Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реформаторские взгляды Ахмада Дониша в обновлении системы образования в Бухарском эмирате : XIX и начало XX веков Хайдаров, Авсамад Алифбекович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хайдаров, Авсамад Алифбекович. Реформаторские взгляды Ахмада Дониша в обновлении системы образования в Бухарском эмирате : XIX и начало XX веков : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Хайдаров Авсамад Алифбекович; [Место защиты: Акад. образования Таджикистана].- Душанбе, 2012.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1503

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Вопросы просвещения, обучения и воспитания человека в образовательных учреждениях Бухарского Эмирата XIX начала XX веков

1. Состояние просвещения, системы образования и воспитания в Бухарском Эмирате конца XIX - начала XX веков 15

2. Обоснованность взглядов Ахмада Дониша на реформирование системы образования и воспитания своей эпохи 34

3. Проблемы формирования развитой личности в педагогическом учении Ахмада Дониша 53

Выводы по первой главе 72

Глава II. Взгляды Ахмада Дониша об обновлении системы образовании и воспитании в Бухарском Эмирате

1. Семейное воспитание как основное направление воспитательной концепции Ахмада Дониша 76

2. Патриотическое и правовое воспитание в учении Ахмада Дониша 97

3. Ахмад Дониш о пользе профессии и ремесел в воспитании 120

4. Роль и место эстетического воспитания в педагогическом учении Ахмада Дониша 137

Выводы по второй главе 155

Заключение 159

Список литературы 169

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования

Формирование нового человека, его личностных качеств и высокой нравственности всегда было и остается в центре внимания государства и общества, ибо правильное воспитание, любовь к Родине, защита национальных интересов страны, служение её целям и задачам является одной из актуальных проблем современного образовательного пространства.

История отечественной педагогики, как и любой другой общественной науки, в течение многих веков вырабатывала систему собственных концепций, национального менталитета и определенные ценностные категории. Для создания и обновления адекватной картины её описания, пополнения категориального аппарата необходимо глубокое и всестороннее исследование мировоззрения мыслителей прошлого, внесших весомый вклад в развитие педагогической мысли.

Актуальность настоящего диссертационного исследования заключается во всестороннем рассмотрении всего спектра системы педагогических взглядов выдающегося мыслителя и просветителя недалекого прошлого Ахмада Дониша, в анализе этапов его творческой деятельности и жизни, ибо его биография и богатое наследие представляют собой образец достойного подражания и великую школу воспитания человека в условиях формирования нового общества. Гуманистические взгляды, идеи просветительства, призывы к освоению наук и ремесел, защита человеческих прав, выработка положений семейного права и решения проблем семьи, трудовое воспитание и пр. составляют концептуальные позиции Ахмада Дониша, сыгравшие неоценимую роль в совершенствовании воспитания нового поколения. В творениях Ахмада Дониша отчетливо проявляется философия воспитания, сыгравшая важную роль в подготовке всесторонне развитой личности в обществе.

В Законах Республики Таджикистан «Об образовании» (2004г.), «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» (2011г.) указывается на необходимость применения оптимальных методов, накопленных в ходе общественного развития, как основополагающих в поиске и решении задач воспитания, необходимых для эффективной реализации мероприятий, направленных на разностороннее формирование личности. Формирование гражданственности, как интегративного качества личности в современной школе, связано с изменившимися условиями современной национальной образовательной системы.

На наш взгляд, без исследования эволюционных процессов педагогических воззрений выдающихся мыслителей таджикского народа, в том числе Ахмада Дониша, невозможно восстановить полную картину истории формирования и развития педагогики таджикского народа. Исходя из этого, нами впервые предпринята попытка исследования этого вопроса во всей полноте на основе творчества Ахмада Дониша в разные периоды его жизни.

Актуальность исследования вытекает из соображения важности и целесообразности использования передовых идей, педагогических аспектов и концепций Ахмада Дониша в умственном развитии и духовном совершенстве молодого поколения. Она обусловлена также недостаточной изученности проблемы в истории отечественной педагогической науки. Изучение и исследование истории развития педагогической мысли и духовной культуры мыслителей Востока имеет важное значение для обоснования мировоззренческих ценностей, которые соответствовали бы основным традициям развития современной педагогики. Педагогические взгляды и учения просветителей о перестройке системы образования, джадидизма в XIX и начале XX века во главе с Ахмадом Донишем служили специальной формой и методами обучения, воспитания и нравственного усовершенствования личности.

До 70-х годов прошлого века изучение педагогического наследия видных мыслителей таджикского народа не являлось приоритетным. Однако, как показал опыт, современная педагогическая мысль не могла не иметь основу. И этой основой послужили опыт и научные труды классиков. Исследованию жизни и творчества великих мыслителей прошлого посвящены научные исследования видных таджикских ученых (М.Арипова, Н.Маъсуми, И.Обидова, М.Лутфуллоева, Ф.Шарифзода, М. Фаттоева, К.Б.Кадырова, Б. Рахимова, Х. Рахимова, Х.Афзалова, И.Х.Каримовой, К.Кадирова, А.Пахлавонова, С.Сулаймони, К. Ходжаева, Ч. Саидова и других). Именно они открыли дорогу для дальнейшего исследования педагогических взглядов отечественных мыслителей разных периодов.

Степень разработанности проблемы. Проблема исследования классического наследия и выявление оптимальных педагогических, философских взглядов отдельных мыслителей относятся к числу комплексных и находятся на стыке ряда общественных и гуманитарных наук. Хотя в данной работе эта проблема исследуется с педагогической позиции, тем не менее, возникла необходимость в использовании достижений таких отраслей обществознания, как история, философия, политология, социология и т. д.

Научная и просветительская деятельность Ахмада Махдума Дониша привлекла внимание просвещенцев Средней Азии и Царского правительства России еще при его жизни. В свое время популярность Ахмада Дониша и его влияние на интеллигенцию была неоспорима и росла с каждым днем. Прогрессивные идеи мыслителя-просветителя, нашедшие свое отражение в его сочинениях, быстро распространяются среди передовой части ученых и поэтов того времени. Поэтому, изучение и анализ педагогических направлений творчества Ахмада Дониша представляет большой научный и практический интерес для историко-педагогической науки. Исходя из необходимости изучения педагогических и просвещенческих воззрений Ахмада Дониша, мы в своем исследовании опирались на работы ведущих мировых и отечественных ученых - В.В.Бартольда, Э.Е. Бертельса, И.С.Брагинского, И. Бечка, Ян Рипка, С. Айни, А.Богоуддинова, З.Ш.Раджабова, Р.Хадизаде, С.Улугзаде, Н.Маъсуми, М.Арипова, М.Лутфуллаева, Ф.Шарифзода, К.Б.Кадырова, А.Юнусова, И.Норкаллаева .

Различные аспекты мировоззрения Ахмада Дониша рассматривались в трудах таджикских ученых Ш.Абдуллаева, А. Муллоева, Б.Дж.Самиева, Ш.Джабарова, С. Исломова, А. Фаттоева, А.Девонакулова, С.Сиддикова, Ш.Мухтора, А.Зиевиддиновой, А.Абдуллаева, С.Амиркулова, Х.Олимовой, Ш.Шукурова, Б.Рахимова, Х.Афзалова. В работе по изучению и исследованию наследия Ахмада Дониша особенно заметны заслуги литературоведов и переводчиков Л.Н.Демидчика, М.Н.Османова, И.Л.Наджафова и др.

Необходимо подчеркнуть, что педагогические взгляды Ахмада Дониша на проблему образования и воспитания до сих пор не изучены комплексно в монографическом плане. Поскольку настоящее исследование продиктовано насущной необходимостью наиболее полной оценки и характеристики значимости и важности проблемы, считаем необходимой внести ясность в степень изучения ее в отечественной педагогической науке.

Надо отметить, что исследователи по разным причинам не касались вопроса образования и педагогических концепций творческой деятельности Ахмада Дониша. Игнорирование особенно реформаторских преобразований и педагогических воззрений мыслителя исторически неоправданно, ибо данный аспект занимает центральное положение в его деятельности. Опубликованная автором настоящей работы монография «Педагогические взгляды Ахмада Махдума Дониша» (2011 г.), учебная программа, педагогические рекомендации и ряд научных статьей восполнили существующий пробел.

Объект исследования - педагогические, реформаторские и просветительские идеи Ахмада Махдума Дониша.

Предметом исследования является внедрение в деятельность современной национальной школы реформаторских идей Ахмада Дониша, способствующих совершенствованию педагогического процесса.

Цель исследования заключается в выявлении общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития педагогических взглядов Ахмада Дониша, определение его места в современной педагогической науке Центральноазиатского региона.

Для достижения указанной цели определены и выдвинуты следующие задачи:

- выявить исторические, социально-экономические, культурно- педагогические истоки формирования и развития педагогических идей Ахмада Дониша;

- проанализировать систему научно - педагогических идей великого мыслителя и определить их место в современной таджикской педагогической науке;

- выявить пути эффективного использования педагогических идей Ахмада Дониша в вузовском обучении, показать его вклад в развитии и совершенствовании новой системы образования Таджикистана;

- разработать методические рекомендации, подготовить научно-аналитические материалы по использованию педагогических идей Ахмада Дониша в процессе обучения и воспитания молодого поколения.

Гипотеза исследования. Всестороннее изучение и объективная оценка просветительско-педагогических идей Ахмада Дониша в обогащении и совершенствовании учебно-воспитательной работы, построение педагогической концепции обучения и воспитания помогут восполнить имеющиеся пробелы в национальном и демократическом восприятии подрастающим поколением процессов глобализации мировой культуры.

Исходя из этой цели, мы гипотетически предположили, что:

а) в XIX и в начале XX веков в прогрессивных творческих кругах общества в противовес ортодоксальному исламу доминировали просветительские взгляды новых реформаторов (джадидизм);

б) ярким представителем этого течения является Ахмад Дониш, который уверенно и целенаправленно призывал просветителей своего круга к введению новых реформ учебно-воспитательного процесса в школах;

в) один из ведущих взглядов в просветительском течении основывается на коренных изменениях в системе обучения, в структуре воспитания и совершенствовании нового поколения;

г) критическое изучение передовых педагогических взглядов просветителей XIX и начала XX веков, в особенности Ахмада Дониша, представляет социально-педагогическую ценность, и может быть востребовано и творчески применено в учебно-воспитательной работе в школах, а также использовано в процессе изучения истории педагогики в высших учебных заведениях Таджикистана.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют закономерности и необходимость глубокого изучения культурного наследия прошлого, особенно представителей педагогической мысли XIX и начала ХХ веков. Методологической базой послужили нормативные документы, в частности, Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (2004г.), Государственный стандарт образования Республики Таджикистан (1996г.), Концепция национальной школы Республики Таджикистан (2002г.), Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» (2011г.), фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых - философов, педагогов, психологов, историков и критиков.

В ходе проведенного исследования использованы следующие методы:

- анализ философской, историко-педагогической, востоковедческой литературы, посвященной творчеству и педагогической деятельности Ахмада Дониша;

- отбор, систематизация и обобщение педагогических идей Ахмада Дониша;

- сопоставительный анализ оценки просветительско-педагогических взглядов Ахмада Дониша, раскрывающих становление и развитие системы образования и педагогической мысли в Центральной Азии на современном этапе.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2006-2007) были изучены и обобщены педагогические взгляды передовых мыслителей в XIX и начале XX веков, социально-экономические условия, способствовавшие её развитию, основные причины отсталости просвещения в Бухарском эмирате, Постановление Правительства Республики Таджикистан о культурном наследии. На данном этапе были определены и сформулированы проблемы исследования просветительской и педагогической мысли Ахмада Дониша.

На втором этапе (2008-2009) выявлены истоки формирования и развития просветительско-педагогических идей Ахмада Дониша на основе изучения его наследия отечественными и зарубежными учеными.

На третьем этапе (2010-2011) были подведены итоги проделанной работы, обобщены результаты исследования, оформлялись выводы и рекомендации.

Исследование основывалось на следующих источниках:

1. Оригинальные произведения Ахмада Дониша «Редкостные события», «История мангитской династии», «Эталон религиозности» и др.

2 .Оригинальные произведения соратников Дониша и его последователей:

Садри Зиё -«Наводири Зиёия»(«Уникальность Зиёия»), Ш.Шахина -«Бадое-

ус-саноеъ»(«Мастерство поэзии»), М.М.Балджувони- «Таърихи нофеи» («Полезная история»), А.Фитрата- «Баёноти сайёхи хинди»(«Повествование индийского путешественника») и др.

3. Средневековые педагогические произведения Фирдоуси - «Шахнаме»,

Унсуралмаола Кайковуса - «Насихатнаме»(«Книга назиданий»), Абу Хамида Газзали - Кимиёи саодат» («Эликсир счастья»), Саади - «Гулистон»(«Цветник»), Джами -«Бахористон»(«Весенний сад»), Восифи- «Бадое-ул-вакоеъ»(«Удивительные происшествия»), Бедила - «Чор унсур»(«Четыре элемента») и др.

4. Исследования востоковедов, философов и литературоведов: С.Айни, В.

В. Бартольда, И.С.Брагинского, Э. Е. Бертельса, А.М.Богоутдинова,

Б.Г.Гафурова, М.Д.Диноршоева, Г.А.Ашурова, А. Мухаммедходжаева,

М.Шукурова и др.

5. Фундаментальные труды отечественных исследователей: М.А.Арипова,

И.О.Обидова, М.Лутфуллоева, Ф.Шарифзода, К.Б. Кадырова, Х.С.Афзалова , З.Раджабова, Б.Рахимова, К.Т.Ходжаева, Х.Рахимова и др.

6. Антология педагогической мысли таджикского народа, Энциклопедия

персидско-таджикской прозы, Словарь педагогических терминов,

Таджикская советская энциклопедия по литературе и искусству и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в истории отечественной педагогики впервые определены социально-педагогические, историко-литературные предпосылки, способствующие формированию просветительско-педагогической концепции творчества Ахмада Дониша. В работе дается целостный анализ просветительских и педагогических взглядов этого величайшего представителя педагогической мысли - инициатора реформы системы воспитания и образования, критически опровергающего схоластическую систему обучения и воспитания. Определено значение педагогического учения Ахмада Дониша в современной истории педагогической мысли Средней Азии, выявлены принципы и методы обучения и воспитания в его педагогических трудах. Впервые в диссертационном исследовании рассмотрены педагогические и реформаторские взгляды Ахмада Дониша в монографическом плане: сопоставлены и проанализированы основные педагогические аспекты творчества Ахмада Дониша с взглядами Вольтера, Ницше и Бедила; дан анализ причинно-следственных вопросов семейных отношений и оптимальные решения этой сложной проблемы Востока, предлагаемый А.Донишом. Идея преобразования структуры, системы обучения и воспитания Ахмада Дониша сыграла свою историческую роль в жизни народов Средней Азии, она признана одной из существенных составляющих общечеловеческой культуры, представляющей педагогическую ценность и на современном этапе.

Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты уже используются на занятиях в Институте искусства им. Мирзо Турсунзаде, Институте предпринимательства и сервиса, при составлении учебников, программ, учебных пособий по педагогике и педагогической психологии, обогащающих теорию и практику современной педагогической науки. Изучение просветительских и педагогических взглядов Ахмада Дониша и его соратников позволяют восполнить пробелы, существующие в изучении просвещенческих направлений XIX-начала XX веков. В работе освещены многие важные проблемы обучения и воспитания в период просветительства, которые до сих пор в достаточной мере не изучались и не анализировались. Надеемся, что преподаватели педагогических вузов, работники системы просвещения в целом, а также родители и другие слои общества могут пользоваться в своей деятельности результатами исследования.

Результаты могут быть применены при разработке соответствующих тем лекционных курсов по общей педагогике, истории педагогики, методике воспитательной работы, факультативов, спецсеминаров, программ, при создании учебников и учебных пособий по истории школы и педагогики (в содержании историко-литературных предметов в школе, а также в воспитательной работе со студентами и школьниками).

Апробация результатов исследования отражена в монографии и научных статьях автора. По итогам проведенного исследования автор выступал с докладами на научно-практических конференциях Института предпринимательства и сервиса, в Таджикском национальном университете, в Республиканском институте усовершенствования учителей в период 2006-2011 годов, в передачах радио и телевидения Республики Таджикистан под рубрикой «Самосознание и национальное самосознание» (2010 г.), в программе «Пайванд» (1-ый канал Таджикского телевидения); «Абуали ибн Сина и мировая цивилизация» (12-августа 2010г., программа «Субх», 1-ый канал Таджикского телевидения); «Роль С.Улугзаде в исследовании наследия Ахмада Дониша» (18- июня 2011г., программа «Субх», 1-ый канал Таджикского телевидения).

Основные выводы и положения диссертации используются ныне при чтении спецкурсов, проведении факультативов, при составлении силабусов в кредитной системе обучения (педагогика, культурология, этика и эстетика в Институте предпринимательства и сервиса Таджикистана).

На защиту выносятся следующие положения:

- научное обоснование необходимости исследования педагогического наследия просветительского течения и джадидизма в Средней Азии в XIX в. и начале XX века, в частности, взглядов Ахмада Дониша на воспитание и образование;

- влияние социально-экономических, культурно-политических и психолого-педагогических факторов развития Центральной Азии в XIX в. и начале XX веков, определение особенностей становления и развития просветительства, которые способствовали развитию просветительской печати и литературы на организацию светского образования, совершенствование учебно-воспитательной работы вузов и средних школ;

- процесс взаимовлияния и взаимосвязи европейской и русской культур на творчество Ахмада Дониша и других просветителей;

- общепедагогические и общедидактические идеи просветителя Ахмада Дониша, способствовавшие решению проблем совершенствования просвещения в условиях Центральной Азии;

- отражение просветительско-педагогических взглядов Ахмада Дониша на проблему ответственности родителей, семьи, окружающей среды, общества и государства, в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающие семь разделов, заключения и библиографического списка. Содержание диссертации изложено на 181 страницах. Библиографический список насчитывает 166 наименований.

Состояние просвещения, системы образования и воспитания в Бухарском Эмирате конца XIX - начала XX веков

В середине XIX века экономическая и политическая жизнь народов Бухары оказалась лицом к лицу с сильнейшим кризисом. Противостояния внутри страны и продолжительные внешние войны привели промышленность и сельское хозяйство в удручающее состояние. Пользуясь слабостью и раздробленностью государства Бухары, Россия, ввела в свое подчинение Коканд, Ташкент, Самарканд и другие районы Средней Азии. Невзирая на то, что Бухара, после поражения на войне, официально была самостоятельной, но в реальности она находилась в повиновении России.

Согласно договору от 23 июня 1868 года, Бухара была обязана выплачивать Российскому государству компенсацию в размере 125 тысяч золотыми монетами (500 тысяч русских рублей) и лишалась права самостоятельного отношения с другими соседними странами (31, 22). Простой народ жил в крайней бедности и нужде. Процесс обучения в школах и медресе был поставлен таким образом, что молодежь на протяжении 20-25 лет занималась изучением лишь религиозных дисциплин, грамматики арабского языка и была лишена возможности приобщения к другим наукам (15,176). Из программы обучения были исключены даже те светские науки, которые в предыдущие века преподавались в школах и медресе. Династия мангитов нанесла сильную пощечину системе образования. Фанатично настроенная придворная челядь всеми возможными и невозможными путями стремилась поставить заслон любому новаторскому явлению.

В Бухаре было немало зданий, построенных в предыдущие века специально под школы и медресе, но, по выражению Ахмада Дониша, «кельи медресе превратились в хранилища соломы для ослов водоносов и амбары пшеницы бакалейщика»(16, 8). Согласно сведениям «Царственная история » («Таърихи хумоюн») Содикходжаи Гулшани, в Бухаре было 199 действующих медресе построенных из камня, в многочисленных классах которых обучались 50 000 студентов (33, 50). Абдурауф Фитрат, в своем сочинении «Повествование индийского путешественника» («Баёноти сайёхи хинди»), говорит, что в Бухаре существуют около 200 медресе и поименно перечисляет 72 из них (135, 23).

Мухаммаджон Балджуани говорит, что « В Бухаре численность медресе и мавзолеев, а также корихона (мест для чтения) достигает почти четырехсот, известнейшие из которых я, согласно своим знаниям, попытаюсь восстановить в памяти». Вышеназванный ученый из этого большого числа медресе перечисляет 78. (91, 13).

Шарифджон Махдум Садри Зиё в своем трактате или каталоге, под названием « Перечень названий медресе в Священной Бухаре», перечислив 204 медресе, также подробнейшим образом сообщает о том, сколько келий имели каждое из медресе, в каком месте города и во времена правления кого из эмиров они были построены.

Согласно сообщению Садри Зиё крупнейшие медресе имели до 147 келий (худжра). Наименьшие из них располагали 8-9 и 1 медресе 2 худжрами (кельями). Численность медресе, располагавших более 20 худжрами, достигала до 60, 20 медресе имели более 50 худжр (33, 51). В каталоге Садри Зиё также приводятся названия 223 мечетей.

Академик З.Ш.Раджабов, также опираясь на достоверные источники, пишет, что в 1820 году в Бухаре было 360 действующих мечетей и 285 медресе, в которых трудились 300 мударрисов (профессоров)(26, 46).

«Жаждущая знаний молодежь, заполняет многочисленные медресе, однако, не получив необходимых знаний, в то же время обретает в них высшую степень глупости и низменное искусство лицемерия» - писал в своей книге - « Путешествие притворного дервиша по ханству Средней Азии» венгерский исследователь и языковед Армениус Вамбери (26, 46). Эмиры и фанатики держали народ в невежестве и оборудовали некоторые из медресе в сенники и амбары.

В период присоединения Средней Азии к России в Бухаре царили феодальные отношения. Государства Средней Азии существовали раздельно от всей мировой цивилизации. В результате присоединения Средней Азии к России, заметно оживилась культурная жизнь в этом регионе, была отменена работорговля, в Ташкенте появились театры, музеи и библиотеки (19, 187). Вступила на путь развития печать. Перед народом Бухары распахнулась дверь в мир цивилизации. Новости культуры, политики и экономики в большей степени стали проникать в народные массы. Однако фанатики требовали наложить запрет на всякое новшество и свободомыслие, объявляя сторонников этого процесса еретиками и богохульниками.

Некоторые, фанатично настроенные, «улемы» - ярые противники школьной реформы, получавшие огромную выгоду от купли и продажи худжр (келий) медресе, старались настраивать обманутый народ против просветителей.

Фанатики не только исключали из образовательных программ школ и медресе полезные и светские науки, но также, при поддержке высокопоставленных махровых реакционеров, всячески мешали жаждущим знаний студентам, самостоятельно получить образования по другим книгам и даже закрывали библиотеки. Один из известных просветителей того времени, Сайд Ахмад Аджзи, в произведении «Зеркало подражания» («Миръоти ибрат») следующим образом описывает метод обучения и образования своей эпохи:

Дар он дорулуфунунхои мунаккаш,

Имороти баланду бобу дилкаш.

Чи мехонанд, медони бикун гуш,

Шунав бо гушу махкам гир бо хуш.

Ба нахву сарф умре сарф созанд,

Ва рузе як сабак гиранд бозанд.

Бувад як рузашон як чумла тахсил,

Ки дар хар хафта се руз аст таътил.(62, 435-436).

В тех расписных университетах (школах),

Высоких зданиях, восхитительных, радующих глаз,

Хочешь знать, чему учатся? Так послушай,

Крепко запомни и не забывай.

Все время отдают изучению морфологии и синтаксису,

И освоив за день одну премудрость, отдаются игре.

За целый день обучают лишь один предмет,

И три дня в неделю у них каникулы.

(Пер. Хайдарова А.А.)

Однообразные и скучные уроки, неправильная методика преподавания делали с большинством ребят то, что испытал на себе в детстве и отрочестве сам Дониш. То есть, навсегда отбивали у них охоту к учебе. Однако не все, подобно Донишу, обладали даром самостоятельного получения образования. И потому многие школьники, и студенты, отлынивая от занятий, занимались воровством, кутежами и пьянством. Так, к примеру, Аджзи в другом месте пишет об этом следующее:

Рахи бозор пур з-атфоли бекор,

Хама аз чоми бози масти саршор.

Макотиб бахри онхо дида бар рох,

Хало чун синаи баъд аз гахи ох.

Дар он чо дах нафар як чо бубини,

Хараш навъи дигар расво бубини.

Яке хашшошу дигар бодануш аст,

Яке афёнкаш, онаш майфуруш аст (62, 435-436).

Вся дорога к рынку заполнена детьми,

Все они заняты пустым времяпровождением.

Школы проглядели все глаза, ожидая их,

Пустые они как вздох, излетающий из груди.

Ты можешь увидеть там сразу десятерых в одном месте,

Одного, хуже другого можешь увидеть.

Один курит гашиш, другой пьет вино,

Один курит опиум, другой продает вино.

(Пер. Хайдарова А.А.)

В бухарских школах проходили арабский язык, логику, риторику. Такие предметы как математика и литература не являлись обязательными, и каждый желающий мог их изучить самостоятельно. Таджикский язык совсем не изучался. Учебная программа и учебная литература оставались неизменными. Выпускники начальных школ могли остаться неграмотными. В медресе изучались книги «Авамил» и «Кафия» под руководством помощника учителя. Эти занятия продолжались три года. После этого ученики занимались у более опытного учителя и изучали «Шархи мулла» (книга Абдурахмана Джами), и «Шамсию»- книгу по логике. Эти занятия продолжались пять лет. Затем начиналось изучение толкований «Шамсии» по книге «Хошияи кутби». На это уходил год. Ещё четыре года занимались толкованиями к «Акоиду» Насафи. Затем два года проходили логику и метафизику по книге «Тахзиб». Два года изучали «Хикмат-ул-айн»-сверхъестественные науки.

Проблемы формирования развитой личности в педагогическом учении Ахмада Дониша

С древнейших времен педагогическая мысль народов Востока тесно переплеталась и являлась неотъемлемой частью религиозного и философского мышления. Это, прежде всего, было обусловлено следующими факторами:

- влиянием тех частей «Авесты», которые были непосредственно посвящены вопросам человеческого воспитания, правилам поведения и хорошим манерам, в частности главы «Гаты»;

- использованием сущности философии Ближнего и Среднего Востока: Центральной Азии, Ирана, Афганистана, Сирии, Ирака;

- посредством перевода греческих наук и знаний вначале на пехлеви (среднеперсидский), а затем на арабский языки.

К примеру, практическая наука о философии, которую выдвинул Аристотель, состояла из трех частей, две из которых посвящены проблемам нравственности и морали, анализу разнообразных способов воспитания, а также этическим основам образа жизни человека.

Отсюда, каждый таджикский мыслитель пытался свои размышления о воспитании высказывать в русле философско-религиозного, суфийского и мистического мировоззрений. Выдающийся таджикский мыслитель, рассматриваемой эпохи, Ахмад Махдум Дониш также принадлежит к числу авторов указанного направления.

Во времена Ахмада Дониша в пределах Бухарского Эмирата политика и религия стояли плечом к плечу, проявляя приверженность и поддержку друг другу. Точнее, существующая государственная политика использовала религию в своих интересах, что проявлялось во внесении изменений, дополнений и фетвы (приговор по юридическому вопросу на основании ixiaynaia.). Дониш, как типичный представитель своей эпохи, считал себя последователем суннитского направления исламской религии и, в определенном смысле, его можно назвать ученым-теологом. Не зря Садри Зиё назвал его единственным среди научной общественности и неподражаемым среди творческого люда, защитником божественных слов с глубокомысленными изречениями, рассказчиком новостей, автором и повествователем документальной прозы, тонким знатоком истории(28,76).

В духовных и религиозных вопросах автор в большинстве своих произведений высказывал свои соображения и замечания. Однако, его трактат «Меъёр-ут-тадайюн» («Эталон религиозности») и некоторые главы «Редкостных событий», как например, главы «В исследовании прав родителей и предел неподчинения», «В исследовании степени судьбы и предначертания» и другие полностью посвящены этим проблемам.

Мыслитель излагает свой взгляд о проблемах основы исламского воспитания. Ахмад Дониш высоко ценит влияние религии на нравственное воспитание общества. Автор считает, что основной жизненной целью человеческого сообщества должно быть проявление справедливости и уважения друг к другу: «.. .условия для благородности и великодушия в этом мире не имеют начала и конца... лучше и важнее то, чтобы люди ради развития культуры и цивилизации уважали взаимные права, жили в дружбе и товариществе, в мире и согласии»(28,75). .

Дониш в этом труде во время решения проблем религии и религиозных доктрин в своем исследовании также затронул морально-духовные, этико-воспитательные и общественные вопросы.

Если взглянуть на размышления автора о духовном и религиозном воспитании беспристрастно и объективно, можно заметить, что для читателя его эпохи эти рассуждения были небезразличны, и мы сегодня не должны оставлять их незамеченными. Потому, что нам сегодня нужно отличить темное от светлого в рассуждениях Дониша и взвесить их на научных весах справедливости, с тем, чтобы представить миру истинного Ахмада Дониша без ненужного и безосновательного расхваливания.

Исследования советского периода проводились на основе методов диалектической философии, в результате чего с материалистической и справедливой точки зрения работы становились прочными и незыблемыми. Но ко всему прочему, добавлялась одна обязательная форма, в рамках которой должна была исследоваться любая тема. В том числе: исследуемый мыслитель должен быть атеистом; он должен иметь антирелигиозные взгляды; он не должен быть из высшего сословия; у него не должно быть буржуазного мышления; он должен иметь антигосударственную точку зрения; он должен понимать сущность революции и прочее и прочее. Если какой-либо автор не «вмещался» в указанные рамки, его труды не подвергались научному исследованию.

По этой причине, некоторые известные исследователи таджикской нации в процессе изучения и исследования жизни и творчества наших великих мыслителей прошлого, из понимания реалий времени, пытались хоть в какой-то мере поместить их в необходимые рамки. И все это делалось ради того, чтоб имена авторов не канули в лету, а их труды не сжигались как вредные издания, и такое искажение реальности было действительно полезным. Но сегодня настало время, когда исследователь может прямо и открыто писать всю правду о том или ином мыслителе.

Академик З.Ш.Раджабов до последнего стремился донести до читателя мысль о том, что называть Ахмада Дониша джадидом, а тем более их предводителем было несправедливо(26,256).

Однако современные таджикские историки Хотамов Н.Б., Маъруф Раджаби и ученый-политолог Джабборов Шариф в своих трудах поддерживают и доказывают мысль о том, что Ахмад Дониш был лидером просветителей и джадидов и эта заслуга мыслителя имеет важное историческое и воспитательное значение.(32,13). Другой критик, доктор филологических наук Расул Хадизаде в своей монографии, написанной в 1976 году, которая называется «Ахмад Дониш», попытался показать мыслителя как критика пяти основ исламской религии. Так, например, он пишет: «После этого Ахмади Дониш начинает критиковать пять основ мусульманства» и приводит ссылку из главы «Редкостных событий» «В исследовании прав родителей...»(28,163). Но после прочтения данной ссылки и главы вообще, можно заметить, что Дониш никак не критикует пять основ ислама, как об этом пишет критик, но рассуждает и осуждает некоторые фанатичные и бессмысленные мнения, неверное истолкование хадисов и неприемлемый и недостойный образ жизни отдельных представителей духовенства. А ведь разница между критикой основ ислама и бессмысленным фанатизмом и шовинизмом огромная. К тому же надо учесть, что Дониш писал свои произведения для своих читателей-современников. Автор писал свои произведения, в основном, двумя способами: первый способ - это свободный стиль в духе требований собственных творческих знаний; второй - по просьбе и пожеланиям близких, знакомых и друзей. Отсюда, в произведениях, написанных автором по просьбе друзей и близких, особенно в работах, посвященных законам, правилам и порядкам религии, Дониш учитывал требования суннитского направления в ханафитском течении исламской религии. Ярким примером служит «Эталон религиозности», который написан мыслителем по просьбе брата шаха - Мир Сиддика Хашмата. В этом случае литератор пишет произведение с учетом требований и интересов своего друга.

Патриотическое и правовое воспитание в учении Ахмада Дониша

Патриотические взгляды Ахмада Махдума Дониша также являются составляющей частью его воспитательных воззрений. В этой связи, исследователь творчества Ахмада Дониша Субхон Амир, сравнивая его с Фирдоуси, и относя творения писателя к сатирическому жанру, называет его «Исторический трактат» сатирическим «Шахнаме» в прозе (написанном в форме пародии «Шахнаме» Фирдоуси») (125, 38-50).

Действительно, при более внимательном сравнении этих творений, можно обнаружить, что «Исторический трактат» Дониша, невзирая на то, что написан в прозе, имеет немало общего, с точки зрения содержания и стиля с «Памфлетом на Султана Махмуда» Фирдоуси, созданного в поэтической форме. Как в первом, так и во втором произведениях Фирдоуси и Ахмад Дониш бесстрашно клеймят и критикуют ненавистных и чуждых нашему народу невежественных и кровожадных царей поработителей, как Султан Махмуд и эмиры династии мангитов.

Бесспорно, что для «Шахнаме» Фирдоуси в качестве первоисточников служили «Шахнаме» Дакики и Абумансури, также такие памятники литературы доисламского периода нашего народа, как «Хватайнаме» и арийская мифология. Что же касается формирования патриотических взглядов Ахмада Дониша, то тут огромная роль принадлежит влиянию на него Фирдоуси и его «Шахнаме».

Для выявления патриотических воззрений Фирдоуси и определения его паниранистической позиции, исследователю, по нашему мнению, достаточно проанализировать одну из поэм «Шахнаме». Однако, для анализа патриотических воззрений Ахмада Дониша необходимо привлечь к комплексному изучению как «Редкостные события», так и «Исторический трактат» писателя. Содержание патриотических размышлений А. Дониша включает в себя такие вопросы, как поиск путей пробуждения в сознании детей и молодежи чувства высокого патриотизма, физического и военно-патриотического воспитания молодежи и солдат - в целях защиты родины, критику методов правления мангитских эмиров, в сравнении с государствами арийских народов, проблемы благоустройства страны и ее орошения, воспрепятствования неравной войне, приносящей народу беды и разруху, забота о родной земле и т.д. Эти вопросы мыслитель, в большей степени, рассматривает во второй и третьей главах «Редкостных событий» и « Историческом трактате».

Один из путей пробуждения чувства патриотизма Ахмад Дониш видел в признании заслуг отважных воинов и в социальной поддержке детей и других членов семей воинов, погибших в сражениях за защиту родины. Согласно мнению писателя, сыновей погибших воинов, если они соответствуют тому, надлежит назначать на должность отцов. Если же не соответствуют, «все же, не жалеть материальных благ, стипендий и обеспечить их работой, чтоб другие проникались заинтересованностью, не тревожились за жен и детей и, чтоб не задавались, в сомнении, вопросами для чего и во имя кого они жертвуют своей жизнью?» (13,142).

На самом деле, если с одной стороны, такое отношение могло пробудить в сердцах осиротевших и других детей чувство гордости за героизм своих отцов и любовь к родине, с другой стороны, воины также отгоняли от себя мысль о том, что « ни один здравомыслящий человек не сунет голову понапрасну в петлю» (13, 187).

Другой путь повышения чувства патриотизма мыслитель видел в том, что после того, как человек поступает на военную службу, ему надлежит выдать пятьсот дирамов подъемных. После того, как обучится стрельбе, повысить выплату до шестисот дирамов... Наконец, когда воин дослужится до командующего чина и получит высокие воинские звания, его оклад должен составлять не менее 12 тысяч тенге (13,135). По мнению Ахмада Дониша, если эмир даже немного сократит выплату денег за службу, это станет причиной лености солдат и ослабления воинской дисциплины.

Помимо этого, мыслитель предлагает правителям, в военное время призывать к освоению искусства стрельбы не только воинов, но и весь народ. « Смысл этого заключается в том, что когда мужчины будут заниматься подготовкой оружия к стрельбе, то и женщины обретут в этом какие-то навыки. Таким образом, и они, при необходимости, будут готовы, выступить против врагов отечества ...» (16, 25). Такая вера Дониша в отвагу женщин, напрямую, связана с восприятием изображения образа женщин-защитниц родины Фирдоуси в его «Шахнаме».

Призывая как правителей, так и простолюдин к освоению искусства стрельбы и езды на лошади, Дониш ссылается на поучительные примеры из прошлой жизни исторических личностей. Так, согласно мнению автора, государство Амр Лайса потерпело поражение по причине того, что он не обладал высоким искусством верховой езды: «... Амр Лайс выступил из Хоросана против восставшего Эмира Исмаила Самани. Когда армии двух сторон сошлись на поле брани и были готовы пойти в наступление, еще до первого крика, призывающего к атаке, лошадь Амра, испугавшись, понесла его в сторону вражеского стана и он, как не старался, не смог укротить ее. Лошадь ворвалась вместе со своим наездником в ряды армии Исмаила Самани, сдав его, без боя, как трофей. Так, огромной силы армия, без единого выстрела, сдалась эмиру Бухары» (13,191).

Владение искусством стрельбы из лука, или ружья является одним из способов сохранения своей жизни в бою с врагом. Незнание же правил стрельбы может привести к плачевным результатам, не только во время битвы, но и в мирное время. Ахмад Дониш, предупреждая об этом своих детей Асъада и Абдулкарима, а также других молодых людей, прислушивающихся к наставлениям, с сожалением приводит пример из собственной жизни, когда, по причине не владения искусством стрельбы оказался в опасности, чтоб это послужило им уроком: «Как- то раз в дороге мы остановились в одном доме. Я взял у хозяина шестизарядный пистолет, стал осматривать его со всех сторон, в поисках места заряжения пулями, поворачивал его в разные стороны. В это время, пистолет внезапно выстрелил... если бы на четыре пальца дуло пистолета развернулось вправо, пуля угодила бы прямо в лоб одному из моих товарищей. Если же на четыре пальца ушло влево, пуля прошла бы сквозь плечо другого моего товарища» (13,106). Писатель вспоминал этот нелепый случай, с сожалением и упреком к себе, до последних дней своей жизни.

Он считал необходимым условием физическое воспитание, как для воинов, так и для всех защитников родины. Ибо без физической подготовки, по его мнению, невозможно было воспитать крепких телом и духом защитников отечества, готовых и способных выполнить поставленные перед ними военные задачи.

Необходимо закалять тело и дух воинов физическим воспитанием и не загружать их такой бесполезной работой, как переноска грузов и овевание соломы на стогу. Только так можно воспитать воинов, которые численностью в двадцать человек могут победить двести врагов. К примеру «Если в строю двадцать крепких духом и телом храбрых воинов, они превзойдут двести врагов по силе. ...Таким образом, пять тысяч подготовленных, крепких физически мужчин превосходят пятьдесят тысяч неорганизованных и физически, и морально слабых воинов, выходят победителями над ними» (13,133).

Ахмад Дониш, высказываясь относительно всесторонней военной и физической подготовки воина с чувством высокой ответственности и заботы, побег воина с поля брани приравнивает предательству и с презрением выносит такому человеку приговор смертной казни. Иначе говоря, по мнению мыслителя, воин, которого родина воспитала, обучила, всячески обеспечивала материальными благами, доведя его до совершенства, не должен проявлять неблагодарность и трусость: « И тот воин, что бежит с поля брани, должен своей кровью смыть этот позор(13, 149). В этих мыслях Ахмада Дониша слышатся отголоски следующего бейта великого Саади: Коль воина увидишь повернувшегося спиной к врагу, Убей его без сожаленья, если не был убить противником. (27, 198) Такое правило было на пользу воспитания будущего поколения и служило своего рода залогом победы над врагом. Ибо воин, придерживающийся этого изречения, сражался на поле брани до последних сил, оказывая сопротивление врагу. Можно, в этой связи, привести множество примеров из Великой Отечественной Войны 1941-1945гг, когда за побег с поля битвы или переход на сторону врага, воинам и офицерам выносили смертный приговор, объявляя их предателями родины.

Роль и место эстетического воспитания в педагогическом учении Ахмада Дониша

Ахмад Дониш является одним из крупнейших мыслителей своего времени, чье творчество не только оказало воздействие на возрождение эстетической мысли таджикского народа, но и стимулировало ее заметное развитие и совершенствование. Ахмад Дониш считается не только теоретиком и пропагандистом эстетических взглядов, но и входит в когорту мыслителей, которые хорошо разбирались и владели многими профессиями и искусствами, к которым они обращались, в качестве примера, в процессе выражения своих эстетических взглядов. Подтверждением тому могут служить высказывания таких современников и последователей мыслителя как, Шахин, Хайрат, Тамкин, Хашмат, Садри Зиё, Музтариб, Айни и др. относительно его величия и личностных качеств. Так, к примеру, Садри Зиё в своём сочинении «Тазкорулашор»(«Антология поэзии») пишет, что « Ахмад Махдум, наделенный титулом Дониш (знаток Ахмад) и известный в таджикской литературе под псевдонимом Ахмад Калла (умный или головастый Ахмад) был человеком уникальным в знании многих наук, непревзойденным талантом, владеющим всеми искусствами, редким чтецом слова божьего, знатоком истории и сочинений о пророке, равный Бехзоду и Мани в изобразительном искусстве, подобным Улугбеку в науке астрономии, не уступающим в каллиграфии Мирали, в музыкальном искусстве подобным небесной Венере, в графике и черчении равным мастерству Миршафеи, в одаренности врачевания Абуали, в щедрости и благородстве Хатамом Тайским, не уступавшим в поэзии Саади, а в прозе Ваизу Кошифи. Его сочинения - «Редкостные события» и «Эталон религиозности» тому яркое свидетельство» (162, 10).

В действительности, эти строки Садри Зиё вовсе не являются беспочвенными и пустыми хвалебными словами, ибо Ахмад Дониш на самом деле был широко осведомлен и в тонкостях владел всеми этими науками и искусствами.

В своей известной касиде (оде), посвященной эмиру Музаффару, в годы его правления (1860-1885), поэт в противовес поэтам панегирикам, прославляя не самого эмира, а ученых и искусных мастеров его страны, советует эмиру использовать истинных ученых и знатоков своего дела в процветании государства, всячески поощрять их. Краткое содержание касыды следующее:

Слышал я от мудреца (одного), что царям, Надлежит приблизить к себе следующих людей: Всех искусных мастеров, истинных ученых, набожных, Всех истинных знатоков слова и красноречивых мужей. Во-первых, ученого, знающего науку богословия, который Может предсказать состояние его нынешнее и будущее. . (15, 192).

Как мы смогли убедиться, в словах Садри Зиё и в касыде Ахмада Дониша речь идет о представителях всех тех профессий и занятий, которые были необходимы для процветания общества, многими которыми владел сам Дониш. Бесспорно, что великий просветитель таджикского народа был непревзойденным знатоком во многих науках и тонким политиком Бухарского эмирата, чьими знаниями и советами в течение долгого времени пользовались при дворе. Однако, убедившись, что, во благо развития образования и общества Бухары, им движет страстное желание осуществить реформу, которую считал жизненно необходимым актом, главы эмирата стали избегать его советов и общения с ним.

Основное содержание эстетических воззрений Ахмада Дониша, в целом, составляют его размышления и суждения относительно проблемы взаимосвязей таких видов искусств, как поэзия, музыка, риторика, стилистика поэтической речи, живопись и каллиграфия, зодчество, а также вопросов, касающихся эстетического восприятия, причин проявления добра и зла в человеке. Размышления мыслителя, вокруг этих вопросов, нашли свое отражение в таких его сочинениях, как «Редкостные события» и «Тетрадь воспоминаний».

Дониш называет поэзию благороднейшей разновидностью искусства и проявлением совершенства человечества. (13, 67). Он подчеркивает, что сочинение содержательных, глубоких по смыслу и логически стройных стихотворений является предметом гордости и славы поэта: «Другое занятие, которым гордятся люди калама и благодаря которому добиваются успеха и превосходства над другими людьми, - это сочинение стихов с изящной формой и глубоким содержанием» (13,59). Продолжая размышления об искусстве поэзии, Дониш подчеркивает, что если же стихи состоят из сквернословия, пустой болтовни и брани, панегириков правителям и власть имущим, то такие стихи мерзки и заслуживают лишь осуждения:

О ты, восхваляющий царей и вельмож,

Обучившийся этому деянию у самих чертей.

В чем смысл обучения чертей?

В воспитаниии поклонения невеждам.

О ты, чьи воспитатели- черти, позор тебе! (13, 60).

Целью жизни поэта, как человека, является вовсе не сочинение низкопробных, пустословных, фальшивых стихов, восхваляющих подлость природы человеческой личности, но, прежде всего, как считает Ахмад Дониш, стремлении достичь совершенства и посвятить себя служению высокой музы.

Обращение Ахмада Дониша к критике безнравственных и бессмысленных стихов было неслучайно, ибо по причине деградации духовности и падения нравственности эмиров среди поэтов начало развиваться направление стихотворчества, которое было по душе и соответствовало запросам правящего класса. Такие стихи, обычно зачитывались в присутствии эмира и его приближенных для их увеселении и пробуждения похоти, примеры которых мы иногда можем встречать также в сочинениях Шахина, Вазеха и Савдо. Так, Шахин утверждал, что в тот период мудрые и глубокие по своему содержанию стихи не приветствовались среди представителей правящего класса, пребывающего в состоянии невежества, и им больше по душе были вздор и бессмыслица:

Мудрец (поэт), что тонко объяснял тайны мирозданья, Теперь восхваляет лизоблюдов и стол богатый на пиршествах. Коль можешь не говори других слов кроме как бессмыслицы, Ты будь пустозвоном, а мы будем вторить тебе. (15, 183).

Дониш, обращаясь к своим детям и другой части молодежи, прислушивающейся к наставлениям и мудростям жизни, говорит, что человеку надобно дорожить своим временем, не тратить его попусту и посвятить себя ежедневному чтению книг, усвоению наук и профессий, тогда каждое сочиненное им стихотворение может иметь успех, найти понимание и принести пользу обществу. Писатель порицает всех тех людей, которые в силу самообольщения выставляют свои никчемные стихи шедевром поэзии и подчеркивает, что они никогда не обретут совершенства. Ибо, бахвальствуя несовершенными стихами, такие люди доказывают только свою глупость. Ахмад Дониш пишет, что красота стихотворения кроется не только в ее внешней форме, стройности и певучести строк, но также в глубине их содержания и логике выражения мысли.

Исходя из этих принципов, писатель призывает молодежь к восприятию красоты в поэзии, восприятию культуры выражения мысли в поэтической форме, и сочинение стихов, наполненных высоким смыслом и содержанием, считает высочайшим искусством. Он также отмечает, что, высказывая свои мысли в стихах, необходимо сохранять такт и приличие, быть кратким и говорить стихами по необходимости. Стихи надобно писать таким образом, чтоб ты на каждый вопрос мог дать несколько ответов и не чувствовать, при этом затруднения.

Похожие диссертации на Реформаторские взгляды Ахмада Дониша в обновлении системы образования в Бухарском эмирате : XIX и начало XX веков