Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) Борисов Михаил Иванович

Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия)
<
Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Борисов Михаил Иванович. Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 1998 190 c. РГБ ОД, 61:98-13/876-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Проблемы национального образования в педагогической науке 20

1.1. Философско-культур о логический подход к сущности национального образования 20

1.2. Основные этапы становления и развития национального образования в Якутии 26

1.3. Стратегические направления современной Концепции национального образования в Республике Саха 38

ГЛАВА 2. Научное обоснование модели национальной школы как инновационного образовательного учреждения 44

2.1. Этнофилософская и этнопедагогическая основа образовательно-воспитательной концепции национальной гимназии 44

2.2. Психолого-педагогическая основа моделирования образовательно-воспитательного процесса 51

2.3. Организационно-педагогические основы модели национальной гимназии , ;.. 57

2.4. Общие принципы моделирования содержания образования в национальной школе-гимназии 64

2.5. Особенности учебных планов и программ как содержательной основы модели гимназического образования 81

2.6. Инновационный подход к построению содержания последипломного образования руководителей национальных гимназий 86

ГЛАВА 3. Оценка национального гимназического образования учителями и учащимися (результаты эмпирического исследования) 94

3.1. Отношение учащихся и учителей к национальной гимназии 94

3.2. Тенденции развития национального самосознания гимназистов..102

Заключение 112

Литература 120

Приложения 130

Введение к работе

Актуальность проблемы разработки и научного обоснования модели национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) обусловлена ее социальной и теоретической значимостью. В составе обновленной Российской Федерации образовались суверенные республики, что вызвало бурный всплеск национального самосознания народов, освободившихся от идеологического и политического давления, стремящихся реализовать свой суверенитет, ищущих свои национальные корни, место и роль в общецивилиза-ционном процессе. Вместе с тем в условиях іфоисжодящих перемен возникает социальная дезадаптация многих людей как следствие нарастающей безработицы, обнищания, маргинализации отдельных групп населения, роста отчуждения, агрессивности и преступности.

Эти противоречивые тенденции создают условия, чреватые угрозой стабильному обществу, возможностью появления реакционных идеологий, национальных и конфессиональных конфликтов, открытых столкновений.

Поэтому в современных условиях происходит поиск новых путей реализации национальной политики, которая опиралась бы на социальные механизмы, помогающие снимать напряженность в отношениях между нациями и народностями. Одним из таких регуляторов, несомненно, является национальное образование, которое при рациональной его организации может эффективно решать задачи возрождения и развития национальной культуры, воспитания молодежи на основе диалога культур, способствовать гармонизации межнациональных отношений, духовной консолидации народов.

Решение этих задач требует укрепления национальной общеобразовательной школы как важнейшего инструмента сохранения и развития этнического своеобразия культур, бережного отношения к традициям,

верованиям, менталитету народов, их философскому, этнокультурному и нравственному наследию.

Ретроспективный анализ многолетней деятельности национальных школ показывает, что школа, располагая минимальным количеством часов на изучение родного языка, не была по своей сути национальной, что привело к пренебрежению вековыми традициями и духовными ценностями родного народа у определенной части молодежи, к бездуховности, отрыву от родного истока - природы. Культура народа саха природосо-образна. Возрождение духовного потенциала человека из своеобразной этнической среды возможно на основе раскрытия сущности философских воззрений народа саха на формирование физической, психоэмоциональной и духовно-интеллектуальной сфер человека, их совершенствование во взаимной гармонии и внутренней связи человека с Природой - Творцом.

В настоящее время в Республике Саха разработана и реализуется Концепция обновления и развития национальных школ. Одним из важнейших положений этой Концепции является создание разных типов учебных заведений, обслуживающих образовательные и этнокультурные потребности социума, в частности - национальных гимназий. Создание таких гимназий уже началось, но их эффективное функционирование и развитие требует научного обоснования модели этого нового образовательного учреждения и разработки организационно-педагогических условий его успешного функционирования.

Национальная школа-гимназия, в соответствии с Концепцией обновления и развития национальных школ в Республике Саха, ориентирована на возрождение духовного потенциала человека - носителя национальной, русской и общечеловеческой культуры, способного творчески участвовать в преобразованиях общества. Выпускник гимназии - это личность интеллектуально готовая к обучению в высшем учебном заведении, к продолжению непрерывного образования.

Идея национального гимназического образования опирается на исторический опыт гимназий в странах Западной Европы, дореволюционной России, на современные принципы построения общего среднего образования, содержащиеся в Законах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) «Об образовании» и в республиканских законах «О языках», «О правах ребенка», «Об учителе». Вместе с тем она исходит из понимания воспитания ребенка-саха на основе этнофилософии Кут-Сюр, направленной на сохранение духовной гармонии всех компонентов, составляющих сущность человека в его взаимосвязи с Природой - Творцом.

Концептуальная модель новой школы-гимназии основывается на гуманистической идее этнопедагогики саха как духовного феномена в современной образовательной ситуации региона.

Данное исследование строится на основе богатейшего наследия классиков педагогической науки: принципов природосо образности воспитания Ж.Ж.Руссо, культуросообразности воспитания Л.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, народности воспитания К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого, выхода в мировое культурное пространство через национальную культуру и диалог культур (идеи М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, В.С.Библера, Д.С.Лихачева и др.).

Обзор историко-педагогических исследований становления и раз
вития национального образования выполнен на основе анализа работ
В.Ф.Афанасьева, Л.П.Ашихминой, А.Г.Базанова, В.К.Бацына,
З.П.Васильцовой, С.Г.Вершловского, Г.Н.Волкова, С.И.Гессена,
Б.С.Гершунского, Д.А.Данилова, Е.П.Жиркова, А.Э.Измайлова,
И.С.Кона, М.Н.Кузьмина, Т.Ю.Красовицкой, Ж.Малори,

Н.Д.Неустроева, А.П.Оконепшиковой, Р.Е.Тимофеевой и других.

В нашей работе мы опираемся также на современные концепции гуманизации образования, которые раскрываются в исследованиях Т.Г.Браже, В.П.Бездухова, Е.П.Белозерцева, С.Г.Вершловского, В.Г.Воронцовой, Е.И.Добринской, Ю.Н.Кулюткина, И.А.Колесниковой,

Л.Н.Лесохиной, О.Е.Лебедева, Н.Н.Лобановой, В.Г.Онушкина, С.А.Расчетной, Е.А.Соколовской, Г.С.Сухобской, Е.П.Тонконогой и других.

Проблемы гимназического образования раскрыты в трудах: Н.В.Горбуновой, А.Г.Каспржака, М.В.Левита, В.Ф.Лехтмана, Л.М.Перминовой, С.Ф.Тарасова, А.П.Тряпицыной, Ю.С.Тюнникова, М.А.Кондратьевой, И.Я.Курамшина, Ф.Ф.Харисова, Г.Ф.Хасановой, Т.И.Шамовой, Ф.Г.Ялалова и других.

В исследованиях последних лет в центре внимания находятся методологические проблемы определения содержания и технологии обновления образования в национальной школе, подчеркивается важность гуманистических истоков народной педагогики, как духовного феномена, положения о соответствии содержания образования этнофилософским традициям и этнопсихологическим особенностям народа. Однако стройных и системных подходов к изучению проблемы моделирования национальной школы-гимназии с точки зрения задач нашего исследования в этих работах нет.

Все это и обусловило выбор темы исследования: «Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха».

Объект исследования: национальная школа-гимназия в Республике Саха.

Предмет исследования: философско-культурологическое, психолого-педагогическое и организационно-педагогическое обоснование модели национальной школы-гимназии в Республике Саха.

Цель исследования: разработать и научно обосновать модель национальной школы-гимназии как инновационного учреждения в Республике Саха.

Задачи:

\

  1. Выявить основные исторические этапы становления и развития национального образования в Якутии.

  2. Разработать теоретико-методологические подходы к построению модели национальной школы-гимназии, ориентированной на формирование личности выпускника как носителя национальной, русской и общечеловеческой культуры.

  3. Определить принципы отбора и построения содержания национального, гимназического образования.

  4. Определить организационно-педагогические условия функционирования национальной ппсолы-гимназии.

  1. Выявить отношение учащихся и учителей к гимназическому образованию, исследовать тенденции развития национального самосознания учащихся гимназий.

Теоретическое осмысление проблем национального гимназического образования позволяет выдвинуть следующую гипотезу исследования,

Национальная школа-гимназия в Республике Саха будет развиваться как инновационное учебное заведение, ориентированное на приобщение молодого поколения к национальной, русской и общечеловеческой культуре, и будет служить существенным фактором возрождения культуры родного народа при создании определенных условий:

разработки методологии и стратегических целей функционирования и развития национальной школы-гимназии;

построения нового содержания гимназического образования, основанного на реализации федерального и регионального образовательных стандартов и диалоге культур народа-саха, русского и других народов республик СНГ и всего мира;

формирования научного мировоззрения, позитивного национального самосознания и высокого уровня общей культуры гимназистов;

повышения методологической (философской, этнокультурной) и профессиональной компетентности педагогов и руководителей национальной школы-гимназии.

Методологической основой исследования являются философские положения о взаимосвязи общества и образования, этнофилософия народа Саха, положения современной культурологии о диалоге национальной и общечеловеческой культур, принципы национальной политики в сфере образования, системный подход к анализу социально-педагогических явлений, личностно-деятельностный подход к повьшіению квалификации руководителей гимназии.

Исходные теоретические позиции.

Республика Саха (Якутия) на современном этапе ее развития характеризуется многонациональным составом' населения. На ее территории общей площадью немногим более 3 млн. кв. км проживает, по данным переписи 1989 года, 1 млн. 95 тыс. человек. Среди них народ Саха (якуты), давший название республике, - 33,4%, русские - 54%, украинцы -7%, с меньшей численностью - татары, белоруссы, буряты, башкиры, молдаване, чуваши, а также коренные малочисленные народы Севера: эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долгане. Однако коренным историческим этносом, с древних времен населяющим эту территорию, является народ саха. В период общего подъема национального самосознания народов, живущих в сложной смешанной этнокультурной среде, возникает необходимость возрождения национальной культуры, развитие которой продолжительное время тормозилось под влиянием идеологических и политических факторов. Поэтому одним из важнейших стратегических направлений современной государственной политики в сфере образования стало возрождение национальной культуры посредством образования. Реализация этого направления реформ в сфере образования осуществляется путем создания инновационных образовательных учреждений, дея-

тельность которых нацелена на приобщение молодого поколения к истокам народной национальной культуры.

В условиях Республики Саха (Якутия) таким инновационным образовательным учреждением становится национальная гимназия, которая должна развиваться в городских и сельских (улусных) условиях.

Национальная гимназия является общеобразовательным средним учебно-воспитательным учреждением, решающим как общие для всех подобных заведений задачи, так и особенные, соответствующие ее предназначению. Сложность и новизна этих задач требуют разработки и многоаспектного научного обоснования модели национальной гимназии на философско-культурологическом, психолого-педагогическом, нормативно-правовом и организационно-педагогическом уровнях с учетом федерального и регионального стандартов образования, этнических особенностей национальной культуры и менталитета народа Саха.

Вместе с тем разработка модели национальной гимназии должна исходить из исторического опыта развития национального образования, этно философского и этнопедагогического анализа его сущности. С этой точки зрения в диссертации и осуществлен исторический, философско-культурологический, психо лого-педагогический и этнопедагогический подходы к раскрытию сущности понятия «национальное образование», рассмотрены его основные характеристики на разных исторических этапах развития образования в Якутии.

Сущность понятий «образование» и «национальное образование» в разные исторические периоды рассматривалось по-разному в зависимости от философского видения общей картины мира, характерного для той или иной эпохи. В этом анализе мы исходили из культурологической концепции М.С.Кагана, выделяющего сущностные характеристики философского видения мира и человека в нем в разные исторические периоды.

Новейшая парадигма философского мышления - «космизм» ставит в центр мироздания человека как космическое существо (В.С.Соловьев), которое характеризуется следующими чертами: всечеловечностью, соборностью, планетарностью мышления. Соответственно на первый план выдвигается идея гуманизма, ставящего в центр мироздания Человека как отдельного существа, индивида, что соответствует парадигме педагогического мышления, ориентирующегося на индивидуально-личностный подход, предлагающий подниматься к высотам общечеловеческих ценностей через национально-этнические и индивидуально-личностные особенности.

Такой широкий философско-культурологический аспект помогает рассмотреть национальное образование не как частичную интерпретацию его сущности, а как целостный системный объект, имеющий свою внутреннюю структуру, которая, по мнению ряда исследователей, состоит из трех слоев: «язык» - «дух» - «культура». Именно эти компоненты являются составляющими сущность национального образования, определяют его предназначение для личности - нации - человечества.

Язык - уникальная ценность и неотъемлемый признак наций. Каждый народ имеет суверенное право сохранить свою самобытную культуру, традиции, язык.

Истоки родного языка это «материнский язык», каковым для русского народа является живой родник, кладезь древнерусской речи «Слово о полку Йгореве», «материнский язык» для киргизского народа это язык бессмертного эпоса «Манас», «материнский язык» Саха - язык великого «Олонхо» - «Нюргун Боотур - стремительный».

О величии и значимости языка в отечественной педагогике писали К.Д.Ушинский и С.И.Гессен. По их мнению, родной язык - основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать национальные и общечеловеческие ценности. Это наилучшее средство познания истории народа,

его духа, воспитания любви и уважения к родному народу, чувство гордости за тот вклад, который он вносит в общечеловеческую культуру.

Обеспечение культурно-языковой преемственности поколений, воспитания у молодежи любви к родному язьпсу, уважительного отношения к культуре, язьпсу, традициям других народов определяются законами Российской Федерации и Республики Саха об языках и образовании (1992 г.).

«Дух» и «Культура». Истоки национального образования как «духа» и «культуры» народа были заложены в теории национального образования И.Г.Фихте. Он первый увидел проблему национального образования в отношении народа к предстоящей ему внешней культуре. Задача образования народа, по мнению И.Г.Фихте, состоит в том, чтобы давление внешней культуры не перевесило свободной самобытности его творческих устремлений и не разрушало его внутренней целостности.

Национальное образование для И.Г.Фихте совпадает с образованием личности и свободы в человеке, это есть не что иное, как «нравственное образование народа». Размышляя над национальным образованием как «не об особом виде образования», а «естественном стиле» всякого подлинного образования, он четко разграничил понятия «национальное» и «общечеловеческое». Конфликт «национального» и «общечеловеческого» выражается в известной антиномии «национализма» - «космополитизма». Измельчение нации в национализме приводит к тому, что все своеобразие нации, а значит - присущий ей «дух индивидуальности» и «своеобразия» утрачивается.

Только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей он становится индивидуальностью, занимающей свою особое место в общечеловеческой культуре, т.е. становится нацией.

По С.И.Гессену, первое, самое общее понятие национального образования исходит из его задач. В данном контексте задача национального образования, т.е. создания и упрочения нации, сводится к приобщению

всех слоев народа к культуре и, в частности, к образованности как высшему ее проявлению.

Таким образом, национальное образование есть не особый вид образования, а есть хорошее образование. Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства.

В якутской педагогике «дух» и «культура» как истоки национального образования определяются согласно философским воззрениям народа саха на сущность и природу человека.

В этнической философии саха «Кут-Сюр» категория «Ийэ кут» - дух от матери - основа основ - космическая заданность человека, его генетическая программа задатков и способностей; философская категория «Буор кут» - дух от земли - телесное, физическое здоровье человека; философская категория «Салгын кут» - дух от воздуха - эмоциональное начало в человеке, его психический мир. Человеку необходимо постоянно оберегать и развивать все элементы души - «кут». Категория «сюр» обеспечивает цельность личности, это жизненная энергия, сила духа человека. Его также необходимо оберегать, если «сюр» поврежден, то человек теряет стремление к жизни, нарушается его жизнестойкость.

Философия «Кут-Сюр» выступает и как связующее звено времен: прошлого - настоящего - будущего, поэтому она важна в личностном развитии человека саха. К этой философии, изучению ее разных направлений обращались философы, культурологи, экономисты, педагоги. Кут-Сюр - философия народа Саха (А.Е.Кулаковский), она может рассматриваться как целостное учение о человеке (Л.А.Афанасьев-Тэрис), как духовный мир человека Севера (И.С.Портнягин), как учение об очищении души человека (Б.Н.Попов), как жизненный круг якутов

(С.Колодезников, Е.Романова, П.Слепцов), как новое качество, которое через терпимость и понимание ведет к возрождению и достижению нового уровня духовной культуры этносов (А.Г.Новиков), как толерантность и воспитание нравственной устойчивости личности (Т.И.Степанова), как концептуальная модель, которая может лечь в основу технологии обновления содержания образования в национальной школе (Е.П.Жирков).

В современной образовательной парадигме составляющие национального образования: «язык», «дух», «культура» и субъекты -«личности» - «нации» - «человечество» определяются категориями: народный дух, национальная самоидентификация, национальное самосознание, толерантность.

Данные категории в «национальном образовании» проявляются как представление человеком определенной нации, определенного этноса, как принятие философии, образа жизни, истории, языка, религии, искусства, обрядов и традиций, фольклора, культурного наследия предков, но вместе с тем и принятия другого «я», «иных» культур, традиций, взглядов, уклада жизни. В основе такого подхода лежит идея межкультурного образования: от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры.

Исходя из методологических предпосылок сущности национального образования, теоретических основ национальной школы в современной образовательной ситуации исследователи отмечают разные стороны сущности понятия «национальное образование»:

это такое образование, которое должно дать возможность каждому ребенку осознать свою национальную самоидентичность, в результате чего он должен стать Человеком, принадлежащим своему родному народу, своей великой стране России и миру;

такое образование, которое дает возможность стать конкурентоспособным в современных рыночных условиях, достичь высокого уровня образованности для расцвета в мировом сообществе;

такое образование, которое учит жить в мире и согласии с другими народами, определяется такими ведущими категориями как «толерантность», «доброта», «терпимость», «любовь».

Таким образом, предназначение национального образования состоит в том, чтобы передавать подрастающему поколению богатство родного языка, культуры, традиций, духовно-нравственные ценности, опыт жизни и менталитет своего народа; развивать национальную самобытность, но в то же время ориентироваться на духовные и общечеловеческие ценности; содействовать укреплению и развитию межкультурных и межнациональных связей; формировать толерантность, гармонизировать межнациональные отношения, способствующие межнациональной интеграции.

В нашем исследовании мы исходили также из диалектической взаимосвязи общей педагогики и этнопедагогики: с одной стороны, педагогическая наука является продолжением народной педагогики, вобрав в себя лучшее из опыта народов по воспитанию и обучению; с другой - этническая педагогика, являясь частью современной педагогики, отражает влияние философских воззрений народа, особенностей содержания народной культуры, природной и социальной среды на становление и развитие человека.

Ведущий принцип этнопедагогики - естественность и природосооб-разность воспитания. Идея этого принципа - признание природного равенства людей, самоценности и уникальности каждого индивида, его неразрывного единства с окружающим миром. В народной педагогике естественность и природосообразность характеризуются «глубоким пониманием внутреннего мира человека: его целей, поступков, мотивов деятельности, интересов, а также роли природы в нравственном становлении личности, в сопоставлении позиций «природа и культура», «единство человека и мира», «нравственная ответственность перед собой и миром». Традиционная, этнопедагогическая культура как стержневая основа со-

держания образования в национальной школе направлена на реализацию принципа: от восприятия культуры своего собственного народа через родной язык к культуре России и других народов СНГ, затем - к пониманию мировой культуры.

Наше исследование опирается также на концепцию Р.Е.Тимофеевой «Национальная культура в последипломном образовании педагогов»: сущность последипломного образования автором рассматривается в аспекте приобщения педагогов к культурному наследию, когда догружение в национально-культурньш мир, вступление в диалог культур, осознание иных смыслов, других взглядов, испытание духовного возвышения, осмысление ценностей означает, что учителя обогащаются национальной культурой и творят ее.

Методы исследования:

теоретический анализ философской, социологической, культурологической, историко-педагогической, педагогической и психологической литературы, документов Министерств Российской Федерации и Республики Саха о возрождении национальной культуры и национальной школы;

диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, наблюдение) для выявления отношения к национально-культурным ценностям, влияния национальной гимназии на формирование позитивного национального самосознания;

экспериментальные методы (экспертная оценка развития национального самосознания гимназистов, монографическое изучение деятельности национальных гимназий, опытно-экспериментальная работа по проверке функционирования национальной школы-гимназии).

База исследования: работа выполнена на материале 12 национальных гимназий Республики Саха и Института повышения квалификации работников образования РС(Я). Монографическое изучение деятельно-

сти гимназии осуществлено на примере Якутской городской национальной школы-гимназии и гимназии заречных улусов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Впервые в условиях суверенитета Республики Саха национальная школа-гимназия как инновационное образовательное учреждение стала предметом научного исследования. Разработана и научно обоснована модель национальной школы-гимназии, ориентированной на приобщение учащихся к национальной, русской и общечеловеческой культуре, развитие национального самосознания и вхождение в общечеловеческую культуру. Определены принципы построения нового содержания гимназического образования, ориентированного на реализацию федерального и регионального стандартов и диалог культур: народа-саха, русского народа и народов мира. Разработаны организационно-педагогические условия успешного функционирования и развития гимназии. Выявлено отношение гимназистов и учителей к национальной гимназии. Показано влияние гимназического образования на развитие национального,самосознания учащихся и отношение их к культуре других народов. Разработано содержание дополнительного образования руководителей национальной школы-гимназии.

Практическая ценность.

Разработана и практически реализована концептуальная модель национальной школы-гимназии; создан пакет документов, регламентирующих ее функционирование и развитие; разработано содержание последипломного образования директоров гимназии.

Разработанная модель может творчески использоваться в аналогичных условиях национальных регионов.

Достоверность основных положений и выводов диссертации обеспечена обоснованностью исходных методологических и научно-теоретических позиций, использованием комплекса методов, соответст-

вующих поставленным задачам, опытной апробацией результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме докладов:

на республиканской конференции «Опытно-экспериментальная работа: поиски, находки, решения» (Якутск, 1996 г.);

межрегиональной конференции «Научно-методическое обеспечение непрерывного повышения квалификации работников образования» (Якутск, 1996 г.);

всероссийских конференциях «Кадры сферы образования взрослых: социально-педагогические проблемы» (Санкт-Петербург, 1996), «Образование в жизни взрослого человека» (Санкт-Петербург, 1997 г.), «Интеграционные процессы в образовании взрослых» (Санкт-Петербург, 1998).

Исследования проводились в период с 1990 по 1998 год.

По теме исследования читались лекции для педагогов и руководителей школ на курсах в ИПК работников образования РС(Я), осуществлялись сообщения на выездных семинарах в национальных гимназиях, публикации в республиканском журнале «Народное образование Якутии».

В работе использован 12-летний опыт автора в качестве педагога и руководителя школы и 4-летний опыт работы методиста и заведующего отделением руководителей образования ИПК PC (Я).

По теме диссертации автором опубликованы 6 работ.

Основные положения, выносимые на защиту:

Теоретико-методологический подход к построению модели на
циональной школы-гимназии как инновационного образова
тельного учреждения, ориентированного на формирование лич
ности выпускника - носителя национальной, русской и мировой
культуры.

Цели гимназии и общие принципы построения содержания образования в национальной гимназии.

Совокупность организационно-педагогических условий успешного функционирования национальной школы-гимназии.

Тенденции развития национального самосознания вьшускников национальной школы-гимназии и отношение учащихся и учителей к национальной, русской и другим этнокультурам в процессе гимназического образования.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Философско-культур о логический подход к сущности национального образования

Понятие «национальное образование» в разные эпохи рассматривалось по-разному в зависимости от философского видения общей картины мира, характерной для той или иной эпохи.

Для Древнего общества характерна в основном космоцентристская картина, ставящая в центр мироздания «космос», понимаемый как природная гармония и порядок. Так, парадигма педагогического мышления, характерная для Древнего Китая, Индии оставила нам идею «соразмерности» (Конфуций): Человек должен сохранять спокойствие, жить в гармонии с Природой. Философы античного мира выдвигают другую идею: «Человек, познай самого себя» (Сократ). В то же время тезис «Человек - мера всех вещей» (Протагор) свидетельствует об усилении внимания к человеку, о человекоцентристской тенденции. Средневековая парадигма была основана на «теоцентристской» картине мира и призывала следовать всему божественному через посредничество церкви.

В эпоху Возрождения была выработана «антропоцентристская» картина мира, ставящая в центр Человека как природного существа в единстве его Духа и Тела. Предлагаются разнообразные формы и методы всестороннего развития Личности, закладываются основы гуманизма в-его абстрактном понимании. Основной принцип педагогического мышления - «универсализм» физических и духовных проявлений человека.

В Новое время формируется «наукоцентристская» картина мира, которая ставит в центр мироздания «Знание», ей соответствует предлагаемая парадигма педагогического мьшіления, в которой на первый план выдвигается - рационализм: «разумное начало».

«Логикоцентризм» - в центре мироздания «Мировой разум». Эта идея была предложена немецкими философами: И.Кантом, И.Г.Фихте, И.Ф.Гегелем. Парадигма педагогического мышления состоит в том, чтобы человек следовал определенной рациональной модели жизнедеятельности.

«Экономикоцентризм» и связанная с ним марксистская парадигма педагогического мьшіления ориентированы на воспитание субъекта труда, общения и познания. Эта идея была извращена: человек был превращен в винтик общественного организма, субъект экономических, политических и иных общественных отношений.

Новейшая парадигма философского мышления ставит в центр мироздания человека как отдельного существа, индивида, что соответствует парадигме педагогического мьшіления, ориентирующего на «индивидуально-личностный подход», предлагающий подниматься к высотам общечеловеческих ценностей через национально-этнические и индивидуально-личностные особенности.

Такой широкий философский аспект помогает рассмотреть «национальное образование как целостный системный объект, имеющий свою внутреннюю структуру, которая, по мнению ряда исследователей, состоит из трех слоев: «язык» - «дух» - «культура». Эти компоненты составляют сущность «национального образования», определяют его предназначение для личности - нации - человечества.

«Язык» - уникальная ценность и неотъемлемый признак нации.

В педагогической науке К.Д.Ушинский впервые определил значение родного языка в процессе образования нации. «Родной язык, в котором откристаллизовались достижения, надежды и ожидания культурного творчества народа и который усваивается без выучки, а естественно, вместе с молоком матери, есть тот естественный медиум,, через посредство которого и самая культура усваивается не как приобретаемая путем выучки, а как «прирожденная». Поэтому также национальная свобода есть по преимуществу свобода родной речи, проблема национального образования - проблема языка обучения». С.И.Гессен, отмечая заслугу К.Д.Упшнского, раскрывшего роль языка в развитии национального самосознания, подчеркнул, что, будучи фактором, созидающим единство нации, национальный язьж растет вместе с ее ростом и в своем возрастающем единстве отражает рост единства национального, [9, с. 347]

Иначе говоря, родной язык - язык нации. «Богатый, многофункциональный родной язык способствует нравственному здоровью нации, бодрости духа, уверенности его носителей в своем будущем. Неблагополучное состояние родного языка вызывает чувство тревоги и социальной озабоченности нации. Подлинное возрождение нации может быть достигнуто лишь на основе возрождения и развития родного языка». [24, с.ЗО]

Истоки национального образования нужно искать в «духе» и «культуре» народа. Эта идея была заложена в теории национального образования И.Г.Фихте. [9, с. 338]

Свобода, целостность, самобытность нации по отношению к внешней культуре являются свойствами нации как таковой. Народ, утративший их, перестает быть нацией в подлинном смысле этого слова.

С.И.Гессен рассматривает понятие «нации» как «культурного предания», которое заключается в приумножении культурного достояния предков; можно его сохранить, ибо дела предков живут не в нашей пассивной памяти, но в наших творческих усилиях и достижениях. Только творческая работа над теми же заданиями, которые предстояли и нашим предкам, осуществляет чудо сохранения прошлого.

Этнофилософская и этнопедагогическая основа образовательно-воспитательной концепции национальной гимназии

Концептуальная модель национальной гимназии строится нами на междисциплинарной научной основе. Ее теоретическим фундаментом является интеграция идей и научных положений философии, социологии, культурологии, политологии, психологии, педагогики, науки управления, а также таких наук, которые раскрывают особенности этноса - саха: этнофилософии Кут-Сюр и Турук, этнопсихологии (менталитет народа саха), этнопедагогики (концепция Айыы о целостном гармоническом развитии и воспитании ребенка).

Вместе с тем построение модели национальной школы осуществляется на основе инноватики. Следует отметить, что с точки зрения этой науки, существуют три вида стратегий моделирования инновационных объектов и процессов (М.М.Поташник, А.И.Пригожий, Л.А.Тюрнпуу и др.): локальные изменения, при которых обновляется лишь какая-то часть объекта; модульная стратегия, связанная с изменением целостных сфер, существенных для функционирования данного объекта; глобальная, применение которой нацелено на системное преобразование реального объекта или процесса, т.е. по существу на создание новой модели.

В нашем исследовании избран третий вариант, так как, конструируя концептуальную модель национальной гимназии в РС(Я), необходимо обновление ее целей, содержания, условий, повышение квалификации руководителей и др.

В отечественной педагогике раскрыты теоретико-методологические, психологические основы гимназического образования в исследованиях Е.Л.Евдокимовой, В.Ф. Иванова, А.Г.Каспржака, Г.Й.Козловой, М.И.Корневой, И,Я.Курамшина, М. В. Левита, Р.И.Мажджера, Л.М.Перминовой, В.С.Тарасова, Ю.С.Тюнникова, Ф.Г.Ялалова и других.

В этих исследованиях в центр гимназического образования ставятся: воспитание разносторонне развитой личности, способной творчески участвовать в социальных преобразованиях общества, интеллектуально готовой к обучению в высших учебных заведениях, к продолжению по-слешкольного непрерывного образования. Вместе с тем гимназическое образование направлено на воспитание положительных нравственных качеств как центрального ядра личности гимназиста. Данное положение значимо и в национальном гимназическом образовании для формирования новых ценностных ориентации гимназиста как носителя национальной, российской и мировой культуры.

Гимназическое образование в Республике Саха ориентировано на формирование целостной личности с высокими духовными устремлениями: стать интеллигентным представителем своего народа, носителем и созидателем его национальной культуры, активной трудолюбивой творческой личностью, знающей и уважающей ценности культуры других народов, способной на конструктивное межнациональное общение и деятельность в интернациональной этнической среде.

Цель новых типов школ - гимназий: удовлетворение потребностей учащихся и их родителей в качественном общем дифференцированном, профильно-ориентированном образовании. Перед этими учебными заведениями ставится задача подготовки учащихся к поступлению в высшие учебные заведения, развития способностей к интеллектуальному труду и определенному виду деятельности, осуществление допрофессиональной подготовки будущей интеллигенции. Гимназии наряду с профильным и углубленным изучением предметов, должны обеспечить и развитие индивидуальности своих выпускников с учетом их интересов и склонностей.

Создание таких новых типов школ в Республике Саха исходит из исторического опыта гимназий европейских государств и дореволюционной России. Вместе с тем, учитывается современная ситуация социально-экономического развития северной республики, национальных и культурных традиций народов Якутии, опыт современных гимназий СНГ и других стран.

Таким образом, вновь создаваемые гимназии в Республике Саха, развиваясь в русле общечеловеческой культуры, направлены на воссоздание культурной среды, духовной, нравственно-эстетической атмосферы, утраченных связей и традиционных основ самобытной Якутской культуры.

Вместе с тем гимназическое образование направлено на Боепитание положительных нравственных качеств как центрального ядра личности гимназиста. Данное положение чрезвычайно значимо в национальном гимназическом образовании для формирования новых ценностных ориентации ее выпускников как носителей национальной, российской и мировой культуры.

В нашем исследовании культура и духовность народов Севера и Арктики являются основным стержнем для развития национального духа, языка и культуры и рассматриваются как условие выхода в мировую цивилизацию. Эта идея лежит в основе новой концепции воспитания ре-бенка-саха на базе этнофилософии Кут-Сюр и «Турук», о которых говорилось в предьідущей главе. Категория «Турук» - это состояние гармонии, согласия человека с самим собой, с миром в себе и с миром вокруг себя, с другими «я». «Турук» как духовная категория направлена на формирование и развитие личности учащегося-саха, способного самоопределяться в своей жизнедеятельности, осознающего свое родное «я» через Вселенское «я». Такое аксиологическое понимание «Турук» учащегося-саха направлено на сохранение и охранение индивидуальности, духовного образа, космической заданности, экологии души ребенка.

Методологической предпосылкой данного подхода является положение Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия) -1992 г. о целесообразности учета народной философии и традиционных воззрений той или иной нации на природу человека и его место в окружающем мире, на становление и развитие личности.

Основанием исследования служит целостная концепция программного изложения философских воззрений народа саха Кут-Сюр.

На основе этнофилософии Кут-Сюр, содержание которой было раскрыто нами выше, сущность человека проявляется в гармонии всех трех составлшощих души (кут): «ийэ» (от матери), «салгын» (от воздуха), «буор» (от земли) и является непременным условием благополучия человека при жизни. Нарушение этой целостности, утраты какого-либо из трех компонентов влечет за собой физическую, психическую и нравственную его неполноценность. Такой подход был предложен в 1923 году писателем А.Е.Кулаковским в научном исследовании по якутской мифологии и народным поверьям в сборнике «Материалы по верованиям якутов» [37].

Психолого-педагогическая основа моделирования образовательно-воспитательного процесса

Гимназическое образование в республике Саха (Якутия) ориентировано на формирование целостной, гармонически развитой личности с высокими духовными устремлениями. Выпускник гимназии должен стать интеллигентным представителем своего народа, носителем и созидателем его национальной культуры, активной трудолюбивой творческой личностью, знающей и уважающей ценности культуры других народов, способной на конструктивное межнациональное общение и деятельность в интернациональной этнической среде.

В основу конструктивной модели национальной гимназии закладываются ведущие гуманистические принципы: каждый человек уникален; он открыт миру, переживание человеком влияний внешнего и своего внутреннего мира является главной психологической реальностью; каждый человек наделен потенциальными возможностями непрерывного развития; каждый человек свободен делать выбор и поступать в соответствии с ценностями, которыми он руководствуется; в каждом человеке от рождения заложено стремление к самореализации.

Согласно гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс), современное образование исходит из общечеловеческих ценностей, согласованных с конкретными ценностями разных этнокультурных сообществ. Цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности. Развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувств, души и тела. Образование осуществляется посредством собственной деятельности ученика. Как деятельность личности образование основано на внутренней мотивации учения, а также на полноценном общении и сотрудничестве педагога и учащихся, причем участие школьников в равноправном диалоге с учителем уважается и поощряется.

Коллективная и групповая работа в школе-гимназии сочетается с индивидуальной работой, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка. Обучение детей наиболее успешно осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.

Важнейшей целью гуманистически ориентированного (гимназического) образования является становление гуманных межличностных и межнациональных отношений между людьми.

Ключевыми понятиями, раскрывающими гуманистические отношения человека с другими людьми, отношения между народами, являются:

взаимопонимание - эмоциональная отзывчивость, забота, сострадание, способность разделять мысли и чувства другого человека, его радость и печаль; отсутствие взаимопонимания характеризуется противоположными качествами (холодностью, безразличием, отчуждением от другого);

взаимоуважение - способность принимать человека таким, каков он есть, признавать его право на собственно мнение, развиваться по собственному пути, быть свободным и ответственным; отсутствие взаимоуважения проявляется в подавлении индивидуальности другого человека, невнимании к его нуждам, использовании другого для достижения своих целей;

БЗаимодействие - взаимопомощь, сотрудничество, содействие, принцип ненасилия в разрешении конфликтов; противоположными установками являются конкуренция, конфронтация, противоборство. [67, с. 18]

Следует отметить, что гуманные отношения между людьми основаны на определенных социальных предпосылках, в частности, на безопасности и защищенности человека в обществе, на материально достойном существовании, на социальной справедливости, на демократических правах и свободах [87]. Все сказанное значимо и для межнациональных отношений, а следовательно, должно быть заложено в образовательно-воспитательную концепцию национальной гимназии республики Саха (Якутия).

Исходя из этого, главным направлением деятельности гимназии становится развитие личности учагцегося-саха, способного самоопределяться в своей жизнедеятельности (умение жить, быть жизнестойким). Способность к самоопределению выражается в способности к самоанализу и самооценке, умению управлять собой, отвечать за себя, быть свободным в своих помыслах и поступках. Это предполагает коррекцию целей и содержания образования, построения принципиально нового педагогического процесса. Он должен охватить все стороны жизнедеятельности коллектива, поставив ученика и педагогов в новую позицию.

Главное в педагогическом процессе - сам гимназист, он учится понимать себя, осознавать, что и зачем он делает, управлять собой в ситуациях жизнедеятельности. Поэтому усвоение знаний по учебным предметам не самоцель, гимназист в процессе обучения, усваивая новую учебную информацию, способы деятельности нравственно-эстетические нормы, познает свои интеллектуальные и творческие способности, творит свою индивидуальность. В каждом ребенке нужно видеть личность, значительно тревосходящую нас - педагогов по их еще не реализованным, индивидуальным потенциям; суть образовательного процесса - становление и развитие индивидуального «я» ребенка во всем его своеобразии.

Учебно-воспитательный процесс в гимназии предполагает такой тин взаимоотношений, в котором субъекты деятельности становятся соавторами на основе сотрудничества и сотворчества. На таких взаимоотношениях строится новый тип совместной деятельности педагогов и учащихся.

Отношение учащихся и учителей к национальной гимназии

Подтверждением правильности нашего подхода к построению концептуальной модели национальной гимназии являются результаты проведенного эмпирического исследования. Оно было направлено на выявление отношения гимназистов и учителей к образованию в национальной школе, а также на изучение влияния гимназического образования на развитие национального самосознания гимназистов-старшеклассников.

Проблема национального образования всегда связана с универсальной общечеловеческой миссией образования, с передачей уникального этнокультурного наследия и сохранением этнической идентичности. Под «этнической идентичностью» понимается представление человека о принадлежности к определенной этнической группе, на основании которого он думает и ведет себя как представитель этой общности. [51]

В Республике Саха (Якутия) реализуется Концепция обновления и развития национальных школ. В нашем исследовании было важно получить ответы на вопрос: Как оценивают учителя назначение национальной школы? Опрос, охвативший 300 учителей национальных гимназий, позволил выявить их оценку социальной и педагогической значимости этих образовательных учреждений (см. табл. 1).

Как видно их таблицы, одна треть учителей гимназий видят назначение национальной школы в обеспечении сохранения и развития национальной культуры. Национальная культура рассматривается ими как средство духовного возрождения народов Севера на основе на непреходящих общечеловеческих ценностей, генетически заложенных в древнейшей арктической цивилизации. Учителя вполне осознают роль национальной школы в сохранении нации и введении ребенка в общемировую культуру. Это совпадает с национальной стратегией образования на подступах к XXI веку, выдвигающей следующие постулаты: образование в интересах человека, в целях совершенствования его личности; образование для сохранения и развития наций; через образование к осознанию уникальности и единства человечества.

Как положительный факт в оценках учителей гимназий можно отметить превалирование национального над общечеловеческим: 18% считают важным ввести ребенка в общемировую культуру, по рангу ниже следует «помочь формировать чувство национального достоинства». Таким образом, национальное гимназическое образование, по мнению учителей, призвано реализовать образовательные и этнокультурные потребности учащихся.

В исследовании мы исходили из того, что отношение учащихся к национальному гимназическому образованию проявляется в мотивах выбора образовательного учреждения.

Из ответов видно, что на выбор школы-гимназии повлияли качественная подготовка в ВУЗ, углубленное изучение предметов. Различия в мотивациях выбора между учащимися республиканского физико-математического колледжа и учащимися городских и сельских гимназий нет. Этот факт еще раз подтверждает прочный статус инновационных школ, которые, уходя от единообразия, предлагают ученику вариативность в выборе направлений и способов учебной деятельности, разноуровневые программы, дифференцированное образование.

Учащихся сельских и городских гимназий привлекает качественная подготовка к поступлению в ВУЗ, а также углубленное изучение предметов. Они связывают это с высокой оценкой профессионального уровня учителей гимназии.

Похожие диссертации на Модель национальной школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия)