Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности Пушкина Тамара Федоровна

Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности
<
Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пушкина Тамара Федоровна. Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Воронеж, 2000 148 c. РГБ ОД, 61:01-13/1234-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО САМОСТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА 12

1.1. Самостановление - критерий нравственной зрелости личности 12

1.2. Готовность старшеклассников к нравственному самостановлению в процессе организации воспитательной деятельности 29

1.3. Влияние историко-краеведческои деятельности на нравственное самостановление личности 43

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ САМОСТАНОВЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 55

2.1. Психолого-педагогическая диагностика базовых качеств готовности личности старшего школьника к нравственному самостановлению 55

2.2. Организация историко-краеведческои деятельности старших школьников в процессе нравственного самостановления личности 75

2.3. Взаимосвязь нравственного самостановления личности старшеклассника и его статуса в школьном коллективе 95

2.4. Педагогические условия эффективности нравственного самостановления личности старшего школьника в историко-культурной деятельности 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114

БИБЛИОГРАФИЯ 119

ПРИЛОЖЕНИЯ 127

Введение к работе

Современный этап развития российской государственности ставит проблему формирования социальных и духовных основ гражданского общества. Закон Российской Федерации «Об образовании», в редакции 1996 года, обращает внимание педагогов на значимость нравственного аспекта в образовательном процессе в новых условиях. Воспитание «гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» - важная задача школы [23].

Анализируя особенности исторического пути России, русский историк и социолог К.Д. Кавелин, отмечал, что «развитие нравственной личности, самостоятельной и самодеятельной» является основой «не только гражданского и общественного, но и вообще всякого человеческого существования» [28]. Взаимоотношения субъекта с обществом с позиций нравственности гарантируют социально ценное, ответственное, рациональное и деятельное принятие им своих конституционных обязанностей.

Значение и сущность человеческого субъекта как «потенции бесконечного совершенства» раскрыто в трудах отечественных философов Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева. В их понимании «человеческий субъект» выступает как «самостоятельный центр живых сил .., как существо, могущее в сознание жизни своей вместить абсолютную истину» [81, с.504].

Исследователи субъектного мира человека выделяют его качества: социальную адаптивность, социальную заинтересованность, ориентацию на общепринятые нормы и нравственные ценности, которые интегрируют в целостное, сложное личностное образование - гражданственность. Путь к такому способу личностного проявления постигается через нравственное самостановление.

Старший школьный возраст - период активного формирования личности, осознания себя гражданином страны. Необходима такая воспитательная систе- ма, которая была бы основана на использовании личностью своего внутреннего потенциала и ориентирована на создание условий для социально ценной и лич-ностно значимой деятельности субъекта, приносящей ему моральное удовлетворение.

Данное исследование связано с трудностями поиска нравственного идеала личности старшеклассника в изменившихся условиях воспитания. Мы убеждены в том, что его надо искать на собственной земле, в родной истории, родной культуре.

Оптимальным вариантом структурирования личностью социально-нравственного опыта индивидуального и общественного сознания как опоры личностного становления можно считать историко-краеведческую работу старших школьников. Краеведческий поиск обогащает воспитательное пространство личности старшеклассника, так как обеспечивает реальное участие каждого в жизни малой Родины, разновозрастное общение с состоявшимися личностями, совместные со взрослыми проекты; создает особую атмосферу окружающей среды, позволяя ощутить себя членом уникальной социальной общности - земляки.

Нравственное самостановление личности - многоаспектная проблема. Анализу её посвящены исследования, отражающие: целостное восприятие процессов социального становления личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); деятельностный подход в развитии личности (В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); формирование образа «Я» в период становления личностной идентичности (И.С. Кон, Э. Эриксон); способы управления и самоуправления личностным развитием (С. М. Годник, А.В. Иващенко, А. Маслоу, Ю.М. Орлов, К. Роджерс, Л.И. Рувинский); саморазвитие как высший этап становления личности (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский); стратегию и тактику саморазвития личности (В.И. Андреев, Е.А. Бодина, Л.Н. Кузнецова, Н. Е. Щуркова и др.); социально ценный жизненный опыт как предпосылку нравственного самоопределения и адаптивности (Л.П. Буева); обращение к культуре, социально-нравственному опыту старших поколений, как основе нравственного становления личности (С.А. Рогачев, Л.В. Тодоров); идею осознания личностной формы общественного богатства как мотива самостановления личности (А.Н. Шимина).

В ходе исследования мы опирались на концепцию развития духовной активности самой личности, которая реализуется в программе «Культура - нравственность - личность», разработанной кафедрой общей и педагогической психологии ВГПУ. В основу воспитания гражданина положены критерии целостного развития личности, показателями его являются продуктивная обобщенность социальных явлений, социальные ожидания, нравственные достижения (Н.М. Трофимова).

Условиям эффективности нравственного воспитания личности посвящены исследования О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, И.С. Марьенко, Г.Н. Филонова и др.

Продуктивность педагогических воздействий в процессе формирования готовности личности к самостановлению выявлена в работах А.В. Зосимовского, Б.Т. Лихачева, Н.И. Монахова, Н.М. Трофимовой, Л.М. Фридмана, М.И. Шиловой и др. Педагогические условия становления нравственного образа «Я» старших школьников рассматривались в исследованиях А.Н. Копыла, А.В. Мудрика, А.В. Тищенко, Н.Б. Трофимовой, СВ. Черенковой, В.Э. Чудновского и др.

Целью нравственного самостановления является воспитание человека культуры, способного не только к ее трансляции, но и к ее рефлексии, творению. Она интегрируется в нравственной зрелости личности. В своей работе мы исходили из понимания феномена нравственной зрелости как результата нравственного самостановления личности и опирались на работы отечественных и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, О.С. Богданова, В.Е. Турин, Г.А. Евтеева, И.С. Кон, Л.И. Мнацаканян, Р. Олпорт, К. Роджерс, А. Фромм, Э. Фромм и др.).

Значимыми для нашего исследования выступают: идеи о воспитании гра-

6 жданина как человека культуры и нравственности (Е.В. Бондаревская, Г.Н. Филонов); понимание человека как базового критерия гуманизации образовательного процесса (Н.И. Вьюнова); проблемы историко-краеведческой деятельности как средства усвоения личностью ценностей социокультурной среды (Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, СО. Шмидт и др.).

Анализ современного состояния нравственного воспитания в школе обнаруживает следующие противоречия между: ценностными ориентирами старших школьников и уровнем разработанности основ нравственного самостановления личности в современной педагогической теории; высоким воспитательным потенциалом истории и культуры родного края и недостаточной эффективностью его использования в практике педагогов; значимостью нравственного воспитания личности в обществе и ограниченностью средств применения социально-исторического опыта в педагогическом взаимодействии в условиях школы.

Данные противоречия обусловили актуальность проблемы нашего исследования и определили выбор темы: «Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности».

Объект исследования - историко-культурная деятельность старшеклассников сельской общеобразовательной гимназии.

Предмет исследования - процесс нравственного самостановления личности старшего школьника в историко-краеведческой деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на материале внеучебной деятельности эффективность процесса нравственного самостановления личности старшего школьника.

Гипотеза исследования: воспитание личности, способной к самостановлению в социально ценной и личностно значимой деятельности, будет успешным, если: оно выходит за пределы учебной деятельности старших школьников; становление «Я» образа старшеклассника связано с духовной атмосферой малой Родины; организована система деятельностей и отношений формирующейся личности с субъектами социума с целью присвоения, рефлексии и продуцирования ею ценного историко-культурного опыта нескольких поколений людей, живущих в одной местности.

Задачи исследования:

Выявить сущность и дать определение понятия «нравственное самостановление личности».

Разработать технологию историко-краеведческой деятельности как средства накопления опыта нравственного самостановления личности.

Определить уровни готовности личности к нравственному самостановлению;

Выявить критерии нравственной зрелости личности старшего школьника.

Теоретико-методологической основой исследования являются: философские идеи о личности как уникальном социальном образовании, имеющем опору для духовно-нравственного самостановления в себе самом; концепция деятельностного подхода в развитии личности. концептуальные идеи о специфике и закономерностях нравственного становления личности; последние разработки в области технологии обучения и воспитания; концепция личностно-ориентированного воспитания, сформулированная на основе гуманистических подходов в педагогике и психологии.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогиче- ской литературы по проблеме; педагогические наблюдения; индивидуальные и групповые беседы со школьниками, воспитателями, учителями; опытно-исследовательская работа, включающая анализ деятельности школьников на всех этапах исследования; анализ продуктов деятельности старшеклассников (изучение творческих работ школьников, конспективных записей, дневников жизни); анализ педагогического опыта коллектива школы; анализ социально-педагогического воздействия сообщества «земляки»; опросные, диагностические методы (анкетирование, тестирование, ранжирование).

В процессе решения задач и проверки достоверности выдвинутой гипотезы использован комплекс методов. Применение различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности.

Базой исследования являлся Землянский муниципальный учебно-воспитательный комплекс Семилукского района Воронежской области.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период с 1992 по 2000 год.

Предварительный этап (1992-19993 гг.) - определялась актуальность проблемы, разрабатывался понятийный аппарат, проводился анализ теоретической литературы, составлялась программа исследования, диагностировались уровни готовности личности к нравственному самостановлению.

Основной этап (19994-1998 гг.) - осуществлялась реализация процесса нравственного самостановления личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности, подводились итоги, корректировалась методика на индивидуально-личностном уровне, обобщались результаты поисково- исследовательской работы учащихся по созданию летописи малой Родины.

Заключительный этап (1999-2000гг.) - оформлялись материалы исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: поставлена и решена на научно-теоретическом уровне проблема нравственного самостановления личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности, впервые ставшая предметом специального педагогического исследования; сформулировано понятие «нравственное самостановление личности», определено его содержание, сущностные характеристики; обоснованы критерии нравственной зрелости личности как результата продуктивной деятельности старших школьников; обоснованы теоретически и апробированы на практике формы педагогического взаимодействия субъектов социума с целью формирования феномена гражданственности в рамках социальной общности « земляки».

Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработана программа овладения воспитанниками нравственной культурой общества с позиции его гражданского потенциала; реализована технология процесса нравственного самостановления личности старшеклассника в продуктивной деятельности, значение которой определяется эффективностью как в личностном, так и в общесоциальном контексте; обоснована специфика форм работы по нравственному самостановлению старших школьников.

Достоверность и обоснованность выводов обусловлены методологией деятельностного подхода; логической структурой теоретического и опытного исследования; глубоким изучением и анализом проблемы; применением методов, обеспечивающих проверку на валидность и надёжность; личным опытом работы диссертанта в школе.

На защиту выносятся положения:

Нравственное самостановление - продукт нравственной культуры личности, характеризующийся её принципиально новой позицией. Это переход от пассивного отношения к жизни, представления о себе как о субъекте зависимом от внешних воздействий, к её активному восприятию, осознанию личной роли в обретении и созидании себя.

Технология историко-краеведческой деятельности как накопление опыта нравственного самостановления личности представляет собой способ практической реализации становления субъектных качеств личности. Поэтапное развертывание образа «Я» в нравственном самостановлении старшеклассника реализуется в такой последовательности: согласованный мотив - самопознание - знания о нравственном опыте субъектов социума, нравственных требованиях к личности - самооценка личностных качеств в соответствии с требованиями общества - соотнесение образа «Я» с нравственным образом «Я» -продуктивная деятельность субъекта - нравственный образ «Я».

Содержательные стороны нравственной зрелости составляют аффективный, когнитивный, конативный компоненты. Данные компоненты нравственной зрелости позволяют личности избирательно относиться к происходящему во внешнем мире, к собственным умениям. Это обеспечивает возникновение её особого состояния - готовности к нравственным самоизменениям более высокого уровня.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходили на базе Землянского муниципального учебно-воспитательного комплекса Семилукского района Воронежской области.

Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на областных методических семинарах заместителей директоров школ по воспитательной работе, заседаниях кафедры общей и педагогической психологии ВШУ, областных научно-практических конференциях, секции руководителей

11 делегатов VIII Всероссийской конференции туристско-краеведческого движения «Отечество».

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение содержатся в пяти публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений; проиллюстрирована таблицами, рисунками, схемами. Структура работы определялась задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью.

Самостановление - критерий нравственной зрелости личности

Парадигмальные изменения в современной теории образования и воспитания ориентируют нас на новый подход к личности выпускника школы. Возникает необходимость вооружить ее средствами и методами нравственного самостановления. В основе теоретической разработки проблемы лежат представления о личности как феномене целенаправленного саморазвития [3].

Исследовательская работа строилась на общей теории личности как социально-нравственном явлении высокого уровня духовного развития (А.Н. Леонтьев). Формированию обобщающего взгляда на личность с этой точки зрения способствовали труды известных ученых.

Философы Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, B.C. Соловьев [5, 24, 68, 79, 80, 81] раскрыли значимость для воспитания индивидуальной неповторимости каждой личности, ее возможностей к самоосуществлению. Н.А. Бердяев считал, что человек «есть микрокосм, потенциальная величина .., в нем все заложено» [5, с. 14]. В.В. Зеньковский справедливо предупреждал об опасности замыкать задачи воспитания на развитии «периферии души»: «Целостность... заключается в установлении условий внутреннего равновесия, самообновления души. Все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри» [24, с.5]. В.В. Розанов отмечает: «Культура начинается там, где начинается любовь, где возникает привязанность; где взгляд человека, неопределенно блуждавший повсюду, на чем-нибудь останавливается и уже не ищет отойти от него. Новые и особые чувства... выделяются, образуют свежую и особенную ветвь в духовном существе человека, рост которой обыкновенно сосредоточивает в себе все его дальнейшее развитие» [79, с.49]. Заслуживают внимания идеи B.C. Соловьева о роли свободной и творческой деятельности в становлении личности, о смысле жизни. «Вся история только о том и говорит, как собирательный человек делается лучше и больше самого себя, перерастает свою наличную действительность, отодвигая ее в прошедшее, а в настоящее вдвигая то, что еще недавно было чем-то противоположным действительности - мечтою, субъективным идеалом, утопией» [79, с.627].

Идеи саморазвития личности близки и философам - экзистенциалистам. Как сказал Ж.-П. Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам» [99, с.483].

В современных философских концепциях Л.Н.Когана, М.К. Мамардашвили подтверждаются идеи непрерывного развития личности по пути совершенства. Каждый новый этап понимается как стремление субъекта приобрести те качества, которых у него нет, или они недостаточно развиты [31]. Путь к совершенству лежит через способность личности «поставить себя на предел» [49, с. 11]

Мы опирались на научную концепцию А.Н. Шиминой: личностное образование - продукт функционирования специфического типа наследования - социокультурного. В силу этого, актуальны самостоятельные усилия индивида по овладению достижениями культуры общества, присвоению их, трансляции в ходе созидательной деятельности. Ученый считает развитие способом жизни личности, выделяя при этом закономерности личностного развития, обусловленные особенностями её социального бытия. Перечислим их: единство противоречивых процессов - общения и обособления; продуктивная деятельность; творчество; закон возвышения личности («духовная вертикаль», задающая ориентиры развития личности); личностное развитие имманентно и осуществляется самим человеком в условиях образовательной среды. Личностное развитие протекает по законам самодетерминации. В самых неблагоприятных условиях человек может «выделаться» в личность, противостоять разрушительным для него факторам [106, с.49-56].

Готовность старшеклассников к нравственному самостановлению в процессе организации воспитательной деятельности

В нравственном самостановлении личности старшеклассника взаимодействуют три основных процесса: целеполагание нравственного самоизменения, нравственное самосовершенствование, самореализация своего «Я» в личностно значимой и социально ценной деятельности.

Эффективности исследуемого процесса способствует сформированностью внутренних побуждений, мотивов, целей, эмоций к продуктивной деятельности по выполнению социокультурной программы личности, осознанию их и дальнейшему саморазвитию. Мы называем это готовностью субъекта к нравственному самостановлению. На наш взгляд, она предполагает определенный уровень нравственного развития личности.

В педагогической науке существуют два подхода к его характеристике: функциональный и интегральный. Рассмотрим их с точки зрения продуктивности педагогических воздействий. Н.М. Трофимова считает, что это явление заключено в понимании личностью значения нравственных норм и правил, субъективном переживании их, осознании их смысла для себя [88]. Это положение нами было взято за основу.

Н.В. Рыбакова, Т.Ф. Назарова ведущее место в критериях продуктивности педвоздействий справедливо отводят новым нравственным формам общения личности с окружающими: культура поведения человека - изменения внутреннего мира - подчинение нравственным правилам, предъявляемым коллективом - новые нравственные отношения [74, с.21].

Н.И. Болдырев называет основным и наиболее общим критерием нравственной воспитанности - единство слова и дела, активное участие в общественно полезной деятельности, советуя этот общий критерий воспитанности, конкретизировать с учетом возрастных особенностей и возможностей школьников [13, с.187-190].

Оценку детской личности Б.Т. Лихачев советует давать не только с помощью выявления тенденций нравственного развития, но и в системе взаимодействий и взаимоотношений личности, складывающихся в основных видах ее деятельности. Она используется как средство самопознания и познания своих товарищей, стимул нравственного самовоспитания [43, с.45-49].

Н.И. Монахов основные требования к показателям воспитанности школьников сводит к отражению типичных свойств личности, обусловленных сущностью общественных отношений на данном этапе, традициями народа; спецификой основной деятельности и возрастных особенностей школьников, наиболее существенных индивидуальных отличий субъекта; осознанию наименований показателей самими учащимися. Например, в качестве социальных показателей воспитанности ученый перечисляет: патриотизм, коллективизм, интернационализм, гуманность, трудолюбие, честность, бережливость, дисциплинированность, активность, любознательность, эстетическое и физическое развитие. Таким образом, показатель воспитанности по Монахову - это отдельное качество личности [53, с.49-57].

Л.М. Фридман считает, что уровень воспитанности выражает степень сформированности школьника в соответствии с его возрастными возможностями. Показателями воспитанности ребенка он называет: поведение в семье; поведение в школе; отношение к старшим; отношение к сверстникам; поведение на улице и в общественных местах; отношение к самому себе [97, с.63-65].

Как видим, сторонники функционального подхода к моральной оценке воспитанников рекомендуют опираться на значительные перечни рядополо-женных, не сведенных в целостную структуру личности нравственных свойств. Недостаток его заключается в лоскутности сведений об изучаемой личности, не позволяющей установить ее стержневые особенности как динамичного сложного целого.

Интегративный подход (Л.И. Божович и др.) предлагает опираться на какой-то один, максимально широкий критерий, позволяющий сжато фиксировать главное нравственное содержание личности. В числе таких критериев называются нравственная жизненная позиция личности, моральная направленность, моральная устойчивость [11].

Психолого-педагогическая диагностика базовых качеств готовности личности старшего школьника к нравственному самостановлению

Целью опытно-исследовательской работы явилась проверка эффективности процесса нравственного самостановления личности старшего школьника в историко-краеведческой деятельности.

В соответствии с поставленной целью были разработаны подходы к фор мированию готовности старших школьников к нравственному самостановле нию, обоснованы уровни развития ее и диагностика. Мы проанализировали специфику позиции педагога в этом принципиально новом подходе к организа ции педагогической деятельности; обосновали необходимость привлечения сил социума с целью расширения воспитательного пространства самостановления личности, учета педагогических возможностей истории и культуры малой Родины. Нами раскрыты методические аспекты организации историко-краеведческой деятельности как фактора нравственного самостановления личности старшеклассника, определены условия его эффективности, взаимовлияние нравственного самостановления личности и его статуса в школьном коллективе.

Опытно-исследовательская работа осуществлялась на базе Землянского муниципального учебно-воспитательного комплекса Семилукского района Воронежской области.

В 1992 году в связи с возрождением традиций гимназического образования был проведен первый в истории села социологический опрос. В нем приняли участие школьники, родители, педагоги. Рассматривался вопрос: что мы понимаем под образованием? Полученные факты явились базой осмысления проблем: как нужно развивать школьника и что должно быть результатом такой деятельности?

Решение проблемы надо было начинать с близких, доступных для понимания школьников примеров, используя возможности исторического краеведения. Трудности заключались в поиске нравственного идеала для становления личности. Мы убеждены в том, что его необходимо искать на родной земле.

В исследовании был задействован весь школьный коллектив, составляющий 605 учащихся. Но для непосредственного описания, анализа и обработки данных опытной работы мы произвольно выбрали два класса: 9 «А» - гимназический гуманитарного профиля (1 опытная группа), 5 «А» - гимназический естественно-научного профиля (2 опытная группа). Численность их на начало исследования составляла: 23 и 27 учащихся соответственно.

Разный возраст школьников объяснялся следующим. Наблюдая нравственное развитие старшеклассников, мы сделали вывод о принципиально новом подходе к нравственному воспитанию школьников, в русле программы «Культура - Нравственность - Личность», разработанной на кафедре общей и педагогической психологии ВГПУ. Мы исходили из того, что в процессе формирования готовности личности к нравственному самостановлению, необходимо включение ее в систему нравственных деятельностей, стимулирующих субъекта на активное созидание себя, проектирование «Я» в будущем, ориентация на нравственные ценности, познание окружающего мира и своего «Я» в нем. Педагогические усилия были направлены на развитие активности самого ребенка. С этой целью создавались условия для овладения школьниками нравственной культурой общества, ее преобразования в нравственные достижения личности и проявления свободного выбора нормы, правил отношений с окружающим миром [75, 87, 88, 89]. Поэтому во второй группе большее внимание уделялось развитию нравственной культуры личности, вовлечения учащихся в социально ценную, личностно значимую деятельность. Нравственное просвещение должно носить опережающий, рефлексивный характер. Рефлексия развивается в условиях взаимодействия личности с открывающимся перед ней миром духовной культуры. С этой целью была продумана специальная программа освоения школьниками нравственной культуры общества, система деятельностей школьников, как источник личностного нравственного опыта. В ходе такой работы внутренний мир личности становится частью содержания образовательно-воспитательного процесса.

Похожие диссертации на Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности