Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея Лаврова Елена Юрьевна

Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея
<
Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лаврова Елена Юрьевна. Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2007 264 с., Библиогр.: с. 180-212 РГБ ОД, 61:07-13/2596

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические основы эстетического воспитания школьников в процессе взаимодействия школы и художественного музея 14

1.1- Эстетическое воспитание в системе общекультурного воспитания 14

1.2. Психолого-педагогические основы деятельности художественного музея в эстетическом воспитании 37

1.3. Содержание, методы, средства художественного музея в эстетическом воспитании школьников 57

1.4. Интегрированная программа эстетического воспитания учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея 76

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации авторской интегрированной программы по эстетическому воспитанию учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея 103

2-1. Общая организация, эмпирическая база, критерии и методы исследования 103

2.2 Апробация авторской интегрированной программы «Русский язык, литература и мировая художественна культура» 127

2.3, Эффективность опытно-экспериментальной работы.., 149

Заключение 177

Список литературы 180

Приложения

Введение к работе

Воспитание Человека Культуры является одной из приоритетных задач. Культура немыслима без эстетического начала, чувства красоты и гармонии. Чувство прекрасного не наследуется, оно нуждается в воспитании. Эстетическое воспитание - фундаментальная составляющая культуры, основа развития гармоничной личности (Е,Г. Ванслова).

В постиндустриальном обществе телевидение, компьютер и Интернет становятся неизбежным и необходимым инструментом освоения мира ребенком. Однако развитие технологий приводит к тому, что у школьников искусственно сужаются возможности чувственного опыта на основе личностного переживания, а традиционные эстетические ценности подвергаются пересмотру и подменяются массовой культурой.

Эстетическое воспитание школьников в условиях художественного музея возможно именно потому, что в музее образование осуществляется не через присвоение эталонов знания, а через ценностное отношение личности к искусству и расширение чувственного опыта в процессе общения с подлинником. (Б А, Столяров)

Высокая эстетическая миссия искусства и необходимость всестороннего развития в этой области - идея, активно утверждающаяся в образовательном пространстве многих развитых стран. Тот вклад, который искусство вносит в образование, много превосходит его внутреннюю, лишь ему свойственную ценность. В условиях технологического окружения, в мире информатики, сама способность воспринимать, интерпретировать и оценивать есть жизненная необходимость. Искусство «подготавливает почву» для понимания символов современного мира [313].

Актуальность темы исследования обусловлена особой значимостью решения проблемы эстетического воспитания школьников в связи с социально-культурными изменениями, происходящими в последние десятилетия; необходимостью исследования возможностей художественно-го музея в этом направлении; поиском новых путей обновления содержа-

ния и организации обучения в общеобразовательной школе; расширением функций образования в ходе модернизации.

Учитывая важность эстетического воспитания учащихся средствами педагогики художественного музея, отдельные аспекты этой проблемы отражены в работах отечественных и зарубежных авторов: в области современного образования и его взаимодействия с культурой (B.C. Биб-лер, A.IL Валицкая, Э.А. Верб, В.Г. Воронцова, Б,С. Гершунский, В.И. Гинецинский, ВЛ. Зинченко, О.Е. Лебедев, Е.Б, Моргунов, JLH. Лесохи-на, ИЛ. Подласый, Г.К. Селевко, Н.И. Элиасберг и др.); в области исследования роли культуры, искусства и художественного творчества в развитии человека (А.Г. Бойко, Ю.Б. Борев, ЕЛ Ванслова, М.С. Каган, И.Н. Крамской, Д,С. Лихачёв, М.В. Мацкевич, Н.Д, Рева, И- Тен, К. Юнг, М.Ю. Юхневич, НЛ. Яковлева и др.); в развитии концепции художественного воспитания и образования средствами музея (А.В. Бакушинский, М.Б, Гнедовский, Н. Гудмен, А.У. Левай, А. Лихтварк, М. Лила, Г. Кер-шенштайнер, Н.Г. Макарова, Р. Мюльбергер, Г. Осборн, БЛ. Столяров, Ф. Хэскелл, Э. Эйснер и др.); в области исследования психолого-педагогических особенностей восприятия искусства детско-юношеской аудиторией (Б.Г. Ананьев, ПП. Блонский, Л.С. Выготский, Л,В. Занков, А. Лихтварк, АЛ. Мелик-Пашаев, ЮЛ. Протопопов, С.Л. Рубинштейн, НЛ. Фомина, Ю.У. Фохт-Бабушкин, К. Фоль, Д.Б, Эльконин, БЛ. Юсов, ИМ. Якобсон и др,); в понимании роли художественного музея как социокультурного института, формирующего эстетический и художественный вкус, творческую сферу личности (А.В. Бакушинский, В. Дамик, Б. Гилман, Т. Лоу, Н.И. Романов, Ф. Старшот, Г. Тейлор, Н.Ф. Федоров, Ф.И. Шмит, Г. Фройденталь, П.Б. Уильяме и др.)

В то же время недостаточно разработаны вопросы организации взаимодействия школы и художественного музея в целях эстетического воспитания учащихся. Воспитательно-образовательный потенциал искусства остается сегодня недостаточно востребованным в условиях школы.

В связи с этим можно констатировать наличие в современной образовательной системе ряда противоречий: между накопленным в педагогике обширным опытом освоения культурно-образовательного пространства музея в эстетическом воспитании учащихся и отсутствием педагогических технологии обеспечивающих его продуктивное использование; необходимостью эстетического воспитания учеников в процессе взаимодействия школы и художественного музея и недостаточной разработкой содержания и способов его реализации.

Проблема исследования: каковы педагогические условия организации и обеспечения эстетического воспитания учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея? В соответствии с представленной проблемой определена тема исследования: «Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея».

Объект исследования: эстетическое воспитание школьников.

Предмет исследования: эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель реализации эстетического воспитания учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея на основе интегрированной программы.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея будет успешным, если:

—обеспечивать единство образовательного пространства школы и художественного музея, в котором ученики получают эстетические знания и умения, опыт эмоционального и художественно-ценностного отношения к миру и человеку в нем, опыт творческой и коммуникативной деятельности;

—создавать необходимые организационно-педагогические условия

для реализации эффективного взаимодействия школы и художественного музея;

—использовать интегрированную программу, основанную на принципах интегративности, природо- и культуросообразности, субъектности, междисциплинарности, системности и преемственности;

—сочетать нетрадиционные формы музейно-образовательной деятельности с инновационными, такими как: поэтапное «активное посещение» музея; система интегрированных художественно-эстетических занятий с использованием различных видов искусства; школа юных экскурсоводов; имитационные игры; проектные работы; выпуск творческих альманахов.

Исходя из цели, проблемы и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

охарактеризовать основные подходы в теории и практике взаимодействия школы и художественного музея, их единства в образовательном пространстве для эстетического воспитания учащихся;

выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия школы и художественного музея;

определить компоненты и показатели эффективности развития уровня эстетической воспитанности учащихся средних и старших классов в процессе взаимодействия школы и художественного музея;

обосновать концептуальные основы авторской интегрированной программы взаимодействия школы и художественного музея и проверить её эффективность опытно-экспериментальным путём;

раскрыть возможности нетрадиционных и инновационных форм музейно-образовательной деятельности.

Теоретико-методологическая основа исследования определяется фундаментальными идеями целостного воспитания человека, разработанными в отечественной и зарубежной педагогике, психологии, фило-

софии, музееведении, искусствоведении, культурологии, главными из которых представляются следующие:

философское обоснование содержания общекультурного воспитания, теории диалога культур (М.М, Бахтин, B.C. Библер, АЛ, Ва-лицкая, А.С, Запесоцкий, B.IL Зинченко, Д.С. Лихачев, ИЛ. Подласый, Н.Ф. Федоров и др.);

психологические и педагогические исследования по проблемам гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондарев-ская, Т-Г- Браже, С.Г. Вершловский, Н.Г. Сикорская и др.);

эстетические и искусствоведческие работы ученых о роли искусства в развитии личности (Б.Г. Ананьев, Б.В. Асафьев, Э.А. Верб, М.С. Каган, Н.И. Киященко, А.Ф. Лосев, БЛ\ Лихачев, Б.М. Неменскии, В,А. Разумный, БЛ Юсов и др,);

теоретико-методические принципы единства интеллектуального, эмоционального и творческих начал в формировании личности (З.И, Васильева, Л.С. Выготский, АЛ. Леонтьев, С.Л- Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.);

теория и методика художественного развития подростков и юношества (BJB. Алексеева, АЛ. Бакушинский, ILIL Блонский, ЕЛ. Квятковский, А.В. Луначарский, В.Н. Шацкая и др.);

взгляды ученых на воспитание и образование учащихся в условиях музейной среды (Е.Г. Ванслова, И.М. Коссова, И.А. Колесникова, Е.Б. Медведева, МЮ, Юхневич и др.);

концепции воспитания искусством в условиях художественного музея (А.Г. Бойко, О.Л. Некрасова-Каратеева, Н,Л. Кульчинская, Б.А. Столяров и др.);

концептуальные основы интеграции искусства в общеобразовательном и музейно-педагогическом процессе (Б,П. Юсов, ЛГ. Савенкова и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ научной педагогической, психологической, философской, искусствоведческой, музееведческой, культурологической литературы; нормативных, программно-методических документов; систематизация, обобщение, сравнительно-сопоставительный анализ собранных данных; моделирование); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы; анкетирование, тестирование, наблюдение, изучение педагогической документации); методы математической обработки данных.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе: ГОУ ЦО «Школа здоровья» №1317, ГОУ СОШ №№ 97,816,1307,1329,1741 ЗОУО ДО Москвы; ГОУ СОШ №46 ЮЗОУО ДО Москвы, На разных этапах исследования в нём участвовало 423 человека, из них 264 ученика 6-11 классов; 28 педагогов; 131 родитель.

Исследование проводилось с 2002 по 2007 годы и осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2002-2003) - изучение и анализ научной литературы, сбор эмпирических данных по теме исследования; анализ современного состояния проблемы; подготовка и проведение констатирующего этапа опытно-поисковой работы.

Второй этап (2003-2006) - организация формирующего этапа эксперимента, цель которого состояла в проверке гипотезы исследования, модели реализации авторской интегрированной программы «Русский язык, литература и мировая художественная культура (МХК)» в процессе взаимодействия школы и художественного музея в эстетическом воспитании учащихся.

Третий этап (2006-2007) - осуществление контрольного этапа эксперимента; обработка, анализ и систематизация результатов исследования; обобщение педагогического опыта; подготовка текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

обосновано создание единого образовательного пространства школы и художественного музея, в котором ученики получают эстетические знания и умения, опыт эмоционального и художественно-ценностного отношения к миру и человеку в нем, опыт творческой и коммуникативной деятельности с целью повышения уровня эстетической воспитанности учащихся.

выявлены необходимые и достаточные организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия школы и художественного музея, а именно: учет возрастных особенностей; внимание к индивидуальным особенностям учеников; использование различных видов искусства; включение художественного музея в образовательную среду;

разработана, обоснована и проверена на практике авторская интегрированная программа «Русский язык, литература и МХК» с соблюдением принципов природо- и культуросообразности, субъектности, системности, преемственности, междисциплинарности, интегративности, целью которой является эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея без введения в учебный план новых дисциплин и с использованием возможностей посещения художественного музея в рамках Школы полного дня с применением здо-ровьесберегающих технологий;

показаны педагогические возможности нетрадиционных и инновационных форм работы в эстетическом воспитании школьников, таких как поэтапное «активное посещение» музея; система интегрированных художественно-эстетических занятий с использованием различных видов искусства; школа юных экскурсоводов; имитационные игры; проектные работы; выпуск творческих альманахов,

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке модели реализации эстетического воспитания учеников средних и

старших классов в процессе взаимодействия школы и художественного музея, выстроенной на принципе единства их образовательного пространства и педагогического взаимодействия в решении единых развивающих, воспитательных и образовательных задач. Теоретически обоснованы компоненты и показатели эффективности развития уровня эстетической воспитанности учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея. Положения диссертации позволяют сформулировать общие подходы к определению компонентов и показателей оценки эстетической воспитанности учеников в работе школьных и музейных педагогов.

Практическая значимость исследования состоит в том? что предлагаемая автором интегрированная программа «Русский язык, литература и МХК» открывает возможности научного обоснования практической работы по эстетическому воспитанию учащихся средних и старших классов в процессе взаимодействия школы и художественного музея. Программа может быть использована в работе школ и отделов музейной педагогики художественных музеев. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе педагогических вузов. На основе практического опыта и результатов исследования подготовлены рекомендации по организации, методике и содержанию работы по программе, которая получила одобрение в Московском институте открытого образования на кафедрах инновационных технологий, русского языка и литературы, в лаборатории МХК; Окружном методическом центре ЗОУО ДО Москвы.

На защиту выносятся следующие положении;

- основы организации единого образовательного пространства школы и художественного музея, предполагающего взаимосвязь эстетического восприятия, духовного переживания художественного образа и продуктивной творческой деятельности учеников в музейной среде и в школе, где школьники получают эстетические знания и умения, опыт эмоционального и художественно-ценностного отношения к миру и человеку

в нем, опыт творческой и коммуникативной деятельности с целью повышения эстетической воспитанности учащихся;

организационно-педагогические условия реализации эффективного взаимодействия школы и художественного музея, обеспечивающие эстетическое воспитание учащихся: учёт возрастных особенностей школьников; внимание к индивидуальным особенностям и запросам учеников; использование различных видов искусства; включение художественного музея в образовательную среду;

уровни, компоненты и показатели эффективности развития эстетической воспитанности учащихся средних и старших классов в процессе взаимодействия школы и художественного музея;

авторская интегрированная программа «Русский язык, литература и МХК», которая отвечает требованиям модернизации отечественного образования; построена в соответствии с педагогическими принципами природо- и культуросообразности; субъектности; системности; преемственности; междисциплинарности; потенциально интегративна с общеобразовательными предметами; основана на взаимодействии искусств; обеспечена учебно-методическим комплексом; рассчитана на многолетнюю реализацию; направлена на эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея;

- обоснование педагогических возможностей нетрадиционных и
инновационных форм работы, таких как «активное посещение» музея,
предполагающее поэтапную разработку каждой экскурсии для формиро
вания у школьников всех компонентов эстетической воспитанности; сис
тема интегрированных художественно-эстетических занятий с использо
ванием различных видов искусства; школа юных экскурсоводов; имита
ционные игры; проектные работы; выпуск творческих альманахов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием междисциплинарного подхода к изучению проблемы; сочетанием научно-теоретического и практического под-

хода; применением апробированного инструментария; целесообразным сочетанием и взаимодополняемостью методов исследования, адекватных его цели, предмету и задачам; репрезентативностью выборки контингента испытуемых; комплексным анализом полученных результатов, их внедрением в педагогическую практику.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всей исследовательской деятельности. Основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики педагогического факультета ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»; заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ; научно-практических конференциях и семинарах; «Здоровьесберегающее образование» в рамках акции «Образование Москвы - образованию Смоленское Псковской областей», 2004; семинарах Департамента образования Москвы «От «Школы здоровья» к микрорайону здоровья», 2004; «Сохранение психофизиологического здоровья учащихся», 2004; «Особенности мониторинга пси-хо-физиологического состояния школьников», 2005; «Школа без стресса», 2006; научно-практических конференциях «Акмеологические основания развития творческого потенциала учащихся», Москва, 2006; «Ак-меология: личностное и профессиональное развитие человека», Москва, 2007, Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на школьных научно-практических конференциях в рамках экспериментальной площадки «Человек в культуре: проблема становления мировоззрения школьников», 2002-2007; заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин; заседаниях методического совета Центра образования «Школа здоровья» №1317, За реализацию программы автор настоящего исследования награждён Премией Президента РФ в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование», 2006,

По результатам исследования опубликовано 5 работ (общим объёмом 11 п.л.), в том числе в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Диссертация объёмом 215 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 395 источников, 21 приложения и CD-ROM. В диссертации имеется 3 таблицы, 27 рисунков.

Эстетическое воспитание в системе общекультурного воспитания

В XXI веке обозначилась потребность в более пристальном внимании к культурологии образования, что было вызвано кризисными явлениями в социально-культурной сфере, усложнением самого процесса образования и развития личности. Культурологический подход к образованию позволяет по-новому осмыслить его теоретическую базу. Возникновение взаимодействия культурология - педагогика в рамках концепции гуманистической педагогики закономерно. (Н.Б.Крылова) [162, 163]

Проблему культурологического подхода к образованию изучали представители различных направлений науки: философы, социологи, психологи, педагоги (Платон, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, КФ. Федоров и др.). В контексте культурологического подхода, рассматривающего образование с точки зрения понятия культуры, образование есть культурный процесс, осуществляемый в культуросообразной образовательной среде. В процессе своего образования личность должна пройти и освоить, т. е. сделать своей, всю историю культуры. Освоение культуры есть ее «перематывание из безличной формы всеобщности в личностную форму культуры индивида... Анонимно всеобщее здесь переходит в форму индивидуального, субъективного, а индивидуальная жизнь приобретает форму всеобщности, культурности» [28, с.47]. Педагогика и развитие ее состоит в самой тесной связи с культурой народа вообще, воспитание идет вперед заодно с культурой народа (К.Шмидт) [369].

Кулыуросообразность - это эффект соотнесенности и соотносимо-сти образования с культурой как множеством социальных пространств, его включенности в разнообразные текущие культурные процессы и соответствия их особенностям и наоборот [116]. Это преодоление пропасти между феноменами культуры и феноменами образования, просвещения. цивилизации. Это определение образования как привнесения культуры в жизнь общества.

В XXI веке «феномен культуры - и в обыденном его понимании, и в глубинном смысле - все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает все решающие события жизни и сознания людей нашего века. Сдвиг культуры в эпицентр человеческого существования происходит по всем направлениям» [27, с,61].

Определения «культуры», предложенные наиболее видными европейскими, американскими и отечественными учеными, возможно условно разделить на три группы- Культура - это Первая группа: - комплекс, включающий знания, верования, искусство, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества. (Э.Тейлор) [296]; - совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» и общества -памятью, материализованной в библиотеках, музеях и языках. (А, Моль) [203]; - комплекс знаний, позволяющих человеку устанавливать сквозь время и пространство связи между двумя схожими или аналогичными реальностями. (А. Карпентьер) [126]; - наследственная память коллектива, выражающаяся в определенной системе запретов и предписаний, (Ю.М. Лотман) [184]. Вторая группа: - специфический способ мышления, чувствования и поведения. (Т. Эллиот); - реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств. (М. Хайдеггер); - культура ядром своим и корнем имеет «культ». Культурные ценности - это производные культа. (П.А.Флоренский) [354]; - совокупность материальных и духовных ценностей. (ГА.Францев); - духовная настоепность, выражающаяся в вере в постепенное и непрерывное нравственное и умственное совершенствование человечества. (С.Л. Франк); - система производства духовных ценностей, их хранения, распределения и потребления, система, обеспечивающая соответствующее конкретно-историческим социальным условиям духовное (интеллектуальное, эмоциональное, нравственное) формирование людей, (МБ. Епшч) [100]; - воплощение творческих сил общества и человека в определенных культурных ценностях, (Е-В. Боголюбова) [31]; - совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных людьми, главными из которых являются добро и красота (В.П, Тугаринов) [347]; - творческая деятельность человека - как прошлая (зафиксированная, «оп редмеченная» в культурных ценностях), так и настоящая, основывающая ся на освоении, распредмечивании этих ценностей, (Н,С. Злобин) [109]. Третья группа: - единство всех форм традиционного поведения. (М. Мид) [196]; - общий образ жизни народа, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы. (К. Клакхон); - формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты, (К. Юнг); - деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно- и социально-детерминированного деятельного существования. (В.М. Межуев) [192]; - субъективная сторона знания или способ и технология деятельности, обусловленные разрешающими возможностями человече 17 ского материала, некий единый срез» проходящий через все сферы человеческой деятельности. (М.Р- Мямардашвили) [188].

Психолого-педагогические основы деятельности художественного музея в эстетическом воспитании

Образование как адресный институт передачи культурного опыта всегда стояло перед проблемами определения форм его изучения, критериев оценки его освоения. Сложившийся механизм передачи культурного опыта через образовательные институты предусматривает освоение двух взаимосвязанных культурных слоев - слоя культурного наследия, представляющего исторический опыт познания и творческого преобразования мира и слоя актуальной культуры, включающего синтез знаний, умений, навыков, необходимых человеку в современной жизни. Содержание культурного наследия включает в себя продукты духовной и материальной деятельности людей, представляющие собой эталоны, образцы, способы самореализации человека в мире. Содержание актуальной культуры вбирает в себя способы и алгоритмы модернизации классических образцов и эталонов с целью развития уже освоенного опыта. Освоение слоя актуальной культуры обеспечивает процесс социализации личности. Приобщение к культурному наследию развивает генетическую память, формирует логику познания и преобразования окружающего мира. Логичным является обращение к источникам хранения культурного наследия, т. е. к музеям [71,259,264].

«Всякий человек носит в себе музей, ибо хранение - закон коренной, предшествовавший человеку, действовавший до него. Музей есть собрание всего отжившего, но именно поэтому-то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченых... Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь, а не отнимать ее» (Н.Ф. Федоров) [351, с.576]. Известный русский философ считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности, воплощающими в себе собор, хранилище, школу, способствующими формированию духовности и творческих начал. ИФ.Федоров указывал, что деятельность музея выражается не только в хранении, но в собирании, восстановлении и исследовании: «Музей становится между учеными, производящими работу исследования, и всеми учебными заведениями; посредством их он собирает всех неученых и все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования, производимого учеными. Иначе сказать, музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего. Он может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебные заведения, через которые только и может производиться собирание, т. к. воспитание и есть само собирание. Музей будет действовать душеобразовательно, делая всех и каждого музеообраз-ным» [351, с.605]. Это обоснованная с философской точки зрения необходимость включения музея в образовательный процесс,

В современном музееведении существует целый ряд определений музея, в каждом из которых делается попытка раскрыть сложность и многоаспектность этого социокультурного явления. Сформулированное полвека назад специалистами международной организации музеев (ICOM) при ЮНЕСКО определение понятия «музей» выглядит следующим образом: «Музей — постоянное некоммерческое учреждение, при 39 званное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также удовлетворения духовных потребностей» [280, с.395]. Сегодня это определение требует корректировки по следующим причинам: - музеи сегодня уже не являются некоммерческими учреждениями; - необходима более четкая их дифференциация по профильному признаку; - статус музея в общественной жизни значительно вырос, что способствовало его превращению в центр культуры и образовательный институт,

В «Российской музейной энциклопедии», изданной в 2001 году, утверждается: «Наиболее универсальным остается взгляд на музей как на выражение особого отношения человека к действительности, реализуемого в сохранении культурного и природного наследия и использовании его в научных и образовательных целях» [280, с.396].

Судя по всему, именно «особое отношение к действительности» сформировало в сознании человека ассоциации: музей - Храм и Форум, музей - Институт культуры и Дом общения, музей - информационно-коммуникативная система и т. д. В контексте последней ассоциации можно уточнить определение, называющее музей учреждением культуры. Сегодня это социокультурный институт, уникальная система хранения, обработки и получения информации через артефакты природы, истории и культуры в образовательных целях.

Являясь частью культуры глобального общества, музеи защищают ее от разрушения и девальвации. В этом им помогают широкие профессиональные контакты, а также межнациональный информационный обмен, на основе которого определились три основные тенденции развития музеев в новом тысячелетии: - традиционная - объединяет музеи, сосредоточенные на изучении музейных предметов в своих коллекциях; - социально-ориентированная - объединяет музеи, которые готовят выставки и занимаются деятельностью, отражающей нужды и запросы общества; - информационная - объединяет музеи, ориентированные на возможности сети Интернет и других информационно-компьютерных технологий [41].

В рамках этих тенденций музеологи выделяют два направления деятельности современного музея: 1 .Институциональное, Представители этого направления рассматривают музей как социальный институт с присущими ему функциями собирания, хранения, экспонирования, исследования и образования (просвещения). Среди этих функций специалистами особенно выделяются следующие: - научно-исследовательская (Д.И. Тверская); - образовательная (просветительская), согласно которой музей рассматривается или как культурно-просветительное (ЛВ. Шляхтина), или как образовательное учреждение (И.П. Бестужев-Лада, Б.А. Столяров); - социокультурная, что дает основание наделять музей качествами института регулирования культурных проблем (А. Хатто, А. Гейли). 2,Феноменологическое, Здесь имеется два подхода. Представители первого рассматривают музей как социокультурный феномен и как форму существования культуры с позиций теории коммуникации. Суть данного подхода - в признании принципиально нового характера отношений между музеем и посетителем (Д.Камерон, Д.А. Равикович, М.Б, Гнедовский, О.Д- Агапов). Музей понимается как информационная структура, в рамках которой культура является способом хранения и передачи информации. Таким образом, музей предстает системой, интегрирующей и представляющей культурно-исторические коды - языки культуры (З.А, Бонами).

Общая организация, эмпирическая база, критерии и методы исследования

Экспериментальная работа по исследованию взаимодействия школы и художественного музея для эстетического воспитания учащихся средних и старших классов проводилась на базе общеобразовательной школы с углубленным изучением информатики, информационных технологий и английского языка № 1317 Западного окружного управления Департамента образования Москвы и художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга с 2002 по 2007 годы.

Констатирующий этап эксперимента был проведен в 2002-2003 уч. году (год начала работы школы-новостройки № 1317). В нем участвовало 152 школьника, пришедшие в новую школу из многих образовательных учреждений и обучавшиеся ранее по различным программам, что дало возможность получить общее представление об уровне эстетической воспитанности учащихся разных школ (ГОУ СОШ №№ 97, 816, 1307 ЗОУО ДО Москвы, ГОУ СОШ № 46 ЮЗОУ ДО Москвы). Целью констатирующего этапа эксперимента явилось изучение уровня эстетической воспитанности учащихся 6-11 классов. Для достижения цели были определены следующие задачи: - подготовить комплекс диагностических методик изучения уровня эстетической воспитанности учащихся 6-11 классов и определить его основные компоненты, критерии и показатели; - провести диагностический опрос школьников с целью определения их отношения к художественным музеям и роли музеев в жизни учащихся; - провести диагностический опрос учителей и родителей с целью определения их мнения о роли художественных музеев в жизни школьников, об уровне эстетической воспитанности учащихся; - определить уровень развития компонентов эстетической воспитанности обучающихся.

Комплекс диагностических методик был направлен на определение отношения учащихся к художественным музеям (наличие мотивации), роли музеев в жизни школьников, на выявление уровня развития у них компонентов эстетической воспитанности.

В результате теоретического анализа педагогических исследований (Б.Т. Лихачев, JLB. Пешикова, JLM. Предтеченская, Л.ТТ. Печко, Т.Н. Полякова, Л.П. Шеина и др.), было определено, что оденка развития уровня эстетической воспитанности школьников может осуществляться на основе приобретенного учащимися: I. уровня эстетических знаний учащихся (когнитивный компонент); II. состояния развития эстетической активности, т. е. умения и способности, связанные с восприятием искусства (эмоциональный компонент), которому большинство ученых отводят приоритетное место; III. уровня развития потребностей и представлений о художественно-эстетических ценностях (художественно-ценностный компонент); IV. уровня собственной эстетически-творческой деятельности школьников (деятельностно-практический компонент); V. уровня взаимоотношений школьников между собой и с взрослыми (коммуникативный компонент).

Формирующий этап эксперимента, был проведен в 2003-2006 годах. Целью формирующего этапа явилась проверка гипотезы исследования, апробация условий и средств эстетического воспитания школьников средних и старших классов в процессе взаимодействия школы и художественного музея в ходе обучения по авторской интегрированной музейно-образовательной программе «Русский язык, литература и мировая художественная культура».

Основными задачами данного этана исследования выступили: - апробация авторской интегрированной программы; - акцентирование ценностного содержания изобразительного искусства для эстетического воспитания школьников в процессе взаимодействия школы и художественного музея; - апробация условий и средств развития эстетической культуры школьников средних и старших классов в процессе обучения по музейно образовательной интегрированной программе; - повышение общей эрудиции, расширение культурного кругозора, пополнение знаний в профильной музею области, приобретение художественно-эстетических знаний и представлений; - воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости в восприятии произведений искусства; - развитие художественно-эстетических потребностей и представлений о ценностях; - развитие способности учащихся к творчеству, приобщение к творческой деятельности и развитие способности к творческой самореализации; - формирование взаимоотношений школьников между собой и с взрослыми; - развитие устойчивого и углубленного интереса к общению с произведениями изобразительного искусства и архитектуры, способности к активному сотворческому восприятию; - формирование умений и навыков по определению культурно исторического контекста возникновения и бытования произведений искусства; - формирование интереса к личности творца художественных ценностей, способности к пониманию и анализу ее индивидуальных и типических социально-исторических черт; - содействие пониманию единой природы и взаимосвязей различных искусств, осознанию человеческой культуры как целостного явления; - нацеливание познавательной деятельности учащихся на постижение и освоение мира человеческой культуры; выяснение своеобразия русской художественной культуры и ее места в европейской и мировой художественной культуре; - воспитание зрительской музейной культуры, приобщение к пониманию современной художественной культуры в ее связи с классическим наследием; - содействие всестороннему развитию личностных способностей, реализации индивидуальности воспитанника, формированию творческого отношения к действительности.

Апробация авторской интегрированной программы «Русский язык, литература и мировая художественна культура»

Эстетическое воспитание учащихся является весьма значимой проблемой в школьном образовательном процессе, однако существуют определенные сложности в его реализации. В частности, в медленной перс-ориентации знаниеориентированного образования на компетентностное, его гуманитаризации, эстетизации, в отсутствий соответствующих педагогических технологий.

Вслед за Б.Т. Лихачёвым, под эстетической воспитанностью, которая является результатом эстетического воспитания, понимается «органическое единство эстетического отношения к действительности и художественно-эстетической образованности, в результате которого возникает и формируется творческая индивидуальность».

В контексте исследования эстетическая воспитанность школьников 12-17 лет представлена как интегрированное достижение личности, включающее интеллектуальное и эмоциональное развитие школьников в процессе взаимодействия школы и художественного музея, что и положено в основу подготовленного и проведенного формирующего этапа эксперимента. Была проведена апробация разработанной авторской интегрированной программы «Русский язык, литература и мировая художественная культура», являющейся основой модели эстетического воспитания учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея.

В связи с интегрированным характером разработанной экспериментальной программы, в которой созданы основы для формирования му-зейно-педагогической образовательной области в рамках школьного учебно-воспитательного процесса, выделяются два взаимодействующих блока.

Первый блок: школа в образовательном пространстве художественного музея. Данный блок включает в себя образовательные мероприятия (экскурсии, выставки, циклы занятий в музейной аудитории и на экспозиции), на которых учащиеся постигают смысл культуры и искусства в музейной среде по плану, заданному с учётом тематики школьного образования. Разработанные этапы «активного посещения» музея были направлены на формирование у школьников компонентов эстетической воспитанности: когнитивного, эмоционального, художественно-ценностного, деятелыюстно-практического и коммуникативного.

С целью развития когнитивного компонента в ходе опытно-экспериментальной работы учащиеся посещали образовательные экскурсии в художественном музее. В соответствии с уровнем подготовки и возрастом школьников цели экскурсии (расширение познаний) решали различные образовательные задачи, непосредственно связанные с программой учебного курса школы, при этом акцент переносился с сообщения общей информации на более глубокое раскрытие содержания конкретной темы. Так, в связи с потенциальным интегративным характером программы, в экскурсии на тему «Русское изобразительное искусство начала XVIII века» были поставлены следующие задачи: показать роль петровских преобразований в становлении изобразительного искусства в России в начале XVIII века; дать представление о значении и специфике портретного жанра в живописи петровского времени; раскрыть светский _.. .характер культуры начала XVIII века; показать связь русского искусства данного периода с традициями допетровской Руси и влияние западноевропейской культуры. Таким образом, школьники углубленно изучали темы различных гуманитарных дисциплин (истории, литературы, мировой художественной культуры и др.)? показывали свои знания на школьных уроках; развивали когнитивный компонент эстетической воспитанности: расширяли художественный кругозор, знания элементарных основ эстетики, осведомленность о выдающихся русских и зарубежных художниках и созданных ими произведениях, знания основных периодов развития русского и зарубежного искусства,

С целью развития эмоционального компонента школьники посещали экскурсии развивающего типа, которые формировали способности, обеспечивающие полноценное восприятие художественных памятников. Для развития этих способностей недостаточно усвоить некий объём вербальной и зрительной информации. Усваивая художественную ицформа цию, приобретая знания об изобразительном искусстве, углубляя изучение его истории и языка, в рамках программы школьники развивали необходимые психические качества и способности личности. Прежде всего, школьники учились наблюдать, эмоционально переживать, анализировать, сравнивать и обобщать свои наблюдения, впечатления, мысли; развивать свои эстетические способности; чувство цвета, формы, фактуры, ритма и др. В ходе опытно-экспериментальной работы у школьников формировались эмоциональная отзывчивость на содержание произведения искусства; способности размышлять по поводу увиденного; развивались творческое воображение и эстетические способности, способности словесно оформлять (выражать) свои мысли, чувства, впечатления; развивались умения и способности учащихся на этапе восприятия художественного произведения понимать его выразительные особенности, готовность детей к общению с искусством, к отзывчивости на элементы художественной формы и способность активно воспринимать эстетические

формы в окружающей действительности. - С целью развитая художественно-ценностного компонента ученики посещали воспитательные экскурсии, где формировалась познавательная активность, ценностные ориентации личности, воспитывалось внимание, музейная культура (соблюдение правил поведения в музее, бережное отношение к музейному памятнику, уважение к труду музейных сотрудников). В соответствии с целями программы учащимся предлагалось следующее задание: оценить произведения искусства с точки зрения их ценности и цены. Школьниками отмечалась непреходящая ценность шедевров мировой и отечественной культуры, произведения рассматривались ими как форма общения личностей различных культур. Анализировалась возможность установления диалога культур, выделялись общие для культур разных народов черты сходства, например, в рисунке орнамента, в композиционном или цветовом решении, в разработке идеи, У учащихся формировалась потребность в регулярном посещении художественного музея, художественных выставок, театров, общение с искусством мультимедийными средствами: аудио, видео, компьютерной связью.

В соответствии с целью формирования деятелъностно-практического компонента в рамках музейно-образовательной программы школьники посещали дидактические выставки из циклов «Язык изобразительного искусства», «В мастерской художника» и др. Их цель: помочь школьнику «войти» в пространство художественного музея через знакомство с жанрово-видовой спецификой и языком изобразительного искусства, на которых оно постигается не только визуально и вербально, но и тактильно. Эти выставки сопровождаются комплексом мероприятий, включающих мастер-классы, проводимые известными художниками; массовые творческие акции; игры; семинары. Так, при посещении Ростова Великого в мастерской по производству финифти при музее народного промысла ученики изготовляли своими руками подарки-сувениры в технике финифти. В музеях Гжели и Суздаля делали посуду на-гончарном круге, обжигали, покрывали глазурью. Во Владимире посетили урок искусства в древнерусской школе. В Федоскине и Жостове изучили технологию производства народных промыслов. Как подтвердилось в опытно-экспериментальной работе, ученики с низким уровнем эстетической воспитанности открывали в себе неизвестные для них новые качества - способность к творчеству. Неизменный восторг и радость учеников сопровождали работу в мастерских музеев. Учащиеся всегда выражали желание продолжить творчество в дальнейшем. В результате повышался уровень эстетической воспитанности школьников, появились результаты собственного творчества школьников дома, в художественных студиях, школах искусств - рисунки, поделки, вышивка, живопись, лепка, стихи, сочинения, участие в культурно-досуговых мероприятиях.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия школы и художественного музея