Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе : На материале Республики Калмыкия Чокаева Зоя Цеденовна

Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе : На материале Республики Калмыкия
<
Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе : На материале Республики Калмыкия Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе : На материале Республики Калмыкия Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе : На материале Республики Калмыкия Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе : На материале Республики Калмыкия Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе : На материале Республики Калмыкия Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе : На материале Республики Калмыкия Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе : На материале Республики Калмыкия Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе : На материале Республики Калмыкия Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе : На материале Республики Калмыкия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чокаева Зоя Цеденовна. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе : На материале Республики Калмыкия : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Чебоксары, 2005. - 240 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Сущность и содержание воспитания этнокультурной личности учащихся на народных традициях 18

1.1. Цели, задачи, содержание воспитания этнокультурной личности учащихся 18

1.2. Этнопедагогизация содержания целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе 44

1.3. Дисперсность этнопедагогических идей в произведениях национальной художественной литературы и их систематизация в процессе воспитывающего обучения 53

Выводы по главе 1 99

Глава II Целостный этнопедагогический учебно-воспитательный процесс в национальной школе 101

2.1. Этнопедагогическая концепция национальной школьной системы образования 101

2.2. Модернизация внеклассной работы в национальной школе 125

2.3. Экспериментальная работа. Обобщение опыта. (Эксперимент, экспериментальные коррективы) 142

Выводы по главе II 156

Заключение 158

Библиография 167

Приложение 183

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена научными и практическими задачами, стоящими в настоящее время перед национальной системой образования в образовательных учреждениях, в этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе Республики Калмыкия.

Проблема возрождения национальных традиций, языка, культуры, подготовка интеллектуально-развитых национальных кадров с высокими нравственными качествами требует коренных изменений в содержании, формах и методах воспитания и обучения в условиях профильного обучения.

Назрела необходимость апробировать осуществление целостной программы формирующей лучшие национальные черты личности на общегуманистической основе.

Судьбоносную актуальность народной, национальной педагогики в исторической судьбе этноса доказал К.Д. Ушинский, опираясь на три важнейших параметра:

«Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что либо другое» [184, 160].

«...в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих» (там же, 156).

«У каждого народа своя особенная национальная система воспитания» (там же, 165).

Проблема актуальна еще и тем, что за предыдущие годы выросло целое поколение людей, оторванных от духовных корней своего народа, которые сегодня являются родителями учащихся. Вследствие сокращения численного состава семьи и увеличение занятости женщин снизилось образовательная роль семьи. Все меньше места остается для детских игр взаимодействия с родственниками, соседями и соответственно снижается воспитательное значение социальной среды. Особое внимание следует обратить на возвышение роли матери, уважение к старшим, заботу о младших,

4 поддержку семьи, изучение генеалогии, национального этикета, укрепление родственных связей, восстановление памяти о предках, корректное утверждение созидательной идеи единой России и единого Человечества, как своего рода макроэтноса. Анкетный опрос среди родителей показывает, что общение среди членов семьи происходит в основном на русском языке, хотя материнским называют калмыцкий. Содержание предметов, включенных в действующие учебные планы гимназии крайне недостаточно отражают материалы об истории, искусстве, традиции, обычаи, семейных традициях калмыцкого народа, поэтому мало способствуют общему развитию детей, росту их национальной гордости и достоинства. Ядром этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса, по нашему мнению, должно стать внедрение национально-регионального компонента, должны быть привиты в систему этнопедагогические идеи в произведениях национальной художественной литературы, систематизацией, преодолевая их дисперсность, разнообразие факультативных занятий в профильных классах, гибкие элективные спецкурсы по истории, традиции, культуре этноса. В зависимости от профиля, начиная с 8 класса, учащимся предоставляется возможность выбора элективных курсов. Неотложной стала разработка концепции национальной системы образования.

В российском образовании известны, апробированы на практике концепции по возрождению национальной системы образования: это прежде всего Республика Саха (Якутия), Чувашия, Республика Татарстан, Дагестан и

др.

Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются Законом РФ «Об образовании» и дополнениями к нему. Основными положениями Закона «Об образовании» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей,

5 свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого (Закон РФ «Об образовании» ст. 18).

В российском образовании сегодня складывается новая, гуманная, гибкая и демократическая педагогика. Все более утверждает себя установка, направленная на решение проблем обучения и воспитания на основе создания в образовательном учреждении особой духовно-нравственной атмосферы в органическом единстве с развивающейся педагогической средой.

Именно педагогическая среда, создаваемая на прочном фундаменте, апробированных научных положений, способна обеспечить более эффективное усвоение знаний и формировать позитивное отношение к национальной и мировой культуре. Сегодня, как никогда остро встал вопрос о государственном устройстве многонациональной школы Российской Федерации, глубокого осмысления требует одна из ключевых проблем -возрождение и развитие национальной школы, проблема этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в школах Республики Калмыкия в условиях профилизации. В настоящий момент национальная школа в Республике Калмыкия нуждается в обновлении, и не только в связи с общим переходным состоянием всей системы образования, но и в связи с тем, что перед национальным образованием встают новые и весьма специфические задачи, к примеру: обновление содержания учебной деятельности в условиях многопрофильной гимназии, профилизация в инновационных учебных заведениях.

В нашем понимании национальная система образования - это система многоступенчатого государственного и народного воспитания, опирающаяся на лучшие национальные традиции, одновременно на советский и российский опыт прошлого, а так же на мировой педагогический опыт. Национальное образование полностью опирается на общечеловеческие принципы и представляет собой неотъемлемую часть мировой культуры. В начале 90-х годов благодаря позитивным изменениям в общественно -

политической жизни республики, демократизации в целом нашего общества все острее стала ощущаться потребность возрождения, нового осмысления понятия национальная культура, сохранение самобытности, приостановление все усиливающегося процесса деэтнизации. Назрела необходимость всемерной поддержки мероприятий по сохранению и расширению функций родного языка, поднятия его престижа, введения его в процесс воспитания средствами народной педагогики. Но, несмотря на ряд важных нормативных актов, принятых в 90-е годы, языковая ситуация, остается на сегодня сложной. Некоторые положительные моменты, а именно, начавшееся реформирование сферы образования и тенденция к расширению процесса национального возрождения не в состоянии были устранить все последствия длительных деформаций в области языковой политики. Для национального возрождения необходимо обращение к национальным педагогическим традициям. Этнопедагогика уходит корнями в глубокую древность. Её основные направления, в частности воспитание, были проверенны и выработаны многими поколениями. Г.Н. Волков считает, что педагогические истины вечны также, как и библейские заповеди, нарушение которых ведет к катастрофическим последствиям. Есть тысячелетний фундамент народного, национального воспитания - традиционная педагогика, традиционная культура воспитания, на котором держится современное воспитание.

Этнопедагогика в многонациональной стране все более становится педагогикой национального спасения. Национальная школа реально может функционировать только на основе этнопедагогизации. А привидение этнопедагогизации в действие в условиях школы, посредством интеграции или гармонизации взаимодействии традиционного воспитания с идеями модернизации в современной педагогической науке мы назвали этнопедагогизацией.

В целях планомерного развития национальной системы образования, национальной культуры, развития и полноценного функционирования калмыцкого языка как государственного, в 2001 году вышли Указы

7 Президента Республики Калмыкия: «Об обязательном государственном экзамене по предметам региональной компетенции - по калмыцкому языку и литературе у выпускников 9 -х , 11-х классов», «О праздновании 10 летного юбилея национальной системы образования РК», «О ежегодной премии Президента РК по калмыцкому языку «Келни билиг» важной по своему направлению и значению, который стал действенной мерой по стимулированию педагогов и учащихся молодежи, по привлечению широкой общественности к проблемам сохранения и развития калмыцкого языка, активизации деятельности по его изучению, преподаванию, и освоению в образовательных учреждениях Республики.

Реформирование школы предполагает не только изменение базисного учебного плана, но в первую очередь - появление новых видов педагогической деятельности, способных активизировать и организовать самостоятельную творческую деятельность ученика. Активно используются новые технологии обучения, совершенствуется методика преподавания. Более широко используются наиболее прогрессивные образовательные технологии, позволяющие сочетать личностные запросы и потребности этноса с российскими и европейскими стандартами образования и обеспечивающие через систему образовательных стандартов высокий государственный уровень учебно-воспитательного процесса. Такой технологией для большинства учителей Калмыкии является технология УДЕ («Укрупнение дидактических единиц»), созданная действительным членом РАО П.М. Эрдниевым.

Реализация технологии Укрупнение Дидактических Единиц (УДЕ) стало приоритетом национальной системы образования Республики Калмыкия.

Широкомасштабный кризис в сфере языковой политики весьма остро поставил вопрос перед наукой, общественностью необходимости анализа причин создавшегося положения, поиска реальных, научно выверенных путей выхода из него, осмысления проблемы на принципиально более

8 высоком теоретическом уровне с привлечением мирового опыта возрождения языка и культуры.

Таким образом, потребности возрождения калмыцкого языка, сфера его функционирования, развитие национальной культуры, сохранение самобытности народов, населяющих республику, требовали осмысления критической ситуации, в которой находятся родной язык, культура, обучение и воспитание на народных традициях. На наш взгляд, был найден верный путь из создавшегося положения - начать возрождение языка, культуры через создание национальной школы, через возрождение национальной системы образования, при этом соблюдая преемственность в обучении: национальные группы в ДОУ - национальные классы - национальные школы, гимназии. В Республике Калмыкия в области национальной системы образования сделано немало. В 2002 -2003 учебном году функционировало 74 первых национальных классов (количество учащихся - 850 человек), общее количество национальных классов - 227 учащихся в них 2297 уч-ся. В 2000-2001 учебном году в республике открыта Калмыцкая национальная гимназия. Идеи этнического ренессанса в Республике Калмыкия воплотились в концепции и программы национально- культурологического возрождения последних лет.

На основе традиционной культуры воспитания строится образовательный процесс в школах республики. В школах ведутся спецкурсы и факультативные занятия. К примеру, «История культуры родного края», «Традиционное воспитание калмыков», «Моя родословная», «Уроки предков», «Джангар», «Шахматы», «Старокалмыцкое письмо» и др. Анализ деятельности гимназии за последние годы свидетельствует о повышении интереса учащихся к традициям, все больше школьников интересуются историей своего рода, участвуют в проектах по изучению и сохранению традиций, культуры своего народа, народов населяющих республику. Поэтому мы считаем, что этот факт может, смело подтвердить

9 мысль о том, что возрождение родного языка, может произойти через духовное возрождение, возрождение традиций, культуры.

В практической реализации идей этнопедагогизации в учебно-воспитательный процесс огромную роль сыграл бы накопленный опыт народной педагогики этноса, на основе которой формировались из поколения в поколение истинно национальные черты, связанные с общечеловеческими ценностями.

Огромна роль устного народного творчества, исторических памятников, произведений художественной национальной литературы (Д. Н. Кугультинова, К. Э. Эрендженова, М. В. Хонинова, Б. Б. Басангова, А. Б. Бадмаева и др.). В условиях поликультурного региона, каким является Республика Калмыкия (как и РФ), возрастает значение национальной политики в образовании в плане создания инновационных школ, выполняющих государственный и социальный заказ на воспитание и формирование личности - гражданина с развитым национальным самосознанием и одновременно поликультурным мышлением. В связи с этим возрастает роль исследований, в которых представлен опыт становления и развития национальной системы образования в регионах. Исследования, посвященные регионализации образования, возрождению национальных систем воспитания (И.А. Абрамов, К.И. Бузаров, Л.Ф. Греханина, В.В. Макаев, Ш.А. Мирзоев, Л.Л.Супрунова, СБ. Узденова, И.А. Шоров), подчеркивая важность происходящих в системе образования перемен в плане сохранения и развития самобытных образовательных и этнокультурных традиций, вместе с тем отмечают кризис духовности утерю некогда представляющих национальную гордость идеалов, утрату связи поколений.

Введение национально-регионального компонента в содержание образования открыло широкую перспективу для освоения национально-культурных ценностей. Большую роль для выработки методологических позиций нашего исследования в этом контексте сыграли труды по

10 этнопедагогике Г.Н.Волкова, Т.Н. Джамбиновой, Ш.А. Мирзоева, О.Д. Мукаевой,Т.Н. Петровой, Я.И Ханбикова, М.Г. Харитонова, И.А. Шорова.

Национально-культурные ценности этноса исследуются в работах
А.Б.Панькина «Организационно-педагогические основы развития
национальной системы образования», Л.Н. Мукаевой «Социально-
педагогические проблемы становления и развития национальной школы»,
Р.Б. Дякиевой «Гостеприимство и передача этнических традиций калмыков»,
Г.П. Айдаровой «Этнопедагогические идеи в произведениях классиков
калмыцкой литературы», Г.В. Артаевой «Художественно-эстетическое
воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного
искусства». Этнопедагогизацию целостного учебно-воспитательного
процесса в национальной гимназии г. Элисты удалось осуществить
профессорам О.Д. Мукаевой и А.Б. Панькину, гимназией принята к
реализации этнопедагогическая концепция Г.В. Волкова. Глобальную

этнопедагогизацию также рассматривали Н.К. Чиряев, Т.Н. Петрова, Л.В. Кузнецова, З.Б. Цаллагова, К.Ж. Кожахметова, Г.И. Батурина, Е.Л. Христова, Ю.А. Рудь, Е.П. Жирков.

Таким образом, анализ научной литературы, реальной педагогической
практики позволил выявить противоречие между необходимостью
традиционного воспитания этнокультурной личности средствами народной
педагогики и неразработанностью организации целостного

этнопедагогического процесса в современной национальной школе. Оно определило тему нашего исследования - «Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе» (на материалах Республики Калмыкия).

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность обусловили проблему нашего исследования: каковы педагогические условия этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса в современной национальной школе.

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в национальной школе.

Предмет исследования: этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе.

Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что эффективность этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса в современной национальной школе будет обеспечена при условиях, если:

разработана «Этнопедагогическая концепция национальной системы образования в условиях многопрофильной гимназии Республики Калмыкия»;

создано единое образовательное пространство, способствующее воспитанию этнокультурной личности средствами национальной художественной литературы;

в содержание образования включены взаимосвязанных компонента: 1-ый компонент, обеспечивающий личности возможность самоидентифицироваться как представителя того или иного этноса; 2-ой компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с поликультурным окружением многонациональной России и позволяющий через российскую культуру входить в мировую; 3-ий компонент, обеспечивающий включенность личности в современные цивилизованные процессы и приобщение к общечеловечесским ценностям;

реализованны инновации в учебно-воспитательном процессе, организованно научное и учебно-методическое обеспечение, объединены усилия всех творческих сил: учителей-новаторов, научных работников, руководителей народного образования, деятелей культуры и искусства, народных умельцев, мастеров, нетрадиционных центров народной медицины.

Для доказательства данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  1. Проанализировать современное состояние проблемы национального образования в Республике Калмыкия;

  2. разработать этнопедагогическую концепцию национальной системы образования и представить программу и её реализации в условиях многопрофильной гимназии;

  3. раскрыть содержание воспитания этнокультурной личности на народных педагогических традициях;

  4. обосновать и экспериментально проверить педагогические условия этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе в условиях многопрофильной гимназии.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет:
общественно-исторический подход к изучению национальных культур,
современные концепции о национальной системе образования,
аксиологический подход при изучения произведений национальной
художественной литературы, культурологический подход, рассматривающий
этническую культуру как органическую часть общечеловеческой культуры,
раскрывающий культурообразующую функцию социальной среды,

личностно-деятельныи подход к изучению образовательно-воспитательного процесса, позволяющий творческое овладение духовно- ценностным опытом предшествующих поколений.

Методы исследования: теоретические (анализ исторической, методической, социологической литературы, методы теоретического моделирования, сравнительный анализ);

Эмпирические (обобщение передового педагогического опыта
инновационных учебных заведений, педагогический эксперимент,

экспертная оценка результативности образовательного процесса, статистические и социометрические методы, анкетирование, беседы.)

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе. (2001-2002гг.) осуществлялся анализ педагогической, психологической, методической и искусствоведческой

13 литературы с целью изучения истории проблемы исследования, с целью использования в диссертации отдельных педагогических методов и приемов, народных традиций воспитания, адаптированных к конкретным условиям опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе. (2002-2004гг.) - опытно-экспериментальном осуществлялась работа по организации и проведению формирующего этапа эксперимента, проводились срезы, анализировались результаты контрольного этапа эксперимента.

Третий этап. (2004-2005гг.) был посвящен систематизации полученных данных, формированию выводов, оформлению текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

впервые исследована этнопедагогическая направленность целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе в условиях профильного обучения;

изучено современное состояние проблемы национального образования в Республике Калмыкия;

выявлен педагогический потенциал калмыцкой традиционной культуры в приобщении учащихся к национально-этническим и общечеловеческим ценностям;

раскрыта и систематизирована дисперсность этнопедагогических идей в произведениях национальной художественной литературы;

определены воспитательные возможности обязательных («Калмыцкий язык», «Калмыцкая литература», «Шахматы», «Джангр») и факультативных («Тодо бичг», «Традиционное воспитание калмыков», «История культуры родного края», «Основы народной медицины», «Моя родословная») дисциплин по этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе в рамках модернизации внеклассной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке
этнопедагогической концепции национальной школьной системы
образования в Республике Калмыкия. В работе теоретически и практически
^ решена проблема этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного

процесса в современной национальной школе. Результаты исследования расширяют и дополняют научные представления о возможностях внедрения этнопедагогического потенциала калмыцкого народа в учебно-воспитательный процесс.

Практическая значимость исследования определяется возможностью
широкого использования в школьной практике полученных результатов по
совершенствованию национальной системы образования многопрофильной
гимназии, позволяет переосмыслить традиционные подходы к
содержательным и организационно-институциональным аспектам
обновления образования и использовать научно-обоснованную логику
построения педагогической деятельности.
~ На основе созданной концепции национальной системы образования

могут быть разработаны спецкурсы и факультативные занятия с учетом региональных особенностей.

Этнопедагогическая концепция национальной системы образования в условиях профильного обучения выдвигает в качестве приоритетной задачи формирование этнокультурной личности в условиях модернизации.

Практическую значимость имеет представленное в исследовании технологическое описание этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса национальной школе в поликультурном регионе Российской Федерации.

Апробация результатов исследования систематически

осуществлялось через выступления на педагогических советах гимназии (2001-2003 гг.); на расширенных заседаниях лаборатории этнопедагогических инноваций Калмыцкого государственного университета (г. Элиста, 2002-2004 гг.); на городских, республиканских педагогических конференциях «Ученый, просветитель, гуманист» (115-летие Номто Очирова) октябрь 2001г., «Я потрясенный, ощущаю вечность. Я от неё неотделим» (посвящ. 80-летию Д.Н. Кугультинова) апрель 2002г, на международных конференциях «Этнопедагогика и этнопсихология в

современной системе национального образования и воспитания» октябрь 2001г., «Двуязычие и билингвизм» сентябрь 2003г., «Образовательные система и воспитание личности в условиях становления гражданского общества. Национальный и этнические аспекты» май 2005г., всероссийских (г. Чебоксары, 2005 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в практической педагогической деятельности соискателя (2001-2005 гг.) в качестве заместителя директора по национальной системе образования, в учебно-воспитательном процессе Элистинской многопрофильной гимназии личностно ориентированного обучения и воспитания Республики Калмыкия.

На защиту выносятся:

  1. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса как условие повышения эффективности комплексного подхода к формированию этнокультурной личности.

  2. Система мер по преодолению дисперсности традиционной (народной) естественной культуры воспитания посредством интеграции (этнопедагогизации) процесса многостороннего воспитания в солидарных взаимодействиях учителей и родителей, школы и общественности.

  3. Теоретическое и экспериментальное обоснование этнопедагогической концепции национальной системы образования в условиях профильного обучения;

Педагогические условия, способствующие эффективности этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса: реализация инноваций в учебно-воспитательном процессе, научно-методическое обеспечение, объединение усилий всех творческих сил: учителей-новаторов, научных работников, руководителей народного образования, деятелей культуры и искусства, народных умельцев, мастеров, нетрадиционных центров народной медицины.

Базой исследования явилось инновационное образовательное учреждение — Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания имени В. Хлебникова.

Структура диссертации: состоит из введения, двух глав, заключение, библиографии (209), приложения.

Этнопедагогизация содержания целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе

Разработанная министерством образования РФ концепция реформы, согласно которой «под национальной школой понимается система образования детей, подростков, строящаяся на принципе включения их в родную этнокультурную традицию с целью становления новых поколений ее носителей и творческих продолжателей на основе полноценного владения родным языком», предполагает сравнительный анализ и обобщение традиционного и современного педагогического опыта различных регионов, выявление конкретных подходов к содержанию, методам, средствам обучения в школе.

Для этого необходимо освоить иную культуру; опираясь на творческое сотрудничество с коллегами самых разных национальностей, школ, регионов, сделать сравнительный анализ традиционных методов воспитания народов Поволжья, населяющих данный регион, в конечном итоге -утвердить общую гуманистическую идею целостного мира, уважения прав человека, общности судеб всех народов, межнациональной солидарности и межэтнической гармонии.

Ядром этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса современной национальной школы является содержание национально-регионального компонента. В современном содержании общего образования и методах обучения даже природоведение (естествознание) в начальной школе строится без учета особенностей региона, не говоря о других предметах. Что же касается места родного языка в обучении, то его игнорирование в прошлом делало весь процесс обучения не только антинациональным, но и противоестественным.

В основе идеи национального образования лежит национальная сущность народа, его этническое самосознание, верность традициям. «Чувство народности так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последним» [184,56]. Современная школа должна передать не только умственное богатство, накопленное поколениями, но и нравственные устои, традиции, духовные ценности, историческую память. Все это воспитывает иммунитет против духовного обнищания, национальной нивелированности, обуславливает развитие и открытость культурам других народов.

Развитие любого этноса не может осуществляться в условиях культурной, бытовой, языковой изоляции от соседских и отдельных этносов. Школа должна быть фактором гармонизации общественных и межнациональных отношений. Национальная модель образования выстраивается с учетом региональных особенностей территории обитания.

Как использовать ставшие бесценными духовные ценности в условиях возрождения национальной культуры и саморазвития народа? Специфический детский опыт, как подчеркивает И. С. Кон, необходимая предпосылка для поддержания соответствующих культурных черт. Как только меняются эти детские переживания, исчезают связанные с ними черты культуры.[94,34] Их сохранение и воссоздание - одна из важнейших задач семейного и школьного воспитания. Развитие школы на основе народной педагогики, поликультурного образования, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа - один из главных путей ее обновления. Это отвечает уже достаточно ясно осознанной потребности людей развивать в своих детях устойчивый интерес к содержанию разнообразных норм народного творчества (прикладное народное искусство, устные фольклорные состязания, спортивные народные игры, песенное творчество, игра на национальных музыкальных инструментах, танцы и т.д.). Однако, по нашему глубокому убеждению, конкретные национальные особенности нельзя абсолютизировать, отрывать от опередившей реальной истории, трактовать как нечто известное и фатальное. Опыт одного народа всегда в чем-то богаче опыта других, и это обусловливает особое значение взаимопроникновения, взаимопознания и взаимообогащения культур.

Конечно, современному учителю образовательного учреждения необходимо знать национальные традиции и обычаи, влияющие на детей, на одни - опираться в воспитательной работе, другие - по возможности нейтрализовать. На наш взгляд, задача педагога - стремиться к тому, чтобы до каждого ученика суметь донести все богатство идей национальной культуры, воплощающей лучшие национальные качества народного характера. Умело используя все формы и методы целостного учебно-воспитательного процесса, каждый народ самобытно вносит свою лепту в общечеловеческую культуру. Путь к ней лежит не через отказ от национальных особенностей, а через лучшее познание, максимальное использование их прогрессивных элементов. И мы уверены, что подрастающее поколение должно не просто знать, но и творчески использовать их в жизни.

Стратегия республиканского образования строилась с учетом социокультурных, экономических, исторических условий развития республики.

Одним из ведущих принципов определения этнопедагогизации содержания образования явилась его регионализация - опора на национальные, исторические, культурные, хозяйственные традиции калмыцкого народа; выделение регионального компонента содержания, его разумное сочетание с базовым компонентом. Цель регионального образования определяется нами как формирование молодого человека, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, адаптированного к региональным экономическим условиям, со сформированной потребностью быть востребованным на региональном рынке труда.

В целом в 90-е годы в учебном процессе и в воспитательной работе начальной школы наблюдается усиление этнопедагогической направленности содержания образования. Причем, работа в этом направлении осуществляется как со стороны органов управления образованием посредством разработки базисного учебного плана, создания новых учебных программ, учебно-методических пособий и учебников, так и по инициативе самих учителей.

Дисперсность этнопедагогических идей в произведениях национальной художественной литературы и их систематизация в процессе воспитывающего обучения

Художественная литература хранит для своих читателей нравственный и «переживательный» опыт многих поколений,что позволяет ей, по словам Л.Н. Толстого, «воспитывать без поучений» и «учит не уча» [179,285].

Л.Н. Толстой писал: «По силе идейного огня и глубины образов, богатству и пластичности языка наша литература - явление удивительное, мы несем миру тот образ человеческий, с которым только и могут жить люди и побеждать во имя движения к совершенству» (там же).

В решении этой задачи роль родной (калмыцкой) литературы -ведущей дисциплины гуманитарного цикла трудно переоценить ибо в центре ее всегда стоит человек, с его мечтами и надеждами, поисками смысла жизни и эстетического идеала.

Возникнув в эпоху средневековья калмыцкая литература, прошла длительный и сложный процесс своего национального становления.

Художественное становление калмыков - это памятники дореволюционной письменности: исторические сочинения - хроники, жизнеописания буддийских подвижников, собрания афоризмов, своды правил поведения (сургалы), касающиеся моральных, гражданских, религиозных вопросов, различные описания путешествий, сборники, руководства по медицине, юриспруденции и т.д. По свидетельству современных историков, калмыцкое общество в первые десятилетия своего существования в составе России полностью сохранила черты, свойственные ойратам Джунгарии.

Историческая изоляция, узость культурных контактов ограничивали духовную жизнь народа, фольклор явился основным звеном при переходе к литературе нового времени [11,384]. О богатстве и разнообразии фольклора калмыков, в котором отразилось мироощущение народа, его симпатии, мечты о счастье и добре, рассказывает Д.Кугультинов в "Введении" к "Истории калмыцкой литературы". «Культура устного народного творчества предков калмыков - ойратов, пишет Д. Кугультинов - формировалось на пересечении традиций народов Востока, она тесно связана своими корнями с фольклором народов Монголии, Тибета, Индии», причем народ относился и относится к фольклору, и прежде всего к своим этническим поэмам, "не как к памятникам древности, не как к дорогому, но неподвижному наследию, а как к насущной духовной потребности современного человека. В устном народном творчестве отражалась история народа, это своеобразная летопись его многовекового развития" [там же, 9]

«В условиях угнетения, нищеты, неграмотности народа создавалась реальная угроза потери духовного богатства многовековой письменной литературы, оставались в забвении переведенные на калмыцкий язык "Рамаяна", "Волшебный мертвец", главы "Джанапады" и "Панчатантры", популярная в своё время острая антиклерикальная поэма Бадмы Боваева "Услаждение слуха"» [107,8].

Но тут происходит удивительное явление, говорит Д. Кугультинов: "Народ понимает, что он теряет, и делает всё, чтобы не допустить этого. Ряд произведений письменной литературы переходит в фольклор и хранится в нем. Об этом свидетельствуют многочисленные записи фольклорных экспедиций, сказки цикла "Сидди кюр", пословицы из собрания Баатра Басангова и многие другие произведения".[там же, 13]

Необычайным памятником устного народного творчества является состязание в красноречии «Яс кемяльгн» у калмыков. С раннего детства дети были свидетелями словесного состязания, остроумия, обучались искусству исполнять кемяльгн. Состязание в красноречии было честью для калмыка, всегда поощрялось старшими. Если во время угощения кому-нибудь на празднике (чаще это происходило на свадьбах) попадал 25 особый позвонок, то он обязательно должен был объяснить значение примечательных мест позвонка в аллегорической форме.

«Каждый отросток, ямка, впадинка и выступ этой кости имеет свое красноречивое название, и основное мастерство исполнителя в умении образно охарактеризовать любую деталь и ее особенности»[204,56]

Состязание с красноречии - Яс кемяльгн представляет большую ценность, воспитывает в детях не только сообразительность, но и наблюдательность, терпение, усидчивость. «...Мясо ты съел и до сказочной кости добрался, гость дорогой, так теперь отвечай на вопросы, молвил хозяин - мудрец не менее мудрому гостю». Кость мы возьмем и рассмотрим все 9 отростков Как лее мой гость, называется этот отросток? Вопрошает таинственно гостя хозяин. Но следует отметить, что яс кемяльгн не только развивали память, обогащали знания, но и воспитывали добрых, красивых, трудолюбивых людей. Яс кемяльгн по сути учило и мыслить глубоко, участвуя в диалоге, размышляя о жизни, наши предки открывали для себя новое. Нельзя не согласиться с автором книги «Учение кемяльгн рода мудрого». «Яс кемяльгн - древнее, мудрое, философское учение калмыков о мире, жизни, человеке...»[204,15]. В яс кемяльгн мы находим отражение этнопедагогической мудрости народа. Многовековое занятие скотоводством, способствовало накоплению у калмыков, начиная с детского возраста, энциклопедических знаний в области анатомии животных, о чем говорит хорошо разработанная, установившаяся терминология для каждой части организма животных. Рассказ-диалог яс кемяльгн был своеобразным экзаменом на знание истории своего народа, его обычаев, традиций, передаваемой из поколения в поколение.

Этнопедагогическая концепция национальной школьной системы образования

В практике работы учебно-воспитательных учреждений национальной системы образования накоплен определенный опыт использования народных традиций, историко-культурного наследия предков, их вековые мудрости.

В том плане образцово-показательным является опыт работы учителей национальных классов и воспитателей - ээджи в нашей гимназии. В гимназии ежегодно идет набор в 1-й национальный класс (уже два года он называется этнолингвистический с углубленным изучением родного, английского языков).

Десять лет прошло с судьбоносного момента для нашей республики и ее столицы г. Элисты - открытие первых национальных классов, педагогический эксперимент по возрождению национальный школы удался. Хотя он проводился в парадоксальной ситуации, ибо дети с нулевым знанием родного калмыцкого языка пришли в первый класс. За это время верифицирована концепция и программа возрождения и развития современной национальной школы, опирающиеся на этнопедагогические идеи Г.Н. Волкова, на положения поликультуризма, а также на личностно-ориентированную парадигму в образовании.

За истекшие десятилетия выросла целая кагорта квалифицированных школьных педагогов - калмыковедов, воспитателей - ээджи, ведущие уроки, специальные курсы и факультативы на основе авторских, модифицированных и адаптированных учебных программ, целью которых было развитие творческого потенциала учащихся, приобщение их к традициям, обычаям, обрядам и ритуалам родного народа, к его литературным памятникам прошлого и настоящего. Разумеется, достигнуты - плод успешного внедрения национально-регионального компонента, сотрудничество с учеными, с газетами «Хальмг YHH», детским журналом на двуязычии «Баир».

Учителя гимназии активно внедряют опыт работы по педагогической системе профессора Кичикова А.Ш., создавший оригинальную систему овладения калмыцким языком с помощью широкого применения аудиовизуальных средств. На первый план выдвигается свободное говорение, устная речь, а не заучивание грамматических правил, лингвистических норм, через запоминание и многократное повторение. А.Ш. Кичиков справедливо считал, что несколько позже, когда у ребят не знающих азов материнского языка, созреют объективные и субъективные предпосылки, когда появляются положительная мотивация и интерес, смыслопонимание, тогда целесообразен переход к более высокому уровню обучения - овладению законами морфологии, фонетики, орфографии, стилистики и т.д.

Педагогическая система профессора Кичикова А.Ш., впоследствии ставшая распространенной, исходила из реальной характеристики ребенка младшего школьного возраста, из учета психофизиологических особенностей и парадоксальной ситуации «нулевого» или очень слабого знания учащимися калмыцкого языка. Итак, учителя начали с ускоренного овладения разговорной речью. Для этого использовались маленькие диалоги, краткие рассказы о семье, о школе, классе, домашних животных, параллельно давались пословицы, маленькие считалки, адаптированные сказки. При том, неукоснительно руководствуясь двумя педагогическими постулатами: в начальной школе занятия должны проходить преимущественно в виде игры, составляющей основной вид деятельности детей в этом возрасте; первоклассники могут лишь непродолжительное время сосредотачивать, концентрировать своё внимание. Дальше требуется смена видов деятельности, их чередование, применение аудиовизуальных средств. Поэтому на уроках калмыцкого языка, природоведение, ИЗО и других предметов неотъемлемой частью образовательного процесса являлись красочно оформленные таблицы, картинки, схемы, предметы повседневного быта, национальная одежда. Для более успешного овладения словарным запасом, объяснения проводились на русском и калмыцком языках, такое сопоставление вызывало у школьников интерес, формировало лингвистическое мышление. Для успешной работы по реализации национальной системы образования гимназия изучала и применяла опыт работы учителей г. Элисты, республики. Большим подспорьем в работе служили публикации в республиканской газете «Хальмг YHH», в журнале «Гегярлт», в сборниках научных трудов по этнопедагогике, учебнике ГН. Волкова «Этнопедагогика».

Педколлективом гимназии, в частности учителями национальных классов, родного языка и литературы разрабатывались оригинальные подходы к концепции становления и развития национальной системы. К примеру, когда учащиеся закончили начальную школу с углубленным изучением калмыцкого языка, встал закономерный вопрос «Что же дальше?». Выход был найден. Администрация школы решила продолжить начатый эксперимент в среднем звене обучения (V - VII классах). К тому времени СШ № 19 получила статус республиканской опытно-экспериментальной площадки, отрабатывающий модель многопрофильного учебного заведения, основанного на идеях личностно- ориентированного образования. В итоге был открыт VIII профильный национально-культурологический класс, в который без экзаменов зачислили учащихся VII национально-культурологического класса. Прошло еще два года, и возникла необходимость окончательного профессионального самоопределения старшеклассников (X - XI классы). Тогда родилась плодотворная идея продолжения начатой линии обучения - создание регионоведческого класса.

Экспериментальная работа. Обобщение опыта. (Эксперимент, экспериментальные коррективы)

Итоги трехлетней работы педагогического коллектива подтвердили эффективность эксперимента «Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса» в условиях многопрофильной гимназии.

Этот вывод опирается на следующие аргументы:

Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса предусматривает прежде всего:

воспроизведение историко-педагогического опыта и возрождение на этой основе традиционных методов воспитания;

расширения направлений в этой области с учетом способностей и наклонностей, профессиональных намерений, интеллектуальных и духовных потребностей и интересов, пожеланий родителей, оценки и мнений педагогов;

создание комфортной атмосферы, приближенной к семейной, которая основывается на этнических традициях нравственного воспитания: культах ребенка, семьи и предков, природы;

для передачи подрастающей смене духовного наследия прошлого - устного народного творчества, прогрессивных традиций и обычаев, семейной этике - в штаты национального класса начального звена обучения введена единица «ээджа».

Так на начало эксперимента (2001-2002 уч.г.) были определены учебные предметы региональной компетенции, спецкурсы и факультативы. Всего их было - 8. «История родного края», «История, культура родного края», «Основы буддизма», «Джангароведение», «Тодо бичиг» (старокалмыцкое письмо), «Шахматы», «Экология», «Традиционное воспитание калмыков». В школе с начала эксперимента учащиеся не титульной национальности изучают калмыцкий язык в объеме 1 час в неделю и довольно успешно. Здесь надо отметить опыт средней школы №2 г. Элисты РК. Вот уже несколько лет учащиеся нетитульной национальности являются призерами республиканских олимпиад по калмыцкому языку и литературе. Участвуют в интеллектуальных конкурсах по традиции, культуре, истории, изучении эпоса «Джангар».

На втором году эксперимента мы расширили спектр избранных факультативов: «Экономика Калмыкии» (10-11 кл.), «Живопись Калмыкии» (8-10 кл.), «Краеведение» (5-7 кл.), «Основы народной медицины» (10-11 кл.) и другие.

В завершающем году эксперимента (2004-2005 учебный год) число выбора факультативов увеличилось до 23 «Национальная культура» (1-11 классы), «Топонимика» (8-9 классы), «Основы буддизма» ( 9-11 классы), «Человек племени ойратов» (9-11 кл.) «Уроки предков» (5-7 кл.) «Калмыцкая журналистика» (10-11 кл.) изучение спецкурса «Национальная культура» (1 144 11 кл.) предусматривала знакомство с национальной культурой народов, проживающих на территории Калмыкии. В школе учатся представители более 46 национальностей. Гибкие . вариативные, модифицированные курсы решают проблему формирования у школьников современного, цивилизованного, этнокультурного сознания. Речь идет о сознании лишенного крайностей национализма и этноцентризма, сознание в котором знание, понимание, приоритетное отношение к культуре своего народа сочетается со знанием, пониманием и уважением к культурам других народов, особенно соседних, находящихся в одной среде (школе, гимназии). В этом плане, нам несомненно помогает опыт работы школ Крайнего Севера, в частности Республики Саха (Якутия), Татарстана, Чувашии, Дагестана. Проводившийся эксперимент произвольно распространился на начальный блок (1-4 кл.), открылись классы с углубленным изучением родного языка, традиций, культуры (этнолингвистические классы, с изучением восточных языков: китайского и монгольского). С введением в этнопедагический учебно-воспитательный процесс специальных предметов региональной компетенции, углубленного изучения родного языка, при использовании инновационных педагогических технологий и дидактических средств в контексте личностно ориентированного воспитания гуманистического типа в школе резко возросло число призеров и победителей школьных и городских и республиканских олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов, выставок юных художников, фестивалей, традиционными стали проведение ч национальных праздников Цаган Сар - встреча Весны, Зул - Новый Год, Масленица, Гимн Тюльпану. Стало хорошей традицией проведение дня Национальной Письменности, Презентация первых национальных классов, с приглашением родителей, редакции детской газеты «Байрта», журнала «Байр». 145 Все эти массовые мероприятия, сплачивающие коллективы учащихся, поддерживают устойчивый интерес к национально-культурным, духовным традициям, изучение которых в диалектическом единстве со всеобщей человеческой культурой и становится источником формирования содержания образования целостного учебно-воспитательного процесса. Учащиеся стали победителями и призерами таких престижных интеллектуальных конкурсов как «Цаган Ботхн», «Джангариада», «Золотой Альчик», «Веселая карусель», «Конкурс чтецов», конкурса национальной песни «Topha». Эти первые достижения обобщены на протяжении трех лет. Творческие работы юных краеведов представляли республику на всероссийских конкурсах, занимали почетные призовые места. Приведенные результаты стали возможными благодаря реализации педколлективом концепции «Энопедагогизация целостного учебно - воспитательного процесса в условиях профильного обучения». В этом смысле примечательна одна цифра: в школе действует более 20 разнообразных студий, секций, кружков, удовлетворяющих духовные запросы более чем 650-ти учащихся, под руководством известных в республике деятелей культуры - хореографов, артистов, музыкантов, фольклористов. Все это явилось итогом благоприятной социокультурной среды во второй половине дня.

Похожие диссертации на Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе : На материале Республики Калмыкия