Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков Друзин, Владимир Николаевич

Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков
<
Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Друзин, Владимир Николаевич. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Друзин Владимир Николаевич; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского].- Ярославль, 2010.- 254 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1129

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Профилактика игровой компьютерной аддикции подростков как педагогическая проблема 18

1.1. Сущность и педагогический потенциал компьютерной игры 19

1.2. Игровая компьютерная аддикция как объект изучения 36

1.3. Теоретико-методологические основы педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков 58

1.4. Модель педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков 73

Выводы по первой главе 99

Глава 2. Педагогические средства профилактики игровой компьютерной аддикции подростков 103

2.1. Изучение личностных и социальных особенностей подростков, склонных к игровой компьютерной аддикции 104

2.2. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков в условиях детского оздоровительно-образовательного лагеря 122

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации программы профилактики игровой компьютерной аддикции подростков в условиях детского оздоровительно-образовательного лагеря 142

2.4. Особенности осуществления педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков в условиях общеобразовательной школы 159

Выводы по второй главе 184

Заключение 188

Список использованной литературы 193

Введение к работе

Актуальность исследования. Компьютерные технологии за последние 20 лет вышли за пределы узкоспециализированной среды научно-технического процесса и стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Развитие Интернета еще больше стимулирует этот процесс. Сегодня компьютеризация пронизывает все сферы - от бизнеса и управления государством до межличностного общения.

Естественно, компьютерные технологии не могли обойти стороной и сферу развлечений. Появившись еще в середине прошлого века, игры распространились повсеместно, и сегодня трудно найти человека, который бы ни разу в них не играл. Согласно исследованию ассоциации разработчиков компьютерных игр (Entertain-mentSoftwareAssociation), около 90% детей тратят на это занятие от 6,8 до 7,6 часов еженедельно. Использование компьютера в Интернет- и игровых целях занимает первое место среди всех возможностей компьютера, а развитие игровых компьютерных технологий в новом тысячелетии начинает доминировать и определять развитие компьютерных технологий вообще.

Соразмерно возрастанию популярности компьютерных игр растет и число людей, испытывающих зависимость от такого вида деятельности. По данным К. Янг, около 10% всех пользователей Интернета страдает такой зависимостью, как компьютерная аддикция.

Проблема компьютерной аддикции возникла в США и экономически развитых странах Западной Европы в конце 80-х годов XX века. В странах СНГ она стала актуальной на рубеже веков, что было связано с бурным развитием информационных технологий.

Впервые термин «аддикция» применительно к взаимодействию человека с компьютером был использован М. Шоттон в 1989 году. Более основательные исследования данного феномена стали появляться в середине 90-х годов XX века. С этого времени компьютерная аддикция стала рассматриваться как значимая проблема (В.Бреннер, М. Гриффите, Р. Дэвис, Л.Н. Юрьева и др.). Однако большинство работ (А.Е. Войскунский, И. Голдберг, К Янг и др.) посвящено проблеме Интернет-аддикции, в то время как проблеме игровой компьютерной аддикции внимания уделяется крайне недостаточно, несмотря на ее большую актуальность в современном обществе.

Важно отметить, что игровая компьютерная аддикция - это сложное социальное явление, изучение которого возможно в различных областях научного знания. Анализ литературы показывает, что большинство исследований трактуют данный феномен с психологической и медицинской точек зрения: изучению его педагогических аспектов внимания уделяется явно недостаточно. Большинство зарубежных (М. Орзак, С. Каплан, К. Янг и др.), а затем и отечественных (О.В. Литвиненко, А.А. Максимов, И.В. Чудова и др.) исследователей объясняют возникновение компьютерной аддикции психическими причинами, расстройствами личности и т.д., что значительно сужает ее понимание. При этом характерно, что педагогическая сущность этого социального явления остается практически не исследованной и нужда-

ется в теоретическом осмыслении на основе междисциплинарного подхода, интегрирующего достижения философии, медицины, психологии, педагогики.

Игровая компьютерная аддикция может формироваться в любом возрасте, но наиболее актуальна эта проблема для подростков в силу сензитивности данного возрастного периода и их повышенного интереса к компьютерным играм. Однако лишь немногие авторы (М. Гриффите, Д. Майерс, С. Элиссон) акцентируют внимание на особенностях подросткового возраста в качестве предпосылки развития игровой компьютерной аддикции. Необходимо также отметить, что большинство подобных исследований по подростковому возрасту посвящено коррекции последствий игровой компьютерной аддикции и реабилитации аддиктов, а вопросы ее профилактики и превентивных мер почти не освещаются. Ограниченность изучения рамками психологической науки не позволяет выявить полный спектр причин возникновения и логики развития игровой компьютерной аддикции в подростковом возрасте. Не до конца исследованной остается также специфика влияния компьютерных игр на формирование аддиктивного поведения подростков. Очевидным в данном отношении представляется необходимость изучения педагогических особенностей, лежащих в основе взаимодействия подростков с компьютерными играми, потребность в актуализации педагогической составляющей игровой компьютерной аддикции и в разработке системы ее педагогической профилактики.

Научным сообществом признается необходимость осуществления профилактики компьютерной аддикции не только в рамках широко распространенной в мире деятельности специализированных профилактических и коррекционных учреждений, но и в широкой психолого-педагогической практике. Однако за рубежом модели и программы осуществления профилактики игровой компьютерной аддикции в образовательных учреждениях практически отсутствуют.

В России исследования подобного рода только начинают появляться. Большая часть диссертационных работ, повторяя труды зарубежных авторов, акцентирует внимание на медицинских и психологических аспектах Интернет-аддикции; система ее профилактики в образовательных учреждениях строится в таких исследованиях на использовании разработанных в психологии коррекционных методик (В.А. Лоскутова, Ф.А. Саглам и др.). Отдельные стороны данной проблемы рассматриваются в трудах социологов (С.А. Галич, Ю.В. Шепель), однако они не имеют большой значимости при организации ее профилактики. Исследования феномена игровой компьютерной аддикции находят отражение в ряде работ, посвященных профилактике игровой зависимости подростков. В частности, М.В. Бредихина и Л.И. Колесникова в своих диссертациях о педагогических условиях профилактики игровой зависимости подростков в образовательных учреждениях затрагивают вопросы компьютерной аддикции, однако не предлагают комплексных программ ее профилактики, уделяя недостаточное внимание ее педагогическим аспектам, диагностике и устранению причин возникновения аддикции. В современных исследованиях отсутствуют комплексные междисциплинарные модели и программы, которые можно было бы применять для педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков. Нарастающая потребность в разработке средств педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков не находит отражения в современных исследованиях.

Все это говорит о необходимости осуществления комплексных междисциплинарных исследований профилактики игровой компьютерной аддикции подростков, актуализации ее педагогической составляющей и об очевидности ряда противоречий:

между нарастающей потребностью образовательных учреждений в осуществлении системной педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков и неразработанностью педагогических средств данной деятельности;

между потребностью общества и образования в комплексных моделях и программах профилактики игровой компьютерной аддикции подростков на основе актуализации ее педагогической составляющей и отсутствием комплексных исследований ее концептуальных основ;

между необходимостью теоретико-методологического исследования феномена игровой компьютерной аддикции подростков с точки зрения междисциплинарного подхода, с выявлением причин ее возникновения, особенностей развития и способов ее педагогической профилактики, и недостаточной изученностью данного феномена в науке.

Названные противоречия указывают направление научного поиска и позволяют обозначить проблему исследования: каковы педагогические средства профилактики игровой компьютерной аддикции подростков?

Цель исследования: разработать и обосновать комплекс педагогических средств профилактики игровой компьютерной аддикции подростков.

Объект исследования: педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков.

Предмет исследования: комплекс педагогических средств профилактики игровой компьютерной аддикции подростков.

Гипотеза исследования. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции будет успешна, если:

она осуществляется на основе системного, амбивалентного и деятельностного подходов и строится с учетом педагогического потенциала компьютерных игр и принципов комплексного использования средств профилактики, интеграции усилий ближайшего социального окружения, включения подростков в активную игровую деятельность;

профилактическая деятельность осуществляется по направлениям, ориентированным как на подростков группы риска, так и на общепрофилактическую работу со всеми подростками, работу с ближайшим социальным окружением и педагогами; каждое направление отличается специфическими целями, содержанием, методами и формами профилактической направленности;

основным средством профилактики игровой компьютерной аддикции подростков будут выступать специально разработанные сюжетно-ролевые игры, которые моделируют в реальности виртуальное социальное пространство компьютерных игр и включают подростков в активную игровую деятельность профилактической направленности;

в процессе реализации сюжетно-ролевой игры используютсяпедагогические средства,обеспечивающие формирование у подростков рефлексивной позиции,

их социальное закаливание, формирование и коррекцию у них ценностных ориентации, социально-педагогическое сопровождение их жизненного самоопределения, формирование поведенческих навыков, препятствующих развитию игровой компьютерной аддикции (тренинги, анализ ситуаций и деятельности, игровое проектирование, конструирование ситуаций выбора и ситуаций успеха, решение проблемных ситуаций, включение в социально значимую деятельность, трудотерапия);

организуются подготовка педагогов к осуществлению профилактики и работа с семьей и ближайшим социальным окружением подростка посредством психолого-педагогического просвещения, совместной игровой компьютерной деятельности с подростками, моделирования и анализа игровых ситуаций;

осуществляется диагностика особенностей формирования и развития игровой компьютерной аддикции подростков, в процессе реального социального взаимодействия подростков создается привлекательное для них поле самореализа-ции,осуществляется координация деятельности всех субъектов профилактики. Ведущая концептуальная идея исследования заключается в том, чтопедагоги-

ческую профилактику игровой компьютерной аддикции подростков целесообразно осуществлять на основе использования специально разработанных глобальных реальных сюжетно-ролевых игр и субъектном включении подростков в активную игровую деятельность профилактической направленности. Цель и гипотеза обусловили задачи исследования.

  1. Охарактеризовать сущность и педагогический потенциал компьютерной игры.

  2. Выявить особенности возникновения и развития игровой компьютерной аддикции подростков.

  3. Разработать и обосновать модель педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков.

  4. Разработать средства педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков.

  5. Выявить педагогические условия профилактики игровой компьютерной аддикции подростков.

Методологической основой исследования стали положения системного подхода, способствующие изучению профилактики как совокупности взаимосвязанных элементов (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.С. Каган, А.И. Пригожий, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), амбивалентного подхода, позволяющего рассматривать изучаемое явление в его дуальной оппозиции (Б.М. Бим-Бад, Э.Блейлер, В.В. Василькова, Л.И. Егорова, Л.И. Новикова и др.), деятельностного подхода как способа рассмотрения процессов формирования и развития личности через включение ее в социально значимую деятельность (Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), превентивной педагогики (В.Г. Бочарова, Ю.В.Гоголев, И.А. Зимняя, Д.В. Колесов, Б.М. Левин, Т.Н. Николаев, А.Н.Якушев и

ДР)-

Теоретической основой исследования являются:

- теории развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и

др);

исследования особенностей развития личности в подростковом возрасте (Л.И.Божович, Ш. Бюлер, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин и др.);

концепции социализации подростков, рассматривающие включение ребенка в систему социальных отношений (А.А. Бодалев, Б.З. Вульфов, И.С. Кон, А.В.Мудрик, М.И. Рожков и др.);

теории онтогенеза игры и исследования ее социального значения (Ф. Бейтен-дейк, Л.С. Выготский, Х.Г. Гадамер, Б.В. Куприянов, А.Н. Леонтьев, О.В. Соловьев, 3. Фрейд, И.И. Фришман, И. Хейзинга, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, Э.Эриксон и др.);

общетеоретические положения изучения и профилактики девиантного и аддик-тивного поведения (А.В. Гоголева, Г.Г. Бочкарева, Ц.П. Короленко, М.А. Ковальчук, Ю.А. Клейберг, Л.Г. Леонова, В.Д. Менделевич, Н.А. Сирота, Г.В.Старшенбаум и др.);

теории развития аддиктивного поведения, рассматривающие механизмы данного процесса (Ю.Д. Бабаева, А. Бандура, Р. Джессор, Г. Паттерсон, Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский и др.);

исследования различных аспектов компьютерной аддикции и подходов к ее профилактике (О.Р. Айзберг, А.Е. Войскунский, И. Голдберг, М. Гриффите, М.Х.Орзак, М. Шоттон, Л.Н. Юрьева, К. Янг и др.).

Для решения задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования, включающий в себя теоретические: анализ философской, социологической и психо лого-педагогической литературы, статистических данных и результатов современных исследований и профилактической работы, педагогическое моделирование; и эмпирические: опытно-экспериментальная работа как основной метод, а такжеизучение документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта. Статистический анализ данных производился с помощью программ SPSSforWindows и Statistica 6.0.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы № 25 г.Ярославля и детского оздоровительно-образовательного центра «Орленок» п. Борисоглебский Ярославской области. Кроме того, исследование осуществлялосьв ООО «Детский пансионат «Зеленая Горка» г. Сочи Краснодарского края; детском языковом лагере «Мальта - место под солнцем», г. Слима, Республика Мальта, средней общеобразовательной школе № 11 г. Ярославля.

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе (2006-2008 гг.) изучались философская, социологическая, психолого-педагогическая литература, определялся понятийный аппарат исследования, изучался зарубежный и отечественный опыт профилактики игровой компьютерной аддикции, разрабатывалась модель профилактики игровой компьютерной аддикции.

На втором этапе (2008-2009 гг.) изучались особенности подростков, склонных к игровой компьютерной аддикции, разрабатывались педагогические средства профилактики и осуществлялась опытно-экспериментальная работа в детских оздоровительно-образовательных лагерях и общеобразовательных школах.

На третьем этапе (2009-2010 гг.) велись обработка экспериментальных данных, их анализ, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, выявлялись педагогические условия профилактики игровой компьютерной аддикции, оформлялся текст диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, четкой логикой исследования и адекватным применением методов, соответствующих объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки, объективным анализом данных, полученных с помощью диагностических методик, статистической значимостью полученных результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

на междисциплинарном уровне определена сущность игровой компьютерной аддикции, особенности ее возникновения и профилактики у подростков;

выявлены и охарактеризованы этапы и логика развития игровой компьютерной аддикции подростков;

определены условия, при которых компьютерная игра может выступать средством социализации подростка и фактором, способствующим формированию игровой аддикции;

разработана модель педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков, ориентированная как на подростков группы риска, так и на общепрофилактическую работу со всеми подростками, работу с ближайшим социальным окружением и педагогами;

обосновано использование сюжетно-ролевых игр как основного средства педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков;

выявлены педагогические условия профилактики игровой компьютерной аддикции подростков: диагностика особенностей формирования и развития игровой компьютерной аддикции; создание в процессе реального социального взаимодействия подростков привлекательного для них поля самореализации; осуществление координации деятельности всех субъектов профилактики. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

обоснованасущность игровой компьютерной аддикции подростков и ее педагогической профилактики, что расширяет представления об особенностях взаимодействия с компьютерными технологиями и способах предотвращения возникающего при этом зависимого поведения;

охарактеризована сущность компьютерной игры как педагогического явления, выявлен ее педагогический потенциал;

обоснован выбор научных подходов к исследованию компьютерной игры, игровой компьютерной аддикции и к ее педагогической профилактике (системный, амбивалентный, деятельностный), а также принципов профилактики (комплексного использования средств профилактики, интеграции усилий ближайшего социального окружения, включения подростков в активную игровую деятельность);

обоснована система педагогических средств, обеспечивающих формирование у подростков рефлексивной позиции, их социальное закаливание, формирование и коррекцию ценностных ориентации, социально-педагогическое сопровождение жизненного самоопределения, формирование поведенческих навыков, препятствующих развитию игровой компьютерной аддикции в процессе организации сюжетно-ролевой игры;

подтверждена и охарактеризована взаимосвязь типов акцентуаций характера подростков и избираемых ими типов взаимодействия с компьютерной игрой;

установлена и обоснована зависимость формирования и развития игровой компьютерной аддикции от нарушений процесса социализации подростка;

уточнены понятия «компьютерная игра», «игровая компьютерная аддикция», «профилактика игровой компьютерной аддикции»; разработаны и охарактеризованы классификации компьютерных игр.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

разработана и апробирована программа профилактики игровой компьютерной аддикции подростков в условиях детского оздоровительно-образовательного лагеря и общеобразовательной школы;

определен и обоснован комплекс методик диагностики склонности к игровой компьютерной аддикции, личностных и социальных особенностей игровых компьютерных аддиктов;

результаты исследования могут быть использованы в работе по повышению квалификации педагогов, в процессе подготовки студентов к организации профилактической работы с подростками, могут применяться при проведении дальнейших исследований по проблемам аддиктивного поведения, при создании учебных и методических пособий педагогическим дисциплинам.

Личный вклад автора в исследование заключается в изучении компьютерной игры как педагогического явления и возможностей ее использования при организации педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков в образовательных учреждениях различного типа на основе междисциплинарного подхода. Автором разработана модель педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков и программа ее реализации в образовательных учреждениях, а также выявлены педагогические условия данной деятельности. Опытно-экспериментальная работа, обработка и анализ ее результатов проведены автором диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Компьютерная игра представляет собой особый вид деятельности, где используя ресурсы компьютерных технологий, создается интерактивная модель социальной действительности, включающая игрока в процесс ее преобразования на основе запрограммированных единиц игры, через взаимодействие с компьютерной программой или с другими игроками при помощи программы посредством пользовательского интерфейса. Педагогический потенциал компьютерной игры определяется возможностью выполнения ею следующих функций: социокультурной, коммуникативной, функции самореализации ребенка в игре, творческой, терапевтической,

диагностической, развивающей и развлекательной. Компьютерные игры могут выступать фасилитатором процесса социализации подростков и фактором, способствующим формированию игровой компьютерной аддикции, в зависимости от типа выстраиваемого взаимодействия с компьютерной игрой, который детерминируется-степенью погружения в игровое пространство игры и степенью и характером отождествления себя с героем игры; от личностных и социальных особенностей.

  1. Игровая компьютерная аддикция есть вид девиантного поведения, которое характеризуется формированием склонности к уходу от реальности через изменение своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на интерактивном взаимодействии с игровыми компьютерными программами или с другими пользователями при помощи этих программ. Причинами ее появления и развития выступают внутренние факторы, к которым относятся личностные особенности подростка (нервно-психическая неустойчивость; ярко выраженные шизоидные, истероидные, неустойчивые и эпилептодные типы акцентуаций характера; поведенческие реакции) и особенности нарушения социализации подростков (социальная дезадаптация, плохая переносимость трудностей социальной жизни, комплекс социальной неполноценности), а также факторы внешние (воздействия социальной среды и условия, препятствующие реализации широкого круга форм поведения).

  2. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков в образовательном учреждении осуществляется по трем направлениям, ориентированным на подростков, на родителей и ближайшее социальное окружение, а также на педагогов; каждое из направлений имеет специфичные цели, содержание, формы и методы. При ее организации необходимо учитывать принципы комплексного использования средств профилактики, интеграции усилий ближайшего социального окружения, включения подростков в активную игровую деятельность. Цель профилактической работы с подростками - это формирование у них адекватных типов взаимодействия с компьютерными играми и барьеров блокировки развития аддик-тивных типов такого взаимодействия. Она включает комплекс следующих педагогических средств: анализ ситуаций и деятельности, игровое проектирование, конструирование ситуаций выбора, создание ситуаций успеха, решение социальных ситуаций, трудотерапия, консультации, тренинги, спортивно-туристические мероприятия, каждое из которых нацелено на психолого-педагогическое просвещение, формирование рефлексивной позиции через субъектное включение в социально значимую деятельность, социальное закаливание, формирование и коррекцию ценностных ориентации, социально-педагогическое сопровождение жизненного самоопределения, формирование поведенческих навыков, препятствующих развитию игровой компьютерной аддикции. Вспомогательными средствами педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков являются средства, направленные на теоретико-методическую подготовку педагогов к осуществлению профилактической деятельности и работу с семьей и ближайшим социальным окружением подростка (психолого-педагогическое просвещение, совместная игровая компьютерная деятельность с подростками, консультации, моделирование и анализ игровых ситуаций).

  1. Основным средством предотвращения и изменения аддиктивных типов поведения подростков является сюжетно-ролевая игра, что обусловлено пониманием компьютерной игры как педагогического явления, возможностью и целесообразностью использования ее педагогического потенциала в профилактической работе, а также принципом активности подростков в процессе профилактики и преодоления игровой компьютерной аддикции. Это предполагает разработку программ педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков на основе построения специальных глобальных сюжетно-ролевых игр, моделирующих социальную действительность виртуальных миров компьютерных игр, и создание в процессе реального социального взаимодействия подростков привлекательного для них поля самореализации.

  2. Эффективность профилактики игровой компьютерной аддикции подростков обеспечивается при осуществлении диагностики особенностей формирования и развития игровой компьютерной аддикции; создании в процессе реального социального взаимодействия подростков привлекательного для них поля самореализации; а также координации деятельности всех субъектов профилактики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международных (Владимир, 2010; Ярославль, 2008-2011) всероссийских (Самара, 2008) и зарубежных научно-практических конференциях (Брест, 2011), на конференциях молодых ученых (Ярославль, 2008, 2010), а также на заседаниях кафедры теории и истории педагогики ЯЛТУ им. К. Д. Ушинского. Основное содержание диссертации отражено в 15 публикациях автора.

Структура диссертации.Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 243 источников, 124 из которых на иностранных языках, и приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы и темы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы и этапы исследования, представляется его теоретико-методологическая основа и база, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, обоснованность и достоверность полученных результатов, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Профилактика игровой компьютерной аддикции подростков как педагогическая проблема» - излагаются основные положения, имеющие теоретико-методологическое значение для исследования, раскрывается сущность основных понятий, определяются условия, при которых компьютерная игра может выступать средством социализации подростка и фактором, способствующим формированию игровой аддикции, обосновывается ведущая концептуальная идея исследования. В главе выявляются причины и этапы развития игровой компьютерной аддикции у подростков, анализируются пути и средства ее педагогической профилактики; представляется и обосновывается модель педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков.

Во второй главе - «Педагогические средства профилактики игровой компьютерной аддикции подростков» - описывается методика и содержание проведенного исследования личностных и социальных особенностей подростков, склонных к иг-

ровой компьютерной аддикции; определяются особенности реализации программ профилактики игровой компьютерной аддикции подростков в условиях детского оздоровительно-образовательного лагеря и общеобразовательной школы. В главе раскрывается содержание разработанной программы педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков в условиях образовательных учреждений разных типов, представляются результаты опытно-экспериментальной работы по ее апробации; определяются и обосновываются педагогические условия профилактики игровой компьютерной аддикции подростков.

В заключении представляются выводы по исследованию, определяются возможные направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

В приложения включены диагностические методики, использовавшиеся при организации опытно-экспериментальной работы, социально-педагогическая классификация компьютерных игр, разработанная в ходе исследования.

Теоретико-методологические основы педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков

Для научно-философского осмысления феномена компьютерной игры в рамках обозначенной позиции обратимся к основным теориям онтогенеза игры как явления. Это поможет нам определиться с исходными теоретико-методологическими положениями исследования. Проанализировав основные теории происхождения и развития игры, мы выделили четыре наиболее значимых для нашего исследования подхода к научному поиску.

Генетическое направление ориентируется на научное изучение и на обоснование появления игры в филогенезе человека и ее собственного онтогенеза. Его представители (Ф. Бейтендейк [140], Ш. Бюлер [22], Г. Спенсер [92]) объясняют появление и развитие игры «избытком сил» у человека и высших животных. Дальнейшие исследования К. Гроса [37] доказывают, что игра является средством адаптации инстинктов к будущим условиям борьбы за существование и возникает только у тех животных, врожденных инстинктов и форм поведения у которых недостаточно для приспособления к условиям среды. Такая адаптация всегда связана с предметом и подкрепляется удовольствием от действий с ним [24]. Подходя с различных позиций к определению истоков происхождения игры, представители данного направления рассматривают ее как инстинктивную деятельность, сопровождаемую функциональным удовольствием и ради него совершаемую.

Представители психологического направления (Ж. Пиаже [43], В. Штерн [114; 115], 3. Фрейд [101], Д.Б. Эльконин [117], Э. Эриксон [118]) видят в игре явление сознания [43], основанное на построении социальной иллюзии [115]. Фрейд называет игру средством замещающего или символического удовлетворения потребностей [101]. Рассматривая ролевую игру как единственный истинно существующий вид игры, представители направления видят в ней средство компенсации неудач, страхов и фрустраций [117; 118].

Фшіософско-культурологаческое направление (Э. Берн [12; 13], Л.Витгенштейн [26], Х.Г. Гадамер [30; 31], Ж.-П. Сартр [87; 88], Э. Финк [99], Й. Хейзинга [104]) понимает под игрой многогранное явление, необходимое для полноценной реализации жизненных функций человека. Так, Й. Хейзинга считает игру культурным феноменом [104], Э. Берн — способом коммуникации [13]. Ж.-П. Сартр в основу понимания игровых механизмов ставил интерсубъективное взаимодействие, основанное на моделировании реальности [87], Х.Г. Гадамер считал игру своеобразным способом бытия, определяющим игрока, своего рода саморепрезентацией [30], Финк - уникальным антропологическим явлением [99]. Игра как философское явление рассматривалась также в трудах Г. Гегеля, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра.

Социально-педагогическое направление видит в игре специфическое взаимодействие человека с окружающей средой. Основы данного подхода заложены в трудах Платона, Э. Роттердамского, Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, К.Д. Ушинского. П.П. Блонский считает игру основным видом социальной деятельности [17]. Л.С. Выготский отмечал ее значимость для создания зоны ближайшего развития, для реализации желаний ребенка [29]; Д.Б. Эльконин, называя игру «арифметикой социальных отношений», рассматривал ее как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых [116]. Игра, будучи многогранным социальным явлением, представляет собой одну из основных форм освоения детьми социальной действительности, средством их социализации. Научное обоснование важности игры для процесса социального развития ребенка нашло отражение в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Ф. Бартлетта, Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна, С.А. Шмакова, Ф. Фребеля, Э. Фромма и других ученых.

Основываясь на социально-педагогической феноменологии игры и обобщении исследований в рамках обозначенных направлений, мы понимаем игру как многогранное явление, представляющее собой целенаправленное конструирование реальной или виртуальной модели действительности, включающей игрока в деятельность по ее преобразованию. Применительно к трактовке компьютерной игры, такая позиция прослеживается в работах ряда исследователей [7; 37; 102; 111; 164; 178], определяющих компьютерную игру как деятельность «конструирования миров», т.е. создание образа мира в психике человека.

Исходя из рассмотренных положений, можно охарактеризовать компьютерную игру как особый вид деятельности, в которой, используя ресурсы компьютерных технологий, создается интерактивная модель социальной действительности, включающая игрока в процесс ее преобразования на основе запрограммированных единиц игры через взаимодействие с компьютерной программой или с другими игроками при помощи программы посредством пользовательского интерфейса.

Исходя из данного определения, перейдем к обоснованию компьютерной игры как социального и педагогического явления. Это предполагает выделение ее основных структурно-функциональных компонентов и их изучение как элементов социального взаимодействия игроков. Рассмотрим структуру компьютерной игры и обоснуем ряд классификаций, необходимых нам для понимания механизмов, лежащих в основе такого взаимодействия. Из всех подходов к рассмотрению структуры игры как явления социального наиболее сущностным и содержательным является трактовка природы игры, данная С.А.Шмаковым [112]. Он выделяет следующие значимые компоненты: 1) сюжет и содержание игры; 2) правила игры; 3) игровые роли, принимаемые играющими; 4) игровые действия и операции, обеспечивающие реализацию игровых ролей; 5) игровое пространство как область социальной действительности, моделируемое в игре.

Сюжет и содержание компьютерной игры отражает моделируемую область действительности, где действует играющий. Отличительной особенностью сюжетов является их вариативность и множественность. Не поддающиеся количественному подсчету игры удовлетворяют любые, даже самые изысканные, потребности игроков, за счет чего в компьютерной игре гораздо сильнее проявляется ее социализирующая ценность, заключающаяся в «вечной новизне ее сюжетов, сдвиге реальности по отношению к мироощущениям участников игры» [112. С. 78]. Помимо этого, развитие компьютерных, в первую очередь, графических технологий обеспечивает повышение уровня реалистичности игрового мира, облегчая этим процесс конструирования игроком воображаемых ситуаций, не связывая их с замещающей реальную знаково-символической деятельностью, а перенося саму реальную деятельность в виртуальное пространство игры. Присутствие в игре правил, отражающих соотношение всех ее компонентов, также способствует снижению ощущения нереальности игрового процесса: отсутствие возможности обходить правила для достижения результата и их изменения в процессе игры сближает компьютерную игру с социальной действительностью. Именно факторы вариативности и реалистичности сюжета и содержания в совокупности с высокой интерактивностью игрового пространства и возможностями его модификации обеспечивают популярность компьютерных игр среди подростков и их преимущество в реализации социально-педагогических функций.

Благодаря поливариантности игровых ролей, в первую очередь, в ролевых играх, создается пространство социального самовыражения. Реализация социальной функции личности через роль в компьютерной игре происходит через отождествление себя игроком с персонажем игры. Обобщая исследования в данной области, можно выделить несколько видов такого отождествления.

Модель педагогической профилактики игровой компьютерной аддикции подростков

Остановимся на основных направлениях организации ее профилактики. Обобщив зарубежные и отечественные исследования данного феномена, можно выделить два основных направления научного поиска, отличающиеся взглядом на причины формирования аддиктивного поведения.

Первое направление можно условно назвать психобиологическим. Его представители отводят главную роль в формировании аддиктивного поведения генетическим и психическим факторам и сосредотачивают свои усилия на реализации методов медицинской и психологической профилактики, в основном уделяя внимание коррекционной работе. Обозначим в рамках данного направления наиболее существенные для нашего исследования теории.

Так, с позиции психоанализа (3. Фрейд) аддиктивное поведение есть подчинение принципу удовольствия, которому не могут противостоять слабые «Эго» и «Супер-эго». Супер-эго - это дополнительная система контроля внутри самого человека, в разумном развитии которой 3. Фрейд видел способ предупреждения отклонений в поведении личности. Оно формируется на основе механизма идентификации: дети учатся поведению в соответствии со своим полом и нормами, демонстрируемыми значимыми для них людьми. При поведении, над которым человек потерял контроль, контроль восстанавливается на основе приобретенного инсайта, выбора путей решения проблемы и их реализации, приводящей к замене зависимого поступка выбором. Исходя из этого, основой профилактики зависимого поведения является трансформация бессознательного, имеющего отношение к проблеме человека, сознательным, то есть усиление Эго, чтобы поведение человека основывалось не на требованиях инстинктов, а на требованиях реальности [101; 107; 145; 147].

Психосоциальная теория (Э. Эриксон, Б. Ньюман) видит в появлении аддиктивного поведения результат неразрешенного конфликта зависимости автономности, с которым ребенок впервые сталкивается еще в раннем детстве. Стремление к автономии обостряется в подростковом возрасте и проявляется через стремление к самостоятельности от родителей и кризис, связанный с , конфликтом групповой идентичности против отвержения группой сверстников. В отечественной психологии в данном контексте выделяются специфические реакции подростка: эмансипации и группирования. Поэтому основным методом профилактической работы является психосоциальное консультирование в подростковом возрасте, оказание помощи подростку в понимании себя и других, в профессиональном самоопределении, в разрешении конфликтов с родителями и др. При этом используются основные техники классического психоанализа с акцентом на конфликты психосоциального развития [118; 200]. Согласно позициям адлерианской школы, аддиктивное поведение можно і объяснить стремлением человека преодолеть комплекс неполноценности, і вызывающий желание «бегства от жизни». А. Адлер первым обратил внимание на феномен неполноценности как источник самосовершенствования. В его преодолении человек на протяжении всей жизни формирует свой і индивидуальный стиль жизни. В данном отношении аддикция проявляется стилем жизни, не отвечающим общественным нормам. Адлер полагал, что все жизненные проблемы имеют социальный характер, а способности человека считал социально обусловленными и предназначенными для использования в жизни общества. Предупреждение развития нежелательных жизненных стилей он видел в психологической и обучающей работе с родителями и с учителями — обучение диагностике проявлений небольших ошибок в прототипе и их 1 исправлению. Коррекция более трудных случаев относится к компетенции J психолога, работающего в системе образования [4; 5]. 1 Схожую теорию выдвигает Э. Берн, рассматривая аддикцию с точки , зрения трансактного анализа и выделяя в качестве причины аддиктивного 1 поведения результат развития принципа «я хочу» наравне с избеганием ответственности. Данное состояние он называет «Я неудачника». По Берну, путь к состоянию неудачника ведет через преступления, азартные игры, ! алкоголь, наркотики и т.д. Осознание своего жизненного неэффективного сценария, выработка нового сценария, ведущего к эффективности и успеху, могут быть методами психологического консультирования подростков на основе трансактного анализа. Включение подростков в просоциальную группу -это средство предупреждения развития нежелательного сценария на основе усвоения в группе эффективных трансакций, позволяющих решать жизненные проблемы с учетом не только своих интересов, но и интересов других людей, общества в целом [12; 13].

Альберт Эллис, являясь сторонником когнитивной бихевиоральной психологической концепции, считает, что аддиктивное поведение - это результат иррациональных убеждений. Очень часто люди не проявляют настойчивости в выражении своих мыслей, убеждений и чувств лишь потому, что уверены в отсутствии у них подобного права и права проявлять достоинство. Это иррациональное базовое убеждение, приводящее к эмоциональным расстройствам. Такой способ мышления ведет к пассивному, подражательному поведению, что само по себе может представлять опасность для детей в ситуации негативного влияния социума. По мнению Эллиса, процесс профилактики включает решение следующих задач: выявление убеждений, являющихся причиной отсутствия настойчивости в выражении своих мыслей и чувств; «атака» иррациональных убеждений; формирование конструктивной позиции и рациональных убеждений; формирование нового комплекса убеждений, ведущих к активному поведению; тренировка нового поведения; его применение в ситуациях, вызывающих тревожность [154; 155].

Второе направление можно назвать социально-средовым. Оно связано с рассмотрением социальных причин аддиктивного поведения, исходя из чего основными методами профилактической работы являются методы изменения сферы жизнедеятельности ребенка. Рассмотрим наиболее значимые теории данного направления.

Социально-средовая теория, построенная на трансакциональной модели превенции А.Д. Самероффа, рассматривает поведение человека в качестве результата его взаимодействия со средой. Ученый исходит из предположения, что риск аддиктивных расстройств может быть вызван не только характеристиками индивида, имеющего те или иные предпосылки таких расстройств, и характеристиками воздействующей на него среды, но и специфическими комбинациями индивидуальных и средовых характеристик. В таком случае проявляющаяся дестабилизация взаимоотношений личности и среды ведет к психосоциальным расстройствам и может проявляться в виде аддиктивного поведения [89]. На основе данной теории Г. Паттерсон выстраивает модель антисоциального поведения, отмечая повышение несогласованности между личностью и социумом в подростковом возрасте, реализующуюся через протестное поведение как основной способ взаимодействия со средой [211]. Главным методом преодоления этого антисоциального поведения является формирование адаптивных копинг-стратегий, обусловленных теорией превентивных буферов, основанной на выявлении и включении в среду позитивных факторов, которые способствуют снижению чувствительности к стрессу и развитию адаптивного поведения.

На идее социальной обусловленности аддикции А. Бандура разрабатывает теорию социального научения, согласно которой личность человека меняется под воздействием требований социальной среды, в результате чего человек учиться определенным формам поведения [131]. В контексте данной теории профилактика осуществляется через социально ориентированные воздействия, направленные на предотвращение действия значимых факторов негативного социального давления [130]. В таком случае профилактика аддикции предполагает использование следующих методов: формирование устойчивости к социальному давлению; психологические «прививки» против воздействия СМИ; информирование о влиянии со стороны родителей и других взрослых [132].

Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков в условиях детского оздоровительно-образовательного лагеря

Методика изучения склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), разработанная А.Н. Орлом [78], направленная на диагностику склонности испытуемых к девиантному поведению (см. Приложение 3). Склонность к девиации диагностируется по нескольким шкалам: склонность к преодолению норм и правил; склонность к аддиктивному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; склонность к агрессии и насилию, волевому контролю эмоциональных реакций, склонность к деликвентному поведению. В число измеряемых характеристик включена и шкала, направленная на определение уровня волевого контроля поведенческих проявлений эмоциональных реакций, так как он является важной характеристикой форм и способов проявления девиантных установок. Для девушек на характер девиантного поведения существенно влияет такая характеристика, как принятие женской социальной роли и весь комплекс ожиданий, установок, поведенческих стереотипов, с этим связанных. Это обусловливает включение в методику отдельной шкалы для женской части выборки, измеряющей данные показатели. Методика представляет собой комплексную систему оценки взаимосвязанных проявлений девиантного поведения подростков, направленную непосредственно на анализ психологической реальности, скрывающейся за поведенческими проявлениями (в первую очередь, личностные и социальные установки в сфере девиантного поведения).

Патохарактерологический опросник (ПДО), разработанный А.Е.Личко [67], позволяет определить типы акцентуаций характера (см. Приложение 4). А.Е. Личко на основании описания типов патологических характеров, отраженных в руководствах и монографиях П.Б. Ганнушкина, Э.Крепелина, Э. Кречмера, К. Леонгарда, Г.Е. Сухаревой и К. Шнайдера, составил наборы фраз, демонстрирующие отношения при разных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте. В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, сексуальное влечение), отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и т.д.) и к некоторым абстрактным категориям (к правилам и законам, к опеке и наставлениям, к критике в свой адрес и др.). В эти наборы были включены индифферентные, не имеющие диагностического значения, фразы. Принцип отношения к личностным проблемам, заимствованный из психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, С.Л. Франк), был использован для диагностики типов характера, так как оценка испытуемым его отношений оказалась более объективной и надежной, чем данные исследований, где подростку предлагают самому отметить у себя те или иные черты характера.

Методика изучения социализированности личности учащихся, разработанная М.И. Рожковым (см. Приложение 5). Рассматривая процесс социализации подростка [81], он выделяет четыре критерия сформировнности уровня социализированности: уровень социальной активности (как реализуемой готовности к социальным действиям), социальной адаптированности (как способности активного приспособления индивида к условиям социальной среды), социальной автономности (реализующей совокупность установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, соответствующей представлениям личности о себе), нравственной воспитанности (отражающей степень сформированности у детей гуманистических ценностей).

Опросник Басса-Дарки, позволяющий диагностировать как уровень общей агрессии, так и отдельных ее видов (см. Приложение 6). Данная методика позволяет изучать агрессивность личности, понимаемую ее авторами как свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений, и враждебность, понимаемую как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

В структуре агрессивности и враждебности А. Басе и А. Дарки [42] выделяют следующие реакции: физическую агрессию (использование физической силы против другого лица); косвенную агрессию (непрямым путем направленная на другое лицо или не направляемая ни на кого); раздражение (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, вспыльчивость, грубость); негативизм (оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов); обиду (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия); подозрительность (от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред); вербальную агрессию (выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов); чувство вины (выражает возможное убеждение субъекта в том, что он поступает плохо, и ощущаемые им угрызения совести).

Методика изучения уровня субъективного контроля (УСК), с помощью которой можно оценить субъективный контроль над разнообразными ситуациями (см. Приложение 7). Она разработана на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера [9], позволяющей различать подростков по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний л оку с). Первый л оку с проявляется, когда подросток полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае подросток интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий.

В целом подросткам с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, более пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Подростки с интернальным локусом чаще активны, независимы, самостоятельны в работе, они обычно имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям.

Мы предположили, что информация, полученная в результате использования данных методик, позволит определить личностные и социальные особенности подростков, влияющие на формирование и развитие игровой компьютерной аддикции. Обработка результатов методик проводилась по представленным в соответствующих приложениях ключам. Исследование и анализ их данных проводился в несколько этапов.

На первом этапе по результатам опросника определения предрасположенности к игровой компьютерной аддикции и методики изучения склонности к отклоняющемуся поведению (шкала «склонность к аддиктивному поведению») испытуемые были поделены на две группы: группу подростков без склонности к игровой компьютерной аддикции и группу риска. Основанием для отнесения подростков к группе риска было превышение нормы баллов (50) по обозначенной шкале методики СОП и превышение нормы баллов (50) по методике изучения склонности к игровой компьютерной аддикции.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации программы профилактики игровой компьютерной аддикции подростков в условиях детского оздоровительно-образовательного лагеря

Базой исследования стал детский оздоровительно-образовательный центр «Орленок», расположенный в поселке Борисоглебский Ярославской области. В исследовании приняло участие 92 подростка в возрасте от 12 до 16 лет, отобранных в группу риска формирования игровой компьютерной аддикции при помощи диагностических методик (опросник «Определение предрасположенности к компьютерной аддикции», разработанный К. Янг, и методика изучения склонности к отклоняющемуся поведению). Данная группа (группа А) была включена в деятельность по реализации программы профилактики наравне с группой, которую составили подростки, не проявлявшие склонности к игровой компьютерной аддикции, в количестве 113 человек (группа Б).

Для определения результатов профилактики и эффективности предлагаемой нами программы, в соответствии с разработанными критериями, были выбраны следующие методики: методика изучения социализированности личности учащихся, опросник определения агрессии и враждебности Басса-Дарки, методика «Уровень субъективного контроля».

Все обозначенные методики подробно описаны в параграфе 2.1. и использовались для выявления особенностей личности подростков, склонных к игровой компьютерной аддикции. Обработка результатов проводилась по представленным в соответствующих приложениях ключам.

Как отмечалось ранее, они могут быть обусловлены особенностями игровой компьютерной аддикции. Так, низкий уровень социальной адаптации является, на наш взгляд, следствием глобального погружения в компьютерную игру, абстрагирования от реальности. Это же определяет и относительно средний уровень социальной автономности. В компьютерной игре подросток может видеть способ укрыться от окружающей действительности, получить своего рода «автономность» от общества. На наш взгляд, на этот показатель наравне со степенью погружения влияет и степень отождествления себя с персонажем игры. Логично предположить, что три данных показателя находятся в прямой зависимости: чем выше степень погружения и отождествления, тем выше уровень социальной дезадаптации.

Таким образом, цель профилактической работы находится в области нормализации данного критерия: не стоит стараться развивать навыки автономности, наоборот, следует стараться понизить ее значение в социальном взаимодействии. Нужно отметить таюке, что при общем невысоком показателе социальной автономности, в сравнении с другими критериями в экспериментальной группе, он значительно выше.

Общий средний показатель социальной активности наиболее близок к данному показателю в группе Б. Как видно из результатов, большинство подростков имеет низкий уровень социальной активности. Это связано, на наш взгляд, со снижением социальной активности реального социального взаимодействия по мере увеличения внутриигровой активности. Так, подростки с самыми низкими результатами по данному критерию являются наиболее активными игроками и проводят в игровом мире большую часть времени. Можно заключить, что снижение социальной активности подростка является одним из показателей формирования игровой компьютерной аддикции.

По результатам использования методики изучения агрессивности и враждебности были получены следующие результаты: - у 51% подростков агрессивность выше нормы; - у 10,9% наблюдается норма агрессивности; - у 38,1% подростков агрессивность ниже нормы; 145 - 73,9% подростков испытывают враждебность выше нормы; - 26,1% подростков испытывают нормальную враждебность; - враждебность ниже нормы не была диагностирована у подростков группы риска. Наличие таких показателей агрессивности обусловливается, по нашему мнению, типом взаимодействия, избираемым подростком в компьютерной игре, и переносом его впоследствии на реальное взаимодействие. Так, большинство подростков с завышенной агрессивностью предпочитают асоциальные и агрессивные способы разрешения проблемных ситуаций. Именно они в ходе реализации программы чаще всего делали выбор в проблемных ситуациях в пользу отрицательных способов ее решения. Заниженная норма агрессивности — полярный показатель, характерный для подростков, старающихся избегать конфронтации в игровом и реальном мире, чаще всего старающихся избежать трудностей и отказаться от принятия решения. Как видно из результатов, большинство обладают враждебным отношением к окружающему миру в силу невозможности удовлетворить свои потребности через реальное социальное взаимодействие, из-за отвержения обществом, социальной дезадаптации и комплекса неполноценности. Этим мы объясняем и отсутствие подростков с выраженной враждебностью ниже нормы.

При помощи методики изучения уровня субъективного контроля было выявлено, что 83,7% подростков группы риска обладает экстернальным локусом контроля жизненных ситуаций, что означает склонность приписывать ответственность за свое поведение внешним факторам.

После включения подростков в программу профилактики нами была проведена оценка полученных результатов на основе методик и наблюдения за поведением детей. Изменения по шкалам методики изучения уровня социализированности представлены на рисунках 8-11.

Похожие диссертации на Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков