Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала Алиева Эвелина Факировна

Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала
<
Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алиева Эвелина Факировна. Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Алиева Эвелина Факировна; [Место защиты: Моск. псих.-соц. ин-т]. - Москва, 2009. - 178 с. РГБ ОД, 61:09-13/1545

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Игровой компонент воспитания толерантности в научно- теоретическом освещении 15

1.1. Происхождение, природа и сущность игры 15

1.2. Этническая самоидентификация в кросскультурном социальном и образовательном пространстве 33

Выводы по первой главе 80

ГЛАВА 2. Роль и место этнического игрового материала в процессе воспитания толерантности 85

2.1. Общее и особенное в воспитательном потенциале народных игр как основе их классификации в педагогическом контексте 85

2.2. Организационно-педагогические аспекты воспитания толерантности посредством этнического игрового материала 110

Выводы по второй главе 127

Заключение 133

Библиографический список 138

Введение к работе

Консолидация этнического самосознания, пробуждение национальной жизни и национальных движений - важный и одновременно небезопасный фактор современности.

Этнокультурное многообразие людей не сходит с исторической арены, несмотря на распространение урбанизации и нивелирующих форм массовой культуры, а также рост межгосударственных и межличностных контактов и взаимосвязей.

Переходя все в большей мере из сферы материальной в сферу духовной культуры и самосознания, этничность утверждает себя как устойчивая совокупность поведенческих норм. Конкурентные отношения, продвижение по службе, жизненный успех оказываются связанными в многонациональных коллективах и обществах в целом с принадлежностью к той или иной культуре, с ее статусом и сферой распространения.

Вместе с тем восприятие единства человечества, многообразия мира, взаимозависимости состоит в уважении прав другого (в частности права быть иным, непохожим), в воздержании от причинения обиды, вреда и зла.

Толерантная позиция человека может формироваться, развиваться и совершенствоваться в результате активной направленной воспитательной деятельности.

Современные требования к образованию предполагают усвоение и передачу и национальных, и общечеловеческих ценностей. Это позволяет ориентироваться и действовать не только в типовых, но и нестандартных ситуациях, адаптироваться к жизни в поликультурном пространстве, быть мобильным, социально состоявшимся, открытым для общения с людьми разных культур, разных народов, разных религий.

В настоящее время многие ученые обращаются к разработке моделей образования этнопедагогической направленности (С.К. Бондырева, Г.В.Давлекамова, О.И. Давыдова, Р.В. Комраков, Е.В. Кузнецова, Д.Н.Латыпов, Н.А. Матвеева, Л.Н. Мукаева, А.Л. Полякова, И.О. Попова, Г.А. Станчинский и др.). Существенное значение имеют работы в области поликультурного образования (В.А. Ершов, В.И. Матис, Г.В. Палаткина и

ДР-).

Значительный вклад в развитие и обогащение теоретических

представлений о народной педагогике внесли в 50-70-е годы XX века

научные труды Г.Н. Волкова, М.Г. Тайчинова. Они определили

принципиальный подход к оценке и использованию педагогического опыта

народов России, обосновали идею о необходимости изучения народных

традиций воспитания.

Многочисленные педагогические исследования доказали, что народная игра помогает ребенку усвоить социальный опыт многих поколений. В народных играх развиваются первоначальные умения, позволяющие детям соотносить собственные и общественные ценности (P.M. Абдулаева, И.В.Абрашина, Е.М. Аг-оол, А.В. Акопов, Т.Г. Аниконова, В.Х. Аюбов, Е.А.Барахсанова, Л.В. Богданова, В.М. Букатов, К.Ф. Герлинг, Е.Н. Данилова, СЕ. Кайгородов, А.С. Набиуллина, Х.Д. Ооржак, Г.И. Погадаев, Т.Е.Райцева, Д.Б. Сушенцева, Т.Э. Уметов).

За последние десятилетия народные игры стали предметом исследования также психологов и этнографов (Т.П. Березина, Т.А. Бернштам, В.М. Григорьев, СВ. Григорьев, Д.И. Латышина, И.С Слепцова, И.И.Шангина).

Однако до настоящего времени значение народных игр в воспитании толерантности еще не изучено в достаточной мере. В частности, не

исследованы теоретические основы игрового компонента воспитания толерантности, общего и особенного в воспитательном потенциале народных игр, технологий их применения в практике воспитания толерантности.

Историография вопроса. В педагогике и смежных областях знания накоплен весьма обширный и ценный материал о природе феномена игры, в частности народных игр, рассматривается проблема, центрированная на существующих в народных играх сходствах и различиях. Достаточно много исследований посвящено психологической сущности толерантности, теоретическому обоснованию и технологиям воспитания толерантности.

В последние десятилетия все большее значение, особенно в западной научной литературе, приобретают кросскультурные исследования для изучения вариабельности и корреляции тех или иных черт культуры у народов мира. Выявленные группы признаков позволяют, например, проецировать содержащиеся в народных играх и. праздниках ценностно-педагогические смыслы на сферу воспитания толерантности (Lynda Jones, Beverly J. Klug). Специальное внимание уделяется изучению общего и особенного в мультикультурном образовании (Joel Б> Spring).

Предметом научной рефлексии становится комплекс причин нетерпимости вообще и этнической интолерантности - в особенности (Donaldo P. Macedo; Lilia I. Ваггоіотй). Авторы фокусируются на изучении границ, трудностей и противоречивости процесса этнической самоидентификации (Cameron McCarthy). При этом отмечается тенденция, свидетельствующая о связи этого процесса с мультикультурным личным опытом учащихся (Linda Watkins-Goffman), а также с трудностями, вызванными неравенством школьников. К причинам такого неравенства относятся проблемы расы, социального класса, пола и способностей (Carl А. Grant, Christine Е. Sleeter).

В основанных на современных исследованиях практических

рекомендациях для учителей авторы подчеркивают необходимость учитывать культурное разнообразие контингента учащихся в организации педагогического процесса (Bonnie М. Davis, Concha Delgado-Gaitan. Neal A. Glasgow, Sarah J. McNary, Cathy D. Hicks). Специальное внимание уделяется проблемам подготовки и переподготовки учителей, директоров школ и чиновников сферы образования в области поликультурных технологий (Rosemary С. Henze, Caroline S. Clauss-Ehlers, Jeffrey A. Kottler, Randall B. Lindsey, Kikanza Nuri Robins, Raymond D. Terrell, Sherry Marx, Carrie Rothstein-Fisch, Mary E. Dilworth).

В отечественной литературе достаточно широко охарактеризован воспитательный потенциал народных игр: адыгейских (Н.К. Куприна, Л.Х.Цеева, К.Д. Чермит), башкирских (Г.Р. Шагапова), бурятских (Д.В.Посходиева), дагестанских (P.M. Абдулаева), карельских (Н.П.Смирнова), монгольских (Бизъяагийн Сарантуяа), русских (И.В.Абрашина, К.Ф. Герлинг, О.Ю. Киселев, Т.Б. Козлова, М.Ф. Литвинова, Е.В.' Протасова, А.А. Таран), хакасских (О.Н. Кышпанакова, А.И.Челтыгмашев, Г.Н. Кидиеков, А.Е. Сербигешев, Ж.Г. Толмашова). Самобытные педагогические традиции представлены в играх народов Крайнего Северо-Востока России (А.Н. Фролова), народов Северного Кавказа (А.В. Акопов), народов Средней Азии и Казахстана (Т.Э. Уметов), народов Урала (А.С. Набиуллина).

Приведенные исследования позволяют судить об общем и особенном в аспекте оценки воспитательного потенциала отечественного и зарубежного этнического игрового материала. Между тем ни в зарубежной, ни в отечественной литературе практически нет специальных работ, посвященных применению в образовательных процессах народных игр с учетом их

потенциала по предотвращению и (или) преодолению этноцентризма и интолерантности.

Рефлексия данного положения обусловила определение проблемы диссертационного исследования, которая состоит в выявлении ведущих тенденций преодоления противоречия между потребностью воспитания толерантности в кросскультурном социальном и образовательном пространстве современной России, с одной стороны, и дефицитом научно-теоретического обоснования использования в русле обозначенной потребности педагогического ресурса этнического игрового материала - с другой.

Установленная проблема обусловила, в свою очередь, выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала».

Объектом исследования являются народные игры как этнопедагогический феномен.

Предмет - воспитание толерантности посредством этнического игрового материала.

Цель исследования - обосновать научно-педагогические подходы к отбору и применению этнического игрового материала в процессе воспитания толерантности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

1. Определить научно-теоретические основы педагогического ресурса
этнического игрового материала в воспитании толерантности.

2. Выявить общее и особенное в воспитательном потенциале народных игр.

3. Обосновать педагогические условия и предпосылки эффективности
использования этнокультурного феномена народных игр как средства

воспитания толерантности.

4. Разработать научно обоснованную типологию этнического игрового

материала как педагогического ресурса в русле исследуемой проблемы.

Методологическую базу исследования составляют положения и разработки современной истории, философии, социологии, психологии и педагогики об игровой природе культуры; культурологический, аксиологический, средовой подходы; идея культуросообразности образования.

Методологической основой диссертации являются также общие теоретико-методологические принципы изучения фольклора, археологии, истории, этнологии, лингвистики. Важное методологическое значение для исследования имела теория этноцентризма американского этнографа, историка и социолога Уильяма Грэхема Самнера, его вклад в теорию игры.

Методами исследования являются: теоретический анализ философской, исторической, педагогической, психологической, этнографической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ фактов, документов, взглядов в аспекте исследуемой проблемы.

Особое значение для настоящего исследования имеет сравнительно-типологический метод, поскольку его применение обусловлено утверждением, что в развитии новые элементы образуются из уже существующих феноменов.

Сравнительно-исторический метод, в свою очередь, направлен на изучение конкретных элементов: лишь через них раскрывается исходная структура и ее эволюция, что позволяет сравнивать элементы предположительно общего происхождения. Использование сравнительно-исторического метода в данном диссертационном исследовании позволило осуществить систематизацию этнопедагогического игрового материала. Во-

первых, сравнительно-исторический метод предусматривает рассмотрение явлений в развитии и раскрытии их многообразных сторон, свойств, присущих данному процессу развития. Во-вторых, обозначенный метод позволяет широко охватить изучаемые явления, так как исследователь имеет возможность проследить характер связей отдельных явлений на фоне других, аналогичных им. В-третьих, сравнительно-исторический метод служит основой для типологизации явлений и процессов, так как помогает выделить критерии для построений типологий и выявления существенных (отличительных) признаков явлений.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается комплексом взаимодополняющих методов исследования; теоретическим анализом психолого-педагогической, философской, культурологической, этнологической и методической литературы по проблеме исследования; обширным спектром исторических источников - сборниками народных игр разных народов.

Научная новизна работы. Произведен анализ и синтез теоретических основ игрового компонента воспитания толерантности: научных положений о происхождении, природе, сущности и воспитательно-социализирующем компоненте игры; об этнической самоидентификации детей и подростков в кросскультурном социальном и образовательном пространстве как обязательной предпосылке воспитания толерантности у учащейся молодежи.

С современных методологических позиций охарактеризован ряд идей: о неизбежности появления игры в филогенезе; о всемирно-историческом единстве игры как мощного инструмента познания природы и человеческих отношений; об атональной природе игры и ее ключевом значении в сотворении отдельным человеком своей судьбы как «произведения искусства».

Доказано, что в двуединстве игры и культуры именно игра есть первичный, объективно воспринимаемый, конкретно установленный факт. Игровой элемент так или иначе присутствует почти во всех явлениях национальной и общечеловеческой культуры.

Обосновано, что игровые формы деятельности имеют особое значение для успешного и быстрого- включения ребенка в социум, поскольку они выступают как модели поведения, обладающие мощным педагогическим ресурсом.

Теоретическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования позволяют на теоретическом уровне существенно дополнить и уточнить имеющиеся представления о специфике педагогического ресурса этнического игрового материала в русле проблемы воспитания толерантности.

Представленная с современных методологических позиций классификация народных игр в- аспекте исследуемой проблемы позволяет определить как общие для нескольких или всех народов тенденции, так и особенные, этнонациональные традиции, обосновать педагогическое обеспечение их использования в процессе воспитания толерантности.

Обоснованы организационно-педагогические условия для воспитания толерантности посредством использования народной игры, несущей в себе, с одной стороны, общечеловеческие ценности, а с другой - создающей возможности для этнокультурной идентификации.

Практическая значимость. Результаты диссертационного

исследования создают методологическую, теоретическую и фактологическую основу для составления учебных программ и формирования содержания соответствующих разделов педагогических дисциплин в рамках государственного образовательного стандарта, разработки спецкурсов и

спецсеминаров для студентов системы среднего и высшего профессионально-педагогического образования, а также для слушателей системы повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров. Выводы и основные положения диссертации также могут способствовать более глубокому освещению проблемы использования этнического игрового материала в исследованиях, посвященных вопросам воспитания толерантности.

Этапы исследования:

  1. первый этап (2006 - 2007 гг.) — теоретический анализ и обобщение основных факторов, обусловливающих предназначение народной игры в кросскультурном социальном и образовательном пространстве в аспекте исследуемой проблемы;

  2. второй этап (2008 - 2009 гг.) — систематизация и обобщение результатов исследования, а также их апробация, формулирование основных положений и выводов.

Апробация и применение основных результатов исследования. Основные положения исследования использованы при реализации проекта в области образования, культуры, искусства и общественной дипломатии «Формирование информационно-образовательной среды по пропаганде толерантности и профилактике насилия среди детей и подростков с использованием анимационного мини-сериала «Азбука дружелюбия со Смешариками» (2007 - 2008 гг.) в рамках работ по гранту Международного гуманитарного общественного фонда «Знание».

Результаты исследования докладывались на «круглом столе» «Формирование толерантности и профилактика ксенофобии в системе образования» в рамках проведения IV Всероссийского съезда психологов России (Москва, 8-12 декабря 2008 г.).

Основные выводы и результаты диссертационного исследования применялись соискателем в рамках обучающего семинара для руководителей средних общеобразовательных учреждений, представителей администрации и специалистов (заместителей руководителей по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов, учителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений) г. Москвы и Московской области по проекту «Внедрение комплекса программ, обеспечивающих формирование гражданской идентичности в системе общего образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 гг.; мастер-класса «Выбор наиболее эффективных методов и технологий формирования гражданской идентичности личности с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся начальных классов (преемственность дошкольного и начального школьного образования)» (Москва, 24 - 26 октября 2008 г.).

Результаты исследования апробировались на пилотных площадках: НОУ «Образовательный центр «ДИВО» (Нижний Новгород); факультет психологии Южного федерального университета; Южно-Российский фонд развития толерантности и профилактики экстремизма (Ростов-на-Дону); факультет психологии Томского государственного университета (Томск).

Основные положения исследования представлены в научных журналах, сборниках, размещены в сети Интернет на образовательном портале

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнические модели мира и социума, эти абстрактные символические карты человеческого опыта, составляют игровую среду, обладающую воспитывающим и обучающим потенциалом. Различаются четыре класса народных игровых моделей: загадки и головоломки; вероятностные игры; стратегические игры; эстетические деятельности. Эти игры моделируют

связи между индивидом и природой, индивидом и элементами случайности в его опыте, индивидом и другими людьми, индивидом и социальными ценностями, суждениями и нормами.

  1. Культурные объекты, присваиваемые учащимися, должны быть моделями реальных видов деятельности, имитировать проблемы, которые находятся вне самоцельной игры.

  2. Этническая самоидентификация детей и подростков посредством игровой деятельности в кросскультурном социальном и образовательном пространстве является непременным условием и предпосылкой воспитания толерантности.

  1. Решающим фактором воспитания толерантности является формирование у подрастающего поколения готовности к принятию единства общего и особенного в восприятии мира.

  2. Центральной задачей воспитания толерантности становится доведение до сознания учащихся того факта, что успехи людского общежития, которыми пользуются в большей или меньшей степени отдельные народы, являются результатом межэтнического диалога, взаимообогащения и взаимовлияния народов. Призванием педагогов является их личностная потребность и профессиональные способности демонстрации учащимся ярких и убедительных примеров, символизирующих органическую взаимосвязь местной цивилизации с общечеловеческими ценностями, участия отдельного народа в общей культурной работе человечества.

6. В огромном разнообразии этносов и несомых ими культур, верований,
обычаев, установлений заключено богатство воспитательного материала,
содержания образования, усвоение которого личностью способствует
совершенствованию ее собственно человеческих свойств и качеств. Условием

воспитания толерантности является межкультурное обучение, знакомящее в современной школе со спецификой культур разных народов и этносов.

7. В народном игровом материале, воспитывающем толерантность,
имеется общее и особенное, что позволяет на теоретическом уровне
обосновать типологизацию этнического игрового материала в
социализационно-воспитательном и образовательном процессах. Идея
единства общего и особенного дает понимание феномена человека,
обладающего коренным, извечным и неизбывным родством и одновременно
вторичностью отличий людей друг от друга.

8. У каждого этноса есть народные игры, сходные и даже однотипные с
игровым наследием других этносов. Это создает педагогическую основу для
обоснования, во-первых, общих корней их происхождения и, во-вторых, для
утверждения идеи о родстве всех людей на земле. Формирование
представлений о многообразии мира игр является фактором развития у
детей, подростков и юношей чувства уважения и любви не только к своим
национальным играм, но также и к игровой культуре других ближних и
дальних народов.

9. При моделировании обновленной парадигмы педагогической
классификации народных игр выявляется компонент, направленный на
духовное совершенствование и личностный рост учащихся, расширение их
историко-культурного кругозора и повышение уровня национального
самосознания. Это одновременно становится и необходимой предпосылкой
педагогического обеспечения воспитания толерантности посредством
этноигрового материала.

Структура исследования. Диссертации состоит из двух глав, введения, заключения, библиографии.

Происхождение, природа и сущность игры

Феномен игры имеет развернутое обоснование в философско-культурологическом аспекте. Различия в культуре, нравах, физическом облике и обычаях племен и народностей наблюдали еще древнегреческие мыслители. Французский просветитель XVIII века Монтескье установил определенную зависимость духовного склада и образа мышления народов от их образа жизни, климата и ряда социальных факторов. Чем более народы общаются друг с другом, тем легче они изменяют свои обычаи, так как они чаще видят друг друга и лучше замечают особенности (77).

В России наиболее видным представителем этнической психологии является профессор философии Московского университета Густав Густавович Шлет (1879-1937). Философскую квинтэссенцию этнопсихологической концепции можно свести к следующему положению, сформулированному мыслителем: «Определяющие источники всякого конкретного переживания лежат в духовном укладе, который предопределяет действия и переживания не только индивида, но и всякой группы».

В конце 1920-х годов прошлого столетия проблемы этнической психологии оказались в поле зрения культурно-исторической школы, во главе который стоял Л.С. Выготский (1896-1934). Одна их основных идей его заключалась в том, что психическая деятельность человека в процессе культурно-исторического развития опосредствуется психологическими орудиями, выдающееся место среди которых занимает игра.

В современной этнопсихологии развивается концепция, связанная с изучением влияние культуры на формирование народного характера. Она называется по-разному: «структура основной личности», «культура и личность», «культурная антропология», «культура и этнопедагогика», но суть одна - детерминантом национальной психологии признается культура, действующая на личность и формирующая ее.

Эти идеи подробно развил и обогатил большим фактическим материалом голландский историк культуры и философ истории Иохан Хёйзинга (1872-1945). В своем трактате «Homo Ludens» («Человек играющий») мыслитель убедительно доказал, что вся человеческая культура возникает в форме игры (219).

Даже те виды деятельности, показал Хёйзинга, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей, как, например, охота, в архаическом обществе стремятся найти для себя форму игры. Общинная жизнь облекается в покровы надбиологических форм, которые придают ей высшую ценность, через игру. В этих играх общество выражает свое истолкование жизни и мира. Культура в ее изначальных фазах имеет характер игры, осуществляется в формах игры и проникнута ее настроением. В этом двуединстве игры и культуры игра есть первичный объективно воспринимаемый конкретно установленный факт. Игровой элемент так или иначе присутствует почти во всех явлениях культуры.

Необходимо уделить внимание прежде всего глубоким эстетическим особенностям игры. Почему ребенок визжит от восторга? Почему игрок забывает себя от страсти? Почему спортивные состязания приводят в неистовство многотысячные толпы народа? Накал игры не объяснить никаким биологическим анализом. Между тем именно в этом накале, в этой способности приводить в исступление состоит ее сущность, ее исконное свойство. Этот элемент, шуточность, забавность игры определяют ее сущность.

Игра устанавливает порядок, она сама есть порядок. Порядок, устанавливаемый игрой, непреложен. Малейшее отклонение от него мешает игре, вторгается в ее самобытный характер, лишает ее собственной ценности. Эта глубоко внутренняя связь с идеей порядка и есть причина того, почему игра в столь значительной мере лежит в области эстетического. Игра склонна быть красивой. Этот эстетический фактор есть стремление к созданию упорядоченной формы, которое пронизывает игру во всех ее проявлениях. Необходимо подчеркнуть, что в каждой игре - свои правила. Стоит лишь отойти от правил, и мир игры тотчас же рушится.

Игровая функция может быть сведена в основном к двум аспектам, в которых она себя проявляет. Игра- это борьба за что-то или демонстрация этого «что-то». Обе эти функции могут и объединяться, так что игра «показывает» борьбу за что-то или же превращается в состязание в том, кто именно сможет показать что-то лучше других.

Дети воображают нечто иное, более красивое, или более возвышенное, или более опасное, чем обычно. Ребенок - то принц, то отец, то злая ведьма, то тигр. Он испытывает при этом такую степень восторга, которая подводит его вплотную к мысли, что он — это и есть, не вытесняя, однако, полностью из своего сознания «обычной действительности». Ребенок играет в полном самозабвении, можно с полным правом сказать - в священной серьезности. Тем не менее он играет и сознает, что играет (241).

Этническая самоидентификация в кросскультурном социальном и образовательном пространстве

На народных играх учатся, но их не преподают, только сообщают «правила игры». Их усваивают без принуждения, добровольно, самостоятельно и с удовольствием (249).

Игровая технология довольно строго отделена от более серьезных сторон социальной и личной жизни. Она как бы отрезана от насущных проблем выживания и благосостояния. Игровая технология предназначена для тренировки в решении этих проблем, поэтому она имеет широкий простор для экспериментирования. Она должна позволять ошибаться без тяжелых последствий, опасных для окружающих.

Иными словами, игровая технология обеспечивает профилактику опасных, сложных, ошибочных действий путем их безвредной тренировки.

Мотивация усилий встроена в сам процесс игры-учения. Позитивное подкрепление деятельности игры содержится в самой этой деятельности. Для учащихся она самоцельна - содержит в себе свои цели и источники мотивации (удовольствие).

Однако культурные объекты, присваиваемые учащимися, должны быть действительными моделями серьезных видов деятельности. Они обязаны быть изоморфными проблемам, которые находятся вне самоцельной игры, - в суровой действительности.

Чтобы индивидуализировать учение, активная игровая технология позволяет ученику продвигаться вперед с оптимальной для него скоростью в открытии им ее свойств и в выполнении ее «требований», то есть задач. Наконец, она обязана незамедлительно информировать ребенка о результатах его действий.

Что же именно тренируют эти культурные объекты в личности? Загадки и головоломки упражняют в поиске причин явлений и действий под поверхностными проявлениями. Они задают так называемую активную перспективу.

Вероятностные игры учат справляться с последствиями тех обстоятельств, причинами которых нам не дано управлять. Они задают так называемую пассивную перспективу.

Стратегические игры предполагают развитие так называемой взаимной перспективы. Д.Г. Мид назвал бы ее перспективой «важного другого». Соль стратегической игры, как это показал Джон фон-Нейман, заключена в следующем: ее участники смотрят друг на друга как на людей, способных смотреть на них так же, как это делают они (296).

Эстетические сущности тренируют так называемую судейскую перспективу. «Игрок» здесь смотрит на себя со стороны и оценивает «игру» в целом. Он учится быть и судьей, и подсудным в одно и то же время.

Ни одна из названных перспектив не сводится ни к одной иной или ко всем остальным. Человек социализированный, то есть приобретший социальное «Я», принимает любую из этих четырех перспектив. Он умеет реагировать на них и манипулировать ими по одной, попарно, по трем сразу, по четырем, если того потребует задача.

Каждую перспективу можно рассматривать как часть единого социального «Я». Тогда социализированный индивид (личность) будет состоять как минимум из четырех компонент.

Первая компонента — активная (действующая на среду) перспектива. Вторая - перспектива пассивная, испытывающая на себе воздействия среды. Третья - перспектива ответного действия, учитывающая реакцию среды на эти воздействия. Четвертая - оценочная перспектива. Социальное «Я» не является врожденным, оно созревает в результате учения и научения, которые в огромной мере направляются народными моделями поведения - народными играми.

Символические по своей природе народные модели поведения учат также распознаванию и интерпретации знаков в той или иной семиотической системе. Обозначенные четыре перспективы образуют подсистему, которая функционирует как часть общей системы обработки информации человеком.

Эта система обеспечивает вероятность и осуществимость таких рефлексивных диалогов, как: «Я бы не прочь сделать то-то и то-то. Папа, конечно, одобрит, но он не много смыслит. Мама сразу же поймет все и не одобрит. Это незаконно, но друзья сказали бы, что это классно».

Подобные рефлексивные процессы взвешивают возможность осуществить действие, его последствия, перспективу оценки друзей и врагов, а также мнение судьи. Полностью социализированный человек в состоянии эмоциональной уравновешенности должен обладать такой системой управления. Она позволяет ему рассматривать себя с точек зрения, которые в терминах антропологии предстают как народные игровые модели (312).

Разумеется, современные обучающие и воспитывающие среды более динамичны и сложны, чем народные модели. Строго следуя их логике и тысячелетнему опыту успешного функционирования в качестве агента социализации, воспитывающая и обучающая среда сегодняшнего дня требует для своего конструирования более утонченной технологии. Обучение и воспитание в целом много выигрывают от включения в себя народных моделей поведения (55).

Общее и особенное в воспитательном потенциале народных игр как основе их классификации в педагогическом контексте

Образование призвано служить предотвращению агрессивной нетерпимости - прародительницы междоусобиц любого типа. Существует культура, способная решить указанную задачу и благодаря этнокультурным своеобразиям, и вопреки данным особенностям. Это гуманитарное по своему характеру знание, соединенное с пониманием границ, пределов и специфики применения естественнонаучного метода.

Система знаний, с позиций которой может быть установлен диалог между представителями различных этносов, удаленных друг от друга в культурном отношении, задается базовым человекознанием. Оно обладает свойствами нейтрализовывать религиозные, философские, экономические, политические, военные, культурно-бытовые, идеологические и иные психогенные перегородки между людьми. Это знание-ценность, знание-отношение и знание-переживание: эмоционально окрашенное осознание своих глубинных, сущностных мотивов, интенций, интересов, страстей, надежд. Это также знание о многообразии противоречий между людьми и абсолютной необходимости и возможности их преодоления, мирного разрешения.

Системообразующий компонент образования - понимание человеком самого себя. Только при этом условии он способен понять других, признать правоту каждого не как враждебное себе, а как подлежащее уравновешению, гармонизации, переговорно-компромиссному урегулированию. Понять себя — значит понять равнозначность фундаментальных страстей, которые нельзя обойти ни одному человеку потому только, что он - человек; а стало быть, движущих сил поведения, первопричин желаний и истоков мыслей, обслуживающих желания.

Для предотвращения ксенофобии важно усвоение идеи человека как единства общего, особенного и отдельного. Идея общего дает понимание общечеловеческого как сущностного родства, коренного единства, а не только сходства всех людей, живших, живущих... Идея особенного, в свою очередь, дает понимание неизбывности и вместе с тем вторичности отличий людей. Это происходит как в исторически, так и в синхронистически сложившихся и складывающихся в самых разных по объему и типу группах людей. Идея отдельного дает понимание индивидуальной неповторимости личностных свойств каждого отдельного человека, неисчерпаемой глубины и ценности каждой единичной жизни. Идея единства всеобщего, особенного и отдельного дает понимание называемой человеком сложности, одновременно обладающей коренным, извечным и неизбывным родством (316).

Проблема воспитательного потенциала народных игр детерминирует необходимость уделить внимание теоретическому аспекту общего и особенного в этнопедагогике. Крупнейший отечественный специалист в данной отрасли научного знания Г.Н. Волков разработал самые важные аспекты национально-региональной и этнической культуры воспитания, осветил этнопедагогическую систему как национальный и общечеловеческий феномен.

Общность педагогических культур Г.Н. Волков объясняет следующими факторами: общностью исторических условий развития разных народов; общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями; общностью основ народной психологии; общностью географических условий; взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.

Эта общность проявляется в представлениях народа, например, в таком образе, как «единство людей». Поговорка «В единении - сила» на многих языках звучит как афоризм. Пословицы и поговорки разных народов, призывающие трудящихся к объединению своих усилий, звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл: в них показывается всесильность сплоченных людей и обреченность человека, оказавшегося вне общества. Например, «Громада — великий человек» (укр.), «Мир по слюнке плюнет, так - море» (рус), «Если весь мир плюнет, сделается озеро» (тат.), «Деревня цлюнет, озеро образуется» (морд.), «Один плюнет - высохнет, народ плюнет -получится озеро» (чув.), «Если вздохнуть всем народом - ветер будет» (рус), «Народ вздохнет разом - будет буря, топнет ногой разом - будет землетрясение» (кит.). У многих африканских народов в разных вариантах встречается поговорка: «Когда в реку войдешь дружной толпой, крокодил никого не тронет».

Мысль о силе солидарности ярко подчеркивается народами следующим образом: «Сноп без перевясла - солома» (рус), «Когда прутья в метле -богатырь не сломит, развязали метлу - по прутику переломает ребенок» (груз.), «Витая мочалка - веревка, невитая - сор» (чув.), «Муравьиная рать льва одолеет» (азерб.), «Мал муравей, а большую гору строит» (кор.), «Мал муравей, а роет склон горы» (чув.), «Сплоченность людей — нерушимая крепость» (кор.), «Слабые вместе - сила, сильные в одиночку - слабость» (чув.).

Организационно-педагогические аспекты воспитания толерантности посредством этнического игрового материала

Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством народной игры детерминирует необходимость определения критериев выбора этноигрового материала. Ряд отечественных и зарубежных специалистов полагают, что основания для оценки качества игровых технологий следует определять по параметру эффективности воспитания (212; 337). Так, игровая технология в большей мере способствует учению и научению, если, во-первых, она позволяет и способствует учащимся принимать больше перспектив по отношению к предмету игр. Во-вторых, если осуществляемая в игре деятельность более самоцельна. В-третьих, если игровая деятельность имеет в большей мере творческий характер. В-четвертых, если игра скорее, больше и адекватнее реагирует на действия учащегося. В-пятых, если, наконец, игра способствует рефлективному взгляду учащихся на себя.

Педагогический смысл игровой технологии предполагает ее гибкость, заключающуюся в том, что организованное игровое событие призвано благоприятствовать варьированию перспектив для его участников. Именно наличие возможностей для участников игры начинать с любой из перспектив с последующим переходом к другим вариантам и предопределяет использование ценностно-воспитательного потенциала игрового материала (245; 251; 264).

Чтобы стать самоцельной, игровая технология должна защищать своих участников от серьезных неприятностей. Действия в ней носят характер искусства для искусства, удовольствия ради удовольствия. Педагогический контекст игровой технологии предполагает прежде всего гарантии физической безопасности участников события. Не меньшее значение имеет поддержание среди них благоприятного психического и социального климата. Например, учащийся не должен испытать чувство собственной неполноценности либо принести вред своему будущему. Лучший способ овладения необходимыми умениями и навыками - оказаться в среде, в которой можно экспериментировать, ошибаться, догадываться, находить возможные решения без тревоги за свое реноме. Творческий характер игровым технологиям придает материал, который дает возможность ребенку самому открывать свои возможности.

Важным моментом в организационно-педагогическом контексте использования этнического игрового материала в практике воспитания толерантности является учет общего и особенного в полиэтнической школе мегаполиса и урбанизированных сообществах. Интеграция в мировое сообщество дает возможность народам сверить свою культуру и национальные ценности с мировой культурой и общечеловеческими ценностями. В педагогической действительности, как правило, возникает многонациональное окружение. Школы с многонациональным составом учащихся давно стали социально-педагогической реальностью и во многом определяют ее воспитательно-образовательную политику. Полиэтничность " ученического контингента имеет место в основном в школах с русским языком обучения и школах с параллельными языками обучения, хотя данные тенденции в незначительной степени характерны и для других видов школ (школы с нерусскими языками обучения).

Все школы Российской Федерации имеют в той или иной степени выраженный полиэтнический характер. Естественно, что в многонациональном окружении нередко сталкиваются разные социальные, национальные и религиозные ценностные ориентации, взгляды и поведенческие нормы. Несмотря на все социально-экономические коллизии, независимо от своей национальной принадлежности, дети ценят такие качества, как порядочность, доброта, трудолюбие, честность, справедливость, уважительность. Это именно те качества, которые носят общечеловеческий всеобщий характер и берутся за основу в педагогике любого народа. Отсюда возможен вывод о необходимости привлечения в практику учебно воспитательной работы современной школы педагогических идей народов, населяющих полиэтническую страну.

Народная педагогика является неотъемлемой частью культуры, выработанной тысячелетним опытом самых разных этнических общностей. Поэтому в любой этнокультуре имеется обширный воспитательный материал, особенно тот, который имеет общечеловеческий характер и несет в себе единые гуманистические начала. Полиэтничность школьных коллективов предоставляет, таким образом, современному учителю неограниченные возможности для анализа и сравнения национально-педагогических особенностей воспитания и их максимального использования в своей профессиональной деятельности.

Например, игры, праздники, прикладное искусство, трудовые традиции, нравственные идеалы и ценности и многие другие моменты жизни народов могут значительно обогатить содержание и процесс воспитания в современной школе. Их использование связано также с обращением к достижениям педагогической науки, к использованию опыта выдающихся педагогов прошлого, стоявших наиболее близко к народу и глубоко воспринимавших народную педагогическую мудрость.

Похожие диссертации на Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала