Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников Койчуев Айтек Алим-Джашарович

Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников
<
Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Койчуев Айтек Алим-Джашарович. Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2001 212 c. РГБ ОД, 61:01-13/1837-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАРАЧАЕВСКОГО ЭТНОСА КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРУДОВОГО

ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 16

1. Педагогический потенциал карачаевского этноса 16

2. Традиции трудового воспитания в народной педагогике Карачая 43

3 Современные требования к трудовому воспитанию в национальной карачаевской школе 74

ВЫВОДЫ 96

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА 98

1. Содержание трудового воспитания в карачаевской семье как средство трудового воспитания в современной школе 99

2. Технологии трудового воспитания в национальной школе карачая 117

3. Подготовка учителя как фактор развития традиций национальной культуры в трудовом воспитании школьников 154

ВЫВОДЫ 173

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175

ЛИТЕРАТУРА 180

ПРИЛОЖЕНИЯ... 189

Введение к работе

Сегодня, когда народы Российской Федерации в силу определённых исторических, политических и социально-экономических причин стоят перед фактом утраты своего национального лица, потери своих духовных ценностей, самобытной культуры, очень важно, чтобы современные системы образования национальных республик, областей и округов России строили свою работу, используя воспитательный потенциал национальной культуры, а ее прогрессивные достижения использовали как наиболее эффективное и целесообразное средство воспитания подрастающих поколений. Исследование, возрождение и развитие национальной культуры, а значит, и дальнейшее этническое и социальное благополучие народа являются главной целью национальной системы воспитания в условиях, когда благодаря новой образовательной политике Российской Федерации, одним из главных принципов которой сегодня является принцип регионализации, появилась реальная возможность для всестороннего изучения и возрождения культурного наследия каждого из этнических субъектов многонациональной России.

Прогрессивные достижения народной культуры, в частности опыт народного воспитания, занимали умы таких выдающихся зарубежных и отечественных педагогов-классиков как, Ян Амос Коменский, Песталоцци, Дистервег.

В истории отечественной педагогики проблемы национальной школы рассматривались в работах СИ. Гессена, П.Ф. Каптерева, В.Н. Сороки-Росинского, Н.И. Пирогова, В.К. Розанова, В.Я. Стоюнина, К.Д. Ушинского и др.

Усилия этнопедагогов сосредоточены на определении роли этнических факторов в формировании картины мира у человека как представителя того или иного этноса, выявлении условий, необходимых для построения этнона-лравленного образовательного процесса, изучении и реализации национальной идеи образования. Среди этого направления следует выделить исследования И.А. Арабова, Т.З, Басаевой, К.У. Байчорова, Г.Н. Волкова, И.Ф. Гон- чарова, М.Б. Гуртуевой, М.А. Гусаковского, А.Я. Данилюка, Н.К. Елаева, Е. Жиркова, Р.Т. Итиевой, З.А. Мадаевой, Ш.А. Мирзоева, О.Д. Мукаевой, Л.Н. Мукаевой, СБ. Узденовой, Н.Ф. Хорошко, И.А. Шорова, В.К. Шаповалова и

В современной педагогике все более утверждается тезис культуросооб-разности образования и взгляд на школу как открытый социокультурный институт: Е.В. Бондаревская, Е.В. Ильенков, Е.Н. Ильин, И.Б. Котова, B.C. Леднев, В. А. С л астении, Е.Н. Шиянов, В. Д. Шадриков и др.

Анализ воспитательных возможностей народной культуры и наиболее эффективные способы применения её лучших педагогических традиций осуществлён в трудах таких современных учёных педагогов как, Г.Н.Волков, Г.С.Виноградов, Ш.А.Мирзоев, И.А.Арабов, М.Б.Гуртуева, Г.Н.Казилов и другие.

Столь широкое признание воспитывающих возможностей народной культуры и такой её составной части как этнопедагогика, на наш взгляд, обусловлено прежде всего тем, что народная педагогика, являясь основой классической педагогической науки, остаётся в то же время основным источником возникновения наиболее передовых педагогических технологий.

Однако многообразие и воспитывающий потенциал народной культуры, в частности культуры карачаевского народа, по нашему мнению, всё же недостаточно исследован и, что самое главное, ещё не нашёл себе достойного применения в деле воспитания подрастающих поколений. Это особенно актуально в условиях нашей Карачаево-Черкесской республики, где значительный рост национального самосознания, большую тягу к возрождению национальной культуры, наблюдающуюся у её народов, следует направить в русло научного исследования и эффективного педагогического применения её достижений. Значительный воспитывающий потенциал эффективного трудового воспитания молодёжи заложен в этнокультуре карачаевского народа, где подготовка детей к трудовой деятельности является средством их всестороннего воспитания и развития, а сам труд, но труд умелый, - наиболее важным условием жизненного благополучия и счастья человека. В условиях современной Карачаево-Черкесской республики целесообразная трансформация достижений этнокуль-туры карачаевского народа в педагогический процесс современной карачаевской начальной школы применительно к трудовому воспитанию младших школьников ещё не стала предметом научных исследований.

Теоретически не обосновано детерминирующее влияние карачаевского этноса на трудовое воспитание младших школьников, не определена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование этого влияния в целостном педагогическом процессе в национальной школе.

Зачастую подготовка педагогов не учитывает специфику региона, не отражает народные традиции той республики, где предстоит работать будущим учителям. Это особо актуально, когда формируются национальные школы с оригинальной, основанной на этнокультуре, программой воспитания и обучения школьников.

Карачаевский этнос входит в группу тюркских народов, и представляет около 20 % горцев Северного Кавказа. Закономерности, выявленные в трудовом воспитании младших школьников карачаевской национальной школы, педагогические условия детерминирующего влияния этноса на качество и результативность этого процесса вполне могут учитываться в школах родственных народов.

Возникло противоречие между необходимостью широкого и умелого использования в педагогической практике наиболее прогрессивных традиций и достижений народной культуры карачаевского народа в трудовом, нравственно-эстетическом, патриотическом, экологическом воспитании школьников и недостаточной разработанностью как теоретических, так и технологических основ этого процесса, несовершенством его методического обеспечения.

Проблема исследования состоит в теоретическом осмыслении педагогических условий построения процесса трудового воспитания школьников на основе традиционной культуры карачаевского народа и совершенствования его методического обеспечения. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс трудового воспитания учащихся карачаевской национальной начальной школы.

Предмет исследования - детерминирующее влияние карачаевского этноса на трудовое воспитание младших школьников.

Гипотеза.jaccjiедования. Детерминирующее влияние карачаевского этноса на трудовое воспитание младших школьников не только сохранится, но и усилится, если:

Будут теоретически обоснованы место и роль культуры карачаевского этноса как детерминанты, влияющей на процесс трудового воспитания младших школьников,

Будет раскрыт педагогический потенциал этнической культуры карачаевского этноса, необходимый для построения процесса трудового воспитания младших школьников.

Будут разработаны теоретические основы реализации педагогического потенциала традиционной культуры карачаевского народа в трудовом воспитании младших школьников.

Методическое обеспечение трудового воспитания карачаевских школьни- ков будет соответствовать требованиям целостного педагогического процесса.

Будет достигнута интеграция трудового воспитания в семье и школе.

Содержание, формы и методы подготовки будущих учителей трудового обучения будут отражать прогрессивные традиции и обычаи карачаевского народа и ориентировать студента на их развитие в трудовом воспитании школьников.

Задачи исследования:

Теоретически обосновать детерминирующее влияние карачаевского этноса на процесс трудового воспитания младших школьников.

Охарактеризовать педагогический потенциал этнической культуры карачаевского народа.

Выявить возможности использования прогрессивных традиций народной культуры в ходе трудового воспитания карачаевских школьников.

Разработать теоретическое обоснование реализации педагогического потенциала традиционной культуры карачаевского народа в трудовом воспитании школьников.

Определить педагогические условия эффективного использования культурных традиций карачаевского народа в трудовом воспитании младших школьников.

Определить необходимые педагогические условия профессиональной подготовки будущих учителей к трудовому воспитанию школьников на основе традиций народной культуры.

Методологнческ^ю_основу исследования составили:

Культурологический подход, рассматривающий педагогический процесс в контексте развития народной культуры карачаевцев как средство трансляции и развития их культурных и трудовых традиций.

Этнологический подход, требующий учитывать в построении народных педагогических систем историю развития этноса, особенностей этногенеза конкретного народа.

Системный подход, который рассматривает трудовое воспитание как часть целостного педагогического процесса, а карачаевскую школу как открытую социально-педагогическую систему, тесно взаимодействующую с этносоциальной и этнокультурной средами.

В методологическую основу легли также концептуальные идеи философов, историков, социологов и искусствоведов, которые определяют роль тра- диции и культурных ценностей в становлении человека.

Теоретическая основа. Классики мировой педагогической науки такие, как Ян Амос Коменский, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих Песта-лоцци рассматривали трудовую подготовку детей, обучение их ремеслу, воспитание в них трудолюбия, умения и желания трудиться совершенствоваться в труде одним из главных условий успешного всестороннего развития личности воспитуемых. Я.А.Коменский в своём труде «Великая дидактика» пишет: «Словом, дисциплина должна стремиться к тому, чтобы во всех и всеми средствами возбуждать и укреплять - постоянным навыком и упражнением - благословение к богу, предупредительность по отношению к ближнему, бодрость по отношению к труду и выполнению жизненных задач». «Следует также приучать маленьких детей к постоянным трудам и постоянным занятиям,...»

Джон Локк писал: «Я желал бы, чтобы он (воспитанник - А.К.) учился ремеслу, ручному труду, и даже более того - не одному, а двум или трём, причём одному более основательно». «Из ручных ремёсел, для усвоения которых, равно как и для упражнения в них, требуется физический труд, многое благодаря этому упражнению не только увеличивает нашу ловкость и искусство, но укрепляет также наше здоровье,...» (Джон Локк. Педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1939).

Жан-Жак Руссо указывал на необходимость систематической трудовой подготовки для формирования у детей практических умений и навыков, наряду с воспитанием высоких нравственных качеств,

Иоганн Генрих Песталоцци рассматривал подготовку детей к труду и постоянную посильную трудовую деятельность детей в неразрывной связи с воспитанием умственным, нравственным и физическим. В процессе такого воспитания ставилось целью сформировать из ребёнка гармонически развитого человека, человека - труженика.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал,что «Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

Антон Семёнович Макаренко разработал и внедрил в своей педагогической деятельности идеи педагогического стимулирования трудовой деятельности детей и подростков. Замечательное педагогическое наследие А.С. Макаренко о трудовом воспитании и обучении опирается по нашему мнению не только и не столько на коммунистическую идеологию, сколько на народное понимание трудовой деятельности как наиболее эффективного средства нравственного воспитания.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает всі новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство». «Труд, в котором человек достигает совершенства, утверждает личность, является могучим источником воспитания. Чувствуя себя творцом, человек хочет стремиться быть лучше, чем он есть» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа», 1988. - С. 229, 247).

Геннадий Никандрович Волков пишет: «Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики». «Труд в народной педагогике занимает особенное место». «Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, односельчан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью к делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций» (Волков Г.Н. Этнопедагогика, учебник. - М.: Академия, 1999).

И.П. Волков в своей работе «Учим творчеству» пишет: «Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют в конечном счёте наши дети, наше будущее».

Педагогические теории приведённых здесь авторов их труды, а также историческая и культурологическая информация о карачаевском народе, результаты исследований современного состояния системы образования в КЧР составляют теоретическую основу исследования.

Конкретно на какие теории и принципы опирается автор: природосообразности; связи обучения с трудом; культуросообразности; взаимодействия школьного и семейного воспитания. _Методы_ исследования: теоретический анализ исторической, этнографической, психологической, методической литературы; анализ учебных планов и программ средних, средних специальных и высших учебных заведений по трудовому воспитанию и обучению; изучение и обобщение педагогического опыта; анкетирование студентов, беседы с учителями, родителями, народными умельцами; анализ результатов этнографических экспедиций в Карачаево-Черкесии, изучение духовной и материальной культуры карачаевского народа в музеях и частных собраниях; констатирующий и формирующий педагогические эксперименты в начальной школе и педагогическом университете.

Основные.этапыи ба_за исследования:

Исследование проводилось в несколько этапов, в течение 1995-2001 гг.

На первом этапе (1995-1997) изучалась теоретическая и методологическая психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Проводился анализ педагогических традиций карачаевского народа. Выявлялись возможности использования традиционной культуры карачаевского народа в трудовом воспитании младших школьников и в профессионально-педагогической подготовке учителей трудового воспитания и обучения, разрабатывались программа эксперимента и его содержание. Составлению программы эксперимента предшествовала разработка концепции исследования, в которой изложены основные идеи и положения, дающие теоретическое обоснование возможности реализации большого педагогического потенциала национальной культуры карачаевского народа в процессе трудового воспитания учащихся начальной школы при условии целостного взаимодействия школы, семьи и этнического сообщества.

На„втором, этапе (1997-1999) проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялась эффективность разработанного содержания, методов и форм трудового, нравственно-эстетического воспитания учащихся на основе традиций народной культуры карачаевцев. Уточнялось содержание экспериментальной программы и методических рекомендаций. В экспериментальных классах применялись разработанные и дополненные автором формы, содержание и методы экспериментальной программы, а в контрольных классах трудовое воспитание учащихся велось по действующей программе. Наряду с этим нами была разработана программа и вёлся на её основе специальный курс подготовки студентов факультета педагогики и методики начального обучения КЧГПУ "Методика трудового воспитания учащихся на основе традиционной народной культуры карачаевцев". Велась работа по определению наиболее целесообразной и эффективной организации и проведению данного курса подготовки студентов. Велись поиски наиболее эффективного взаимодействия Института повышения квалификации учителей, вузов и Научно-исследовательского института республики по решению проблем трудового воспитания учащихся карачаевских школ на основе традиционной культуры карачаевского народа.

На третьем этапе (1999-2001 гг.) осуществлялось обобщение результатов экспериментальной работы. На основе полученных результатов были установлены уровни трудового и нравственно-эстетического воспитания учащихся карачаевских школ, уровни профессиональной, педагогической подготовки студентов, - будущих учителей к трансляции педагогических идей народной культуры карачаевцев в процесс обучения и воспитания младших школьников. HajaaojHTyjBMHW^

Теоретическое обоснование детерминирующего влияния карачаевского этноса на трудовое воспитание младшего школьника, которое сложилось в процессе этногенеза под воздействием исторических, социальных, культурных, экономических, природных и других условий его развития.

Характеристика педагогического потенциала этнической культуры карачаевского народа, проявляющегося в прогрессивных культурных традициях, идеальных представлениях о современном человеке, ценностях моральных нормах поведения и трудовой деятельности, семейном укладе жизни и организации взаимодействия членов этнического сообщества.

Педагогическая интерпретация современных требований к трудовому воспитанию учащихся младших классов национальной карачаевской школы, которые выражаются в необходимости оптимального сочетания в этом процессе формирования готовности к овладению основами современных производственных технологий и сохранению национального характера воспитательной деятельности, вовлечённости детей в традиционные виды труда карачаевского народа.

4. Технологии трудового воспитания учащихся младших классов карачаевской национальной школы на этнических культурных традициях в целостном педагогическом процессе. Программа и система подготовки учителей к трудовому воспитанию школьников на основе национальных культурных традиций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

Теоретически обосновано детерминирующее влияние карачаевского этноса на трудовое воспитание младших школьников национальной школы.

Охарактеризован педагогический потенциал этнической культуры карачаевского народа и теоретически обоснованы возможности использования его в трудовом воспитании учащихся карачаевских школ и профессиональной подготовке студентов педагогических вузов.

Разработаны педагогические условия использования народной культуры карачаевцев в трудовом воспитании учащихся и профессионально-педагогической подготовке будущих учителей.

Определены педагогические условия реализации традиций народной культуры карачаевцев для активизации и качественного изменения профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к трудовому воспитанию школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации для внедрения наиболее прогрессивных достижений традиционной культуры карачаевского народа в современную систему общего начального образования. Разработаны и научно обоснованы программа и методические рекомендации трудового воспитания учащихся начальных классов карачаевских школ на основе традиционной культуры карачаевского народа, а так же программа и методические рекомендации по спецкурсу для студентов педагогических учебных заведений республики "Трудовое воспитание младших школьников на основе традиционной куль- туры карачаевского народа".

Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования творческой деятельности учителей, в разработке учебных пособий для учащихся образовательных школ.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием комплексом методов изучения проблемы, соответствующих объекту, предмету, целям и задачам исследования, опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, возможностью воспроизведения опытно-экспериментальной работы по разработанной автором методике.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

В диссертации имеется 1 схема, 2 таблицы, 2 диаграммы и 2 рисунка. Список литературы содержит 197 наименований. Общий объём диссертации 212 страниц.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определена цель, объект, предмет и задачи исследования, сформулирована гипотеза, представлена его теоретико-методологическая основа, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, даны описания методов и этапов проведённой работы, изложены положения, выносимые на защиту.

В главе первой, "Теоретические основы реализации педагогического потенциала карачаевского этноса как детерминанты трудового воспитания школьников^' - рассматривается культура карачаевского народа как детерминанта трудового воспитания младших школьников в современной карачаевской школе. Проводится обзор традиционной культуры карачаевского народа, анализ ее современного состояния, рассматриваются традиции этнопеда-гогики карачаевцев, основным средством воспитания которой является трудовая деятельность.

Теоретический анализ традиций трудового воспитания в народной педагогике Карачая позволил определить наиболее прогрессивные традиции тру- дового воспитания, понять их функциональную значимость и обосновать условия их наиболее рационального, целесообразного использования.

Во второй главе, «Технологии трудового воспитания школьников на основе традиционной культуры карачаевского народа», дано обоснование условий, средств и методов повышения уровня трудового воспитания младших школьников карачаевских школ через педагогическое взаимодействие семьи и школы; изложены содержание, технологии и результаты экспериментальной программы трудового воспитания младших школьников карачаевских школ на основе традиционной культуры карачаевского народа; раскрыта зависимость уровня общего развития учащихся и, в частности, их трудовой подготовки от уклада семьи и характера воспитания в семье, от соответствия процесса трудового воспитания учащихся карачаевских школ культурным традициям и особенностям социально экономического и исторического развития карачаевского народа. Дана характеристика программы спецкурса подготовки будущих учителей начальных классов "Трудовое воспитание младших школьников на основе традиционной культуры карачаевского народа". Представлена работа с учителями начальных классов карачаевских школ по повышению уровня их подготовленности, организации и ведению процесса трудового воспитания младших школьников на основе традиционной культуры карачаевского народа.

В заключении обобщены основные результаты исследования.

class1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАРАЧАЕВСКОГО ЭТНОСА КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРУДОВОГО

ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ class1

Педагогический потенциал карачаевского этноса

Карачаевский народ, являясь одним из древних народов Северного Кавказа, в ходе своего становления и развития сумел создать самобытную, интересную с научной и практической точки зрения культуру, в которой наиболее полно нашли своё отражение историческое, политическое, экономическое развитие народа, результаты материальной и духовной деятельности людей на разных исторических ступенях развития общества. Мы уверены, что народная культура карачаевцев, которая по разным причинам переживает упадок в настоящее время, остаётся тем живительным источником, благодаря которому система народного образования Карачая является основным идсти-тутом социализации подрастающего поколения на национальных традициях. Благодаря народной культуре карачаевское общество обретает не только знания, но и своё истинное национальное лицо. Этнопедагогика как потенциальная основа современной системы воспитания в карачаевской школе, традиционные трудовые занятия народа - как практика, народные художественные промыслы - как часть искусства, и религия обладают богатейшим материалом для анализа и практического применения в процессе педагогической деятельности в современной карачаевской школе. "Национальная школа в многонациональной федерации, построенной по этнотерриториальному принципу - это государственный, муниципальный или негосударственный социокультурный институт, деятельность которого направлена на удовлетворение культурных потребностей личности как субъекта этноса и как гражданина" (Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования" -М., 1997.-С. 63).

Воспитывающий потенциал народной культуры способен в значительной мере содействовать решению конкретных народно-хозяйственных проблем, стоящих перед Карачаево-Черкесской республикой, в частности - в деле повышения культуры и производительности труда в животноводстве, сельском хозяйстве в целом. Умелое применение прогрессивных достижений народной культуры и этнопедагогики как её составной части в современной системе образования КЧР, по нашему убеждению, способствовало бы значительному повышению уровня духовной культуры в Республике.

Традиции трудового воспитания в народной педагогике Карачая

"Труд - обязанность и старых, и малых", - гласит карачаево-балкарская пословица. Трудолюбие, в понимании карачаевцев, является одним из критериев определения воспитанности человека. Труд был самым главным средством в воспитании человека, он служил и целью, и средством воспитания. Итогом же трудового воспитания выступало умение работать споро, хорошо и в своё удовольствие, т.е. трудолюбие.

У карачаевцев и балкарцев есть пословица "Один на свете - не беда; плохие дети - вот беда". Поэтому карачаевцы стараются, чтобы их дети были воспитаны в лучших традициях. Считается очень большим счастьем иметь воспитанных детей. Особое же почтение отдаётся той семье, в которой выросли сыновья, воспитанные в лучших традициях. Последнее, по-видимому, объясняется социально-политическими и экономическими особенностями жизни карачаевцев и балкарцев. Родители, не сумевшие дать своим детям хорошее воспитание, заслуживают строгого осуждения общества. Здесь следует ещё раз уточнить, что именно понимают карачаевцы и балкарцы, а равно и другие народы Северного Кавказа, под хорошим воспитанием. Это воспитание в традициях трудолюбия, уважения к старшим и младшим по возрасту, мужества, честности, скромности; воспитание людей, умеющих чувствовать границу между приличием и неприличием, проявлять в самые критические моменты свои качества не в окружении людей, а тогда, когда человек остаётся один на один со своей совестью.

Семейный характер многих видов производства, в том числе и некоторых видов ремёсел, был основной причиной того, что трудовое воспитание детей осуществлялось преимущественно в семье.

Десяти - двенадцатилетних мальчиков брали на полевые работы: вспашку земли, заготовку сена, уборку урожая, на поиск потерянного скота и т.д. Они работали почти наравне со взрослыми. Л с пятнадцати - шестнадцати лет, подросшие и обученные сыновья, участвовали вместе с отцом и братьями в поиске и возвращении угнанного скота, были свидетелями переговоров с противником, а при необходимости принимали участие в вооружённых столкновениях с угонщиками.

Одиннадцати - тринадцатилетняя девочка могла шить и вышивать, ткать и прясть. Вместе с женщинами она участвовала и в полевых работах.

Народная мудрость гласит: "Выученное в молодости, как высеченное на камне". Детям внушали беспрекословное повиновение родителям. Трудовая деятельность служила в горской семье арсеналом воспитательных средств. Образец трудолюбия родителей, их трудовые умения и навыки постепенно осваивались и даже совершенствовались их детьми. Народная педагогика карачаевцев гуманна - основными методами воспитания служили методы убеждения, внушения, привлечение к практическому участию, личный пример старших.

Содержание трудового воспитания в карачаевской семье как средство трудового воспитания в современной школе

Воспитание в семье - наиболее важный компонент общей системы воспитания ребёнка. Ни одно учебно-воспитательное учреждение и ни одна учебная программа не могут сравниться по своей эффективности и глубине воздействия на ребёнка с воспитанием в семье, а тем более его заменить.

Трудовое воспитание в карачаевской семье имеет богатые традиции и опирается на многовековой опыт. Учебно-воспитательная работа карачаевских национальных школ основана на этнопедагогике карачаевского народа, в свою очередь предполагающей тесное взаимодействие и сотрудничество семьи и школы как взаимодополняющую, единую систему воспитания. Особенности и структура традиционного трудового воспитания в карачаевской семье требуют тщательного изучения и применения в современных условиях.

Проблеме культурного возрождения народов России посвящено множество исследований и научных публикаций, в частности по народному искусству.

"Однако при всём многообразии учебных программ, научных трудов и исследований, публикаций по вопросам народного искусства, отсутствуют исследования, посвященные проблеме построения общей концепции целостного изучения народного искусства, которая могла бы служить основой для разработки конкретных национальных программ", отмечает О.Л.Морьева. Г.Н.Волков определяет воспитательный смысл историко-культурной практики народа во взаимодействии: память - культура - традиции - воспитание - духовность - личность.

Среди факторов народной педагогики, называемых им этноледагогиче-скими инвариантами (природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример) и находящихся во взаимосвязи, он выделяет народное искусство как уникальное средство воспитания.

Проблеме приобщения школьников к национальной художественной культуре посвящен ряд исследований Б.А.Альмухабекова, Л.С.Вагиновой, Н.А.Горячевой, А.М.Кадырова, А.М.Магомедова, Э.Г.Скворцова, И.Г.Юсупова и др., в которых намечены программно-методические подходы к совершенствованию художественного образования учащихся на традициях народного национального искусства разных республик.

Традиционная система воспитания карачаевского народа основывается на двух основных "воспитательных циклах". Это воспитание в семье, и воспитание в обществе, причём смысловое содержание, внутренний строй и структуру этого воспитания, как нельзя лучше, характеризует вышеприведённое определение Г.Н.Волковым воспитательного смысла историко-культурной практики народа, т.е. память - традиции - культура - воспитание -духовность - личность.

Приоритетным являлось, конечно же, воспитание в семье. Воспитание, полученное ребёнком в семье, у карачаевцев считается основополагающим, определяющим весь последующий путь нравственного формирования человека, становления его как личности.

В настоящее время интересы быстрого и гармонического развития экономики и культуры, совершенствования социально-политических отношений в обществе, а главное - интересы гармоничного развития и совершенствования самого человека, как высшей ценности общества, требуют нового, более выверенного подхода к обучению и воспитанию человека.

Похожие диссертации на Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников