Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие образования в Казани во второй половине XIX века Гибазова Лилия Адгамовна

Развитие образования в Казани во второй половине XIX века
<
Развитие образования в Казани во второй половине XIX века Развитие образования в Казани во второй половине XIX века Развитие образования в Казани во второй половине XIX века Развитие образования в Казани во второй половине XIX века Развитие образования в Казани во второй половине XIX века Развитие образования в Казани во второй половине XIX века Развитие образования в Казани во второй половине XIX века Развитие образования в Казани во второй половине XIX века Развитие образования в Казани во второй половине XIX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гибазова Лилия Адгамовна. Развитие образования в Казани во второй половине XIX века : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2003 204 c. РГБ ОД, 61:03-13/1204-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-педагогические предпосылки развития образования в Казани во второй половине XIX века 14

1.1. Развитие образования в Казани в составе Волжской Булгарии (IX-XII вв.) 15

1.2. Становление и развитие образования в Казани в XIII-XVI вв 34

1.3. Казань как крупный центр просвещения в составе Руси в XVII - первой половине XIX вв 53

Выводы по первой главе 88

Глава 2. Развитие образования в Казани во второй половине XIX века ...96

2.1 Развитие начального образования в Казани 97

2.2. Становление гимназического образования в Казани 116

2.3. Развитие сети высших учебных заведений в Казани 137

Выводы по второй главе 154

Заключение 160

Список литературы 172

Приложения 186

Введение к работе

Исследование вопросов истории образования, несомненно, имеет важное значение для дальнейшего развития образовательной системы в современных условиях и способствует формированию новых педагогических идей.

Мы должны бережно относиться к культурному наследию прошлого: только опираясь на накопленные человечеством знания можно успешно решать те задачи, которые стоят перед обществом.

В истории русской культуры весь XIX век характерен своей неповторимой цельностью. Она выражалась в том, что школы и основные направления в литературе и искусстве, которые сформировались в первой половине века, получили свое дальнейшее реформирование во второй половине столетия. Деятельность многих видных представителей русской культуры связана с этим периодом. Они в своем творчестве воплощали живую связь эпох и вместе с тем являлись хранителями традиций своих предшественников.

Наибольшего развития в историческом процессе система образования на территории России достигла во второй половине XIX века. Именно в этот период образование требовало серьезного реформирования для обеспечения растущих потребностей капитализма. Основу реформам положили экономические изменения во всех областях жизни страны. Подготовкой квалифицированных кадров для развивающейся экономики должна заниматься система образования. Но так как реформировалась экономика, следовательно, образовательные процессы также требовали изменений.

Пятидесятые годы XIX века ознаменовались резким революционным подъемом угнетенных классов. Наибольшее влияние оказала на всплеск

массовых выступлений в России Крымская война 1853-55 гг., которая разорила народ до крайней нужды и способствовала озлоблению крестьян и рабочих. Возникшие в ходе революционной ситуации стихийные выступления не носили организованного характера, так как отсутствовали необходимые политические движения, которые могли бы скоординировать разрозненные выступления крестьян и рабочих.

Русская культура во второй половине XIX столетия имела свои особенности, обусловленные объективными факторами исторического развития страны. Реформы 60-70-х годов XIX века явились причиной кардинальных изменений в экономической, социальной, политической сферах жизни общества, что не могло не отразиться на развитии культуры и самого быта народа. С падением крепостничества произошло не только социальное, но и духовное раскрепощение народа, у которого появились новые культурные запросы, а также возможности их удовлетворения. Интенсивно шел процесс демократизации культуры.

Общественно-политическая жизнь России рассматриваемого периода, ставившая насущные проблемы современности, оказывала сильнейшее воздействие на культуру, определяла тематику и содержание художественного творчества. Немаловажное значение имел научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития.

Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта, внедрение в эти отрасли народного хозяйства машинной техники требовали изменения системы народного образования. Осуществление реформ в сфере управления, судопроизводства, в военном деле было невозможно без увеличения числа грамотных людей, без подготовленных специалистов и, следовательно, без развития сети специальных учебных заведений. Само правительство, исходя из возросших потребностей в образованных кадрах, было заинтересовано в расширении системы образования. Народное образование находилось под

контролем соответствующих правительственных органов и вместе с тем служило важным средством идеологического воздействия на народные массы.

В результате проведения школьных реформ в 1862-1864 гг. численность начальных и средних учебных заведений в России возросла с 1856 по 1896 гг. с 8 тыс. до 79 тыс., а число учащихся в них - от 450 тыс. до 3,8 млн. [243, с. 167]. Проходило обучение грамоте солдат в армии. Важно отметить, что в широких массах крестьянства все более развивалось сознание практической необходимости приобретения хотя бы элементарной грамотности. Несмотря на рост числа начальных школ различных типов (государственных, которые подчинялись Министерству народного просвещения; земских, которые учреждались земствами; церковно-приходских при церковных приходах), их количества не хватало для удовлетворения потребности крестьян в грамотности.

В период реформ получило дальнейшее развитие общее (начальное, среднее) и специальное высшее образование. В крупных городах, таких как Одесса, Томск, Москва, Казань начали открываться университеты. Именно во второй половине XIX века особенно бурно развивались книгоиздательство и периодическая печать. Книгоиздательство превратилось в важную отрасль хозяйства с мощной и первоклассной полиграфической базой. Если в середине 50-х годов XIX столетия в России насчитывалось 96 типографий и ежегодно выходило около 2 тыс. отдельных изданий, то к концу века число типографий возросло до 1300, а количество выпускаемых ими изданий - до 10700 [95, с. 322]. В конце XIX века Россия занимала третье, после Германии и Франции, место по количеству названий выпускаемой литературы.

В рассматриваемый период в Европе развивалось капиталистическое производство, демократические для того времени методы правления. Близость Европы, наличие передовой интеллигенции способствовали формированию демократических взглядов в России. Яркими представителями передовых идей

того времени стали А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, а в Казани профессор истории А.П. Щапов, семья Ваисовых и другие.

В истории отечества XIX век занимает достаточно значимое место. Особенно вызывает интерес вторая половина столетия. Реформы 60-х, 70-х годов не случайно называют великими: по глубине, масштабности и последствиям равных им не было в предшествующей истории России. Все это наложило неизгладимый отпечаток на развитие Казанской губернии, в том числе и города Казани, произошли достаточно серьезные изменения в области образования, что способствовало выбору данной темы.

Актуальность исследования. В настоящее время образовательной системе в Российской Федерации уделяется особое внимание. В результате возникает необходимость в изучении работ педагогов, историков, просветителей, философов в области становления и развития образования, чтобы выявить социально-педагогические предпосылки, которые способствовали развитию образования во второй половине XIX века на территории города Казани.

Казань имела удобное географическое расположение, что способствовало взаимному обмену культуры народов, населявших территорию города. Прохождение торговых путей позволяло быстро развивать ремесла, что также способствовало развитию образования. Вот уже тысячу лет Казань занимает свое твердое положение связующего звена между Востоком и Западом в области науки, культуры и образования.

Развитие образования в Казани стало одной из причин, по которой этот город стал одним из важнейших в Волжско-Камском регионе. Не последнюю роль сыграла необходимость для России наличие сильной крепости для охраны своих восточных границ. Этой крепостью также была выбрана Казань.

Реформаторская деятельность Петра I привела к зарождению в Казани промышленности. «Одним из своих указов Петр I разделил Россию на 8 губерний, и с 1708 года была создана Казанская губерния... По его приказу для

снабжения русской армии сукном, из которого шилась военная форма, в Казани были развернуты казенные суконные мануфактуры, а для строительства

кораблей для военно-морского флота было основано в 1718 году Казанское

адмиралтейство... В 1722 году Петр I лично прибыл в Казань для принятия первых Казанских кораблей» [97, с. 146.].

Развитие капиталистических отношений еще больше усилило процесс индустриализации. В связи с этим возрастала необходимость в квалифицированных кадрах, что приводило к развитию образования.

+ После присоединения Казани к Руси во всех областях жизни произошел

процесс русификации, в том числе и образование развивалось по этому пути. Большое внимание в научных работах З.Т. Шарафутдинова, Ф.Г. Ялалова уделяется национальному образованию татарского народа, образованию среди других нерусских народов. В истории развития образования татарского народа отмечают четыре основных направления: демократическое, джадидистское,

* миссионерское и марксистское [270, с. 192]. Эти направления оказали огромное

влияние на формирование системы образования татарского народа, а также других нерусских народов Поволжья, Приуралья и Камского региона, сохраняя свое решающее значение для поступательного движения просвещения и национальных систем образования.

Подготовка к реформированию образования велась, начиная с 1856 года. Проекты реформ были несколько раз переработаны. В начале 60-х годов эти проекты были более либеральными, нежели последующие их варианты (например, Устав гимназий и прогимназий 1871 г., Устав реальных училищ 1872 г.). Это связано с переходом страны к новой экономической формации -капитализму. В связи с этим реформы получили определенные свободы. Эти свободы просто необходимы были для снижения уровня социальной напряженности в стране, которая могла взорваться в любой момент массовыми выступлениями народа. Особенно опасными были выступления студентов,

которые являлись не только образованными людьми, но и более
организованными, их выступления могли носить массовый характер.
^ Важное значение для развития образования имело меценатство. На

добровольные пожертвования содержались частные школы, театры и другие учреждения культуры и образования.

Источниковую базу исследования составили различные документы и материалы и работы, имеющиеся:

- в библиотеках и библиотечных архивах города Казани (библиотека
% КГПУ, КГУ, научная библиотека имени Лобачевского, Национальная

библиотека, Национальный Государственный архив Республики Татарстан);

- источники, освещающие состояние образования в различные годы
рассматриваемого периода: протоколы заседаний педагогических советов
учебных заведений, их годовые отчеты, исторические описания учебных
заведений, сборники постановлений правительства и Министерства народного

* просвещения, пакеты документов и материалов, хранящиеся в Национальном и

Центральном Государственном архивах РТ;

труды историков-педагогов;

справочные книги.

Значение всех этих документов состоит в том, что они не только способствуют изучению определенных сведений о состоянии образования, но и обобщают и дают итоговые сведения об образовательных заведениях в Казани, позволяют составить целостную картину образования в городе.

История становления и развития образования в Казанском Ханстве, Казанской губернии, Казанском уезде нашла отражение во многих работах историков-педагогов отечественной педагогики. Достаточно большое количество авторов посвятили свои работы исследованию образования, как в России, так и в Казанской губернии, в Казанском учебном округе и т.д., а соответственно и развитию образования во второй половине XIX века, как составной части исторического процесса. К ним относятся Е.В. Агибалова, А.И.

Анастасиева, В.П. Вахтерев, Е.А. Звягинцев, Н.И. Ильминский, А.Г. Мухаметшин, СВ. Рождественский, Г.А. Фальборк, В.И. Чернолуцкий и многие другие.

Несмотря на то, что Казань была основана еще в XI веке, нет систематизированных знаний по истории развития образования в городе. Для этого необходимо изучить процесс образования в Казани (XI - первая половина XIX вв.), с тем, чтобы выявить основные направления происходящих изменений во второй половине XIX столетия. Это так же касается национального образования татар и других нерусских народов, населявших территорию города.

Нет работ, раскрывающих развитие образования (начального, среднего и высшего) в Казани во второй половине XIX века. Не последнюю роль при выборе темы диссертации сыграло приближающееся тысячелетие города, которое будет отмечаться в 2005 году. Именно этими факторами объясняется выбор темы исследовательской работы.

Таким образом, налицо противоречие между объективными потребностями в теоретическом осмыслении накопленного опыта в области развития образования в городе Казани и отсутствием систематизированных знаний, раскрывающих целостную картину происходящих изменений в рассматриваемый период.

Цель диссертационной работы - выявить состояние образования в Казани во второй половине XIX века и исследовать социально-педагогические предпосылки, способствовавшие его развитию.

Объектом исследования является становление и развитие образования в Казани (за период XI - XIX вв.).

Предметом исследования является система и содержание образования в Казани во второй половине XIX века.

Хронологические рамки исследования связаны с тем, что образовательная реформа 60-х годов XIX века, проведенная Министерством

народного просвещения под руководством А.В. Головнина, считается переломным моментом в истории отечественного образования. Поэтому начальная грань исследования обозначена эпохой великих реформ в Российской империи, а конечная - определяется наступлением нового века и необходимостью новых действий правительства в области реформирования образовательной системы. Задачи исследования:

  1. Выявить и обобщить социально-педагогические предпосылки развития образования в Казани в XI - первой половине XIX века.

  2. Изучить состояние общего образования в Казани в рассматриваемый период.

  3. Раскрыть и обосновать тенденции развития образования в Казани во второй половине XIX века.

Методологической основой работы явились исследования историков и теоретиков педагогической науки по проблемам становления и развития образовательной системы как России, так и Татарстана (С.С. Айдарова, Н.А. Бобровникова, В.М. Горохова, И.Р. Галиахметова, P.P. Газизова, Г.Ж. Даутовой, В.Л. Егорова, Г.Н. Козловой, Ю.А. Лексиной, Р.Ш. Маликова, А.Х. Махмутовой, 3.3. Мифтахова, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, Ф.Р. Рашитова, И.Р. Тагирова, Я.И. Ханбикова, Н.М. Хайруллиной, М.Ф. Шабаевой, Р.В. Шакирова, З.Т. Шарафутдинова, Ф.Г. Ялалова и других), в которых проведен анализ развития образования, истории и культуры народов, проживающих на территории Казани, Казанской губернии, в России.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ исторической и педагогической литературы по исследуемому периоду, анализ архивных документов; обобщение материалов.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней изучено состояние образования в Казани.

—Выявлены и обобщены социально-педагогические предпосылки, способствовавшие развитию образования в городе Казани во второй половине

. XIX века. Наиболее значимые из них:

О принятие ислама в Волжской Булгарии (922 г.);
D отмена крепостного права в России;
D развитие промышленного производства;
D деятельность Министерства народного просвещения;
D переход на новые методы обучения (от Ланкастерского метода к
* наглядно-звуковому, в национальном образовании переход от

кадимизма к джадидизму); D повышение внимания к женскому образованию.

—Развитие капитализма требовало изменение существующих стереотипов,
что в первую очередь должно было сказаться на образовании, так как именно
образование имеет возможность донести новые знания до широких слоев
** населения. Повышение образовательного уровня общества способствует

социально-экономическому развитию государства в целом. В данной работе прослеживаются изменения образовательной системы народов, населявших Казань во второй половине XIX века.

—Проанализировано состояние образования в Казани, начиная с периода основания города в XI веке и до конца XIX столетия. Зачатками образовательной системы в Казани стали:

О школы ученичества, которые начали свою деятельность еще в X веке,

О существование университета дар аль-улюм (1135г.),

О в последствии его традиции продолжило другое учебное заведение -

«Мухамад-Аламия» (XVI в.), О расширение сети мектебе и медресе.

—Раскрыты и обоснованы тенденции развития образования в городе Казани во второй половине XIX века. Главными среди них являются:

D последовательное увеличение мужских и женских образовательных учреждений (начальные земские школы, церковно-приходские училища, уездные училища, гимназии, прогимназии, педагогические и высшие учебные заведения); Q увеличение количества учащихся в русских и национальных школах. —Выявлены изменения, произошедшие в национальном образовании. Q изменение содержания образования - появление в мектебе и медресе

светских наук; D открытие русских классов при магометанских медресе; D появление русско-татарских учебных заведений;

D учебные заведения, обучение в которых велось по системе Н.И. Ильминского, способствовали повышению образовательного уровня нерусских народов; D возникновение просветительства. Передовая интеллигенция стремилась к демократизации татарского образования (в первую очередь это сказалось на развитии татарского светского образования). —Выявлено целостное состояние образовательной системы в Казани во взаимосвязи начального, гимназического (среднего) и высшего образования.

Теоретическое значение работы определяется тем, что исследование способствует историко-педагогическому анализу развития образования в Казани, приводит в определенную систему исторические данные, касающиеся образования в Казани во второй половине XIX века, дополняет педагогическую науку новой информацией о состоянии образования в рассматриваемый период. Практическое значение заключается в том, что материалами можно будет воспользоваться при изучении учебных курсов по «Истории педагогики» и «Истории родного края». Кроме того, они могут быть использованы для создания обобщающей работы, посвященной тысячелетию города. На защиту выносятся:

  1. Анализ исторического процесса становления и развития образования на территории города Казани в IX - первой половине XIX века, на основании которого рассматриваются изменения в области народного образования во второй половине XIX века.

  2. Социально-педагогические предпосылки, которые в своей совокупности способствовали процессу изменения в области народного образования во второй половине XIX века.

  3. Процесс развития образования в городе Казани во второй половине XIX века по нескольким направлениям: развитие начального, среднего и высшего образования, изменения в национальном образовании нерусских народов, в том числе и татар.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования нашли отражение опубликованных автором девяти статьях, а также в материалах различных конференций (гг. Казань, Нижнекамск, Саранск; 2000-2002гг.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Развитие образования в Казани в составе Волжской Булгарии (IX-XII вв.)

В период IX-XII вв. возникло крупнейшее государство - Волжская Булгария.

Данное государство занимало достаточно большую территорию. Основные земли находились в Западном Закамье, т.е. на левобережье Волги к Югу от Камы и до реки Шешма на Востоке. Территория Волжской Булгарии выходила

А далеко за пределы современного Татарстана. Многочисленные булгарские поселения обнаружены археологами в Самарской, Ульяновской, Пензенской областях. Здесь находились крупные экономические и политические центры, такие как Биляр, Болгар, Сувар и другие.

В 922 году ислам стал государственной религией Волжской Булгарии. С этого момента государственные посты в Булгарии могли занимать только мусульмане.

Ислам очень быстро стал неотъемлемой и важной составляющей Булгарии и привел ее к расцвету. В отличие от язычества, исламская религия - это религия с развитой письменной культурой. Она открыла дорогу народам Волжской Булгарии к богатой культуре арабов, оживлению торговли, укрепила государственность Волжской Булгарии и дала огромный толчок для развития просвещения и науки, увеличению количества школ, широкому распространению рукописной книги, близкому знакомству с восточной поэзией. Города стали приобретать новый облик, на который повлияло принятие мусульманской религии. Повсюду строились мечети. «...Издавна утвердился здесь торговый и промышленный народ - болгары; издавна, когда еще русский славянин не начинал строить на Оке церквей христианских, не занимал еще этих мест... болгарин слушал уже Коран на берегах Волги и Камы» [276, с. 89]. Так, введение в государстве исламской (арабо-графической) письменности способствовало развитию грамотности, литературы - это привело к подъему булгарской культуры, - невзирая на то, что некоторые элементы старой языческой культуры, сильно противоречившие нормам мусульманства, были изменены или вытеснены исламом.

Прогрессивную роль принятия ислама Волжской Булгарией отметил также известный историк А.П. Смирнов. Он писал: «Принятие ислама булгарами имело для их государства большое значение, так как приобщило значительный круг населения к мусульманской культуре, являвшейся в то время передовой культурой Востока» [211, с.40]. Вместе с тем эта религия, как более отвечавшая новому социальному строю, феодальным отношениям, должна была сыграть прогрессивную роль в тех условиях. Исламские традиции способствовали установлению в Булгарии развитых феодальных отношений путем уничтожения остатков традиций первобытнообщинного строя.

На основе главных нравственных качеств ислам строит более высокую систему морали. Он предупреждает и предостерегает человека от тирании, распутства и непослушания. Ислам воспитывает доброту, благородство, милосердие, сострадание, мир, справедливость и правдивость по отношению ко всему мирозданию во всех ситуациях. Следовательно, ислам в Булгарском обществе сыграл важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Возникновение и развитие письменности у булгар стало важным элементом как для развития народа, так и в целом для всего государства. Письмо является одним из величайших завоеваний человеческого ума. Оно возникло как практическая необходимость культурного развития общества. Нет сомнений, что только единая графика и письмо могли по-настоящему служить накоплению и передачи другим поколениям культурного опыта.

Сравнительно высокий уровень материальной и духовной культуры Волжской Булгарии создал почву для дальнейшей интеграции ее с культурой арабских стран. По уровню своего развития данное государство находилось (X в.) в такой стадии, что могло войти в более тесный контакт с арабской культурой. «Принятие ислама и нового алфавита, на котором писал тогда почти весь цивилизованный Восток, - отмечает Р. Фахрутдинов, - способствовало не только расширению экономических, но и культурных связей Волжско-Камской Булгарии со многими арабо-персидскими, но и тюркскими государствами. Под влиянием передовых арабской и среднеазиатской культур у булгар наблюдается дальнейшее развитие культуры, просвещения, разных наук» [242, с. 85]. Как показывают архивные документы, история письменности в Булгарском государстве включает в себя три основных вида. Первая письменность у Булгар была руническая. О наличии такой письменности говорят надписи, которые были найдены археологами. Это доказывается исследованиями многих известных историков и языковедов, таких как М. И. Артамонов, А. М. Щербак, X. Курбатов и многих других.

Возникновение второго типа письменности на основе арабской графики было связано с принятием в 922 году Булгарским государством религии ислама. Нумизматические материалы IX-X вв. подтверждают сообщения письменных источников о раннем проникновении и распространении арабской графики на территории государства.

3. Т. Шарафутдинов опираясь на монеты Волжской Булгарии, которые были отчеканены арабскими буквами еще до принятия ислама, в своих исследованиях говорит, о том, что возможно, арабское письмо было известно булгарам еще в VIII-XI вв. Это подтверждают найденные арабские монеты на территории Татарстана, которые относятся VIII-X вв. [271, с. 126]. В распространении грамотности среди населения было заинтересовано и мусульманское духовенство. Ведь умение читать и писать по-арабски давало возможность непосредственно познакомиться с Кораном, религиозными книгами. Многие нумизматические материалы подтверждают сообщения л письменных источников о раннем проникновении и распространении арабской письменности.

Становление и развитие образования в Казани в XIII-XVI вв

В первой половине XIII столетия народам Евразии пришлось столкнуться с нашествием монголов. Это нашествие прокатилось горящей головней по огромной территории, повлекло за собой глубокие изменения в жизни многих обществ периода классического средневековья.

В 1240-1260-х гг. монгольские завоеватели создали государство Улус Джучи (Золотая Орда) с центром в Поволжье. Государство было названо в честь старшего сына Чингисхана Улуса Джучи. В пределах этого государства на протяжении двух столетий продолжалась жизнь волжских булгар, других народов края. А.П. Смирнов и Г.А. Федоров-Давыдов, проанализировав результаты археологических исследований Золотой Орды, пришли к выводу, что история этого государства развивалась в диалектическом противоречии. С одной стороны, монгольское завоевание неизбежно приводило к жестокому разрушению замечательных культурных центров, к уничтожению населения гибели государственности. С другой стороны, создание крупнейшей империи, объединившей в рамках одного государства культуры таких стран, как Китай, Средняя Азия, Закавказье, Волжская Булгария, Русь и другие привело к установлению широчайших торговых и культурных связей. Путем концентрации производительных сил были созданы крупнейшие культурные центры в Нижнем Поволжье.

Одной из основных задач археологии Золотой Орды авторы определили выяснение корней золотоордынской культуры, как культуры эклектической, впитавшей в себя достижения ряда покоренных народов, а также тех областей, которые влияли на золотоордынскую культуру извне - Китая, Египта, Сирии, западноевропейских стран и т.д. [213, с. 128-134.].

История Волжской Булгарии, соответственно и города Казани, непосредственно связана с историей Золотой Орды. Булгария, так же, как и Русь, имела в составе Золотой Орды известную автономию. Булгарские правители, так же, как и русские князья, получали в Орде ярлыки на правление. «Но Булгарская земля, сравнительно с русскими княжествами, была в более тесных отношениях к Татарам: здесь кочевали, а в последствии начинали оседлую жизнь Татары-завоеватели, которые придали Булгарам татарский характер, сделали их Татарами. К булгарским владениям прикочевывали сами ханы Золотой Орды, от имени этих ханов в булгаре били монету» [276, с. 163].

А. М. Пинегин отмечает, что «в Булгарии продолжался прежний порядок; в ней были свои князья, которые являлись за ярлыками на княжение в Золотую Орду», «торговля, скотоводство, землевладение шли своим чередом», «город Булгар обстроился, увеличился, разбогател; число жителей в нем доходило до 50 тысяч». По мнению автора, «победители нашли булгар народом менее для них чуждым, чем русские» и «заметили привлекательные свойства булгарской ш культуры и прикамской страны» [189, с. 12].

В период господства Золотой Орды произошли достаточно заметные изменения в этническом составе населения Булгарского государства. Золотая Орда охватывала почти половину Азии и Европы - от Иртыша на востоке до Днестра и Дуная на западе; на севере его территория включала в себя русские, булгарские, мордовские, марийские и удмуртские земли, на юге доходила до Арала, Каспия, Азовского и Черного морей.

Золотая Орда была высокоразвитым государством не только в военно-политическом и экономическом отношениях, но и культурном.

Здесь встретились и мирно сосуществовались традиционная степная, кочевая и новая городская культуры. Главной отраслью хозяйства была торговля, особенно внешняя. Хан Узбек (1312-1342 гг.) установил порядки, максимально благоприятствующие развитию торговли. Торговые пути были безопасны, хорошо организованы. Внешняя торговля велась по двум транспортным магистралям: Великому шелковому пути и Великому Волжскому пути. Первый связал Восток с Западом, второй - южные области Золотой Орды с северными.

Благодаря успехам экономики, относительному спокойствию на обширных просторах империи, достигнутому во многом силой оружия, хорошо налаженной системе управления, веротерпимости среди населения, годы правления Узбека вошли в историю как период расцвета и могущества Золотой Орды.

Развитие начального образования в Казани

Исходя из политико-экономической ситуации в стране во второй половине XIX века, правительству необходимо было пойти на изменение социально-политической жизни общества, так как во второй половине XIX столетия в стране назрела революционная ситуация. Эти изменения проявились в либеральных законах. Государство пошло по пути строительства капитализма.

В этих законах особую ценность для нас определяют те, которые связанны с изменениями в области образования. Необходимо проследить те изменения, которые произошли в сознании передовой общественности в связи с изменением экономико-политической ситуации в стране, которые способствовали развитию образования.

В связи с реформированием системы образования в целом, следует обратить внимание на изменения в области национального образования татар. Переход от кадимизма к джадидизму является важной вехой при становлении национального образования татарского народа, а также при обучении в национальных школах. В первую очередь происходило коренной поворот в сторону изучения реальных наук. За это вели длительную борьбу татарские просветители Шигабутдин Марджани (1818-1889 гг.), Каюм Насыри (1825-1902 гг.), Хусаин Фейзханов (1828-1866 гг.), Загир Бигиев (1870-1902 гг.). Они настаивали введении в учебные планы математики (арифметика, алгебра, геометрия), географии, естествознания, химии, физики, астрономии, юриспруденции, истории (татарская и всеобщая), гигиены. Большое значение придавалось преподаванию русского языка. Для обучения письму стали применять звуковой метод. Характерно, что впервые в медресе началось преподавание педагогики с элементами психологии. В ходе обучения стали применять наглядные пособия. В учебно-воспитательном процессе широко использовались элементы татарской народной педагогики, которые столетиями складывались и совершенствовались в народе. Значительное внимание стали уделять трудовому воспитанию как стержню народной педагогики. Не меньшее внимание народная педагогика уделяет вопросам гуманизма. В инородческих школах начали преподавать по системе Н.И. Ильминского, которая основывалась на использовании родного языка в обучении инородцев. «Только родной язык может передать все красоты и тонкости передаваемых мыслей» [84, с. 22].

Основой системы народного образования в губернии, в частности в Казани, была начальная школа. По «Положению о начальных народных училищах» от 1874 года к начальным школам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счет казны, общественных организаций и частных лиц. Начальное звено было представлено земскими и церковно-приходскими школами, одно - и двухклассными народными училищами. В Казани функционировали начальные школы нескольких типов, а именно: казенные трехклассные училища мужские и женские, приходские двухклассные училища, земские начальные школы, церковно-приходские школы, школы братства Святого Гурия, одно - и двухклассные школы Министерства народного просвещения, школы грамоты, воскресно-повторительные классы, училища при детских приютах, русско-татарские школы, татарские мектебе и медресе.

В начальных школах преподавались Закон Божий, чтение, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Продолжительность обучения в «Положении» не указана. Однако в большинстве случаев она была в земских и городских школах три года, во многих других, особенно в церковно-приходских, - два года. Принимались в начальную школу дети всех сословий. Согласно архивным данным, что в Казани в некоторых русских начальных школах мальчики и девочки обучались совместно. Например, VIII училище, которое находилось на Большой улице, частное училище Шумковой и т.д. [Приложение 2]

Как уже отмечалось в первой главе, уровень начального образования был очень низок. В существовавших условиях России второй половины XIX века прогрессивным являлось любое стремление к знаниям. Структурная целостность образования отходила на второй план. В период до 1863 года основой преподавания в школе являлся Ланкастерский метод. В определенном смысле он оправдывал себя, так как в классе находилось очень много учеников, которые обладали не только различными умственными способностями, но и различным сроком обучения. В таких условиях задерживалось развитие способных учеников.

Вторая половина XIX столетия является эпохой великих реформ в Российской империи. Образовательная реформа 60-х годов XIX века, проведенная Министерства народного просвещения, считается переломным моментом в истории отечественного образования. Начало начальному образованию в городе Казани было положено еще в XVIII веке. Во второй половине XIX столетия начальное образование получило широкое развитие. 19 июля 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Цель начальных народных училищ определялась так: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [122, с. 252]. В народные училища принимались дети всех сословий. Там, где не было возможности открывать отдельные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение. Важным элементом данного положения являлось отношение к преподавателям. Светские лица могли быть учителями начальных народных училищ только в том случае, если «получали на звание учителя или учительницы особое разрешение от уездного учительского совета по предоставлению удостоверения в доброй нравственности и благонадежности от лиц, совету неизвестных» [122, с. 253]. От лиц духовного сана никаких подтверждающих документов в их «нравственности и благонадежности», а также в подготовке к преподаванию не требовалось.

Становление гимназического образования в Казани

К середине XIX века в России сложилась революционная ситуация. Новые социально экономические условия, развивающаяся промышленность, торговля, транспорт предъявляли все больше и больше спрос на специалистов со средним и высшим образованием, которые привели к пересмотру вопросов, касающихся среднего образования.

Рост количества учебных заведений, развитие системы образования как в России, так и в Казани в рассматриваемый период, были исторически закономерным ответом на новые потребности, которые появились во второй половине XIX века. Это, прежде всего, отвечало потребностям развивающегося капитализма в стране, также было необходимо для повышения уровня общего образования и профессиональной подготовки кадров. Большую роль в области развития среднего образования сыграл Устав МНП от 1864 года.

Итак, во второй половине XIX столетия в Казани наряду с начальным образованием, среднее образование (т.е. гимназическое) также должно было подвергнуться реформированию. С начала 60-х годов под влиянием общественного подъема и развития педагогического движения классическая гимназия пошла по пути демократического обновления.

В 1864 году МНП разработало и ввело в действие новый Устав. Согласно этому Уставу, закреплялось два вида существования гимназий: классической и реальной. Основное отличие между ними - это отсутствие в программе обучения реальных гимназий двух древних языков, к которым относились латинский и греческий (См. приложение 3). Данный Устав был наиболее прогрессивным документом из всех предшествующих. Основные различия представлены в приложении .

Помимо этого, существенно отличалось количество уроков, преподаваемых в классических и реальных гимназиях. Это отличие наглядно показано в приведенной ниже таблице:

По данным таблицы, можно сделать вывод, что преподавание в реальной гимназии основывалось на изучении точных наук. Это было существенным шагом в сторону развития светского образования. В цифровом выражении увеличение количества материалистических предметов выглядело так: преподавание математики в реальных гимназиях было больше на четыре часа в неделю, естествознание на семнадцать часов в неделю, а физики и космографии на три часа.

Таким образом, ученики реальных гимназий получали больше материалистических знаний, можно говорить о том, что их представление об устройстве мира было более приближено к реальности, нежели учеников классических гимназий.

В классической гимназии велось преподавание двух древних языков (греческого и латинского). В результате выпускники реальных гимназии теряли возможность поступления в университет из-за отсутствия знания древних языков.

Однако по уровню преподаваемых знаний реальная гимназия значительно превосходила классическую. В свою очередь царское правительство отдавало предпочтение классической гимназии. Половина гимназий была полуклассическими (с одним латинским языком), 25 процентов гимназий были классическими (греческим языком), и лишь 25 процентов - реальные.

Уже в 1871 году был издан новый «Устав гимназий и прогимназий», который носил реакционный характер. Согласно данному Уставу, все мужские гимназии преобразовывались в классические, следовательно, реальные гимназии ликвидировались. Латинский и греческий языки занимали 41 процент всего учебного времени в этих гимназиях [44, с. 110] .

В структуре образовательных учреждений, как и в других городах России, так и в Казани классические гимназии обладали повышенным социальным статусом. В финансово-экономическом отношении для классической гимназии отводилась максимальная доля расходов (до 40%), отводимых в бюджете страны ведомству МНП. Воспитательная система была основана на создании единого стиля жизни и деятельности воспитанников в школе и вне ее. Эта гимназия освобождалась от сословных ограничений, жесткой централизации в управлении, авторитарности, практики физических наказаний.

Главная цель системы - воспитание личности, достижение ее «нравственной и умственной зрелости». В статусе гимназиста во время его пребывания в учебном заведении обязанности преобладали над правами. У выпускника же были огромные преимущества: право для продолжения своей учебной деятельности, поступление на государственную службу и т.д. Гарантия жизненной перспективы для выпускника гимназии - очень важное условие эффективности гимназической системы воспитания.

Похожие диссертации на Развитие образования в Казани во второй половине XIX века