Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века Сычева Ольга Викторовна

Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века
<
Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сычева Ольга Викторовна. Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сычева Ольга Викторовна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева].- Чебоксары, 2008.- 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/157

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историко-культурная обусловленность педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века

1.1. Историко-культурные предпосылки становления педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века 13

1.2. Культурообразующая ориентированность системы музыкального образования в Симбирской чувашской учительской школе как фактор становления педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века 31

1.3. Характеристика педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века (Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова) 51

Глава II. Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века в контексте современного общего музыкального образования

2.1. Музыкально-просветительская и педагогическая деятельность чувашских композиторов начала XX века (Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова) 69

2.2. Реконструкция музыкально-педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века в современной системе школьного музыкального образования 106

Заключение 130

Библиография 134

Приложение 157

Введение к работе

Необходимо отметить, что существующий историко-теоретический материал, касающийся истории общего музыкального образования в Чувашии, включает достаточно обширную информацию, однако она представлена разрозненно, недостаточно рассмотрены обобщенные темы, раскрывающие исторические этапы, тенденции и перспективы.

Истории развития музыкальной культуры, музыкального образования чувашей посвящены работы А. И. Иванова-Эхвет, Ю. А. Илюхина, М. Г. Кондратьева, С. М. Михайлова, Н. В. Никольского, И. Я. Яковлева и др. Научный и практический интерес представляют высказывания русских и зарубежных писателей, поэтов, музыковедов, историков, краеведов об отношении чувашей к музыке, песенному творчеству, исполнительской деятельности (Н. Г. Гарин-Михайловский, В. Д. Димитриев, Г. И. Комиссаров, В. А. Мошков, А. Ф. Риттих, В. А. Сбоев).

С точки зрения рассматриваемой проблемы, ценность представляют работы современных исследователей -Чувашии: Ю. А. Дмитриевой, Л. В. Кузнецовой, Р. М. Таймасовой, В. А. Телепова и др.

Поворотным пунктом в развитии регионального музыкального образования и подготовке музыкально-педагогических кадров стала деятельность Симбирской чувашской учительской школы под руководством И. Я. Яковлева. Слова И. Я. Яковлева о возрождении и дальнейшем развитии культуры чувашского народа: «Чем глубже идет процесс культурных преобразований, чем шире они охватывают трудящиеся массы, тем чаще историческая память

4 возвращает нас к ранним истокам этих преобразований, деятельности тех передовых мыслителей и лиц, которые неустанно трудились, чтобы сделать знания, культуру достоянием народа, вывести его из темноты и невежества, возвысить духовно и нравственно» [182, 56] особо актуализируют тему нашего исследования Его ученики и последователи, воспитанные на лучших образцах зарубежных и отечественных музыкальных произведений И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, Ф. Шопена, Р. Шумана, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, М. Мусоргского, П. Чайковского, внесли огромный вклад в развитие и становление музыкального образования и формирования музыкальной культуры чувашей.

Несомненный вклад в развитие музыкального образования внесли профессиональные и самодеятельные чувашские композиторы, музыканты-исполнители, являющиеся одновременно и педагогами: А. В. Асламас, А. Г. Васильев, Ф. С. Васильев, В. М. Кривоносов, Ю. Д. Кудаков, Г. С. Лебедев, Ф. М. Лукин, И. Люблин, А. Орлов-Шузьм, А. М. Токарев, Т. И. Фандеев, В. А. Ходяшев, Г. Я. Хирбю и многие другие. Их творчество для чувашей выступало в качестве культуро образующего фактора развития музыкальной культуры народа.

В музыкальном воспитании подрастающего поколения основополагающими являются народные традиции, народное творчество, фольклор. Такой комплекс национальных ценностей региона дает богатый материал для понимания общественно-культурной жизни народа. Именно фольклор стал основой композиторского творчества первых чувашских композиторов: Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова. На этом богатом материале были созданы первые музыкальные произведения, знаменующие собой этап профессионального становления национальной композиторской школы, соответственно, музыкального образования.

Надо заметить, что нами не обнаружены труды, статьи, целостно раскрывающие педагогические взгляды первых чувашских композиторов (Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова), внесших

5 огромный вклад в развитие музыкальной культуры чувашского народа и

ставших организаторами музыкальных учебных заведений, авторами первых программных положений, касающихся музыкального просвещения и музыкального образования народных масс и, в особенности, подрастающего поколения.

Однако их богатое наследие сегодня изучается недостаточно как в теоретическом, так и в практическом плане, т.е. в целях использования в современной системе образования. Следствием этого является такое положение, когда дети и молодежь, воспринимая музыкальные достижения республики только сквозь призму современности, не вполне понимают их непреходящей ценности во вневременном этнокультурном контексте; для них национальная музыкальная культура не становится естественной потребностью, так как отсутствует музыкально-средовый фактор; а национальные музыкальные ценности и их создатели не являются приоритетными в содержании общего музыкального образования.

Таким образом, налицо противоречие между требованиями образовательной теории и практики к использованию прогрессивных педагогических идей в современной системе музыкального воспитания и отсутствием специальных исследований, касающихся педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века (Ф. П. Павлова, С. М. Максимова,

B. П. Воробьева, Г. Г. Лискова), определивших главные ориентиры нацио
нально-регионального компонента содержания музыкального образования.

Из этого противоречия вытекает проблема исследования: каковы историко-культурные предпосылки становления и развития педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века Ф. П. Павлова,

C. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова в контексте общего музы
кального образования.

В соответствии с проблемой сформулирована тема исследования: «Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века».

Целью исследования является выявление, научное обоснование педагогических взглядов первых чувашских композиторов: Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова в контексте общего музыкального образования.

Объект исследования — педагогическое наследие и творчество чувашских композиторов начала XX века: Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова.

Предмет исследования - научное обоснование педагогических взглядов первых чувашских композиторов: Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова в контексте общего музыкального образования.

Мы определили объектом исследования педагогическое наследие Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова, композиторов первого поколения, в силу следующих обстоятельств:

во-первых, именно эти композиторы внесли большой вклад в развитие музыкального, музыкально-педагогического образования в Чувашии. Ими разработаны педагогические подходы, рекомендации, положенные в основу современного научно-методического обеспечения общего музыкального образования;

во вторых, педагогическое наследие этих композиторов отражало существующие в начале XX века две сферы музыкально-просветительской, музыкально-педагогической работы среди населения республики: общее школьное музыкальное образование, работа с самодеятельными хоровыми коллективами.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть историко-культурные предпосылки становления педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века.

  2. Обосновать культурообразующую ориентированность системы музыкального образования в Симбирской чувашской учительской школе как фак-

7 тора становления педагогических взглядов чувашских композиторов начала

XX века.

  1. Охарактеризовать педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века (Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова).

  2. Изучить музыкально-просветительскую и педагогическую деятельность чувашских композиторов начала XX века (Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова).

  3. Проанализировать практику реконструкции музыкально-педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века в программном обеспечении современного школьного музыкального образования.

Для реализации цели и задач исследования использовались следующие методы: изучение, анализ и синтез историко-педагогического и фактического материала; сопоставительно-сравнительные методы; наблюдение, анкетирование.

Исследование проводилось с 2004 по 2008 гг. в три этапа:

На I этапе (2004-2006 гг.) изучались историко-биографические источники, а также архивные материалы с целью определения основных подходов к проблеме исследования; были определены методологические подходы, первоначальные позиции исследования.

II этап (2006-2007 гг.) был посвящен тщательному изучению первоисточников - трудов Ф. П. Павлова в области этнографии, музыкознания и педагогики; работ С. М. Максимова, посвященных изучению музыкального фольклора; педагогических статей и школьных программ, методических указаний по музыке Г. Г. Лискова; биографии и хормейстерской деятельности В. П. Воробьева. Также нами осуществлялось историко-культурное обоснование их педагогических взглядов. Проводились анализ и оценка фактического материала, современных программ по музыке с точки зрения реконструкции педагогических взглядов Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова.

8 На заключительном этапе (2007-2008 гг.) проводились апробация,

обобщение и систематизация подвергнутых анализу материалов; составлялся

библиографический список; формулировались выводы.

Методологическую основу исследования составили философские положения о единстве исторического и логического, связи теории с практикой, объективности в подборе и оценке фактов и явлений; системный подход к действительности; диалектические принципы изучения закономерностей общественно-культурного развития.

Источниковой базой исследования стали:

опубликованные материалы: дореволюционная и послереволюционная литература общепедагогического и историко-этнографического характера;

программы, учебники и учебные пособия по музыке, отражающие отдельные аспекты темы исследования;

публикации и диссертации авторов прошлых лет, также современных авторов, раскрывающие просветительско-педагогическую деятельность первых чувашских композиторов, историю развития в школе И. Я. Яковлева музыкального образования.

Документальной базой исследования послужили фондовые материалы отдела рукописей Российской Государственной библиотеки (ОР РГБ), Центрального государственного архива Чувашской Республики (ЦГА РФ), Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН).

Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений; использованием сравнительно-сопоставительных методов в оценке педагогических фактов и явлений; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам.

9 Научная новизна исследования:

раскрыты историко-культурные предпосылки становления педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века;

дано обоснование культурообразующей ориентированности системы музыкального образования в Симбирской чувашской учительской школе как фактора становления педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века;

- дана сущностно-содержательная характеристика педагогических
взглядов чувашских композиторов начала XX века (Ф. П. Павлова,
С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова);

представлен анализ практики реконструкции музыкально-педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века в программно-методическом обеспечении современного школьного музыкального образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет научные представления об истории музыкального образования в России. Содержащиеся в исследовании факты, аналитический материал актуализируют педагогические взгляды прошлого, создают возможности для их реконструкции в современную региональную систему образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его материалы могут найти применение педагогами-музыкантами при разработке лекционных и практических материалов для учебно-воспитательного процесса в системе общего, профессионального и дополнительного образования. Разработанный автором учебно-методический комплекс, включающий программы «Чувашская хоровая литература», «Дирижирование», «Хоровой класс», «Практика работы с хором» применяются в учебном процессе Чувашского государственного института культуры и искусств.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через выступления автора на научно-практической конференции «Совершенствование подготовки специалистов социокультурной сферы и искусства в

10 системе дополнительного образования» (г. Чебоксары, Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2007 г.); внутривузовской научно-практической конференции «Мир культуры - взгляд в будущее» (г. Чебоксары, Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2007 г.); межрегиональном форуме «Современные аспекты в деятельности учреждений художественного образования детей» (г. Ульяновск, ГОУДОД «Областная детская школа искусств», 2007 г.); международной научной конференции «Культура как духовный ресурс развития региона» (г. Казань, 2008 г.); научной конференции, посвященной 160-летию со дня рождения просветителя И. Я. Яковлева, 140-летию Симбирской чувашской учительской школы (г. Чебоксары, Санкт-Петербургский филиал института экономики и менеджмента, 2008 г.); на ежегодных аспирантских конференциях и заседаниях кафедры теории и методики музыки Чувашского государственного университета им. И. Я. Яковлева.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование педагогических взглядов Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова происходило под влиянием следующих факторов:

бытования и массовой востребованности музыкальных традиций чувашского народа, в центре которых была песенная традиция;

развития церковно-хорового искусства, русской православной традиции;

наличия широкого круга исследований о музыке чувашского народа (В. А. Мошков, В. А. Сбоев, А. Ф. Риттих, А. А. Фукс), а также программных установок на изучение чувашской музыки, народных инструментов, разработанных Н. В. Никольским;

деятельности Симбирской чувашской учительской школы как кузницы национальных педагогических кадров с высокой музыкальной культурой, владевших методикой преподавания музыки в школах.

  1. Педагогическая система Симбирской чувашской учительской школы, основанная на принципе культуросообразности, реализовывала цели гармоничного воспитания учащихся на основе культуротворчества: пение с игрой на музыкальном инструменте, рукоделие с песней, музыкально-литературные вечера как симбиоз художественного слова, пения, танца, драматизации. В целом это можно считать предтечей современного художественного образования. Педагогические традиции Симбирской чувашской учительской школы стали главным фактором становления педагогических взглядов первых чувашских композиторов Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова.

  2. Характеристика педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова сводится к следующим положениям:

- учитель музыки - просветитель, организатор музыкальной самодея
тельности детей, всего населения в целом;

- чувашская песня является отражением многовековых духовно-
нравственных ценностей народа;

освоение народной музыки в органичном единстве элементов песенного исполнения, драматургического действия, танца;

пение - основа музыкального обучения и воспитания;

вовлечение детей в практическую деятельность в процессе обучения музыке;

в репертуаре школьных хоров, наряду с народными песнями, должны быть произведения русской и зарубежной классики;

учитель музыки должен знать музыкальный фольклор своего народа, уметь записывать и гармонизовать народные песни.

4. Реконструкция музыкально-педагогических взглядов чувашских
композиторов начала XX века в современной системе музыкального образо
вания понимается как общий подход, обосновывающий создание программ
но-учебно-методического обеспечения учебного процесса в образовательном

12 учреждении, реализующем национально-региональный компонент содержания музыкального образования. Педагогические взгляды и прогрессивный опыт первых чувашских композиторов Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова в области музыкального просвещения, музыкальной педагогики получили продолжение в новых образовательных условиях, требующих реконструкции старых, но проверенных временем программ, методических пособий. Это продиктовано необходимостью использования бесценного опыта музыкального и музыкально-педагогического образования в силу его неисчерпаемости, глубины и перспективности, то есть обращенности в будущее.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Историко-культурные предпосылки становления педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века

Образование как часть культуры является связующей нитью между достижениями поколений в воспитании человека и будущим развитием общества и государства. Именно образование нуждается в постоянном совершенствовании, обогащении, как многовековым опытом воспитания подрастающего поколения, так и выработкой новых парадигм, в основе которых лежит гуманистическая направленность всех воспитательных институтов.

Музыкальная культура как часть общей культуры человека решает задачи формирования человека культуры, наделенного способностью воспринимать и оценивать музыкальные произведения, исполнять и творчески интерпретировать образцы музыки разных эпох, народов. При этом важно уметь выявлять воспитательный потенциал музыки, обусловливающий педагогические приемы, педагогическую систему в целом.

Великие педагоги-гуманисты - Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский -считали музыку важнейшим средством духовно-нравственного воспитания, вводя ее в педагогический процесс. Русские и зарубежные композиторы, музыканты (М. А. Балакирев, С. И. Танеев, 3. Кодай, Б. Барток, К. Орф), многие годы занимаясь созданием музыкально-образовательных и музыкально-просветительских заведений для детей и молодежи, воспитали грамотных любителей и ценителей музыки, музыкантов-исполнителей. Их взгляды на музыку как средство преображения внутреннего мира личности сформировались в процессе как композиторской, так и музыкально-педагогической деятельности.

Деятельность: Федора Павловича Павлова, Степана Максимовича Максимова, Василия Петровича Воробьева и Григория Григорьевича Лискова 14 первых чувашских композиторов — с первых шагов была связана с родным народом, с мыслями о его просвещенности, подъеме общей и музыкальной культуры. Без музыкального просвещения, образования это было бы немыслимо. Поэтому сочинение музыкальных произведений у этих композиторов связывалось с музыкально-просветительской и музыкально-образовательной деятельностью, с музыкальной педагогикой.

Рассмотрим предпосылки, условия и окружение, в которых происходило формирование педагогических взглядов чувашских композиторов.

Педагогические взгляды, отражающие роль музыкального образования, как известно из истории, закладывались уже в эпоху античности. Так, в Афинах система образования строилась на мусическом и гимнастическом образовании. Древние греки в теории воспитания придерживались принципа гармонии духа и тела. Они считали, что музыка воспитывает в человеке этические качества, помогает упорядочить мысли, движения, эмоции, т. к. музыка крепко переплеталась у них со словом и ритмом.

Платон и Аристотель, считая музыку основным средством воспитания, проводили тщательный отбор ладов и музыкальных инструментов. Так, лады по Аристотелю способствовали развитию личности: энтузиастические - приводили в восторженное состояние (эмоциональность); практические - вызывали волю к действиям (решительность); этические - действовали на моральные качества человека (нравственность). Великие философы рассматривали музыку в качестве важнейшего фактора гармоничного воспитания человека: развитие эмоциональной, интеллектуальной и духовно-нравственной сфер личности. А в старинной русской «Книге о семи свободных мудростях» музыка считалась четвертой мудростью, важнейшей из искусств.

Значение музыки в воспитании человека, в его общем культурном развитии подробно рассматривается в работе М. Ф. Квинтилиана «О воспитании оратора» (12 томов). Из трудов античных мыслителей, рассказывающих о различных сторонах образования и воспитания, которые не утратили своего значения и в наше время, следует, что музыкальное образование необходимо считать важнейшим направлением деятельности образовательных учреждений.

Важнейшим средством воспитания считалось хоровое пение, основы которого были заложены еще в средневековый период. Надо отметить, что хоровое искусство считается идеальной моделью человеческого взаимодействия. Эта способность хорового пения бралась во внимание, когда речь заходила о воспитании в процессе коллективного музицирования.

В эпоху Возрождения выдвигается на передний план человек, его красота, умение, способности, талант, образ как идеальное божественное творение. Появляется новая культура ценностей, отражение личности человека становится главной задачей развития искусства, как в духовном, так и в материальном плане. Возрождение способствовало обогащению и развитию содержания эстетического и музыкального образования.

Все эти достижения мировой музыкальной культуры и, связанной с ней, педагогической культуры предопределили развитие музыкального просвещения и образования в России.

Для России были характерны три периода в развитии педагогической мысли и школы: 1) церковная педагогика (до Петра I); 2) с эпохи Петра I до воцарения Александра I (образование осуществлялось исходя из принципов государственности, профессиональности и сословности); 3) период общественной педагогики (начиная с XIX века педагогическая мысль становится важной составляющей христианско-этических учений, народных педагогических воззрений) [51, 12].

II. И. Иванова отмечает, что первые два периода характеризуются тем, что педагогика пока не выделялась в самостоятельную область знаний, но «педагогическая мысль присутствовала во всей древнерусской культуре: в устном народном творчестве, в живописи, певческом искусстве, бытовых традициях, обычаях, обрядах; содержалась в летописях, житиях, изречениях, советах, рекомендациях по воспитанию детей, представляющих собой преемственность общественно-исторического опыта. Третий период представляет собой период возникновения всеобщего элементарного начального образования, городской начальной школы, церковноприходской школы, открытие классической мужской и женской гимназий, высших женских курсов, пансионатов, реальных училищ, консерваторий. В названных видах учебных заведений педагогическая мысль акцентировала внимание на умственнее развитие, формирование нравственных качеств, подготовку детей к трудовой деятельности» [51, 13].

Культурообразующая ориентированность системы музыкального образования в Симбирской чувашской учительской школе как фактор становления педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века

Основой для зарождения и дальнейшего развития профессионального музыкального искусства Чувашии является богатейшее музыкальное творчество чувашского народа. Чувашская национальная культура с конца XIX столетия развивалась быстрее, стремительнее, чем у других народов. Начинает развиваться национальное просвещение чувашей, чему способствовали выдающиеся деятели науки и культуры Н. И. Ильминский и И. Я. Яковлев. В этот период происходит чувашское национальное возрождение: появились поэзия, драматургия, театр, живопись, композиторское и исполнительское творчество, музыкальное образование. Идеи просветительской деятельности И. Я. Яковлева: христианское просвещение инородцев, объединение чувашей с русскими, родной язык в сфере образования и церкви - положили начало профессионального отношения к музыкальной культуре, что было блестяще реализовано в Симбирской чувашской учительской школе (далее СЧУШ).

Основным учреждением, готовящим учительские кадры для чувашских школ, являлась СЧУШ, которую организовал известный чувашский педагог И.Я.Яковлев (1848-1930). Просветительские идеи Яковлева зародились в условиях общественно-исторической деятельности 60-х годов XIX века. Он был одним из передовых мыслителей того времени, непрерывно работал для того, чтобы общечеловеческие знания и культура стали достоянием родного чувашского народа, чтобы вывести его из темноты и невежества, возвысить духовно и нравственно. Сравнивая чувашей с другими народностями PI положение своего народа с другими, которые имели свою письменность и литературу, И. Я. Яковлев приходил к мысли о том, что необходимо создавать чувашские книги на чувашском языке на основе своего алфавита.

К воплощению своих замыслов Яковлев приступил осенью 1868 года. Еще учась в Симбирской гимназии, он открывает чувашскую школу, где первоначально училось 4 мальчика. На съемной квартире он организовывает школу, которая со временем расширилась. В 1872 году «Волжско-Камская газета» писала о школе: «7 января в Симбирском театре был дан спектакль с участием любителей в пользу чувашских мальчиков, готовящихся в учителя. Эта маленькая школа учителей - будущих миссионеров грамоты между чувашами - обязана своим существованием инициативе и энергии одного человека, который, сам происходил из чуваш, учится теперь в университете и полон желания сделать что-нибудь на пользу просвещения. Благодаря ему, а также сочувствию и содействию добрых людей, 14 мальчиков из чуваш Бу-инского уезда живут теперь в Симбирске, на общей квартире, на всем готовом, и пользуются уроками частью дома, частью в уездном училище и частью в педагогических курсах при нем» [23].

И. Я. Яковлев считал музыку могучим средством воспитания, а пение одним из важнейших предметов обучения учащихся. Использование песни в педагогических целях безоговорочно совпадало с практической деятельностью музыкальных просветителей того времени, активно внедряющих хоровое обучение в воспитание юношества, что было для того времени прогрессивной задачей.

Идеей И. Я. Яковлева было активное включение пения и разнообразной музыкальной деятельности в учебно-воспитательный процесс школы. В репертуаре школьных хоров были произведения классиков, что соответствовало идее учителя о том, чтобы приближать учащихся к общечеловеческой культуре. Также были и народные песни, которые записывали и сочиняли педагоги и ученики школы. Все это связывалось с направленностью школы на подготовку народных учителей, чья будущая профессиональная деятельность должна была быть прочно связанной с народной почвой, значит, с народным бытом, духовно и эстетически наполненным песней.

В СЧУШ обучали скрипичной игре, организации и руководству школьным хором, церковному пению, сольфеджио, теории музыки, начальным навыкам по гармонии; было введено преподавание игры на фортепиано, были организованы струнный, симфонический, духовой оркестры, в старших классах вводилось обучение игре на скрипке.

В школе существовало три хора: мужской, женский, смешанный. Для привития навыков руководства хором мужским и женским хорами руководили сами учащиеся, а смешанным — руководили преподаватели. Хоровые коллективы вели очень активную концертную деятельность. Богатство и разнообразие репертуара, исполнительское мастерство приятно поражали слушателей.

Надо заметить, что в планах и программах школы значилось только церковное пение, и на это было выделено ровно столько же часов, сколько на арифметику и геометрию. Это говорит о том внимании, которое придавал И. Я. Яковлев пению. В школьном хоре разучивались и исполнялись чувашские и русские народные песни, русская и зарубежная хоровая классика, что свидетельствует об академическом подходе к музыкальному обучению. Изучались и такие предметы как сольфеджио, элементарная теория музыки с начальными сведениями по гармонии, исполнялись многоголосные упражнения для развития слуха и приобщения к хоровому пению.

И. Я. Яковлев полностью разделял мысль К. Д. Ушинского о значении хорового пения, утверждавшего: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение! В песне, особенно в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу... Вот почему и в школу следует внести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильнодействующее сердце [157, 265]. Здесь важно отметить, что для учащихся школы, чья деятельность в будущем должна быть связанной с профессионально-педагогической деятельностью, песня вводилась и как средство облагораживания труда, придания ему общественно полезного характера.

СЧУШ выпустила ряд выдающихся музыкантов, композиторов, ученых, поэтов, художников, деятелей культуры, среди них — С. М. Максимов, Ф. П. Павлов, Г. Г. Дисков, Г. П. Парамонов, И. В. Васильев, А. Г. Казакова, М. А. Орлова, К. В. Иванов, В. Г. Егоров, С. П. Горский, И. С. Максимов-Кошкинский, С. М. Лашман, М. Д. Трубина и многие другие. Именно эти выпускники несли «луч просветительского света» и знания чувашскому народу, приобщая его к общемировым культурным ценностям, тем самым создав основы для зарождения чувашской интеллигенции.

Непосредственно с СЧУШ связано зарождение чувашской профессиональной музыки. Здесь появились первые сборники чувашских народных песен (1908, 1912 гг.), пробудившие интерес к собиранию музыкального фольклора. Воспитанники школы, получив хорошую музыкальную подготовку, все чаще задумывались о создании национальных произведений — гармонизаций, обработок и других жанров профессиональной музыки (Ф. П. Павловым были написаны, например, игровые сценки для солистов, хора и оркестра). Примером для подражания, толчком для пробуждения творческой фантазии музыкально одаренной молодежи в школе послужила выше упомянутая гармонизация И. М. Дмитриева.

Музыкально-просветительская и педагогическая деятельность чувашских композиторов начала XX века (Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова)

Передача опыта и традиций музыкального воспитания, сложившихся на протяжении поколений в процессе развития системы общего музыкального образования, имеет большое значение. При этом важно то, как они используются.

Народная песня была и есть неотъемлемая часть жизни народа. Она является ведущим видом музыкального искусства Чувашии. Песенная традиция определила приоритетность хоровой культуры, формируемой в школах.

Чувашская песня как педагогический феномен содержит неисчерпаемый воспитательный потенциал. Она учит жить по законам человеческого взаимодействия (нравственность), в гармонии с природой (экология), воспитывает красотой (эстетика). Эта особенность чувашской песни стала основанием для того, чтобы брать ее в качестве важнейшего средства просвещения народа, то есть его восхождения к духовности, к знаниям.

Огромное богатство народной музыки показывает ее художественный потенциал, расширяет возможности ее использования в профессиональном творчестве чувашских композиторов.

Первые чувашские композиторы внесли огромный вклад в развитие музыкальной культуры нашей республики, создавая национальные произведения, которые раскрывают перед слушателем особенности душевного склада чувашского народа, черты его национального характера. За достаточно короткое время чувашские композиторы, создавая национальные хоровые произведения, освоили практически все жанры хоровой музыки: от простых гармонизаций и обработок чувашских народных песен до ораторий, кантат и развернутых хоровых сцен из опер. Музыкально-просветительская и педагогическая деятельность чувашских композиторов Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова, начиная с XX века, была обусловлена необходимостью осуществления массовой грамотности населения, в том числе и музыкальной. Рассмотрим музыкально-просветительскую и музыкально педагогическую деятельность первых чувашских композиторов Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова во взаимосвязи с их педагогическим взглядами: - учитель музыки — просветитель, организатор музыкальной самодея тельности детей, в целом всего населения (сегодня это положение в полной мере соответствует многофункциональности профессии «учитель музыки»); - чувашская песня является отражением многовековой духовно нравственных ценностей народа (отсюда исходят нравственные ориентиры и цели общего музыкального образования); - освоение народной музыки в органичном единстве элементов песенного исполнения, драматургического действия, танца (данный взгляд на музыкальное образование исходит из интегративной природы музыкального искусства); - пение — основа музыкального обучения и воспитания (так как пение является самым доступным и универсальным видом музыкальной деятельности); - вовлечение детей в практическую деятельность в процессе обучения музыке (в процессе обучения музыке учащиеся должны приобретать опыт исполнения музыки перед слушателями, перед населением, быть активными пропагандистами музыки); - в репертуаре школьных хоров должны быть, наряду с народными песнями, произведения русской и зарубежной классики (композиторы стави 71 ли задачу освоения музыкальной классики на основе знания своей родной музыки путем расширения двух- и трехголосного пения, репертуара); - учитель музыки должен знать музыкальный фольклор своего народа, уметь записывать и гармонизовать народные песни (самые яркие образцы гармонизаций и обработок чувашских народных песен оставили композиторы Ф. П. Павлов, С. М. Максимов, В. П. Воробьев, Г. Г. Дисков, А. Н. Тогаев. Эти сочинения ныне составляют классику чувашской музыки, по ним судят о красоте и богатстве чувашских народных песен). Так, первейшим их делом было сохранение всей красоты и оригинальности чувашского мелоса. Именно гармонизации сыграли огромную роль в становлении музыкальной культуры Чувашии. Впервые народная мелодия соприкоснулась с композиторским искусством, песня стала предметом композиторской обработки.

При этом важнейшей задачей композиторов было не нарушить национальный колорит и пентатонность, как ладовую основу чувашской музыки, в соответствии с этим стояла задача разработки и профессионального применения гармонических средств, особенно аккордики терцового строения (а это создавало особую сложность, учитывая то, что чувашский мелос не знал многоголосия).

В гармонической разработке народных напевов прослеживаются две линии ладово-гармонической структуры. В одной линии гармонизации и обработки строились строго в созвучиях, образованных на звуках определенного напева, часто без терцового звука. Этот метод многоголосной обработки песен называется ангемитонной системой, который состоит только из звуков данного напева и имеет свое обоснование. Использование такого метода, который по своему строению и ладовому окружению не противоречит стилю обрабатываемой песни, поддерживали многие композиторы, музыковеды того времени. Другая линия предлагает гармонизовать народные напевы, где отражается функционально-гармоническая система аккордики мажоро-минорного лада. В этом случае в гармонизациях и обработках появляются богатые возможности ладо-тональной переменности, которые заложены в народных мелодиях изначально.

Широкое использование композиторами в сочинениях разных жанров языка народной музыки, т. е. типичных мелодических оборотов, характерных ритмов, а иногда подлинных народных тем: было весьма ценным методом претворения принципа народности в музыке. Это сделало их произведения доступными широким массам.

Однако сначала обратимся к творчеству русских композиторов, имевших к тому времени богатейший опыт гармонизаций, обработок, созданий на основе народных песен вокальных, хоровых и инструментальных произведений. Так, впервые к чувашским народным мелодиям обратились русские композиторы XIX века. Наиболее ранний образец — это Квартет для двух скрипок, альта и виолончели под названием «Волга», сочиненный в 1860 году Н. Я. Афанасьевым (1821-1898). Николай Яковлевич был одним из крупнейших русских скрипачей, автором многочисленных произведений. В квартете вместе с русскими использованы и чувашские мелодии. Исполненный в 1861 г. в Петербурге, он продолжает звучать и в наши дни, даже записан на пластинку. К сожалению, чувашские слушатели с этой музыкой еще не знакомы, как не знакомы и с первой обработкой чувашской народной песни «Пёр хер сана» («Тебе одна девушка»), выполненной Н. С. Кленовским (1853-1915) — русским композитором и дирижером Большого театра, учеником П. И. Чайковского. Эта обработка была исполнена артисткой оперы Д. И. Лазаревой в сопровождении симфонического оркестра на большом этнографическом концерте в Москве 4 августа 1893 г. Через год ее опубликовали в книге «Этнографический концерт».

Реконструкция музыкально-педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века в современной системе школьного музыкального образования

Приступая к решению проблемы реконструкции музыкально-педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века в современной системе музыкального образования, необходимо определиться в понимании этого слова, имеющего несколько толкований.

Так, из основы термина «реконструкция»: «конструировать» (от лат. construere), означает строить; «конструкция» (от лат. constructio) - построение. Из этого «реконструировать» - «воссоздавать, восстанавливать что-либо по сохраненным остаткам, описаниям» [21, 784]. «Реконструкция» в новейшем словаре иностранных слов и выражений определяется как: - «коренное переустройство, перестройка с целью усовершенствования; - воссоздание первоначального вида чего-либо по сохранившимся остаткам или описаниям» [120, 598]. Реконструкция включает совершенствование, от слова «совершенствовать» - улучшать (из Толкового словаря русского языка С. Ожегова и Ю. Шведовой), ), а «усовершенствование» означает совершенствовать, изменять, улучшать [120,598]. Таким образом, наиболее приемлемым для нашего исследования будет понимание реконструкции, связанное как с усовершенствованием, так и с воссозданием по сохранившимся описаниям. Исходя из вышеизложенного, реконструкция музыкально-педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века в современной системе музыкального образования понимается как общий подход, обосновывающий воссоздание музыкально-педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века с г елъю усовершенствования в современном образовательном контексте и обусловливающий создание программно-учебно-методического обеспечения учебного процесса в образовательном уч реоісдении, реализуюгцем национально-региональный компонент содержания обучения.

Реконструкция музыкально-педагогических взглядов чувашских композиторов рассматривается также как осуществление преемственности в деятельности по организации дела музыкального образования в первой половине XX века и в настоящее время.

Содержание современного музыкально-педагогического образования представляет собой взаимодействие федерального и регионального компонентов. Национальные культурные ценности региона, представленные прогрессивными народными традициями, устным народным творчеством, фольклором, обладая большим художественно-эстетическим потенциалом, в совокупности создают основу для понимания основных целей образования.

Перспективы развития системы музыкально-педагогического образования плодотворны и жизненны только в том случае, когда они не ограничиваются констатацией фактов, а дополняются анализом сложного взаимодействия множества объективных и субъективных факторов, влияющих на образовательную теорию и практику.

Итак, рассмотрим примеры реконструкции педагогических взглядов первых чувашских композиторов Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова в современной системе общего музыкального образования на основе анализа существующих программ, учебно-методических разработок по музыкальному образованию школьников в Чувашской Республике; деятельности хоровых коллективов общеобразовательных школ и системы дополнительного образования.

В целевых установках программ, учебно-методических пособий, учебно-методических рекомендаций по музыке для общеобразовательных школ особое внимание отводится национально-региональному (этнокультурному компоненту) содержания музыкального образования. Он наиболее всего отражен в музыкальном репертуаре. В этой связи подбор музыкального репертуара осуществляется по принципу связи чувашской музыки с жизнью современной Чувашии, что предполагает использование на уроках образцов как народной музыки, так и композиторской, выросшей из народной. Важнейшим достижением культуры чувашского народа являются музыкальные традиции. Чувашская музыка, традиционная культура чувашского народа, органично входя в учебно-воспитательный процесс, способствуют положительному устойчивому отношению ко всему чувашскому искусству, воспитывают чувство гордости за свой народ, тем самым формируют личность — человека культуры. Музыкальная культура осознается как явление самоценное, как реальность, окружающая учащихся, как сама жизнь.

Так, в программе, разработанной в 1971 году А. И. Ефимовым, чувашская музыка получила отражение в качестве основы певческого развития детей и развития их музыкальной культуры. В соответствии с общероссийской программой по музыке, автор ввел национальную музыкальную культуру на правах обязательной для изучения детьми, начиная с первого класса.

Для этого вся программа была разработана в соответствии с педагогическими взглядами Ф. П. Павлова на роль чувашской песни, являющейся отражением многовековых духовно-нравственных ценностей народа, на роль формирования певческого репертуара, в котором должны быть наряду с народными песнями произведения русской и зарубежной классики.

Особенностью данной программы является ее обеспеченность фонограммой - записями чувашской народной песни, песен чувашских композиторов, их инструментально-симфонических произведений. Так, многие народные песни даны в гармонизации именно Ф. П. Павлова, С. М. Максимова, Г. Г. Лискова. Тем самым в программе реализуется общепедагогический принцип аксиологичности. А в соответствии со взглядами первых чувашских композиторов, в программе актуализировано положение о том, что «чувашская песня является отраэюением многовековой духовно-нравственных і\ен-ностей народа».

Похожие диссертации на Педагогические взгляды чувашских композиторов начала XX века