Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования Гребенщиков Андрей Григорьевич

Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования
<
Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гребенщиков Андрей Григорьевич. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Елец, 2005 217 с. РГБ ОД, 61:06-13/376

Содержание к диссертации

Введение 4

Глава 1. Теоретико-педагогические аспекты развития художественно-творческих способностей учащихся...

1.1. Педагогическая значимость народного художественного промысла Гжель. История открытия и становления русского фарфора

1.2. Педагогические аспекты развития художественно- творческих способностей учащихся

1.3. Педагогические условия построения системы непрерывного художественного образования учащихся

1.4. Педагогическая направленность развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования

1.5. Педагогическое моделирование процесса развития 73 художественно-творческих способностей учащихся

Выводы 85

Глава 2. Развитие художественно-творческих способностей 88

учащихся в условиях системы непрерывного образования

2.1. Дошкольное учреждение как первоначальный этап 88 художественного образования.

2.2. Педагогические функции средней общеобразовательной школы по развитию художественно-творческих способностей школьников

2.3. Педагогические условия развития художественно- 108 творческих способностей учащихся в период начальной профессиональной подготовки

2.4. Педагогическая сущность развития художественно- 111 творческих способностей учащихся в период средней профессиональной подготовки

2.5. Педагогические особенности развития художественно-творческих способностей студентов в вузе

2.6. Педагогические условия построения модели развития 119 художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования

Выводы 135

Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования

3.1. Постановка цели и задач опытно-экспериментальной 137 работы

3.2. Методика проведения опытно-экспериментальной 144 работы

3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Выводы 167

Заключение 168

Список литературы 171

Приложения 183 

Введение к работе

Актуальность исследования определяется потребностью общества в подготовке высококвалифицированных специалистов декоративно-прикладного искусства с развитыми художественно-творческими способностями, обладающих высокими профессиональными умениями и навыками, эрудицией, являющихся развитыми личностями, способными к творческой профессиональной деятельности, самоопределению, саморегуляции и саморазвитию.

Потребность общества актуализировала необходимость реорганизации системы художественного образования через модернизацию системы непрерывного образования, направленную на развитие художественно-творческих способностей учащихся и повышение уровня профессиональной подготовки специалистов для предприятий народных художественных промыслов и других отраслей народного хозяйства России. Сложившаяся практика подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства недостаточно обоснована с научно-педагогической точки зрения, зачастую вне связи с художественной культурой бытования народных художественных промыслов, в отрыве от производства, когда не в полной мере используются традиции и самобытность национального искусства. Теоретические аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей нашли отражение в работах философов: Б.С.Гершунского, Б.Т.Лихачева, Л.П.Печко и других; психологов: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и других; педагогов, рассматривающих развитие художественно-творческих способностей в русле общеобразовательной и профессиональной подготовки: В.С.Кузина, В.И.Козлова, Т.А.Кобцевой, Г.В.Лабунской, Н.Н.Ростовцева, Л.Г.Савенковой, Н.Н.Фоминой, Л.В.Школяр; художников, раскрывающих проблему взаимодействия

культуры, художественного воспитания и развития личности: М.С.Соколова, М.Н.Семенова, С.А.Федорова, В.С.Щербакова.

Исследования педагогов и социологов показывают, что налицо комплекс социально-педагогических, экономических противоречий между потребностями предприятий народных художественных промыслов в специалистах с высокоразвитыми художественно-творческими способностями и реальной действительностью этих предприятий и жизненными планами современной молодежи.

С одной стороны, повышаются требования к качественной художественно-эстетической подготовке учащихся (создаются новые типы учебных заведений - художественные лицеи, колледжи, гимназии; открываются учреждения начальной, средней и высшей художественно-эстетической профессиональной подготовки; разрабатываются сквозные учебные планы и учебные программы, альтернативные учебники по предметам художественно-эстетического цикла), а с другой стороны, явно ощущается невостребованность молодых специалистов, особенно с художественным образованием, на предприятиях народных художественных промыслов. Это в значительной степени снижает качество подготовки молодых специалистов и эффективность работы учебно-воспитательных заведений.

Развитию художественно-творческих способностей учащихся препятствуют в немалой степени и разрушение прежних обычаев, традиций, художественных ценностей и крайне медленное воссоздание новых. Развитие художественно-творческих способностей — длительный процесс, который начинается с раннего детства и продолжается вплоть до получения высшего профессионального образования, на практике же все еще не отработана преемственность между ступенями системы художественного образования. Сама же система непрерывного художественного образования (детский сад - школа с углубленным изучением ДЛИ

колледж - вуз) недостаточно интегрирована с производствами народных художественных промыслов России.

Еще недавно проблематика развития художественно-творческих способностей учащихся и профессиональная подготовка специалистов определялись госзаказом государственных предприятий и организаций, а с изменением социального и экономического курса страны (государственного и негосударственного сектора экономики) определяется и потребность в диверсификации системы образования. Поэтому при подготовке специалиста, наряду с реализацией новой парадигмы образования, возникла необходимость реализации экономической составляющей рыночных отношений и новых потребностей рынка труда.

В педагогической науке недостаточно разработаны научно-педагогические положения подготовки специалистов с развитыми художественно-творческими способностями в соответствии с историко-культурными ценностями, с территориальными особенностями народных художественных промыслов и производств по изготовлению высококачественной художественной продукции.

Проблема исследования заключается в разрешении вышеперечисленных противоречий, поэтому был сделан выбор темы, проблему которой можно сформулировать вопросом: каковы теоретико-педагогические особенности художественно-творческих способностей учащихся в процессе непрерывного образования, модель и педагогические условия, обеспечивающие их дальнейшее функционирование? Решение проблемы составляет цель исследования.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования - «Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования».

Цель исследования заключается в научном обосновании теоретико-педагогических аспектов развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе непрерывного образования и построении модели, обеспечивающей их функционирование и дальнейшее развитие.

Объект исследования — теория и практика развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования.

Предмет исследования - педагогический процесс развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования (детский сад - школа - колледж - вуз) и производства.

Гипотеза исследования. Развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования заметно повысится, если:

- будут определены теоретико-педагогические предпосылки и условия развития художественно-творческих способностей учащихся на разных уровнях и ступенях учебных заведений художественной направленности;

- будет разработана и апробирована многоуровневая модель системы непрерывного образования, в которой традиционная структура системы образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования) будет дополнена учреждениями художественного образования и отвечать требованиям комплексности, целостности, преемственности и непрерывности обучения и воспитания учащихся;

- налажены структурно-функциональные и содержательные связи между учебно-воспитательными заведениями и учреждениями дополнительного образования, обеспечивающие последовательность педагогических

воздействий, направленных на развитие художественно-творческих способностей учащихся в интеграции с предприятиями народно-художественных промыслов, их историей становления и бытования;

- система непрерывного образования будет ориентирована на созидательную творческую деятельность и развитие художественно- творческих способностей посредством реализации содержания художественного образования (учебные планы, учебные программы), государственного стандарта образования, применения профессионально- деятельностного подходах учетом саморазвития, самосовершенствования учащихся.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

- определить теоретико-педагогические предпосылки, факторы и условия профессиональной ориентации и развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования;

- разработать и апробировать модель многоуровневой системы непрерывного художественного образования, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей: детский сад - школа - колледж - вуз;

- обосновать педагогические условия развития художественно- творческих способностей учащихся в системе непрерывного художественного образования;

- опираясь на результаты исследования, разработать рекомендации развития художественно-творческих способностей и профессиональной ориентации учащихся в условиях непрерывного художественного образования.

Общая методология исследования определяется потребностью выявления наиболее значимых философских и педагогических теорий,

взглядов, обеспечивающих целенаправленное развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования:

- художественно-педагогический аспект: развитие творческих способностей в процессе гуманитарно-художественного воспитания и обучения (И.В.Марченко, В.В.Давыдкина, Р.А.Данилина и др.);

- системно-целостный подход к развитию личности, в котором художественно-творческие способности формируются на основе идей современной дидактики развивающего обучения (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.П.Саксонова, О.Г.Радомская и др.), личностно-дея-тельностного подхода (Е.В.Бондаревская, М.А.Данилов, В.И.Загвя-зинский, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, З.И.Равкин, Е.Н.Шиянов);

- педагогические аспекты проблемы художественного воспитания (Г.В.Лабунская, Б.П.Юсов, А.А.Мелик-Пашаев, Е.М.Торшилова, А.А.Дмитриева, Н.А.Кушаев и др.);

- инновационные технологии подготовки учителя изобразительного искусства в вузе (В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Л.В.Школяр, Л.Г.Савенкова и

ДРО;

- системно-структурный подход построения и функционирования учебно-воспитательной системы художественного образования в интеграции с производством (А.А.Андреева, В.М.Логинов, Н.М.Таланчук, Ю.А.Кустов, В.Н.Мещеряков, Е.М.Торшилова и др.).

Методологически значимыми для нашего исследования в аспекте искусствознания, теории и практики художественного творчества, декоративно-прикладного искусства явились фундаментальные исследованиях академика.В.С.Кузина, с позиций историзма развития изобразительного искусства раскрывающего искусство древнего мира, искусство средних веков, искусство Возрождения, искусство западноевропейских стран, русское и советское искусство и архитектуру.

Результаты и анализ, выводы и рекомендации этих исследований являются основополагающими в теории и практике изучения молодыми художниками России основ изобразительной грамоты (рисунка, живописи, композиции, лепки) и декоративно-оформительского искусства.

Исследования В.М.Логинова раскрывают условия социально-профессионального становления молодежи в образовательном комплексе, на примере города Гжель, в котором раскрываются основные тенденции развития художественных способностей учащихся среднего профессионального художественного образования. В работах Л.П.Саксоновой художественное образование рассматривается как фактор развития профессионально значимых, творческих качеств студентов педагогического колледжа. В публикациях В.В.Давыдкиной анализируются современные подходы развития художественных знаний, умений и навыков в контексте единства содержания и формы. В монографиях А.В.Морозова и Д.В.Чернилевского раскрываются педагогическая сущность, структура и содержание креативной педагогики и психологии, формулируется концептуальная модель формирования креативной индивидуальности педагога в современной высшей школе России, показываются особенности развития мотивации педагогического творчества в условиях непрерывного образования.

Для решения поставленных задач (и в соответствии с методологической основой исследования) были использованы следующие методы исследования: теоретического исследования (анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой

литературы); эмпирического исследования (анкетирование, беседы, наблюдение, изучение художественного творчества учащихся, констатирующий и формирующий эксперименты, экспертная оценка, тестирование, табличное представление уровней сформированности художественно-творческих способностей учащихся).

База исследования. Разными формами исследования было охвачено более 1500 учащихся и 50 воспитателей, преподавателей и художников ЗАО научно-производственного объединения «Гжель». Экспериментальные работы проводились в ходе построения системы непрерывного художественного образования в Гжельском государственном художественно-промышленном институте, Гжельском художественно-промышленном колледже, Гжельской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, учебно-культурного научно-производственного центра «Гжель», студии изобразительного искусства средней школы № 6 Раменского района Московской области.

Объектом специального изучения и эксперимента явились учебно-воспитательные учреждения народного художественного промысла «Гжель» Раменского района Московской области.

Организация и этапы исследования. Исследование состояло из трех основных этапов, которые проводились в течение 2000 — 2005 годов, различавшихся по характеру решаемых задач и методам их решения.

На первом, подготовительном, этапе исследования (2000 - 2001 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление и изучение проблемы исследования, проводился анализ педагогической практики художественного образования, констатирующий эксперимент, разрабатывались методологические положения, а также модели системы непрерывного образования с программным обеспечением.

На втором, основном, этапе (2002 - 2004 гг.) осуществлялся формирующий эксперимент, выявлялись педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся, определялся уровень эффективности разработанной модели функционирования системы непрерывного образования, оценивались результативность и условия ее

сопряжения с производством, осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, уточнялись теоретические положения исследования.

На третьем, заключительном, этапе исследования (2004 — 2005 гг.) осуществлялись качественная и количественная обработки полученных результатов, корректирование педагогического обеспечения развития художественного творчества учащихся в системе непрерывного образования и внедрения обобщенных материалов в практику, оформление диссертационной работы. На этом этапе исследования диссертант выступал не только в роли организатора и педагога, но и непосредственного участника учебно-воспитательного процесса по художественно-эстетическому воспитанию учащихся.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- определены теоретико-педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного художественного образования;

- на основе опытно-экспериментального исследования выявлены и научно обоснованы основные факторы и направления построения системы непрерывного художественного образования;

- представлена многоуровневая система непрерывного профессионального образования, ориентированная на развитие художественно-творческих способностей учащихся;

- разработана и апробирована модель, раскрывающая этапы развития художественно-творческих способностей учащихся;

- разработаны методические материалы, рекомендации развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования в интеграции с производством.

Теоретическая значимость результатов выполненного исследования обусловлена его вкладом в теорию развития художественно-творческих способностей и в обоснование целенаправленного развития

художественно-творческих способностей учащихся, разработку научных основ создания педагогических условий для построения непрерывной системы художественного образования. Результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблем развития креативности учащихся в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретико-педагогические положения и разработанные научно обоснованные рекомендации функционирования учебно-воспитательного комплекса системы непрерывного художественного образования обеспечивают развитие художественно-творческих способностей и профессиональной ориентации учащихся, а также начальной, средней и высшей профессиональной подготовки специалистов посредством интеграции содержания, форм и методов обучения с производством и рынком труда.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации и выступления на ежегодных научно-практических конференциях Гжельского государственного художественно-промышленного института (2003 г., 2004 г.), НИИ общего образования Минобразования и науки Российской Федерации (2003 -2005 гг.), Борисоглебского государственного педагогического института (Воронежская область, 1999 - 2001 гг.); выступления автора по проблематике диссертационного исследования на Всероссийском конгрессе «Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи: современное состояние и перспективы» г. Орел (ОГУ, 2005 г.), XXIV Южно-Российских психолого-педагогических чтениях по теме: «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (г. Волгоград, 2005 г.), научно-практической конференции «Инновационные проблемы педагогического образования» г. Таганрог (ТГПИ, 2005 г.), городских и районных педагогических семинарах-совещаниях г. Рамен ское (Московская область); персональных художественных выставках картин автора: г. Воронеж (2002 г.), г. Борисоглебск (Воронежская область, 1998 г., 2001 г.), Гжель (Московская область, 2002 г., 2003 г.), выставочных залах художественно-графических произведений искусств «Итера» г. Москва (2004 г.), Гжельской общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (2004 г.) Разными формами исследования было охвачено более 1500 учащихся и 50 воспитателей, преподавателей и художников ЗАО научно-производственного объединения «Гжель». Экспериментальные работы проводились в ходе построения системы непрерывного художественного образования в Гжельском государственном художественно-промышленном институте, Гжельском художественно-промышленном колледже, Гжельской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, учебно-культурного научно-производственного центра «Гжель», студии изобразительного искусства средней школы № б Раменского района Московской области.

Достоверность исследования обеспечивается:

- научно-теоретическим обоснованием работы, основу которой составили исследования по философии, педагогике, психологии, теории изобразительного искусства;

- научно обоснованными показателями экспертных оценок учебных рисунков, лепки, графики, художественных картин и художественной керамической продукции (фарфор, фаянс, полуфаянс) «Гжель»;

- опытно-экспериментальной проверкой основных положений развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, учащихся общеобразовательных и художественных школ, студентов художественно-промышленного колледжа и института, репрезентативностью выборки участников эксперимента. Разными формами иссле дования было охвачено более 1500 учащихся и 50 воспитателей, преподавателей и художников ЗАО научно-производственного объединения «Гжель».

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается наиболее эффективно в условиях непрерывной системы образования целенаправленным, комплексным педагогическим воздействием в местах бытования народного художественного промысла, в русле его историко-культурных традиций и ценностей, в оптимальном сочетании теоретической и практической подготовки на учебно-производственной базе учебного заведения, при совместной и комплексной педагогической деятельности педагогов, художников-наставников, мастеров художественно-производственного обучения.

2. Педагогические условия характеризуются степенью интеграции уровней начального, среднего и высшего профессионального образования и определяются: содержанием, формами и методами обучения и воспитания обучаемых; организацией и управлением образования, а также средствами промышленного производства продукции декоративно-прикладного искусства, при котором развитие художественно-творческих способностей (общих способностей и специально-художественных способностей) есть целостный процесс художественной деятельности, активного вовлечения учащихся в процесс художественного творчества по развитию природных художественных задатков ребенка, имеющим своим направлением художественно-эстетическое мастерство подготовки специалиста.

3. Синтез знаний, практических умений и навыков, направленный на развитие художественно-творческих способностей учащихся, наиболее успешно обеспечивается в системе непрерывного образования на основе органического сопряжения учебных планов, учебных программ, учебно методических пособий и материалов и организации учебного процесса в интеграции с производством народного художественного промысла, реализующих общеобразовательную и профессиональную художественно-эстетическую подготовку учащихся.

4. Разработанная модель системы непрерывного образования закладывает основы художественно-эстетического и духовного воспитания ребенка, обеспечивает развитие художественно-творческих способностей учащихся. Построение системы непрерывного образования с ориентацией на целостность, комплексность, обеспечивает педагогическую эффективность обучения и воспитания учащихся, развитие личности на принципах исторических и духовных народных традиций, национального декоративно-прикладного искусства, бытования народного художественного промысла «Гжель». Инновационное образовательное пространство народного художественного промысла в интеграции с содержанием, формами и методами практической художественной подготовки учащихся обеспечивает развитие художественно-творческих способностей, становление и развитие профессиональных качеств будущих специалистов.

Структура работы состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложения.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования