Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся Николаева Маргарита Николаевна

Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся
<
Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Николаева Маргарита Николаевна. Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся : 13.00.01 Николаева, Маргарита Николаевна Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся (На примере сельских школ Республики Саха (Якутия)) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Якутск, 2005 215 с. РГБ ОД, 61:05-13/2504

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-методологические основы творческого саморазвития учащихся

1.1. Творческое саморазвитие личности как феномен и процесс 13

1.2. Принципы педагогики творческого саморазвития учащихся 45

1.3. Особенности организации творческого саморазвития учащихся в сельском социуме 56

Выводы по первой главе 78

Глава II. Содержание и технология организации творческого саморазвития учащихся сельской школы

2.1. Модель организации творческого саморазвития учащихся в сельском социуме 80

2.2. Формы и методы организации творческого саморазвития учащихся сельской школы

2.3. Динамика творческого саморазвития учащихся сельской школы

Выводы по второй главе 1Э"

Заключение 158

Библиография 161

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Преобразование социально-

экономического и культурно-образовательного пространства России тесно связано с обновлением содержания и организации образования, переосмыслением целевых установок, формированием активной, инициативной личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности. Реализация этой цели возможна на основе перевода школы в режим развития и творческого саморазвития учащихся.

В образовательном пространстве России сельская школа составляет 70,4%, в ней обучается 28,8% учащихся и работает 41% педагогических кадров страны. Специфические социальные условия жизнедеятельности сельской школы (слаборазвитая социальная инфраструктура, изолированность, отдаленность), потребность своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей обусловили необходимость выполнения социального заказа современного общества на активную личность выпускника, способного к творческой созидательной деятельности; создания организационно-педагогических условий творческого саморазвития учащихся.

Исследование проблемы творчества, творческой личности, творческих способностей на данном этапе социально-экономического развития приобретает особый статус и является объектом изучения многих наук -философии, социологии, психологии, этики, педагогики и других. Хорошо известны в этой области работы таких ученых, как К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, В.И.Заика, А.Н.Леонтьев, И.С.Кон, А.Н.Мясищев, К.К.Платонов, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.

Интерес представляют исследования креативности зарубежных ученых (Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, К.Кокс, Г.Лозанов, А.Маслоу, Р.Мей, К.Роджерс,

Э.Роу, К.Тейлор, Р.Торренс, В.Франкл и др.), рассматривающих ее как высшую форму мышления.

В контексте данной проблемы значительно возрос интерес современной
науки к исследованию процессов «самости» в трудах античных философов
(М.Аврелий, Гераклит, Сократ, Платон и др.), в концепциях мыслителей эпохи
Просвещения (И. Гердер, К.Гельвеций, И.Гердер Д. Дидро, Ж.Ж.Руссо и др.),
в философских теориях субъективного идеализма (И.Кант, И.Фихте и др.) и
экзистенциализма (А.Камю, Ж.Сартр). Приобрели новое звучание философско-
этические воззрения М.М.Бахтина, Н.А.Бердяев, Л.Н.Гумилева,
П.А.Флоренского. Разработана проблема развития творческого мышления
учащихся в процессе обучения в школе и вузе (Н.И.Ильясов,
А.И.Кочетов, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Лук и др.), рассмотрена психология
творческого мышления (Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, И.Н.Семенов,
С.Ю.Степинский и др.), анализируется творчество как качество личности
(С.Аристи, Д.Б.Богоявленская, Э.Крик, Р.Мэй, Е.Л.Яковлева). Проблема
творческой одаренности нашла свое отражение в исследованиях А.Г. Асмолова,
А.В. Брушлинского, З.И. Калмыковой, Б.М. Кедрова, A.M. Матюшкина и др.
Развитие творческого потенциала учащихся освещены в трудах
Н.Г.Герасимовой, С.Г.Глуховой, Е.А.Глуховской, Е.В.Гришиной,

Л.В.Даниленко, В.В.Дрозиной, Ж.А.Зайцевой, А.Ю.Козыревой,

В.В.Коробковой и др. Определены возможные пути развития творческих способностей учащихся в учебном процессе и в условиях дополнительного образования (Ю.П.Васильев, Е.В.Киселева, В.Л.Клевцова, Н.В.Уварина); рассмотрены проблемы коллективного творческого воспитания, реализации активной позиции школьников в творческих делах, творческого сотрудничества в учебной и внеурочной деятельности, развития самостоятельности, инициативы личности (И.П.Волков, А.А.Кочетов, И.Я.Лернер, В.Б.Огузов и др.).

Отдельные аспекты проблемы творческого саморазвития личности
исследуются в практике работы инновационных школ (В.И.Андреев,
В.С.Библер, С.Ю.Курганов, В.А.Караковский, Г.Л.Каспржак,

А.Н.Тубельский и др.). Заслуживают внимания исследования М.М.Гумеровой, Н.П.Толстолуцких, которые посвящены вопросам творческого саморазвития учащихся в учебном процессе.

Проблемы сельской школы в контексте разносторонне развитой
и творчески способной личности ученика рассмотрены в работах
В.М.Анисимова, В.Г.Бочаровой, М.П.Гурьяновой, Д.А.Данилова,

П.П.Кондратьева, А.А.Кычкиной, Н.Д.Неустроева, А.П.Оконешниковой, Б.Н.Попова, И.С.Портнягина, Т.Т.Саввинова и др.

Региональные аспекты творческого развития и саморазвития учащихся изучаются такими учеными-исследователями, как Е.А.Барахсанова, СЮ. Залуцкая, А.И. Новгородова, Т.В. Толмачева, М.В. Шергин и др.

При всей несомненной значимости данных исследований необходимо отметить, что они во многом носят теоретико-методологический характер, в то время как практика работы современной школы испытывает строгую потребность в конкретных технологиях творческого саморазвития школьников в сельском социуме.

Актуальность и востребованность исследуемой темы определяются реальными потребностями системы отечественного образования и существующими противоречиями между:

- предъявляемыми современными требованиями к творческому саморазвитию учащихся сельской школы, обусловленными региональными, социально-экономическими, культурно-национальными особенностями, а также сельским укладом жизни, с одной стороны, и реальным уровнем их творческого саморазвития - с другой;

возрастающими образовательными потребностями личности, общества, государства и недостаточной теоретической и практической разработкой педагогических условий творческого саморазвития учащихся;

необходимостью творческого саморазвития как фактора духовного, интеллектуального и физического развития личности и тем, что недостаточно разработаны структура и технология процесса творческого саморазвития учащихся в сельском социуме.

Вышесказанное определило тему исследования: «Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся (на примере сельских школ Республики Саха (Якутия)».

Объект исследования: процесс творческого саморазвития учащихся сельской школы.

Предмет исследования: теоретические основы и организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся сельской школы.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы творческого саморазвития учащихся и обосновать организационно-педагогические условия его осуществления.

Гипотеза исследования. Процесс творческого саморазвития учащихся будет наиболее эффективным, если:

создать единое социокультурное и образовательное пространство, способствующее формированию творчески развитой личности;

разработать и апробировать технологию творческого саморазвития учащихся на основе принципов природосообразности, культуросообразности, социосообразности, свободосообразности, интеграции и преемственности, амбивалентности, единства интеллектуального и духовно-нравственного начал;

реализовать педагогические условия, способствующие творческому саморазвитию учащихся (разработка индивидуальной программы, интегративных факультативных дисциплин развития каждого ученика с учетом его особенностей и способностей; возрождение прогрессивных

этнических традиций социального воспитания «всем миром» («туолбэнэн иитии») на основе взаимодействия школы, семьи и социума; использование активных средств, форм, методов обучения и воспитания; трансляция творческого потенциала учителей; диалогическое взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса; проведение совместной работы с родителями по творческому саморазвитию учащихся).

В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой исследования решались задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы творческого саморазвития учащихся.

  2. Раскрыть сущность и содержание творческого саморазвития учащихся в сельском социуме.

  3. Определить критерии, показатели и уровни творческого саморазвития учащихся в сельском социуме.

  4. Обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий творческого саморазвития учащихся в сельском социуме.

  1. Разработать, опираясь на результаты исследования, научно-практические рекомендации по творческому саморазвитию учащихся в сельском социуме.

Методологической основой исследования являются совокупность философских, психолого-педагогических положений, раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению процесса творческого саморазвития личности; положения психологии и педагогики о развитии личности ребенка в школьном возрасте; современные, философские, педагогические, психологические концепции образовательных систем.

Профессиональные аспекты методологической основы исследования определяются законами Российской Федерации по вопросам образования,

нормативно-правовыми документами Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования Республики Саха (Якутия) по проблемам школьного образования.

Теоретической основой исследования явились концепции творчества в философском (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Л.Н. Гумилев, И. Кант, П.А. Флоренский, Р.Штейнер и др.), психологическом (К.А. Абдульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Я.А. Пономарев, Л.С. Рубинштейн, и др.) и педагогическом аспектах (Т.А. Абрамова, В.В. Давыдов, Т.Н. Шамова и др.); теории учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др.); теории креативности (Д.Б. Богоявленская, Э.А. Голубева, Н.В. Дружинин, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, Е.Л. Яковлева и др.); исследования процессов «самости» личности в философии, * педагогике и психологии (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Л.Н. Куликова, В.А. Лекторский, Л.И. Рувинский, А.Т.Спиркин, Е.В. Шорохов и др.); закономерности творческого саморазвития (А.Г. Асмолов, Г.А. Глотова, М.М. Гумерова, Б.М. Кедров, А.Н. Лук, Б.М. Теплов, Н.П. Толстолуцких), концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, О.Н. Дьяченко, Л.В. Занков, Л.В. Тарасов, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, анкетирование, тестирование, беседу; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта работы с учащимися, математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- выявлены сущность и особенности творческого саморазвития учащихся в сельском социуме;

обоснованы и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы творческого саморазвития учащихся, построенные на принципах природосообразности, культуросообразности, социосообразности, свободосообразности, интеграции и преемственности, амбивалентности, единства интеллектуального и духовно-нравственного начал;

сконструирована модель организации творческого саморазвития учащихся в сельском социуме на основе аксиологического, гуманистического, культурологического, синергетического, индивидуально-творческого, личностно-ориентированного, системного подходов;

определены критерии, показатели и уровни творческого саморазвития учащихся в сельском социуме;

разработан и апробирован комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающий эффективность процесса творческого саморазвития учащихся сельской школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ, модели организации творческого саморазвития учащихся в сельском социуме, в обосновании научных подходов к их творческому саморазвитию в условиях сельской школы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенные педагогические пути, средства творческого саморазвития учащихся в сельском социуме, разработанная авторская программа, диагностический материал, методические рекомендации по творческому саморазвитию учащихся могут быть реализованы в учебно-воспитательном процессе школ, гимназий, лицеев, колледжей. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов педагогических вузов, при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов, в массовой практике школьного и семейного воспитания.

Достоверность результатов исследования подтверждается

методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора,
теоретическим анализом проблемы; организацией экспериментальной работы
с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям
и задачам исследования; воспроизводимостью результатов

и репрезентативностью полученных данных, количественным и качественным их анализом; соответствием результатов гипотезе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на педагогических советах Убоянской средней школы Нюрбинского улуса РС(Я); курсах повышения квалификации ИПКРО МО РС(Я), педагогических чтениях, семинарах, республиканских научно-практических конференциях (1998-2005 гг.), Всероссийских научно-практических конференциях в г. Москве (2000-2005 гг.), Международной научно-практической конференции: «Республика Саха и Международное образовательное пространство: перспективы развития» в г. Якутске (2001 г.), на республиканском конкурсе инновационных проектов «Школа года - 1998 г.», на фестивале-конкурсе культурно-образовательных инициатив «Эврика-Авангард» «Школа года России - 2003 г.». Внедрение результатов исследования осуществлялось путем выступления с докладами на семинарах, улусных методобъединениях; в рамках лекционной работы для руководителей и учителей сельских школ; в ходе организации опытно-экспериментальной работы в сельских школах.

Экспериментальной базой исследования явились сельские школы Верхне-Вилюйского, Вилюйского, Нюрбинского, Сунтарского, Чурапчинского улусов PC (Я).

Исследование проводилось поэтапно с 1998 по 2005 гг.

I этап (1998-2000 гг.) - поисково-теоретический. Изучение и анализ научной проблемы по теме исследования. Проведен поиск возможных

педагогических условий творческого саморазвития учащихся в сельском социуме.

II этап (2000-2003 гг.) - опытно-экспериментальный. Проверка
эффективности разработанного комплекса педагогических условий
и технологии проведения опытно-экспериментальной работы.

III этап (2003-2005гг.) - завершающий. Продолжение работы
над диссертационным материалом, проверка достоверности данных
формирующего эксперимента, внедрение результатов в практику,
статистическая обработка результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Творческое саморазвитие рассматривается нами как целенаправленное многоаспектное самоизменение личности, возникающее в результате внешних и внутренних воздействий на нее в процессе разнообразной активной жизнедеятельности, служащее цели ее максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения; самостоятельное выстраивание себя для творческой самореализации в изменчивых условиях и успешного осуществления своего социального предназначения.

  2. Технология творческого саморазвития учащихся в сельском социуме строится на основе аксиологического, гуманистического, культурологического, синергетического, индивидуально-творческого, личностно-ориентированного, системного подходов и принципов природосообразности, культуросообразности, социосообразности, свободосообразности, интеграции и преемственности, амбивалентности, единства интеллектуального и духовно-нравственного начал.

3. Эффективность протекания творческого саморазвития учащихся
в сельском социуме обеспечивают следующие организационно-педагогические
условия: разработка индивидуальной программы, интегративных

факультативных дисциплин развития каждого ребенка с учетом его особенностей и способностей; возрождение прогрессивных этнических традиций социального воспитания «всем миром» («туолбэнэн иитии») на основе взаимодействия школы, семьи и социума; использование активных средств, форм, методов обучения и воспитания; трансляция творческого потенциала учителей; диалогическое взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса; проведение совместной работы с родителями по творческому саморазвитию учащихся.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Творческое саморазвитие личности как феномен и процесс

Современное развитие экономики, культуры, социально-духовной сферы, сама жизнь требуют, чтобы люди были наделены качествами творчески одаренной личности. И задачей современной школы является формирование творчески активной личности выпускника школы, ориентированного на участие в создании духовных и материальных общественных ценностей, соблюдение правовой и экологического культуры, общечеловеческих норм гуманистической морали. Ведущей целью обучения в школе становится формирование потребности учащихся в творческом саморазвитии — как в базисной программе жизни, определяющей ее качественные характеристики и перспективу творческого самосовершенствования. Необходимость построения такого учебно-воспитательного процесса, при котором эффективно реализовывалась бы программа стимулирования мотивации творческого саморазвития учащихся, становится одной из наиболее актуальных проблем современного образования.

Преобразования, происходящие в социальной жизни общества, расширяют возможности проявления личностного начала каждого творческого человека. Сегодня в значительной степени возросла ответственность каждого человека за свою судьбу в социальном, профессиональном и личностном значении. В философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

В отечественной психологии нестандартность мышления, одаренность традиционно понимались как высокий уровень развития способностей. Проблема одаренности на сегодняшний день - это одна из самых сложных, неразработанных психолого-педагогических проблем, в которой выделяются несколько граней в исследовании: процесс творчества, творческая личность и творческие способности.

Проблема творчества привлекла внимание мыслителей глубокой древности, начиная с философских учений Индии, Китая, Японии. Проявляли интерес к проблемам творчества и мыслители античности.

Проблема творчества в той или иной форме затрагивала мыслителей прошлого с позиции любознательности, а не потребности в познании механизмов творчества.

До сих пор среди психологов нет единого мнения в определении творчества. Творчество рассматривают как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания.

Толковый словарь СИ. Ожегова дает следующее определение: «Творчество - деятельность психически ценное, духовно развивающее субъекта, которая имеет ряд творческих способностей, ряд мотивационно-смысловых и эмоционально-волевых качеств личности, результатом которых является открытие новых, оригинальных идей и общественных ценностей» [193, с.467]. В педагогической энциклопедии значится «Творчество - высшая форма активности и самостоятельности в деятельности человека. Это потребность что-то изменить, усовершенствовать, внести новое, оригинальное» [198,с.41].

В исследованиях Д.Б.Богоявленской составляющими творчества выступают: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире); способность к разработке гипотезы [44, с. 12].

Особый интерес для нашего исследования представляет концепция Н.А. Бердяева, этические, религиозные и философские идеи которого

Особый интерес для нашего исследования представляет концепция Н.А. Бердяева, этические, религиозные и философские идеи которого в контексте личностно-ориентированнои педагогики являются наиболее актуальными.

Н.А. Бердяев, стоя на позициях бессознательного, понимал творческий процесс как раскрытие бесконечного, полет в бесконечность...[38, с196]. Цель творчества, по Н.А. Бердяеву,- «не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, обращенность к преображению мира, к новому небу и новой земле» [там же, с. 197].

Основные положения теории творчества, изложенной в трудах М.М. Бахтина, актуализированы и разработаны в семидесятые годы B.C. Библером и СЮ. Кургановым в концепции авторской Школы диалога культур [31]. Л.С Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое [70].

Наиболее полное общее определение понятия творчества, по нашему мнению, раскрыто Я.А. Пономаревым в его исследовании [205]. «Творчество -необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм» [там же, с.43]. Согласно утверждению Я.А. Пономарева, «всеобщий критерий общества выступает как критерий развития» [там же , с.44].

Творческое саморазвитие имеет творческий стиль деятельности, проявляющийся на уровне субъекта творчества сложной многомерной системой с компонентами, охватывающими интеллектуальную, психическую, мотивационную сферы деятельности. При этом прослеживается проблема оптимального сочетания и взаимоотношения различных критериев и уровней творческого стиля деятельности и их влияния на творческое саморазвитие учащихся [244, с.52-53].

Саморазвитие охватывает более широкий диапазон активности, чем самовоспитание, т. к. включает психологические, физиологические, педагогические, интеллектуальные процессы. Самовоспитание отражает лишь педагогические аспекты. Фундаментом творческого саморазвития является созидательная творческая деятельность, сопровождающаяся количественными и качественными изменениями и характеризирующаяся целенаправленностью поиска оригинальных творческих идей и решений по самоизменению.

Принципы педагогики творческого саморазвития учащихся

Новая - гуманистическая - парадигма воспитания и образования основывается на пристальном изучении глубинных механизмов творческого саморазвития учащихся, лежащих в его основе внутренних закономерностей этого процесса. В опыте выдающихся педагогов прошлого и в их педагогических трудах то одни, то другие из них находили применение и обоснование как эффективные . человекосозидающие идеи. Однако переориентация на иные смыслы образования как «подготовки к жизни», уплотнение объема содержания образования, усиление направленности на знания, умения и навыки обучающихся, чем практически была подменена педагогическая цель как «всестороннее гармоническое развитие личности», установка на превалирование социальной адаптации над личностным развитием ребенка и тому подобное привели к вытеснению гуманистической педагогики, к «забыванию» ее принципов. Современные социальные процессы обнажили множественные социальные потери, обусловленные дефицитом творческих, инициативных, нестандартно мыслящих нравственных людей, актуализировав общественную потребность в высококреативной, саморазвивающейся, свободной личности, а значит, и необходимость переориентации образования новой, подлинно гуманистической основе, вследствие чего появилась необходимость выявления и формулирования принципов гуманистической педагогики. Важно и то, что прежде педагогическая наука и практика, основываясь на старых представлениях о сущности педагогического воздействия и о самом ребенке как предмете воспитания, вели речь о «раздельных» принципах воспитания и обучения, а современное философское, психолого-педагогическое осознание сущности человека как целостности и педагогического процесса как помощи ребенку в его саморазвитии выявляет «сквозные» закономерности педагогического процесса и соответствующие его принципы.

Принципы педагогики творческого саморазвития учащихся охватывают всю сферу взаимодействия детей и взрослых, оказывающего педагогическое влияние на ребенка (впрочем, и на взрослого тоже),- образование, воспитание, свободное общение. Как указывает Л.Н. Куликова, «закономерности и принципы педагогики относятся к области стратегии педагогической деятельности. Никакие методики и технологии, даже самые богатые и нетрадиционные, не обеспечивают обновление педагогического процесса, поскольку смысл его не в простой смене «инструментов» влияния на личность, а в новом понимании сущности человека, личности как «самостановящегося» существа, в том, чтобы всякое педагогическое взаимодействие выстраивалось «от ребенка» - от его индивидуального опыта, ценностей, мотивации, потребностей, вкусов, склонностей, нравственных принципов, чтобы принять ребенка таким, каков он есть, и восходить вместе с ним к общечеловеческим ценностям, к культуре - только тогда он реально будет «центром» педагогического процесса» [151, с.75].

В ряду принципов педагогики творческого саморазвития учащихся фундаментирующим выступает принцип природосообразности педагогического влияния. Этот принцип был разработан классической педагогикой как требование соответствия педагогического влияния, прежде всего биологической природе ребенка: человек как элемент природы подчиняется ее всеобщим законам, кроме того, важно видеть и понимать собственную природу ребенка как его врожденные черты (Я.А.Коменский); необходимо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности, воспитывать природой, используя ее благотворное влияние (Ж.-Ж. Руссо); идти за процессом естественного развития ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, прежде всего своеобразие детского внимания, памяти и других феноменов детства (А.Дистервег); воспитание, образование должно не вредить физическому и психическому здоровью, а способствовать его укреплению (Л.Н.Толстой); воспитатель идет навстречу самой работе природы ребенка, понимает ее, помогает ей (Л.Н. Куликова) и др. У отечественных мыслителей вызывало тревогу засилье книжного, поверхностного, назидательного воспитания и обучения, разрушающего как отношение ребенка к природе, к миру, так и его собственную природу чувствующего, мыслящего, ответственно творящего существа: «В поколении, проходящем через подобное воспитание, его влияние отражается тем, что можно было бы назвать «отсутствием натуры». Обремененное сознание, скорее просто память, чрезмерно перевешивает все сильные, страстные и деятельные стороны души» [151,с.23]. Поэтому воспитание должно учитывать природу ребенка и строиться как имеющие для него личностные смыслы, влекущее к исследованию, самостоятельному познанию. В известной мере обозначилась необходимость учета и второй природы ребенка - социальной. Практически в отечественной педагогике этот принцип был низведен до индивидуального подхода к ребенку, который понимался так: индивидуальность ребенка, его природные, соматические и психические особенности надо знать, чтобы успешнее его адаптировать к педагогическому процессу и к социальной среде, к жизни. Сегодня мы привносим в толкование принципа природосообразности такой важный момент, как иное понимание природы человека - не как просто биосоциального, а как био-психо-социо-культуро-этно-природо-космического существа (В.С.Шубинский, Л.Н. Куликова),- а это значит, что учет его сложной природы в воспитании ведет к большей осторожности, вдумчивости, тонкости педагогических влияний. Разработанная нами система творческого саморазвития учащихся на основе данного принципа включает годовой цикл явлений природы, труда, развлечений и праздников народа саха.

Принцип культуросообразности воспитания также был сформулирован классической педагогикой. Так, еще А. Дистервег писал, что в воспитании следует принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, практически это значит, что всю современную культуру во всеобъемлющем смысле слова. Принцип культуросообразности содержал в себе идею воспитания как инкультурации, когда механизм социального наследования действует как освоение ребенком с помощью взрослых достижений человечества для его дальнейшего жизнедвижения. Еще В.В.Розанов подчеркивал, что самым разрушительным в становлении подрастающего человека является тот поверхностный способ обучения, при котором ребенок не входит в культуру, а скользит по поверхности, узнавая множество невпечатляющих, оставляющих холодной его душу сведений, изживая свое стремление к подлинной культуре, и что подлинное обучение должно идти по-другому, через душу ребенка: «Только с любовью, долго, при собственных дарах или любящем учителе, останавливаясь на... прочитываемом произведении, можно впитать из него тот аромат, который оно содержит в себе, живою же душою отозваться на ту жизнь, которая таинственно завита в нем его давно умершим творцом, и, отозвавшись, пластически видоизменить свою душу прекрасным благородным впечатлением, на нее павшим. Но думать, что хоть тень этого воспитывающего действия может произойти при изучении великих произведений с часовым циферблатом в руке, есть заблуждение, которое, поистине, нельзя не назвать безумным...

Модель организации творческого саморазвития учащихся в сельском социуме

Теоретический анализ научно-исследовательской литературы, изучение практики организации творческого саморазвития учащихся сельской школы показали, что данная проблема актуальна и в настоящее время недостаточно разработана, а также позволили определить основные подходы, концептуальные положения, идеи, составляющие методологическую основу организации опытно-экспериментальной работы.

Гуманистический подход к творческому саморазвитию личности предполагает гуманизацию образования, т.е. «развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и учащихся, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития» [10,с.91]. Гуманистический подход к творческому саморазвитию нельзя свести к какой-то конкретной методике, к приоритетным технологиям обучения и воспитания. В его основе лежат ценностные ориентации и личностные установки педагогов и учащихся, что требует создания в образовательном учреждении комфортной среды и гармоничных взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса.

Культурологический подход к творческому саморазвитию предполагает создание условий для самоопределения личности учащихся в культуре. При этом культура, воплощенная в формах индивидуального опыта как некая целостность, представляет собой гармонию знаний и мышления, культуры творческих действий, чувств, общения, поведения. Культурологический подход к творческому саморазвитию означает, что субъект творческой деятельности должен ориентироваться на самоутверждение истинных человеческих начал и качеств. Недаром Н.А. Бердяев отмечал, что «всякая культура, даже материальная, есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» [36, с.166].

Аксиологический подход направлен на создание условий для приобретения ребенком смысла своего саморазвития, учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с социумом, культурой, природой; обнаружение ребенком за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами человеческих отношений, ценностей на уровне современной культуры.

Синергетический подход к процессу творческого саморазвития личности выделяется на основе новых представлений о «человекознании». Синергетика, являясь результатом достижений многих наук, способствует комплексному подходу к развитию человека, понимая его как самоорганизующуюся систему, действующую по объективным законам природы. Синергетический подход к творческому саморазвитию позволяет выработать новую стратегию относительно безболезненного перехода к новым, актуализированным современными социокультурными условиями качествам личности выпускника, вступающего в самостоятельную жизнь.

Индивидуально-творческий подход основывается на учете мотивации личности и динамики ее изменения в процессе творческого саморазвития. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для адекватной самореализации личности, объективной диагностики развития ее творческих возможностей. Он реализовывается при разработке таких процессуально ориентированных моделей творческой деятельности, которые позволяют учащимся самостоятельно конструировать новый опыт: моделей творческого процесса как деятельности самостоятельной и исследовательской; творческого процесса как учебно-игровой, моделирующей деятельности; творческого процесса как коммуникативно-диалоговой деятельности.

Личностно-ориентированный подход к творческому саморазвитию личности основан на использовании в учебно-воспитательном процессе новых педагогических технологий. Будучи категорией процессуальной, педагогические технологии представляют собой определенную систему деятельности.

В основе системного подхода к творческому саморазвитию личности лежит понятие «система», определяемое как «множество элементов, находящихся друг с другом в связях, образующих определенную целостность и единство» [59, с.584].

При разработке модели нами были теоретически выделены целостный педагогический процесс и его основные компоненты (содержание, методы и приемы, средства, формы, технологии), представлены специфические принципы творческого саморазвития учащихся сельской школы (см. схему 1).

С целью создания условий для удовлетворения разносторонних интересов, творческого саморазвития учащихся, расширения познавательного кругозора нам необходимо было создать иную образовательную микросреду на основе взаимодействия социокультурной среды для гармонического развития личности сельских детей (см. схему 2). В нашем исследовании мы рассматриваем процесс творческого саморазвития учащихся в условиях создания учебно-воспитательного комплекса как педагогический процесс, эффективность функционирования которого зависит от ряда факторов и условий их реализации. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых внешних требований и внутренних психологических установок, удовлетворение которых обеспечит желаемый результат, который в рамках нашего исследования определяется как эффективная организация процесса творческого саморазвития учащихся в условиях учебно-воспитательного комплекса.

Формы и методы организации творческого саморазвития учащихся сельской школы

Клуб «Мое Отечество» является центром профориентационной работы, нравственно-правового, интернационального и патриотического воспитания. За годы работы клуба поисково-исследовательские работы учащихся были представлены и поощрены в улусных, региональных и республиканских краеведческих конференциях, НІЖ «Шаг в будущее».!

Учащиеся в улусе занимают призовые места и успешно участвуют в республиканских слетах по туризму. Работу клуба «Тропинка» руководят педагоги кафедры языка. Вся внеклассная работа ведется через работу клуба. В летнее время учащиеся с большим желанием занимаются в образовательных лагерях и поисково-краеведческих экспедициях. Ряд лет занимают призовые места на улусных, региональных и республиканских конференциях. Структуры клуба «Тропинка», детской организации «Полис» представлены на схемах 9-10.

Детская организация «Полис» объединяет три клуба по интересам: «Вожатый» - помогает младшим школьникам в учебе и общественной жизни, развивает лучшие тимуровские традиции, клуб «Консул» - готовит к взрослой жизни, создает условия для самореализации учащихся, клуб «Эдельвейс» отражает жизнь школы, создает видеоматериалы для школьной летописи газеты. Цель клубов: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, школы, улуса и республики. В 2002 году школьниками была разработана модель школьного самоуправления. Лучшие активисты представляют школу в качестве команды КВН и регулярно занимают призовые места на улусных конкурсах, в 2003 году школа заняла I место в военно-спортивной игр «Факел». Отслеживание выбора выпускниками тех; или иных профессий показывает, что большинство выпускников выбрали те профессии, о которых они имеют хорошее представление, например, из занятий в кружках, секциях, по профессиям родителей, по летней практике и т.д. Есть выпускники, которые стали ювелирами, огранщиками. Из членов кружка «Авиамоделирование» трое выпускников выбрали профессии, связанные с авиацией. Среди выпускников Школы Искусств - звезды эстрады Якутии. Из числа детей, занимавшихся в театральной студии, вышли артисты Нюрбинского театра. Учащиеся, которые занимались в филиале ДЮСШ стали учениками школы Олимпийского резерва, студентами физкультурного отделения Вилюйского педколледжа, Чурапчинского института физкультуры и спорта. В данное время трое выпускников являются студентами автодорожного института.

Каждый ребенок является субъектом развития и имеет право на свободное развитие. По нашему мнению, ребенок в своем индивидуальном развитии проходит возрастные этапы через ступени образования: дошкольные учреждения - начальная - основная школа - учреждения дополнительного образования - социокультурная среда.

Первые две ступени - раннее выявление индивидуальных способностей, в основе этого закладывается дальнейшее развитие индивидуальных способностей, дальнейшие этапы — поддержка и развитие способностей. И каждый ребенок индивидуален и неповторим.

По учению Айыы, у каждого имеются три кут: Ийэ кут, Буор кут, Салгын кут, что соответствует физическим, духовным и интеллектуальным началам, которые даны неравномерно. И каждый ребенок должен сохранить свой кут-сюр, получаемый от предков. И нам важно учитывать природный дар, родословно-генетические возможности ребенка. Дальнейшая судьба ребенка зависит от его саморазвития, самовоспитания, самообразования, когда включаются его волевые усилия, внутренняя духовная сила, то происходит полное самовыражение себя в деле, раскрытие индивидуальных способностей и возможностей. Источник развития - внутри самого ребенка. И три кут становятся опорой для духовной сферы и его развития. Поэтому эти факторы важно учитывать в процессе индивидуального развития ребенка. И на основе этой идеи педагог-новатор С.А. Потапов разработал проект на тему: «Сотворчество учителя и ученика с учетом философии «кут-сюр», т.е. состояние физического, интеллектуального и ментального развития ребенка». Индивидуальность в ребенке проявляется в его способностях и задатках, которых человек приносит в мир от рождения. Процесс развития ребенка мы показываем в форме спирали, это означает непрерывное развитие ребенка.

Оценивание учебной и внеучебной работы - также одна из важнейших условий творческого саморазвития. Путем ознакомления учеников с критериями оценки, обсуждения оценок (индивидуально), анализа ошибок и затруднений, проведения самооценочных мероприятий педагог превращает внешнюю оценку в навык адекватного внутреннего оценивания. Он, обращая внимание в большей степени на то, что получилось, чем на недостатки -стимулирует развитие. Педагог может превратить различные проверочные работы (контрольные, тесты, срезы и т.д.) из контроля знаний, необходимого педагогу (администрации, родителям), в фактор саморазвития, ориентируя учеников на сравнение себя сегодняшнего с собой вчерашним (см. схему 12).

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся