Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах Карамова Клара Хакимовна

Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах
<
Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Карамова Клара Хакимовна. Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2002 207 c. РГБ ОД, 61:03-13/1335-9

Содержание к диссертации

Введение

I. Теоретическое обоснование условий обучения для творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов

1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: творчество, творческая деятельность, творческий потенциал, творческая личность 13

1.2. Сущность творческой самореализации будущего художника-педагога 27

1.3. Педагогические условия обучения, способствующие творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов 50

1.4. Профессиональное мастерство педагога - условие творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов 89

1.5. Барьеры творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов ПО

Выводы по I главе 127

II. Экспериментальное изучение эффективности гшдагогических условий творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов

2.1. Модель условий обучения для творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов 131

2.2. Общие вопросы организации эксперимента 140

2.3. Процесс и результат педагогического эксперимента 150

Выводы по П главе 185

Заключение 189

Введение к работе

Актуальность исследования.

Для современной социально-культурной ситуации России характерно стремление общества вернуться к общечеловеческим ценностям, главными из которых являются реальный мир и человек. Это требует новых задач, целей образования, подходов к построению учебно-воспитательного процесса. В этих условиях возросла необходимость максимального стимулирования творческого развития, воспитания личности, которая должна стать моделью и идеалом человека XXI века.

Сегодня ощущается острая потребность в подготовке нового поколения педагогов, а также в подготовке специалистов, которые со студенческой скамьи, впитав эти ценности, станут творцами себя и других. Это становится возможным лишь в условиях гуманизации образования. Для гуманистической педагогики идеалом является свободная творческая личность, способная к самоидентификации, саморазвитию и самореализации в постоянно меняющейся социально-культурной среде.

К различным аспектам творческого саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, творческой самореализации обращались в своих трудах многие отечественные и зарубежные философы, психологи, педагоги. Среди них В.И. Андреев, Л.И. Анциферов, Н.А. Бердяев Л.И. Божович, И.П. Волков, Д. Гилфорд, М.Р. Гинзбург, Е.Я. Голант, B.C. Ильин, Л.А. Казанцева, А.Н. Леонтьев, П.Н. Осипов, А. Маслоу, К. Роджерс, М.И. Ситникова, В.А. Сластенин, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, B.C. Шубинский и др. Процесс творческой самореализации - как важнейшая форма проявления личностью ее творческого потенциала, рассматривался в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, М.М. Якобсон и др. К рассмотрению творчества как важного элемента развития личности и необходимого условия ее самореализации - проявления индивидуаль-

нести, неповторимости -обращались В.И. Андреев, В.Т. Кудрявцев, Я.А. Пономарев и др.

Являясь актуальной, эта проблема в настоящее время подтолкнула и теоретиков и практиков - преподавателей педагогических вузов к пересмотру взглядов относительно проблемы творчества и творческой самореализации студентов - будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки. Одним из важных аспектов в решении этой задачи является вопрос условий организации творческого процесса в высшей школе, итогом которого является творческая самореализация его субъектов.

Самореализация это новое качество, новообразование в личности, результат взаимодействия внутренних (исходящих от самого студента) и внешних влияний (учебно-воспитательного процесса). При этом большое значение имеет среда, в которой находится человек. На важность организации внешней творческой среды указывают В.И. Андреев, М.Т. Громкова, Л.М. Попов, НЮ. Посталюк, В.Г. Рындак, НА. Савотина, В.В. Сериков и др.

Известно, что источником формирования творческой личности является деятельность, как основной путь развития человека, фактор, обеспечивающий развитие способностей. Проблемой деятельности занимались К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, С.Л. Рубинштейн и др.

Если подходить к творчеству как механизму самореализации, то условия должны ориентировать преподавателя на расширение и углубление субъект-субъектного взаимодействия между участниками учебно-творческого процесса. На наш взгляд, деятельность педагога по осуществлению развития творческой личности студента, формированию эстетических, эмоциональных, ценностных отношений, творческой активности, направленности и способностей, должна предполагать системное формирование у студентов ценностей познания, самопознания, творческой самореализации, сотворчества; обеспечение овладения студентами культурой учебно-исследовательской, художественно-творческой деятельности в области изобразительного и деко-

ративно-прикдя/шого искусства с учетом их взаимосвязи; реализацию сотворчества студентов и преподавателей в решении художественно-творческих задач; выявление и преодоление барьеров, препятствующих творческой самореализации студентов.

В ряду условий огромное значение имеет мастерство, творчество, профессионализм педагога. Факт творческой самореализации преподавателя является значимым условием творческой самореализации студентов.

Однако, вступая в противоречие с гуманистическими ценностями, иногда прослеживаются тенденции к исключению субъектности учащихся, в результате чего происходит разрушение содружества, сотрудничества, взаимоуважения и доверия субъектов совместной деятельности. Этому в большей степени способствуют следующие барьеры: эмоции страха, чувство неудовлетворенности, низкий уровень эмоциональной насыщенности социально-педагогической среды, барьеры диалогического взаимодействия, ситуативные барьеры, конфликты, профессионально-педагогические стереотипы, шаблоны, формализованное обучение, следствие воспитательной и образовательной политики, которая отличалось большей информативностью. Этого для творчества, творческой самореализации недостаточно. Такое отношение к учению препятствовало прогрессивным преобразованиям образовательного процесса.

Представляется особенно актуальной проблема творческой самореализации будущих педагогов изобразительного искусства, так как творчество педагога-художника не исчерпывается выходом за пределы только нормативно-профессиональной деятельности, он реализует себя и в собственном творчестве, для которого необходима внутренняя сопричастность к этому виду искусства. Художественное образование и эстетическое воспитание школьников во многом зависят от качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства. В свою очередь, успех образовательной подготовки, ориентированный на творческую самореализацию, зависит от созда-

6 ния г.ттеттиятткных условий, содействующих развитию личности, формирующих потребности в самовыражении, саморазвитии.

Анализ теории и практики творческой самореализации студентов - будущих художников-педагогов показывает наличие противоречия, которое выражается в необходимости творческой самореализации на начальном этапе профессионализации и недостаточной разработанностью данной проблемы, как в науке, так и в педагогической практике.

В настоящее время большое число педагогических исследований направлено на изучение условий проблемы творческой самореализации. Изучаются отдельные условия, рассматривается субъект творческой деятельности, предлагаются методы, формы творческого процесса. Важной задачей всех этих исследований является активизация творческого процесса. Но если во многих исследованиях условия рассматриваются по отдельности, то только реализация совокупности педагогических условий позволит решить указанную выше задачу.

Проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов?

Цель исследования: выявить, систематизировать, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов в обучении.

Объект исследования: учебно-познавательная, учебно-

исследовательская и художественно-творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов.

Предмет исследования: педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов.

Гипотеза исследования: творческая самореализация студентов художественно-графических факультетов будет более эффективна, если в процессе обучения:

системно Лопмипопятк v ctvttp.htor ценности ппіняния гямлптня-

ния, творческой самореализации, сотворчества;

обеспечивать овладение студентами культурой учебно-исследовательской, художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом их взаимосвязи;

реализовывать сотворчество студентов и преподавателей в решении художественно-творческих задач;

выявлять и стимулировать преодоление барьеров творческой самореализации студентов.

Для экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи исследования:

Теоретически обосновать сущность творческой самореализации студентов - будущих художников-педагогов.

Выявить, систематизировать, установить рейтинг значимости педагогических условий творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов

Экспериментально проверить влияние выявленных педагогических условий творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов и их вариативного сочетания.

Выявить, систематизировать, установить рейтинг значимости барьеров творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов.

Методологическая основа исследования.

В нашей работе мы опирались на следующие принципы: единства исторического и логического, системности, детерминизма, личностно-деятельностный подход.

В исследовании использовались работы по проблеме

твоочества ҐВ.И. Андпеев. А. Гопяльс.ки МГ Кягян ЯВ Кузьмин, Ю.Н. Кулюткин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Я.Н. Пономарев, Л.М. Попов B.C. Соловьев);

педагогического творчества (П.Ф. Каптерев, Г.М Коган, Н.В. Кузьмина, Н.Д.Левитов, В.Д. Шадриков, В.А. Кан-Калик);

художественного мастерства (В.Д. Шадриков, Б.А. Асафьев, Г.И.
^ Панкевич, П.М. Якобсон, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский);

творческой самореализации личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферов,
Н.А. Бердяев, Дж. Гилфорд, М.Р. Гинзбург, И.В. Золотухина, Л.А. Ка
занцева, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Садовая).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; поэлементный анализ учебно-познавательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности студентов и преподавателей; педагогическое наблюдение; моделирование; анке-тирование студентов и преподавателей; вариативный педагогический эксперимент; метод экспертных оценок; качественные и количественные методы обработки экспериментальных результатов. Выбор методов определялся целями и задачами, решаемыми на каждом этапе исследования.

Комплексное использование разнообразных методов исследования обеспечило достоверность результатов, полученных при сборе фактического материала и его обработке.

Экспериментальная база исследования.
Ф
Исследование проводилось в Набережночелнинском государственном

педагогическом институте на художественно-графическом факультете. Специфика подготовки на данном факультете заключается в направленности на реализацию художественно-творческой деятельности, наряду с традиционными для других факультетов сферами - преподавательской, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительной. Средствами деятельности будущего специалиста данного профиля в обеспе-

чении развития, обучения и воспитания учатцихся являются тпбля-читетткное и декоративное искусство.

В проведении исследования принимали участие более 200 человек: студенты различных курсов художественно-графического факультета и преподаватели, которые ведут занятия по специальным дисциплинам. Основные этапы исследования.

Исследование проводилось в 1997-2002 г. г. по программе, содержащей четыре этапа.

Первый этап (1997-1998) - проводился теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы, определение цели, предмета, задач и выдвижение гипотезы исследования. На данном этапе изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по проблеме исследования.

Второй этап (1998 - 1999) - в процессе теоретико-экспериментального исследования выявлялись и систематизировались педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов. Осуществлялось моделирование учебно-исследовательской и художественно-творческой деятельности, обеспечивающее наиболее эффективную творческую самореализацию студентов художественно-графических факультетов.

Третий этап (1999-2000) - осуществлялся вариативный дидактический эксперимент.

Четвертый этап (2000 - 2002) - обработка полученных результатов, анализ, проверка и интерпретация данных, оформление выводов и рекомендаций по обоснованию условий творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов и преодолению барьеров. Также были написаны статьи, в которых отражены основное содержание и результаты исследования, оформлена диссертация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

Обоснована сущность творческой самореализации студентов - будущих педагогов. Творческая самореализация студентов художественно-графических факультетов рассматривается как многомерный, многоуровне-

вый интепэативный rroouecc. котопьтй включает r себя их ттичностно-ценностное самоопределение, самоактуализацию и самореализацию в учебно-познавательной, учебно-исследовательской, художественно-творческой и моделируемой профессиональной деятельности будущего художника-педагога.

Выявлены и систематизированы педагогические условия творческой
самореализации студентов художественно-графических факультетов и уста
новлен рейтинг их значимости:

1) системное поэтапное овладение студентами общечеловеческими цен
ностями (мир, доброта, любовь, здоровье, и др.), а также ценностями
познания, самопознания, творческой самореализации, сотворчества;

2) формирование у студентов культуры учебно-познавательной, учебно-
исследовательской и художественно-творческой деятельности;

  1. реализация сотворчества студентов и преподавателей в решении учебно-исследовательских и художественно-творческих задач и заданий;

  2. осмысление и преодоление барьеров творческой самореализации студентов.

Выявлены и систематизированы следующие барьеры творческой са
мореализации студентов художественно-графических факультетов:

  1. барьер «стереотипа» познавательной сферы (мышления, воображения, восприятия и др.);

  2. барьер «разрывности» - существование практики в отрыве от теории и наоборот;

  3. «барьер оцепенения» - возникновение состояний робости, скованности, боязнь ошибиться по причине категоричности и строгости преподавателя, а также неодобрительной оценки, критики воображения, фантазии со стороны окружающих;

  4. барьер «белого листа» (трудности начала работы, например рисунка);

5) «мнимая» лень (бездействие студентов вызванное ожиданием
вдохновения).

6) «застревание» на этапе (невозможность следовать алгоритму изо
бразительной деятельности, как следствие трудности перехода от пре
дыдущего этапа к новому, завершения работы);

Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено, что
устойчивая положительная динамика творческой самореализации
студентов художественно-графических факультетов обеспечивается
развитием таких особенностей творческого мышления, как: ассо
циативность, эмпатийность, рефлексивность, противоречивость,
проблемность, интуитивность и др. ^

Практическая значимость исследования.

Выявленные дидактические условия творческой самореализации позволяют существенно повысить эффективность процесса обучения и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов в целом. Теоретические положения, выводы и рекомендации исследования являются основой в практической работе преподавателей и студентов на художественно-графическом факультете Набережночелнинского педагогического института, а также могут быть использованы в моделировании и реализации процесса творческого саморазвития студентов других вузов. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Творческая самореализация студентов художественно-графических
факультетов - это многомерный, многоуровневый интегративный процесс,
который включает в себя, их личностно-ценностное самоопределение, само
актуализацию и самореализацию в учебно-познавательной, учебно-
исследовательской, художественно-творческой и моделируемой профессио
нальной деятельности будущего художника-педагога.

2. Наиболее эффективными педагогическими условиями творческой са
мореализации студентов художественно-графических факультетов являются:

# 12

СИСТЄМНОЄ ПОІТЯЛНПР. Лппмшіовянмр v гт-vttphTOB ЦЄКНОСТЄЙ ПОЗІїаіПЇЯ,

самопознания, творческой самореализации, сотворчества;

овладение студентами культурой учебно-исследовательской, художественно-творческой деятельности;

реализация сотворчества студентов и преподавателей в решении учебно-исследовательских и художественно-творческих задач и заданий;

Л выявление и преодоление барьеров творческой самореализации сту-

дентов.

3. Барьерами творческой самореализации студентов являются:

барьер «стереотипа»;

барьер « разрывности»;

«барьер оцепенения»;

барьер «белого листа»;

«мнимая» лень;

0 «застревание» на этапе.

4. Устойчивая положительная динамика творческой самореализации сту
дентов художественно-графических факультетов обеспечивается разви
тием таких особенностей творческого мышления, как: ассоциативность,
эмпатийность, рефлексивность, противоречивость, проблемность, ин
туитивность и др.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследова
ния обеспечены
методологией и логикой исследования; применением ком-
ф плекса методов адекватных целям, задачам исследования; системным качест-

венным и количественным анализом результатов вариативных педагогических экспериментов, продолжительностью исследования, а также непосредственной педагогической деятельностью соискателя.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Теоретический анализ основных понятий исследования: творчество, творческая деятельность, творческий потенциал, творческая личность

Подготовка специалистов на факультетах эстетического цикла находится в особом положении уже потому, что уникален сам субъект этого учебного процесса. Субъектом учения является студент, который, во-первых, находится в состоянии направленности на освоение педагогической профессии - учительского труда, а во-вторых, творческой деятельности - труда художника. Отличительной чертой данного учебного процесса является его творческая направленность, которая отвечает основной задаче воспитания творческой личности будущего художника-педагога.

Понятия «творчество», «творческий потенциал», «творческая деятельность», «творческая личность» являются ключевыми для нашего исследования и требуют предварительного научного анализа. Последовательно остановимся на каждом из них.

В философской, психолого-педагогической литературе "творчество" трактуется как деятельность, отличающаяся оригинальностью, неповторимостью, общественно-исторической уникальностью, которая порождает нечто новое. Творчество всегда предполагает творца, т.е. субъекта творческой деятельности. Для творчества характерно: наличие противоречий, проблемной ситуации, творческой задачи.

«Во всякой деятельности творчество появляется тогда, когда у человека появляется цель, стремление и возможность создавать вещь, предмет, явление, идею, единственную в своем роде и наиболее полно отвечающего мере того рода вещей, предметов, явлении, процессов» (99, с. 22). ни в творческой деятельности, ибо творчество позволяет выйти за пределы обыденной жизни и реализовать себя" (12, с. 29). Открывающаяся особая ценностная значимость окружающей жизни требует своего воплощения в творчестве. Настоящий художник не может по произволу создавать или не создавать свои произведения. К примеру, Л. Н. Толстой советовал писать только в том случае, если без этого не можешь жить. Эта необходимость творчества мобилизует мотивационно-волевую сферу личности, формирует характер, господствует над жизненными обстоятельствами (145, с. 24).

По мнению Н. Бердяева, для творчества характерен акт "прорыва", ибо "творчество не есть жизнь, творчество есть прорыв и взлет, оно возвышается над жизнью и устремлено за границу, за пределы к трансцендентному. В мире творчества все интереснее, значительнее, оригинальнее, глубже, чем в действительной жизни, чем в истории, или мире рефлексии и отражении" (31).

В противоположность указанным выше взглядам ГА. Давыдова придерживается мнения, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно является нормальным и постоянным спутником человека в жизни (70, с. 84).

Безусловно, творчество должно с необходимостью сопровождать любую деятельность, и поэтому есть определенный смысл рассматривать его в качестве необходимого компонента инвариантной структуры деятельности (учебной, в частности).

Суть творчества можно определить по-разному. Например, А. Горальски указывает на различные стороны этого явления. Так, если акцентировать внимание на творчество субъекта, тогда сутью творчества становится творец как таковой; если подойти предметно, тогда главное - творческий результат. Можно идти через отношения: субъект-предмет (творческий процесс); субъект-среда (феномен «творец»); предмет-среда (творческое достижение); субъект-предмет-среда (социальный феномен творчества). Можно рассматривать в историческом разлитии В пярядигме деятельности рассмотрение осуществляется через такие категории как: потребность (долг творца), условия (творческая ситуация), способ (метод творчества) и т.д. В системной парадигме - через цель, иерархию, организацию и т.д. В парадигме научного описания понятиями анализа являются: причина (творчество как необходимость), следствие (творчество как экстериоризация субъекта), личность творца (талант, гений, работа над собой). В логике «искусства поиска» - творчество как алгоритмизация неалгоритмизируемого; феноменологически - объективизируя сознания творцов; конструктивно - отправляясь от общего факта и так далее. (65, с. 175).

ЯН. Пономарев считает, что на основе познавательных способностей человека развертывается его творческая деятельность, раскрывается его созидательная сущность, это «... необходимое условие развития материи, образующая ее новых форм, вместе с возникновением которых, меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм» (174,с. 16).

Мысль о неразрывности культуры и творчества, о единстве, но не тождестве содержится в определении В.Ф. Овчинникова. Вне творчества нет и культуры, и нет человека. Творчество — это деятельность, отличающаяся от механической, шаблонной, стереотипной деятельности, которая формирует творческую личность. Это не стандартизированная физическая или умственная деятельность человека, в процессе которой опредмечиваются его социальные силы и создаются лично или общественно значимые материальные или духовные ценности (161, с. 30). В понимании А.А. Мелик-Пашаева, творчество это не только "создание нового" в определенной сфере деятельности, но и "сотворение себя" - самореализация высшего творческого Я человека (146, с. 61).

Новое, созданное в процессе творчества, имеет определенную ценность для субъекта творчества или для прогресса общества. Но Д.Б. Эльконин утверждает, что ценность эта может быть, как положительной, так и отрица 16 тельной. Результат тйопчестяя имеет положительную ценность, если творение обогащает культуру общества, приносит ощутимые плоды в развитии страны (240, с. 83). Но является ли проявлением творчества какой-нибудь новый способ мошенничества? Деятельность хакеров, изобретение компьютерных вирусов, создание финансовых пирамид (этот список можно продолжить...) тоже имеют значение для многих одураченных людей. В данном случае «творение» имеет отрицательную ценность.

Сущность творческой самореализации будущего художника-педагога

Современное вузовское образование зачастую ограничивается лишь профессиональной подготовкой специалистов. Но игнорирование личностного начала в мобилизации творческих способностей субъектов учебного процесса в достижении профессионализма приводит к тому, что результатом такой подготовки становится специалист невысокого уровня.

Современному o6mecTRy требуются новые люди, нового гуманистического типа, следовательно, необходим и соответствующий способ подготовки студенчества, инновационные подходы к педагогическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях.

Образование должно быть средством раскрытия и реализации сущностных сил человека. Его главным приоритетом является систематическое и результативное руководство учебно-творческим процессом, направленное на становление творческой личности, с целью ее максимального развития и подготовки к выполнению основных социальных функций. Эффективность высшего образования в значительной мере зависит от степени проявления творческого саморазвития студентов и его потребностей в творческой самореализации. Этим обусловлено то, что преподаватели педагогических вузов в настоящее время пересматривают на практике свои взгляды относительно проблемы творчества и творческой самореализации студентов - будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки.

Особенно актуальна проблема творческой самореализации для будущих преподавателей изобразительного искусства, поскольку педагог-художник реализует себя не только в педагогической деятельности, но и в художественном творчестве, что невозможно без внутренней свободы, без внутренней сопричастности к этому виду искусства. Воспитание этого качества, на наш взгляд, должно идти уже на этапе самоопределения и начальном этапе профессионализации. Для этого необходима программа целостной учебно воспитательной работы, основанием которой является тщательный научный анализ, включающий два аспекта: историко-литературный и эмпирический.

К проблеме самореализации человеческая мысль была обращена со времен античности. Она рассматривалась различными философскими школами. Мыслители Древнего Востока исследовали самореализацию как самосовершенствование духа и тела. Позднее самореализацию личности связывали преимущественно с активностью сознания. При этом философы-идеалисты рассматривали активность сознания в абстрактно мистифишгоованной Лорме. А некоторые материалисты высказывали ГЄІ-ПЇ-альные догадки о роли самореализации как средства формирования человеком своей личности. Так Ф. Бэкон считал, что «человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно и смело показать, проявить себя и, в конце концов, изменить себя и сформировать» (46, с. 458). Если человеком, считал Бэкон, избран такой путь, к которому человек по своим природным способностям и склонностям совершенно не приспособлен, то нужно при первом же удобном случае сойти с него и вступить на другой» (46, с. 457).

Наиболее глубоко и всесторонне идея самореализации личности была разработана Гегелем. Одним из первых в истории философской мысли он обратил особое внимание на предметную деятельность человека, благодаря которой реализуются внутренние помыслы, желания и стремления в личности. Ее он рассматривает как объективную внутреннюю сущность человека. Культура возвышает деятельность человека и обеспечивает творческий характер, при этом человек испытывает потребность в удовлетворении своих потенций в достижении внутренних целей, в конечном счете, стремлении стать собой. Выполняя тот или иной вид деятельности, человек, утверждал Гегель, преследует цель, продиктованную своеобразием этой деятельности, но при этом он должен получать удовлетворение от нее. Это происходит тогда, когда в деятельности реализуются и свои собственные цели. Внутренняя «своя» цель, преследуемая человеком, при осуществлении некоторой высшей цели, и которая приносит удовлетворение, и есть самореализация личности (58).

Зарубежными психологическими и философскими школами проблема самореализации личности приобрела самостоятельный статус и концептуальные очертания. Самореализацию они представляют как самоактуализацию (А. Маслоу, Э. Салливен, Г.В. Оллпорт, В. Франки, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.), в концепции полноценно функционирующего человека, ориентация человека на постижение собственной индииидуяльности через выявление її реализации своих потребностей.

Отечественная педагогика исторически складывалась на основе прогрессивного мировоззрения - гуманизма. Творчество и гуманизм тесно взаимосвязаны. Творчество служит источником гуманизации, а гуманизм предопределяет и стимулирует творчество. Для гуманистической педагогики идеалом является свободная творческая личность, способная к самоидентификации, саморазвитию и самореализации в постоянно меняющейся социально-культурной среде.

Модель условий обучения для творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов

Основной целью нашей работы является разработка модели творческой самореализации и проверка ее эффективности. Модель представляет собой единство следующих компонентов: студент-субъект учебного процесса, профессиональное творчество педагога и учебно-творческая деятельность субъектов.

Прежде чем мы содержательно раскроем каждый компонент модели, остановимся на общетеоретических положениях, а именно: рассмотрим что такое модель как система управления. Второй вопрос, который будет нас интересовать - студент. Возможность рассмотрения личности студента, как объекта управления. Рассмотрим систему условий, но для начала докажем, что субъект образовательного процесса (будущий педагог-художник) является управляемой системой.

Развернутый анализ проблемы модели и моделирования в науке приводится Р.В. Габдреевым в его книге «Моделирование в познавательной деятельности студентов» (55). Слово «модель» произошло от латинского слова «модус», которое означает образ, мера, способ. Под моделью понимают теорию, которая обладает структурным подобием по отношению к другой теории. Исследователи отмечают, что модель выступает как промежуточное звено, с помощью которого опосредуется практическое или теоретическое освоение объекта. В ряде работ зарубежных авторов вообще отрицается возможность общего определения модели. В литературе указывают на два подхода к определению модели. Первый связан с выделением специфического свойства - аналогии модели с оригиналом. Во втором - акцент делается на ее специфическую функцию в познании - функцию эвристического заместителя оригинала. Понятие модели не должно быть подменено понятием аналога. У каждого явления бесчисленное множество аналогов, но моделями могут считаться лишь те, которые удовлетворяют целому ряду требовании. Главным и общим требованием является существенность подхода различия модели с оригиналом в плане конкретной познавательной задачи. Аналогия только тогда выступает как модель, когда в силу присущих ему особенностей он используется для целей познания оригинала, т.е. является его эвристическим заменителем. Главное условие того, чтобы аналог мог считаться моделью объекта, - наличие отношения изоморфизма (гомоморфизма) между ним и объектом исследования. (Понятие изоморфизма относится к системам объектов с заданными в них операциями или отношениями). Природа моделируемых объектов может быть самой различной - от физических тел до системы знаков или высказываний (55, с. 6).

Определение модели давали Л.О. Вальт, В.А. Венников, А.А. Зиновьев, И.И. Ревзин, К.Е. Морозов, И.Б.Новик, В.А. Штофф. В определение модели В.А. Штоффа входят 4 признака: 1) модель - это мысленно представленная или материально реализованная система; 2) она воспроизводит или отражает объект исследования; 3) она способна защищать объект; 4) ее изучение дает новую информацию об объекте. И.Б. Новик выделяет важный и сложный этап в моделировании (построение модели и ее выбор): «Под моделированием мы понимаем метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется непосредственно не сам объект, а используется вспомогательная система (квазиобъект), находящийся в определенном объективном соответствии с познавательным объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании, в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте» (160). Специфической особенностью модели является ее промежуточное положение: модель всегда между воспринимаемым субъектом и миром. Она выступает в двояком отношении: с одной стороны - к оригиналу (как сходная с ним система), а с другой - к познающему субъекту (как эвристический заместитель оригинала).

Оригинал - модель - система - в этой формуле отношения ОРИГИНАЛ - СИСТЕМА только фрагменты построения модели. Таким образом, любая модель есть аналог оригинала, и эта аналогия является предпосылкой, возможностью функционирования в качестве модели. Аналог становится моделью тогда, когда есть субъект действия и объект, который моделируется. Моделирование - это необходимое условие существования этого отношения (формулы) и модели. Модель, таким образом, является результатом моделирования (55).

В педагогической литературе прочно утверждается мысль об учебных развивающих и обучающих моделях. Чтобы система имела возможность достичь цели - конечного результата, она должна быть как минимум управляемой, а следовательно включать управляемые элементы.

Центральную позицию в модели занимает студент - субъект (будущий художник-педагог - К.К.) (55, с. 54).

Как известно, человек сам управляет своим поведением и деятельностью в соответствии со своими потребностями, мыслями и чувствами, мировоззрением. Но когда речь заходит об управлении человеком, возникает вопрос: насколько правомерно говорить об этом? Как отмечает В.Г. Афанасьев: «В самом деле, можно ли управлять человеком, регулировать его дела и поступки, ведь человек не машина, у него нет, как у машины, рычагов и кнопок, надавив на которые можно направить его действия в нужном направлении. Человек наделен волей, сознанием и сам способен поступать целенаправленно, сознательно управлять своими мыслями и делами. Ему присущи необычайно сложные и тонкие душевные качества, сама мысль о внешнем вмешательстве в его дела кажется кощунственной». Проанализировав проблему, В.Г.Афанасьев дает положительный ответ на этот вопрос. «Управлять человеком, это, значит, воздействовать на него» (19, с. 204).

Процесс и результат педагогического эксперимента

Творческая самореализация студентов художественно-графических факультетов - это многомерный, многоуровневый интегративный процесс, который включает в себя личностно-ценностное самоопределение, самоактуализацию и самореализацию в учебно-познавательной, учебно-исследовательской, художественно-творческой и моделируемой профессиональной деятельности будущего художника-педагога.

Творческая самореализация личности в нашем понимании - это воплощение целенаправленного формирования творческих способностей, проявление личностного «Я» во взаимодействии с миром, людьми, реализация своих сущностных сил (способностей, навыков, умений, потребностей и др.), являющихся важнейшим атрибутом творческой индивидуальности. Реализация творческого потенциала - это желание субъекта стать тем, чем он способен стать, стремление полностью реализовать свои творческие потенциальные возможности.

На наш взгляд, творческая самореализация является сложным качеством личности. В контексте нашего исследования творческая самореализация студентов может быть рассмотрена как один из основных компонентов творческого саморазвития личности, но в то же время и как процесс осуществления творческих замыслов, а также как синтез способностей личности к целенаправленной творческой деятельности. Это означает, что для творческой самореализации студентов характерна творческая деятельность по осуществлению творческих замыслов (процесс самореализации), позволяющих им полностью мобилизоваться и реализоваться в соответствующем виде деятельности (результате). Обращаясь к понятию «творческая самореализация личности» студентов художественно-графических факультетов пединститутов, мы имеем в виду моделирование ими своей творческой судьбы, профессиональной карьеры, требующей личностного развития.

Теоретический анализ научной педагогической и психологической литературы позволил обобщить имеющийся материал последних лет об условиях, способствующих и препятствующих (барьеров) самореализации субъектов образования. Важнейшими, на наш взгляд, условиями творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов является творческая организация педагогического процесса, которая направлена на развитие мотивационно-личностной сферы. Она включает в себя системное поэтапное формирование у студентов ценностей познания, самопознания, творческой самореализации, сотворчества; овладение студентами культурой учебно-исследовательской, художественно-творческой деятельности; сотворчество студентов и преподавателей в решении учебно-исследовательских и художественно-творческих задач и заданий; преодоление барьеров творческой самореализации студентов.

Важное место в этом процессе принадлежит мастерству педагога. Мастерство педагога в нашей работе рассматривается как одно из условий творческой самореализации студентов. Мы считаем, что профессиональное творчество педагога - это интегральное образование, включающее в себя ряд компонентов внутреннего (мастерство и духовное содержание личности) и внешнего (социально-экономический статус в обществе) порядка и являющийся фактором творческой самореализации студентов, так как «личности появляются, когда их обучают личности».

Перечисленные условия являются компонентами модели организации учебно-творческого процесса. Любая модель может быть рассмотрена, прежде всего, как субъективное отражение объективных условий. Студенты и преподаватели в своей деятельности оперируют моделями учебного процесса - представлениями о составных его элементах и учете возможностей субъектов в ней.

Понятие субъективной модели учебно-творческой деятельности характеризует познавательную деятельность студента. Она призвана регулировать поведение, деятельность, и создается в его сознании. Учебно творческий процесс - процесс длительный, на основе субъективной модели (исходной) у студента создается целая перспективная стратегия. Опираясь на эту модель, он намечает цели, этапы развития и программы эффективной познавательной деятельности. Субъективная динамическая модель учебного роцесса выступает как специфическая форма мышления. Особую трудность испытывают первокурсники, для которых процесс обучения является новым. Их субъективную модель создается на основе определенных представлений о вузе и методах работы в нем. В учебной деятельности эта модель постепенно развивается, в нее вносятся поправки и дополнения.

Похожие диссертации на Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах