Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза Семина Марина Викторовна

Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза
<
Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Семина Марина Викторовна. Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чита, 2002 184 c. РГБ ОД, 61:02-13/1499-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Развитие личностной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям как философская, психологическая и педагогическая проблема

1.1. Философско-психологические подходы к проблеме подготовки молодежи к семейной жизни

1.2. Факторы развития личностной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям в современной социокультурной ситуации 32

1.3. Педагогические аспекты развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза 49

ГЛАВА 2. Пути и средства реализации педагогических условий развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза

2.1. Развитие личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в учебном процессе вуза 73

2.2. Развитие личностной готовности к брачно-семейным отношениям во внеучебной деятельности студентов

2.3. Характеристика результатов экспериментальной работы по реализации педагогических условий развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным

отношениям в образовательном процессе вуза

Заключение

Библиография 144

Приложения

Введение к работе

Поиск новых педагогических условий подготовки молодежи к брачпосемейным отношениям обусловлен сложившейся исторической реальностью начала третьего тысячелетия, ведущей к осознанию новой системы ценностей, новой стратегии и тактики поведения человека, а следовательно, и новых подходов к его образованию. В этой связи нам представляются важными следующие тенденции социального развития. Во-первых, современный переходный этап развития общества с его динамизмом и противоречивостью сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к готовности осмысленного проживания жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную. Во-вторых, в современную эпоху все более активной становится роль образовательной системы в решении многих проблем человечества через поддержку личности в период сознательного и ответственною нахождения своих жизненных смыслов. Вслед за Е.В. Вондаревской, И.Г. Подласым, В.А. Сластениным, М.И. Шиловой современный образовательный процесс в вузе мы рассматриваем как развивающее взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение заданной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом изменению состояния, позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося. В-третьих, в современной России особенно остро стоит вопрос о возрождении семьи, как важнейшего социального института. Современный взгляд на семью, как на самоценность, при котором на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, отражает гуманизацию семейных отношений. Одновременно усложняется вся система функционирования семьи, обостряется проблема удовлетворенности браком, углубляются требования супругов друг к другу. Превентивная успешность брака, стабильность семьи в целом определяется

4 уровнем личностной зрелости вступающих в брак индивидов, их способностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Это выдвигает проблему личностной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям, поиска обеспечивающих ее и отвечающих требованиям времени условий, в число наиболее актуальных педагогических вопросов.

Понятие «готовность» впервые появилось в экспериментальной психологии (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский), а затем было перенесено в сферу социально-психологических и педагогических исследований. В работах С.Я. Батышева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбо-вич, Д.Н. Узнадзе отмечается, что в отличие от установки готовность характеризуется активной природой и предполагает развитие субъекта социально-педагогическоЙ деятельности. В.А. Сластенин, описывая понятие «готовности» с педагогических позиций, определяет его как «интегративное, значимое качество личности, представляющее собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, включающее личностные и процессуальные аспекты» [152, С. 19]. В психолого-педагогической литературе рассмотрены частные виды готовности: готовность к школьному обучению (Е.Е. Кравцова, И.Ю, Кулагина, JI.M. Фридман), готовность к педагогическому анализу (В.М. Чайка), готовность к изучению нового материала (В.А. Раутен), готовность учителя к инновационной деятельности (А.А. Солдате-ва, Л.С. Подымова) и др.

Отечественная педагогика и школа в своем историческом развитии накопили значительный опыт формирования у учащихся готовности к браку и семье. Положение о том, что школа есть ведущее звено в системе коммунистического воспитания и несет ответственность за подготовку выпускников к семейной жизни декларировалось на съездах КПСС и ВЛКСМ, отмечалось в постановлениях партии и правительства, десятилетиями эта деятельность монополизировалась государством.

Анализируя сегодня труды теоретиков молодой советской школы (В.И. Ленин, ІЇ.К. Крупская, А.В. Луначарский), мы отмечаем высокую сте-

5 пень идеологичности данных работ. Политизированными оказываются взгляды на структуру и функции семьи, ролевое взаимодействие ее подсистем. В классической буржуазной семье, писал А.В. Луначарский, женщина-существо «порабощенное», воспитание детей — ее обязанность; она становится «наседкой», а «материнская любовь... превращается в заскорузлое мещанство» [112, С. 58]. Включение женщины в общественное производство, актуальное для социализма, «раскрепостит» женщину — мать от тяжких семейных обязанностей. «Трудовая пчела», как называла женщину социалистического общества A.M. Колонтай, найдет «ключи от счастья женского» (выражение Н.К. Крупской) в свободном труде на общественном производстве, в любви, не связанной буржуазными условностями, а не в мещанской семейной атмосфере. Имея коммунистическую «путеводную звезду», социалисты, не отвлекаясь на семейные заботы, смогут создать в «неожиданно короткий срок» систему «нормального (общественного) воспитания», подготавливающую «гармонично развитых индивидуалистов» (112, С. 59].

Подобные утопические настроения и надежды на скорое создание идеального общества были характерны для многих российских интеллигентов советской эпохи. Практика показала, что впоследствии советской педагогической школой были созданы действительно выдающиеся и эффективные подходы к подготовке молодежи к браку и семье. Они не во всем разделяли постулаты классического марксизма, хотя преданность его идеалам постоянно декларировалась.

Основными направлениями подготовки молодежи к браку и семье, как свидетельствуют отчеты школ, архивные источники [198, 199] в советской школе были:

ознакомление на уроках и внеклассных занятиях с этическими вопросами брачно-семейных отношений в социалистическом обществе;

половое просвещение молодежи с привлечением к этой работе врачей, родителей учащихся и общественности, формирование нетерпимости к пьянству и половой распущенности;

развитие и укрепление у школьников чувств товарищества, дружбы, коллективизма, дисциплинированности в деятельности пионерской и комсомольской организаций; формирование уважительного, заботливого отношения к женщинам, старикам, детям;

практическая подготовка старших школьников к ведению семейного хозяйства и воспитанию детей в родительском доме.

Большое значение в педагогической практике подготовки будущего семьянина уделялось использованию межпредметных связей в обучении. В ряде школ учебная работа объединялась вокруг таких тем, как «Семья в социалистическом обществе», «Новый семейный быт и женщина», «Женщина в советской художественной литературе».

Особо подчеркивалась роль семьи в подготовке учащихся к семейным отношениям. Поощрялось участие родителей школьников в различных внеклассных мероприятиях, усиливался контроль школы по созданию благоприятных условий домашнего быта и отдыха учащихся, их оздоровлению. Роль родителей в подготовке будущего семьянина раскрывалась в трудах О.С. Богдановой, Р.Г. Гуровой, В.Н. Колбановского, И.С. Марьенко, Г.С. Прозорова, И.Ф. Свадковского и др.

В 50 — 70 годы практически повсеместно в школах страны были введены тематические факультативные курсы «Грамота материнства», «Семье-ведение» и др.; создавались кружки домоводства, рукоделия, по уходу за детьми; организовывались «уголки быта», «уголки женщины»; проводились семинары, этические беседы по материалам художественных произведений, просмотры и обсуждение кинофильмов, вечера вопросов и ответов по семейной тематике, индивидуальные беседы со школьниками. Коллектив ученых НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР создал типовую программу и разработал методические материалы факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» для 9—10 классов. Появился ряд работ, освещающих отдельные аспекты нравственной подготовки учащихся к созданию семьи (В,И. Барский, Л.Я. Верб, В.М. Гоголина, В.Г. Карпиков,

7 O.P. Кунц, P.А. Лемехова, А.Г. Хрипкова). Попытки научно обосновать и раскрыть систему подготовки старшеклассников к семейной жизни предприняли В.И. Барский, Н.С. Верещагина, Е.Ф, Ильяная, Д.В. Луцык, П.Ф. Посто-латьев.

В диссертационных исследованиях Т.И. Гурко, О.Н. Жуковой, Д.Э. Немировского, Р.А. Иремашвили, Р.И. Муксинова, А.С. Красовского были проанализированы социальный, нравственный, хозяйственно-бытовой, сексуально-гигиенический аспекты готовности к браку, а так же изучены проблемы первичной адаптации в молодых семьях. Были определены пути совершенствования воспитательной работы с юношами и девушками по развитию брачно-семейной готовности в условиях развитого социалистического общества.

Особого подъема работа по подготовке молодежи к браку и семье достигла в 80-е годы 20 века. В данный период Министерством просвещения СССР и Академией педагогических наук СССР была выпущена типовая программа «Этика и психология семейной жизни» для старшеклассников. В 1985 учебном году школа начала переход на новый типовой учебный план, в котором дисциплина «Этика и психология семейной жизни» была утверждена одним из основных учебных предметов в 9-Ю классах. План издания учебников и учебных пособий на 1986-1990 гг. предусматривал обеспечение школ новыми учебниками по данному предмету (авторы-составители: И.С Гребенников, 1986; К.А. Воинова, Б.Ю. Шапиро, 1987; СВ. Ковалев, 1988; И.С. Полонский, 1990 и др.). Опыт преподавания «Этики и психологии семейной жизни» обобщался на научных конференциях (Москва, 1985; Минск, 1987; Барнаул, 1989 и др.), где были рассмотрены основные направления совместной работы школы, семьи и общественности в условиях ускорения социально-экономического развития государства; предложены конкретные методы и средства преподавания основ семейной жизни в советской школе, формы педагогического просвещения общественности, обсуждены возможности куль-

8 турно-просветительных учреждений в воспитании семьянина; намечены пути и средства психосексуального воспитания молодежи.

Однако в выполненных ранее исследованиях нет достаточно глубокого анализа процесса развития личностной готовности юношества к брачно-семейным отношениям и специфики педагогических условий, обеспечивающих ее в обновляющейся образовательной сфере. Чаще всего проблема подготовки молодежи к браку и семье включается в общий круг вопросов, посвященных тематике жизненного самоопределения студенческой молодежи (В.Ф. Иванова, О.Н. Титов), созданию и функционированию психологической службы вуза (П.В. Лушин, И.Б. Котова, Е.И. Рогова, И.Ю. Шуранова, А,В, Юпитов), проблемам цели и методов воспитательной работы со студенчеством в современных социальных условиях (Н.Ф. Бородулина, В.В. Давыдов, И.В. Калинин), социально-демографической характеристике студенческой семьи (К.П. Баздырев, И.Ф. Дементьева, А.С. Красовский), системе подготовки родителей к выполнению ими функций воспитателей (Л. Франк, Ю. Хямяляйнен).

Кардинальная перестройка основ советского общества, начавшаяся в 90-е годы 20 века, привела к ломке традиционной идеологизированной стратегии отечественной школы. Многие общественные институты, утратив коммунистические ориентиры, оказались неспособными к социальной адаптации в обновляющейся России. Многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни оказался невостребованным [173, С. 48], Нравственная дезинтеграция молодежи, недостаточно развитые у нее навыки жизненного самоопределения, отсутствие в реформирующемся обществе институтов, готовых поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации, относительная скудность теоретических и практических разработок педагогических условий личностной готовности к браку и семье в современной социокультурной среде обусловили проблему исследования, С учетом актуальности проблемы была определена тема исследования: «Педагогические условия развития личностной готовности к брачно-

9 семейным отношениям студенческой молодежи в образовательном процессе вуза».

Объект исследования: образовательный процесс вуза.

Предмет исследовании: развитие личностной готовности к брачно-семейным отношениям студенческой молодежи в образовательном процессе вуза.

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий, обеспечивающих развитие личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям.

Гипотеза исследования: личностная готовность молодежи к брачно-семейным отношениям, под которой мы понимаем степень сформированно-сти комплекса нравственно-психологических качеств зрелой личности, основанных на адекватном восприятии молодым человеком совокупности требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регламентируется семейная жизнь, экологичном и творческом отношении к ним, будет развита в образовательном процессе вуза, если создать следующие педагогические условия:

гуманизация и субъектная направленность образовательного процесса, суть которой заключается в принятии и поддержке педагогами молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации;

интеграция содержания образования в вузе, направленная на создание обучающимися собственного культурного поля, поиск личностных смыслов, активизацию брачно-семейных ценностей личности;

вариативность и интенсификация методов и форм образования, позволяющих обеспечить альтернативность образовательного процесса, индивидуализировать процесс обучения и воспитания, насытить его проблемным видением.

Задачи исследования:

I. Изучить состояние проблемы готовности к браку и семье в философской и психолого-педагогической литературе.

  1. Определить сущность, содержание и факторы развития личностной готовности к брачно-семейным отношениям в современной социокультурной ситуации.

  2. Определить педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе, опираясь на психологические предпосылки юношества и особенности социокультурной среды вуза.

  3. Разработать практические рекомендации, апробировать пути и средства развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза.

Базой экспериментального исследования явился социально-психологический факультет Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского (ЗабГПУ), где диссертант в качестве старшего преподавателя кафедры психологии занимается учебно-воспитательной деятельностью. На различных этапах исследования в экспериментальной работе по развитию личностной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям участвовало 437 студентов и 27 преподавателей и сотрудников университета.

Методологическую основу исследования составляют:

идеи личностно ориентированного подхода, которые обеспечивают гуманистическую основу образовательного процесса, способствуют личностному саморазвитию молодого человека и его жизненному самоопределению (Е.В. Бондаревская, 0,С. Газман, В.А. Караковскии, Л.Н. Куликова, Н.А. Крылова, В.В. Сериков, И.С, Якиманская);

идея приоритета индивидуальной жизни и личностных качеств, обеспечивающих успешность брачно-семейной самореализации человека: к таким началам относятся принятие себя, уважение к личности Другого, оптимизм, инициативность и экологичность мышления и поведения взрослеющего человека (Л. Адлер, МП. Арутгонян, CJT. Братченко, Г.С. Бати щей,

Н.А, Бердяев, П. Оллпорт, К. Роджерс, Б.Н, Пойзнер, Д.А. Леонтьев, Э. Фромм, К. Юнг);

идея активности, самостоятельности, субъектности студента; социальной связи человека и общества — единства социальной и личностной детерминант; значимости диалоговых форм обучения и воспитания в образовательном процессе (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Ьодалев, Ю.М. Орлов, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, Т.А. Флоренская);

идея целостности, автономности образовательного процесса; роли культурно-образовательной среды для развития личности обучающегося (В.С.Библер, Л.Г. Буева, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашаили);

идеи системно-структурного и синергетического подходов, рассматриваемые в контексте педагогических и социальных явлений и процессов (В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, М.С. Каган, В.Е. Клочко, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, М. Пригожий).

Методы исследования: теоретического уровня: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, программной документации по теме исследования; эмпирического уроьни: включенное наблюдение, анкетирование, тестирование (методика исследования самооценки, тест «Уровень субъективного контроля» Д. Роттера, опросник самораскрытия Н.В. Амяги); ранжирование (методика изучения ценностных ориентации М. Рокич); индивидуальные и групповые беседы, анализ продуктов деятельности студентов и преподавателей (самоотчеты, сочинения), контрольный срез по дисциплине; количественный и качественный анализ полученных данных.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1996 — 1998) — изучение проблемы подготовки молодежи к семейной жизни в философской и психолого-педагогической науке и практике, определение темы и понятийного аппарата исследования, уточнение методологической основы, формулирование гипотезы исследования.

Второй этап (1998 — 1999) — разработка теоретических положений рассматриваемой проблемы, согласование со службами вуза путей и средств развития личностной готовности к брачно-семейным отношениям студентов в образовательном процессе вуза, составление программы экспериментальной части исследования, проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап (1999 — 2001) — проведение основного формирующего эксперимента, анализ и систематизация данных заключительной диагностики, оформление материалов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

В контексте современной социокультурной ситуации определена сущность личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям, проявляющаяся в зрелом интеллектуально-нравственном, деятельностно-продуктивном, социально-активном отношении к себе как участнику внутрисемейного взаимодействия, своему микро- и макросоциальному окружению, значимости семьи в социуме. Раскрыты содержание и структура личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям, которую составляют когнитивный, эмотив-ный, оценочно-волевой и деятельностный компоненты в единстве их взаимодействия. Выделены и описаны предпосылки, факторы и механизмы развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям, обоснована важная роль образовательного процесса высшей школы в жизненном самоопределении юношества. Сформулирован комплекс педагогических условий взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности студентов и преподавателей вуза в развитии личностной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям. Обозначены критерии и уровни развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза.

Практическая значимость исследования:

Определены и обоснованы педагогические условия развития личностной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям в учебной и

13 внеучебной деятельности, что позволяет включить в образовательный процесс вуза задачи жизненного самоопределения юношей и девушек как субъектов семейного взаимодействия. Результаты исследования могут быть использованы в практике высшего педагогического образования в курсах «Введение в педагогику», «Общая педагогика», «Философия и история педагоги-

4| ки», «Социальная педагогика», элективных курсах по саморазвитию лично-

сти и оптимизации ее социальных отношений, в рамках преподавания дисциплин общекутьтурного, естественно-научного и медико-биологического

М блоков, а также в педагогической практике института повышения квалифи-

кации работников образования, работе психологической службы вуза. Полученные материалы могут быть применены педагогами при разработке собственных программ подготовки молодежи к браку и семье, составлении учебно-методических пособий, учитывающих возрастные особенности обучающихся и специфику образовательного учреждения. Результаты диссертационного исследования внедрены в образовательно-воспитательную практику социально-психологического факультета ЗабГПУ; разработан и апробирован элективный курс «Семьеведение» для студентов непсихологических специальностей.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается сравнительным качественным анализом данных, полученных посредством различных методов психолого-педагогического исследования, их репрезентативностью.

, Достоверность результатов исследования достигается целесообразным

сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету, использованием методов математической обработки полу-ченных экспериментальных данных.

На защиту выносится следующие положения:

Философско-психологические подходы к проблеме подготовки молодежи к семейной жизни

Философское осмысление проблемы готовности молодежи к семейной жизни представляет собой сложный и противоречивый процесс, имеющий многовековую историю. В основе его лежит обобщение теоретических знаний и практического опыта исследователей в деле подготовки к жизни подрастающего поколения.

Соглашаясь с видным специалистом в области философии воспитания Л.А. Беляевой [20, С. 60], что в основе любой педагогической теории или исторически сложившейся системы воспитания лежит определенная философия человека и его взаимоотношений с миром, выделим четыре основных подхода во взглядах ученых на проблему подготовки молодых людей к брач-но-семейной жизни:

- теоцентрический подход, основанный на идеалистическом понимании человека как продукта божественного творения;

- натуроцентрический подход, считающий человека частью природы и делающий акцент на признании врожденного характера всех его качеств, в том числе и духовных;

- антропоцентрический подход, основанный на признании духовной сущности человека, психической активности, самоценности и самодостаточности личности;

- социоцентричеекий подход, рассматривающий человека как продукт социальной среды, видящий назначение человека в служении обществу, государству (схема 1).

Теоцентрический подход к воспитанию с его традиционализмом и авторитаризмом сложился в средневековье [194, 195]. В работах идеологов раннего христианства Григория Назианского, Василия Великого, Святого Иеронима, Иоанна Златоуста, Блаженного Августина воспитание трактуется как подготовка к вечной загробной жизни. Цель воспитания связывается со служением богу, формированием богоугодных качеств личности. Утверждая примат телесного над духовным, одну из важных задач воспитания средневековая наука видит в укрощении плоти, подчинении влечений и страстей высшему духовному началу. Воспитание пронизано заповедями смирения, терпения и покорности, подчинению человека воле Бога. Для педагогических отношений характерно безусловное доминирование старших.

Важнейшим авторитетом и основным средством воспитания является Священное писание. Положение воспитуемого двойственно: как объект воздействия религиозной идеологии он пассивен, как субъект религиозной деятельности — активен. Средства воспитания направлены на эмоционально-чувственную сферу личности, нацелены на развитие религиозных, нравственных, эстетических чувств. Результат воспитания при 'геоцентрическом подходе к воспитанию — человек, верующий в Бога, детерминированный его волей и зависимый от нее. В целом, средневековая философия и рожденная ею модель воспитания нацеливали человека на погружение в мир души, формировали потребность освободиться от всего темного и греховного в ней. Эти идеи имеют важное значение для теории и практики педагогики, так как обращают и воспитателя, и воспитуемого к проблемам его совершенствования и самосовершенствования, добродетельному существованию человека, огромному значенизо духовных ценностей. Современные теоцентрические модели, например, неопротестанство и неотомизм главную задачу воспитания связывают с воспитанием религиозной совести, чувства вины и ответственности за все, что происходит в мире. Эти качества призваны не дать человеку отклониться от праведной жизни, понимаемой как служение воле божьей и преодоление первородного греха [10, 20].

Известный русский педагог П.Ф. Каптерев [75, С. 328] отмечал, что в Древней Руси был распространен ветхозаветный педагогический идеал. Основные идеи ветхозаветной педагогики, отраженные в основном в двух книгах — «Притчи Соломоновы» и «Премудрости Иисуса, сына Сирахова» — были следующими: всемогущество отца, подавление личности детей, суровое к ним отношение, варварское отношение к женщине. Особенно подчеркивалась необходимость физических наказаний, строгая дисциплина, беспрекословное подчинение старшим. Другим видным источником педагогических идей были труды отцов церкви и, особенно, Иоанна Златоуста, который считал, что цель воспитания должна быть суровой, аскетической и состоять в приготовлении Богу благочестивых служителей и рабов. Считая, что в воспитании будущих семьянинов надо обращаться к божественному началу в душе человека, И. Златоуст в качестве основных методов воспитания предлагал использовать увещевание, совет, предостережение. Педагогические идеи Златоуста были развиты К. Туровским, К. Новгородским, которые подчеркивали важность познания в подготовке молодежи к взрослой жизни. В целом же подготовка юношей и девушек к семейной жизни в Древней Руси способствовала освоению житейских правил «христианского жительства», т.е. формированию идеалов духовного доведения, гражданского общежития, жизни в семье [69, 88].

Новозаветный педагогический идеал, составленный в 1-2 веке несколькими авторами (Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном, Петром, Павлом) был обоснован позднее русской религиозной философией (Соловьев B.C. и др.). Особое значение в нем придавалось способности человека к творчеству. Звучал призыв к человеку быть ответственным, не просто принимать закон добра, а самому творить его, помогая процессу «очеловечивания общества» [174, С. 166]. Педагогические заповеди новозаветной педагогики базировались на заповедях любви, кротости и снисхождения.

В системе ценностей христианского воспитания важное место занимает утверждение, что право и обязанность воспитания детей, подготовки их к браку принадлежат родителям. Брак и семья — это свято, «это образ жизни, ниспосланный Богом» [197, С. 68]. При теоцентрическом подходе к развитию готовности к браку и семье существуют такие рациональные аргументы:

1. Доведенная до степени сексуальных взаимоотношений связь между мужчиной и женщиной раскрывает человеческое «Я» в самых чувственных и глубоких сферах личности. Тонкие проявления интимной жизни требуют постоянства и надежности всех отношений между партнерами, ощущения, что эта связь не прервется и в трудные времена.

Факторы развития личностной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям в современной социокультурной ситуации

Личностная готовность к брачно-семейным отношениям отличается структурной сложностью и является еинергетическим взаимодействием когнитивного, эмотивного, оценочно-волевого и деятельностного компонентов. Когнитивный компонент предусматривает овладение на современном научном уровне социально-философскими> психолого-педагогическими, правовыми, психосексуальными знаниями и представлениями об особенностях и условиях построения оптимальных брачно-семейных отношений и способностями к их творческому развитию. Сформированность мировоззренческой системы личности включает матримониальные ценности; высокий уровень побуждения, интереса к самопознанию, способность к научным обобщениям эмпирических фактов, к глубокому содержательному пониманию и объяснению явлений и событий жизненного цикла семьи, раскрытию в них движущих противоречий и путей их разрешения, а также организацию процесса познания как последовательно реализующегося,, завершающегося общественно и личностно значимым результатом — выстраиванием и реализацией собственной модели брачно-семейных отношений. Эмотивный компонент личностной готовности к браку и семье включает интерес к истории человечества, страны, народа, семьи; зрелое историческое осознание уникальности фами-листических ценностей; понимание сложности и неоднозначности нравственных отношений, психологически адекватный учет их в повседневном поведении, культивирование высших нравственных чувств и отношений в общении с членами семьи, позитивное отношений к себе как субъекту брачно-семейных отношений. Оценочно-волевой компонент означает развитие способности к построению мысленных моделей перспективных брачно-семейных отношений и определение своего творческого места в них; осознанную организацию своего жизненного пространства, проблемное видение и позитивное разрешение межличностных конфликтов, способность предвидеть и адекватно оценивать социальные последствия своих поступков, осознанную потребность в самоограничении, стремление к внутренним регуляти-вам поведения. Деятельностный компонент брачно-семейной готовности личности означает осознание активности, деятельности, творчества как высшей человеческой ценности; свободный переход личности из идеального в практически-преобразующий план брачно-семейного взаимодействия, достижение гармонии духовных и физических отношений в браке, их направленность на демократизацию и гуманизацию; умение строить реальные отношения помощи, любви, защиты другого человека, противостояние деструктивным процессам в партнерстве, супружестве, родительстве.

В процессе развития брачно-семейной готовности как сложного, многокомпонентного качества субъекта брачно-семейных отношений перед личностью стоит ряд задач [133, С, 19], Естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и сексуального развития, готовностью к репродуктивной функции. На каждом возрастном этапе человеку необходимо достичь определенной степени познания телесного канона, свойственного его культуре; усвоить элементы семейного этикета, символики, кинестетического языка, связанных с телом и полоролевым поведением; развить и (или) реализовать физические и сексуальные задатки; приблизиться к здоровому образу жизни, адекватному полу и возрасту и направленному на сохранение здоровья.и самоуправление своим психофизиологическим состоянием [144, 154, 203J. Решением этой группы задач достигается анатомо-физиологическая и сексуально-гигиеническая зрелость личности будущего семьянина.

Развитие брачно-семейной готовности личности также идет через освоение социально-культурных задач — познавательных, морально- нравственных, ценностно-смысловых, в ходе решения которых личность приобщается к определенному уровню брачно-семейной культуры, овладевает некоторой суммой знаний, умений и навыков, формирует систему бранно-семейных ценностей [12, 40, 48, 105, 138, 202]. Таким образом, закладывается хозяйственно-бытовая, правовая, воспитательная, рекреативная готовность молодого человека к вступлению в брак и образованию семьи.

Решение в процессе развития готовности молодого человека к браку и семье социально-психологических задач приводит к становлению его самосознания как участника брачно-семейных отношений; самоопределение, самореализация и самоутверждение в семейной роли. Самосознание личности — это достижение ею на каждом возрастном этапе определенной меры самовосприятия себя как члена семейной группы, выработка относительно целостной «Я» — концепции и определенного уровня самоуважения и самопринятия [30, 32, 86, 214]. Начальным этапом самосознания является самоопределение личности, т.е. нахождение ею определенной позиции в различных сферах брачно-семейной деятельности и выработка планов на будущее. Превращение идеальной модели брачно-семейной социализации в реальную происходит в ходе самореализации личности, удовлетворяющей человека и одобренной социально. Заключительным звеном самосознания личности является ее самоутверждение, как достижение субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации в партнерстве, супружестве и родительстве.

Как указывается в работах Ю. Бронфенбренера, А.В. Мудрика, B.C. Мухиной, А.В. Петровского, Г. Тарда, естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи могут предъявляться личности в вербализованной форме институтами общества и государства (институциональный механизм); а могут восприниматься человеком из социальной практики, нравов, обычаев, поведенческих стереотипов непосредственного окружения (традиционный, межличностный механизмы).

Под развитием личностной готовности к брачно-семейным отношениям мы понимаем такие преобразования когнитивного, эмотивного, оценочно- волевого и деятельностного компонентов, результатом которых является творческая личность, потенциально успешная в брачно-семейном строительстве, проявляющаяся в многообразном межличностном взаимодействии, живущая с опорой на опыт родительской семьи, обширное научное наследие, но допускающая возможность собственной интерпретации брачно-семейных паритетов.

Проблема факторного анализа развития брачно-семеиной готовности молодежи представляется нам синергетическим взаимодействием трех составляющих: микрофакторов, мезофакторов и макрофакторов брачно-семеиной социализации [133, С. 10]. Под микрофакторами развития брачно-семеиной готовности мы понимаем влияние ближайшего семейного окружения человека, а также референтных групп сверстников. Мезофакторы развития брачно-семеиной готовности — это деятельность различных образовательных и культурных учреждений, занимающихся проблемами оптимизации семьи и, в целом, обучением и воспитанием личности. Макрофакторы развития брачно-семеиной готовности являют собой матримониальные традиции и инновации страны, этноса, общества, государства, которые влияют на развитие социокультурной сущности человека-семьянина (схема 2),

Рассмотрим влияние указанных факторов подробнее.

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью. Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является важнейшим институтом социализации подрастающих поколений, персональной средой жизни и развития детей, подростков и юношей, качество которой определяется ее демографическим, социально-культурным, социально-экономическим и интимно-личностным параметрами [153, 185, 206].

Первый опыт социального взаимодействия, получаемый ребенком, усваивается в процессе семейного воспитания. В работах B.C. БезруковоЙ, СВ. Ковалева, А.В. Мудрика, Г.Ц. Молонова, А.А. Радугина, В.М. Шепеля и других исследователей семейное воспитание рассматривается как сложный, многофакторный феномен, зависящий от наследственности и биологического здоровья детей и родителей, их личностных ресурсов, материально-экономической обеспеченности, социального положения, уклада жизни, количества членов семьи и взаимоотношений между ними, места проживания, национальных традиций и других факторов, органично переплетенных между собой. Уникальность семейного воспитания определяется первичностью данного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей; максимальной возрастной чувствительностью (сензи-тивностью) личности в период детства; длительностью пребывания в семье; кровным родством, любовью, сходством жизненной позиции членов семейной группы.

Российская дореволюционная семейная педагогика изначально стояла на принципах гуманистического отношения к растущему человеку, придавала огромное значение ранней социализации ребенка в семье, значимости родительской личности в этом процессе (В.Г. Белинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лес-гафт, А.Н. Острогорский, В.Я. Стоюнин, Л.Н, Толстой, К.Д. Ушинекий, Н.В. Шелгунов и др.). Чрезвычайно важное место в теории и практике воспитания имеют труды педагогов, писателей о сущности, целях и задачах семейного воспитания, в которых освещается роль семьи и общества в воспитании подрастающего поколения [2В, 105, 206]; анализируется семейный коллектив как фактор воспитания, освещаются репродуктивно-воспитательные функции родителей и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в воспитании [75, 114, 205]; выявляются закономерности развития способностей и интересов детей [188, 177]; рассматривается пример родителей как средство воспитания; поощрение и наказание в семье [105, 115]; раскрывается воспитательное значение игры, игрушки, книги и чтения; поднимаются проблемы трудового воспитания и выбора профессии; намечаются пути преодоления недостатков в моральном облике детей [37, 178, 220] и др.

Развитие личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в учебном процессе вуза

Вместе с тем, классическая динамика высшей школы с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения не всегда оперативно реагирует на обновление процессов в образовательной сфере, порождая при этом ряд противоречий. Выделим ряд противоречий, существующих в практике современной высшей педагогической школы и значимых в аспекте интересующего нас предмета исследования — развития личностной готовности молодежи к браку и семье в образовательном процессе вуза:

- между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности и реальным ходом брачно-семейного взаимодействия, где знания не даны в чистом виде, а заданы в общем контексте жизненных процессов и ситуаций;

- между целостностью содержания жизненной самореализации личности (в ее интра- и интерактивных компонентах) и овладением ею студентом через множество учебных дисциплин;

- между вовлеченностью в сферу супружества и родительства всей личности молодого человека, его творческой активностью и опорой в педагогическом общении прежде всего на когнитивные функции;

- между «ответной» позицией студента и принципиально инициативной в социальном смысле позицией будущего партнера, супруга, родителя;

- между обращенностью содержания учебной деятельности к прошлому социальному опыту и ориентацией студента на будущее, к еще неизвестным ситуациям и условиям брачно-семейной самореализации.

Учет указанных противоречий при определенности методологической основы образовательного процесса вуза как гуманистической, личностно ориентированной позволяет наметить пути реализации педагогических условий развития личностной готовности молодежи к браку и семье в образовательном процессе вуза и средства их реализации.

Центральным конструктом в развитии личностной готовности студентов вуза к браку и семье в учебном процессе является дисциплина «Психология семейных отношений» (182 ч.), разработанная и апробированная для специальности «020400 —- психология». Настоящий курс преследует учебно-воспитательные цели, связанные с развитием личностной готовности студентов к брачно-семейным отношениям и профессиональной подготовкой будущих педагогов - психологов к работе с семьей в соответствии с квалификационными требованиями [165]. При составлении учебной программы мы учитывали положения современной дидактики о следующем составе компонентов содержания образования: знание, опыт осуществления способов деятельности (практические умения и навыки), опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру (приложение 1).

Целевой доминантой в преподавании «Психологии семейных отношений» является переход педагогического общения из информационно-коммуникативного и социально-праксиологического (когнитивный компонент личностной готовности к браку, в основу подготовки положена профессиональная специализация будущего психолога, его ориентация на работу с семьей школьника) в аксиологический, при котором происходит равноправный обмен нравственными ценностями, а любое действие рассматривается сквозь призму человеческих смыслов и отношений. Устремленность к Истине и Добру, духовное и творческое взаимопонимание в процессе совместной деятельности студентов и преподавателей на основе взаимопринятия, самоуважения, интереса и ответственности являются критериями качества предметной подготовки по «Психологии семейных отношений» и взаимосвязанным дисциплинам.

Размышляя о гуманизации и субъектной направленности развития личностной готовности студентов к брачно-семейным отношениям в учебном процессе вуза, мы выделим три, на наш взгляд, наиболее важных направления: педагог как субъект саморазвития, становление личностно ориентированного мышления и деятельности педагога; студент как объект фаси-литации, носитель своеобразного личностного потенциала; оптимизация психолого-педагогического пространства развития личностной готовности молодежи к браку и семье.

Реализация первого направления предусматривает развитие личности педагога как носителя гуманистических идеалов. В своем исследовании мы выделили мотивационно-ориентировочный, содержательно-операционный и оценочно-рефлексивный компоненты профессиональной деятельности, значимые в развитии личностной готовности к брачно-семейным отношениям, а также наметили пути их становления у педагога. Так, мотивационно-ориентировочный компонент выполняет ориентационную и регулятивную функции. Его становление происходит путем поиска педагогом своей исследовательской позиции в развитии личностной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям, построения основ авторского варианта обучения «Психологии семейных отношений» и смежным дисциплинам на основе сопоставления традиционных схем педагогической деятельности в вузе с ее гуманистическими образцами. Содержательно-операционный компонент (информационная и конструктивная функции) связан с обогащением педагога информацией о сущности личностно ориентированного обучения, его методическом обеспечении через открытость педагогической импровизации, творческому диалогу с коллегами и студентами. Оценочно-рефлексивный компонент, неся контрольно-оценочную и корректирующую функции, базируется на рефлексии собственного педагогического опыта; подразумевает критическое отношение педагога к своей деятельности, его педагогический оптимизм и эмоциональную стабильность как основу целостности и устойчивости личности.

Эффективными средствами развития личностно ориентированного стиля педагогической деятельности являются методические семинары, тематические Круглые столы, практика взаимопосещения учебных занятий с последующим рефлексивным анализом занятия через призму его субъектной направленности (приложение 2).

Средствами реализации гуманистического, субъектного подхода к учебному процессу вуза в контексте темы нашего исследования станут следующие педагогические позиции: ценностная ориентация участников внут-ривузовского взаимодействия на свободу самоопределения личности; создание условий свободного выбора молодыми людьми форм и средств самореализации как в учебно-воспитательном процессе, так и перспективных брачно-семейных отношениях. Индивидуальные траектории развития личности студента в брачно-семейных отношениях определяются рядом особенностей:

- обусловленными типом темперамента и характера типологическими свойствами личности, такими как специфика целеполагания, мера реалистичности ожидаемых результатов, уровень экспрессии, степень уверенности и самообладания в критических ситуациях, границы удовлетворенности достигнутым состоянием брака и семьи, темпоритмом изменений;

- исходящим из специфики развития в родительском «семейном хронотопе» (А.А. Ухтомский, В.И. Вернадский, Л.Н. Куликова), «кругах общения» со значимыми другими (А.В. Мудрик), представлении об уникальности и значимости внутрисемейных отношений, предметного мира семейного дома, его связей с внешним миром, проецирующегося на субъектные качества его обитателей;

- проявляемым в процессе саморазвития демонстративности или «закрытости» усилии и достижений, непрерывности или дискретности действий по совершенствованию брачно-семейной структуры, выбору средств достижения цели, специфике брачно-семейной мотивации.

Смысловыми полями процесса самопознания и самореализации молодежи в браке и семье являются представления личности о ценности супружества и родительства; ее взгляды на различные аспекты семейного взаимодействия (нравственно-психологические, хозяйственно-бытовые, сексуально-эротические, репродуктивно-воспитательные, рекреа-ционно-коммуникативные); исходная самооценка личностью своих индивидуальных качеств и свойств партнера, супруга, родителя; собственная целенаправленная деятельность личности по осмыслению индивидуальных приоритетов, развитию коммуникативной компетентности, нравственности и общекультурной зрелости личности обучающегося.

Развитие личностной готовности к брачно-семейным отношениям во внеучебной деятельности студентов

В своем исследовании мы исходим из предположения, что внеучебная деятельность студентов вуза обладает благоприятными условиями для развития личностной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям, Данное предположение обосновывается, во-первых, актуальностью поставлен- ной проблемы и спецификой молодежной студенческой среды, отличающейся наибольшей целеустремленностью, активностью, инициативностью в любых начинаниях, открытостью диалоговому общению, заинтересованностью в успешной брачно-семейной самореализации; во-вторых, это востребованность в современных социальных условиях новых форм организации вне-учебной воспитательной работы в вузе, цель которой — создание социокультурной среды инновационного типа.

Процесс развития личностной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям, происходящий в социокультурной среде вуза, выстраивается нами на основе педагогических условий гуманизации и субъектной направленности образования, интеграции образования, вариативности и интенсификации методов и форм обучения и воспитания. Реализация педагогического условия интеграции в развитии личностной готовности к брачно-семейным отношениям во внеучебной деятельности студентов предполагает целенаправленное организованное взаимодействие всего коллектива вуза. Важная роль в решении проблемы принадлежит ректорату, деканатам, кафедрам педагогики и психологии» гуманитарных наук, студенческим советам, средствам информации, библиотеке и общественным организациям вуза. Так, РЕКТОРАТ проводит планирование, организацию и контроль за состоянием внеучебной работы в вузе; создает специальную мониторинговую систему функционирования его социокультурной среды, определяет место проблемы развития личностной готовности молодежи к браку и семье в образовательном процессе. Осуществляет подбор, подготовку, переподготовку кадров из числа преподавателей и студентов старших курсов, способных на профессиональном уровне осуществлять информационно — просветительскую и консультативную работу по проблемам брака и семьи. Финансирует расходы, необходимые для укрепления материальной базы внеучебной деятельности по развитию личностной готовности молодежи к браку и семье, премирования наиболее активных участников учебно-воспитательного взаимодействия, спонсирования социологических исследований в области брачно-семейных отношений, проводимых силами студентов и преподавателей и освещения процесса работы в средствах массовой информации. Обеспечивает общекультурную направленность образовательного процесса, создание в вузе необходимой социокультурной среды, способствующей оптимизации брачно-семейных отношений в студенческих и преподавательских семьях. Поддерживает деловую связь с местными органами власти, предприятиями и учреждениями культурно-досугового, консультативно-методического профиля для эффективного использования культурного потенциала региона в организации учебной и внеучебной работы со студентами по развитию личностной готовности к брачно-семейным отношениям и смягчению адаптационных процессов в молодых семьях.

ДЕКАНАТ ФАКУЛЬТЕТА координирует работу всех подразделений факультета и общественных организаций. Обеспечивает единство их действий по развитию личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям. Проводит анкетирование и беседы со студентами по выявлению их интересов, настроений, отношений, установок по осмыслению социокультурной среды вуза, ценностных аспектов партнерства и супружества; определяет пути и средства развития позитивной брачно-семейной мотивации и духовно-нравственных потребностей молодежи как важнейших регулятивов внутрисемейного взаимодействия, способствует формированию уважительного отношения к матримониальным и фамидиетическим ценностям, выработке навыков экологичного семейного взаимодействия. Совместно с приемной комиссией, кафедрами и общественными организациями осуществляет индивидуальную работу с абитуриентами и первокурсниками по выявлению их индивидуальных способностей, интересов; выяснению места брака и семьи в их жизненной перспективе, выявлению особенностей взаимоотношений в родительской семье, оказанию адресной моральной и материальной поддержки, Обеспечивает оптимальную организацию учебного процесса, позволяющую осуществлять полное усвоение учебных дисциплин и занятость во внеучебной деятельности по развитию личностной готовности к брачно-семейным отношениям. Участвует в формировании материально-технической базы факультета, ведет индивидуальную работу со студентами, имеющими семьи, по разъяснению их прав и обязанностей, осуществляет меры по моральной и материальной поддержке молодых семей на факультете.

КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК принимают непосредственное участие в формировании социокультурной среды вуза, развитии личностной готовности студенческой молодежи к браку и семье. Используют в процессе преподавания учебных дисциплин возможности межпредметных связей для развития когнитивного, эмотивного, оценочно-волевого и деятельностного компонентов личностной готовности молодежи к браку и семье. Оказывают помощь ректорату, деканатам факультетов и студенческим общественным организациям в планировании и осуществлении внеучебных мероприятий, адресованных студенческим парам и направленных на поднятие социальной престижности благополучного супружества и родительства. Совместно с Лабораторией по исследованию человека осуществляют изучение потребностей, мотивации, ценностных установок молодежи в области брака и семьи, определяют возможности развития у молодежи установок на активную, здоровую, творческую самореализацию в браке и семье. Стимулируют расширение неформальных контактов педагогов и студентов, активное участие преподавателей и тьюторов в организации внеучебной деятельности по созданию условий для развития личностной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям, становлению и совершенствованию профессиональных умений и навыков работы с деструктивными семьями.

ВУЗОВСКАЯ (ФАКУЛЬТЕТСКАЯ) ГАЗЕТА предоставляет широкую информацию о возможностях семейных студентов организовывать свой досуг, участвовать в культурно-массовых, спортивно-туристических, эколого-краеведческих мероприятиях. Создает условия для осознанного формирования личностью когнитивно-!юведеичееких регулятивов в области брака и семьи, общем жизненном самоопределении молодежи. Распространяет и обобщает опыт организации учебной и внеучебной работы по развитию личностной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям, подробно информирует о возможностях медико-психолого-педагогического потенциала региона в интересующем нас аспекте. Участвует в развитии социокультурной среды вуза, публикует статьи студентов, преподавателей, работников социальных служб о роли семьи в современном обществе и личностном становлении человека, раскрывает факторы семейного неблагополучия и пути их профилактики.

БИБЛИОТЕКА формирует книжный фонд вуза с учетом потребностей кабинетов, кафедр, преподавателей и студентов, в том числе, и по проблемам брака и семьи, благополучного родительства, взаимодействия семьи и школы, социальной поддержки семьи. Осуществляет информационно-библиографическое обслуживание читателей с использованием книжных выставок, тематических читательских конференций и вечеров, индивидуальной работы со студентами и преподавателями с целью развития интереса к литературе брачно-семейной тематики, формирования навыка использования книжного фонда вуза в процессе саморазвития личности и перспективного планирования семьи.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза