического образования в петербургской дореволюционной школе наиболее полно раскрываются через вводимые в научный оборот понятия эстетической образованности учащихся и эстетического компонента образовательной среды петербургских учебных заведений. Эстетическая образованность - целостный личностный для каждого учащегося результат осуществления эстетического образования, представляющий единство эстетических знаний, умений, эстетического опыта, эстетических ценностей и потребностей, проявляющихся в сознании и деятельности личности. В процессе исследования на основе анализа мемуаров

выпускников петербургской дореволюционной школы были определены критерии их эстетической образованности (эстетические эрудиция, устойчивые эстетические потребности, художественный вкус, эстетизм повседневного поведения, последующая профессиональная и любительская эстетическая деятельность).

Эстетический компонент школьной среды представляет педагогически организованную и стихийно возникающую, специфическую для каждого учебного заведения, исторически изменчивую часть целостной школьной среды, которая влиянием созданных в школе условий (школьное пространство, программно-методическое обеспечение, складывающиеся в школе отношения педагогов и учащихся)способствует эстетическому образованию учащихся.

2. Влияние социокультурной среды дореволюционного Петербурга на
городскую школу в области эстетического образования определялось:

насыщенностью петербургской столичной городской среды на разных этапах изучаемого периода культурными учреждениями и организациями, взаимодействие с которыми позволило петербургским учебным заведениям использовать их потенциал в педагогической деятельности;

социальной ориентацией значимых социальных групп петербуржцев (дворянства, чиновничества, купечества, духовенства, части мещанства, разночинной интеллигенции) на высокие культурные образцы в повседневной жизни, предопределившей их приоритетные образовательные потребности в эстетическом школьном образовании;

существовавшим в дореволюционном Петербурге историческим единством эстетических норм и требований семейного воспитания и школьного образования, выражавшихся в педагогическом идеале воспитания светского человека.

3. Школьная среда петербургских учебных заведений позволяла реализовывать
задачи эстетического образования через совокупный эффект трех групп,
складывавшихся в учебном заведении условий:

эстетику школьного пространства (пришкольной территории, архитектуры и внутреннего убранства школьного здания), которая осуществляла роль образовательного средства в эстетическом развитии учащихся;

используемых учебным заведением программно-методических средств эстетического образования (содержание учебных предметов эстетического цикла, сочетание классной и внеклассной работы, осуществление различных форм эстетического воспитания учеников, индивидуальные занятия эстетического цикла);

складывавшийся в школах Петербурга особый гуманистический стиль
отношений педагогов и учащихся, задававший школьной поведенческой
субкультуре эстетические образцы, когда личный эстетический пример
педагогов оказывал существенное влияние на эстетическую образованность
учеников.

4. В истории дореволюционной петербургской школы выделяются три преемственных периода развития эстетического образования, в которых возникали и в дальнейшем сосуществовали три модели его реализации. В первый период (вторая половинаХУШ - первая половина XIX веков) развитие эстетического образования было связано с петербургскими элитарными школами интернатного типа (кадетскими корпусами, Александровским лицеем, Училищем правоведения, женскими институтами). В них реализовывалась модель, включавшая:

«дворцовую» организацию школьного пространства;

обязательный характер коллективных и индивидуальных эстетических занятий;

многообразие их форм и внимание к материальному обеспечению;

ориентацию на профессионализм достижений эстетической деятельности учащихся.

Второй период (вторая половина XIX века) был связан с развитием эстетического образования в средних школах города, прежде всего, в гимназиях. В этот период получила распространение новая модель школьного эстетического образования, признаками которой были:

«особняковая» или «индивидуально-проектная» организация школьного пространства;

необязательность немногочисленных индивидуальных внеклассных эстетических занятий;

активная внеурочная эстетическая деятельность по инициативе педагогов и учащихся, которая со временем стала традицией гимназического образования;

ориентация гимназий на массовое участие учеников в любительской самодеятельной эстетической деятельности.

Третий период (конец XIX - начало XX веков) характеризовался тем, что эстетическое образование постепенно становилось частью содержания работы начальных школ города, прежде всего, городских высших начальных училищ, ставших предшественниками массовой городской школы советского периода. Чертами этой модели стали:

индивидуально-проектная организация школьного пространства;

обязательность преподавания некоторых предметов эстетического цикла (хоровое пение, рисование);

праздничные концерты как основная форма внеклассных эстетических занятий;

ориентация на коллективное и обязательное участие школьников в мероприятиях эстетической направленности.

5. Для использования исторического опыта дореволюционной петербургской школы в продуктивной организации современного школьного эстетического образования необходимо включение этого опыта в деятельность современных педагогов. Ведущими направлениями такой деятельности могут выступать:

осознание педагогами значимости школьного эстетического образования;

обеспечение доступности качественного эстетического образования в разных видах образовательных учреждений и возможностьего осуществления разными средствами, в том числе и средствами создаваемой в школе образовательной среды;

создание в каждой современной школе самобытного эстетического компонента образовательной среды, построенного на принципах разнообразия учебных программ предметов эстетического цикла, форм внеклассной работы в области эстетического воспитания, высокой квалификации и личного эстетического примера педагогов, развивающем характере их отношений с учащимися, внимании к эстетике школьного пространства и материальной оснащенности эстетического образования;

использование в педагогическом процессе современной школы культурного потенциала города как образовательного;

взаимодействие школы и семьи в согласовании отношения к эстетическому образованию как непременного компонента содержания деятельности учебного заведения.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений (200 страниц).

Похожие диссертации на Эстетическое образование в условиях петербургской дореволюционной школы XIX - начала XX веков