Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (От истоков возникновения до формирования как устойчивого явления) Салитова Фэридэ Шарифовна

Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (От истоков возникновения до формирования как устойчивого явления)
<
Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (От истоков возникновения до формирования как устойчивого явления) Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (От истоков возникновения до формирования как устойчивого явления) Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (От истоков возникновения до формирования как устойчивого явления)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Салитова Фэридэ Шарифовна. Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (От истоков возникновения до формирования как устойчивого явления) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2003 453 c. РГБ ОД, 71:04-13/47-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Истоки и предпосылки становления музыкально-педагогических традиций татарского народа

1.1. Источники возникновения форм ( ритуалов, обрядов, обычаев) и жанров татарского музыкального творчества культурологической и педагогической значимости в художественной культуре древних тюрков 26

1.2. Социально-экономические, идеологические и культурологические условия становления музыкально педагогических традиций татар в контексте средневекового общеисламского научно-педагогического и культурного пространства 36

1.3. Традиционное национальное музыкальное наследие как основа формирования музыкально-педагогической культуры татарского народа 59

Выводы по пергой главе 86

Глава 2. Этапы и тенденции развития музыкально-педагогической культуры татарского народа (IX - вторая половина XIX вв.)

2.1. Музыка в системе нравственно-эстетических воззрений и педагогики предков татар - булгар в домонгольский период (IX - первая четверть XIII вв.) 89

2.2. Особенности развития музыкально-педагогической культуры татарского народа в эпоху Золотой Орды и Казанского ханства (XIII — первая половина XVI вв.) 118

2.3. Основные тенденции развития музыкально педагогической культуры татарского народа в середине XVI - на протяжении XIX вв 132

2.3.1. Условия сохранения музыкально-педагогических традиций татарского народа в период миссионерской деятельности Российского государства (середина XVI -XIX вв.). 132

2.3.2. Предпосылки к возрождению музыкально-педагогических традиций татарского народа в эпоху Просвещения и зарождения светской музыкальной культуры и образования Казанской губернии (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.) 145

2.3.3. Развитие традиционной татарской музыкальной культуры и педагогики в эпоху национального религиозного реформаторства и просветительско-демократического движения (вторая половина XVIII - XIX вв.) 161

Выводы по второй главе 178

Глава 3. Формирование музыкально -педагогической культуры татарского народа как устойчивого явления (вторая половина (XIX - начало XX вв.)

3.1.Проблемы развития музыкальной культуры и педагогики в проектах и практической реализации реформ традиционного татарского образования во второй половине XIX — начале XX вв 183

3.2. Национальное музыкальное просветительство конца XIX - начала XX вв. как основа формирования современных музыкально-педагогических традиций татарского народа 209

3.3.Становление классического музыкального образования в Казанской губернии в рамках общероссийского музыкально-педагогического процесса второй половины XIX - начала XX вв.) 255

Выводы по третьей главе 274

Глава 4. Теоретические и практические основы культурологического прогнозирования претворения музыкально-педагогических традиций татарского народа в современном воспитательно-образовательном процессе

4.1. Научно-педагогические основы поэтапного развития (с определением периодизации) музыкально -педагогической культуры татарского народа 278

4.2. Сущность, содержание, формы проявления и принципы преемственности музыкально-педагогической культуры татарского народа 293

4.3.Современный уровень востребованности и футурологические тенденции и прогнозы применения музыкально-педагогического наследия татарского народа в системе музыкального образования Республики Татарстан 318

Выводы по четвертой главе 371

Заключение 377

Библиография 385

Приложение. Программа и методические рекомендации по курсу «Музыкально-педагогические традиции татарского народа» 430

Введение к работе

Актуальность исследования. Глубокое познание истории и культуры народов многонациональной России имеет решающую роль в формировании духовного облика новых поколений. Современное российское музыкально-педагогическое образование предусматривает приоритетность подготовки специалистов на основе изучения истории отечественной музыкальной культуры. Государственный образовательный стандарт учитывает значимость национально-регионального компонента и предоставляет возможность изучения будущими педагогами-музыкантами региональных музыкальных культур. Возрастание роли музыкально-педагогического наследия всех российских этносов в современном воспитании и образовании и необходимость включения его опыта в концепции дальнейшего развития национальных педагогических культур определяет актуальность избранной проблематики исследования.

Между тем, приходится констатировать, что в системе музыкально-
педагогического образования существуют проблемы обеспечения спе
циалистов глубокими и разносторонними знаниями истории музыкаль
ной культуры и педагогики Отечества в целом и его отдельных регио
нов. В том числе остается мало исследованным обширное, включаю
щее богатые этнопедагогические и профессиональные традиции, музы
кально-педагогическое наследие татарского народа. Мало изученными
остаются истоки музыкально-педагогической культуры предков татар,
как и значение музыкального воспитания и образования в периоды
развития государственных образований татарского народа в IX - сере
дине XVI вв. Не получила должной оценки роль музыки в сохранении
национальной культуры и педагогики в условиях экономического и
духовного кризиса со второй половины XVI в. до 70-х годов ХЛПП в.
Недостаточно рассмотрены тенденции последующего прогрессивного
развития татарской музыкально-педагогической культуры под воздей
ствием религиозных и образовательных реформ и позитивного влияния
светской европейской и русской культуры. Причем процессы эволю
ции татарской и русской музыкальной культуры края, начиная с сере
дины XVI в., исследовалось, в основном, обособленно, без учета воз
растающих тенденций их взаимовлияния и взаимообогащения. Не по
лучила достаточного освещения и оценки история формирования клас
сического музыкального образования Казанском края как одного из
определяющих факторов становления системы музыкального образо
вания Татарстана. . ..

Г,~С. НАЦИОНАЛЬНАЯ!

і СПетербурГ U/fA

3 ' q» *»;WfrLi

На сегодняшний день отсутствует научно обоснованная, базирующаяся на результатах разностороннего анализа каждого отдельного этапа, с определением четкой периодизации, концепция истории татарской музыкально-педагогической культуры. Не сформулированы принципы полноценного использования ее опыта в воспитательной и образовательной практике. Формирование современной концепции развития татарской музыкально-педагогической культуры невозможно без широкого включения традиций, из которых она складывалась в прошлом. Актуальная проблема полноценного применения музыкально-педагогического наследия татарского народа в воспитательно-образовательном процессе вызывает необходимость его всестороннего изучения и объективной оценки с целью обогащения отечественной педагогической науки и практики.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Значение воспитательно-образовательных традиций всех этносов, составляющих гармоничное единство мирового педагогического процесса, особо отмечали ученые-педагоги Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Б.ТЛЛихачев и др. Идея приоритетности воспитания и образования на исконных культурных (в том числе музыкальных) традициях апробирована теорией и практикой педагогики многих стран (Б.Барток, З.Кодай и др.). Обоснованность ориентиров на углубленное изучение и использование в современном учебном процессе самобытных педагогических традиций народов России подтверждают работы В.И.Баймурзиной, Г.Н.Волкова, ВЖГорохова, В.Г.Закировой, Р.Ш.Маликова, С.ММихайловой, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова, Я.И.Ханбикова, Ф.Ф.Харисова, Л.А.Харисовой, А.Н.Хузиахметова и др.

Некоторые аспекты теории и истории татарской музыкальной педагогики рассматривались в трудах А.Х.Абдуллина, Г.Б.Губайдуллиной, В.Р.Дулат-Алеева, Г.М.Кантора, Г.М.Макарова, АЛМаклыгина, Ш.Х.Монасыпова, М.Н.Нигмедзянова, С.И.Раимовой, З.Н.Сайдашевой, Г.Р.Сайфуллиной, Р.Ф.Халитова, З.М.Явгильдиной и др.

Важное значение в свете поставленной проблемы представляют исследования древнетюркской культуры Л.Н.Гумилева; работы, посвященные проблеме взаимодействия ислама и музыки в связи с педагогической практикой мусульманских народов России В.Н.Юнусовой.

Разработке концепции и проблематики настоящего исследования послужили исторические, литературные, этнографические и архивные источники (Ибн Фадлан, Ибн Даста, Рубруквис, Плано Карпини, Ибн Сина, аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Кул Гали, Мухаммедьяр, С.Г.Гмелин, Г.Ф.Миллер, П.СПаллас, К.Ф.Фукс, Ш.Марджани,

КНасыри и др.); труды Н.И.Воробьева, З.З.Мифтахова, А.Х.Халикова, М.Г.Худякова и др. (история); ФХВалеева, МХ.Гайнуллина, Ф.И.Урманчеева, СМ.Червонной и др. (литература и художественное творчество); Я.Г.Абдуллина, Р.М.Амирханова, Г.М.Давлетшина, Р.И.Нафигова и др. (духовная культура и общественная мысль).

Анализ историко-педагогической, музыкально-педагогической и музыковедческой литературы выявил отсутствие концептуальных трудов, отражающих историю музыкально-педагогической культуры татарского народа. Изучение и обобщение избранной проблематики выявило ее актуальность, обусловленную обострением главного противоречия между необходимостью введения в современный научный оборот и педагогический процесс итогов развития более чем десятиве-кового периода истории музыкально-педагогической культуры татарского народа и недостаточной методологической, теоретической и фактологической разработанностью этого, обладающего научно-мировоззренческим потенциалом, педагогического наследия. Выявление основного противоречия предопределило целый ряд следующих противоречий, детерминирующих необходимость проведения исследования. Это противоречия между:

объективно назревшей необходимостью восполнения неизученных периодов истории музыкально-педагогической культуры татарского народа и состоянием их исследованности;

итогами предыдущих исследований в данной областе и насущной потребностью изучения и обобщения избранной проблематики для систематизации знаний о татарской музыкально-педагогической культуре с целью дальнейшего развития историко-педагогической науки;

необходимостью научно обоснованной оценки истории становления и развития музыкально-педагогической культуры, татарского народа и отсутствием ее масштабной, концептуальной разработки;

потребностями современного музыкального образования в системном применении музыкально-педагогических традиций татарского народа и отсутствием научно-методического обеспечения их внедрения в учебные заведения с целью совершенствования воспитательно-образовательного процесса.

Указанные противоречия, выявившие существенные пробелы в изучении истории татарской музыкальной педагогики, обозначили проблему исследования. До настоящего времени последовательно развернутый на протяжении многих столетий процесс исторической эволюции музыкально-педагогической культуры татарского народа от истоков до начала XX вв. не являлся объектом специальных исследо-

ваний. Она не рассматривалась как целостное многостороннее явление. Не определялась также в целом роль музыки в формировании педагогической системы и духовной культуры татарского народа.

Одной из причин существующей проблемы является малочисленность научно-педагогической литературы, недостаточной по фактическому материалу и, зачастую, базирующейся на былых идеологических и эстетических установках. Явления музыкального искусства нередко рассматриваются в ней с позиций так называемого "европоцентризма", недооценивающего своеобразия путей художественного развития неевропейских народов. Догматическое толкование проблемы синтеза национальных и классических традиций значительно сужает временные рамки исторического развития татарской музыки и не позволяет изжить стереотипные представления об ограниченности и даже отсутствии в ней инструментальных традиций, устного профессионального творчества; о запрете исламом музыкального искусства и др. С этих позиций татарская музыка до начала XX в. изучалась преимущественно в аспекте накопления народно-песенных, а музыкальная педагогика - этнопедагогических традиций.

Все изложенное подтверждает настоятельную необходимость теоретического осмысления и систематизации исторического опыта музы-кальнотпедагогической культуры татарского народа и доказывает объективное существование актуальной научной проблемы, исследованию которой посвящена данная диссертационная работа.

Цель исследования составляет историко-теоретический концептуальный анализ музыкально-педагогической культуры татарского народа: выявление ее сущности, содержания, основных тенденций, этапов и периодов развития, определение ее места в отечественном и мировом педагогическом процессе, обоснование актуальности национальных музыкально-педагогических традиций для современной педагогической науки и практики.

Объект исследования составило музыкально-педагогическое наследие татарского народа и пути становления музыкального образования Казанского края от истоков до начала XX в.

Предметом исследования выступает процесс становления и развития татарской музыкально-педагогической культуры и выявление ее роли в общей системе национального воспитания и образования с прогнозированием интеграции воспитательно-образовательных музыкальных традиций татарского народа в современный педагогический процесс.

Гипотеза исследования сформировалась из следующих предположений:

становление и развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа от истоков до начала XX в. представляет собой многоаспектный, объемный и противоречивый процесс, проходивший в различных экономических, политических, социальных и культурных условиях;

специфика и своеобразие татарской музыкально-педагогической культуры обусловлены особенностями исторического пути татарского народа рассматриваемого периода;

за период развития музыкально-педагогической культуры татарского народа сформировались многообразные формы этнопедагогиче-ского и профессионального музыкального воспитания и образования;

исторический путь татарской музыкальной педагогики в своем развитии проходил последовательные этапы;

становление и развитие татарской музыкальной педагогики проходило в тесной взаимосвязи с культурами других народов;

участие музыки в общепедагогическом процессе - постоянная закономерность, проявляющаяся на всех этапах развития татарской музыкально-педагогической культуры;

объективное исследование музыкально-педагогического наследия татарского народа позволяет получить новые знания, которые можно эффективно использовать в педагогической теории и учебно-воспитательном процессе во всех звеньях системы образования.

В соответствии с постановкой проблемы, определением цели, объекта и предмета были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Разработать периодизацию процесса развития музыкально-педагогической культуры татарского народа с характеристикой ее основных этапов в тесной связи с общей историей этноса от истоков до начала XX в.

  2. Выявить основные тенденции исторической эволюции музыкально-педагогической культуры татарского народа как последовательного процесса накопления духовных ценностей.

  3. Раскрыть сущность, содержание, формы проявления, обобщить теоретико-методологические основы концепции формирования музыкально-педагогической культуры татарского народа в устойчивое явление.

  4. Обосновать ведущие принципы преемственности, представить основные формы музыкального воспитания и образования, сложившиеся в процессе развития татарской музыкально-педагогической культуры.

  1. Раскрыть роль музыки в формировании общепедагогической системы и нравственно-эстетического потенциала духовной культуры татарского народа.

  2. Определить на основе результатов, достигнутых в процессе проведения исследования, теоретические и практические основы перспектив дальнейших научных изысканий в области музыкально-педагогической культуры татарского народа и актуальность внедрения ее традиций в современный воспитательно-образовательный процесс.

Методологическая основа исследования. Принципиальное значение в определении методологии исследования получили теоретические положения о единстве и взаимосвязи национального и общечеловеческого, обоснованные русскими мыслителями НЛ.Бердяевым, В.В.Розановым и В.С.Соловьевьш. Общая методология исследования сформировалась на базе аксиологического (ценностного) и личностно-деятельностного подходов; теорий воспитательных систем и формирования гуманистического мировоззрения; дидактических концепций формирования личности, сформулированных в трудах Ш.Амонашвили, Р.А.Валеевой, Д.В.Вилькеева, ЛА.Воловича, А.А.Кирсанова, Г.Б.Кор-нетова, - М.И.Махмутова, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова, Е.Г.Осовского, А.И.Пискунова, З.И.Равкина, СДЛолякова, М.Н.Скат-кина, Т.В.Шуртаковой и др.

При разработке конкретной методологической основы и проблематики исследования использовались труды по основополагающим вопросам теории и методики музыкального воспитания и образования, психологии музыкальной деятельности, ведущим отраслям музыкознания: М.ВЛпраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Б.В.Асафьева, Л.А.Барен-бойма, Л.С.Выготского, Н.Л.Гродзенской, Д.Б.Кабалевского, Л.А.Ма-зеля, В.В.Медушевского, Г.М.Цыпина, В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского и др.

Разработке концепции и содержания исследования способствовали труды по методологии музыкального образования Э.Б.Абдуллина и истории отечественного музыкального образования Е.В.Николаевой, в которых определяется ведущее значение цивилизационного подхода, согласно которому,'отечественное музыкальное образование рассматривается в контексте социокультурного развития российского общества как цивилизации, сложившейся на базе множества самобытных культурных традиций; интонационного подхода, представляющегося в педагогической интерпретации общезначимым при исследованиях различных музыкально-педагогических культур; парадигмально-педагогического подхода, предусматривающего выявление смен ведущих музыкально-педагогических парадигм, двуединства развития

музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики, общего и особенного в фольклорных, духовных и светских музыкально-педагогических традициях, взаимосвязи общего и профессионального при изучении истории музыкального образования.

Ведущими методами исследования стали комплексный и системно-структурный, сравнительно-сопоставительный, функциональный, футурологический, исторический методы. Применялись методы анализа, синтеза, аналогии, систематизации и классификации. Исследование носит системно-комплексный, междисциплинарный характер. При разработке его проблематики учитывалась современная тенденция к интеграции различных гуманитарных знаний. Для решения поставленной задачи был проведен теоретический анализ исторических, литературных и архивных первоисточников.

Концепция исследования. Диссертационная работа посвящена ис-торико-теоретическому осмыслению и обобщению сущности и содержания музыкально-педагогического наследия татарского народа как многосоставного и многоаспектного явления, которое исследуется как самодостаточный феномен и в то же время - важнейшая часть общепедагогической системы. История национального музыкального воспитания и образования представлена как совокупность этнопедагогиче-ского и профессионального компонентов.

Становление и развитие музыкально-педагогических традиций татарского народа происходило в конкретных, специфических в каждый период истории, общественно-политических, экономических, культурных и педагогических условиях. Они предопределили особенности каждого из этапов, сложившихся в процессе преемственности 'в единый, объединенный общими чертами, последовательный процесс, который составил в итоге цельную систему татарской музыкально-педагогической культуры. Основные идеи концепции определили структуру и содержание исследования, в котором нашел последовательное изложение анализ генезиса музыкально-педагогической культуры татарского народа.

Диссертационное исследование дает возможность прогнозирования перспективности разработки проблем татарской музыкально-педагогической культуры для современной воспитательной и образовательной практики. Ведущая идея концепции исследования состоит в том, что прогрессивное развитие образования опирается на результаты исторического опыта педагогики и просвещения, который определяет последующее поступательное Движение науки, теории и практики учебно-воспитательного процесса.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1982 - 1989) - исследование истории становления и развития татарской музыкальной культуры; накопление теоретического и фактического материала по указанной проблеме.

Второй этап (1990 - 1995) - выявление педагогического аспекта музыкального наследия татарского народа и исследование на этой основе национальных музыкально-педагогических традиций и истории музыкального образования Казанского края.

Третий этап (1996 - 2000) - формирование методологии исследования на основании анализа, теоретического осмысления, систематизации и обобщения материалов по избранной проблематике.

Четвертый этап (2001 - 2002) - обоснование концептуальных положений, теоретических выводов и апробация практических результатов исследования в монографиях, других публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях и при чтении учебных курсов.

Научная новизна исследования.

В диссертации впервые в отечественной историко-педагогической науке предпринято решение актуальной, не решавшейся ранее проблемы - на основе концептуального историко-педагогического анализа прослежен генезис, выявлены ведущие тенденции, основные особенности и направления эволюции самобытного пути исторического развития музыкально-педагогической культуры татарского народа.

Обоснована хронология истории татарской музыкально-педагогической культуры с четкой периодизацией основных этапов ее развития. Этот процесс прослеживается в контексте социокультурного развития общества от истоков до формирования к началу XX в. в устойчивое, цельное и многостороннее явление.

Впервые составленная объемная и достоверная панорама музыкально-педагогической культуры татарского народа в длительной и точной временной последовательности восстанавливает прерванную культурно-историческую преемственность в передаче музыкально-педагогических традиций.

Исследование способствует более глубокому осмыслению всего многообразия музыкальных культур народов мира, особенно неевропейской традиции, благодаря его направленности на представление музыкально-педагогической культуры татарского народа как синтеза восточной и западной культурных традиций, части всероссийского и всемирного историко-педагогического процесса.

Выявлен уровень востребованности, обоснованы формы и методы реализации гуманистического и нравственно-эстетического потен-

циала музыкально-педагогического наследия татарского народа в дальнейшей научно-исследовательской и воспитательно-образовательной деятельности,

В исследовании впервые введены в научный оборот ранее не изученные архивные, исторические и литературные источники.

Настоящая работа, являясь историко-педагогическим исследованием, вместе с тем, вносит определенный вклад в историческую и музыковедческую области знаний.

Теоретическая значимость исследования.

В работе впервые формулируется понятие "музыкально-педагогическая культура татарского народа" как явления, сложившегося на базе устойчивой системы многостороннего взаимодействия национальной музыкальной культуры и педагогической культуры в процессе духовного становления татарского этноса.

Собран и обобщен обширный материал, предоставляющий возможность объективной оценки исторического опыта музыкально-педагогических традиций татарского народа.

Раскрыты основные исторические, социально-экономические, культурологические и педагогические факторы формирования татарской музыкальной культуры и педагогики.

Целостный концептуальный подход к изучению истории музыкально-педагогической культуры татарского народа позволяет раскрыть сущность и характер взаимодействия этнических и профессиональных традиций в передаче музыкального опыта на разных этапах ее развития.

Одним из основополагающих тезисов концепции музыкально-педагогической культуры татарского народа является тезис о ее последовательном развитии на основе тюркского, исламского и европейского компонентов с постепенной тенденцией к синтезу составных частей указанной "триады" на разных этапах истории.

Результаты и выводы исследования пополняют научно-теоретический потенциал знаний о музыкально-педагогической и в целом духовной культуре татарского народа.

Практическое значение исследования.

Итоги исследования могут служить научной базой для дальнейшей разработки актуальной проблемы сохранения и развития музыкально-педагогических традиций татарского народа.

Исследование будет ч способствовать развитию перспективного направления историко-педагогической науки - целостному концептуальному изучению истории отечественной и татарской музыкально-педагогической культуры, формированию единой научной концепции

музыкального образования Татарстана, проведению научных исследований во всех сферах татарской духовной культуры.

Практическое значение работы заключается в решении проблем совершенствования историко-педагогической подготовки педагогов-музыкантов и в целом, общем и специальном музыкальном воспитании и образовании.

Особую целесообразность представляет использование результатов исследования в преподавании музыкально-педагогических курсов, в. педагогической практике студентов, написании курсовых и выпускных квалификационных работ, создании программ, методических разработок и учебных пособий в высших и средних специальных музыкально-педагогических учебных заведениях;

В области художественно-педагогической, просветительской и художественно-творческой деятельности итоги исследования будут способствовать обогащению учебного и концертного репертуара.

Достоверность результатов исследования обеспечивается соответствием базовых методологических позиций предмету исследования; применением комплекса методов, адекватных поставленным исследовательским задачам; опорой на достижения современной историко-педагогической науки; широтой охвата и разносторонностью изучения объекта и предмета исследования на основе обширной и разнообразной источниковедческой базы; глубоким теоретическим анализом проблематики диссертации; комплексным подходом и системным анализом изучаемой проблемы; апробацией основных идей, результатов и выводов, сформулированных в изданных работах автора.

На защиту выносятся:

1. Генезис татарской музыкально-педагогической культуры в тес-
. ной связи с общими историческими и социально-экономическими ус
ловиями формирования этноса.

  1. Основные этапы, тенденции и периоды становления и развития системы музыкального воспитания и образования татарского народа.

  2. Сущность, содержание и формы проявления музыкально-педагогической культуры татарского народа.

  3. Выявление характера преемственности традиций, выработанных в процессе эволюции татарской музыкально-педагогической культуры.

  4. Обобщение исторического опыта и определение основных направлений применения музыкально-педагогического наследия татарского народа в современной воспитательной и образовательной практике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась при чтении разработанных диссертантом курсов "История татар-

ской музыкальной педагогики", "История татарской музыкальной культуры", "Художественная культура Татарстана" в Казанском государственном педагогическом университете. Материалы диссертации находят применение при чтении курсов "История татарской музыки", "Музыкальная культура народов Поволжья" в Казанском государственном университете культуры и искусств, других музыкально-Педагогических и гуманитарных дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях, общеобразовательных и музыкальных школах Республики Татарстан.

Личное участие диссертанта во внедрении результатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской, научно-методической и учебно-организационной деятельности в качестве заведующего кафедрой теории, истории музыки и методики музыкального образования, заместителя декана и декана музыкального факультета Казанского государственного педагогического университета, а также куратора разделов музыкальной культуры и педагогики многотомной "Татарской энциклопедии".

Актуальные идеи и выводы исследования представлены научной аудитории на 8 международных (1999 - 2002, Казань; 2000, Минск; 2002, Москва) и 26 всесоюзных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях и симпозиумах в гг. Казань, Тверь, Саранск, Нижнекамск, Чебоксары и др.(1980 - 2003); опубликованы в 5 монографиях, учебном пособии, методических пособиях, разработках и рекомендациях, статьях и других научных работах в количестве 63 наименований общим объемом 76, 5 п.л., а также более 40 научно-популярных и публицистических работах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения, библиографии и приложения.

' Во введении обосновывается актуальность проблематики, характеризуется методология, определяются предмет, объект, цели и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе - "Истоки и предпосылки становления музыкально-педагогических традиций татарского народа" -исследуются социально-экономические, идеологические и культурологические условия становления музыкально-педагогических традиций татарского народа.

Во второй главе - "Этапы и тенденции развития музыкально-педагогической культуры татарского народа (IX - вторая половина

XIX вв.)" - исследуются основные направления развития татарской музыкально-педагогической культуры указанного периода.

В третьей главе - "Формирование музыкально-педагогической культуры татарского народа как устойчивого явления (вторая половина XIX- начало XX вв.)" - исследуются главные факторы, позволяющие констатировать сложение всех аспектов и тенденций исторического развития музыкально-педагогической культуры татарского народа в устойчивый и многосторонний феномен.

В четвертой главе - "Теоретические и практические основы футу-рологического прогнозирования претворения музыкально-педагогических традиций татарского народа в современном воспитательно-образовательном процессе" - представлено научно-педагогическое обоснование всех аспектов проведенного исследования.

В заключении обобщены итоги и сформулированы выводы проведенного исследования.

В приложении представлена программа и методические рекомендации курса "История традиционной музыкально-педагогической -культуры татарского народа".

Социально-экономические, идеологические и культурологические условия становления музыкально педагогических традиций татар в контексте средневекового общеисламского научно-педагогического и культурного пространства

Образование в IX — X вв. на территории Восточной Европы феодальных государств кардинальным образом изменило все стороны жизнедеятельности и возвело на качественно новый уровень экономику и культуру средневековых сообществ этого региона. Для ряда тюркских народов и прежде всего булгар, составивших основной компонент формирования татарского этноса, этот период был отмечен окончательным переходом к оседлости, развитием земледелия, ремесел, строительством городов, широким товарообменом, интенсивными и многосторонними взаимосвязями с самыми различными регионами средневекового цивилизованного мира.

Вместе с обретением государственности, вторым основополагающим фактором последующего исторического развития народов восточноевропейского географического ареала, явилось официальное принятие в X в. одной из мировых монотеистических религий (православного христианства — Русью, ислама — Волжской Булгарией), вызванное настоятельной необходимостью единой государственной религии в связи оформлением экономических и социальных устоев феодальных государств. Вновь принятые религии выдвигали на первый план виды художественного творчества, которые имели решающее значение для формирования систем воспитания и образования на основе соответствовавших им идеологических и нравственно-эстетических ценностей. При этом в педагогический процесс вовлекались достижения музыкальной, культуры.

Как христианство, так и ислам, отдают предпочтение музыке, созвучной свойственным этим религиям нравственно-эстетическим канонам и ритуалам и избирательно относятся к музыкальным жанрам прикладного характера (бытовым, развлекательным). Они отвергают и те явления художественной культуры, которые порождены языческими традициями. Обладающая вышеотмеченными качествами музыка, приходившая из стран, где зарождались монотеистические религии, например, православно-христианская — из Византии на Русь, или мусульманская — из стран исламского Востока в Волжскую Булгарию, закреплялась в системе воспитания и образования. Основными ее формами являлись канонические ритуальные жанры. При этом музыкальные традиции христианства или ислама адаптировались к местным условиям, специфике художественного мышления того или иного народа. Музыка приобретала глубокое и разностороннее значение в формирующейся новой системе нравственно-эстетических ценностей, воспитания и образования.

Новые традиции, зачастую вступая в резкое противоречие с прежними, тем не менее не могли препятствовать сохранению, особенно в народной культуре, форм и жанров искусства, связанных с язычеством. Часть из них сохранялась и включалась в новые формы духовной жизни. Многие признаки языческой культуры (больше в повседневной жизни) продолжали бытовать, приспосабливаясь к новым религиозным канонам и формам обрядности. Однако основной тенденцией этой эпохи выступала постепенная смена языческих традиций монотеистическими. Они занимали основополагающее место в системе нравственно-эстетических ценностей и педагогике средневековых этносов. Воздействие новой системы духовности испытывал весь комплекс профессионального и народного творчества.

К периоду раннего средневековья восходит сложение известных, развившихся в последующие века особенностей традиционной музыкальной культуры и педагогики. Музыка в эту эпоху в значительной степени участвовала в формировании нравственного, эстетического и педагогического потенциала многих народов Евразии, включая предков татар. Комплекс разнообразных видов, форм и жанров музыки приобрел важное значение в системе воспитания и образования всех слоев общества. Народом создавались песни, инструментальные и танцевальные мелодии, занимавшие большое место в его повседневной жизни. Эта сфера музыкальной культуры была напрямую связана с семейно-бытовым воспитанием и являлась принадлежностью этнопедагогики. Более тщательное изучение музыкальной культуры средневековых этносов показывает, что наряду с фольклором, не менее обширной и значимой являлась в ней область профессионального музыкального творчества и, соответственно, профессиональной музыкальной педагогики.

Музыканты-профессионалы обеспечивали эстетические потребности широких слоев населения и представителей привилегированных классов. В самых разных областях музыкального, а также синтетических видах художественного творчества находило применение искусство музыкантов-инструменталистов.

Эти виды музыкального творчества не относились к сфере высокой духовности и не входили в религиозную жизнь народа. Прикладные виды музыкального творчества развивались как необходимый фактор жизнедеятельности общества.

Для всех слоев средневекового общества сохраняло большую актуальность творчество сказителей, продолжавших развитие более ранних художественных традиций. Создававшиеся ими эпические произведения звучали во дворцах правителей и жилищах бедняков. Содержание их сказаний основывалось преимущественно на важных исторических событиях. В них прославлялись подвиги знаменитых богатырей, восхвалялись правители, присутствовали также шуточные, сатирические сюжеты, обличавшие пороки общества. Согласно древним традициям, сказители продолжали выполнять функции носителей духовности. Главной своей задачей они видели воспитание любви и верности родине. Как образцы для всеобщего подражания представали в эпическом творчестве образы идеальных представителей народа — бесстрашных героев и их верных возлюбленных. В этих образах воплощались представления народа о нравственном и эстетическом совершенстве. Они выступали ориентирами в поисках идеалов красоты, добра и справедливости.

Однако, прежде основной вид художественного творчества древности, - эпос, постепенно существенно трансформировался. В него в гораздо большей степени, нежели ранее, проникал нравоучительный, назидательный элемент. Эпическое творчество ориентировалось на решение воспитательных и образовательных задач в соответствии с новыми нравственными и эстетическими критериями.

Эпицентром всей системы духовности, просвещения и образования, мировоззренческой основой ведущих отраслей науки и культуры, всего образа жизни наиболее значимых средневековых государств Европы и Азии, становилась одна из мировых религий. Поэтому, в соответствии с проблематикой настоящего исследования, закономерно обращение к роли ислама в музыкальной культуре, воспитании и образовании народов, исповедующих эту религию. Ислам, главные постулаты которого изложены в священной для всех мусульман книге Коран, представляет собой сложное и цельное мировоззрение. Его система ценностей предъявляет высокие нравственные и этические требования, строго регламентируя все стороны жизни человека. Основы ислама, как одной из мировых религий, базируются на общечеловеческих ценностях. Он призывает к добру, справедливости и всестороннему совершенствованию. Как известно, ислам очень требовательно подходит к воспитанию в человеке таких качеств, как трудолюбие, стремление к знаниям, постоянному духовному развитию; проповедует уважение к родителям и старшим, любовь к природе, милосердие, бескорыстие, дружбу и справедливость [198]. Ислам очень высоко возносит науку и образование. Исследователи педагогической культуры татарского народа З.Г. Ниг-матов и А.Н. Хузиахметов пишут об этом следующее: «Настойчивость по отношению к знанию сделала еще средневековую мусульманскую цивилизацию весьма продуктивной. Благодаря этому она внесла самый прочный вклад в историю человечества» [267, с. 162 - 163]. В культуре исламских стран авангардное развитие получили письменность и литература как главные проявления духовности. Вокруг них группировались все остальные виды художественного творчества: каллиграфия, книжная миниатюра, орнамент, декоративно-прикладное искусство и музыка.

Условия сохранения музыкально-педагогических традиций татарского народа в период миссионерской деятельности Российского государства (середина XVI -XIX вв.).

Татарская музыкальная культура, которая восходит своими истоками к эпохе тюркских каганатов, последовательно и успешно развивалась с IX в. до середины XVI в. в Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском и других татарских ханствах. При исследовании последующего периода национальной истории неизбежен акцент на необратимых потерях, которые понесла материальная и духовная культура татар. Ликвидация национальной государственности и массовое крещение татар посредством административных и экономических санкций, последовавшие за взятием Казани в 1552 г. войсками русского царя Ивана IV, приостановили почти на два века поступательную динамику исторического развития татарского народа. Жесткие меры царизма, направленные на изгнание пережившего завоевание населения из городов, с берегов больших рек и лучших земель в отдаленные и необжитые края, вынудили татар по-новому обустраивать свою жизнь. Она стала намного более обособленной и ограниченной в материальном и духовном отношениях. Затихли шумные торжища, прекратилась оживленная международная торговля. Искусствовед СМ. Червонная с сожалением пишет о татарской архитектуре и изобразительном искусстве той эпохи: «Творения, вызывавшие восторженное изумление самых просвещенных европейцев, которых нелегко было чем-либо поразить в эту эпоху расцвета ренессансной культуры на Западе и русского искусства в Московском государстве, произведения, воплотившие в себе талант, мастерство, высочайший духовный взлет народа, ощутившего свое национальное единение, оказались бесследно исчезнувшими с татарской земли» [413, с. 133]. Казанский край надолго опустел. Наступила долговременная культурная изоляция татарского народа.

Период со второй половины XVI в. до 70-х годов XVIII в. стал одним самым трагическим в истории татарского народа не только в связи с очевидными и типичными для всех эпох отрицательными результатами военного завоевания и колонизации. Негативные последствия, как подчеркивает В.Н. Юнусова, имело вовлечение татар, наряду с другими поволжскими народами, в сферу миссионерской деятельности православной церкви и российского государства [427, с. 45 - 46]. Применение беспрецедентных по длительности и настойчивости мер по внедрению идеологии православного христианства грозило утратой духовной культуры татарского народа, принявшего ислам еще в начале X в.

Отныне политика царского правительства по отношению к нерусским народам проводилась согласно сформулированному впоследствии лозунгу «православие, самодержавие, народность», который стал основой идеологической доктрины Российской империи. Он не входил в соответствие с мировоззренческими установками татар, как и многих других «инородцев» (так стало официально называться коренное население вновь присоединенных российских регионов). Самодержавие они воспринимали как оплот угнетения, православие — чуждую религию вместе с ее художественными, в том числе церковно-певческими традициями (отсюда исходило длительное неприятие татарами хорового пения). Что касается термина «народность», то он трактовался идеологами российской государственности применительно к доминирующей русской культуре. В этих условиях культурные традиции «инородцев» рассматривались в лучшем случае как объект исследования для этнографической науки. В итоге вся система прежней татарской духовной культуры была сломлена, а православие, включая его художественные традиции, не было принято подавляющей массой татарского населения, сохранившего приверженность исламу.

В 1555 г. в Казани была учреждена особая епархия во главе с архиепископом Гурием для крещения «инородцев». При крещении действовала система существенных льгот и привилегий. Принятие христианства освобождало от ряда форм судебного преследования, позже - денежных поборов и повинностей. С этого времени ислам, являвшийся основой духовной жизни и образовательной системы татар оказался вне закона и стал преследуемой религией. Однако усилия царского правительства и православной церкви по его искоренению из сознания татарского народа, нанеся огромный урон всем сторонам национальной жизни, не достигли своей цели: «Провал политики христианизации объясняется не только грубым насилием над совестью граждан, но и главным образом тем, что она была выражением невыносимого социального, политического и национально-колониального угнетения масс трудящихся. Отказом креститься народные массы выражали свой протест против крепостного и колониального угнетения, стремясь сохранить свой родной язык, свою национальную культуру»[ 170, с. 30 - 31 ].

В сложившихся условиях бытования татарского этноса, почти полное отсутствие внешних каналов обновления и обогащения самобытных традиций, вело к застойным тенденциям во всех областях национальной культуры. Взаимодействие с тюркским и исламским миром было существенно ослаблено, а время восприятия светских европейских и русских культурных традиций, исходя из объективных потребностей дальнейшего развития татарского общества, еще не наступило. Вынужденная консервация традиций, затрудненность прогресса, наблюдалась и в национальной музыкальной культуре. Как отмечает исследователь традиционной татарской музыки Г.М. Макаров: «После вхождения в состав России прежние ориентиры входят в противоречие с христианской направленностью культурной политики Москвы. Поэтому население бывшего ханства, продолжая хранить верность мусульманским идеалам, не воспринимает новые формы государственной политики в области музыкальной культуры, идущей от христианской (европейской) цивилизации. И, более того, инстинкт самосохранения консервирует оставшуюся часть музыки, которая в основе остается верной традициям» [209, с. 10].

Исторические события этой эпохи нашли отражение в легендах и преданиях, в которых в иносказательной форме повествовалось об утрате народом, наряду с другими неисчислимыми потерями, и сокровищ музыкального искусства. В одной старинной легенде, опубликованной на основе редкого источника этномузыкологом М.Н. Нигмедзяновым, рассказывается, как в разгар жестокой битвы под стенами Казани: «Один татарский патша взял свою лютню и, стоя на вышке мечети, стал играть песню. Она была такая жалобная и печальная, что тронула сердца всех воинов: русские и татары пали на колени и плакали, тогда патша начал играть другую песню — веселую, и все воины начали плясать ... и третью песню он запел. И опять все плакали и рыдали. Тогда патша разбил свою лютню и улетел» [272, с. 26]. Эта легенда отразила представления народа о могуществе музыки, способной прервать жестокую битву и объединить единым чувством, хоть и на время, непримиримых противников. А разбитая лютня олицетворяла трагическую участь, постигшую высокие достижения татарской культуры.

В изменившихся обстоятельствах не было места прежнему искусству. Большой урон был нанесен музыкальному творчеству. Утратив свое прежнее значение в общественной жизни, оно стало более замкнутым и ограниченным. Исчезли из разрушенных дворцов ханов и вельмож профессиональные поэты и музыканты, не было прежней нужды в музыке и в быту других сословий. Состояние музыкального искусства той эпохи характеризовалось обеднением системы жанров, изменением эмоционального настроя, исполнительских стилей, круга образов. Происходило сужение ареала его функционирования во всех слоях татарского общества. Исчезал профессионализм как огромный пласт музыкальной культуры. Особенно невосполнимой явилась утрата тех видов художественного творчества, существование которых напрямую зависит от наличия у народа государственности или самобытно обустроенной, независимой жизни: эпических, мемориальных, гимнических жанров; духовной, придворной, военной музыки. Особый урон понесла богатая инструментальная музыкальная культура, постепенно переходя в сферу бытового музицирования.

Постепенно музыка становилась, главным образом, способом выражения сугубо личных, индивидуальных чувств и переживаний преимущественно в фольклорных жанрах.

Национальное музыкальное просветительство конца XIX - начала XX вв. как основа формирования современных музыкально-педагогических традиций татарского народа

Начало бурного, полного исторических событий XX в. было временем, когда происходили кардинальные перемены в жизни татарского народа, которые еще более ускорила русская буржуазно-демократическая революция 1905 г. Набирало силу движение за развитие национальной культуры, всеобщее просвещение и реформы образования. Интенсивно развивалась татарская литература и печать. Национальные журналы и газеты издавались не только в Казани, но и во многих других российских городах, где проживало татарское население. Складывались предпосылки для появления национального театра: первые произведения татарских драматургов ставились любителями-энтузиастами в частных домах и учебных заведениях. Все эти факторы явились непосредственными предпосылками прогресса в области национальной музыки. Привычные формы музыкального искусства претерпевали в этот период значительные изменения под воздействием национального реформаторства и просветительства, а также общей демократизации жизни. Музыка постепенно выходила за пределы узких бытовых рамок и приобретала общественное звучание. Национальное музыкальное искусство обогащалось новыми темами и средствами выразительности, элементами музыки других народов. Происходило становление светских форм музыкального творчества и образования.

Все это объединилось в целый комплекс новых явлений татарской музыкальной культуры, отвечавших назревшим задачам развития татарской музыки. Решающим фактором при этом являлось благотворное влияние переживавшей свой расцвет русской художественной культуры. На этой основе стало возможным появление ростков современного татарского профессионального музыкального искусства, просвещения и образования. Примечательно, что двигателями прогресса в области музыки становились не только явления, исходившие из профессиональной художественной и педагогической сферы, но и массового многонационального городского музыкального быта. У татарского населения Казани и других городов России приобретали популярность народные гулянья и празднества, где звучало много разнообразной музыки в исполнении народных музыкантов и духовых оркестров. Песни разных народов (башкирские, украинские, казахские, русские, цыганские и др.), романсы, вальсы, польки, марши и произведения других популярных жанров европейской музыки полюбились татарскому слушателю и существенно повлияли на изменение его музыкальных вкусов.

В эволюции музыкального сознания татар нельзя недооценивать роль революционного музыкального фольклора и массовой музыки начала XX в. Особенно распространены были в то время «Марсельеза», «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка». Появлялись оригинальные татарские революционные песни, как например «Алга, иптэшлэр» («Вперед, товарищи») [367, с. 7]. В периоды революционных потрясений татарские издательства выпускали тексты революционных песен в переводе на татарский язык. Они содержались также в листовках Казанского комитета РСДРП. Революционные песни исполнялись на демонстрациях и митингах, в которых активно участвовала татарская учащаяся молодежь. Об этом постоянно сообщала национальная печать, начиная с революции 1905 г. [381, с. 210].

Развитие общественной и педагогической мысли подготовило целое поколение молодых деятелей татарской литературы, искусства, просвещения и педагогики, которым было суждено внести свою лепту в дело становления современной татарской музыкальной культуры и образования. Среди них начинали появляться люди, непосредственно посвятившие себя музыкальному искусству.

Изучение путей развития татарской музыки XX в. убеждает в том, что подлинные предпосылки татарской профессиональной музыкальной культуры и образования в значительной мере вызревали в процессе практической творческой деятельности приобретавших опыт татарских музыкантов-энтузиастов. В их число входили любители, небольшое число профессионалов, которые получили основы академического музыкального образования, а также народные музыканты. Благодаря самоотверженному труду этого поколения татарских музыкантов-исполнителей развивалась национальная музыкальная жизнь в Казани, Уфе, Оренбурге и других центрах татарской культуры, происходило приобщение национальной аудитории к профессиональным формам европейского концертного исполнительства.

В те годы продолжалась деятельность народных музыкантов — воспреемников демократического направления древнего национального искусства устной профессиональной традиции, происхождение которого исследователи (Г.М. Макаров, Ш.Х. Монасы-пов) прослеживают от булгарских торжищ и ярмарок. С обрядовых торжеств, народных празднеств, базаров и ярмарок они переходили к принципиально новым условиям творческой деятельности. Эти музыканты расширяли свой музыкальный диапазон и обогащали репертуар русскими, украинскими, немецкими песенными и плясовыми мелодиями. Не имея возможности выступать на концертной эстраде, они тем не менее выступали в условиях, близких к сценическим, в различных увеселительных заведениях (ресторанах, трактирах, кинематографах) и на ярмарках. Особенно славились выступления татарских певцов и инструменталистов на знаменитой Макарьевской, затем Нижегородской, ярмарках. Там они участвовали в музыкальных состязаниях в особых помещениях или на открытых эстрадах. Особенно прославились своим искусством Гайса Макарджа (это прозвище было присвоено по месту его выступлений на Макарьевской ярмарке ) и Ончы Фахри (Мучник). Их именами были названы, как созданные этими музыкантами песенные и танцевальные напевы, так и посвященные им народные песни [241, с. 28].

В дальнейшем, некоторые из представителей этого поколения татарских музыкантов вошли в ряды основателей современного национального концертного исполнительства. Наибольшей известностью пользовались среди них: скрипачи Г. Ижбулдин, Г. Зайпин; пианисты 3. Яруллин, 3. Зверев; гармонисты Ф. Бикки-нин, Ф.Туишев; руководители инструментальных ансамблей И.Галиакберов, В.Апанаев; руководитель вокальных ансамблей и хоров Ф.Агеев; певцы К.Мотыги, Ф.Латыпов, Ф.Гумерова, М.Рахманкулова и др. В основном это были универсальные музыканты, владевшие певческими навыками и несколькими традиционными татарскими или европейскими музыкальными инструментами. В качестве певцов они исполняли преимущественно народные песни, а инструменталистов или участников ансамблей -попурри из народных мелодий. Некоторые из них вели гастрольную деятельность во многих городах России.

Разнообразный репертуар имел певец К.Мотыги. Его концерты носили просветительскую направленность. Он не только пел, но читал стихи, иногда исполнял русские песни и песни других народов в переводе на татарский язык. Особым мастерством исполнения старинных татарских протяжных напевов славился певец Ф. Латыпов. Певицы Ф. Гумерова и М. Рахманкулова покоряли слушателей исполнением лирических песен. Огромный репертуар освоил пианист и аккомпаниатор И. Гумеров. Одним из самых ярких татарских музыкантов-исполнителей стал Ф. Туишев. Он начал выступать с десятилетнего возраста и объездил с концертами всю дореволюционную Россию. Музыкант, виртуозно владея искусством игры на концертных гармониках уникальной конструкции, раскрыл их богатые возможности для применения в качестве эстрадных инструментов. Ф. Туишев обладал редкой музыкальной памятью, огромным и разнообразным репертуаром, а также получил известность как автор песен и маршей. Впоследствии эти музыканты совершенствовали свое мастерство в процессе практической творческой деятельности. Они также занимались самообразованием и брали частные уроки у известных музыкантов. Некоторые из них получили специальное (в том числе консерваторское) образование и ярко проявили себя в сфере академического музыкального искусства, например М. Рахманкуло-ва, ставшая оперной певицей и композитором. В условиях активизации национальной музыкально-общественной жизни татарские музыканты шли по пути приобретения профессиональных навыков и знаний от глубокого первоначального постижения национальной музыкальной культуры к освоению европейской и русской классической музыки. В этой последовательности был большой положительный потенциал. Прекрасное знание национальных музыкальных традиций позволяло татарским музыкантам привносить и закреплять их в профессиональной творческой среде.

Сущность, содержание, формы проявления и принципы преемственности музыкально-педагогической культуры татарского народа

Музыкально-педагогическая культура татарского народа как часть мирового музыкального и педагогического процесса развивалась с VI до начала XX вв. в соответствии с общезначимыми закономерностями и принципами духовной деятельности человека. С ними сообразовывались сущность, содержание, характерные черты и принципы развития музыкально-педагогических традиций татар. Наряду с этим, как в духовной культуре любого другого этноса, формы ее проявления основывались на идеологических, нравственно-эстетических и художественных принципах, складывавшихся на протяжении многих столетий в неповторимых условиях бытования булгаро-татарского этноса и определили, наряду с общим, особенный, неповторимый комплекс форм проявления музыкально-педагогической культуры татарского народа.

Сущность и содержание музыкально-педагогических традиций предков татар определял присущий культуре всех народов на ранних этапах развития языческая обрядность и синкретизм художественного творчества.

Функционирование музыкальной культуры каждого народа невозможно без создания четкой системы преемственности музыкальных традиций, что подразумевает создание системы музыкального воспитания и общего и специального образования. При этом формируются структуры этнопедагогики и профессиональной педагогики. Целью музыкального воспитания является приобщение каждого члена общества к музыкальной культуре как одной из сфер эстетического воспитания. Целью музыкального образования является формирование разных уровней освоения знаний, умений и навыков для всех областей профессиональной или любительской музыкальной деятельности. Преемственность музыкально-педагогических традиций формировалась, начиная с самых ранних этапов истории татарского народа.

Исключительная роль эпоса в духовной жизни древних обществ превращала проблему сохранения и развития этого достояния в ответственейшую задачу. Ее решали сами сказители, передавая опыт и мастерство своим ученикам. Они, обычно с детства, всюду сопровождали своих наставников, пока не становились опытными мастерами — создателями и исполнителями произведений устного музыкально-поэтического творчества. Эта форма преемственности обеспечивала подготовленными кадрами наиболее значимый (на государственном уровне) вид художественного творчества древности.

Согласно древним верованиям, обряды активно влияли на ход событий. От их точного выполнения зависело будущее благосостояние всего народа и его отдельных представителей. Культовые и ритуальные действа имели коллективный характер и исполнялись большим количеством людей. Под руководством специально подготовленных шаманов или жрецов в них участвовали все членысообщества (рода, племени). В связи с этим предъявлялись высокие требования к лицам, которые осуществляли руководство проведением обряда. Особое мастерство владения разносторонними, в том числе музыкальными навыками, достигалось длительным обучением и всесторонней подготовкой будущих служителей культа. Вышеуказанное подтверждает преобладание в культовой сфере древних сообществ профессионального начала.

Обряды и ритуалы выполняли многосторонние воспитательные и образовательные функции. Служители культа выступали в роли наставников — профессиональных педагогов, обучающих своих соплеменников выполнять те или иные массовые религиозные действа. То есть, определенные, достигаемые в процессе обучения навыки, требовались и от всех членов сообщества (рода, племени), которые являлись объектом педагогического воздействия. Это были, прежде всего, воспитательные процессы, так как подчинение системе обрядности настраивало людей на строго регламентированный ритм жизни, формировало коллективное сознание и приверженность традициям. Охватывая все стороны жизнедеятельности человека, обряды и ритуалы воспитывали уважение к окружающему миру, приучали к определенным нормам поведения, позволявшим каждому индивидууму ощущать себя полноценным членом общества. Таким образом, культовые действа, связанные с языческой религией, имели обширные воспитательные и образовательные функции. Музыкальное сопровождение регулировало такого рода действия, объединяя его участников единым эмоциональным настроем, идеей, определявшей смысл всего ритуала.

Таким образом, в VI — VIII вв., параллельно с развитием музыкальных традиций, складывались первоначальные эмпирические формы музыкальной педагогики, заключавшиеся в передаче практического опыта авторов музыки и ее исполнителей своим преемникам.

Сосредоточенный в культовых действах комплекс синкретического искусства (театр, музыка, хореография, поэзия, пластика, живопись, скульптура) оказывал сильнейшее и всестороннее воздействие на экологическое, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое и, безусловно, музыкальное воспитание. Обрядовые напевы, исполняемые во время массовых религиозных ритуалов, формировали уважение и любовь ко всем проявлениям жизни, приучали к почитанию родителей и родственников, соблюдению традиций семьи и общества.

Архаические напевы с малых лет закреплялись в сознании людей, сопровождая трудовые, обрядовые, бытовые или праздничные действа, помогая воспринять не только на логическом, рациональном, но и на чувственном, эмоциональном уровне навыки, необходимые при соответствующем образе жизни. В этом заключались воспитательные и образовательные функции приуроченных напевов. Они содержали в себе глубокий нравственно-эстетический смысл.

Трудовые напевы выполняли и частично продолжают выполнять обучающие функции, помогая выработке определенных трудовых навыков, движений. Их воспитательное значение заключается в формировании чувства коллективизма, необходимого при образе жизни крестьянской общины. В то же время эти напевы придают трудовому процессу эстетический элемент, художественное оформление, помогая вырабатывать положительное отношение к труду, радость от успешного и слаженного выполнения трудового процесса.

Большое нравственное и эстетическое значение в жизни древних приобрели массовые праздничные действа. Приуроченные к ним игры, состязания, обряды обязательно связывались с музыкой. Благодаря таким праздникам развивалось народное и устное профессиональное музыкальное искусство. Древние праздники и обряды представляли собой разносторонний воспитательный процесс. В том числе, они подтверждали важность семьи как основы общества и с детства прививали понимание незыблемости семейных устоев, утверждали нормы семейной этики (послушание, уважение к родителям), укрепляли нравственные понятия, развивали эстетические чувства. Большое количество напевов помогало в воспитании новых поколений. В них учитывались возрастные особенности, специфика восприятия музыки детьми на разных возрастных уровнях. Напевы, применявшиеся с древности в самом начале воспитательного процесса, исследователи относят к поэзии пестования (пестушки, прибаутки). В дальнейшем напевы, сопровождавшие взросление ребенка, постепенно усложнялись и приобретали развитую песенную мелодику. Среди них особо выделились колыбельные песни, в которых выражались надежды народа на благополучие, духовное и физическое совершенство новых поколений.

Похожие диссертации на Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (От истоков возникновения до формирования как устойчивого явления)