Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства Фазылзянова Гузалия Ильгизовна

Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства
<
Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фазылзянова Гузалия Ильгизовна. Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2004 220 c. РГБ ОД, 61:04-13/2083

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование педагогических условий ориентации студентов на духовно- нравственные ценности средствами народного искусства 17

1.1. Базовые понятия исследования: ценности, духовно-нравственные ценности, ценностные ориентации студентов 17

1.2. Воспитательный и духовно-нравственный потенциал народного искусства 63

1.3. Систематика педагогических условий ориентации студентов на духовно-нравственные ценности 97

Выводы по I главе 132

ГЛАВА II. Педагогический эксперимент по выявлению условий ориентации студентов на духовно- нравственные ценности средствами народного искусства 136

2.1. Педагогические методы выявления и оценки духовно- нравственных ценностей студентов 136

2.2. Процесс и результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности условий ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства 147

Выводы по II главе 173

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175

БИБЛИОГРАФИЯ 181

ПРИЛОЖЕНИЯ 211

Введение к работе

Актуальность темы. В последние годы ситуация, сложившаяся в мире, свидетельствует о том, что вопрос о ценностных основаниях человеческого существования, о мобилизации духовно-нравственных, культурно-смысловых ресурсов как о необходимых условиях развития и саморазвития человека является весьма значимым.

Социокультурная ситуация в современной России такова, что в последнее время очень быстро меняются общественные идеалы и ценности, это ведет к исчезновению многих национальных традиций, разобщению поколений, социальной нестабильности. Происходит ломка устоявшихся общественных отношений. Наблюдается падение значимости нравственных ценностей, идет очень быстрая трансформация ценностных ориентиров общества. Существуют неоправданно низкий рейтинг духовно-нравственных ценностей у студенческой молодежи, засилье зарубежной поп-культуры, размытость нравственных ценностей и идеалов, отсутствие у молодежи веры в лучшее будущее цивилизации. Многие ценности советского периода подвергаются резкой критике, а новые ценности еще только начинают формироваться.

В то же время, в мире возрастает статус духовно-нравственных ценностей, в так как именно они выступают в качестве определяющих по отношению к совершенствованию жизнедеятельности людей. Проблема ценностей привлекает к себе все большее внимание различных наук. Это объясняется особой ролью ценностей в обществе, связанной с регуляцией активности человека и различных социальных групп. Все больше привлекается внимание студенческой молодежи к духовному опыту прошлого, к проблемам этики. Повышенный интерес вызывают философское осмысление современной жизни, внимание к внутреннему миру человека, к проблемам добра и зла, к смыслу человеческого существования и возможностям достижения счастья. Показательны перемены в познавательной ориентации людей: их волнует не столько глобальные проблемы, сколько судьба человека, его становление как личности.

Все эти факторы свидетельствуют о необходимости осмысления в новых условиях и на новом уровне способов и механизмов трансформации универсальных духовно-нравственных ценностей в субъективно-личностный мир отдельного индивида.

Таким образом, воспитание, ориентированное на формирование духовно-нравственных ценностей студентов, является одной из приоритетных задач современной системы воспитания в высшем учебном заведении. Современное образование и воспитание, если оно исключает духовно-нравственную сущность человека и ориентировано лишь на передачу максимального объема знаний и освоение технологий, не обеспечивает профессиональную успешность специалиста, что неизбежно порождает кризис социально-культурной и личностной идентичности. В связи с этим исключительно важно пробудить в каждом студенте истинно человеческое, т.е. его духовность, волю к самопознанию и самосовершенствованию, саморазвитию.

Поскольку воспитательная система ВУЗа - это комплекс форм, средств, методов и принципов, стимулирующих развитие духовно-нравственной культуры студента - будущего специалиста, то главной целью воспитания является формирование общей и профессиональной культуры студентов, понимание ими истории цивилизации, а также роли духовных потребностей и художественных интересов в обществе, приобщение к этическим нормам культуры общения, осознание своего места в диалоге культур, саморазвитие нравственного сознания. Поэтому необходима целостная и в то же время гибкая, вариативная система обучения и воспитания, ориентирующаяся на активизацию и саморазвитие духовно-нравственной культуры студентов..

Необходимым условием в организации процесса ориентации на духовно-нравственные ценности студентов должна являться работа по использованию всего потенциала народных культурных традиций, носителями которых являются произведения народного искусства. Главное в них - это непреходящие эталонные ценности, идеи, смыслы, представления о природе, космосе, месте человека в мире, представления об идеалах мудрости, силы, геро-

изма, красоты, о добре и зле, о формах «правильного» и «неправильного» поведения и устройства жизни, о служении людям, отечеству, о любви к Родине, т.е. все то, что может быть главным ориентиром для студента в профессиональной, общественной и личной жизни.

Итак, современная ситуация показывает, что необходимо обучать и воспитывать студентов с позиции их ориентации на духовно-нравственные ценности, опираясь при этом на народное искусство. Однако данная проблема в полном объеме и целостно не исследована, т.к. не разработаны сами педагогические условия, ориентированные на развитие и саморазвитие духовно-нравственных ценностей студентов. Поэтому выбор нашей темы обусловлен и актуальностью указанной проблемы.

В контексте этой проблемы в научной литературе достаточно широко представлены общетеоретические аспекты аксиологии. Проблема ценностей рассматривалась в работах многих ученых: Рубинштейна С.Л., Ананьева Б.Г., Давыдова В.В., Божович Л.И., Шацкого СТ., Гессена СИ., Москаленко А.Т. и др. Со второй половины 80-х гт. в философии образования начинают складываться контуры педагогической аксиологии (Гершунский Б.С., Розин В.М., Щедровицкий Г.П. и др.). Исследуется мотивационно-ценностное отношение к познавательной деятельности в условиях дальнейшей гуманизации образования (Додонов Б.И., Кузнецов Б.Г., Мамчур Е.А., Миронов В.Б. и др.) Проблема ценностных ориентации в образовании получила отражение в трудах Гинецкого В.И., Пряниковой В.Г., Равкина З.И., Собкина B.C. Аксиологические приоритеты и стратегии развития отечественного образования раскрыли Бим-Бад Б.М., Богоуславский М.В., Никандров Н.Д. и др. Аксиологические характеристики педагогической деятельности представлены в работах Андреева В.И., Вульфова Б.З., Сластенина В.А., Шиянова Е.Н., ЩепкиноЙ Н.К. и

др.

Аспект касающийся ценностных ориентации студентов в высшей школе изучен недостаточно. Имеющиеся по этой теме публикации (Гессен СИ., Никитин В.А., Елканов СБ., Осипов П.Н., Рувинский Л.И. и др.) посвящены

6 преимущественно вопросам формирования основ научного мировоззрения в

рамках вузовского образования. Обзор научно-педагогической литературы (Ариарский М.А., Бакланова Т.И., Богоудинова Р.З., Жарков А.Д., Каргин А.С., Кисилевский Т.Г., Красильников Ю.Д., Максютин Н.Ф., Масленникова В.Ш., Смирнова Е.И., Стрельцов Ю.А., Суртаев В.Я., Триодин В.Е. и др.) выявил, что недостаточно освещены и разработаны проблемы формирования нравственных ценностей особенно в системе профессионального социокультурного образования, где также рассматриваются лишь отдельные аспекты данной проблемы.

Вопросы эстетического воспитания студентов и эффективности комплексного использования различных видов искусства в процессе обучения обоснованы в трудах, Борева Ю.Б., Зись А.Я., Кагана М.С., Квятковского Е.В., Киященко Н.И., Лазарева И.Л., Лейзерова Н.Л., Лихачева Б.Т., Крыловой Н.Б., Мелик-Пашаева А.А., Печко Л.П., Петровой Г.А., Шуртаковой Т.В. и др. Однако проблема влияния народного искусства на развитие духовно-нравственных ценностей студентов с выделением общих и специфических условий, почти не изучалось.

На наш взгляд, эффективность развития духовно-нравственных ценностей студентов зависит не только от внедрения новых педагогических методов, но и от выявления педагогических условий, обеспечивающих возможность повышения уровня профессиональной культуры с позиции нравственных ценностей. Изучение состояния проблемы развития нравственных ценностей студентов средствами народного искусства позволяют выделить следующие ПРОТИВОРЕЧИЯ:

- между имеющимися знаниями подготовленного в ВУЗе студента и задачами дальнейшей профессиональной деятельности, требующей сформирован-ности устойчивых духовно-нравственных ценностей, необходимых для будущих специалистов социокультурной сферы;

между требованиями к развитию и саморазвитию личности студента и неразработанностью педагогических условий и методов, способствующих решению данной задачи;

между требованиями общества к специалистам с высоким уровнем нравственности и ориентацией ВУЗа на подготовку узкого специалиста.

Отсюда возникает проблема исследования: каковы педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства?

Цель исследования: выявить, систематизировать, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства.

Объектом исследования является процесс и результат развития духовно- нравственных ценностей студентов в условиях получения высшего образования.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства.

В процессе исследования была выдвинута гипотеза о том, что ориентация на духовно-нравственные ценности личности студента будет в том случае эффективна, если:

- обеспечить систематическое включение студентов с учетом их интересов в

разнообразные виды и формы художественно-творческой деятельности в целях приобщения их к основам народного искусства;

- системно развивать у студентов ценностное отношение к своей профессии

средствами народного искусства;

- формировать у студентов потребность в духовно-нравственном самосовер-

шенствовании и саморазвитии с. позиции их ориентации на духовно-нравственный идеал;

- на критериальной основе осуществлять педагогическую оценку и самооценку духовно-нравственных ценностей студентов в процессе их образовательной деятельности при изучении народного искусства.

Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:

  1. теоретически обосновать и систематизировать наиболее значимые характеристики духовно-нравственных ценностей студентов;

  2. выявить воспитательный потенциал народного искусства в развитии духовно-нравственных ценностей студентов;

  3. установить рейтинг значимости духовно-нравственных ценностей студентов как в традиционных, так и в экспериментальных условиях обучения и воспитания;

4. систематизировать и экспериментально проверить эффективность
влияния всего комплекса выявленных педагогических условий на активиза
цию процесса ориентации студентов на духовно-нравственные ценности
средствами народного искусства.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. обоснование процесса ориентации студентов на духовно-
нравственные ценности выступает как приоритетная педагогическая страте
гия модернизации высшего образования.

Духовно-нравственные ценности рассматриваются как ценности, выступающие в качестве приоритетных целей в самодвижении личности к идеалу и стимулирующие потребность личности в познании мира, самопознании и профессиональном самосовершенствовании; формирующие готовность личности к ситуациям нравственного выбора, способствующие ее гармонизации отношений с обществом, с другими людьми, позволяющие творчески реализовать себя в профессиональной деятельности и общественной жизни;

2. систематизированы духовно-нравственные ценности и установлен
рейтинг их значимости;

- гражданские качества;

этические качества;

качества личности, лежащие в основе культуры общения;

- качества личности, характеризующие самопроцессы (самопознание,
самоопределение, саморазвитие);

3. выявлены педагогические условия ориентации студентов на духовно-
нравственные ценности:

- усиление межпредметных связей в контексте раскрытия сущности ду
ховно-нравственных ценностей;

усиление функций сотворчества вузовского преподавателя и студентов;

создание духовно-нравственной среды, стимулирующей осознание и оценку со стороны студентов истинных духовно-нравственных ценностей;

приобщение студентов к духовно-нравственным ценностям через их вовлечение в активную художественно-творческую деятельность и др;

4. выявлено устойчивое влияние академической свободы на становление
духовно-нравственных ценностей: культурно-нравственная среда студенче
ских коллективов; поддержка доброжелательной творческой атмосферы; гу
манный стиль общения и поведения, устремленность студентов к творческой
самореализации, самосовершенствованию.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании наиболее значимых характеристик духовно-нравственных ценностей студентов: гуманность личности (доброта, альтруизм, толерантность, любовь, мудрость), активная гражданская позиция (справедливость, патриотизм, солидарность, независимость, ответственность, чувство долга, гражданственность); в выявлении и систематизации педагогических условий ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства: предоставление академической свободы студенту; усиление межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе; стимулирование саморазвития, самосовершенствования студентов; ориентация на поисково-

исследовательскую деятельность, и др.; выделении и характеристике критерий оценки духовно-нравственных ценностей, включающие когнитивный, эмоционально-оценочный, деятельностныи, поведенческий компоненты и выраженность уровней проявления: высокий, средний, низкий ориентации студентов на духовно-нравственные ценности, разработке методик их педагогической диагностики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются использованием междисциплинарного и системного подхода, многолетним изучением предмета исследования, репрезентативностью выборки опытно-экспериментальной проверки полученных результатов в разных условиях, использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дают возможность использовать позитивные педагогические тенденции в разработке структурных элементов педагогической ориентации духовно-нравственных ценностей студентов. Результаты исследования могут быть учтены при дальнейшей разработке системы дидактических материалов по развитию духовно-нравственных ценностей студентов средствами народного искусства.

Выявленные педагогические условия позволяют существенно повысить эффективность обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов социокультурной сферы.

Методологическую и теоретические основы исследования составили: философские концепции искусства, педагогическая теория системного и личностно-деятельностного подходов к процессу обучения и воспитания; теория гуманистического воспитания (Валеева Р.А., Корчак Я., Макаренко А.С., Нигматов 3,Г„ Петерсон П., Сухомлинский В.А., Толстой Л.Н., Ушин-ский К. Д., Френе С, Штайнер Р.,); концепции духовно-нравственно го воспитания (Вышеславцев Б.П., Ильин И.А., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Пин-кевич А.П., Пирогов Н.И., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Шацкий

11 СТ.,); психолого-педагогические концепции педагогической аксиологии

(Бим-Бад Б.М., Богоуславский М.В., Вульфов Б.З., Гершунский Б.С, Гинец-кий В.И., Додонов Б.И., Кузнецов Б.Г., Мамчур Е.А., Миронов В.Б., Никанд-ров Н.Д., Пряникова В.Г., Равкин З.И., Розин В.М., Собкин В.С, Сластенин В.А., Чернилевский Д.В., Шиянов Е.Н., Щепкина Н.К.); исследования, посвященные ценностным ориентациям современной молодежи (Алишев Б.С, Гришина Е.А., Дырин СП., Иконникова С.Н., Ильинский И.М., Кирьякова А.В., Козлов А.А., Лисовский В.Т., Силласте Г.Г., Суртаев В.Я., Шакеевой Ч.А., Шакуровым Р.Х.); концепции о духовно-нравственном воспитании личности (Андреев В.И., Вилькеев Д.В., Гербарт И., Коменский Я.А., Корчак Я., Макаренко А.С, Мухаметзянова Г.В., Нигматов З.Г., Сухомлинский В.А., Толстой Л.Н., Ушинский К.Д., Ханбиков Я.И., Харламов И.Ф.); исследования, посвященные педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы (Ариарский М.А., Бакланова Т.И., Каргин А.С, Кисилевский Т.Г., Красильников Ю.Д., Максютин Н.Ф., Смирнова Е.И., Стрельцов Ю.А., Суртаев В.Я., Терехов П.П., Триодин В.Е.); концепции педагогов и искусствоведов о роли народной педагогики в воспитании духовно-нравственных ценностей (Волков Г.Н., Лихачев Д.С, Марджани ILL, Нигматов З.Г., Низа-мов Р.А., Ушинский К.Д., Ханбиков Я.И.).

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:

- теоретический анализ философской, дидактической, психолого-
педагогической, искусствоведческой, методической литературы по ис
следуемой проблеме;

изучение и анализ передового педагогического опыта;

изучение монографий по комплексной оценке личности специалиста социокультурной сферы;

социолого-педагогические измерения, наблюдения, анкетирование, интервьюирование, диагностирование, собеседование, самоанализ, самооценка, научный диспут, социометрические методы, изучение педаго-

гической документации, ранжирование, шкалирование, дискуссии, педагогический эксперимент.

Экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось в Казанском государственном университете культуры и искусств на факультете социально-культурной деятельности и в Институте национальных искусств. В эксперименте приняли участие 147 студентов и 20 преподавателей. В констатирующем эксперименте приняло участие 147 студентов, в формирующем и контрольном - 75 студентов. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1999-2001гг.) осуществлялись изучение и теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, в процессе которого были определены объект, предмет, цели, задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза, велись наблюдения за учебной деятельностью студентов, использовались методы беседы, интервью, анкетирования. На данном этапе была разработана процедура диагностики духовно - нравственных ценностей студентов. Параллельно изучался опыт развития духовно-нравственных ценностей студентов средствами народного искусства, на основе которого выявились общие условия в контексте повышения эффективности развития будущих специалистов.

На втором этапе (2002~2003гг.) было продолжено теоретическое исследование проблемы, осуществлялись экспериментальная проверка гипотезы и формирующий эксперимент, направленные на мотивацию принятия и освоения духовно-нравственных ценностей студентами. А также были определены специфические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности и выявлены основные качества личности как показатели нравственных ценностей; выявлен воспитательный потенциал народного искусства в развитии духовно-нравственных ценностей студентов.

На третьем этапе (2003-2004гг.) были проведены систематика, анализ и обработка полученных данных в опытно-экспериментальной работе, фор-

мулировались обобщающие выводы и результаты исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению результатов исследования в практику обучения и воспитания студентов в ВУЗе.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. духовно-нравственные ценности студентов - это ценности, характеризующие гражданственность, нравственность, коммуникативно-нравственную культуру и устремленность к саморазвитию, самосовершенствованию студента, а также его устремленность к высшим духовно-нравственным идеалам;

  2. воспитательный потенциал народного искусства в процессе ориентации студентов на духовно-нравственные ценности позволяет у них формировать и стимулировать саморазвитие: развитие таких качеств, как любовь к Родине, справедливость, доброта, честность, любовь, толерантность; формирование уважения к существующим традициям, обрядам, культуре; направленность на овладение культурой поведения, этическими нормами общения; формирование умений и навыков анализа и сопоставления реальных связей теории и практики; формирование активного, творческого отношения к окружающей действительности; стимулирование самопроцессов в становлении личностных качеств студентов;

3. приоритетными для ориентации студента на духовно-нравственные
ценности являются ценности, детерминирующие развитие и саморазвитие
студента:

а) гражданственность (патриотизм, уважение к национальным обрядам и
традициям, чувство долга, толерантность, справедливость, независимость,
принципиальность);

б) этические качества (доброта, совесть, вера, надежда, любовь);

в) качества личности, лежащие в основе культуры общения (вежливость,
гуманность, тактичность, корректность, уважительность, скромность, обяза
тельность);

г) потребности в самосовершенствовании и самореализации в различных видах и формах овладения средствами народного искусства;

4. для воспитания студентов, ориентированных на духовно-
нравственные ценности средствами народного искусства, необходимо реали
зовать следующий комплекс педагогических условий: предоставление сту
денту академической свобода выбора; реализация в учебном процессе меж
предметных связей; поощрение и стимулирование развития «самости» сту
дентов; организация поисково-исследовательской работы; поощрение твор
чества и инициативы студентов; вовлечение студентов в активную деятель
ность; создание учебных трудностей (проблемных ситуаций) для студента с
опорой на проблемное обучение; выявление духовно-нравственного ценно
стного аспекта в содержании предметов народного искусства; постановка
индивидуальных, дифференцированных задач и заданий; вовлечение студен
тов в соревновательную деятельность; высокий уровень нравственной и про
фессиональной культуры педагога; учет специфики личностного развития
студента; поощрение стремления студентов к идеалу; постановка преподава
телем интересной и понятной цели занятия; стимулирование оптимистиче
ского настроения; создание ситуации успеха; культурно-нравственная среда
коллектива; доброжелательная атмосфера; гуманный стиль общения и пове
дения; сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента; интересная
внеаудиторная работа со студентами;

5. критериями оценки и самооценки сформированности духовно-
нравственных ценностей являются:

а) их рейтинг значимости в системе ценностных предпочтений и ориен
тации студентов;

б) их осознанность;

в) их связи с духовно-нравственным идеалом;

г) степень их влияния на самопроцессы (самосовершенствование, само
развитие и др.);

д) степень вовлеченности студентов в различные виды народно-художественного творчества.

Апробация и внедрение основных положений, полученных в ходе исследования, осуществлялись путем публикаций и участия в научных конференциях: "Педагогическая подготовка студентов в системе непрерывного профессионального социокультурного образования", Казань, 2002; "Проблемы подготовки специалистов социокультурной сферы в условиях реформирования профессионального образования России", Орел, 2002; "Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования", Казань, 2003; "Прикладная культурология в системе непрерывного профессионального образования специалистов социокультурной сферы", Казань, 2003; Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования", Казань, 2004; "Социокультурные аспекты развития системы дополнительного образования", Казань, 2004; "Актуальные проблемы педагогики и психологии", Казань, 2004; «Воспитательный потенциал народного искусства», Казань, 2004,

Результаты исследования апробированы и внедрены в Казанском государственном университете культуры и искусств.

Материалы исследования используются на занятиях по предметам "Народная художественная культура", "Теория и история народной художественной культуры", "Методика преподавания народного художественного творчества", "Методика педагогического руководства художественным коллективом", "Основы музыкального воспитания".

Структура диссертации:

диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Исследование содержит 5 таблиц, 4 диаграммы, 1 схему, 337 наименований литературных источников.

Объем диссертации составляют 180 страниц основного текста, 30 страниц библиографии, 10 страниц приложения.

16 Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект,

цель, задачи, гипотеза, характеризуются методы и этапы исследования, раскрываются его научная новизна, достоверность и практическая значимость, пути апробации исследовательской работы и внедрения её результатов.

В первой главе "Теоретическое обоснование педагогических условий ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства" проанализирована история и теория духовно-нравственных ценностей с позиций философии, психологии и педагогики с целью определения его сущности, обосновано значение и выявлен воспитательный и духовно-нравственный потенциалы народного искусства в развитии духовно-нравственных ценностей студента, выявлены и систематизированы условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности.

Вторая глава "Педагогический эксперимент по выявлению условий ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства" посвящена отбору и разработке диагностических средств оценки качества духовно-нравственных ценностей студентов средствами народного искусства, а также педагогическим методам выявления, и оценки духовно-нравственных ценностей студентов; определению критерии сформированно-сти духовно-нравственных ценностей студентов; определению характеристик уровней развития нравственных ценностей студентов; отражению результатов констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, раскрытию условий эффективности ориентации студентов на духовно-нравственные ценности.

В заключении представлены выводы и определены перспективы дальнейшего исследования. Приложения включают в себя тесты, методики, таблицы.

Базовые понятия исследования: ценности, духовно-нравственные ценности, ценностные ориентации студентов

Обоснование условий ориентации студентов на духовно-нравственные ценности — задача многогранная, требующая обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательной работы с ними.

Изучение данной проблемы ставит перед необходимостью анализа базовых понятий исследования: «ценности», «нравственные ценности», «духовно-нравственные ценности», «ценностные ориентации студентов».

Известно, что феномен ценностей рассматривают с философских, психологических, социальных, педагогических позиций. Поэтому в ходе исследования ставились и активно решались определенные научно-исследовательские задачи:

1. сразу отметим, что существуют огромный литературно-научный массив и значительное число диссертаций, которые неоднократно рассматривали и анализировали духовно-нравственные ценности, поэтому в нашем исследовании мы в большей степени будем анализировать современные концепции духовно-нравственных ценностей, а в концепциях прошлого отметим только главное;

2. в процессе исследования учитываются тенденции исторической преемственности ценностей;

3. акцентируем свое внимание на тех ценностях, которые имеют непреходящее значение и прочно сохраняют за собой статус национальных и одновременно общечеловеческих;

4. будем учитывать, что ценности историчны и находятся в постоянном развитии, обретая новый смысл, соответствующий менталитету общества и его социальной сущности;

5. полагаем, что ориентировать студентов необходимо не только на традиционные духовно-нравственные ценности, но и на новые, актуализировавшиеся в современных условиях, так как за последнее время ценностный ряд существенно пополнился и приобрел значение нового критерия, в свете которого оцениваются поведение и деятельность современного человека;

6. в этом смысле ценностные ориентации представляют собой составной компонент,, ориентированный не только на наследие прошлого и на современность, но и на будущее.

Согласно словарю русского языка Ожегова СИ.: «Ценность - это: I. цена, стоимость. 2. важность, значение. Ценный - с большими достоинствами, важный; имеющий большую цену» (176).

Философский словарь Фролова И.Т. рассматривает понятие «ценность» как «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение для человека или общества: благо, добро, зло, прекрасное, безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы» (270).

Также и философский словарь Кемерова В.Е. трактует ценность как «сложившуюся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемую людьми форму их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое» (271,с. 232).

Английский педагогический словарь Раунти Д. дает такое определение ценности; «Ценности - моральные и эстетические принципы, верования и нормы, которые придают последовательность и направление решениям и действиям людей. Там, где таких ценностей придерживаются или они предписываются большинству населения, они могут выступать как социальные нормы» (11, с.567).

Приведем еще несколько определений:

- Риккерт Г.: «Ценности - это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящиеся не с эмпирическим, а с нормативным сознанием» (208, с.45 );

- Розов Н.С.: «Ценность - предельные нормативные основания актов сознания и поведения людей» (209, с. 36);

- Вебер М. рассматривал ценности как «высший уровень регуляции социального поведения личности, в котором выражена собственно социальная, человеческая сторона мотивации; они выступают как глубинные регуляторы действий человека, помогающие ему осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях» (54, с.21).

Уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писаных моральных норм. И хронологически речь сначала шла именно об общечеловеческих ценностях, которые не связывались с конкретными периодами и конкретной культурой.

Великие философы стремились представить себе и теоретически обосновать облик идеального человека как средоточия фундаментальных ценностей - добродетелей.

Так, Конфуций (118, 119) ввел понятие некоего синтетического качества «жэнь», которое вполне соответствует современной гуманности человечности и проявляется в таких более частных качествах как справедливость, верность, искренность и др. Из этого качества Конфуций выводил и свою цель воспитания «благородного мужа», причем воспитание, по его мысли, должно играть более важную роль, нежели происхождение.

Воспитательный и духовно-нравственный потенциал народного искусства

В ориентации студентов на духовно-нравственные ценности особое место, на наш взгляд, занимают средства народного искусства. Приобретая статус нравственной ценности, эти средства оказывают качественно новое воздействие на человека. Однако сила этого воздействия зависит от того, какое место занимает народное искусство в иерархии ценностей личности. Сознательный выбор позиции в мире народных ценностей, как в ситуации «потребления искусства», так и в построении деятельности по законам красоты, зависит во многом от уровня культуры самой личности. Использование воспитательного потенциала средств народного искусства в условиях ВУЗа не только повышает его культуроемкость, но и создает предпосылки для саморазвития и творчества студента, способствует формированию его профессионально-нравственной подготовки. Неслучайно Выготский Л.С. (61) ставил в прямую зависимость воспитательное влияние искусства на личность от органического единства его восприятия и нравственной деятельности субъекта. Любовь к людям, профессиональный интерес, творчество, высокая нравственная культура, особая чуткость и внимание к окружающим - это нравственные ценности, формируемые народным искусством.

Народное искусство, как уникальный феномен цивилизованности, является показателем духовного здоровья нации, общества, государства, отдельного человека.

Осмысление проблемы воспитания средствами искусства и связанных с ней вопросов нравственного развития осуществлялось такими видными педагогами и психологами, как Блонский П.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Макаренко А.С., Рубинштейн С.Л., Сластенин В.А., Сухомлинский В.А., Шацкий СИ.

Особое внимание анализу этнопедагогических традиций в развитии духовно-нравственных ценностей уделяли такие ученые как Афанасьев В.Ф., Волков Г.Н., Лихачев Д.С., Марджани Ш., Нигматов З.Г., Низамов Р.А., Ушинский К.Д., Ханбиков ЯМ. и др.

Обратимся к анализу понятия «народное искусство». Специалисты рассматривают понятие «народное искусство» как духовную художественную культуру, где слово, музыка, танец, театр, отнесены к «материальной культуре». Главное в этой культуре - это «отстоявшиеся» в истории и сознании многих поколений непреходящие эталонные ценности (тексты, материальные объекты), выступающие в качестве культурного наследия. Цель общества -всемерно охранять, фиксировать, экспонировать, даже воссоздавать заново, то есть всеми способами ретранслировать это достояние, делать его доступным и освоенным. Народное искусство содержит такие идеи, ценности, смыслы как представления о природе, космосе, месте человека в мире, представления об идеалах мудрости, силы, героизма, красоты, добра и зла, о формах «правильного» и «неправильного» поведений и устроения жизни, о служении людям, отечеству, о любви к Родине и др. Все это содержание воплощено в культурных текстах разной знаковой природы: слово, жест, музыка, танец, изображение, материально-вещный пласт. Опора на традицию как способ коллективной аккумуляции социального опыта сообщества, этноса, группы является важным качеством народного искусства, отличающим его от профессионального искусства, где индивидуальное начало неизбежно сильнее. В народном же искусстве всегда осознаваема в первую очередь установка на следование определенной традиции, за которой проступает некое соборное, общинное, анонимное начало, объединяющее сообщество в разных поколениях и получающее из-за давности существования или наличия авторитетов значение нормы или образца. Однако, говоря об отсутствии индивидуального авторства в народном искусстве, нельзя не подчеркнуть значение импровизации, варьирования и индивидуальность певца, сказителя, мастера, которые воспроизводят текст всегда в конкретном случае. И здесь на первом месте организация нашего эксперимента, когда именно от преподавателя зависит усвоение ценностей студентами, т.е. как педагог сможет выделить духовно-нравственный ценностный аспект в произведениях народного искусства.

Народное искусство еще на заре человеческой истории выросло из трудовой деятельности народных масс. В ту пору оно еще не представляло собой специфической области культуры, т.к. еще не было разделения умственного и физического труда. Материал по истории первобытной культуры свидетельствует, что все моменты духовной деятельности человека органично вплетались в трудовые процессы. Известный философ Каган М.С. (104,105) писал, что «первоначальная форма бытия искусства есть именно форма перехода от неискусства к искусству, обладая двойной качественной определенностью и двойной функциональностью, иначе говоря, - пишет он - искусство рождается как художественное осмысление, преобразование, «оформление» разнообразных способов практической деятельности первобытного человека - именно тех, социальная ценность которых была особенно значительной и требовала специального утверждения, закрепления и выявления» (104, с. 180). Таким образом, народное искусство по своим истокам уходит в глубину веков.

Педагогические методы выявления и оценки духовно- нравственных ценностей студентов

Опытно-экспериментальная работа проводилась автором в течение 3-х лет (2001-2004г). Работа осуществлялась со студентами Казанского государственного университета культуры и искусств на факультетах социально-культурной деятельности, музыкального и хореографического искусства и в Институте национальных искусств. В эксперименте приняло участие 147 студентов и 20 преподавателей. Экспериментальная группа включала в себя 75 студентов, контрольная - 72 студента.

Целью опытно-экспериментальной работы явилось обоснование педагогических условий ориентации студентов на духовно-нравственные ценности, которое включало в себя задачи:

1. осуществить диагностику духовно-нравственной ориентации студентов;

2. установить рейтинг значимости духовно-нравственных ценностей студентов в экспериментальных условиях обучения и воспитания;

3. систематизировать и экспериментально проверить эффективность влияния всего комплекса выявленных педагогических условий на активизацию процесса ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства.

В эксперименте выделены три части: констатирующая, формирующая и контрольная.

Цель констатирующего эксперимента - осуществить диагностику духовно-нравственных ценностей студентов, установить рейтинг значимости духовно-нравственных ценностей студентов, отразить результаты диагностики по 8 значимым методикам духовно-нравственных ценностей в показательных диаграммах.

Цель формирующего эксперимента - проследить изменения, образования качеств личности в процессе активного влияния на студента. Формирующий эксперимент предполагает такие компоненты, как:

- организация целенаправленного наблюдения за студентами;

- использование различных видов и форм работы;

- вовлечение студентов в различные виды художественной деятельности;

- выявление динамики изменений духовно-нравственной ориентации студентов в процессе обучения;

- выявление и анализ динамики изменений на начальном, промежуточном и заключительном этапах эксперимента.

Цель контрольного эксперимента - проверить и экспериментально обосновать эффективность выявленных педагогических условий ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства, выявить их рейтинг значимости, обобщить результаты эксперимента в диаграммах.

В основе констатирующего эксперимента лежит диагностический этап, связанный с разработкой специальной методики - измерения уровней нравственных ценностей студентов. По результатам этого диагностического исследования мы могли уже осуществить необходимую коррекцию, которая способствовала бы наиболее эффективной ориентации студентов на духовно-нравственные ценности на основе изучения предметов народного искусства.

Процедура педагогической диагностики включала в себя следующие этапы:

1. определение критериев ориентации студентов на духовно-нравственные ценности;

2. определение трех ее уровней и их характеристик в отношении сформированное у студентов духовно-нравственных ценностей: высокого, среднего и низкого;

3. осуществление педагогической оценки и самооценки духовно нравственных ценностей студентов по 8 значимым методикам;

4. отражение результатов в диаграммах.

Определение критериев ориентации студентов на духовно-нравственные ценности. Для реализации соответствующих идей в первую очередь, мы определили критерии сформированности духовно-нравственных ценностей. Нами было выделено четыре критерия:

- когнитивный: глубина и устойчивость духовно-нравственных ценностей, приверженность определенным принципам, наличие духовно-нравственного идеала, наличие осознанных жизненных смыслов. Уровень и широта искусствоведческих знаний, потребность познания мира и самого себя, уровень познавательной активности, стремление к нестандартным решениям, потребность в новых знаниях, умение рассуждать, проводить аналогии, сопоставлять, анализировать духовно-нравственные и эстетические знания и убеждения, степень и глубина гражданской позиции;

- эмоционально-оценочный: искренность, стремление к добру, справедливости и любви; умение переживать и сопереживать; тактичность. Уровень эмпатии, фантазии; чувствительность, чуткость; умение улавливать богатство духовно-эмоциональных оттенков, разнообразие испытываемых духовно-нравственных чувств, насколько определено и ярко выражено отношение к духовно-нравственным категориям; умение анализировать и оценивать действительность с позиции эстетического и духовно-нравственного идеала; стремление к высоким духовным устремлениям; сформированность эстетических и духовно-нравственных суждений; уровень и широта духовно-нравственных потребностей;

Процесс и результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности условий ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства

Результаты диагностического этапа эксперимента показали, что ориентация студентов на духовно-нравственные ценности актуальна и требует создания специальных условий, способствующих эффективному освоению духовно-нравственных ценностей.

Процесс ориентации студентов на духовно-нравственные ценности определяется решением следующих задач:

- воспитание студента через реализацию эффективных педагогических условий учебного процесса в ВУЗе с позиции нравственных ценностей;

- гуманизация и демократизация отношений студента и преподавателя;

- совершенствование коммуникативной подготовки студента, его направленности на людей;

-определение динамической характеристики духовно-нравственной активности студентов.

Анализ практики преподавания народного искусства нашего университета позволил выявить следующие недостатки:

1) нет методических разработок, содержащих творческие и проблемные задания для духовно-нравственного воспитания студентов;

2) изучаемые курсы нуждаются в обновлении, что неоднократно обсуждалось на ученом Совете факультета;

3) недостаточное насыщение наглядно-изобразительными средствами,

4) слабая материальная база (посещение театров, спектаклей, музеев студенты осуществляют за свой счет; затруднительно приобретение видеоматериалов);

5) слабость межпредметных связей;

6) нет серьёзных исследований по выявлению условий, методов, средств и факторов, способствующих ориентации студентов на духовно-нравственные ценности в процессе преподавания базовых предметов;

7) в рабочих программах слабо отражен духовно-нравственный воспитательный аспект.

В ходе формирующего этапа эксперимента при формировании мотивации обучения студентов мы придерживались следующих правил:

- добиваться понимания каждым значимости учебы в целом, целей и задач каждого занятия, показывать взаимосвязь его содержания с содержанием предыдущих занятий;

- формировать осознанное положительное отношение к учебному процессу, вызывать интерес и любознательность к изучаемому предмету;

- поддерживать активность и творческие начинания студентов, стимулировать мотивацию профессионального совершенствования, укреплять престижность результативной профессионализации;

- способствовать творческому и самостоятельному использованию полученных знаний в практической деятельности, вооружать студентов приемами самостоятельной работы по приобретению новых знаний, умений, навыков;

- побуждать студентов к осознанному освоению действий, поощрять добросовестность, инициативу, самостоятельность;

- систематически контролировать студентов, выявлять их особенности и возможности, проявлять внимание к каждому из них, независимо от поведения и успеваемости, учитывать их интеллектуальные способности и контролировать учебную деятельность каждого;

- опираться на возможности коллектива (взаимопомощь, состязательный обмен опытом, взаимообучение) для повышения качества подготовки специалистов;

- повышать престиж профессиональной деятельности специалиста СКС.

Студентам экспериментальных групп была предложена выборка по следующим темам: «Человек счастлив, если...», «Хорошая жизнь - это...», «Быть хорошим человеком, значит...», «Самое главное в жизни - это...», «Быть хорошим человеком, значит..,», «Самое главное в жизни — это...», «Чтобы иметь друзей надо...», «Плохо жить без...», «Когда в моем присутствии обижают...», «Я стремлюсь себя вести так...». Все студенты показали высокую заинтересованность в предложенных темах, проявили высокий познавательный интерес при дискуссионном обсуждении. Многие высказывания отличались достаточно большой полярностью. В частности, наибольшее расхождение личностных позиций произошло при оценочном отношении того, что считать главным в жизни и без чего плохо жить человеку, что считать гражданственностью и патриотизмом. Небольшой процент показал агрессивную, антифажданскую позицию («Ничего хорошего с моей стороны государству ждать нечего», «Я не считаю себя патриотом своей страны»). Также небольшой процент студентов связывают наличие фажданской позиции с активным участием в выборах. Некоторые считают, что активная фажданская позиция однозначно предполагает любовь к Родине. В целом больше половины считают, что у них сформирована фажданская позиция, однако они раньше не задумывались над этим. Мы считаем, что говорить о сформированности духовно-нравственных ориентациях студентов можно в том случае, когда речь идет об объединении личных и общественных интересов, поэтому и обратили такое внимание на гражданскую позицию.

Используя метод дискуссии для обсуждения, мы предлагали следующую проблематику духовно-нравственного характера: «Человек среди людей», «Не бросай слова на ветер», «Не судите да не судимы будете», «Совесть и стыд в наше время», «Жизнь человеческая как вечный нравственный выбор», «Ценность простых норм нравственности», «Что такое фех», «Священные писания - великие книги человечества», «Высоким слогом русского романса», «Бесценные сокровища фольклора», «Сказаньем встает Казань...», «Красота спасет мир», «Мать в татарском фольклоре», «Родины прекрасные напевы».

Похожие диссертации на Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства