Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Лю Ган

Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза
<
Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лю Ган. Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Лю Ган; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2012.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1678

Содержание к диссертации

Введение

ЕЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства 16

1.1. Философская и психолого-педагогическая характеристика категории «художественная картина мира» студентов 16

1.2. Особенности развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства 42

1.3. Модель развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образова тельном процессе вуза 62

Выводы по первой главе 85

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства 89

2.1. Педагогическая программа и условия и развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства 89

2.2. Экспериментальная реализация модели развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза 103

Выводы по второй главе 129

Заключение 131

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. В системе современного образования большое внимание уделяется развитию художественной культуры студентов в контексте их духовно-нравственного воспитания. В этой связи развитие художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства как сложного ментального образования реализует их индивидуальный творческий потенциал, способствует активизации духовных способностей и процессов самоактуализации.

Насущной проблемой высшего художественно-педагогического образования является преодоление узкой специфической направленности подготовки будущих специалистов, поэтому разработка и реализация модели развития художественной картины мира способствует целостному взаимообусловленному личностному и профессиональному росту студентов в процессе обучения в вузе.

Изучение художественной деятельности человека в контексте понимания ментальных процессов творчества, механизмов рождения произведения искусства как отражения картины мира исторической эпохи углубляет философское и педагогическое осмысление творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства, способствуя осознанию себя как носителей художественной картины мира современной эпохи.

Указанные аспекты актуальности темы исследования подчеркивают востребованность и необходимость изучения развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в вузе.

Степень разработанности проблемы. Изучению сущностных характеристик категории «картина мира человека» в российской и зарубежной психологии и педагогике посвящены исследования Б.М. Величковского, В.П. Зинченко, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, СВ. Лурье, Д.А. Медведева, В.В. Петухова, С. Пэйхун, С.Д. Смирнова, Л. Фэнмянь, С. Цы, Ц. Юаньпэй и др. Специальные комплексные исследования художественного компонента картины мира будущих учителей изобразительного искусства до настоящего времени не проводились. В то же время изучены отдельные аспекты проблемы: выявлены характеристики изобразительной деятельности человека как формы освоения социального опыта (B.C. Мухина, Е.И. Игнатьев и др.), определены критерии психологического анализа рисунка (О.Ф. Потемкина), систематизированы основы подготовки студентов художественно-графических факультетов с учетом национального и регионального компонентов (В.П. Строков, Н.К. Шабанов и др.).

Проблемы развития художественной картины мира студентов в исследовании рассматриваются в контексте целостной самоактуализации личности, процессов ее духовно-нравственного, эстетического становления. В ряде диссертаций обобщен исследовательский опыт, касающийся основ развития общей, в том числе художественной, культуры обучающихся в педагогическом образовании (А.В. Бакушинский, Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, А.Н. Ма-люков, Н.А. Морозова, Н.Д. Никандров, Л. Шутон и др.); проанализированы

научные подходы к исследованию феноменов эстетического воспитания и формирования эстетического отношения (Л.П. Киященко, Н.И. Киященко, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.Н. Шацкая, Л.В. Школяр и др.); изучены вопросы воспитания культурно-эстетической активности (О.А. Апраксина, Е.В. Квятковский, А.Н. Малюков др.) и развития художественного вкуса студентов (СМ. Подъянова). Вместе с тем, по-прежнему не рассмотрены особенности развития художественной картины мира в учебно-профессиональной деятельности будущих учителей изобразительного искусства.

Необходимость гармоничного, интегративного развития будущих учителей изобразительного искусства, реализации межпредметных связей в обучении дисциплинам эстетического цикла в процессе художественно-педагогического образования подчеркивали Г.В. Беда, Н.Д. Григорьев, Е.В. Квятковский, В.И. Козлов, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, З.Н. Нов-лянская, Л.Г. Савенкова, Н.К. Шабанов, Б.П. Юсов и др. Роль духовного потенциала искусства в воспитании личности отмечали Ю.Б. Борев, Е.П. Борзова, Н.А. Дмитриева, О.А. Кривцун, А.Ф. Лосев и др.

Вместе с тем, целенаправленное развитие художественной картины мира студентов в целостном профессиональном и личностном становлении студентов остается недостаточно изученным. В существующей практике не уделяется должного внимания созданию педагогических условий для стимулирования эстетико-познавательной деятельности студентов, их самоактуализации и развития художественно-эстетического мышления, ориентированного на осознание единства личностного и художественного смыслов изобразительной деятельности.

Теоретический анализ проблемы развития художественной картины мира позволил выявить следующие противоречия между:

возросшими требованиями к работе учителя, связанными с развитием его творческих способностей, необходимостью формирования эстетических представлений о мире художественных ценностей и недостаточным вниманием к развитию художественной картины мира студентов в образовательном процессе вуза;

необходимостью развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства и неразработанностью модели данного процесса;

возможностями образовательного процесса вуза в развитии художественного аспекта картины мира будущих учителей изобразительного искусства и отсутствием соответствующего комплекса педагогических условий.

Научная задача диссертационного исследования заключается в разработке модели и выявлении совокупности педагогических условий развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза на основе реализации авторской программы, способствующей активному включению студентов в художественно-творческую деятельность.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педа-

гогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза».

Объект исследования: развитие художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства.

Предмет исследования: педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза.

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства.

Основные задачи исследования:

определить содержание, структуру и функции художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза;

выявить особенности развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства;

разработать теоретическую модель развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза;

составить педагогическую программу развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства;

обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что художественная картина мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза будет развиваться успешнее, если:

- содержание и структурные компоненты развития художественной картины мира студентов будут способствовать их пониманию и осуществлению данного процесса в художественно-педагогическом образовании;

- выявленные особенности развития художественной картины мира бу
дущих учителей изобразительного искусства позволят сделать этот процесс
более целенаправленным;

- модель развития художественной картины мира студентов-
художников, разработанная на основе личностно-ориентированного, гумани
стического, проективного и процессуального подходов, станет фундаментом
организации образовательного процесса вуза;

- педагогическая программа развития художественной картины мира позволит реализовать индивидуализировать образовательный процесс будущих учителей изобразительного искусства;

- обоснованная совокупность педагогических условий обеспечит дина
мичное освоение уровней развития художественной картины мира будущих
учителей изобразительного искусства в образовательном процессе.

Методологическую основу диссертационного исследования соста-

вили:

философская концепция человеческой деятельности как активная форма созидательного освоения мира (И.В. Блауберг, Э.В. Ильенков, М.С. Каган и др.);

учение о единстве сознания, мышления, деятельностной сущности человека, его творческой активности (Б.Г. Ананьев, Б.М. Кедров, С.Л. Рубинштейн и др.);

- ведущие положения системно-деятельностного (А.Н. Аверьянов,
П.К. Афанасьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), акмео-
логического (А.А. Деркач, Н.А. Коваль, Е.В. Селезнева и др.), культурологи
ческого (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, Н.И. Лифинцева,
Е.В. Шорохов и др.), процессного (А.Г. Поровский), проективного (Г.Л. Иль
ин) подходов.

Теоретическую основу исследования составили:

представления о целостном педагогическом процессе (Н.М. Борытко, B.C. Ильин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.С. Петелин, В.А. Сластенин, Л. Сюнь, Н.С. Розов и др.)

идеи о роли культуры, искусства и творчества в процессе развития личности (М.М. Бахтин, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, B.C. Соловьев, и др.);

ценностные основания гуманитарного образования (Е.В. Бондаревская, И.В. Колесникова, И.Б. Котова и др.);

исследования художественной картины мира (В.П. Зинченко, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, СВ. Лурье, Д.А. Медведев, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов, Л. Фэнмянь, С. Цы, Ц. Юаньпэй В.П. Ясман и др.);

идеи психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.В. Вахтель, А.Л. Гройсман, А.А. Мелик-Пашаев, Д.В. Николаев, В.И. Петрушин, Я.А. Пономарёв, П.В. Симонов);

- концепция художественно-эстетического воспитания личности (А.А.
Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Ц. Юньнэ и др.);

- теория художественного образования (Г.В. Беда, Н.Н. Волков, B.C. Кузин, СП. Ломов, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, С. Пэйхун, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, B.C. Щербаков и др.).

В диссертации использовались следующие методы исследования:

теоретические: анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы; систематизация материалов по проблеме исследования; синтез, обобщение; метод моделирования и педагогического прогнозирования;

эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты; опросный метод; анкетирование, тестирование; метод экспертных оценок;

статистические: ранжирование, шкалирование, математическая обработка результатов; критерий х2 Фишера.

Экспериментальной базой исследования стал Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ). Исследованием было охвачено 111 человек: 102 студента факультета искусств и художественного образования, а также 9 преподавателей.

Научно-исследовательская работа проходила в период с 2008 по 2011 годы и включала в себя три этапа.

Первый этап (2008-2009 гг.) - изучение специальной литературы для уяснения состояния обозначенной проблемы, сопоставительный анализ, синтез и систематизация материалов в аспекте изучаемого вопроса, определение теоретической основы исследования и его методологического аппарата; разработка плана эмпирического исследования и осуществление пилотажного исследования.

Второй этап (2009-2010 гг.) - построение модели развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства; выявление педагогических условий и их обоснование; проведение констатирующего эксперимента; уточнение гипотезы и методик исследования.

Третий этап (2010-2011 гг.) - проведение формирующего этапа эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка общих выводов и педагогических рекомендаций, целостное оформление работы. В диссертации обобщен опыт художественно-творческой деятельности соискателя.

Достоверность полученных результатов обеспечивается целостным подходом к изучаемой проблеме, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением адекватного комплекса надежных методов исследования, соответствующих его предмету и задачам, внедрением авторских разработок в педагогическую практику, применением статистических методов при обработке и анализе результатов эксперимента, обсуждением основных теоретических положений исследования и практических результатов в аудитории педагогов и художников.

Научная новизна диссертационной работы.На основе сложившихся в педагогике теорий и методологических подходов конкретизировано содержание, определены функции и структура художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства, позволившие уяснить сущность исследуемого феномена в образовательном процессе вуза.

Выявлены особенности развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства, влияющие на организацию образовательного процесса вуза.

Разработана модель развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства, представляющая собой совокупность структурных компонентов, влияющих на развитие личности: целевой блок (цель, подходы, принципы), содержательный блок (содержательная деятельность педагога и студентов, формы, методы, средства, функции, характеристики, условия), диагностический блок (критерии, уровни, результат).

Обоснована и апробирована педагогическая программа и совокупность педагогических условий развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза, включающих организационно-педагогические и психолого-педагогические условия, комплексно влияющие на повышение эффективности образовательного процесса в вузе.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты исследования вносят вклад в развитие разделов педагогики художественного образования, касающихся изучения творческой личности, способствуя дальнейшему научному осмыслению проблемы совершенствования художественной деятельности студентов в образовательном процессе вуза.

Выделенные содержательные характеристики и особенности развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства расширяют представления о возможностях повышения эффективности творческого и личностного роста студентов в образовательном процессе вуза.

Разработанная модель развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства составляет основу организации их учебно-профессиональной деятельности, повышая качество образовательного процесса в вузе.

Теоретически обоснованные педагогические условия стимулируют личностно-профессиональное развитие студентов, способствуя углублению теоретической базы исследования профессиональной и духовно-нравственной самоактуализации студентов различных специальностей в образовательном процессе вуза.

Практическая значимость работы. Внедрение разработанной модели развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства способствует эффективному использованию личностного потенциала студентов и повышению качества их профессиональной подготовки; подобранный диагностический инструментарий служит для выявления степени выраженности характеристик художественно-творческой самоактуализации студентов и дифференцированной оценки показателей качества образовательного процесса в вузе.

В диссертации разработаны педагогическая программа и рекомендации по развитию художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства. Материалы исследования используются в учебных курсах ряда предметов: «Педагогика», «Педагогическая психология», «Теория и история художественного образования», «Психология художественного образования», «Методика и технология обучения изобразительному искусству», «Рисунок», «Живопись», «Композиция».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Художественная картина мира будущих учителей изобразительного искусства определяется как интегрированное представление личности о мире художественных ценностей, позволяющее воспринимать, воспроизводить и создавать художественные ценности в опоре на индивидуальный способ познания мира и себя в этом мире, способствующее художественно-творческой самореализации личности в образовательном процессе вуза. Функциями художественной картины мира студентов являются культуротворческая, развивающая, когнитивная, ценностно-смысловая, эстетическая, коммуникативная.

Структура художественной картины мира студентов включает компоненты: когнитивный - информационная база знаний и познавательные спо-

собности студента; художественно-творческий - индивидуальные творческие ресурсы студента и оригинальный подход к изучаемому культурному явлению; духовно-эстетический - духовный потенциал и художественно-эстетические возможности студента; эмоционально-ценностный ценностные ориентации и их эмоциональное переживание; личностный - система смыслов и личностного опыта в осуществлении художественно-творческой деятельности студента.

  1. В качестве особенностей развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза рассматриваются: индивидуальный характер развития, включенность ее развития в систему духовно-нравственных ценностей студента, направленность процесса развития на художественно-творческую самореализацию и самоактуализацию, художественно-эстетическая активность, доминирование художественно-образного мышления студента.

  2. Модель развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства включает цель, подходы (системно-деятельностный, акмеологический, личностно-ориентированный, гуманистический, проективный, процессуальный), принципы (системности, культуро-сообразности, развития субъектного потенциала личности, интеграции, дифференциации); характеристики художественной картины мира студентов (многомерность, рельефность, эмоциональный тонус, чувство времени, самосогласованность, логическая перспектива, знаковость, рефлексивность) и программу данного процесса.

  3. Педагогическая программа «Развитие художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства» реализовывалась в трех направлениях (ценностно-смысловое понимание изобразительной деятельности, художественно-эстетическое воспитание, творческая самореализация) и включала формы данного развития (индивидуальные занятия, групповые дискуссии, творческие встречи, конкурсы, тематические вечера, пленэры); методы (творческая беседа, анализ и интерпретация произведений искусства, художественное обобщение, моделирование изобразительной деятельности); средства (содержание, сюжетное решение, композиция, цветовое решение произведения изобразительного искусства); уровни (репродуктивный, стабильный и творческий) и критерии развития художественной картины мира студентов (художественно-эстетическая выраженность, профессиональное мастерство, развитость ценностно-смысловой сферы, творческая самоактуализация).

  1. Совокупность педагогических условий развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства включает две группы - организационно-педагогические, психолого-педагогические.

К организационно-педагогическим условиям относятся: внедрение разработанной в исследовании модели развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательный процесс вуза с целью усиления взаимодействия личностного и профессионального компонентов обучения; проектирование индивидуального подхода к исполь-

зованию авторской педагогической программы развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства, который позволяет планировать их деятельность с учетом индивидуального уровня профессиональной подготовленности, художественных возможностей, личностного опыта, а также с учетом государственного стандарта и социального заказа общества.

Психолого-педагогические условия включают: направленность образовательного процесса будущих учителей изобразительного искусства на развитие их ценностно-смысловой сферы; активизацию творческой самоактуализации и ориентацию на формирование художественно-эстетической культуры, позволяющие соотнести цели образовательного процесса будущего учителя изобразительного искусства и его внутреннюю активность, а также индивидуальную траекторию развития в вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили на факультете художественного образования Воронежского государственного педагогического университета в рамках индивидуальных и групповых занятий по дисциплинам «Рисунок», «Композиция», «Психология художественного образования», а также в процессе преподавания дисциплин «Методика обучения». Основные материалы диссертации обсуждались на международных, российских и межвузовский научно-практических конференциях: «Интеграция наук в системе художественного образования» (Воронеж, 2008), «Актуальные проблемы профессионального образования (Воронеж, 2009), «Инновационные подходы в современном образовании» (Воронеж-Елец, 2011), а также на кафедре педагогики и на кафедре изобразительного искусства Воронежского госпедуниверситета.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Особенности развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства

Категория «художественная картина мира» является предметом изучения различных наук - философии, психологии, педагогики, антропологии, эстетики, культурологии, искусствоведения. Произрастает данная категория из более широкого явления, которое в психологии определено понятиями «картина мира», «образ мира».

В отечественной психологии понятие «картина мира» связано с исследованием познавательной сферы личности. Его проявление характеризует активность сознания личности, специфические особенности человека и его бытия, взаимоотношение с миром и условия существования в мире.

Понятие «образ мира» было предложено А.Н. Леонтьевым в контексте деятельностного подхода к изучению психики. Согласно мнению ученого, в сознании индивида появляется образ внешнего многомерного мира, который может быть отличным от образов других индивидов, быть более полным и менее полным, более адекватным или менее адекватным [181].

А.Н. Леонтьев полагал, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния [181]. Он говорил об образе мира, прежде всего, в контексте изучения восприятия. Поэтому проблема восприятия окружающего мира ставится как проблема построения в сознании индивида многомерного образа реальности. Психология восприятия выступает, в связи с этим, в качестве конкретно-научного знания о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ предметного мира - мира, в котором они живут, действуют, который они преобразуют, а также знания о функционировании образа мира, опосредующем деятельность людей в объективном реальном мире. Этот образ, согласно А.Н. Леонтьеву, активно «вычерпывается» из объективной реальности, а процесс восприятия является средством этого процесса [181].

С.Д. Смирнов говорил о возможности распространения понятия «образ мира» и на область рационального познания. Более того, он считал, что именно при изучении мышления эвристическая ценность понятия «образ мира» должна раскрыться в полной мере [288].

Образ представляет собой целостное отражение в идеальном плане воздействующих на органы чувств внешних объектов, явлений, ситуаций в их пространственной организации и временной динамике . При этом, как считает А.Д. Логвиненко [188], предметность психического образа раскрывается в следующих свойствах; реальность, объективированность, означенность, константность и полимодальность.

Свойство реальности проявляется, когда человек верит в существование предмета, который дан ему в образе и убежден в его объективном существовании. Свойство объективированности позволяет человеку переживать образ как вынесенный во вне. Проявление свойства озна-ченности предполагает, по А.Д. Логвиненко, что любой образ имеет свое значение, которое может быть передано в слове. Константность - это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия. И, наконец, свойство полимодальности представляет собой органическую целостность данных, получаемых от органов чувств различной модальности. Отношение психического образа к образу мира представляет собой отношение частного к общему. Образ мира, замечает С.Д. Смирнов, является целостным образованием, а образы - его составляющими [288]. Доминирующий вклад в построение образа предмета или явления вносит образ мира в целом, а отдельные ощущения лишь уточняют, подтверждают и достраивают исходный образ мира.

С.Д. Смирнов подчеркивает, что образ мира не складывается из отдельных предметов и явлений, а с самого начала функционирует как некое целое. Сущность образа мира заключается в той функции, которую он выполняет в целостном отражении реальности.

Обосновывая активную роль образа мира в жизни человека, С.Д. Смирнов апеллировал к тому факту, что отдельный образ сам по себе не способен ориентировать действие или движение, а тем более деятельность. «Ориентирует не образ, а модифицированная этим образом картина мира» [288,143].

Деятельность, в свою очередь, а также актуализированная ею часть образа мира задают предметное значение и эмоционально-личностный смысл образа, которые предшествуют его чувственному переживанию. Получается, что человек сам ищет нужные ему «признаки стимульного поля», а не подбирает подходящие значения для навязанных ему стимулов [288].

Для того, чтобы стимулы и вызываемые ими чувственные впечатления могли оформиться в образ и стать частью образа мира, необходим встречный процесс от образа мира навстречу стимуляции извне, который является необходимым условием ассимиляции образом мира чувственных впечатлений. Этот процесс имеет форму выдвижения познавательных гипотез на всех уровнях отражения действительности. Гипотезы служат тем «ферментом», который определяет, какие стимулы войдут в образ мира, а какие нет.

Модель развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образова тельном процессе вуза

Духовную потребность рассматривают как относительно устойчивое психическое состояние личности, характеризующееся влечением к вещам и явлениям, переживаемое как необходимое условие существования личности. При этом, под духовностью понимается сущностная, интегральная и динамичная характеристика личности, которая находит свое выражение в уровне свободы, ответственности, осознания смысла жизни, любви, стойкости, влиятельности и трансцендентности личности.

Данная характеристика находит свое выражение и в таких качествах личности и способностях, которые связаны с нравственной оценкой всего происходящего внутри и вне себя, умением действовать в соответствии с собственной системой нравственных ценностей, оказывать нравственное влияние на окружающий мир, исходя из своих ценностных установок.

Определение понятия духовности обнаруживает существование системной связи между такими психологическими характеристиками личности как духовность и нравственность. Данные категории не тождественны, однако имеют некоторые общие основания.

Нравственность личности и ее духовность проявляются через ценностные установками и поведенческие стереотипы во взаимодействии с другими личностями. И нравственность, и духовность формируются через взаимодействие с культурой семьи, общества, с культурным наследием человеческого общества (Б.С. Братусь, Н.А. Коваль, В.В. Рыжов).

Духовно-нравственная сфера личности характеризует базовую культуру личности. В этой сфере особенно четко определяется взаимосвязь потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной, межличностно-социалыюй, экзистенциально-бытийной и действенно-практической активности человека. Эта взаимосвязь отчетливо прослеживается в функционировании духовных способностей человека. По мнению В.Д. Шадрикова, духовные способности человека представляют собой сплав его интеллектуальных способностей и духовного состояния [337].

В индивидуальном становлении духовные способности формируются на основе природных способностей индивида, отражая его духовную сущность, систему ценностей и личностных смыслов, и определяют также понимание социального мира и эффективность социального поведения. В духовных способностях индивид возвышается над общими способностями. Уровень духовных способностей определяется тем, насколько для данного индивида их проявление позволяет возвыситься над собственными общими способностями, выступающими в свою очередь в роли того всеобщего, на основе которого и формируются духовные способности.

Характер духовных способностей отражают духовные состояния, являющиеся производными от личностных смыслов и ценностей, доминирующих мотиваций, которые открывают иную функциональную сущность мозга и другие его функциональные (интеллектуальные) возможности, позволяющие по-иному воспринимать и мыслить [337].

Духовное состояние, характеризующееся переходом к образному мышлению, способствует активизации информационного обмена с подсознанием, так как информация персонального подсознания хранится в образной и чувственной форме, а также высокой продуктивностью воображения, что, в свою очередь, расширяет информационную ёмкость сознания.

В духовном состоянии устанавливается связь сознания и подсознания, которой сопутствует резкое расширение информационной базы понимания музыкальных проблем, энергетическая активизация, переключение эмоций с режима блокирования информации на режим энер гетической подпитки. Объединение сознания и подсознания в духовном состоянии способно вызвать интеллектуальный прорыв, благодаря чему личность достигает высоких результатов в художественно-творческой деятельности.

Развитие духовных способностей способствует появлению новых системных качеств продуктивной деятельности, о чем свидетельствуют исследования духовности в искусстве [107], исследования художественной энергетики [25].

По мнению К.М. Макаровой, совпадение оптимальной эмоциональной активации с определенными духовными состояниями, взаимосвязь физического, психического и духовно-смыслового напряжения благотворно влияют на формирование смысла и познание эмоциональной стороны действительноети и переинтеграцию структуры способностей последующим изменением их качества [ 180].

Включению духовного состояния студентов в процесс художественно-творческой деятельносги сопутствуют гармонизация личности, устранение противоречий с окружающей средой или их блокирование, сосредоточение на познавательной проблеме, на постижении истины, достижение внутреннего равновесия и обретение позитивного взгляда на жизнь, достижение высокой концентрацпн устремлений, а также усиление воли и ее контроля со стороны личноетного «Я».

Таким образом, можно говорить о роли духовных способностей в проявлении разноуровневых взаимосвязей между познавательной, творческой и технической активностью личности в процессе художественно-творческой деятельности.

Ориентация в развитии художественной картины мира на духовно-нравственную самоактуализацию студен;ов предполагает, что в процессе образования ведущей цспзостью яг зег;з личность человека в том аспекте, на который указывал еще СИ. Гесссп.

Педагогическая программа и условия и развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства

Данная программа реализовывалась через такие формы развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства как индивидуальные занятия по классу «Композиции», «Рисунка» и «Живописи», групповые дискуссии о проблемах педагогики искусства, встречи с известными художниками, конкурсы, тематические вечера, пленэры.

Методами развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства являются: творческие беседы, анализ и интерпретация произведений искусства, в том числе критический анализ и оценка работ других студентов, художественное обобщение и моделирование изобразительной деятельности.

К средствам развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства относятся: 1) жанрово-содержательная сторона произведения, то есть: - содержание произведения (включая жанр), выражающее отношение картины к реалиям внешнего мира, - объекты или явления, представленные на картине, - «плановое» решение картины (один или несколько планов имеется на картине). 2) структурно-формальная сторона произведения, то есть: - строение изображения, его внутренняя структура: геометрическая конструкция (формы, контуры, линии изображае мых предметов), - цветовая конструкция картины (используемые цвета, их смысло вое применение и свойства) [219,19].

Остановимся на характеристике педагогических условий развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза. В качестве таковых выступа ют две группы - организационно-педагогические и психолого-педагогические.

К организационно-педагогическим условиям относятся: внедрение разработанной в исследовании модели развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательный процесс вуза с целью усиления взаимодействия личностного и профессионального компонентов обучения; проектирование индивидуального подхода к использованию авторской педагогической программы развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства, который позволяет планировать их деятельность с учетом индивидуального уровня профессиональной подготовленности, художественных возможностей, личностного опыта, а также с учетом государственного стандарта и социального заказа общества.

Психолого-педагогические условия включают; направленность образовательного процесса будущих учителей изобразительного искусства на развитие их ценностно-смысловой сферы; активизацию творческой самоактуализации и ориентацию на формирование художественно-эстетической культуры, позволяющие соотнести цели образовательного процесса будущего учителя изобразительного искусства и его внутреннюю активность, а также индивидуальную траекторию развития в вузе. В настоящем исследовании данные условия выявлены на основании теоретического анализа учебно-профессиональной деятельности будущих учителей изобразительного искусства и рассмотрении особенностей развития художественной картины мира студентов-художников.

Охарактеризуем подробно каждое из указанных психолого-педагогических условий.

Направленность образовательного процесса будущих учителей изобразительного искусства на развитие ценностно-смысловой сферы реализуется в трех формах. Первая из них предполагает осмысление и интерпретацию студентами художественно-культурных идеалов и представлений, выработанных общественным сознанием на протяжении развития художественно-творческой деятельности человечества.

Вторая форма включает изучение предметного воплощения этих идеалов в творчестве и произведениях искусства, созданных конкретными людьми. И, наконец, третья форма отражает передачу культурных норм индивидуальным сознанием. Данная форма затрагивает (А.Н.Леонтьев) мотивационные структуры личности студентов, побуждающие ее к предметному воплощению в своей художественно-творческой деятельности ценностных идеалов.

Развитие ценностно-смысловой сферы будущих учителей изобразительного искусства связано с развитием индивидуальных способов понимания бытия и культуры, собственной художественно-творческой деятельности, интерпретацией художественных и личностных смыслов.

Данный подход требует включения духовных состояний студентов в процесс художественно-творческой деятельности, благодаря которым происходит самореализация студентов, развитие лучших качеств, как профессиональных, та и личностных. В духовном состоянии происходит понимание художественных смыслов и картины мира во всей полноте и целостности.

Мотивационной основой таких состояний являются духовные влечения как стремление к постижению истины, как сложная психическая реальность, проистекающая из «преданности человека духовным ценностям», своего рода, «инстинктивная тоска по ним», рождающая чувство внутренней свободы. Духовные состояния позволяют «переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности» [284,23]. Направленность образовательного процесса будущих учителей изобразительного искусства на развитие ценностно-смысловой сферы предполагает:

Экспериментальная реализация модели развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза

В качестве уровней развитости художественной картины мира будущих учителей изобразительного иекусства мы расематриваем: репродуктивный, стабильный и творческий. Данные уровни определяют активно-творческое или пассивное отношение етудентов к самостоятельному решению художественно-творческих задач, готовность к самостоятельному поиску и трансляции профессиональных знаний и творческого опыта, а также направленноеть на общение и взаимодействие в педагогическом процессе, эмоциональную и познавательную активность.

Репродуктивный уровень соответствуют слабому проявлению самостоятельной творчеекой инициативы и креативных идей, выполнению минимальных, узкоспециальных требований в художественно-творческой деятельности; констатируется отсутствие творческого контакта с преподавателем. Студентов стабильного уровня отличает устойчивость проявления специальных, творческих и познавательных способностей для проявления еобственного индивидуального начала в художественно-творчеекой деятельности и адекватного реагирования на указания преподавателя. Для студентов творческого уровня характерно ярко выраженное индивидуальное начало, стремление к самостоятельному поиску и созданию оригинального решения задач художеетвенно-творческой деятельности, внимательное сотворческое отношение к рекомендациям преподавателя.

Опытно-экспериментальная работа проходила в Воронежском государственном педагогическом университете в 2010-2011 учебном году. В эксперименте на констатирующем этапе принимало участие 111 человек, из них 102 студента, 9 преподавателей.

В качестве методик, адекватных задачам экспериментального исследования, использованы; методика А.А. Мелик-Пашаева «Эстетическое обобщение», оценивающая показатель зависимой переменной «художественно-эстетическое отношение»; показатели «профессиональное мастерство», «художественность», «самобытность» оценивались экспертной комиссией на основе выполненных студентами художественно-творческих работ, показатель «ценностные ориентации» оценивался по методике М. Рокича «Ценностные ориентации», показатели «самоактуализирующаяся личность» и «самооценка творческого потенциала личности» оценивались соответственно по методике самоактуализационного теста (CAT) Л.Я. Гозмана, М. Кроза и методике «Самооценка творческого потенциала личности» В.И. Петрушина.

Целью констатирующего этапа эксперимента были определение исходных уровней развития художественной картины мира студентов-художников, формирование контрольной и экспериментальной групп.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у 56,2% студентов развитие художественной картины мира находятся на низком уровне и только у 9,8% студентов - на высоком.

По результатам констатирующего этапа эксперимента были образованы экспериментальная группа в количестве 18 студентов и контрольная группа в количестве 20 студентов.

На втором - формирующем - этапе эксперимента была проверена гипотеза о повышении эффективности развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в процессе реализации выявленных в исследовании педагогических условий. Экспериментальное условие независимой переменной осуществлялось при реализации выявленной в исследовании совокупности педагогических условий. Зависимой переменной в эксперименте являлся уровень развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства.

В экспериментальном исследовании осуществлялась реализация модели развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства на основе педагогической программы «Развитие художественной картины мира студента-художника». Эксперимент по развитию художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства проходил на индивидуальных и групповых заня 141 тиях в ходе изучения дисциплин «Композиция», «Рисунок», «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство», «Педагогика художественного образования», «История искусств» и педагогической практике студентов.

После завершения формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика развития художественной картины мира студентов в контрольной и экспериментальной группах. Результаты исследования показали, что у студентов экспериментальной группы творческий уровень увеличился на 32,0% (было 9,7%, стало 41,7%), а репродуктивный уровень уменьшился на 45,9% (было 57,0%, стало 11,1%). Результаты контрольной группы менее заметны: творческий уровень увеличился на 10,0%, а репродуктивный уменьшился на 16,2%.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показали, что разработанная модель и выдвинутые педагогические условия стимулируют развитие художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в процессе художественного образования, повышая качество образовательного процесса в вузе.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в образовательном процессе вуза