Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв. Артёмов, Сергей Викторович

Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.
<
Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв. Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв. Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв. Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв. Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Артёмов, Сергей Викторович. Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв. : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Артёмов Сергей Викторович; [Место защиты: Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина].- Рязань, 2010.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1479

Введение к работе

Актуальность исследования. В педагогической теории одним из основополагающих принципов является принцип целостности педагогического процесса, в ходе которого неразрывно реализуются цели обучения, воспитания и развития личности. Вместе с тем, современная педагогическая практика переживает глубокий идеологический кризис, выражающийся в отсутствии единой, четко сформулированной концепции воспитания личности. «Проблемы воспитания школьников не просто отошли на второй план, а катастрофически стали выпадать из целостной системы образования. Это объясняется отсутствием общегосударственной доктрины идеологических ориентиров, общенационального согласия по базовым ценностям, влияющим на духовное и морально-нравственное воспитание» (П.И. Третьяков). Деидеоло-гизация современной российской системы образования ставит под вопрос возможность целенаправленного формирования мировоззрения человека, воспитания духовно развитой личности. Вместе с тем, в условиях интеграции в европейское образовательное пространство в российской системе образования происходит переориентация на ценности западной культуры с попыткой построения национальной образовательной системы на их основе. Данные процессы девальвируют русские национальные ценности, подменяют национальное самосознание духом космополитизма, внося неразрешимые противоречия в проблему духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Современная образовательная практика столкнулась с рядом проблем, которые коренятся в теоретико-методологических основаниях образования и не могут быть разрешены на технологическом уровне. Прежде всего, это кризис мировоззрения, цели и смысла жизни у молодежи, недостаточный уровень духовно-нравственного развития самих педагогов, отсутствие целостной научной картины духовной реальности и согласия научного сообщества по ключевым вопросам духовно-нравственного воспитания, неспособность преодолеть полосу отчуждения между религией и культурой, примат прагматических целей в образовании. Данные явления обусловили разнонаправленное движение в среде российского общества, характеризующееся различными идеологическими установками и ценностными ориентирами, разнообразием целей и мотивов различных человеческих общностей, в том числе и в образовании.

В то же время государство стремится найти пути духовно-нравственного оздоровления российского общества и в этих целях активизировать воспитывающую функцию образования. Первостепенную значимость при этом обретает осмысление философско-педагогического наследия отечественных уче-

ных, хранящего в себе отголоски духовной и нравственной культуры человека и общества ХIХ века.

Конец ХХ и первое десятилетие ХХI вв. характеризуются повышенным интересом как зрелых, так и молодых ученых к проблеме духовно-нравственного воспитания, что свидетельствует о ее насущности в современном российском образовании. Данная проблема обусловила преобладающий интерес и направление научного поиска таких замечательных ученых современной России как В.И. Слободчиков, Н.Д. Никандров, А.Ф. Киселев, В.А. Беляева, Н.Е. Щуркова, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Е.А. Ямбург и других. Исследователи свящ. Е. Шестун, Т.И. Зверева, И.М. Коняева, Н.Н. Гатилова, СВ. Видов, Ю.В. Головина и другие посвятили свои научные труды изучению персоналий и педагогических систем выдающихся русских ученых, рассматривавших проблему воспитания духовности и нравственности личности в период ХVIII-XX вв. В работах Н.А. Зелевской и Л.О. Володиной процесс формирования у детей духовно-нравственных ценностей представлен на уровне института семьи, что определяет специфику научного поиска и преобладающий интерес к семейным ценностям воспитания. Г.В. Лисовенко, Т.В. Емельянова, А.С. Куликов, СБ. Рябчикова предпринимают попытку раскрыть значение традиционных ценностей отечественной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников без рассмотрения истории решения данной задачи в педагогике.

Глубина и полнота осмысления значения, истории, причин и определяющих факторов проблемы духовно-нравственного воспитания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. отличает работы Н.В. Рады «Развитие идеи духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике второй половины ХIХ - начала ХХ века (1861-1917 гг.)» и М.В. Голо-вушкиной «Духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях Российской губернии во второй половине ХIХ - начале ХХ веков (на материалах Пензенской губернии)». Вместе с тем, преобладающий интерес в рассматриваемых трудах к историческому контексту, условиям и факторам развития идеи духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогике оставил за пределами внимания авторов раскрытие сущности и главных ценностей духовного и нравственного становления и развития личности.

Сложившаяся в данном отношении ситуация вскрывает противоречия между:

необходимостью целенаправленного воспитания духовных и нравственных ценностей отечественной культуры и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории педагогической науки;

богатством философско-педагогического наследия православных отечественных ученых, освещающего проблемы духовного и нравственного воспи-

тания личности, и недостаточной представленностью их идей в теории и практике воспитания.

Анализ существующих противоречий определил проблему исследования: каковы философско-педагогические идеи и концептуальные положения духовно-нравственного воспитания личности в трудах отечественных ученых середины ХIХ – первой половины ХХ вв.

Объект исследования – философско-педагогическое наследие отечественных ученых.

Предмет исследования – философско-педагогические идеи и концептуальные положения духовно-нравственного воспитания личности.

Цель исследования – Выявить философско-педагогические идеи и концептуальные положения духовно-нравственного воспитания личности в трудах ведущих отечественных ученых середины ХIХ – первой половины ХХ вв.

Гипотеза исследования основана на предположении, что исследование философско-педагогического наследия отечественных ученых позволит выявить в их трудах философско-педагогические идеи и концептуальные положения о духовном и нравственном становлении и развитии личности, которые могут обогатить современную педагогику и послужить значимым фактором в решении современных проблем воспитания.

Задачи исследования:

1. Проанализировать педагогический инструментарий исследования
проблемы духовно-нравственного воспитания личности в философско-
педагогическом наследии отечественных ученых середины ХIХ – первой по
ловины ХХ вв.

  1. Систематизировать философско-педагогические идеи отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания личности.

  2. Представить концептуальные положения духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых.

  3. Определить соотношение духовной и эмпирической сфер человека в логике концептуальных идей отечественных ученых о становлении и развитии личности.

  4. Рассмотреть процесс становления духовности и нравственности личности в опыте духовной жизни.

Источники исследования: философско-педагогическая, религиозная, психологическая, историческая, историко-педагогическая литература, энциклопедические издания и словарные статьи, материалы, опубликованные в сети Интернет, современные научные исследования.

Теоретико-методологической основой исследования послужили: основные принципы научной методологии (О.С. Анисимов, В.С. Библер, Г.П. Щедровицкий, М.М. Поташник и другие), философские положения о всеоб-

щей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира; положения философской, педагогической и православной антропологии о биологической, психической, духовной и социальной сущности человека; концепция культуросообразного образования (П.И. Ковалевский, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.П. Зинченко, Е.А. Ямбург и другие); религиозно-философская феноменология духа (Свв. Писание и Предание, В. Дильтей, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и другие) и духовно-нравственого воспитания (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, И.А. Соловцова и другие), положения возрастной психологии и педагогики (В.В. Зеньковский, Л.С. Выготский, Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене и другие) а также идеи отечественных ученых о становлении и развитии личности в опыте самовыражения, самоопределения и самосовершенствования.

Основными методами исследования являются: изучение, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ историко-педагогических и религиозно-философских источников, обобщение и проецирование на современность основных выводов отечественной педагогической мысли по исследуемой проблеме.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап: 2006-2007 гг. – определение проблемы и гипотезы исследования, ознакомление с периодическими изданиями, где данная проблема поднималась.

Второй этап: 2007-2008 гг. – изучение и анализ источников, наработка и осмысление материала по теме исследования.

Третий этап: 2008-2010 гг. – системное изложение переработанного материала, структурирование и оформление текста диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В исследовании проблемы духовно-нравственного воспитания личности оптимальной является такая трактовка понятий и категорий, в которой духовная сфера бытия представлена с позиций аксиологического подхода и выступает в качестве главной и определяющей бытие человека и общества. Следовательно, воспитание можно рассматривать как процесс целенаправленного воздействия на личность, осуществляемый в русле определенных традиций, в соответствии с идеалом воспитания и пониманием природы человека, имеющий главной и конечной целью его духовное совершенство.

Под категорией духовности следует понимать устремленность личности к идеальной норме бытия, когда человек живет своими главными ценностями, дорожит ими как самым важным и священным в жизни, приобщается к ним, руководствуется ими в целеполагании и решении жизненных задач, находит в них смысл своей жизни. Духовность – это область самосознания и

свободного самоопределения личности, составляющая центр ее внутреннего мира.

Духовные ценности - это сущность человеческой личности, имеющая иерархическую структуру. Они составляют начальные основания и конечные цели любой деятельности человека, имеют для него жизненно-важное, смыс-лообразующее значение, определяют достоинство, потенциал развития, устремленность и ориентации личности. Их неразрывная связь с нравственностью человека, его образом мыслей и поведением послужила основанием для выделения интегрированной категории духовно-нравственных ценностей, -побуждающих сил души, посредством которых личность приобщается к высшим ценностям бытия и реализует их в своей жизни.

Духовно-нравственное воспитание личности есть педагогически-организованный опыт творческого обращения личности к высшим ценностям бытия и свободного самоопределения в них. В этом опыте формируется духовный мир человека, его нравственность, вкус и неизменное стремление к совершенству.

  1. Философско-педагогическое наследие отечественных ученых середины ХIХ - первой половины ХХ вв. формирует системное видение человека и духовно-нравственных ценностей его бытия. Дух, душа и тело составляют иерархическую структуру личности и задача воспитания и жизни человека заключается в том, чтобы все его бытие было проникнуто духом, характеризовалось целостностью и устремленностью на обретение и реализацию высших духовных ценностей. К последним следует отнести абсолютный идеал Творца, самоценность человеческой личности, заключающей в себе Его образ и подобие, семью и родину как духовный организм, в котором человек рождается и получает первоначальный вектор своего духовного и психофизического развития.

  2. Концептуальные положения отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания личности могут быть представлены следующими принципами образования:

традиционности и национально-патриотической направленности;

приоритета духовного над материальным с соответствующей методологией, выбором цели и задач образования;

идеалосообразности. Целенаправленное взращивание человека возможно лишь при наличии конкретного и неизменного идеала;

природосообразности. Воспитание должно осуществляться в соответствии с интересами и потребностями, индивидуальными и возрастными особенностями личности, с учетом ее национальности и воспитанности.

4. В различные периоды жизни происходят изменения в соотношении
духовной и эмпирической сфер человека, и воспитание лишь тогда будет ус
пешным, когда внешние воздействия будут согласованы с внутренними рит-

мами и закономерностями духовного и психофизического развития личности. В младенчестве необходимо наполнять память ребенка духовно-содержательными впечатлениями, второе детство представляется благоприятной порой для нравственного воспитания личности, отрочество - наиболее сложный и вместе с тем благоприятный период для приобщения подростка к духовной жизни, а религиозное вдохновение юности необходимо подчинить высокому авторитету и направить на достойное служение.

5. Духовность и нравственность личности формируется в опыте духовной жизни, который может быть представлен как общение и взаимодействие личности с высшими ценностями бытия, ее самоопределение в них. Приобретаемый в духовной жизни опыт и духовно-нравственные ценности служат основой для утверждения духовности личности, нравственности ее мыслей, желаний и поступков.

Научная новизна исследования:

систематизированы философско-религиозные и психолого-педагогические подходы русских мыслителей к пониманию сущности и предназначения человека, что позволяет обозначить данную отрасль знания как философско-педагогическую антропологию;

раскрыты и систематизированы духовные ценности, выступающие в качестве определяющих факторов духовно-нравственного становления личности, - это высший духовный идеал, сама человеческая личность, семья и родина;

обоснована уникальность и необходимость наличия высшего духовного идеала традиционной отечественной культуры в духовно-нравственном воспитании личности;

становление и развитие личности представлено в аспекте соотношения ее духовной и эмпирической сфер;

духовный опыт человека рассматривается как процесс постепенного восхождения личности к своему идеалу через общение и взаимодействие с духовными ценностями, и самоопределение в них.

Теоретическая значимость исследования:

проанализирован и уточнен педагогический инструментарий исследования проблемы духовно-нравственного воспитания личности;

систематизированы философско-педагогические идеи отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания личности в контексте антропологического и аксиологического подходов;

раскрыты и охарактеризованы концептуальные положения отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания;

рассмотрено соотношение духовной и эмпирической сфер человека в логике концептуальных идей отечественных ученых о его становлении и развитии;

представлен процесс взаимодействия человека с высшими ценностями бытия, в ходе которого происходит становление духовности и нравственности личности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что заключающиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы в общеобразовательных, среднеспециальных и высших учебных заведениях в учебном курсе «История педагогики и образования» и курсах по выбору: «Основы православной культуры», «Философско-педагогическая антропология» и др., а также в православном краеведении.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической базой, комплексностью методов научного поиска, адекватных цели и задачам исследования, междисциплинарным подходом к решению поставленных задач.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования и основные идеи работы обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность» (Международные Покровские образовательные чтения, Рязань, 2006-2009), на Всероссийской олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам (г. Санкт-Петербург, 2007). Результаты исследовательской работы отражены в публикациях автора в сборниках научных трудов и материалах научно-практических конференций, а также используются в лекционных курсах «Истории педагогики и образования», «Культурологии» и др. факультета русской филологии и национальной культуры «Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина» и на занятиях по предмету «Основы православной культуры» в 5 и 6 классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 69 «Центр развития образования» г. Рязани.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 205 наименований и приложения. Основное содержание изложено на 145 страницах текста.

Похожие диссертации на Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.