Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье Пушкина Клара Владимировна

Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье
<
Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пушкина Клара Владимировна. Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2000 217 c. РГБ ОД, 61:01-13/1725-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Состояние проблемы гармонизации межличностных отношений супругов в педагогической и психологической теории и практике 12

1.1. Состояние проблемы гармонизации межличностных отношений супругов в отечественной и зарубежной научной литературе 12

1.2. Этнопедагогический и исторический аспекты изучения чувашской семьи ...: 32

1.3. Роль воспитателей в гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье 51

Глава 2. Условия гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье.. 66

2.1. Возрастные предпосылки вступления в брак и динамика развития взаимоотношений будущих супругов 66

2.2. Характеристика факторов, влияющих на гармонизацию межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье 86

2.3. Особенности и причины супружеских конфликтов в современной молодой чувашской семье 110

2.4. Развод и его причины в современной молодой чувашской семье 124

Заключение 140

Список литературы 147

Приложения 170

Введение к работе

В последние годы современная семья, в том числе чувашская, претерпевает глубокие изменения. Наряду с прогрессивными изменениями, происходящими в современной семье, отмечаются такие негативные явления, как увеличение числа разводов и неблагоприятных семей, снижение уровня рождаемости, увеличение преступности среди подростков и юношей, самоубийства и т.д. В последние десятилетия все более широкие масштабы приобретает рост числа неполных семей. Эта тенденция имеет место не только в нашей стране, но во всем мире. Такое положение можно назвать своеобразной пандемией. Наглядно эту ситуацию можно продемонстрировать показателями разводов по Чувашии. Хотя следует отметить, что если сравнить данные за последние годы по Чувашии и России, то выявится любопытная тенденция: расторжений браков в Чувашии гораздо меньше, чем в целом по России.

Число зарегистрированных разводов на 1000 чел. населения в целом по |; России в 1999 г. 3,4 чел., по Чувашии - 2,3 чел., в 1998 г. по России - 3, 35 чел., И а по Чувашии - 2,2 чел. Тем не менее каждый третий брак в 1999 г. в республике распался. Таким образом, наблюдается явное усложнение брачно-семейных отношений.

Неблагополучие в семье сказалось и на росте подростковой преступности. Она является питательной почвой, своего рода базисом преступности в целом. Известно, что многие тяжкие преступления совершаются теми, кто еще в молодом возрасте нарушал как общественно-нравственные, так и юридические законы. Еще А.С.Макаренко настаивал на том, что ребенка «... с первого года нужно так воспитывать, чтобы он мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться и в то же время так нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовывались тормоза для таких его желаний, которые уже являются вредными или уводящими его дальше, чем это можно в его возрасте.

Найти это чувство меры между активностью и тормозами - значит решить вопрос о воспитании» [118,241].

Согласно статистике МВД Чувашской Республики, в 1998 г. по республике на профилактический учет было взято 3008 несовершеннолетних правонарушителей, приняты меры административного воздействия в отношении 414 родителей. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. в Чувашской Республике темпы криминализации увеличились. В частности, на 24,2 % увеличилось количество изнасилований, на 35,5% - поджогов, на 14,7% - грабежей. Раскрываемость преступлений повысилась на 8,4% и составляет 66,2%, что превышает общероссийский показатель. Согласно тем же источникам, в 1999 г. подростками или при их участии совершено около тысячи преступлений. (Спецприемники и изоляторы переполнены малолетними преступниками или подростками до четырнадцати лет и немногим старше. Немало 14-15-летних подростков, которые имеют всего 2-3 класса образования) [174,3].

Имеется тесная связь между началом преступной «карьеры» в раннем воз-^ расте и рецидивом впоследствии. Причины преступности несовершеннолетних прежде всего следует искать в окружающей их среде, важнейшее звено которой - семья. Следует отметить, что до недавнего времени нашим обществом мало внимания обращалось на семью, тогда как влияние семьи на подростка всегда было сильнее влияния школы, общества в целом.

Особо нужно отметить, что в Чувашской Республике количество людей, завершающих жизнь самоубийством, с каждым годом растет. Количество умерших от отравления с суицидальной целью возросло на 50% в период 1995-1999 гг., количество незавершенных самоубийств от отравления увеличилось по сравнению с данным показателем за 1995 г. на 32,5%. Среди самоотравившихся 73% в возрасте до 30 лет. Среди самоотравившихся женщин почти в 3 раза больше, чем мужчин. Резюмируя изложенные факты, можно сказать, что такое исключительное и трагическое явление, как самоубийство, должно получить максимальное внимание со стороны всего общества [174, 3].

Подобные факты свидетельствуют об актуальности изучения проблем семьи и супружеских отношений и выдвигают новые задачи перед социологией, демографией, психологией, педагогикой и другими науками, которые изучают институт семьи, закономерности ее развития и механизм функционирования.

В изучении проблем семьи и особенно супружеских взаимоотношений
особую роль приобретают педагогические и психологические исследования
Ю.ИАзарова, Ю.Е,Алешиной, Е.В.Антонюк, И.Н.Афанасьева, Е.В.Васильева,
Г.Н.Волкова, А.Н.Волковой, И.В.Гребенникова, АЛС.Дмитренко, С.М.Иванова,
НЖОбозова, Т.Н.Петровой, Э.И.Сокольниковой, В.А.Сысенко,

ЛЛ-Тимошенко.

В работе Ю.Е, Алешиной основной акцент ставится на выявление отношения человека к собственному браку. Исследователь отмечает, что «стабильность и удовлетворенность браком ... тесно связаны между собой, но однозначного соответствия не имеют. Стабильные браки далеко не всегда характеризуются высоким уровнем удовлетворенности супругов, и даже браки, где супруги удовлетворены межличностными отношениями, могут иногда быть нестабильными». Она делает вывод: «Супружеские отношения становятся центральными с точки зрения оценки своей семьи как успешной или неуспешной, они в максимальной степени влияют на качество брака»[8,16].

В.А. Сысенко в своем исследовании приходит к выводу, что «устойчивость супружеских взаимоотношений в современной семье зависит от степени удовлетворения потребности супругов во взаимопомощи и взаимоподдержке, от успешности и семейного сотрудничества» [190,78].

Исследователь чувашской семьи И.Н. Афанасьев называет семью и родителей главным воспитателем. «Следует признать отца и мать единственными истинными воспитателями, а семью главным местом воспитания. Гипертрофированное место общественного воспитания должно постепенно вытесняться семейным воспитанием» [13,47].

Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению педагогических и социально-психологических проблем современной семьи, специальных трудов по изучению этнопедагогических и этнопсихологических особенностей чувашской семьи практически нет. Малоизученность этнопедагогических и этнопсихологических аспектов чувашской семьи составляет актуальность проблемы исследования.

Чувашская семья, как неотъемлемая ячейка общества, прошла своеобразный путь развития. Четкое этническое самосознание, философия, традиции и особенности развития отличают чувашскую семью от семей других этнокуль-тур. Чувашская семья, хотя и не повсюду, сохраняет и выражает исторически утвердившиеся этнические черты, отражающиеся на всей системе внутрисемейных отношений супругов и родителей с детьми. Эти национальные особенности существенно влияют на формирование общественного мнения и установок относительно семейно-брачной жизни и играют ведущую роль в регулировании семейных отношений.

Настоящая работа посвящена изучению этнопедагогических и этнопсихологических особенностей супружеских отношений в молодой чувашской семье.

Целью исследования является изучение роли этнопедагогического аспекта гармонизации межличностных отношений современной молодой чувашской семье.

Объект исследования: молодая чувашская семье в современных условиях (сельские и городские, благополучные и разводящиеся супружеские пары).

К группе благополучных нами были отнесены семьи (супружеские пары), которые на момент опроса не имели намерения расторгнуть свой брак и, по мнению их близких родственников, друзей, знакомых, а также представителей общественности по месту жительства, работы, оценивающиеся как благополучные. Группу разводящихся супругов составили те, кто подал заявление о расторжении брака, или супружеские пары, которые на момент опроса фактически прекратили совместное проживание с целью развода. Объем выборки -

640 пар. Исследование проводилось в сельских районах Чувашской Республики (Батыревском, Красночетайском, Чебоксарском, Марпосадском, Моргаушском районах) и в г.Чебоксары.

Предметом исследования является этнопедагогическиЙ аспект гармонизации межличностных отношений в современной чувашской семье.

Гипотеза исследования выражается в предположении о том, что эффективность формирования молодой семьи в современных условиях повышается, если:

  1. целенаправленно осуществляется в старших классах подготовка юношей и девушек к брачно-семейной жизни с использованием этнопедагогиче-ских и этнопсихологических знаний, сформировавшихся на опыте этнических взаимоотношений ряда поколений народа;

  2. формируется у детей с ранних лет привязанность к семье, уважение к родителям, старшему поколению;

  3. учитывается взаимное влияние родителей и детей в укреплении и развитии семьи.

  4. внедряются спецкурсы «Семейная педагогика в учебно-воспитательный процесс школы с целью вооружения их традиционной педагогической культуры;

  5. население республики обеспечивается психотерапевтическими центрами помощи семье.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Выявить современное состояние разработанности проблемы исследования.

  2. Проанализировать этнопедагогические особенности межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье.

  3. Определить факторы, влияющие на гармонизацию межличностных отношений в современной молодой чувашской семье.

  4. Опытно-экспериментальным путем рассмотреть динамику развития

взаимоотношений у будущих супругов и установить причины супружеских конфликтов и разводов в современной молодой чувашской семье.

Эмпирической основой диссертационной работы послужили результаты исследования сельских и городских юношей и девушек, вступающих в брак и молодых супружеских пар (объем выборки 640 пар), проживающих на территории Чувашской Республики: в г.Чебоксары, Чебоксарском, Батыревском, Красночетайском, Моргаушском, Марпосадском районах.

Методологические основы исследования - исторический опыт семейной этнопедагогики чувашей, теория этнопедагогики семьи, формы функционирования этнопедагогических традиций в современной молодой чувашской семье, развитие положительных перспективных традиций в будущем - во имя национального самосохранения, отраженные в трудах Г.Н.Волкова, Т.Н.Петровой, Э.И.Сокольниковой, З.Б.Цаллаговой и др.

Цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор методов исследования:

психолого-педагогический: анализ научной литературы по теме исследования;

научно-эмпирический: «Социально-психологический опросник» (СПО), составленный нами; контент-анализ, в качестве объектов которого служили материалы бракоразводных дел, рассмотренных в 1994-1999 гг. в народных судах; нестандартизированные интервью, беседы, анкетирование, наблюдение, тесты;

- научно-теоретический: выдвижение и аргументирование гипотезы.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- в качестве самостоятельного объекта исследовались этнопедагогические
особенности межличностных отношений в современной молодой чувашской
семье;

-выявлены и проанализированы этнопедагогические особенности межличностных отношений в семье;

-определены факторы, влияющие на гармонизацию межличностных отношений в современной молодой чувашской семье;

-выявлены факторы, способствующие возникновению конфликтных ситуаций в семье, и способы преодоления и выхода из них.

Теоретическая значимость работы заключается в создании концептуальной модели исследования гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье. В связи с этим рассмотрен ряд факторов, влияющих на гармонизацию межличностных отношений супругов. Осуществлена попытка системного подхода к анализу супружеского конфликта в чувашских семьях.

Практическое значение исследования заключается в том, что фактический материал и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в профилактической, консультативной и психокоррекционной работе со вступающими в брак, молодоженами, супругами из «проблемных» семей, разводящимися, при оказании психологической помощи желающим вступить в брак. Полученные данные могут быть применены в пропаганде психологических знаний с целью укрепления брачно-семейных отношений. Результаты исследования могут быть использованы при составлении и совершенствовании оригинальных программ, учебных и учебно-методических пособий для учителей, учащихся этнопедагогических классов школ Чувашской Республики и студентов по курсу «Семейная психология» и «Семейная педагогика».

Разработанные рекомендации могут способствовать эффективной организации психологической службы в республике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы с благополучными и разводящимися семьями в психотерапевтическом центре, в центре «Семья» гЛебоксары и семьями сельских жителей Батыревского, Красночетайского, Чебоксарского, Моргаушского и Марпосадского районов. По результатам исследования были прочитаны лекции учителям в Чувашском республиканском институте образо-

вания. Результаты исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 1995), республиканских научно-практических конференциях (Чебоксары, 1991, 1993, 1994, 1995, 1996), межрегиональной научно-практической конференции (Ульяновск, 1997), а также на заседаниях кафедры психологии ЧТУ им. И.Н.Ульянова, педагогики и психологии Чувашского республиканского института образования, в передачах по радио и телевидению. Результаты исследования используются при чтении курса «Семейная педагогика» в этнопедагогических классах школ Чувашии, в работе практических психологов, во дворцах бракосочетания, в народных судах. Этапы исследования:

I этап (1994-1995 гт.) - вхождение в проблему, определение ее теоретико-
методологических, собственно научных аспектов и исходных положений, раз
работка исходных структурно-логических позиций исследования: объекта,
предмета, гипотезы, цели, задач и др.

II этап (1995-1999 гг.) - теоретическое исследование этнопедагогического
аспекта гармонизации межличностных отношений в современной молодой чу
вашской семье, разработка научно-методических рекомендаций для гармони
зации межличностных отношений в современной молодой чувашской семье,
включая опытно-экспериментальную проверку результатов, апробацию и вне
дрение результатов исследования.

Ш этап (1999-2000) - анализ, сопоставление, обобщение материалов, литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Факторы, способствующие становлению семьи, влияют на гармонизацию межличностных отношений в семье.

  2. Межличностные отношения в современной молодой чувашской семье определяются преимущественно авторитетом мужа,

  3. Устойчивая конфликтность между супругами свидетельствует о наличии неразрешимых противоречий в отношении супругов к семейным ценно-

стям, в их ролевых установках относительно важнейших сфер жизнедеятельности семьи, а также выступает проявлением психологической несовместимости супругов.

  1. Мать одного из супругов, проживающая совместно с супружеской парой, может выполнять не только конструктивную, но и деструктивную функцию в конфликтах.

  2. Воспитание детей влияет на гармонизацию межличностных отношений в семье.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, приложения и библиографии, содержащей 283 наименования, из которых 11 на иностранных языках.

Состояние проблемы гармонизации межличностных отношений супругов в отечественной и зарубежной научной литературе

Радикальные изменения, происходившие в XX в., затронули все сферы жизни. Тенденция государственной поддержки семьи, характерная для современного мира в целом, сейчас существенно ослабла в России и, в частности, в Чувашской Республике. Более того, в последние годы число новых и более трудных барьеров превысило количество мер поддержки на реальном уровне. Отсюда понятно, почему семья становится объектом пристального внимания в повседневной жизни. Следует отметить, что во многих странах мира наблюдаются нуклеризация семьи, падение рождаемости, рост числа разводов, неполных семей, а также увеличивается количество нестабильных семей [2, 3,4, 5, 7, <-| 8, 9, 11,43, 51, 52,71, 72, 76, 83, 98, 108, 109,154, 165,178,180, 191,212, и др.].

Затруднения в развитии супружеских отношений, семейные конфликты, а также другие негативные явления представляют значительную социальную и общественную проблему. Проблема стабилизации семейных отношений - важнейшее направление поиска не только социальной практики, психологической, педагогической и других наук, но и различных общественных и политических организаций. Проблемы семьи стали объектом исследования демографов, социологов, этнографов, историков, философов, юристов, медиков.

В нашей стране и за рубежом проводятся различного рода научные конференции, издаются научные работы.

В конце 60-х гг. исследования проблем семьи в нашей стране начали развиваться быстрее. Появились несколько работ, которые были посвящены исследованиям различных аспектов семейной жизни. На сегодняшний день имеется более четырех тысяч научных работ, посвященных изучению проблем брака и семьи [124]. Социологами было выявлено, что в настоящее время исследования в области семьи и брака ведутся более чем по 70 различным направлениям. Почти все стороны семейной жизни находятся под пристальным наблюдением ученых. При этом исследователи изучают все проблемы, связанные с семьей: от прогнозирования будущих брачно-семейных отношений до ухода за грудными детьми и воспитания детей в семье.

Следует отметить, что наряду с большим объемом исследовательских работ по данной теме многие сферы брачно-семейных отношений еще плохо изучены.

За годы преобразований коренным изменениям подверглись и брачно-семейные отношения. За последние десятилетия в семье сложились новые взаимоотношения между супругами, изменились формы брака и семьи, перестроилось сознание супругов, произошли изменения в поведении миллионов людей. С ростом уровня образования женщин и благосостояния народа женщина перестала быть зависимой от мужчины в семье. Внутренние психологические факторы стали решающими в сознании и сохранении семьи.

Изменения, происходящие в современной семье, отмечают как и зарубежные [21, 273, 274], так и российские ученые [7, 8, И, 38, 54, 63, 71, 72, 84, 98, 109,152, 169, 180,201, 209, 212 и др.]. Многие из авторов единодушны в том, что в брачно-семейных отношениях происходят серьезные изменения. Утверждение равноправия мужчин и женщин, развитие урбанизации и эмансипации женщин способствовало наряду с положительными изменениями в семье увеличению уровня разводов. Все проблемы, возникающие в семье, свидетельствуют об актуальности изучения психологических аспектов супружеской жизни, о необходимости изучения и разработки способов и средств успешного развития вопросов благополучного развития взаимоотношений супругов в семье.

Просветитель чувашского народа И.Я.Яковлев в своем духовном завещании чувашскому народу так говорит о ценности семьи: «Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чувашей. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье - защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов, если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного тру-да»[267,21].

Необходимость специальных исследований устойчивости браков, стабильности семей подчеркивается во многих работах. Например, В.А. Сысенко пишет: «Социальные последствия высокой разводимости весьма разнообразны. В результате разводов нарушается воспроизводительная функция семьи, что самым отрицательным образом сказывается на воспроизводстве населения. Ежегодно вследствие разводов к общему числу неполных семей добавляется более 700 тыс., где ребенок будет воспитываться одним из родителей. Отрицательное влияние разводов на нравственно-психологическое развитие детей еще не исследовано, однако оно несомненно. Разрыв кровнородственных связей усложняет взаимоотношения между поколениями, отрицательно сказывается на социализации подрастающих поколений, передачи культурных и духовных традиций, воспитании способности к сотрудничеству и кооперации, воспитании таких качеств и свойств, как альтруизм, гуманизм, коллективизм и т.д. Итоги социальных последствий высокой разводимости: а) большая часть разведенных мужчин и женщин длительное время не имеют возможности (или' желания) вступить в повторный брак, значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступает в брак; б) возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет на процессы расширенного воспроизводства населения; в) вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей; г) рост безотцовщины при живом отце увеличивает вероятность отклоняющегося поведения среди подростков, влияет на их успеваемость; д) развод создает травмирующие ситуации, способные вызывать нервно-психические расстройства как у родителей, так и у детей; е) одиночест- во становится сложнейшей социально-психологической проблемой для миллионов людей» [204, 75]. Далее В.А. Сысенко подчеркивает, что «устойчивость или нестабильность брака нужно рассматривать через удовлетворение потребностей супругов, стабильность брака зависит не только от удовлетворения материальных потребностей супругов, но и от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей» [205, 80]. В своей работе автор рассматривает социально-психологические факторы семейных отношений, особый акцент делает на супружеских конфликтах, подробно останавливается на вопросах влияния конфликтных супружеских взаимоотношений на психику и характер ребенка. Необходимость более глубокого научного исследования удовлетворенности браков отмечается в работах многих авторов. Например, в работах Н.Н.Обозова [135], З.АЛийта [210], ВА.Сысенко [204, 205] отмечается необходимость более четкой разработки понятий удовлетворенности браком, учета изменений семье, происходящих на разных стадиях ее развития, говорится в работах Ю.Е.Алешиной [9], А.Н.Волкова [31], А.Е.Павлкжова [147], З.АЛнковой [272].

Роль воспитателей в гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье

Проблемы семейного воспитания всегда вызывали широкий общественный интерес. Семья, как и общество, постоянно развивается. В соответствии с потребностями общества развиваются и функции семьи. Отсюда большой интерес к особенностям воспитательной функции семьи в современных условиях.

Еще древнегреческий философ Платон считал, что всё зло мира происходит в основном от наличия неравных условий воспитания в семьях, что слепая любовь родителей к ребенку плодит индивидуализм, корыстолюбие и прочие пороки. Воспитательному воздействию семьи подвержены не только дети, но и взрослые. Человек связан с семьей и подвергается её воздействию со дня рождения и до конца своей жизни. Незаменимость воздействия семьи на ребенка определяет и своеобразие процесса семейного воспитания.

Осознанная и целенаправленная педагогическая деятельность родителей сочетается с повседневным и очень сильным влиянием на детей уклада жизни семьи. Велика роль личного примера и авторитета отца и матери, родственных чувств, эмоциональности взаимоотношений воспитателей, которой нельзя достичь вне семьи. С рождением ребенка ещё не рождается личность; личность формируется только в человеческом окружении. А ближайшее окружение новорожденного - семья: мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры, родственники. Значит, родителям и ближайшим родственникам принадлежит решающая роль в том, чтобы новорожденный развивался как человек и в дальнейшем стал субъектом, хозяином своего развития, т.е. личностью.

Характер внутрисемейных отношений оказывает очень сильное влияние j на развитие личности. Наиболее плодотворны для этого такие внутрисемейные :(\ отношения, которым присуши взаимная забота, атмосфера сердечности и человеческой близости. Близость с родителями и старшими означает для детей та-кие отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные бо- j гатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, V впитывая всё лучшее, в свою очередь обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Вот почему дети ощущают острую потребность в дружных внутрисемейных отношениях, в хорошем отцовском и материнском влиянии, в том, чтобы их понимали в семье.

Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние не всестороннее формирование личности. Цементируют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Многие традиции, совершенствуясь, становятся правилами, нормами, своеобразными неписаными законами общества.

Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, сделать их достоянием подрастающих поколений. Воспитательная сила традиций состоит прежде всего в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением непосредственно, естественно. Передача опыта, трудовых и бытовых навыков, усвоение культурных, нравственных и социальных ценностей происходит через общение.

В общении происходит формирование личности: человек учится оценивать поступки и отношения, усваивает моральные нормы, применяет их на практике, наблюдает отношения других людей и строит собственные. Такие важнейшие качества личности, как ответственность, долг, принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении.

Наибольший интерес их всех видов общения представляют собой межличностные отношения, т.е. процесс непосредственного общения человека с человеком.

Межличностные отношения - это именно те отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими людьми. Межличностные отношения являются сущностью общения, своеобразным его результатом. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения в свою очередь оказывают влияние на само общение, определяя его содержание.

Общение способствует воспитанию, прежде всего, подрастающего поколения. Дети - главная нравственная ценность семьи. Такое положение закрепляется следующими доводами: появление ребенка в семье делает мужа и жену родными людьми, укрепляет чувство супругов новой связью - родительской любовью; появление ребенка дает родителям новый импульс к самовоспитанию, постоянной работе над собой; дети в семье, по убеждению чувашей, это бессмертие родителей. Такого же мнения придерживались и многие другие народы. Известный педагог В.А.Сухомлинский писал, что став отцом, человек становится дважды гражданином. Именно дети учат взрослых в полной мере альтруизму, относиться к другому человеку как к самому себе. Дети совершенствуют своих родителей, воспитывают их. В хороших, счастливых семьях дети заботятся о родителях, как родители о детях. В таких семьях дети приучены думать о других людях, а не только о себе.

О роли детей в процессе воспитания в своей фундаментальной монографии «Этнопедагогика чувашской семьи» Э-И.Сокольникова пишет: «Моральный облик и характер молодых людей чуваши определили тем, как к ним относятся малолетние дети. Когда приходил в дом кто-либо впервые, то по тому, как его встретит ребенок, судили о его человеческих качествах. Тот, кто ис- і креннее любит детей, не способен ни на подлость и жестокость, ни на ложь и лицемерие. Это казалось очевидной истиной. Чтобы заслужить расположение детей, взрослым приходилось как-то проявлять себя. Обычными проявлениями хорошего отношения к детям были приветливое обращение к ребенку, придумывание забав для него, обучение его играм и участие в его играх, угощение чем-либо и т.п. «Его дети любят» - эти слова в зависимости от того, в какой ситуации и в связи с чем они высказаны, служили высшей оценкой душевной доброты человека. Уменье подойти к малолетним, найти к ним свой подход высоко ценились чувашами» [190,135].

Возрастные предпосылки вступления в брак и динамика развития взаимоотношений будущих супругов

Общеизвестно, что один из важнейших факторов стабильности современной семьи - это возраст вступления в брак супругов, так как возраст вступления в брак каждого из супругов во многом определяет и образ жизни молодой семьи, стиль взаимоотношений» характер конфликтов и удовлетворенность браком. Неслучайно почти во всех педагогических, социологических, социально-психологических исследованиях проблем семьи обращается особое внимание на данный фактор создания семьи.

В Российской Федерации установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин - 18 лет. Итоги переписи населения и результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что установленный Кодексом о браке и семье минимальный возраст вступления в брак практически используется сравнительно редко, так как он не совпадает для подавляющего большинства молодых людей с социальной и экономической подготовленностью к браку. Экономические факторы подготовки молодежи к браку настолько значительны, что для большинства молодежи фактический возраст вступления в брак гораздо выше минимального, установленного законодательством [204]. По некоторым данным, средний возраст вступления в брак составляет для женихов - 23,3 года, для невест - 21,6 года [206]. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время отчетливо выражается тенденция к омоложению браков [75, 204]. В настоящее время, по статистике, в первый брак к 25 годам вступает свыше 80% женщин и около 70% мужчин, тогда как 30 лет назад в брак вступали к этому возрасту 70% женщин и 60% мужчин [75]. Этот показатель имеет существенные территориальные различия. Так, для женщин в странах Средней Азии бывшего СССР он составляет 85-92%, в России, на Украине и в Белоруссии - 80-82%, в бывших республиках Прибалтики - 78-80%, Закавказья - 68-74% [75]. По расчетам В.А. Сысенко, средний возраст вступающих в брак с 1965 по 1980 г. сократился для мужчин на 3,6 года и составил 23,0 года, а для женщин - на 3,9 года и составил 21 год [208]. Тенденция омоложения брака отмечается и в работах А.Г. Волкова [31], М.А. Клупта и др. Имеется разница между показателями среднего возраста вступления в брак у городской и сельской молодежи. Например, по данным Л.В. Чуйко, средний возраст женихов на Украине в 1971 г. составил 24,7 года для городского населения и 24 года для сельского, а невест - соответственно 22,9 и 24 года [257]. В.А. Сысен-ко, анализируя итоги переписи населения СССР 1958 и 1970 гг., также констатирует, что средний возраст вступления в брак у сельской молодежи меньше, чем у городской [204]. Автор объясняет это тем, что сельская молодежь раньше включается в сельскохозяйственное производство и, таким образом, гораздо раньше, чем городская молодежь, приобретает экономическую независимость [204]. Подобное мнение высказывается и в других работах [23,208].

Отметим, что все вышесказанные данные о возрасте вступления в брак, их соотношении в сельских и городских местностях и по отдельным странам являются общими показателями для всего населения. Рассмотрение показателей возраста вступления в брак по отдельным социальным группам или по отдельным национальностям выявило значительную разницу в результатах.

Как мы отметили выше, одной из характеристик семьи являются брачный возраст и возрастная разница супругов. В процессе своего развития брак у чувашей претерпел значительные изменения. На развитие института семьи и брака сильное влияние оказали не только социально-экономические процессы, но и христианизация чувашей. Довольно часты были браки лиц неравных возрастов. Архивные документы сообщают о случаях женитьбы несовершеннолетних (иногда семилетних) мальчиков на взрослых девушках. Было зафиксировано много случаев неравных браков. Мужу было 20-30 лет, а жене 40-50 и более 68 лет или же, напротив, мужу 50-60 лет, а жене 25-30 лет, так как мужчина, женившийся в раннем возрасте, обычно вступал во второй брак после смерти первой жены. Обычай женитьбы сыновей в раннем возрасте обуславливал бытование снохачества.

Следует иметь в виду, что чуваши считали церковную регистрацию брака формальной. В.К.Мапшцкий отмечал, что крестьяне нередко обращались к священникам с просьбой обвенчать в половину, что значит обряд бракосочетания совершить в желаемое просителем время, а в метриках записать его по наступлению обрученному брачного совершеннолетия. В.К.Мапшцким также были выявлены факты сожительства снох-солдаток с деверями и снохачества. Женитьба «малолетнего» и значительная разница в возрасте супругов приводили к нежелательным последствиям. Община строго контролировала соблюдение общепринятых традиций и поведение крестьян в их семейной жизни, поэтому нарушения норм семейного права, соответствовавших народным воззрениям на семью и брак, у чувашей были редкими исключениями и осуждались общественным мнением. Со временем, т.е. к середине ХГХ в., исчезли такие формы брака, как колыбельный сговор (помолвка, соглашение между родителями о браке своих детей, когда будущие жених и невеста еще находились в пеленках, в младенчестве).

Православие вытеснило такие формы брака чувашей, как левират (женитьба младшего брата на вдове умершего старшего брата), сорорат (женитьба вдовца на сестре умершей жены). В годы советской власти постепенно исчезла традиция внесения родственниками жениха родителям невесты хулам укси -калыма. У чувашей эти деньги использовались обычно на приобретение для невесты дополнительной одежды или другого добавления к приданому. Так что уже к XX в. у чувашей почти не имел места брак покупкой. Однако вплоть до 50-х гг. нашего столетия, как отмечают исследователи, нередки были браки умыканием по взаимной договоренности между молодыми.

Похожие диссертации на Этнопедагогический аспект гармонизации межличностных отношений супругов в современной молодой чувашской семье