Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов Цзан Юеци

Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов
<
Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цзан Юеци. Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Воронеж, 2007 143 с., Библиогр.: с. 131-143 РГБ ОД, 61:07-13/2701

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретико-меюдологические основы формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов .12

1.1. Музыкально-слушательская культура как философская и психолого-педагогическая проблема исследования 12

1.2. Формирование музыкально-слшательской культуры иностранных студентов в рамках личностно-ориентированного образования 32

1.3. Модель формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов 56

Выводы по первой главе 68

Глава II Опытно-экспериментальная работ по реализации педагогических условий формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов 70

2.1. Критерии и уровни сформированности музыкально-слушательской культуры иностранных студентов 70

2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию музыкально-слушательской культуры иностранных студентов 89

2.3. Оценка эффективности реализации модели и педагогических условий формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов 107

Выводы по второй главе 122

Заключение 124

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В XXI веке Россия решает проблему модернизации системы образования, которая, наряду с изменениями форм, методов, содержания образования, внедрением информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, направлена также на подготовку иностранных студентов в условиях российского вуза. Иностранный студент, обучаясь в вузе, не только получает глубокие научно-практические знания по изучаемым дисциплинам, но и становится целостной личностью, культурной, духовно-богатой, эстетически развитой, готовой к диалогу культур в межнациональной среде российского вуза.

Музыкальная культура как эстетическая категория сознания каждого этноса аккумулирует вкусы, склонности, интересы народа, его мировоззрение, нравственно-этические, исторические, философские, художественно-эстетические взгляды, а также передовые идеи и особенности в масштабе всего человечества и является одной из основ формирования мировоззрения личности, ее эстетических взглядов. Но музыка оказывает на человека благотворное развивающее и воспитывающее влияние лишь в том случае, если он в той или иной мере подготовлен для ее восприятия, обладает определенным уровнем развития тех свойств и качеств, которые позволяют диалогически общаться с музыкальным произведением, понимать и переживать его. Такой основой для восприятия и переживания музыки особенно для иностранных студентов является музыкально-слушательская культура.

Формирование музыкально-слушательской культуры иностранных студентов как одно из направлений духовного развития представляет собой процесс вхождения личности в новое культурное пространство, ориентирует ее на свободное творческое развитие в условиях диалога культур.

Вышеизложенное подтверждает актуальность данной проблемы, которая определяется следующим: необходимостью актуализации личностного

4 фактора в современной образовательной среде, способствующей саморазвитию и самоорганизации личности иностранного студента в процессе музыкально-педагогического образования; потребностью личности приобщаться к инонациональным музыкальным культурам; слушать, понимать и осознавать ценность и уникальность каждого музыкального произведения на основе диалога культур.

Степень разработанности проблемы. Термин «культура» рассмотрен в трудах Н.А. Бердяева, М.С. Кагана, И. Канта, Ж.О. Ламетри, М. Монтеня, Ж.Ж. Руссо, И. Фихте, П.А. Флоренского и др.

Культурологические концепции образования в личностно ориентированной парадигме разрабатываются Е.В. Бондаревской, СВ. Кульневичем, Б. Крыловой, А.С. Петелиным, Е.Н. Шияновым, И.С. Якиманской и др.

Культура личности и ее музыкально-эстетическое воспитание - объекты исследования философов: Л.Н. Когана, И.Ф. Ляшенко, Э. Маркаряна, B.C. Семенова, У.Ф. Суна, Р.А. Тельчаровой и др.; психологов: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, А.З. Рахимова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.; искусствоведов: Б.В. Асафьева, Р.И. Грубера, А.Н. Сохора, Цяо Ю и др.; музыкантов-педагогов: Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.Г. Аржачниковой, Л.Н. Баренбойма, Ван Гуанси, Н.А. Ветлугиной, Л.Г. Горюновой, Д.Б. Кабалевского, Лю Лань, Н.К. Терентьевой, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяра и др.

Различным сторонам готовности субъектов образовательного процесса к профессиональной деятельности посвящены труды А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, А.В. Мудрика, Л.Ф. Спирина и т.д.

Однако, проводя анализ исследований проблемы восприятия музыки и музыкальной культуры иностранными студентами в условиях российского вуза, можно заметить, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, вопросы формирования музыкально-

5 слушательской культуры иностранных студентов не исследованы в парадигме личностно ориентированного музыкально-педагогического образования.

Результаты теоретического анализа различных источников (монографий, диссертаций, статей) и обращение к практике позволили выявить ряд противоречий между:

высоким уровнем разработанности концепций гуманистического личностно ориентированного образования и отсутствием должного внимания к формированию музыкально-слушательской культуры иностранных студентов;

объективно существующим и постоянно расширяющимся многонациональным образовательным пространством Российских вузов и отсутствием целенаправленно организованной деятельности по формированию музыкально-слушательской культуры иностранных студентов, обучающихся в них;

реальными потребностями общества в личности, готовой к диалогу культур, и организацией педагогического процесса в высшей школе, не учитывающей возможности музыкально-педагогического образования в формировании музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.

Актуальность работы, противоречия и тенденции современной образовательной среды вуза позволили сформулировать проблему исследования: создание каких педагогических условий формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов способствуют эффективности процесса музыкального и музыкально-педагогического образования?

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов».

Объект исследования - музыкально-слушательская культура иностранных студентов.

Предмет исследования - педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе.

Цель исследования - обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность процесса формирования музыкальной культуры иностранных студентов в условиях музыкально-педагогического образования возрастет, если:

формирование музыкально-слушательской культуры иностранных студентов будет основано на диалоге культур;

будет разработана модель формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов;

будут созданы педагогические условия, способствующие формированию музыкально-слушательской культуры иностранных студентов;

будут определены критерии и показатели, позволяющие оценивать уровень сформированности музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.

В соответствии с поставленной целью, объектом, гипотезой и предметом были определены задачи исследования.

  1. Уточнить содержание понятий «культура», «музыкальная культура», «музыкально-слушательская культура».

  2. Разработать модель формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.

  3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.

  4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.

Методологической основой исследования являются: личностно ориентированный, культурологический, аксиологический и деятельност-ные подходы. Теоретическая база работы строится на философских концепциях формирования эстетической культуры личности (Аристотель, Гегель, Гельвеций, Платон, Н.А. Бердяев, Ю.А. Бореев, М.С. Каган, Конфуций, В.П. Крутоус, А.Ф. Лосев и др.); концепции личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Е.А Крюкова, Т.П. Лакоценина, В.А. Петровский, В.В. Сериков), ценностной парадигме образования (С.Ф. Ани-симов, Н.А, Асташова, А.Т. Здравомыслов, И.Б. Котова, В.В. Розанов, В.П. Тугаринов); психологических теориях личности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.); концепции диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер); работах по музыкальному восприятию и развитию музыкальных способностей (Б.В. Асафьев, Н.А. Гарбузов, А.Л. Готсдинер, М.С. Каган, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.); теориях профессионального музыкально-педагогического образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Г.Г. Арчажникова, Ван Гуанси, А.С. Петелин, Л.В. Школяр и т.д.).

Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретические методы: анализ философской, социологической, психолого-педагогической и культурологической литературы; систематизация и обобщение существующих подходов к образованию в многонациональном российском вузе; сопоставительный анализ европейской и китайской музыкальной литературы; синтез научной теории и воспитательной практики, методы аналогии, моделирования и педагогического прогнозирования;

эмпирические методы: наблюдение динамики общественного движения в многонациональной среде российского вуза; целенаправленный анализ особен-

8 ностей поведения иностранных студентов в целях выявления приоритетных форм и методов обучения и воспитания; методы опроса, беседа, анкетирование, диагностика восприятия европейской музыки.

Экспериментальной базой исследования стал Воронежский государственный педагогический университет, Воронежская государственная академия искусств. В эксперименте участвовали 78 студентов I-IV курсов из Китая и Вьетнама.

Научно-исследовательская работа проводилась в период с 2004 по 2007 год и включала в себя три этапа.

Первый этап (2004-2005 г.г.) - теоретическое осмысление проблемы, изучение и анализ философской, социальной, психологической, культурологической, педагогической литературы по теме исследования; определение объекта, предмета, цели, гипотезы и основных задач исследования, разработка принципов формирования музыкально-слушательской культуры; приобщение обучающихся к диалогу культур.

На втором этапе (2005-2006 г.г.) работа была направлена на построение модели формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов, выявление совокупности педагогических условий, проведение опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (2006-2007 г.г.) - завершение эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка общих выводов и рекомендаций, целостное оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

уточнено содержание процесса формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов на основе личностного подхода в рамках концепции диалога культур;

разработана модель формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов;

определены критерии и показатели формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов;

— выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность экспериментальной работы по формированию музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.

Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования обогащают знания в области личностно ориентированного образования, содержат решение научной проблемы: установление взаимосвязи между формированием музыкально-слушательской культуры иностранных студентов и реализацией данного положения в рамках концепции диалога культур; определены структурные компоненты процесса формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов; обоснован и определен алгоритм изучения музыкальных культур разных народов, влияющих на эффективное формирование музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.

Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в процессе формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов. Разработанные измерительные шкалы, тестовые материалы позволили глубоко и дифференцированно исследовать и оценить уровень сформированности музыкально-слушательской культуры иностранных студентов. Апробация на практике модели формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов в условиях межнациональной среды образовательных учреждениях культуры и искусства.

Достоверность и обоснованность научных положений, полученных результатов и выводов, содержащихся в работе, обеспечены целостным подходом к исследованию проблемы, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования, объективным качественным и количественным анализом полученных данных, подтвержденных статистическим анализом результатов педагогического эксперимента, личным опытом деятельности, диссертанта в вузе, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на различных этапах исследования.

10 На защиту выносятся следующие положения:

  1. Музыкально-слушательская культура представляет собой систему соподчиненных элементов, способствующих развитию гармонически сочетающихся музыкальных способностей, потребностей, творческого воображения, вкуса, чувства целого, эмоционально-эстетического опыта.

  2. Модель формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов включает цель, условия, принципы (природосооб-разности, культуросообразности, амбивалентности, диалогичности, поликультурности), структурный и функциональный компоненты, критерии и показатели формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.

  3. Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов:

формирование открытости к познанию с учетом особенностей восприятия европейской музыкальной культуры иностранными студентами, означающее проницаемость границ понятий, убеждений, образов, гипотез, проявление толерантности и эмпатии к неоднозначности и противоречивости информации;

направленность на развитие внутренней самооценки, которая проявляется в ощущении человеком своего «Я» и своих внутренних возможностей. В этом случае основа как источник собственных поступков, суждений находится внутри индивида, а не навязывается извне мнением других людей;

развитие способности к нестандартным сочетаниям элементов и понятий, связанное с открытостью опыту и предполагающее нахождение проблем в общеизвестном. В результате развиваются интуитивное мышление и умение видеть новое и существенное в жизни.

4. Критерии и показатели оценки уровня сформированности му
зыкально-слушательской культуры иностранных студентов:

коммуникабельность - активность, заинтересованность, мотивация;

готовность к диалогу культур - критичность, толерантность, эмпатия;

восприятие музыкального произведения - понимание, осознанность, креативность.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили на музыкальном отделении факультета художественного образования Воронежского государственного педагогического университета.

Материалы диссертации обсуждались на конференциях: «Музыка в современном мире» (г. Тамбов, 2006), «Проблемы и перспективы развития высшей школы в условиях модернизации современной системы образования» (г. Воронеж, 2006), «Философия современного образования: история и современность» (г. Пенза, 2007), а также на заседаниях кафедры педагогики, теории, истории музыки и музыкальных инструментов, хорового дирижирования и вокала ВГПУ и ВГАИ.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Музыкально-слушательская культура как философская и психолого-педагогическая проблема исследования

Формирование музыкально-слушательской культуры является одним из важных компонентов профессионально-музыкального, а также музыкально-педагогического образования и потребовало выявление сущности понятий культура, музыкальная культура, слушательская культура.

В философском словаре понятие «культура» рассматривается как «совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком в процессе общественной практики, которая характеризует исторически достигнутую ступень в развитии общества» [138, с. 225-226], то есть, культура - это стержень, вокруг которого складывается ценностная ориентация человека, его жизнедеятельность в социуме. В педагогическом словаре культура трактуется как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т.д.» [71].

Системное и целостное определение культуры разработали А. Кребер и Г. Клакхон [75], которые проанализировали около 250 определений культуры, разделив их на несколько типов, в том числе: — цивилизационный - в широком, этнографическом смысле означает знание верований, искусства, нравственных принципов, обычаев, а также способностей и привычек, усвоенных личностью как человека общества; — исторический, в котором акцент ставится на традиции, выступающие в качестве главного культурного фактора; — нормативный, суть которого заключается в выделении специальных особенностей культуры, отражающих подчинение человека определенным правилам. Разрабатываемая нами проблема вписывается в рамки исследований духовной культуры (в том числе музыкальной), которая существует в двух измерениях: в форме духовных качеств человека и его деятельности по их опредмечиванию, а также духовных ценностей, созданных человеком. В философской литературе отмечается, что духовная культура включает в себя четыре вида деятельности. Первый порождается созидательной активностью человеческого воображения. Данный проективный вид деятельности имеет величайшую культурную ценность поскольку объектом такого проектирования (наряду с материальными объектами) является и сам человек. На основе воображения человека построены не только материальные, но и духовные ценности (произведения живописи, музыки, литературы и т.д.). Именно они способствуют приобщению человека к идеалу, поднимая его на новый уровень нравственного и эстетического развития. Вторая составляющая духовной культуры охватывает плоды познавательной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о четырех объектах - о природе, обществе, человеке и внутреннем «Я» познающего субъекта. Третья - ценностно-ориентированная деятельность. Центральным объектом ценностного осмысления является человек и его социально-духовная сторона, которая рассматривается, прежде всего, в нравственно-этической плоскости. Именно она устанавливает нормы поведения человека, формирует его вкусы, социальные потребности и т.д. В этой же плоскости рассматривается и внутренний мир человека, его «Я». Поскольку внутренний мир и поведение человека сопряжены с определенными идеалами, то здесь выявляется еще одна сторона ценностного осмысления окружающей действительности (в том числе и человека) - эстетическая. Четвертой областью духовной культуры является духовное общение людей во всех его формах проявления. При таком общении происходит обмен различного вида информацией между людьми в процессе их социального взаимодействия.

Духовная культура всегда социально обусловлена и в организации жизни общества выполняет важные функции: — человекотворческую - целью которой является формирование определенного типа личности; — познавательную - определенную степень познания мира, самосознание нации, общества в целом; — информационную - имеющую своим содержанием передачу, трансляцию социального опыта «по вертикали» и по «горизонтали», обмен мнениями, навыками, умениями и способностями; — коммуникативную - обеспечивающую существование культуры, регулирующую прямое и косвенное общение людей; — регулятивную - способствующую усвоению широкого круга требований к духовному обмену человека и превращающую их во внутренние убеждения, о чем свидетельствует реальное поведение индивида в различных жизненных ситуациях; — оценочную - устанавливающую соответствие поступка, поведения, черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям [106, с. 22]. Следовательно, духовная культура предполагает выработку, развитие, усвоение, соблюдение и передачу различных норм духовности человека, являющихся показателем сформированности положительно направленной личности. Духовное общение имеет дело с субъективным отражением объективной реальности - мыслями, идеями, чувствами и эмоциями человека, которые благодаря включенности в процесс общения реализуют себя, становятся доступными другим людям, приобретают общественное значение. Большую роль в этом процессе играет музыка [1, 13, 151], поскольку способна воплощать широкий спектр эмоциональных состояний человека, обобщать его отношение к окружающей действительности, сформировываясь в ходе практического освоения человеком окружающего мира по мере накопления людьми исторического, социального и духовного опыта. Если рассматривать духовную культуру в переносном смысле, как уход, улучшение, облагораживание душевно-духовных склонностей и способностей человека, то возникновение и существование музыкальной культуры, ее структура и ценность способствует становлению душевно-духовной целостности человека в мире природы и в мире людей в различные исторические периоды. Понятие «музыкальная культура» по-разному трактуется в различных науках: — философия объясняет закономерности возникновения и существования музыкальной культуры, ее структуры и ценность для становления душевно-духовной целостности человека в мире и в мире людей в различные исторические периоды. — психология определяет музыкальную культуру как способ развития (изменения) психических функций человека в мире природы и в мире людей в различные исторические периоды. — социология определяет роль музыки как духовного наставника, «провозвестника» новых ценностных ориентации.

Формирование музыкально-слшательской культуры иностранных студентов в рамках личностно-ориентированного образования

Формирование музыкально-слушательской культуры требует определенной готовности иностранных студентов к диалогу разных культур.

В философской и психолого-педагогической литературе в настоящее время не выработано единое общепринятое определение готовности. Существует множество трактовок данного понятия, исследуются различные стороны готовности субъектов образовательного процесса к профессиональной деятельности (А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.) и разрабатываются разнообразные подходы к ней.

Профессионально-педагогическая деятельность (В.А. Сластенин и др.) представляет собой образование, компонентами которой являются идейный (ценностно-ориентационный), профессионально-педагогический и познавательный составляющие. Профессиональная готовность есть система интегрированных переменных - свойств, качеств, знаний, умений и навыков личности - и характеризует конечную цель педагогического образования. В.А. Сластенин рассматривает профессиональную готовность как «сложный синтез... взаимосвязанных структурных компонентов» [126].

В трудах исследователей готовность рассматривается, как установка (А.Г. Асмолов); качество, свойства личности (М.И. Дьяченко); потребность (Л.Ф. Спирин); склонность (Л.Н. Уманский); включенность (Б.Д. Парыгин) и т.д.

Различие в понимании сущности готовности человека к деятельности объясняется особенностями теоретических концепций авторов, которые концентрируют внимание на различных уровнях рассматриваемой проблемы функциональном (состояния) или личностном (свойства). Функциональный подход определяет готовность как состояние психики, установку для психических процессов (В.Н. Мясищев, Г. Оллпорт, Д.Н. Узназдзе и др.). Личностный подход определяет готовность как интегративное личностное образование, обеспечивающее успешность профессиональной деятельности (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.).

Однако, как считают А.С. Петелин, А.И. Соловьева, В.А. Школяр и др., понятие готовности неправомерно сводить только к набору профессиональных знаний и умений, обеспечению настроя на деятельность или психическому состоянию. «Готовность - это интегративная система свойств, профессионально-значимых качеств и музыкально-творческого опыта личности, приведенная состояние продуктивной реализации, которая обеспечивает эффективное включение в профессиональную, музыкально-творческую деятельность» [111, с. 22].

М.И. Дьяченко понимает готовность к педагогической деятельности как интегральное свойство личности, начало формирования которого лежит в подструктуре опыта, то есть обусловлено знаниями, умениями, навыками [56].

Готовность личности к профессиональной деятельности В.А. Крутецкий рассматривает как совокупность психологических установок, необходимых для ее успешного осуществления; как положительное отношение к деятельности; интересы, склонности; характерологические черты; психологическое состояние; знания, умения, навыки [76].

Несмотря на разнообразие подходов к определению профессиональной готовности, большинство исследователей не отрицает, что готовность может быть представлена комплексом различных, связанных между собой элементов, и является сложным динамическим образованием, зависящим от многих внешних и внутренних факторов. При этом ее составляющие подчинены элементам той деятельности, гарантом успешного осуществления которой она выступает. Что касается определения понятия «диалог культур», то тут мы опираемся на концепцию М.М. Бахтина. В его исследованиях [14, 15, 16] диалог культур рассматривается как процесс осознанного взаимодействия между двумя рефлексирующими субъектами, которые являются совершенно равноправными с точки зрения их онтологической представленности. Диалог М.М. Бахтина, понимаемый через призму культуры, это «не диалог различных мнений или представлений, это всегда диалог различных культур. В «диалоге культур» речь идёт о диалогичности самой истины (...красоты, добра...), о том, что понимание другого человека предполагает взаимопонимание «Я -ты» как онтологически различных личностей, обладающих - актуально или потенциально-различными культурами, логиками мышления, различными смыслами истины, красоты, добра...» [23, с. 299].

Исходя из этого, B.C. Библер предостерегает от примитивного понимания диалога как разных видов диалога, встречающихся в речи человека (научный, бытовой, моральный и т.д.), которые не имеют отношения к идее диалога в рамках диалоговой концепции культуры. Следовательно, диалог не сводится к общению, они не тождественны, но общение включает в себя диалог, как собственную форму. «Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, с ними можно только диалогически общаться...» [23, с. 19].

М.М. Бахтин понимает культуру как форму общения людей разных культур, форму диалога; для него культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и самосознание культуры есть форма ее бытия на грани с иной культурой, так как человек - это уникальный мир культуры, вступающий во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящий себя в процессе такого взаимодействия и воздействующий на других. Постижение собственного «Я» происходит через общение с другими.

О взаимодействии разных, чужих культур М.М. Бахтин писал: «Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя (но не во всей полноте, потому что придут другие культуры, которые увидят и поймут еще больше). Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом, между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость, односторонность этих культур. Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она себе не ставила, мы имеем в ней ответы на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины. Без своих вопросов нельзя понять другого, чужого. При такой диалоговой встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются» [15, с. 117-211].

Таким образом, проецируя совокупность приведенных мнений на личность иностранного студента и его деятельность в образовательной среде Российского вуза, рассматривая формирование как процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних условий воздействия, воспитания, обучения [37, 71] можно сказать, что формирование готовности к диалогу культур подразумевает активность личности к диалогу, умение устанавливать субъект-субъектные и субъект-объектные отношения в процессе диалога, развитие личностных качеств.

Критерии и уровни сформированности музыкально-слушательской культуры иностранных студентов

Для проверки эффективности модели и педагогических условий формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой стал мониторинг и проверка достоверности положений, выдвинутых ранее в обосновании исследования: развитие музыкальных способностей и потребностей, позволяющих вступать в субъект-субъектные и субъект-объектные отношения между слушателем, исполнителем и произведением, тем самым, реализовать сущностное единство музыкального произведения.

При проведении эксперимента были поставлены следующие задачи: — выработать профессионально ориентированные умения анализа музыкальных произведений, используя нетрадиционные формы работы при изучении различных дисциплин учебного плана с целью формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов; — выявить исходный уровень умений студентов анализировать музыкальное произведение с учетом сто специфики; — научить студентов анализировать и выявлять национальные особенности музыкального языка произведений и определять их влияние на восприятие произведения (тембр - от звучания народных инструментов, ритм -от своеобразия танцев и т.д.); — проверить опытным путем эффективность применения педагогических рекомендаций по изучению музыкальной культуры разных пародов и их влияние на формирование музыкально-слушательской культуры иностранных студентов. Поставленные задачи решались на протяжении трех лет, с 2004 по 2007, через организацию преобразующей деятельности студентов как в естественных, так и в специально созданных условиях в вузе. Эксперимент проводился в три этапа: 1. Констатирующий этап (диагностика). 2. Формирующий этап (работа с экспериментальной группой). 3. Завершающий этап (анализ результатов формирующего этапа эксперимента). В опытно-экспериментальной работе приняли участие 78 китайских и вьетнамских студентов из Воронежского государственного педагогического университета (факультет художественного образования), Воронежской государственной академии искусств (факультет музыки). Из них были составлены 2 группы: контрольная (16 студентов) и экспериментальная (16 студентов). Формирующий эксперимент проводился на базе музыкального отделения ВГПУ и ВГАИ.

На первом этапе (2004-2005) была изучена научная и специализированная литература по теме исследования, проведена обработка материалов констатирующего эксперимента, разработана экспериментальная система практических занятий на оснрве музыкальной культуры разных народов для использования в системе высших учебных заведений музыкальной направленности (педагогический университет, академия искусств, музыкальные и музыкально-педагогические училища и т.д.).

Наряду с этим нами было изучено состояние дисциплин предметной подготовки иностранных студентов с целью определения места западноевропейской, русской, китайской музыкальных культур в системе музыкально-педагогического образования.

Второй этап (2005-2006) - формирующий эксперимент, сущность которого состояла в создании алгоритма действий, а также программы использования произведений западно-европейской, русской, советской музыкальных культур в формировании музыкально-слушательской культуры иностранных студентов из азиатских стран. Экспериментальной проверке была подвергнута модель и педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов. На этом этапе особое внимание уделялось вопросу готовности студентов к диалогу культур, а также умению воспринимать произведения других культур как ведущих критериев и необходимых условий формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.

Формирующий эксперимент проводился на базе выделенных экспериментальных и контрольных групп. В эксперименте использовались различные методы: диагностика, мониторинг, наблюдение, анализ, систематизация полученных данных и результатов, корректировка отдельных положений со студентами обеих групп, а также традиционные и нетрадиционные виды работ со студентами экспериментальной группы.

Основными этапами формирующего эксперимента явились: — разработка алгоритма действий и специальной программы изучения музыкальных культур разных народов иностранными студентами с целью формирования у них умений и навыков осмысленного восприятия музыкального материала, вступления в диалог культур; — проведение опытно-экспериментальной работы в рамках учебных и внеучебных занятий в вузе, направленной на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в области восприятия музыкальной культуры разных народов с учетом особенностей музыкального языка; — экспериментальная проверка содержания, форм и методов программы, в основе которой использование музыкальной культуры разных народов в процессе формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.

На заключительном этапе эксперимента (2006-2007) осуществлялась обработка эмпирических данных, их обобщение через сравнительный анализ и интерпретацию, которые позволили нам сделать вывод о том, что эффективное формирование музыкально-слушательской культуры иностранных студентов возможно при наличии целенаправленных педагогических условий.

Организация опытно-экспериментальной работы по формированию музыкально-слушательской культуры иностранных студентов

С целью компактного изложения результатов диагностики и мониторинга, их сравнительного анализа на констатирующем этапе эксперимента для проверки каждого показателя были адаптированы психологические тесты [116, 117, 137], состоящие из 5 вопросов-вариантов, шкала оценок каждого ответа имеет диапазон от 1 до 9 баллов, Для составления тестов были использованы ряд методик: Э. Берна, С.С. Бубновой, М. Рокича, А.А. Рукавишникова, М.В. Секача, Е.Е. Туника, II. Холла и т.д.).

Целю тестирования по критерию коммуникабельность стала проверка умений студентов устанавливать контакты, общаться в социокультурной среде, определить уровень их заинтересованности в общении как с индивидами, так и с произведениями культуры разных народов, а также их активность в действиях.

Результаты опроса по показателю активности приведены в таблице 1. Анализ результатов таблицы 1 показывают, что иностранные студенты проявляют достаточно высокий уровень активности по отношению к обучению, получению знаний, достижению поставленных целей. Это может свидетельствовать о том, что многие студенты отдают себе отчет: зачем они приехали в Россию, зачем поступили в вуз, чего они хотят достичь и что для этого нужно делать? Об этом свидетельствуют ответы на 1 и 3 вопросы. Однако в своих действиях респонденты как контрольной, так и экспериментальной групп проявляют большую осторожность, не всегда берут на себя ответственность (3 вопрос).

Что касается вопросов по творческой активности, то, как и следовало ожидать, результаты в обеих группах оказались разными. Студенты экспериментальной группы, в силу своей профессиональной надобности, чаще бывают в театрах и на концерте, слушая «живое исполнение музыки», и, тем самым, являются инициаторами, организаторами групповых походов на концерты. Кроме того студенты экспериментальной і руины чаще участвуют в мероприятиях, проводимых в институте, представляя музыкальную культуру своей страны. Однако личный опыт, а также результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что творческая активность в восприятии проявляется посюльку, поскольку у счуденюв возникают желание и потребность понимать музыкальное произведение, осознать смысл услышанного.

Ответы на первый вопрос у двух групп кардинально отличается (2,8 у контрольной группы и 4,7 - у экспериментальной). Это обусловлено тем, что студенты экспериментальной группы музыканты, и, следовательно, прослушивание академической музыки является неотделимой частью их профессии. У обеих групп наблюдается достаточно высокая степень осознанности по отношению выбранной профессии, а также высокий средний бал на участие в конкурсах и фестивалях университетах.

Ответы на 4-й вопрос показывают, что китайские студенты достаточной степени знакомы с музыкальной культурой европейских стран, однако под понятием «европейская музыкальная культура» подразумевают музыку разных стилей и направлений, мы же в исследовании акцент делаем на классическое музыкальное наследие.

Из таблицы 3 следует, что у иностранных студентов наблюдается постоянное стремление к общению и коллективизму. При выборе друзей они очень большое внимание отдают национальной принадлежности, предпочитая общение и дружбу среди «своих». При личном общении со студентами стало понятно такое отношение к общению: иностранные студенты очень часто бояться в одиночку выходить за территории общежитий.

Однако, как показывают ответы на 3 и 5 вопросы, иностранные студенты общаются, дружат с русскими студентами, при этом признают, что положительным мотивом для межнационального общения в студенческой среде служит воспитание и развитие личности студентов.

Преградой межнационального общения в образовательной среде вуза зачастую становится языковой барьер, так как многие иностранные студенты плохо владеют русским языком. Мизкий средний балл при ответе на 5-й вопрос (1,8 у контрольной и 2,2 у экспериментальной групп) говорит о том, что иностранные студенты зачастую остаются отстраненными от разговора, не участвуют в диалоге только из-за языковых трудностей. Но повышение мотивации в межнациональном общении и состоит в том, чтобы происходил обмен духовными и профессиональными ценностями, что позитивно влияет не только на иностранных, но и на русских студентов.

Принимая во внимание эти причины, формирующий эксперимент основывался на грамотной и интересной подаче музыкальной культуры, знакомстве не только с конкретными произведениями, мо и с культурой в целом.

Тестирование по критерию «готовность к диалогу культур» позволило определить уровень диалогичности респондентов, их желание вступать в диалог, уметь критически относиться к людям и культурам, а также к себе самому, не возвышая и не ущемляя ценность и уникальность каждого, а также оценивает уважение, отзывчивость и понимание личности. Результаты тестов показаны в таблицах 5, 6, 7.

Анализ таблицы 5 (средний балл па 1 вопрос) показывает, что на иностранных студентов как контрольной (3,4), так и экспериментальной (2,8) групп мнение других людей оказывает небольшое влияние, то есть, несмотря на то, что студент, попадая под воздействие чужих мнений, может составить о чем-то свое мнение, не совпадающее с реальностью, тем не менее, такой подход не столь велик. Это связано с тем, что иностранные студенты, имея свою культуру, свое отношение к миру и людям, обучаясь в России общаются с русской культурой, с русскими людьми, вбирают в себе особенности мышления и поведения русского человека. Кроме того, иностранные студенты в Воронеже живут в общежитиях и общаются между собой, с русскими студентами, со студентами с других стран, в том числе и европейских, африканских и т.д. Это может говорить о том, что у иностранных студентов достаточно развито способность критического отношения к мнениям других.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов