Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. ) Хатаев Игорь Еристауевич

Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. )
<
Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. ) Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. ) Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. ) Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. ) Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. ) Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. ) Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. ) Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. ) Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. )
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хатаев Игорь Еристауевич. Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. ) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2002 183 c. РГБ ОД, 61:02-13/1834-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Влияние России на школу и просвещение народов северного Кавказа 14

1.1. Прогрессивные последствия присоединения Северного Кавказа к России 14

1.2. Истоки просвещения и образования на Северном Кавказе 26

1.3. Школьная политика России на Северном Кавказе в 40 гг. XVIII - XIX вв. Образование Кавказского учебного округа 39

1.4. Краткая история создания Ставропольской губернской гимназии 52

Выводы 58

ГЛАВА II. О жизненном пути и научно-просветительской и педагогической деятельности Я.М.Неверова (1810-1893 гг.) 60

2.1. Общие сведения о жизненном пути, школьных и студенческих годах и начале научно-публицистической и педагогической деятельности Я.М Неверова 60

2.2. Участие Я. М. Неверова в общественном движении и кружке Н. В. Станкевича 76

2.3. Я. М. Неверов Директор народных училищ и Ставропольской губернской гимназии. Нова горские начинания Я. М. Неверова 90

2.4 Я М. Неверов как руководитель Лазаревского института восточных языков в Москве и крупный организатор народного образования на Кавказе 106

Выводы 127

ГЛАВА III. Общепедагогические и дидактические воззрения Я М Неверова 129

3.1. Критика Я. М. Неверовым сословности образования и зашита им идеи народности и общечеловеческого воспитания 129

3.2. Проблемы образования и обучения в педагогических трудах Я.М.Неверова 136

3.3. Я.М.Неверов о проблемах гуманизации и гуманитаризации педагогических процессов и воспитании сознательной дисциплины 149

3.4. Я.М.Неверов о положении и назначении учителя Й обществе и проблеме его подготовки к педагогической деятельности I 56

Выводы 167

Заключение 168

Список литературы 173

Список сокращений 183

Введение к работе

Актуальность исследования Успехи нашей школы всегда были закономерным результатом развития прогрессивной педагогической мысли и воспитательно-образовательной практики народов нашей страны.

Вместе с тем развитие педагогической науки, совершенствование воспитательно-образовательной практики невозможно без постоянного творческого освоения педагогического наследия прошлого. Решение этой задачи позволило бы нам расширить и углубить наши представления об общее гвешю-политической мысли в России в целом, и прогрессивно-педагогической - в частности.

Решение данной задачи диктуется и объективно-исторической необходимостью выявления rex рационально значимых элементов педагогического наследия прошлого, которые принадлежат будущему, и могут способствовать совершенствованию нашей образовательно-воспитательной системы. И в современных условиях непрерывного реформирования, демократизации и обновления жизни нашего общества нужны знания о прошлой духовной жизни наших народов и их педагогическом наследии. В этой ситуации, ученые и школа призваны глубже изучать по наследие в целях использования его для улучшения работы современной школы.

Сегодня нужен диалог современности с прошлым, нужна связь времен. Не зная прошлого, нельзя определить перспективы прогрессивного развития школы в будущем. Познание подлинной духовной истории народа возможно лишь при налаживании связи прошлого с современностью. При этом современность определяет те проблемы исторического и духовного развития общества, которые актуальны сегодня.

Только такой методологический подход поможет нам определить наиболее важные по научном значимости проблемы истории отечественного образования м внесенного вклада в его развитие прогрессивными русскими педагогами XIX века, чье наследие подлежи! углубленному изучению.

Осуществлении) такого подхода к оценке их наследия сегодня способствуют те кардинальные изменения, которые произошли во всех сферах нашей дейсі тигельное їй в последнее десятилетие. Социокультурная ситуация, сложившаяся в России за jtot период, характеризуется сменой приоритетов ценностей в общественном сознании. Деидеологизаиня школы и воспитания, отказ от марксистских догм создают для ученых возможности для преодоления ранее сложившихся классовых стереотипов в отношении духовных ценностей общества. Они открываю! путь новым концепциям и взглядам на правдивое освещение ие іорико-иедагогических процессов., в і ом числе и истории просвещения и школы на Кавказе,

Изменившиеся исторические условия в стране позволяют по-новому взглянуть и оценить деятельность многих русских прогрессивных педагогов, в і ом числе и деятельность видного педагога-гуманиста 40-00-х годов XIX века Я. М. Неверова, чьи заслуги, прогрессивная педагогическая деятельность и вклад в развитие педагогики долгое время либо замалчивались по конъюнктурным соображениям, либо характеризовались односторонне, тенденциозно, оставались невостребованными. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость переосмысления ряда вопросов, относящихся к русской гуманистической педагогики XIX века, истории школы на Кавказе с целью ликвидации нч «белых пятен».

Что касается научно-нросвечигельской и педагогической деятельности Я М. Неверова (I К I (I 1893 гг.), то она до сих пор фа к- тически не изучена, нот о нем ни защищенных диссертаций, ни опубликованных трулов, если но считать очерка воспоминаний о нем, оставленного нам его другом по Кавказу и Петербургу Д. Д. Семеновым.

Между тем в 40-9U-X годах XIX века о нем знала чуть ли не вся мыслящая Россия. Имя его произносилось с уважением в обществе и печати, как имя передового человека, друга Т. Н. Грановского, Н. В. Станкевича и И. С. Тургенева, видного педагога-гуманиста, автора замечательных трудов но вопросам воспитания и образования. Не было, пожалуй, в педагогической науке ни одной более или менее значимой проблемы, которой бы он не коснулся.

В развитие школы России и Кавказа преимущественно русской и народной Я. М Ненеров внес большой вклад. Его деятельность на Кавказе объективно способствовала приобщению горских народов к передовой русской кулыуре.

Неверов Я. М. был приверженцем идей русской гуманистической педагогики и сделал много для ее творческого развития. По оценке академика И. Д. Инкандрова, «гуманная педагогика - общечеловеческая ценность, имеющая начало в природе человека и в конечном смысле преодолевающая различия - этнические, идеологические, классовые» (Никандров И. Д. На пути к гуманной педагогике //Советская педагогика 1990. № 9. С. 46-47). Будучи приверженцем этой педагогики и се высоких гуманных идеалов, Я. М. Неверов сделал много для её творческого развития. С позиций этой педагогики он решал многие актуальные проблемы образования и школы

Для воссоздания целостной картины развития школы на Кавказе в XIX веке и научно-педагогической деятельности Я. М. Неверова в этом регионе важное значение имеют не только архивные материалы, документы о народном образовании и отчет попечителя Кавказ- ского учебного округа, но и труды дореволюционных авторов. Об исюрии, духовной культуре, школе и воспитании, нравах, обычаях народов Кавказа в XVIII XIX веках много писали ученые- кавказоведы русского и иностранного происхождения: А. П. Берже, С. Г. Гмелнн, И, Л. Гюльденштедт. 1-І. Данилевский, Н. Дубровин, М. М Ковалевский, Ф И Леонтович, Л. Я Люлье, В. Ф. Миллер, Л. Н, Модзалевский, П. П. Надеждин, П. С. Паллас, Л. Л. Штедер, А. Шег-рен, К. П. Яновский и др.

На рубеже XIX XX веков проведено много интересных исследований М. Абаева, Ч, Ахриева. И. Капукова, I . Кокиева, М. Косве-на. посвященных петормко-лнографическим, фольклорным и некоторым проблемам кавказских народов.

Ценные сведения о появлении первых очагов просвещения, школ и училищ на Северном Кавказе, а также о жизни, школьных, студенческих годах и начале педагогической деятельности Я. М. Неверова имеются в статьях, очерках биоі рафического характера Н. Бродского и Д. Семенова.

В трудах М. В. Краснова «Историческая записка о Ставропольской гимназии» (Ставрополь, 1887 г.) и «Просветители Кавказа» (Ставрополь, 1913 г.) показана деятельность первых миссионерских и просветительских организаций на Кавказе.

Сведения о возникновении первых приходских и уездных училищ и ходе учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 год мы черпаем из «Памятной книжки Кавказского учебного округа на 1880 год» (Тифлис, 1879 г.), составленной Л. Н. Модзалевским. При этом в подавляющем своем большинстве эти работы полностью посвящены лишь вопросам просвещения и развития школы на Северном Кавказе.

Что касается жични и педагогической деятельности Я. М. Неверова, то она не была предметом специального исследования в этих работах.

Таким образом, с учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования «Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М Неверова (1810 - 1893 гг.}», проблема которой сформулирована так; каковы организационные, общепедагогические и дидактические положения Я. М Неверова и его вклад в развитие теории, практики образования, воспитания в России и на Кавказе. Решение этой проблемы составляет цель исследования

Объектом исследования является школа и педагогическая мысль народов России и Кавказа в XIX веке,

Предметом исследования научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова и защита им идей гуманистической и демократической педагогики в России

В соответствии с проблемой, предметом л целью исследования определены следующие задачи: - дать характеристику учебной, научно-просветительской и педа гогической деятельности Я. М Неверова в России и на Кавказе; - выявить условия и факторы формирования общественно- политических идеалов, педагогических воззрений Я. М. Неверова; проанализировать идеи гуманистической педагогики Я. М. Неверова в его трудах и педагогических статьях; раскрыть сущность общепедагогических и дидактических воззрений Я. М. Неверова и его подходы к решению проблемы педагога; определить роль и значение педагогической теории Я. М. Неверова для современной практики воспитания и подготовки подрастающих поколений к жизни.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи оошественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогической мысли народов, изучении педагогических явлений в их диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности, о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении людей к духовному наследию прошлого и др.

Методы исследовании. Для решения поставленной цели и задач исследования использован следующий традиционный комплекс методов историко-педагогнческих исследований: изучение и анализ арчи иных документов; сравнительно-сопоставительный анализ; - теоретический анализ историко-этнографических, историко- педаї огических, литературных и фольклорных произведений по те ме.. - теоретический анализ учебников, учебных планов и программ дореволюционных школ России и Кавказа; - обобщение и систематизация полученных результатов. Источниковуїо базу исследования составляют: архивные документы, извлеченные в центральных архивах тт. Москвы, С-Петербурга, Тбилиси, Ставрополя, Нальчика, Владикавказа; работы дореволюционных и современных авторов о школе и труды Я, М, Неверова о школе и воспитании; документы Министерства Народного Просвещения России о школе; циркуляры и отчеты попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений на Кавказе; переписка Я. М. Неверова с друзьями

Научна» новизна исследования: - поставлена и решена одна из актуальных проблем историко- педагогических исследований общего и регионального характера; - определение вклада видного прогрессивного русского педагога- гуманиста 40-90-х годов XIX века Я. М. Неверова в развитие теории и практики отечественного образования в России и школы на Кавка зе; приведена в систему научно-педагогическая биография Я М. Неверова; дано целостное представление о его научно-педагогических подходах к проблеме подготовки подрастающих поколений к жизни; раскрыта сущность общепедагогических идей и дидактических взглядов Я. М. Неверова; представлены научно-обоснованные аргументы Я. М. Неверова в защиту популярной в 50-60-х годах XIX века идеи Н. И. Пирогова об общечеловеческом воспитании и образовании в противовес сословности и ранней специализации в системе российского образования; выявлены важные с точки зрения общечеловеческих, нравственно-гуманистических ценностей его непримиримые позиции с практикой муштры и применения к детям телесных наказаний и защита им идеи воспитания в школе сознательной дисциплины; охарактеризованы пути и средства, рекомендованные Я. М. Неверовым для поднятия престижа материально-правового положения народного учителя в обществе, его образованности и профессиональной компетентности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в своих трудах, педагогических очерках и отчетах о состоянии школ в возглавляемом им Кавказском учебном округе, Неверов Я М., исхо- дя из конкретных исторических условий России и Кавказа, обобщил и творчески применил к их деятельности лучшие традиции и положения русской гуманистической педагогики. Он претворял их в жизнь, Я. М. Неверов предлагал создать особую русскую национальную модель школы, национальную систему воспитания, свободную от иностранных воспитательных влияний, выражающую особенности психологии, национального характера своего народа, его языка, истории, культуры и традиций. Тем самым Я. М. Неверов способствовал обогащению наших представлений об актуальности, непрерывности и преемственности гуманистических и демократических начал в современной практике воспитания и давал для нас возможности создавать на их основе различные альтернативные модели школы при сохранении ее аутентичности, т.е. подлинности своего самобытного национального лица.

Теоретически значимы разработанные Я. М. Неверовым в творческом сотрудничестве со своими друзьями и соратниками Д. Д Семеновым, Л. Н. Модзалевским, П. К. Усларом и др. основы подготовки педагогических кадров для школ многонационального Кавказа, а также многие положения из его «Ученического кодекса» и устава «Специальных педагогических классов» Ставропольской губернской гимназии.

Основные положения, выносимые на защиту:

Система факторов, определивших гуманно-демократический характер общественно-политических идеалов и педагогических воззрений Я. М. Неверова.

Вклад Я. М. Неверова, педагога-просветителя, педагога-гуманиста и педагога-администратора в развитие школы и педагогической мысли народов России и Кавказа

3. Основные и ведущие идеи педагогической концепции Я. М. Неверова: мысль Я. М. Неверова о создании русской национальной системы воспитания, свободной от влияний иностранных воспитательных систем; идея народности в интерпретации Я М. Неверова как идеи, выражающей национальный характер народа, его психологию, историю, культуру, традиции.

Защита Я. М. Неверовым идей общечеловеческого воспитания и образования, гуманизации и гуманитаризации педагогических процессов.

Я. М. Неверов о путях и средствах рациональной постановки обучения в школе. система подготовки учительских кадров; - совершенствование программно-методической работы учителя в школе; - проблема учебников для кавказских школ и др. Практическая значимость исследования Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора, полученные в процессе исследования, могут быть использованы в процессе школьного и вузовского обучения, в ходе чтения студентам педагогических факультетов университетов спецкурсов по исюрни и теории педагогики и в системе подготовки и переподготовки учительских кадров.

Обоснованность и достоверность научных результатов и выводов обеспечена широкой источниковой базой исследования, основанного на указанных выше теоретико-методологических принципах и соответствием методов цели и задачам исследования.

Апробация и внедрение регулыатов исследования осуществлялись по мере завершения его структурных разделов. Результаты исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений с докладами и сообщениями на всероссийских, региональных научно-практических конференциях, проводимых за последние семь лет во Владикавказе, Карачаевске, Махачкале, Нальчике, Пятигорске и других городах по проблемам своей диссертации, истории и теории педагогики

Они внедряются в вузовский процесс обучения в условиях Севе-ро-Осетинского государственного университета в процессе чтения лекций по спецкурсам «Просветители народов Северного Кавказа» и «Традиционная система воспитания северокавказских народов» на факультете социологии и психологии.

Опубликованные материалы диссертации используются студентами и аспирантами при написании дипломных и диссертационных работ,

Организация и )тапы исследования

Исследование проведено в три этапа;

I этап; 1997 - 1998 гг. - предварительное ознакомление с со стоянием изученности проблемы. Определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме,

II этап: 1999 - 2000 гг. - сбор научной информации и материа лов по диссертации, подготовка статей к изданию

111 этап: 2001 2002 гг. - систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации.

Структура исследования Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы (152 источника). Общий объем диссертации - 183 стр.

Прогрессивные последствия присоединения Северного Кавказа к России

В исторических судьбах северокавказскнх народов важнейшую роль сыграли такие факторы, как присоединение Северного Кавказа к России и приобщение его народов через русскую культуру к мировой цивилизации. Эти факторы были поистине историческими и судьбоносными, сыгравшими решающую роль в социально-экономическом, пол и іическом и духовном развитии северокавказских народов. Будучи подготовлен всем ходом русско-кавказских отношений, акт присоединения северокавказских народов к России был следствием длительного развития :»тих отношении.

Исторически судьбы русского и северокавказских народов издревле тесно переплетались между собою и с другими народами, происходил процесс взаимодействия их культур и традиций, «скрещивались сложные этнические процессы, в ходе истории сдвигались племенные и территориальные границы.,., имели место преемственности древнейших культур с культурами последующих времен» [28. 6-7].

Появление первыч очагов просвещения, книг, школ и образованных лиц среди северокавказских народов как прогрессивный результат присоединения Северного Кавказа к России относится к XV11I столетию, а знакомство и связи тгич народов с русскими, грузинами, греками, немцами, французами., итальянцами и другими народами относится к еще более отдаленным временам. Об этом свидетельетвуют памятники материальной и духовной культуры, сведения зарубежных и русских ученых и путешественников.

Исходя из сказанного, время установления русско-адыго-алаиских отношений можно отнести к IV XJJ1 вв Достоверно известно, что торгово-экономические, дипломатические и культурные связи между Северным Кавказом и Русью стали устанавливаться гоїла же. Именно в этот период бывали на Кавказе славяне-воины и купцы с целью усі ановления политических и культурных коніикіов с народами Северокавказского региона. Они хорошо знали «алаио-ясов», предков осетин, «касогов (кашек)» кабардинцев и черкес, «ваннахов» чеченцев, ингушей, «булгар» балкарцев и представителей других народов и племен Северного Кавказа [88 6-9, 178

К числу наиболее интересных источников рассматриваемого периода об аланах, являющихся до татаро-монгольских походов самым многочисленным народом из всех северокавказских народов, занимавших территорию Северного Кавказа от Приазовья и Нижнего Лона вплоть до Дагестанского края, относятся сведения, изложенные и Записке Доминиканского миссионера Юлиана, совершавшего нисшествие по Восточной Европе в 1231 году и побывавшего одновременно в Крыму и Северокавказском регионе.

В своей Записке он изобразил некоторые стороны жизни средневековых алан, их социальные отношения, занятия и быт [107. 12-13]

Другие сведения об аланах даны в «Путешествии в восточные страны» Вильгельма де Рубрука, французского монаха, побывавшего в середине XIII века на Северном Кавказе. Известно, что аланы оказали упорное сопротивление монголам, но были разгромлены, а остатки их ушли в горы. По свидетельству французского путешественника, некоторые города и крупные населенные пункты, блокированные полчищами татар, держались годами, а многие горные районы алан вовсе не были завоеваны монголами [13. 13-Ю],

Что касается кабардинцев «касогов», то о них знали также многие иностранные ученые и путешественники, в частности, византийский летописец Феофан, живший во второй половине VIII и в начале IX в., упоминает «Зихию» как значительную страну на восточном берегу Черного моря, подразумевая под этим названием страну Западных адытов. Такой же позиции придерживался и итальянский путешественник второй половины XV века Джорджио Интернано, лично посетивший страну адыгов. Он писал: «Зихи - так называемые на языках: итальянском, греческом, латинском, татарами же и турками именуемые Черкесы, сами себя называют - «адыга» [26. 44-45].

Известно также и то, что в отдельные исторические периоды в X -- XII, XVI вв. между русскими и северокавказскими народами устанавливались не только торгово-экономические контакты, но и династические связи. Ряд русских князей Владимиро-Суздальские: Андрей Боголюбский (1І57-ІЇ74), Всеволод III - «Большое гнездо», Киевский - Ярополк Владимирович (1132-1159), Иван Грозный -были женаты на дочерях аланских и кабардинских князей [87. 6-50, 178.

В 1861 году царь Иван Грозный женился на дочери князя Кабар-ды Темрюка Идарова Гуашеней При крещении ей дали имя Мария. Существует мнение, что до выхода замуж за Ивана Грозного ее обучали книжному делу в Грузии Мария принимала участие в государственных делах, принимала послов. Женитьба Ивана Грозного на княжне еще более укрепила русско-кабардинские отношения и упрочила положение Кабарды на Северном Кавказе [26. 90].

Русско-северокавказские отношения стали укрепляться в особенности со времени образования на Таманском полуострове Тмута-раканского русского княжества в X веке [98. 10].

Объясняется это тем обстоятельством, что Северный Кавказ в ту пору стал связывающим звеном между Русью и Закавказьем. Через Тмутаракань велась оживленная торговля русских с Востоком (74. 67-72 - Торговые отношения поддерживались и с Византией (39. 175-185].

Связи и контакты между русским и северокавказскими народами прервались почти на ірисі а лег в период таїаро-мош одьских походов на Русь и Кавказ, но поддерживались в какой-то лі ере через своих посланников и правителен-князей, приезжавших в столицу Золотой Орды на Нижней Волге - Сарай [28. 210], а также через русских и северокавказских мас і еров-ремесленников, угнанных гагарами в свои владения, где они находились в плену в одинаково тяжелом положении, Отношения пи восстанавливались по мере ослабления Золотой Орды.

В ХІІІ - XV веках русские беглые люди из татаро-монгольской неволн все чаще находили приют у горцев и в гарнизонных крепостях, создаваемых в XVI - XVII веках Россией на Кавказе. В XVI веке северокавказские народы в союзе с Россией вели борьбу за свою независимость против турецкой экспансии и ее вассала крымского ханства на Северный Кавказ

Положительное культурное влияние на аборигенов Северного Кавказа оказывали первые поселения терских казаков в этот регион в XVI - XVII вв., которые вместе с северокавказскими народами активно отражали атаки гурков и крымских татар [42. 16].

Истоки просвещения и образования на Северном Кавказе

Присоединение Северного Кавказа к России имело историческое значение и сыграло объективно прогрессивную роль в жизни его народов. Помимо социально-экономических факторов развития этих народов, оно создавало условия и для приобщения их к культуре европейской и тем самым положило начало и школьному делу и развитию грамотности среди них.

Поэтому правомерно говорить, что прогресс школьного образования на Северном Кавказе стал возможным лишь после присоединения его к России. Но прогрессивное влияние России на духовное развитие горцев началось давно и шло разными путями [88. 26-29].

Первыми распространителями книжных знаний и грамотности среди горцев были русские священники, бежавшие обычно из крымско-татарского плена во времена русско-крымских сражений в XVI веке и обучавшие горских детей русскому языку, а аманатов-заложников в военных крепостях - русской грамоте.

В своей книге «Просветители Кавказа» (Ставрополь, 1913) М. В. Краснов отмечает, что «в 1660 году свяшенник московской церкви Ипатия чудотворца Илья» был пленен крымскими татарами и продан в Турцию, а оттуда в Грузию, затем в Кумыкию, Здесь он узнал, что по соседству живут христиане-осетины, и бежал к ним. Они приняли его любезно, и вскоре он кое-как научился их языку и стал обучать их детей грамоте и русскому языку, пользуясь русскими буквами.

В зимние долгие вечера отец Илья рассказывал осетинам про Московское государство и его государя. Но и первую весну священник ушел к гребенским казакам на Тереке, а от них - в Терскую крепость, и затем с русскими промышленными людьми Каспийским морем и Волгою добрался до Москвы.

Но свидетельству того же Краснова, профессора старейшей в России Ставропольском гимназии, такая участь постигла и Ливонского священника 1 ригорня, попавшего также в плен к крымским татарам и проработавшего у них на каторжных работах более шести лет, а затем проданного ими одному кабардинскому владетелю, от которого он сбежал к русским в Терскую крепость.

Здесь ему припіл ось жить среди аманатов, т.е. детей-заложников от горских феодалов, которых русские брали в гарнизонные крепости Северного Кавказа для обучения их русской грамоте, а затем военному делу и с целью поддержания у горской знати верноподданнических настроений и чувств к российскому престолу

В числе аманатов обычно выделялись природно-одаренные дети, хорошо поддающиеся обучению и воспитанию. Григорий знакомил их с содержанием рукописной книги (требника), сбереженного им даже будучи в плену у татар, которым они живо заинтересовались Он пояснял им, как сосгавляюіся и пишутся книги, т.е. обучал их письму славянских букв.

Наконец, в третьем эпизоде М. В. Краснов поведал нам о Василии Ватутине, переводчике среди калмыков, обучавшего их детей русскому языку и русской грамоте [38. 7]

Все эти попытки ознакомить горцев Северного Кавказа с русской культурой и обучить их русскому языку носили частный случайный характер и успеха не могли иметь хотя бы потому, что эти священники, переводчики, так называемые пионеры первых просветительских начинаний, рано или поздно покидали этот регион, а главное - еще в начале XVII века у русских не была еще продуманной система обучения аманатов.

Тяга же горцев к знанию в условиях полного отсутствия своей письменности была весьма заметной, и всё более усиливалась но море упрочения их торгово-экономических и культурных контактов с Россией. В этой ситуации правительство делало попытки наладить систему обучения и воспитания аманатов. Одновременно предпринимало меры по охвату этой системой обучения детей горцев еще не присоединившихся к России

Последних правительство не могло привлекать к обучению русскому языку добровольно, поэтому на первых порах до создания на Северном Кавказе правительственных школ в центре его внимания были аманатские группы, которых издавна содержалось много то в Терках, Кизляре и других русских крепостях. В аманаты большею частью попадали дети, иногда малолетние, а также молодые люди из родственных владетельных особ горских племен [36, 3-4]. Кроме крепостей Терки и Кизляра аманаты содержались и в других местах, в специальных «аманатских избах.» и домах в Дербенте, в крепости Святого Креста на реке Сулаке в Дагестане, а позже в Нальчике и во Владикавказе. Такие сведения мы черпаем из «Материалов для новой истории Кавказа с 1772 по 1803 год» (СПб., 1869) академика Российской Императорской Академии, крупнейшего историка-кавказоведа XVIII - XIX вв. П. Г. Буткова, в которых говорится, что еще в 1672 году после победоносного похода Аюк-хана, выступившего в Кабарде против некоторых непокорных владетелей от имени русского правительства, им было взято от них много аманатов, которые обучались в Терской крепости русскому языку и рус-ской грамоте. Известны имена кабардинских аманатов, содержащихся в 1735 году в крепости Кизляр, о которых писал П. Г. Бутков. Имена лих аманатов Дударук, сын крупного владетеля Ьемета Кургиника, Шелох сын владельца Кайсина, Кургоха - сын владельна Татархана, младенец Шабач-Гирей, сын знатного дворянина-учдена Куденетова из Ьолымон Кабарды, а также имена шести узден-ских малолетних сыновей И ПЯТЬ учденеких сыновей из Малой Кабарды.

В виде меры накачаиня за проявленные неверноподданнические настроения со стороны укачанных кабардинских владетелей их малолетние сыновья переводились в аманатскую группу города Астра-х а н и.

После победоносной для России под предводительством Петра Великого русско-персидской войны (172 1-І 722 гг.) и взятия под российский протекторні многих прикаспийских владетелей, правительство брало аманатов и \ аварских, лезгинских и других владетелей Дагестана. Только в одной Кизлярекой крепости, которая территориально относилась к Кавказской области за 1743 год таких аманатов от кабардинского, осетинского, чеченского и ингушского народов содержалось 110 человек, а от ногайских племен за 1788 год более 50 аманатов.

Общие сведения о жизненном пути, школьных и студенческих годах и начале научно-публицистической и педагогической деятельности Я.М Неверова

Когда он жил для родины моей». - писал с благодарностью Коста Леванович Хетагуров, посвящая эти строки памяти Януария Михайловича Неверова, бывшего директора Ставропольской гимназии, воспитанником которой был и сам позт [97 66]. В истории русской культуры, общественной и педагогической мысли много славных имен. В ряду их достойное место по праву занимает и имя Януария Михайловича Неверова, одного из замечательнейших людей России в XIX веке, видного представителя отечественной либерально-демократической гуманистической педагогики, друга Н. В, Станкевича, И. С. Тургенева и І. Н. Грановского, историка-кавказоведа и распространителя русского образования на Кавказе. Я. М. Неверов находился в переписке со многими писателями и учеными (И. С. Тургеневым, В. В. Григорьевым, Н. А. Коффом и др.) и оставил интересные «воспоминания», отрывки из которых печатались в журнале «Русская старина» («И, С. Тургенев в воспоминаниях Я. М. Н.», 1883. Т. XL; «Грановский», 1880. Т. XXVII; «Из крепостного быта», 1883. Т. XL и др.) [106 810-81 I]. Из педагогических его статей и очеркон наибольшее научное значение имели в свое время и для современной школы статьи: «Автобиография», «Что нужно для народного образования в России?», «К иопросу о наших гимназиях», «Специальные педагогические классы при Ставропольской губернской гимназии», «К вопросу об образовании инородцев», «Ьще об образовании инородцев», «Программа по истории для кавказскич гимназий и прогимназий», Циркуляры и отчеты попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1864 187 8 годы, составленные при его активном участии и под его редакцией [95. 14-39]. Важнейшим и редким библиографическим источником для полного освещения фактов из жизни и деятельности Я. М. Неверова являются архивные документы и фонд Я М. Неверова под № 372, состоящий из 25 дел и хранящийся в отделе письменных источников в Архиве Государственного исторического музея бывшего СССР (а ныне Российской Федерации) [109. 1-25У. Педагогические идеи Неверова перекликаются с идеями К. Д. Ушинского, Н И. Пирогова, Д. Д. Семенова, а политические идеалы - с взглядами Н. В. Станкевича, Г. Н Грановского, И. С. Тургенева, Януарий Михайлович был не только педагогом-просветителем, но и личностью ярких научных дарований, писателем и журналистом. Своими выступлениями в печати по проблемам школы он внес важный вклад в развитие русской демократической педагогики и способствовал утверждению в ней гуманистических идеалов и принципов, прежде всего положения об уважении к достоинствам и правам личности ребенка и личности педагога. И не смотря на это, его жизнь и научно-педагогическая биография еще никем не изучены, если не считать воспоминаний о нем Д. Д. Семенова [80. 13-28] и Н. JJ. Ьродского ]11. 73-83]. Между тем в 40 - 90-х годах XIX века о нем знала чуть ли не вся мыслящая Россия. Имя его произносилось с уважением в печати как имя передового человека, друга Н. В. Станкевича, И. С. Тургенева и Г.Н.Грановского, видного представителя либерально- демократического направления русской педагогической мысли, автора замечательных трудов по вопросам воспитания, обучения и образования. Школьные годы будущего ученого-педагога прошли в Нижегородской губернии. Здесь, 18 августа 1810 года в селе Варякушах Ардатовского уезда он родился. Отец его Михаил Григорьевич Неверов был секретарем Ардатовского земского суда, но, провинившись в чем-то, был отстранен от этой должности и занимался частной практикой, управляя делами богатого помещика П. А. Кашкарова Он часто бывал в его имении, селе Варякушах, сблизился с его побочною дочерью Александрой Петровной Чернявской, с будущей матерью Януария Михайловича, Но гак как Кашкаров был против их брака, то Чернявская вышла замуж за Михаила Григорьевича без его согласия, что вызвало его возмущение и, следовательно, создало много проблем для их последующей жизни. Первым ребенком от этого брака был Януарий Михайлович Неверов. В своей автобиографии он с горечью вспоминает о той нездоровой семейной обстановке семьи Неверовых, в которой протекало его детство и тех последствиях, которые имели для него роковое значение Януарий Михайлович вспоминал, что во время одной из таких ссор «в последние дни беременности моей матери мною за обедом пьяная бабушка начала бранить мою мать и бросила в нее тарелку. Горько рыдая, испуганная мать побежала и, споткнувшись, упала па пороге и сильно расшибла себе живот: через несколько дней я явился на свет с залитыми кровью глазами, так что с первого же дня моего существования я попал в руки врачей, и хотя один глаз поправился, но на другой я остался слеп на всю жизнь». После Я ну ария у Неверовых родились еше двое детей, но они умерли. Януарий Михаилович даже вспоминает, что отец долго не мог проститі) свою дочь за ее поступок, поэтому долгое время ей пришлось испытывать маІериальные затруднения. «Я один пережил моих родителей, - писал Неверов. - и помню себя одиноким с самого раннего детства, которое протекало в первое время в Ардатово» (1 10. 1-2]. Вскоре Неверовы переехали в город Арзамас в поисках работы. Пережитое и воспоминания о близком и самом дорогом человеке-матери, глубоко запали в душу юного Неверова. Быть может, это и заставило его впервые .задуматься над смыслом жизни и в юности стремиться стать самостоятельным, образованным и свободным человеком, во что бы то ни стало бороться со злом, несправедливостью и насилием. А семья по-прежнему бедствовала. В этих условиях Кашкаров простил свою дочь, и пятилетний Януарий с матерью переехали жить к нему в Варя куш и, а отец остался в городе Арзамасе. Время от времени, по словам Януария Михайловича, родители встречались в Арзамасе, но супружеского согласия уже больше не было [II. 7 7-78].

Критика Я. М. Неверовым сословности образования и зашита им идеи народности и общечеловеческого воспитания

Педагогические идеи Я М Неверова, частично затронутые нами, содержатся в его многочисленных публицистических выступлениях, грудах и очерках. К ним, прежде всего, следует отнести: «Что нужно для образования в ( осени . », «Нравственный катехизис» или «Ученический кодекс», «Специальные классы при Ставропольской губернской гимназии», «К вопросу об образовании инородцев», «Кще об образовании кавказских горцев», «Практические замечания провинциального педагога на проект устава низших и средних училищ ведомства Министерства народного просвещения». «Программа истории для кавказских гимназий и прогимназий», «Отчеты Попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений» за 1864-1878 годы, «К вопросу о наших гимназиях» и др.

Выступая в педагогической печати («Вестник воспитания», 1857, № 4) по поводу статьи Н. И. Пирогова «Вопросы жизни», опубликованной в 1856 году в журнале «Морской сборник» и вызвавшую бурную дискуссию в печати о недостатках нашей системы воспитания, как о серьезных причинах технико-экономической отсталости России и ставшие поэтому причиной ее поражения в Крымской войне (1853-1856 гг.) Неверов вслед за великим русским хирургом Н. И. Пироговым указал на них, как на одну из причин поражения России в этой войне и требовал от правительства их неотложного решения.

Вместе с тем, отрадным явлением он считал то обстоятельство, что обсуждение злободневных проблем воспитания приобрело тогда в России всеобщий всеобъемлющий характер в различных кругах общества, призадумавшихся о несовершенстве нашей воспитательно-образовательной системы и необходимости ее улучшения. Подчеркивая значение вопросов воспитания для судеб новых поколений, он назвал их «высшими вопросами жизни», подлежащих неотложному решению.

По его твердому убеждению решение хтих проблем в России обкладывалось не только и не столько потому, что в ней не было тогда достаточно образованных люден, которые не мирились бы с рутиною в области образования и :не старались бы найти путь к сердцу обучаемого юношества, способных вдохнуть ему любовь ко всему прекрасному, доброму, словом, не только выучить, но и образовать, воспитать молодое поколение», сколько потому, что в обществе не было полного понимания веси важности решения школьных проблем для его прогрессивною развития.

Он указывал также па отсутствие в научно-педагогической литературе более или менее значимых конкретных путей их решения и наличие большей своей частью школьной рутинной механической практики обучения.

Исходя из реалии действительности н своего большого педагогического опыта, Я. М. Неверов говорил о ложных направлениях в системе русского образования, ее пороках, об оторванности школы от жизни и науки, семейного от общественного воспитания [57. 412-4 15] и др.

Эти и вопросы нравственно-религиозного воспитания, а также соотношения факторов формирования подрастающей смены были предметом пристального внимания Я М. Неверова. и его статьях и очерках четко прослеживается проблема о цели воспитания.

При этом Неверов придерживается в них популярной в 50-60-х годах XIX века идеи общечеловеческого воспитания [57. 423-424], выдвинутой Н. И. Пироговым против господствующей в то время официальной педагогической доктрины о ранней специализации и сословности воспитания [73. 47-611.

Вслед за Н. И. Пироговым Я. М. Неверов говорит что «человеку нужно не только приобретать полезные в жизни тения, но, прежде всего, быть человеком», существом нравственно развитым, духовны \т., живущим не только для себя, но и для других членов общества

По его же свидетельству іта задача ни в семье, ни в обществе долгое время не выполнялась и в них благородные нравственные устремления людей редко стояли на первом плане

Осуждая серьезные недостатки существующей системы воспитания, -Я М. Неверов отмечал, что и родители, и общество взамен общечеловеческих выбирали для детей узкоэгоистические практические цели, осуществление которых обеспечивало бы им титулы и карьеру.

Для сыновей своих они предназначали цель их будущей жизни «носить густые эполеты, имегь блестящие экипажи», дочерей же своих готовили «к безумной роскоши и кокетству». Он считал, что утверждению такого ложного направления в воспитании способствовали сами школьные учреждения, начавшие делить своих учащихся на лиц, которые пойдут на службу, и на лиц. готовящихся в университеты 157. 421-4231.

Похожие диссертации на Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810-1893 гг. )