Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой Белоусов Анатолий Иванович

Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой
<
Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Белоусов Анатолий Иванович. Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Екатеринбург, 1998 163 c. РГБ ОД, 61:99-13/150-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ЧУВСТВО СТРАХА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Понятийно-терминологическое обеспечение проблемы 14

2. Интегративная природа страха 27

3. Причины возникновения детского страха на занятиях физической культурой 47

4. Признаки страха 57

5. Особенности проявления чувства страха у младших школьников на занятиях физической культурой 70

Выводы по главе 1 75

ГЛАВА II. ОПЬПНО-ЭКСПЕРИМЕНГАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЧУВСТВА СТРАХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 78

І. Проблема преодоления чувства страха в педагогической теории и практике 78

2. Педагогические средства воспитания волевых качеств в страхогенных ситуациях на занятиях физической культурой 97

3. Характеристика опьггно-экспериментальной работы 106

4. Описание результатов опытао-экспериментальной работы: снятие чувства страха в страхогенных ситуациях 116

5. Описание результатов опытно-экспериментальной работы: характеристика форм выраженности чувства страха у девочек-первоклассниц 121

6. Ситуация успеха как средство преодоления чувства страха у младших школьниц 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ , 130

БИБЛИОГТАФИЯ 133

ПРИЛОЖЕНИЕ 147

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В XX столетии неизмеримо возросло могущество человечества, но одновременно возросла зависимость каждого человека от стихийного развития политических событий, от потрясений в экономике, промышленности, в экологии. Кризисные явления в социально-экономической сфере общества превратили жизнь множества людей в сплошную цепь неопределенности, неустойчивости И страха.

Дети, подростки и молодежь беззащитны перед кризисными явлениями, порождающими страх. Неопределенность материального и социального положения, ущербность нынешнего положения, боязнь будущего влечет детей и подростков на улицы, в гіреступньїе группировки, к алкоголю и наркотикам-1. Сотни тысяч детей и подростков из «горячих точек» страны опасающихся расправы по национальным и социальным причинам скитаются по городам и весям. Велик страх родителей за здоровье, а зачастую и за саму жизнь своих детей, вынужденных расти в районах экологических бедствий. В результате экономические, политические, экологические, инфекционные, даже — космические страхи стали такой же повседневностью, как само существование человечества.

Длительное и систематическое переживание чувства страха вызывает многообразные негативные изменения в вегетативной нервной системе: учащается дыхание и пульс, повышается кровяное давление, расширяются зрачки; уменьшается способность человека к концентрации внимания, восприятия, мышления, ухудшается память; изменяется образ жизни человека: нарушается режим питания, пропадает желание иметь семью и детей, якобы обрекаемых на «гибель»; появляется предрасположенность к криминальному пути разрешения жизненных проблем. В таких условиях люди чувствуют себя вне нравственности и вне закона.

Современные социально-экономические программы практически не ориентируются на человека страдающего, несчастного, мятущегося, боящегося. Повсеме-

5 стно возникающий и резко усиливающийся страх аккумулируется, видоизменяется и вольно или невольно способствует переходу мироощущения растущего человека в сферу подсознательного. Он заставляет человека закрываться от устрашающего мира прочными запорами, молчаливостью и равнодушием, уходом в себя, в секты. Страх и его многообразные сопутствующие проявления способствуют формированию непредсказуемых индивидуальных реакций у детей и подростков, усиливает негативные психосоматические отклонения в их развитии.

Детские страхи широко известны в науке, хотя они и слабо изучены. Одним из первых исследователей детских страхов и боязливости в отечественной педагогической науке был К. Д. Ушинский. Этой проблеме посвящены работы В. В. Зень-ковского, П. П. Блонского, А. П. Пинкевича, П. М. Якобсона, Т. А. Ильиной. Современные исследования в области педагогики Ш. А. Амонашвили, А. С. Белкина, Г. Д. Молонова, И. Унта, Г. И. Щукиной позволили выявить личностные аспекты, влияющие на преодоление страха у школьников: мотивацию деятельности, познавательные интересы, самостоятельность и показали высокую эффективность дифференциации и индивидуализации в преодолении страхов в процессе обучения и воспитания, применения методов стимулирования.

Наибольшее внимание к проблемам страха проявляли представители психологической науки. В работах К. Е. Изарда, В. Вундта, Г. С. Лазаруса, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. К. Вилюнаса, ГХ В. Симонова, Р. М. Грановской и других авторов предпринята попытка представить страх в виде эмоции, которая выступая объединяющим фундаментом, воплощает взаимодействие разных уровней и модальностей. Богатый эмпирический материал содержится в работах психологов-практиков Я. Рейковского, Т. Бауэра, И. С. Кона, Л. Е. Личко, А. И. Захарова, А. Н. Варга и др. Они рассматривали феномены личностного страха в норм и патологии, выясняющих его возрастные особенности, взаимосвязь психических и физиологических оснований страха.

Среди работ о страхе и боязни выделяются исследования Ж. Пиаже и П. Фресса. Они получили статистиче ские данные о внешних признаках и физиологических характеристиках, о чувствах и эмоциях, сопровождающих страх.

Однако до сих пор не создана обобщающая концепция страха. Об этом свидетельствуют те определения страха, которые мы находим в зарубежных и отечественных работах самого последнего времени. Так, в философском энциклопедическом словаре утверждается, что страх в психологии — отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям — идеалам, целям, принципам [154, с.656]. В кратком психологическом словаре страх трактуется как «эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности.

Мы предлагаем педагогическое определение: страх - это поведенческий акт отношения и оценки реальной или воображаемой опасности, способствующий формированию личностных качеств.

Н. Н. Рейнвальд считает, что «потребность в самосохранении может в зависимости от обстоятельств выразиться в пассивно-оборонительной эмоции — страхе. Р. М. Грановская утверждает, что самой сильной отрицательной эмоцией является страх, который определяется как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. А. И. Захаров предлагает воспринимать страх как аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека.

Большие возможности для преодоления чувства страха за счет развития воли предоставляют занятия физической культурой и спортом, но в педагогической науке им уделяется мало внимания. Бытовой детский страх и страх, появляющийся в условиях школы почти не изучены. Именно в школе ребенок сталкивается с ситуациями, вызывающими испуг, боязнь, страх, проживая и переживая которые он учиться их преодолевать, а иногда и адаптируется к ним, сохраняя страх в себе. В школе неизбежен страх. На занятиях физической культуры отражается естественная

7 среда с ее трудностями и опасностями, где проявление боязливости и страха наиболее ярко выражено и заметно. Необходимо как можно раньше начинать целенаправленно работать с детьми над преодолением чувства страха на занятиях физической культурой. Для этого надо найти адекватные педагогические средства. Перед педагогической наукой встала задача поиска адекватных средств защиты подрастающего поколения от неблагоприятных воздействий страха.

Анализ научных работ, методических рекомендаций в области физической культуры и спорта, передового педагогического опыта, актуального состояния образовательного процесса свидетельствуют о том, что педагогические средства преодоления чувства страха в процессе занятий физической культурой исследованы недостаточно, особенно слабо изучены такие средства в работе с младшими школьниками, особенно это касается девочек, которые испытывают страх чаще чем мальчики. В теории рассматриваются, а на практике реализуются лишь отдельные педагогические средства, спсюобствующие преодолению чувства страха. Итак, имеется противоречие между насущной потребностью в педагогических средствах защиты школьников от неблагоприятных воздействий страха и их недостаточной теоретической и практической разработанностью.

Исходя из реально сложившегося противоречия можно констатировать, что в педагогической теории и на практике выявилась проблема^ требующая научного разрешения. Ее можно сформулировать следующим образом: каковы педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в протесе занятий физической культурой1*

Данная проблема предопределила выбор темы исследования: «Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в про-щесе занятий физической культурой». Нами введено два ограничения исследования: не рассматривается биологическая первооснова появления страха и влияние подсознания в развитии чувства страха у младших школьников.

Объект исследования: образовательный процесс на занятиях физической культурой в младшей школе.

Предмет исследования: педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников.

Цель исследования: выявить, определить и обосновать педагогические средства оказания помощи младшим школьниками в преодолении чувства страха в процессе занятий физической культурой.

Гипотеза исследования: педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников на занятиях по физической культуре окажутся адекватными видам, формам и причинам возникновения чувства страха если будут:

выявлены философские, физиологические, психологические и педагогические основания для определения интегративной природы чувства страха;

выявлены виды, формы и причины возникновения чувства страха у младших школьников на занятиях по физической культуре;

раскрыты признаки и особенности проявления чувства страха у младших школьников на занятиях по физической культуре;

найдены и реализованы средства преодоления чувства страха путем воспитания волевых качеств младших школьников: целеустремленности, стремления преодолевать трудности, уверенности в своих силах и терпения.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:

  1. Определить интегративную природу чувства страха.

  2. Выявить виды чувства страха, формы, причины, признаки и особенности проявления страха у младших школьников на занятиях физической культурой.

  3. Обосновать, реализовать и экспериментально проверить эффективность педагогических средств преодоления чувства страха у младших школьников.

Методологической основой исследования явились труды по рационализации страха (Эпикур, Лукреций), анализ этого феномена в общей системе человече-

9 ской духовности (Платон, Аристотель, Б. Спиноза), идеи важности вычленения онтологической модели страха ( Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Ф. Гегель), принципов взаимоотношения модусов духовности (Б. Спиноза, Д. Юм), . возможности исследовать страх не только психологически, но и как регулятор социальной организации (П. Гольбах). Большую роль в правильном понимании феномена страха сыграли работы философов экзистенциального направления христианского толка. В работах С. Кьеркегора, И. Хайдеггера, О. Больнова и Ж. П. Сартра была предпринята попытка с христианских онтологических и филогенетических позиций ответить на вопрос о зарождении человеческого страха. Некоторая коррекция их взглядов была сделана на основе православного вероучения и богословской литературы: работ по антропологии В. Н. Несмелова, архимандрита Киприана, Симеона Старогородского и др.

Теоретическими основаниями в области физиологии для работы стали труды И. П. Павлова, И. В. Симонова, К. В. Судакова и П.К. Анохина. Психологические основаниями для нашего исследования стали работы П П. Блонского, Л. С. Выготского, С. С. Степанова. П. М. Якобсона, Б. В. Зейгарник, А. И. Захарова, П. Фресс и Ж, Пиаже. В работе мы использовали исследования страха, которые проводили в медицине П. Конечный, М. Боухал, X. Хакхаузен.

Для педагогического осмысления явления страха большую роль сыграли работы К. Д. Ушинского и В. В. Зеньковского, а также — «теория поля» К. Левина.

В философских, физиологических, психологических, медицинских и педагогических исследованиях страха принципиальньгх противоречий не обнаружено. Все они проведены либо по аналогии, либо дополняют друг друга.

Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: диалектический анализ научной информации, системный подход к ее оценке и практикск>риентированный подход к ее использованию, монографический и сравнительный анализ литературы, программно-методических материалов; сопоставление, обобщение статистических данных, формирующий и констатирующий

10 эксперименты, включенное наблюдение, количественный анализ полученной информации.

На первом этапе исследования (1993-1995 гг.) для изучения детского чувст-вастраха, наблюдаемого у младших школьников, критически анализировались философская, психолого-педагогическая и медицинская литература; определялись методологические и теоретические основы исследования; были определены противоречие, проблема, тема и цель исследования, сформулированы гипотеза и задачи; велась работа над научным аппаратом, проводились наблюдения, накапливался личный опыт оказания помощи младшим школьникам, испьггьюаюшим чувство страха в процессе занятий физической культурой и спортом.

На втаром этапе (1995-1998 гг.) разрабатывалась программа и реализовы-валась опытнскжспериментальная работа, обрабатывались эмпирические данные, анализировались результаты исследования, систематизировалась теоретическая модель и проводилось оформление диссертации.

Базой опытно-экспериментальной работы стала общеобразовательная школа № 62 (школа формирования здоровья) Октябрьского района г. Екатеринбурга и муниципальное учреждение дополнительного образования физкультурно-оздоровительного центра «Парковый» Октябрьского района г. Екатеринбурга.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Выявлены, систематизированы и описаны виды страха, распределяющиеся по степени осознанности (сознательный, бессознательный), в зависимости от возрастных особенностей (детский, подростковый), по средовым условиям (семейный, школьный, «уличный», «дворовой»), по причине возникновения (естественный, искусственный, психоневрологический), по масштабу охвата (индивидуальный, групповой, массовый, всеобщий).

  2. Определены педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников:

ориентация учителя физической культуры на понимание чувства страха младших школьников как интегративного психолого-педагогического явления, непосредственно связанного с его профессиональной деятельностью;

обучение детей аналитическому подходу к собственным проявлениям чувства страха в процессе занятий физической культурой, т.е. «полевому поведению»» включающему психологические и педагогические приемы преодоления чувства страха (обучающие, воспитывающие, технические); ситуацию успеха; воспитание воли; учет половозрастных особенностей преодоления страха в процессе занятий по физической культуре.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: на основе анализа философских, физиологических, психологических и педагогических теорий осуществлена попытка определения интегративной природы страха.

Объективными структурными сю<пзвляющими природы страха являются биологическая, подсознательная и сознательная первоосновы страха, а субъективной составляющей является формирование страха в процессе жизнедеятельности: в обучении и воспитании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлены и описаны признаки проявления страха у младших школьников, которые необходимо знать учителям физической культуры и тренерам-преподавателям в целях осуществления воспитания волевых качеств, которые позволяют преодолевать чувство страха; в том что, что разработаны педагогические средства оказания помощи детям при появлении чувства страха в процессе занятий физической культурой, изданные в виде методических рекомендаций.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику работы школы формирования здоровья № 62 и муниципального учреждения дополнительного образования физкультурно-оздоровительного центра «Парковый» Октябрьского района г. Екатеринбурга.

Апробация материалов исследования осуществлена на I Всероссийской конференции «Научно-методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи» (Екатеринбург, 1996), на I городской научно-практической конференции учителей спортивно-оздоровительной направленности «Физическое воспитание. Из опыта работы» (Екатеринбург, 1996), на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании и творческой индивидуальности педагогов» (Екатеринбург, 1998), на областных семинарах «Школа формирования здоровья» (Екатеринбург 1995, 1996, 1997, 1998), посредством научно-методических публикаций, на курсах повышения квалификации учителей Свердловской области в 1996-1998 гг.

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивалась исходными научными методологическими положениями, реализацией комплекса теоретических и практических методов, адекватных цели и задачам исследования, в том числе использованием диалектического, системного и практико-ориентированного подходов, элементов системного анализа, широкой репрезентативностью эмпирических материалов и многократной воспроизводимостью результатов, высокой статистической вероятностью опытно-экспериментального исследования, дсклупностью рекомендуемых методов преодоления страха на занятиях физической культурой.

Положение на защиту:

  1. Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников на занятиях физической культурой должны быть разработаны с учетом осознаваемых первооснов чувства страха. Они предусматривают трансформацию страхо-генных качеств в волевые качества личности.

  2. Трансформация страхогенных качеств личности в волевые качества происходит при условии пробуждения детской инициативы в физкультурно-оздоровительной деятельности, углублении нравственного воспитания, обеспечения волевой регуляции дыхания, дифференциации и индивидуализации действий учи-

13 теля по преодолению чувства страха у младших школьников на занятиях физической культурой.

3. Специфическое проявление чувства страха на занятиях физической культурой заключается в восприятии возможности биологического разрушения человеческого организма: воды, высоты, падения, удара, замкнутого пространства, смерти и в восприятии возможности разрушения статусного положения человека в обществе: страха наказания, осуждения, осмеяния, нищеты, неудачи, негативного будущего, низкой отметки.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется научный аппарат: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, описываются этапы и методы исследования, раскрывается научная новизна, практическая значимость и положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Чувство страха как предмет педагогических исследований» страх рассматривается как категория, которая входит в состав целого ряда наук и исследуется там с «предметной» точки зрения, дается понятийно-терминологическое обоснование педагогического исследования чувства страха, раскрывается интегративная природа чувства страха и причины возникновения детского страха и страха младших школьников на занятиях физической культурой.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогических средств преодоления чувства страха у младших школьников» определяются педагогические возможности, методы, приемы и средства преодоления чувства страха у младших школьников на занятиях физической культурой; описывается констатирующий и формирующий эксперименты и анализируются результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении формулируются выводы исследования и намечаются перспективы дальнейшей исследовательской работы.

Понятийно-терминологическое обеспечение проблемы

Человеческая жизнедеятельность — явление чрезвычайно сложное. Она протекает в самых разнообразных условиях, с разной степенью сложности и уровнем успешности. В центре ее, как ее созидатель, стоит человек. От него, его физического, психического, социального и духовного развития и состояния зависит качество всей жизнедеятельности.

Жизнедеятельность, как система отношений человека с внешним миром, состоит не только из предписанных обществом норм, обычаев и традиций, ситуаций, к которым его готовят дома, в школе, в вузе, но из массы непредсказуемых, нестандартных, стохастических ситуаций с высокой степенью неопределенности и про-блемности. Число таких ситуаций особенно возрастает в критические периоды жизни общества. Таким периодом для России стала эпоха зарождения демократии, рыночных отношений, соединенных с экономическими, экологическими и духовными кризисами. Число непредсказуемых проблемных ситуаций возросло, в расчете на одного взрослого человека, в несколько раз.

Для многих людей вся жизнь превратилась в сплошную цепь таких неопределенностей. Распространение болезней, смена структуры профессионального самоопределения, безработица, снижение финансирования государственных предприятий и учреждений, криминогенность. Все это тяжело переживается нормальным человеком. К этому можно прибавить работу средств массовой информации, систематически оповещающих общество о запредельной химизации пищевых продуктов, загрязнении окружающей среды, об опасностях генной технологии, об угрозе уничтожения мира атомными бомбами и т. п. Многие люди теперь живут с постоянным чувством неопределенности, возбуждения и страха. Страх и его многообразные сопутствующие проявления в значительной мере способствуют формированию индивидуальных специфических и мало предсказуемых отклонений [107, с.291].

Все это побуждает педагогов и педагогику как науку подключиться к реше- У нию проблемы страха, ибо педагогика может дать охранные терапевтические и профилактические знания благодаря способности находить и разрабатывать пути и способы защиты человека от неблагоприятных внешних воздействий. О защитных функциях педагогики и педагогического процесса пишут сами педагоги [42, с. 30-31]. О том» что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей», говорил еще К. Д. Ушинский [150, с. 403].

Страх, как предмет исследования, как одна го категорий, присутствует в богословских науках. Там тоже речь идет об онтогенетическом страхе — «страхе Бо-жием» и о филогенетическом страхе человека перед жизнью. Но проявляющем себя через «страх Божий». Богословское учение проповедует главной целью жизни — спасение души для вечной жизни. Спасение души — в делании добра «ради чести в царстве небесном» [141, с. 56-57]. «Страх Божий при этом понимается как совесть, как страх не сделать добро: «Отцы Церкви со всей решительностью обличают доб-роделание из-за награды или из-за страха... мы должны прибегать к слову спасения не из страха наказания, не из-за обещания награды, но ради самого добра» [ Там же, с. 83].

«Страх» присутствует в христианской философии. Но совсем не как способ наказания человека за грехи, а как внутренний «страх совести», предупреждающий об отступлении человека от нравственных форм бытия. Это совсем не тот страх, о котором пишут атеисты. Это не тот страх, который, по их мнению, создал Бог [114, с. 33]. Психологи и этнологи считают, что первобытные люди вообще были лишены чувства страха, что они проявляли «бесстрашие ребенка, не сознающего опасности» [Там же, с. 33]. Христианское вероучение считает «страх Божий» таким человеческим переживанием, которое возникает при нарушении принципов христианского вероучения, мешающим человеку совершенствоваться и достигать «богоподобного совершенства». «Страх Божий» чаще называется богобоязненностью и определяется как качество личности в форме переживаний [161, с. 58]. Мы затронули богословское понимание страха в связи с тем, что в законоучении страх исследован впервые. Кроме того, в настоящее время все большее число людей воцерковляется и начинает руководствоваться именно богословским учением.

В детстве человек приобретает первый опыт столкновения с боязнью и страхом. «Детские страхи» широко известны в педагогической науке, хотя они слабо изучены. Одним из первых исследователей детских страхов и боязливости в отечественной науке был К. Д. Ушинский [150, с. 398-409]. Известны также работы В. В. Зеньковского, опубликованные в 1924 году уже в Париже [52, с. 348]. В это же время в Советском Союзе выходят работы П. П. Блонского [12, 8], А. П. Пинкевича [112]. Далее советская педагогика изъяла из своего арсенала понятие детского страха на долгие годы. В начале 70-х годов всего в нескольких работах появляется это понятие, но в очень усеченном, робком, неглубоком описании. К таким можно отнести работы о чувствах П. М. Якобсона [176], Т. А. Ильиной [57]. Настоящее время вновь побуждает к изучению детского страха и боязливости. Во всяком случае, школьные психологи это делают, особенно в сфере диагностики [142, с. 121-124; 159,с.288].

Интегративная природа страха

В предыдущем параграфе мы установили, что страх, как понятие, входит в ряд наук и исследуется там с их «предметной» точки зрения. Страхом занималась философия, физиология, медицина, психология, социология и собственно педагогика. В каждой науке страх изучается с какой-то одной стороны. Способность «страха» быть предметом исследования разных наук наводит на мысль о его интегратив-ной природе.

В древней Индии страх связывали с переживанием страданий. В древнем Китае испытывали страх нарушать естественный путь развития мира - дао (учение Лаоцзы). В древней Греции говорили о страхе «загробного наказания» (Демокрит). Эпикур, Тит Лукреций Кар, Платон и Аристотель, а в Новое время - Т. Гоббс, П. Гольбах, И. Кант рассматривали страх наряду с другими модусами духовности. Они отмечали, что страх выполняет второстепенную роль, высвечивая мужество, бесстрашие. Б. Спиноза, Р. Декарт, И. Кант, Д. Юм пытались исследовать онтологию страха, раскрывая его универсальный непреходящий характер в системе духовности человека. Обобщенным онтологическим объяснением природы страха может служить теория рефлексии Гегеля, По Гегелю, страх - это ощущение субъектом своего ничтожества по сравнению с Богом.

В результате знакомства с философской литературой сделан вывод о том, что категорию страха изучают преимущественно те ученые, которые исповедуют христианство. Именно христианство, и в особенности православие определяет эту категорию как особый модус духовности. Весьма важно, что для христианства страх является не только отрицательным, но и положительным человеческим состоянием. Он выводит человека из состояния покоя. Н. А. Бердяев подчеркивал амбивалентное влияние страха на человека: «Страх и подавляет и возвышает, и открывает мир, и «закрывает» его». Мы исходили из концепции К. Д. Ушинского, который оценивал страх как многозначное явление, имеющее как отрицательное, так и положительное значение.

Философия страха рассматривает его духовную природу. Примером служат работы экзистенциалиста Серена Кьеркегора, который рассматривает страх с христианских позиций. Страх, по С. Кьеркегору, объективен. По-христиански «страх связан с грехом человека» [73, с. 130]. Греховность возникла через грехопадение Адама и поэтому является «наследственной болезнью» человека. «Страх — это определение грядущего духа», он проявляется у человека вместе с обретением человеком свободы и идет с ним рядом всю его жизнь [Там же, с. 143-144]. Страх порождается постоянной озабоченностью человека за выбор решения в тех или иных жизненных ситуациях, которые в жизни как раз и не имеют никаких рациональных оснований. Все истинные основания — не в руках человеческих, а в руках Бога. Таким образом, страх возникает от незнания этих оснований и их ценностей [136, с. 342-344].

Мы не беремся судить о правильности этих утверждений датского теологического философа, но заметим лишь, что в них находит подтверждение ситуационная природа страха. Страх, как мы утверждаем в первом параграфе, действительно возникает от незнания, непонимания, переоценки ситуации и на этом основании превращении ее в страхогенную. Только С. Кьеркегор утверждает, что эти основания и смыслы страха не в наших руках, а в руках Бога. Вот почему (по С. Кьеркегору) страх не всегда плох для человека. В доказательство этому он приводит пример «сладкого страха», удивительного страха» у детей. Это у них действительно проявляется «как жадное стремление к приключениям, к загадочному, к ужасному» [73, 29 с. 144]. К тому же часто страх предупреждает о реальной опасности, о чем точно пишет философ в своей очень глубокой работе.

Остановимся на одном парадоксальном утверждении С. Кьеркегора. Кратко оно выглядит так. Если страх порожден человеческим грехом, то осознание греха на индивидуальном уровне невольно увеличивает страх. Таким образом, чем больше духа у человека, тем больше он должен испытывать страха и наоборот [51, с. 144]. Российскому педагогу с современным материалистическим мышлением это трудно понять, ибо нам привычнее понимать страх лишь с негативных позиций. Формально рассуждая, снижать страх» уменьшать страхогенные ситуации мы можем за счет снижения духовности человека? В этом что-то есть. История показывает, что дикий человек не знает многих видов страха.

Страх, как предмет исследования, как одна из категорий, является центральной в богословских науках. Речь идет об онтогенетическом страхе - «страхе Божьем» и о филогенетическом страхе человека перед жизнью, но проявляющем себя через «страх Божий». Обращение к богословской литературе по христианству позволило увидеть страх с позиций православия. Здесь страх основан на любви к Богу и опасении остаться без него [94, с. 29; 162, с, 21]. Бояться Бога—это бояться нарушить Заповеди Божий, благоговение перед Богом [162, с. 21]. В Библейской энциклопедии есть такое определение Страха Божия: «Страх Божий есть христианская добродетель — такое благоговение к беспредельной святости Божией и такое опасение оскорбить Господа нарушением его святой воли, что невольно развивает в Христианскую обособленную бдительность, смирение...» [9, с. 678]. Наше знакомство с богословской литературой показало, что в ней страх раскрывается через любовь к Богу, что отношение к страху как и имманентно присущему человеку качеству, состоянию. Любовь к Богу изгоняет страх из человека: «Я уж не боюсь Бога, Я люблю Его» — говорил преподобный Антоний [Там же]. Вот в таком страхе воспитывают себя и своих детей православные. Христианство для них не «смирительная рубашка, а опыт божественной жизни, любви и истины» [94, с. 43].

Проблема преодоления чувства страха в педагогической теории и практике

Как уже было отмечено в Главе I, страхогенные ситуации порождают у человека ссютветствующие страхогенные качества личности, способные стать доминирующими чертами характера: тревожность, пугливость, боязливость, трусость, паникерство. Если этим качествам не дать развиться, помочь человеку их преодолеть, то можно получить обратный эффект: сформировать волевые качества личности: целеустремленность, веру в свои силы, стремление преодолевать трудности, терпение.

Возникает важная педагогическая проблема: как воспитывать волевые каче ства личности: эмоциональную устойчивость, храбрость, безбоязненность, смелость, бесстрашие, мужество, а в конечном итоге — психическое и эмоциональное здоровье? Как воспитывать эти положительные качества именно в страхогенных ситуациях?

Перевод одних качеств в другие в одних и тех же ситуациях, в одних и тех же условиях «полевого поведения» — это задача учителя физкультуры. Волевых качеств в характере человека значительно больше, чем страхогенных: в перечне моральных качеств, составленном В. А. Блюмкиным, их всего 47 из общего числа 430, т. е. 11 %. [13, с. 179-184]. Он среди волевых качеств выделял: моральную активность, бойкость, выдержанность, выносливость, героизм, диспишшнированность, настойчивость, осторожность, решительность, самодисциплину, самообладание, сдержанность, собранность, чувство соревнования, стойкость, терпение, уверенность в себе, упорство и др, К страхогенным можно отнести: беспомощность, безволие, малодушие, недисциплинированность, нерешительность, неуверенность в себе, робость и др.

Очевидно, что на занятиях физической культурой с младшими школьниками целесообразно и необходимо развивать способность преодолевать чувство страха. В то же время, необходимо учесть, что воспитывать абсолютное бесстрашие бессмысленно. Чувство страха служит для целесообразной и разумной борьбы с опасностью: «Где есть ясная опасность, там только идиот будет оставаться равнодушным к ней; где есть опасность, там должно быть и осознание опасности и, следовательно, столько страха, сколько нужно для того, чтобы возбудить наше внимание, энергию и изобретательность» [33, с. 25-26].

М. Маслина по поводу мужества и бесстрашия писала: «Воспитание мужества у людей связано с преодолением чувства страха и выработкой у них отрицательного отношения к трусости. Трусливость позорна, но чувство страха естественно. Самый смелый человек испытывает страх. Но если человек дает страху овладеть собой, и последний начинает диктовать ему, как действовать, командовать его поступками, это позорно» [84]. Следовательно, смелый не тот, кто не боится, а тот, который умеет преодолевать свою трусость.

Физкультурно-спортивная деятельность является мощным средством воспитания смелости и бесстрашия за счет систематического преодоления чувства страха и выработки у школьников презрительного отношения к трусости. Мощным фактором в воспитании смелости является убеждение учашихся в том, что чувство страха - большое зло, Они надеются получить помощь от учителей в преодолении чувства страха Его можно сравнить с препятствием, которое в каждом отдельном случае надо научиться преодолевать. Однако, преодолевая его, нужно не причинять ущерба здоровью, не убивать интереса к физическим упражнениям, так как истинный интерес для школьников представляют те упражнения, в которых успешно преодолено чувство страха.

Преодоление чувства страха равносильно преодолению какой-то большой трудности, а для этого необходимо приложить дополнительные усилия, «преодолеть себя». Следовательно, самовоспитание воли имеет большое значение в борьбе с чувством страха Он чаще всего наблюдается у младших школьниках во время занятий прыжками в воду, спортивной гимнастикой, акробатикой, бегом на коньках и во время прохождения полосы препятствий, но при определенных обстоятельствах чувство страха проявляется почти во всех упражнениях. Даже частичное решение проблемы преодоления чувства страха явится большим дополнением к методике овладения и усовершенствования двигательных навыков и развития физических качеств личности. Оно повышает оздоровительную и воспитательную ценность физической культуры.

Успех борьбы с чувством страха зависит от учета типа нервной деятельности младшего школьника, силы охватывающего чувства страха, его форм, времени действия раздражителя, вызывающего страх; окружающей обстановки и многих других причин. В результате использования правильной методики физического воспитания из года в год накапливается богатейший фонд хорошо усвоенных двигательных навыков, расширяются функциональные возможности всего организма младшего школьника.

Накопление фонда двигательных навыков, приобретенных и закрепленных в самых разнообразных и сложных условиях, способствует значительному улучшению деятельности каждого анализатора и совершенствует их взаимосогласованные действия, приближаясь к абсолютной точности чувства времени, расстояния, веса, инерции, направления, амплитуды движений и т. д. Это, в свою очередь, исключает многие пугающие моменты. На основе активного преодоления чувства страха можно воспитать смелость. Это создает благоприятный фон для последующего успешного преодоления чувства страха в схожих условиях, но при возрастающей опасности.

Похожие диссертации на Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой