Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (На примере бисерных промыслов) Сазонова Татьяна Васильевна

Развитие креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (На примере бисерных промыслов)
<
Развитие креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (На примере бисерных промыслов) Развитие креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (На примере бисерных промыслов) Развитие креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (На примере бисерных промыслов) Развитие креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (На примере бисерных промыслов) Развитие креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (На примере бисерных промыслов) Развитие креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (На примере бисерных промыслов) Развитие креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (На примере бисерных промыслов) Развитие креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (На примере бисерных промыслов) Развитие креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (На примере бисерных промыслов)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сазонова Татьяна Васильевна. Развитие креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (На примере бисерных промыслов) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Тамбов, 2005 185 c. РГБ ОД, 61:05-13/1350

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки творческого развития школьников в системе дополнительного образования 14

1. Педагогические аспекты развития личности школьников в системе дополнительного образования

2. Народное искусство как средство развития креативности школьников

3. Педагогические условия, критерии и уровни развития креативности школьников в процессе овладения мастерством бисерных промыслов

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности школьников в системе дополнительного образования средствами бисерных промыслов

1. Экспериментальная работа по развитию креативности школьников средствами бисерных промыслов

2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию креативности школьников средствами

бисерных промыслов

Заключение 116

Литература 120

Приложение

Введение к работе

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарно мыслящей личности. Изменения в социально-экономической, нравственной и культурной среде вносят корректировки в само понятие «творческая личность», которая в современной психолого-педагогической литературе трактуется как личность социально адаптированная, способная к активным и творческим преобразованиям окружающего мира в любом виде деятельности, к поиску оптимальных оригинальных решений на поставленные задачи.

В соответствии с идеями модернизации российского образования трансформируются цели образовательного и воспитательного процессов, которые в нашей стране осуществляются в рамках систем дошкольного, школьного и дополнительного образования, интеграция и взаимодействие которых создают вокруг ребенка единое образовательное пространство, где приоритеты отдаются организации «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский), т.е. ситуации общения, интеллектуального и эмоционального обогащения.

Традиционно формированием системы знаний, общеучебных умений и навыков занимается система школьного образования. Дополнительное образование определяется как фактор развития склонностей, способностей и интересов, становления активной жизненной позиции подрастающего поколения. Решение поставленных задач невозможно без использования в системе дополнительного образования творческого подхода к любому виду деятельности. Именно с позиций данного подхода у ребенка закладываются основы специальной грамоты и мастерства, в полной мере раскрываются творческие возможности как педагога, так и учащихся. В этом отношении значи-

тельным педагогическим потенциалом обладают народные художественные промыслы (в частности бисерные промыслы).

На современном этапе общественного развития наблюдается активизация интереса к национальному, историческому и эстетическому наследию. Вобрав в себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт наших предков, народные художественные промыслы составляют огромный и древнейший пласт образцов декор^хивно-прикладного искусства. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости.

Специфика произведений народных промыслов заключается в уникальной возможности использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов. Поэтому занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов являются основой для развития креативности каждого ребенка.

Изучение и преподавание народных промыслов (в частности бисерных промыслов) в системе дополнительного образования необходимо осуществлять в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, что способствует накоплению у детей знаний основ народного орнамента, чувства композиции, а также навыков техники и разновидностей простых и сложных плетений. Исследуя историю и видовое многообразие бисерного искусства, ученые искусствоведы, мастера-практики (М.Я. Астафьева, Э.Н. Литвинец, М.В. Ляукина, Е.С. Юрьева и др.) подчеркивают важность использования комбинаций и вариантов различных способов и приемов работы с бисером для развития у детей творческой активности и креативности.

В процессе овладения бисерными промыслами ребята приобретают навыки плетения, ткачества, вышивки бисером и стеклярусом, знакомятся с основами имиджа и дизайна. В ходе работы с бисерным материалом учащиеся расширяют кругозор, повышают эстетический уровень и художественный вкус, а самое главное - учатся творчески мыслить, комбинировать, разраба-

тывать авторские модели бисерных изделий. Изготовление бисерных украшений - деятельность, которая уникальна перспективным видением всего процесса. Продумывая модель, ребята хорошо представляют объект своей работы: его образ (модель, цветовую гамму, способ плетения), назначение (праздничное, повседневное, классическое, авангардное, универсальное или украшение для определенного стиля платья). Разрабатывая модели, школьники овладевают различными приемами плетения, вышивки и ткачества, что стимулирует самостоятельную творческую деятельность и, как следствие этого, развитие креативности.

Педагогическое обоснование особенностей проявления творческих способностей, методологическая основа их развития освещены в работах С.Г. Абрамовой, Ю.П. Азарова, А.Ю. Козыревой, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шад-рикова, И.С. Якиманской и др. Условия творческой реализации личности в системе дополнительного образования рассматриваются в трудах В.И. Андреева, В.А. Горского, А.Я. Журкиной, М.Б. Коваль, СВ. Сальцевой, А.Б. Фоминой и других. Проблему творчества и креативности анализировали в своих трудах Т.В. Андреева, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Н.С. Боголюбов, Д.Б. Богоявленская, А.И. Васильев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Б. Ермолаева-Томина, И.А. Зимняя, И.Ю.Кулагина, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, Б.М. Неменский, А.В. Петровский, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, Е.Я. Яковлева и другие. Различные аспекты развития детского творчества в системе дополнительного образования изучены в работах В.А. Березиной, А.В. Игнатьевой, Э.А. Куруленко, Е.В. Ладынина, О.А. Севастьяновой, Л.Н. Ходуновой и других. В этих работах сделан анализ механизмов творчества, предприняты попытки определить его признаки, а также показатели развития творческих способностей и креативности.

Однако, проблема развития креативности школьников в процессе овладения ими навыков народных художественных промыслов остается мало изученной. В педагогической практике существует потребность в стимулировании творческой деятельности школьников средствами народных промы-

слов, однако в системе дополнительного образования отсутствуют специальные программы, изучающие художественно-эстетическую ценность бисерного искусства и бисерных промыслов, а также обучающие детей мастерству бисероплетения, бисерной вышивки и ткачества.

Результаты анализа накопленного в педагогике теоретического и фактического материала позволили выявить противоречие между признанием необходимости осуществления специальной работы по развитию креативности школьников в системе дополнительного образования средствами бисерных промыслов и неразработанностью научно-методических основ её обеспечения.

Это противоречие определяет проблему исследования: каковы теоретические предпосылки, педагогические условия и методики развития креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (в частности бисерных промыслов).

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования - педагогический процесс развития креативности школьников в системе дополнительного образования.

Предмет исследования - педагогические условия развития креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (на примере бисерных промыслов).

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что креативное развитие школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (в частности бисерных промыслов) возможно при реализации следующих педагогических условий:

осуществлении личностно-ориентированного подхода к организации деятельности школьников в процессе обучения бисерным ремеслам;

использовании пропаганды творческих достижений школьников для повышения положительной мотивации и стимулирования их индивидуальной творческой активности;

реализации мер педагогической поддержки индивидуальной творческой деятельности школьников;

использовании творческих заданий, ставших основой для организации индивидуальной творческой деятельности школьников в процессе создания бисерных изделий;

формировании в процессе обучения бисерным ремеслам отношений, основанных на принципах свободы, принятия, понимания, направленных на стимулирование индивидуальной творческой активности школьников.

В соответствии с, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами сформулированы задачи исследования:

  1. Выявить возможности и особенности бисерных промыслов как одного из средств развития креативности школьников в системе дополнительного образования.

  2. Выявить критерии развития креативности школьников и разработать показатели и уровни развития креативности школьников в системе дополнительного образования средствами бисерных промыслов.

  3. Определить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий эффективности развития креативности школьников в системе дополнительного образования средствами бисерных промыслов.

  4. Разработать методику реализации педагогических условий развития креативности школьников средствами бисерных промыслов.

Методологическую основу исследования составляют:

концепция содержания непрерывного образования (О.С. Аббасова, Б.С. Гершунский, А.П. Владиславцев, И.Я. Лернер, B.C. Леднев, A.M. Новиков, В.В. Краевский и др.);

идеи гуманистической психологии, педагогики и свободного воспитания (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А. Маслоу, М. Монтес-сори, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский и др.);

идеи педагогики творчества и принцип многообразия форм творческого процесса (В.И. Андреев, В.М. Букатов, В.А. Кан-Калик, Т.А. Стефа-новская и др.);

психолого-педагогические концепции развития творческих способностей детей (Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.);

педагогические основы развития творческой деятельности учащихся во внешкольной работе (П.Н. Андрианов, В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, В.Д. Путилин, А.Б. Фомина и др.);

теоретические положения, раскрывающие механизмы и сущность развития творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, Т. Рибо, Е.П. Торренс и др.);

теория деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.);

концепция свободного времени (Е.Г. Зборовский, Г.П. Орлов, Р.А. Поддубная и др.);

концепция педагогической поддержки (Е.А. Александрова, О.С. Газ-ман, В.В. Давыдов, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Н. Михайлова и др.);

теоретические положения об эстетическом воспитании и развитии художественного вкуса (Л.А. Венгер, А.Е. Горпенко, Л.Б. Ермолаева-Томина, А. Матейко, Б.М. Неменский, А.Ж. Овчинникова и др.).

Для решения поставленных задач в работе использован комплекс методов:

теоретического исследования - анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; изучение нормативной документации о деятельности учреждений дополнительного образования детей;

эмпирического исследования - наблюдение (прямое, косвенное, включенное), проектирование, тестирование, изучение продуктов деятельности школьников и этапов их творческой деятельности; констатирующий и формирующий эксперимент; статистические методы

мирующий эксперимент; статистические методы обработки экспериментальных данных; графическое представление результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились детские творческие объединения «Бисероплетение» Центра детского творчества «Юность» г. Тамбова и детское творческое объединение «Бисерное чудо» Центра детского творчества «Радуга» г. Тамбова.

В эксперименте на различных стадиях приняло участие 60 школьников.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены возможности и особенности бисерных промыслов как одного из средств развития креативности школьников в системе дополнительного образования; выявлены критерии, разработаны показатели и уровни развития креативности школьников в системе дополнительного образования средствами бисерных промыслов; выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного развития креативности школьников в системе дополнительного образования средствами бисерных промыслов.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном осмыслении педагогических возможностей бисерных промыслов для развития креативности школьников в системе дополнительного образования; в теоретическом обосновании совокупности педагогических условий для развития креативности школьников в системе дополнительного образования бисерных промыслов; в расширении дидактических средств развития креативности школьников. Полученные данные могут служить базой для дальнейших теоретических разработок в области развития креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов.

Практическая значимость исследования определяется разработанной и апробированной методикой реализации педагогических условий развития креативности школьников в условиях учреждений дополнительного образования средствами бисерных промыслов; комплексом методик оценки уровней ее развития.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ обучения народным промыслам в системе дополнительного обра-

зования, в педагогической практике художественных школ, для подготовки специалистов в области народного творчества (в частности бисерных промыслов), в средних специальных и высших учебных заведениях, способствуя расширению арсенала средств развития креативности школьников.

Материалы исследования положены в основу учебно-методических разработок и рекомендаций по использованию средств народных промыслов в условиях учреждений дополнительного образования детей.

Исследование проводилось в несколько этапов.

I этап. (1997-1999 г.г.) состоял в теоретическом и практическом изу
чении проблемы исследования, в определении целей и задач работы с уча
щимися в системе дополнительного образования, разработке методов прове
дения констатирующего и формирующего этапов эксперимента. На этом эта
пе велась работа по разработке и практической апробации методики опреде
ления уровней развития практического навыка плетения и системы критериев
оценки для определения уровня мастерства учащихся. Одновременно разра
батывались приемы, упражнения и задания, развивающие творческие спо
собности в процессе овладения учащимися навыков бисероплетения.

К концу первого этапа были определены основные исходные позиции, цель, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования.

II этап (2000-2002 г.г.) включал теоретическое обоснование темы ис
следования, разработку и практическую реализацию экспериментальной про
граммы, методических приемов и заданий для развития творческих способ
ностей в процессе овладения учащимися навыков бисероплетения в системе
дополнительного образования, рекомендации по организации учебного про
цесса в творческом объединении.

III этап (2003-2004 г.г.) содержал анализ, систематизацию и обобще
ние результатов констатирующего и формирующего экспериментов. Сфор
мулированы выводы и рекомендации, подтверждающие гипотезу исследования.

Достоверность и обоснованность результатов подтверждается внутренней логикой построения исследования на основе современных методоло-

гических подходов, адекватных поставленным задачам; строгим соответствием системности в теоретическом и экспериментальном анализе, комплексным характером обработки данных; достаточной фактологической и научной базой; применением методов математической статистики. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Специфические возможности народных промыслов как средства развития креативности школьников, заключаются в практической реализации сложных комбинаций размера, формы, ахроматических, хроматических сочетаний бисерного материала, способах соединения старинных и современных узоров и орнаментов, плоскостных и объемных плетений, традиционных народных и нестандартных моделей бисерных изделий, что способствует развитию у школьников комбинаторных способностей, объемности восприятия, творческой смелости, оригинальности мышления.

  2. Критерии изучения уровня развития креативности школьников в системе дополнительного образования средствами бисерных промыслов, проявляющиеся через ряд показателей:

- интеллектуальные проявления креативности: оригинальность, беглость;
а. степень владения инструментом и материалами: умение работать с

иглой, умение работать с опорной схемой, владение различными действиями с бисерным материалом, умение работать с нитью, владение способами работы с бисером и стеклярусом;

степень реализации художественного эскиза будущего изделия: умение выполнять замысел в рисунке, владение способами цветового декора, умение составлять узор, умение определять пропорции рисунка, знание и владение навыками определения стиля изделия;

степень проявления креативности в практической деятельности: умение соотносить эскиз и готовое изделие, умение выбрать материал, владение способами дополнительного декора, знание и владение приемами анализа опорных схем, знание и владение различными техническими приемами, владение навыками качественного выполнения изделий.

3. Эффективность развития креативности школьников в системе до
полнительного образования средствами бисерных промыслов обеспечивается
реализацией следующих педагогических условий:

осуществлением личностно-ориентированного подхода в организации деятельности школьников в процессе обучения бисерным ремеслам;

повышением положительной мотивации и стимулированием индивидуальной творческой активности школьников путем пропаганды их творческих достижений;

реализацией мер педагогической поддержки индивидуальной творческой деятельности школьников;

организацией индивидуальной творческой деятельности школьников в процессе создания бисерных изделий с использованием творческих заданий;

реализацией творческого взаимодействия, основанного на принципах свободы, принятия, понимания.

4. Методика реализации педагогических условий обучения бисерным
промыслам в системе дополнительного образования включает в себя три эта
па: репродуктивный, частично-творческий, творческий. Каждый из них на
правлен на решение доминирующей задачи: на первом этапе - формирование
у школьников системы представлений о специфике бисерных промыслов пу
тем приобретения элементарных умений реализации видов и способов би
серного плетения, ткачества и вышивки, на втором - формирование пред
ставлений об особенностях бисерных промыслов через приобретение умений
комбинирования традиционных видов и способов бисерного плетения, тка
чества и вышивки и выражения личного отношения к результату собственной
деятельности, на третьем - развитие представлений школьников о бисерных
промыслах в условиях самостоятельного творческого использования приемов
и способов бисерного плетения, ткачества и вышивки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Тамбовского областного института повышения квалифи-

кации работников образования, кафедры педагогической и возрастной психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Основные положения исследования излагались на конференциях молодых ученых «Державинские чтения» (Тамбов, 2003, 2004 г.г.); областной научно-практической конференции «Инновационные технологии обучения в системе дополнительного образования детей» (Тамбов, 2003 г.); на страницах Интернет в рамках проекта «Учреждения дополнительного образования города Тамбова» (Тамбов, 2004 г.).

Результаты исследований используются в практике работы Тамбовского областного дворца творчества детей и молодежи, Центра детского творчества «Юность», Центра детского творчества «Радуга», методических кабинетов органов управления образования, образовательных учреждений г. Тамбова.

Структура диссертации определялась логикой исследования, поставленными задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Библиография включает 304 источника.

Педагогические аспекты развития личности школьников в системе дополнительного образования

Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в последнее десятилетие в России, привели к необходимости реформирования системы образования, в связи с чем особую значимость приобретает система дополнительного образования, отличающаяся многообразием видов деятельности, ориентацией на освоение детьми новых социальных ролей, опыта неформального общения, формирование у них интереса к культурным ценностям на основе свободы выбора видов и форм деятельности..

Учреждения дополнительного образования являются составной частью системы образования, тесно связаны с динамикой развития социума и гибко реагируют на изменения в потребностях и запросах школьников. История системы дополнительного образования ведется с 20-х годов XX века - времени становления и развития первых внешкольных учреждений, которые во многом выполняли компенсирующую функцию, т.е. компенсировали отсутствие у детей школьного образования.

20-30-е г.г. XX века являются этапом развития внешкольной работы и определяется созданием новых организационных систем, способствующих включению детей в активную деятельность по интересам, помогающих организовать досуг, а также получить основы профессионального мастерства.

При создании первых внешкольных учреждений СТ. Шацкий восклицал: «Пусть дети запомнят хорошее движение своей натуры и станут верить себе... Нужно дать проявиться в душе хорошим чувствам, пусть узнают про себя, как они могут быть искренни, благородны, добры и деятельны!» [287, c.310]. Эти взгляды легли в основу функционирования первых детских клубов, летних оздоровительных колоний, среди которых наибольшую известность получила колония «Бодрая жизнь», созданная СТ. Шацким и его единомышленниками. В 1928 году СТ. Шацким создается Первая Опытная станция Наркомпроса, где активно осуществляется внешкольная деятельность.

На этом историческом этапе происходило интенсивное становление научно-методической базы внеурочной и внешкольной работы. 40-50-е г.г. характеризуются интенсивной политизацией работы внешкольных учреждений и внеурочной работы в школе, которая всецело направлена на организацию деятельности, а также методической помощи пионерским дружинам и школьным комсомольским организациям.

Содержание и формы работы внешкольных учреждений полностью сформировались к 70-м годам.

Внешкольное учреждение характеризовалось целенаправленностью, разнообразным составом участников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора деятельности.

Исследуя проблемы становления и развития системы воспитательной деятельности внешкольных объединений, М.Б. Коваль сформулировала педагогические принципы внешкольной работы: разнообразие форм; массовость и общедоступность знаний детей по интересам; развитие творчества и самодеятельности детей; общественно-полезная направленность деятельности; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. М.Б. Коваль определяет специфические признаки внешкольной работы: добровольность участия; постановка практических задач; разнообразие сфер общения и отношений; субъект-субъектные отношения взрослых и детей на основе самопознания, самореализации и самосовершенствования и др. [134, с. 21].

Кризис пионерского движения 80-х годов способствовал критической переоценке многими педагогами роли и места в системе образования и вос- питания внешкольных учреждений, их педагогической эффективности. Во второй половине 80-х г.г. благодаря концепции непрерывного образования воспитательно-образовательная деятельность стала приоритетной в работе внешкольных учреждений. Внешкольные учреждения вновь приобретают права на самостоятельную разработку программ своей деятельности, определение организационной структуры, определение итогов педагогической деятельности.

В начале 90-х г.г. выявились тенденции организации многофункциональных, многопрофильных центров творчества детей. Внешкольные учреждения становятся сложными многоуровневыми социокультурными педагогическими системами. Возникла потребность во введении нового образования, его новой подсистемы - дополнительное образование.

Впервые термин «дополнительное образование» был введен Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году [111. с.31]. Статьей 26 этого закона определено, что дополнительное образование, программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Этот же Закон определяет дополнительными образовательными программами образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, а также в образовательных учреждениях дополнительного образования - учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов, имеющих соответствующие лицензии [111, с.20-21].

После 1992 года исследованиями проблем дополнительного образования занимались многие ученые, педагоги, методисты. Появился целый ряд определений «дополнительное образование», раскрывающих сущность, содержание, специфику образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования (А.К. Бруднов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, СВ. Саль-цева, А.И. Щетинская, А.Б. Фомина и др.).

А.Г. Андрейченко определяет дополнительное образование как сферу, «где ребенок имеет возможность самостоятельно учиться, приобретать новые знания, развивать свои способности» [111, с. 17]. Однако самостоятельное овладение знаниями возможно и за пределами дополнительного образования.

Рассматривая дополнительное образование как «гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность, свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни» [3, с.50], В.В. Абраухова характеризует отдельные стороны дополнительного образования, призванного обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуально и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

В своем определении дополнительного образования В.В. Скачков рассматривает его как «специфическую органическую часть системы общего и профессионального образования, предоставляющую детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения». [255, с. 12].

Рассматривая «дополнительное образование» с позиций взаимодействия педагога и учащегося, В.В. Белова выделяет его признаки: вариативность, инно-вационность, личностно-ориентированный характер. Она определяет дополнительное образование как «активный поиск ребенка, который ищет вариант своего образования, и педагога, стремящегося удовлетворить ожидания ребенка в его поиске через создание новых объединений по интересам, обновление содержания традиционных, привлечение новых педагогических технологий и изменение собственной позиции - признание в качестве цели воспитания развитие творческого потенциала личности каждого ребенка» [94, с. 6].

Педагогические условия, критерии и уровни развития креативности школьников в процессе овладения мастерством бисерных промыслов

Система дополнительного образования нацелена на обучение, воспитание и развитие всех и каждого ребенка с учетом их индивидуальных особенностей, способностей, практических умений и навыков, их образовательных, художественно-эстетических, профессиональных потребностей и склонностей путем создания вокруг них образовательного пространства, максимально благоприятного для творческого саморазвития, самосовершенствования, полного удовлетворения каждым учащимся своих личных образовательных интересов. Именно поэтому система дополнительного образования имеет больше возможностей, по сравнению с общим образованием, не только для реализации подростками своих личностных качеств, но и для воплощения и развития своих способностей и интересов.

Приобщение подростков к народному искусству (в частности бисерным ремеслам) в системе дополнительного образования, его эффективное влияние на развитие креативности у учащихся во многом зависит от реализации психолого-педагогических условий, созданных в рамках образовательного процесса.

В качестве педагогических условий мы понимаем систему методов, приемов и средств, создающих ситуации сотворчества и поддержки, которые направляют художественно-творческую деятельность подростка и педагога, задача которого состоит в способности выявить и проявить подростком своих качеств, способностей и возможностей в собственной творческой деятельности.

Так как наше исследование ориентировано на область народного искусства и создание произведений декоративно-прикладного творчества, то для развития креативности у подростка необходимо создание атмосферы поощ-рения внутренних импульсов их творческой деятельности, реализации замыслов и проектов в процессе овладения бисерными ремеслами.

В ходе нашего исследования мы определили психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие креативности у подростков в процессе овладения бисерными ремеслами в системе дополнительного образования:

- осуществление личностно-ориентированного подхода в организации деятельности школьников в процессе обучения бисерным ремеслам;

- повышение положительной мотивации и стимулирование индивидуальной творческой активности школьников путем пропаганды их творческих достижений;

- реализация мер педагогической поддержки индивидуальной творческой деятельности школьников;

- организация индивидуальной творческой деятельности школьников в процессе создания бисерных изделий с использованием творческих заданий;

- реализация творческого взаимодействия, основанного на принципах свободы, принятия, понимания.

Реализация этих условий способствует проявлению творческой активности, развитию способностей и творческой деятельности. В процессе создания произведений декоративно-прикладного искусства необходима свободная, непринужденная обстановка, организованная среда, соответствующая потребностям детей. Выбирая художественный материал для бисерных изделий, подросток должен иметь возможность свободно экспериментировать с ним, делать то, что подсказывает интуиция. Свобода действий необходима подростку в качестве условия его творческого развития. В результате реализации своих потребностей у подростков появляется состояние творческой самоидентификации, совместная творческая деятельность педагога и учащегося на занятиях в учреждениях дополнительного образования способствует данному процессу и является продолжением индивидуального творчества подростка.

Чтобы перейти на следующий уровень своего развития, подросток должен мобилизовать свои силы и способности. Важным шагом в этом переходе является педагогическая поддержка творческой деятельности подростка. В своем диссертационном исследовании Е.А. Александрова дает подробный анализ работ ученых, которые рассматривали проблему педагогической поддержки. Идеи личностно-ориентированного подхода и педагогической поддержки возникли не в смысловом вакууме, а на основе опыта выдающихся педагогов и выработанных принципов'помощи ребенку, сохранение его индивидуальности и самоценности в процессах свободного воспитания (Я.А. Коменский, Ш.Ш. Руссо, И. Кант, И. Зайлер, Ф. Фребель, Ф. Дистер-вик, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, Д.И. Писарев, СТ. Шацкий, К.Н. Вентцель, П.Д. Юркевич, Н.Ф. Бунаков и др.). В современной педагогики эти принципы и представления получили дальнейшее развитие в трудах Е.В. Бондаревской, Л.И. Новиковой, С.Д. Полякова, В.Р. Ясницкой, Э.С. Зимина, И.С. Якиманской. При этом исследователи опираются на фундаментальные педагогические исследования, посвященные личностно развивающим парадигмам обучения и воспитания (Н.В. Бочкина, З.И. Васильева, В.В. Горшкова, Т.Н. Мальковская, А.П. Тряпицина) [7, с.7].

Экспериментальная работа по развитию креативности школьников средствами бисерных промыслов

Теоретическое обоснование педагогических условий, психологического и педагогического аспектов развития креативности подростков, описанных нами в I главе диссертационного исследования, явились основанием для разработки нами методики обучения школьников бисерным промыслам, апробация которой проходила в учреждении дополнительного образования детей г. Тамбова Центре детского творчества «Юность».

Целью разработанной нами методики стало стимулирование интереса школьников к народному искусству, обучение их мастерству бисерных промыслов. В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1) разработать систему учебных занятий с учетом индивидуальных, психологических особенностей детей;

2) использовать широкий спектр теоретических и практических методов и приемов обучения, стимулирующих интерес детей к народному искусству в общем, и к бисерным ремеслам в частности;

3) применить в структуре занятий систему разработанных нами упражнений, нацеленных на развитие креативности и творческой активности школьников;

4) выявить степень творческой активности и проявления креативности школьников в процессе практической деятельности по созданию бисерных изделий.

Содержание методики составили несколько бисерных промыслов: би-сероплетение, бисерное ткачество и монастырское шитье. Весь процесс обучения был направлен на расширение общего кругозора детей, формирование эстетического и художественного вкуса, на развитие психологической основы креативности (способности оригинально мыслить, принимать самостоятельные решения, варьировать в поисках решения на поставленную задачу и т.д.), а также мыслительной активности и интеллекта детей, т.к. работа с бисером развивает мелкую моторику руки, что в свою очередь способствует развитию второй сигнальной системы человека.

Последовательность процесса развития креативности школьников в процессе обучения бисерным промыслам заключается в планировании действий в соответствии с установленными взаимосвязями критериев и показателей развития креативности, выявленными условиями, способствующими ее развитию, применением форм и методов для получения необходимого результата. Источниками для развития креативности выступили:

1) практические занятия обучения бисерным промыслам по программе «Бисерное чудо»;

2) опыт ведущих мастеров-практиков бисерных промыслов;

3) промежуточные и итоговые выставки детских работ;

4) личные беседы со школьниками;

5) накопленный в ходе собственной профессиональной деятельности личный практический опыт (опыт создания бисерных изделий).

В процессе развития креативности школьников средствами бисерных промыслов происходили переоценка детьми уровня имеющихся у них знаний, умений и навыков, повышалась личная самооценка и уверенность в своих способностях, повышалась творческая активность.

Процесс методики реализации педагогических условий развития креативности средствами бисерных промыслов представлял собой единую систему действий, направленную на поэтапное освоение детьми приемов и техник плетения, ткачества и вышивки бисером, способов комбинирования различных техник в едином изделии, приемов декорирования и изменения первоначальной формы изделия, на стимулирование создания авторских моделей.

В основе организации учебного процесса лежит усложнение тематики материала по принципу расходящейся концентрической пирамиды, где каждый последующий тематический концентр представляет собой логическое продолжение и дополнение предыдущего, а так же одновременно является определенным этапом в формировании у школьников практических умений владения бисерным материалом.

На первом этапе овладения школьниками навыков бисерных ремесел учебная деятельность носила репродуктивный характер. Анализируя форму, технику выполнения старинных бисерных работ, дети знакомились с отдельными видами плетений и вышивки, определяли особенности способов и приемов изготовления элементов целого украшения. Практическое освоение навыков бисерных ремесел реализовывалось в двух направлениях: с одной стороны - точное копирование отдельных традиционных старинных способов плетений («кривулька», «пупырышки», «мозаика», «ажурное», «витое»), с другой - комбинирование этих способов в различных украшениях (кулон «Солнышко», колье «Нежность», цепочки «Цветочки», «Капельки» и т.д.). Содержание учебных занятий первого этапа было направлено не только на формирование прочного навыка владения бисерным материалом, но и на развитие умения анализировать технологические схемы. Способность определить по схеме вид, направление плетения, способ соединения плетений в едином изделии является основой для дальнейшей творческой деятельности детей по разработке индивидуальных моделей украшений и их практической реализации.

Второй этап разработанной нами методики посвящался ознакомлению школьников со спецификой комбинирования старинных и современных видов плетений. В рамках этого этапа дети выполняли различные упражнения творческого характера, которые были направлены на развитие у них потребности в активном поиске нестандартных решений. Ребята разрабатывали различные варианты изменения общего образца, используя приемы объемного, плоского подплетения, наплетения, бахромы, изменения цветового и узорного декора. Разрабатывали модели бисерных украшений в соответствии со стилем и моделью костюма. Результатом творческой деятельности школьников явились выставки, конкурсы, экспозиции работ в Тамбовской областной картинной галерее.

Похожие диссертации на Развитие креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов (На примере бисерных промыслов)