Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае Ло Юн

Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае
<
Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ло Юн. Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2005 161 c. РГБ ОД, 61:05-13/2389

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Возникновение и содержание воспитания детей на раннем этапе общественного развития Древнего Китая

1.1. Предпосылки возникновения и поэтапное развитие ранних форм воспитания детей в Древнем Китае 17

1.1.1 .Зарождение и развитие воспитания детей в первобытную эпоху 17

1.1.2.Система образования и воспитания детей в эпоху Западной Чжоу 21

1.2. Роль конфуцианства в развитии системы образовании детей в Древнем Китае 31

Выводы к I главе 42

ГЛАВА II. Семейное обучение и воспитание в Китае

2.1. Становление и содержание семейного воспитания в Древнем Китае 44

2.1.1. Становление системы семейного воспитания 44

2.1.2. Содержание семейного воспитания в период Сань Гуо развитие

и расцвет учения о семейном воспитании 53

2.2. Учение о семейном воспитании и обучении китайского просветителя Янь Чжи Туя 62

2.3. Развитие теории и практики семейного воспитания и обучения в период правления династий Тан и Сун 74

2.4. Содержание теорий и принципов семейного воспитания и обучения в учениях историка Сы Ма Гуана и поэта Лу Ю 82

Выводы ко II главе 99

ГЛАВА III. Реформы образования детей в эпоху правления династий мин и цин и развитие детских воспитательно-образовательных учреждений

3.1. Суть и содержание реформы образования детей в период правления династий Мин и Цин в учениях философов и педагогов Ван Шоу Жэня и Цзэн Гуо Фана 101

3.2. Концепция дошкольного воспитания детей в утопии реформатора образования Кана Ю Вэя «Да Тун Шу» («Книга об эпохе Великого Единства») 116

3.3. Предпосылки возникновения и развитие детских воспитательных и образовательных учреждений в эпоху династии Цин 126

Выводы к III главе 137

Заключение 139

Библиография 152

Приложение 161

Введение к работе

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: освоение опыта предыдущих поколений, обогащение этого опыта и передача его следующему поколению. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. В этой связи появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений. Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания.

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности -учителя. Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культа, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Вместе с тем, возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества.

По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними менялись и сфера, содержание и методы воспитания и обучения.

Школа и воспитание в древнейших государствах Древнего Востока развивались под влиянием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека. Воспитание становится более жестким и авторитарным. Качественно меняются способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям.

Школа и воспитание Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья, церковь и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т.д. Акцент делается на жёсткие формы и методы воспитания. Обучение и воспитание длительное время носило ритуальный характер.

Китайцы уже с древнейших времен являлись народом, выработавшим своеобразную культуру. Еще за 4 тыс. лет до н.э. китайцы имели запас астрологических наблюдений. Древнейшие императоры знали целебные свойства многих трав. Воспитанию детей они уделяли огромное внимание.

В основе богатых образных педагогических традиций Древнего Китая лежит опыт семейно-общественного воспитания уходящего корнями в первобытную эпоху. Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений.

Китайский народ во всей своей общественности и государственности жизни не мог выйти за пределы семейных форм. Как дети являются безусловно подчиненными личной воли отца в семействе, так и весь народ безусловно подчиняется воле императора. Заучиваются права правительства к подчиненным и наоборот - чиновников, родителей, супругов, детей, братьев и т.д. Все это становится содержанием учебников.

Учиться начинали с 7 - 6 лет. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. Они назывались Сяо и Сюй. Сяо возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать молодежь. В Сюй поначалу учили военному делу (стрельбе из лука). Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом Сюэ («изучать») - XVI - XI вв. до н.э. В Сюэ учились дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть предметов: музыка, стрельба из лука, верховая езда, умение писать, считать, знание древних ритуалов и церемоний. В XI III вв. до н.э. в школах обучались дети высокопоставленной знати в столице и менее родовитой знати в провинции. Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Во II веке до н.э. стали изготовлять бумагу и тушь, и процесс написания иероглифов стал более простым. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к формуле: легкость, согласие, самостоятельность. Изучали три главные силы: небо, землю, человека; четыре времени года и четыре части света; пять элементов, пять добродетелей (любопытство, справедливость, приличие, мудрость, правдивость); шесть родов хлеба; семь страстей (любовь, ненависть, злоба, радость, уныние, сладострастие, гнев, трусость); музыкальные ноты; обязанности (социальные роли). В Китае и религия, и образование были подчинены государственным целям, все граждане считались равными друг другу по рождению, поэтому каждый имел право на образование.

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего заглянуть внутрь себя и установить гармонию в своей душе. В основе отношений лежало, прежде всего, уважение младших к старшим.

Древнекитайскими философами-просветителями сделаны первые попытки теоретически осмыслить процессы воспитания и образования. Основные философские школы в Китае возникли к VI в. до н.э. - Даосизм, Буддизм, Конфуцианство. Наибольшее влияние на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи. Конфуций отмечал, что возможности человека от природы неодинаковы. Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, почтительностью, правильностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая мысль о всестороннем развитии личности, где приоритет отдается нравственному началу.

По словам известного китаеведа В.М. Алексеева (1881-1951гг), «конфуцианское учение дало Китаю историческое и культурное сознание... Культура каждого народа индивидуальна... Для китайской культуры характерен культ письменного слова... Китайская литература... — это основа всей духовной культуры Китая. По Конфуцию, литература (вэнь) есть высшее выражение высшей мудрости, есть лучшее слово, сообщающее современника с идеей древнейшей абсолютной правды... Книга есть нечто неприкосновенное, священное...». [2. с. 16-17].

Тезис Конфуция: «Нет ничего лучшего, чем следовать древним», — можно рассматривать как вечный девиз воспитания по китайскому образцу. С самого детства китайцы впитывают в себя традиции и наследие богатой духовной культуры своего народа, следуя его заветам: «Из древних, чудесных камней сложите ступени будущего». Вместе с тем, как подчеркивает исследователь В.В. Малявин, Конфуций, «так радевший о возрождении древних порядков, внес в дело обучения немало нового». [35. с. 1].

Как отмечает современный китайский учёный-педагог Лю Цзо Чан, понятие «гуманность» (жэнь) составляло основное ядро в педагогической системе Конфуция: во-первых, гуманность — важнейший компонент содержания воспитания и обучения; во-вторых, достижение гуманности является целью учебно-воспитательного процесса; в-третьих, в результате воспитания каждый человек должен стать воплощением гуманности. Главные в этико-политическом учении Конфуция принципы «жэнь» (гуманность, человечность) и «ли» (нормы, правила поведения) были самым тесным образом связаны с народным опытом воспитания и обучения. В этом кроется основная причина долговечности конфуцианского учения, имеющего 2500-летнюю историю.

Эту же мысль высказывает З.Г Нигматов: «Огромным гуманистическим воспитательным потенциалом обладает народная педагогика. У любого народа нет будущего, если отсутствуют национально-гуманистические традиции, священная педагогическая культура и если не хватает мудрости передавать эти традиции и культуру будущим поколениям. Гуманистические традиции любого народа - величайшая общечеловеческая ценность. Забота об их сохранении и развитии олицетворяет собой дружбу народов не на словах, а на деле». [43. с. 10].

Китайские учёные и философы всегда помнили о позитивных сторонах учения Конфуция, ценили его просветительские идеи, его интерес к жизни и делам человека. Настойчивое стремление Конфуция к знаниям, истине, его гуманизм и проповедь борьбы за высокий нравственный идеал имели огромное воспитательное значение для десятков поколений китайцев. Любовь к учению, вежливость, уважение к старшим, почтение к родителям, которые проповедовал Конфуций, составили важную часть китайского менталитета, стали характерными чертами китайского народа.

В данной работе представлены идеи о воспитании детей последователей Конфуция, которые внесли значительный вклад в развитие педагогики Китая.

Особого внимания заслуживает учение о семейном воспитании китайского просветителя Янь Чжи Туя (531 - 595 гг.), который суммировал все доктрины о семейном воспитании и обучении, существовавшие ранее в Китае, раскрыл их положительные стороны и на их основе создал свою дидактическую концепцию. Необходимость изучения социокультурных истоков воспитания побудила нас обратиться к принципам семейного воспитания историка Сы Ма Гуана (1019 - 1086 гг.) и поэта Лу Ю (1125 -1210 гг.). Важное значение приобретает сегодня учение философов и педагогов Ван Шоу Жэня (1472 - 1528 гг.) и Цзэн Гуо Фана (1811 - 1872 гг.). Назрела необходимость научного обоснования концепции дошкольного воспитания реформатора китайского образования Кан Ю Вэя (1858 - 1927 гг.).

Вклад этих мыслителей в педагогическую науку до настоящего времени детально не изучен. На сегодняшний день отсутствует научно обоснованная концепция исторического развития педагогической мысли о воспитании детей в Китае, с обоснованием четкой периодизации, базирующейся на результатах разностороннего анализа каждого отдельного этапа. Не сформулированы принципы использования древних традиций семейного воспитания в современной теории и практике воспитания и образования детей. Анализ имеющихся исследований по данной проблеме показывает, что в современной историко-педагогической науке настоящая тема не изучена достаточно полно, что подтверждается отсутствием специальных работ, раскрывающих исторический процесс развития педагогической мысли о воспитании детей в Китае.

Данные обстоятельства обусловили возникновение противоречий между:

- реально существующим огромным потенциалом нравственного воспитания детей в педагогике Древнего Китая и недостаточной изученностью теории и практики воспитания детей в традициях китайских просветителей;

- несомненной ценностью китайских педагогических традиций и недостаточным использованием их в современном процессе воспитания детей;

- глубоким изучением и популяризацией конфуцианской философии и педагогики и недостаточным вниманием к педагогическому наследию других философов, историков и поэтов Китая.

Выявленные противоречия требуют решения актуальной проблемы системного изучения и обобщения исторического опыта эволюционного развития воспитания детей в педагогических идеях просветителей Китая. Названная проблема обусловила выбор темы исследования: «Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае».

В процессе работы автором использовались труды ученых в области: истории Китая (В.В. Малявин, В.Я. Сидихменова, Л.С. Васильев, С.Л. Тихвинский, Го Мо Жо, Шон Лйан), истории образования Китая (Н.Е. Боревская, Л.С. Боровкова, В.Н. Кривцов, С.Л. Тихвиниский, В.З. Клепиков, И.Н. Андреева, Го Ци Цзя, Чэнь Юань Хоя, Чжоу Хань Гуан, Мао Ли Жуый, Мэн Сиэн Чжэн, Хэ Сяо Ся), истории педагогики Китая (Н.Е. Боревская, В. Б. Буров, Ю.Л. Кроль, Го Ци Цзя, Цюй Пэя, Дун Юй Лян), истории семейного воспитании Китая (Чжан Хан Чай, Чжон Шу Хэ, Бао Лан, Янь Чзе, Ю Ие Хэн, Шан Ши Гон), истории учебных заведений Китая (Н.Е. Боревская, Ф.С. Быков, Мао Ли Шуи, Шэн Лан Си, Ма Чу Фань, Сун Бэй Чи), также использовались труды по общей педагогике (И.П. Подласый, И.Ф. Харламов, B.C. Кукушин ), истории педагогики (М.В. Шабаева, Н.К. Гончаров, Н.М. Горбов, Г.Н. Волков, А.К. Ососков, А.Н. Джуринский, Н.А. Константинов, Д.И. Латышина, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, З.Г. Нигматов, Я.И. Ханбиков), семейному воспитанию (Ю.П. Азаров, П.А. Лебедев, А.С. Макаренко, Е. И. Волкова, В.В. Гербова).

В соответствии с сущностью выявленной проблемы нами определена цель исследования: изучить и обобщить исторический опыт развития философских учений и педагогических взглядов на воспитание и обучение детей в Китае.

Объектом исследования явились педагогические трактаты древнекитайских философов, поэтов, историков, дидактические принципы, учения о знании и воспитании отдельных правителей (императоров), воспитательные системы общественных формаций Древнего Китая.

Предметом исследования выступают семейное и государственное воспитание детей в Китае.

Цель исследования и его предмет предопределили решение следующих задач:

1. Выявить предпосылки возникновения, этапы и тенденции формирования содержания воспитания детей в раннем периоде общественного развития Древнего Китая.

2. Вскрыть сущность, закономерности принципы, содержание семейного воспитания и обучения в учениях китайских философов, просветителей, поэтов.

3. Обобщить государственные реформы и концепции в области образования детей в Китае и определить их значение в развитии детских воспитательных учреждений нового типа.

Методологическую основу диссертации составляет принцип историзма, используемый в работе: исследуемые явления рассматриваются не только с точки зрения конкретно-исторических условий, но и в ракурсе закономерного, непрерывного развития. Применительно к теме диссертационного исследования этот принцип реализован в хронологическом подходе к процессу становления китайского образования и воспитания детей на определенных исторических этапах. Методологическую основу исследования составили такие основные положения ведущих китайских историков (Го Мо Жо, Бао Лан, Чжан Шоу, Ма Жуй Лин, Хао Цзи Сйан, Ли Бай Шу, Сю Жон Шу, Хйа Лян Цзай, Шон Лйан), специалистов в области теории и практики семейного воспитания (Янь Чжи Туй, Сы Ма Гуан, Лу Ю, Ван Шоу Жэнь, Цзэн Гуо Фан, Суй Шу Гон, Ли Дин Кай, Мо Ли Жуай, Чжан Хан Чай) и исследователей в области образования и воспитания Древнего Китая (Го Мо Жо, Янь Жон Чун, Лэй Ляи Бо, Ли Гуо Цзюн, Сунн Пай Цзин, Янь Цзен, Хэ Ди Кай, Чжан Мо), многочисленные труды российских китаеведов (Алексеев В.М, Антиповский А.А., Боревская Н.Е., Белелюбский Ф.Б., Малявин В.В., Сидихменов В.Я., Васильев Л.С., Тихвинский С.Л., Кобзев А.И.).

Методы исследования - изучение и теоретический анализ философской, исторической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ использованных источников на китайском и русском языках, научная интерпретация, теоретический анализ и синтез конкретных исторических фактов.

Хронологические рамки исследования охватывают пять периодов.

Первый: первобытная эпоха (500 тыс. лет назад), где рассматривается зарождение и первичное развитие воспитания детей.

Второй: становление цивилизации, который включает эпохи Ся (XXI -XVI в. до н.э.), Шан (XVI - XI в. до н.э.) и Чжоу (1066 - 221 гг. до н.э.). В эпоху Чжоу исследуется система детских учебных заведений и структура и содержание конфуцианских традиций воспитания дети.

Третий: эпоха древних империй (221г. до н.э.- 420 г. н.э.). В данную эпоху развивалось семейное воспитание.

Четвертый: эпоха раннего средневековья (304 - 960гг.), в период правления династии Тан (618 - 907 гг.) и Сун (960 - 1279 гг.) получила новое развитие теория семейного воспитания и обучения.

Пятый: эпоха поздних империй (960 - 1911гг.) в период правления династий Мин (1368 - 1644гг.), когда разрабатывалась реформа детского образования; период правления Цин (1644 - 1911 гг.), когда появлялись и развивались детские воспитательные и образовательные заведения.

Историковедческую базу диссертации составляют

• трактаты китайских философов по проблемам семейного воспитания;

• работы китайских и русских педагогов и историков по вопросам воспитания и обучения детей в Китае;

• содержание соответствующих сайтов международной компьютерной сети "Интернет".

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе (2000 - 2002 гг.) изучалась философская, историческая и психолого-педагогическая литература с целью ознакомления с воспитательной мыслью и системой воспитания Китая; осуществлялось первичное изучение литературы по теме, определялись основные направления исследования, выделялись ключевые вопросы, анализировался опыт государственного и семейного воспитания и обучения. С учётом полученных результатов сформулирован научный аппарат исследования.

На втором этапе (2002 - 2003 гг.) изучались древнекитайские трактаты в оригинале, сборники стихов. Продолжался сбор и анализ материала, систематизировались полученные данные, конкретизировались цель и задачи исследования, разрабатывалась программа спецкурса по теме.

На третьем этапе (2003 - 2004 гг.) формулировались выводы на основе изученного историко-литературного и научного материала, завершалось литературное оформление диссертации.

Научная новизна заключается в том, что в диссертации:

- представлен генезис педагогической мысли о воспитании детей в Китае за длительный исторический период - с первобытного общества до эпохи поздних империй;

- выявлены и проанализированы тенденции (тенденция усложнения форм обучения, расширения цели, содержания и приёмов воспитания по мере обогащения общественного опыта и сознания (исчезало коллективное обучение, начали появляться формы частного, индивидуального или семейного воспитания); тенденция дифференциации воспитания: зародыша (в утробе матери), младенцев, детей дошкольного возраста; создания первых заведений ясельного типа для младенцев из семьи императора, появления правил воспитания детей из простых семей и воспитания девочек; тенденция создания на государственном уровне дошкольных воспитательных заведений, основным циркулярным документом которых являлся Устав детского сада, в котором были отражены конкретные требования, предъявляемые к дошкольным детским заведениям, цель, объект воспитания, место расположения заведения, изучаемые предметы, методы воспитания, оборудование, необходимое для воспитательных учреждений; требования к педагогическим кадрам, система управления; тенденция создания системы образования, которая включала в себя детские дошкольные воспитательные заведения, начальную, среднюю, и высшую школу); закономерности воспитания детей в эпоху древних империй (классовый характер воспитательной системы: преобладание сословно-дифференцированных частных учебно-воспитательных заведений над государственными; чем шире влияние окружающей среды на воспитание ребенка, тем больше надежды на его разностороннее развитие; будущий ребенок формируется под влиянием образа жизни матери: чем раньше (ещё в утробе матери) начинается процесс воспитания, тем эффективней его реультат); и принципы (воспитание с раннего возраста или Тай Цзяо ("воспитание зародыша"), т.е. учет возрастных особенностей ребенка; сочетание любви и требовательности, доброты и строгости; беспристрастность и справедливая любовь к детям; правильный выбор среды и друзей; принцип конфуцианства: преданность, сыновняя и дочерняя почтительности, обряды доброты и долга.); определено их влияние на дальнейшую эволюцию образования в Китае;

- представлена типологизация частных детских учреждений по содержанию их учебно-воспитательной деятельности. (I тип - это школа, созданная по инициативе какого-нибудь педагога или философа, II тип - это «народные подготовительные школы» или так называемые «семейные школы».);

- спроецирована модель воспитания детей на нравственых традициях конфуцианства;

- обобщены и сформулированы педагогические идеи древнекитайских мыслителей, не изученные до настоящего времени: доктрина семейного воспитания (Янь Чжи Туя), дидактика патриотического воспитания и обучения детей (Лу Ю), концепция свободы личности ребенка (Ван Шоу Жэнь), блочный подход к воспитаю детей - нравственное самосовершенствование, ответственное отношение к учёбе, бережное отношение к своему здоровью (Цзэн Гуо Фан);

- систематизирован педагогический опыт Китая в эволюционном развитии на протяжении трех исторических эпох: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный.

В качестве теоретической значимости могут выступить те положения исследования, в которых сформулированы выявленные закономерности и принципы развития воспитательной системы Китая и которые могут быть усвоены современной дидактикой с целью оптимизации функционирования современной воспитательной системы и создания благоприятных условий для разработки методологии воспитания детей, для новых научных исследований по данной тематике.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обеспечат специалистов-педагогов выводами о целесообразности преемственного отношения к опыту предшественников в деле воспитания детей. Полученные материалы и сделанные научные обобщения могут применяться в научно-педагогической практике, они позволят существенно дополнить материалы общих и специальных лекционных курсов, семинаров по истории культуры Китая и стран Востока. Работа вводит в научный оборот обширный массив новых фактологических данных по нескольким разделам истории китайской культуры, которые послужат основой для дальнейших углубленных исследований по вопросам китайского образования, просвещения и воспитания.

Сформулированные в исследовании выводы могут использоваться в качестве основы для методических рекомендаций при организации учебно-воспитательного процесса в различных учебных учреждениях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие основных этапов, тенденций и закономерностей становления и развития системы воспитания детей в Древнем Китае.

2. Концептуальные идеи создания системы воспитания детей в Китае, которые нашли отражение в модели системы образования Куы Мао.

3. Основные подходы к рассмотрению вопросов семейного воспитания и обучения в Древнем Китае, в которых отражены:

- воспитание детей на основе конфуцианских традиций;

- сословно-дифференцированная система семейного воспитания;

- основные принципы и методы семейного воспитания и обучения Янь Чжи Туя;

- попытка систематизации существующих теорий семейного воспитания, предпринятая выдающимся китайским ученым Сы Ма Гуан.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на Международной педагогической конференции (2004 г.); на научных конференциях молодых учёных и специалистов КГПУ с темой "Учение о семейном воспитании и обучении китайского просветителя Янь Чжи Туя". Апробация проводилась в процессе преподавание курса "Страноведение Китая" в школе № 18 г. Казани. Они отражены в сообщениях на заседаниях кафедры педагогики КГПУ, педагогических советах школы № 18.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, приложения. Текст работы иллюстрирован схемами.

Предпосылки возникновения и поэтапное развитие ранних форм воспитания детей в Древнем Китае

Обучение и воспитание детей - это общественное явление. Оно возникло вместе с человеческой деятельностью и параллельно с ней развивалось. Рассмотрим зарождение и развитие ранних форм организованного обучения и воспитания детей, восходящих к первобытной эпохе.

В первобытном обществе трудовая деятельность являлась основой жизни человека, и обучение и воспитание детей были тесно связаны с ней. Общественный труд являлся решающим фактором для возникновения учения об обучении и воспитании детей. На первом этапе развития человеческого общества обучение детей, как повсюду на земле, так и в Китае, было весьма примитивным, однако оно явилось предпосылкой и основой преемственности традиций воспитания поколений. Рассматривая поэтапное развитие детского воспитания1, установили, что стихийно возникшие цели воспитания и содержание его постепенно усложнялись по мере развития человеческой цивилизации. В первобытном обществе историки выделяют 3 этапа, содержание и форма трудовой деятельности которых были разные, соответственно содержание обучения и воспитания каждого этапа тоже отличались друг от друга. Чтобы проследить процесс возникновения учения о обучении и воспитании детей, необходимо проанализировать каждый этап его развития.

Первый этап - период стадного существования людей. В 1929 году в Китае археологи нашли более сорока скелетов, принадлежащих первобытным людям (синантропам), которые жили около 500 тыс. лет назад. Синантропы умели изготавливать примитивные орудия из камня, разводить огонь. Им часто угрожали дикие звери, они страдали от стихийных бедствий, болезней и голода. Многие из них (40 %) умирали, не достигнув даже 14 лет. Древние люди понимали: чтобы выжить, необходимо объединиться, жить вместе, непрерывно улучшать качество орудий и передавать свой опыт и знания детям. Только силой и мощью коллектива можно противостоять жестокой природе. Поэтому древние люди жили стадом, вместе делали орудия, кормили и воспитывали своих детей.

Уже в древности сформировался принцип наглядности обучения, воспитания детей на собственном примере. Древние люди учили своих детей изготавливать орудия из камня, добывать и сохранять огонь, работать и жить в коллективе.

Первобытные люди накопили знания и опыт выживания, и вместе с этим, соответственно, развивались их мышление и язык. Только передачей опыта, навыков выживания и работы в коллективе можно было гарантировать нормальное развитие и жизнь человеческого коллектива. Очевидно, что общественный труд являлся решающим фактором для возникновения системы обучения и воспитания детей. [20. с. 10 - 12].

Обучение и воспитание - это процесс передачи бытовых знаний, практических умений, трудового опыта и правил поведения в коллективе от старшего поколения к молодежи. Это особое явление человеческого общества, отличающее человека от животного мира. Люди получали знания и опыт от своих предшественников, благодаря чему человечество развивалось и развивается по сей день. Обучение и воспитание есть часть духовной жизни человека, которая возникла на базе материальной. Люди сначала обеспечивают себе материальные условия, и только потом появляется возможность создания духовной культуры.

Из вышесказанного следует, что на первом этапе развития человеческого общества обучение детей было весьма примитивным, однако оно являлось предпосылкой и основой преемственности поколений.

Простейшее обучение и воспитание младших старшими является проявлением закона взаимоотношений между поколениями, оно было необходимо для развития производства, культуры и цивилизации.

Второй этап - период матриархального общества, которое возникло на территории Китая примерно около 50 тыс. лет назад и достигло вершины своего развития около 5-6 тыс. лет назад. В матриархальном обществе ведущие позиции занимали женщины: они были основной трудовой силой в первобытном сельском хозяйстве и занимали руководящие позиции в коллективе. Люди уже занимались скотоводством, рыболовством, каменные орудия труда были усовершенствованы. Был развит ручной художественный труд: люди научились изготавливать керамические изделия, украшения из кости. Все эти бытовые знания, трудовые навыки составляли основное содержание обучения детей.

Третий период - это период существования патриархального общества, возникшего на территории Китая около 5 тыс. лет назад. Сельское хозяйство и скотоводство развивались значительными темпами, орудия труда совершенствовались, и люди постепенно начали делать и использовать орудия из меди. Переход к изготовлению орудий из металла - это значительный прогресс в истории человечества.

Постепенно в патриархальном обществе сформировались свои нравственные ценности, свои традиции и обычаи. С развитием языка и мышления появляется и искусство (фольклор, танцы, игры, скульптура). В этот период появились такие понятия, как: «бог», «демон», «дьявол», большое распространение получило гадание.

Роль конфуцианства в развитии системы образовании детей в Древнем Китае

Одной из особенностей системы образования Китая было наличие частных учебных заведений, которые существовали параллельно с государственными. Несмотря на то, что правители запрещали существование частных школ, в отдельные периоды развития Китая они превосходили государственные по своим масштабам и влиянию. В системе образования Китая частные учебные заведения играли немаловажную роль. В основном, обучение и воспитание детей было сосредоточено именно в них. Они представляли собой заведения двух видов. [7. с. 45].

Первый тип подобных учреждений - это школы, созданные по инициативе какого-нибудь педагога или философа. Понятие «частный» для этих школ имеет достаточно условный характер, его содержание не сходно с современной трактовкой этого термина. Они представляли собой школы одного педагога.

Второй тип — это «народные подготовительные школы», так называемые «семейные или домашние школы». Создавались они за счёт состоятельных землевладельцев и купцов либо на средства, собранные монастырями. Богатые люди устраивали такие школы в своих домах, иногда сами преподавали в ней. В этих школах учились дети среднего класса.[147. с. 211-215].

Современный китайский учёный Чжу Чи Синь считает, что в Древнем Китае, в период Весны и Осени (770 - 476 г. до н.э.), в системе образования произошли заметные изменения, которые связаны с появлением частных школ. Именно Конфуций положил начало этому новому типу учебных заведений.

Конфуцианство в своём развитии прошло несколько этапов. Они различались своим содержанием, но принципиальные подходы к воспитанию остались неизменными.

Главные элементы философии Конфуция - это Жэнь («гуманность»), Ли («нормы поведения, этикет»), И («долг, справедливость»). Как отмечает современный учёный-педагог Лю Цзо Чан, понятие Жэнь составляло основное ядро в педагогической системе Конфуция: «...во-первых, гуманность - важнейший компонент содержания воспитания и обучения, во-вторых, воспитание гуманности в человеке является целью учебно-воспитательного процесса; в-третьих, в результате воспитания каждый человек должен стать воплощением гуманности». Конфуций и его последователи считали, что в первую очередь надо любить своих родственников, а потом уже всех остальных. Поэтому сыновняя почтительность и братская любовь рассматривались ими как . важные составляющие понятия «гуманность». Дети должны быть послушными и уважать родителей, младшие братья обязаны слушаться старших. Лишь примерный сын и брат могут быть хорошими подданными. В отношениях между друзьями важна прямота, честность и взаимопомощь. Тогда дружба облагораживает, помогает приобретать знания и нравственно совершенствоваться. Воспитанный человек должен иметь цивилизованное отношение к вышестоящим, к правителям, к хозяевам и даже к собственной стране. [152. с. 65-60].

Конфуцианское понимание взаимоотношений человека с его окружением можно представить в структурной модели:

В представленной модели воспитания человека мы пытались ответить на вопрос: "Что, согласно Конфуцию, делает человека подлинно человечным, что очеловечивает человека?". Свой гуманистический идеал - человека, очеловечившего себя, Конфуций видел в способности быть полноценным господином самого себя. Это человек высоких моральных качеств, образованный и воспитанный. Подлинный герой воспитательного "проекта" Конфуция и есть этот "внутренний" "целостный" человек, который прорастает во "всечеловека" бесконечной чередой поколений. Конфуций первым в истории открыл человека; он был учителем человечности в человеке.

Из вышесказанного следует, что Конфуцианство, воспитывающее в человеке, прежде всего, точность мыслей и поступков, готовность к сотрудничеству и согласию, способно существенно повысить творческий потенциал общества и даже новейших технологических систем. Ибо главной проблемой современности является уже не техническое овладение миром, а сам человек, осознающий свою ответственность перед миром. Конечная цель воспитательного проекта у Конфуция - это не самостоятельные индивиды, а самое пространство человеческой сообщительности.

Школы Конфуция носили демократический характер (главное отличие от закрытых учебных заведений) и пользовались большой популярностью среди населения Китая. Сюда стекалась молодежь, принадлежавшая к разным слоям населения и желающая получить знания непосредственно из уст знаменитых философов.

Подобная популярность негосударственных учебных заведений была обусловлена свободным приёмом слушателей из разных слоев населения, от которых не требовалось никаких специальных знаний, а также тем, что учителя не состояли на государственной службе и обучение оказывалось более доступным. Всё это благоприятно влияло на атмосферу обучения. Среди преподавателей встречались и знаменитые философы своего времени, такие как: Дун Чжун Шу, Чжэн Сю Ань, Ши Ли. Они собирали вокруг себя сотни, тысячи учеников. [147. с. 255 - 257].

Эти неформальные учебные заведения имели идентичную по содержанию с государственными учреждениями программу обучения благодаря распространению и популярности в Китае того времени конфуцианских канонов. Поэтому по окончании этих школ можно было получить должность чиновника.

В III-VI вв. н.э. в Китае происходил бурный расцвет даосской и буддийской религиозной мысли. В результате эти религии были признаны государственными, что послужило причиной появления в Китае Шу Юань, первых частных высших школ, в которых изучались эти религии.

Становление и содержание семейного воспитания в Древнем Китае

Многие китайские учёные, в том числе известный историк, литератор, автор книги «История образования Древнего Китая» Ся Лйан Чэй, считают, что семейное воспитание в Древнем Китае сформировалось на основе семейных правил, напоминающих домостроевский уклад, и отличалось большой строгостью. Семейное воспитание включало в себя формирование у детей мировоззрения и, прежде всего, нравственных основ жизни, передачу жизненного опыта родителей, а также навыков познания окружающего мира.

Понятие "семейные правила" (или "патриархальный порядок") встречается ещё в древних летописях периодов, Весны и Осени (770 - 476 гг. до н.э.), Воюющих царств(475 - 221 гг. до н.э.) и правления династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). К примеру, первое упоминание о семейных правилах появляется в книге "Лун Юй" («Беседа и обсуждение»). Конфуций, воспитывая своего сына Кон Ли, использовал при его обучении "Ши" («Книга стихов») и "Ли" («Книга ритуалов»). Понятие же " патриархальный порядок " было впервые употреблено в "Ши Цзи" («Исторической летописи») Сы Ма Ченя при описании порядков в семье Зен: "Отец семьи разработал следующие правила (или порядок): не носить одежду, сшитую чужими руками; не есть пищу, приготовленную другими людьми; не пить спиртных напитков до окончания своей работы. Сам отец всегда являлся примером в семье и на работе, а потому все его ценили и уважали", (перевод Л.Ю.) [71. с.315].

Понятие "семейные правила" ещё встречается в исторической летописи " Хоу Хань Шу" («История Восточной Хань»), автором которой является Фан Ие. В 8-й главе он говорил следующее: "Бен Жен - талантливый мальчик из города Чен Лю. К сожалению, он лишился родителей в раннем возрасте и теперь не сможет познать семейные правила". Из этого можно сделать вывод, что "семейные правила" существовали в период до династии Хань.

Рассмотрим постепенное становление и развитие системы семейного воспитания и формирование его принципов в периоды Весны и Осени, Воюющих царств и во времена правления династии Цинь (221 - 206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.).

1. Семейное воспитание — долг цивилизованных людей. Интеллигенция, чиновники и сановники Древнего Китая высоко ценили семейное воспитание и очень им дорожили. В Древнем Китае продолжение дела отца считалось святым долгом детей. Например, историк Бан Бйао, живший в эпоху Западной Хань (206 г.до н.э. - 23 г. н.э.), который занимался историей всю жизнь и собрал множество материала, написал историческую летопись. В старости он начал работу над "Хоу Чжуань" («Государственная история»), которая осталась незаконченной из-за его преждевременной смерти. Он успел написать только 60 глав. Своих детей - сына Бана Гу и дочь Бан Чжао - он воспитывал на том, что история своей страны — это основа основ истории. Перед смертью он завещал своим детям закончить книгу "Хоу Чжуань". Дело отца продолжил Бан Гу. Однако его обвинили в фальсифицировании сути истории и заключили в тюрьму. Его брат Бан Чао доказал его невиновность, и по приказу императора Бан Гу был освобожден. Он вернулся к работе над книгой. В течение 20 лет он написал 40 глав, но вследствие болезни, приведшей к смерти, не успел завершить работу. Книгу "Хоу Чжуань" закончила его сестра Бан Чжао, продолжившая дело отца и брата по приказу императора. [71. с. 346 - 350].

Известный в эпоху Западной Хань (206 г.до н.э. - 23 г. н.э.) генерал Чжан Рунь тоже дорожил семейным воспитанием. Он говорил своему сыну Чжан Хуану: "Родина — твоя семья, и защищать Родину — значит защищать семью". Чжан Хуан с детства воспитывался в духе патриотизма, следовал советам отца и часто говорил друзьям о том, что благородный муж должен совершить подвиг во имя Родины. Позднее он, как и отец, сам стал генералом и прославился своими подвигами. [92. с. 312].

Известный литератор Ян Бао вёл жизнь отшельника и занимался преподавательской деятельностью. Большое значение, как и все просвещённые люди того времени, он придавал семейному воспитанию: в строгости воспитывал своих детей, внушая им, что человек должен следовать древним обычаям, быть воспитанным, изучать конфуцианство. Благодаря следованию заветам отца его сын Ян Чжань стал известным чиновником и получил прозвище "Конфуций Гун Си". [92. с. 224].

В эпоху Хань знаменитый учёный Чжэнь Син, который отличался особыми взглядами на литературу и историю, разработал собственную систему семейного обучения и воспитания. Эффективность воспитания, в его понимании, прежде всего, заключалась в строгости, а также в изучении истории и литературы. Его сын Чжэнь Чжун был талантливым ребёнком. В 12 лет он начал изучать книги "Чун Чю"(«Весна и Осень» автор Конфуций), "Сань Тань Ли" («Историческая летопись» автор не известен), "И" («Книга перемен» автор не известен) и "Ши" («Книга стихов» автор Конфуций). В последствии он написал книгу «Заметки "Весны и Осени"», стал известным учёным и чиновником, добившись успехов в карьере благодаря популярности его системы семейного обучения и воспитания.

Таким образом, в периоды Весны и Осени, Воюющих царств, во времена правления династий Цинь и Хань многие учёные, чиновники придавали большое значение семейному воспитанию и сами занимались разработкой его основ.

Суть и содержание реформы образования детей в период правления династий Мин и Цин в учениях философов и педагогов Ван Шоу Жэня и Цзэн Гуо Фана

Суть реформы образования детей заключалась в обосновании новых методов воспитания и обучения. Ван Шоу Жэнь1 выступил с острой критикой современных ему методов и форм обучения, которые негативно влияли на физическое и психологическое развитие детей.

В середине правления династии Мин (1368 - 1644 гг.) методика воспитания и обучения носила авторитарный «давящий» характер: в процессе воспитания детей использовались даже физические наказания, что губительно влияло на развитие детей. Ван Шоу Жэнь активно выступал против подобных явлений. Он говорил: "В наше время многие родители не знают, как правильно воспитывать своих детей. Они ругают или даже физически наказывают их за неправильное поведение, насильно заставляют детей заниматься учёбой. Они не понимают, что при воспитании и обучении детей нужно учитывать их умственные и психологические особенности, не понимают, что воспитывать детей надо добротой, а не насилием. В результате дети не любят учиться, смотрят на учителей, как на врагов, на школу - как на тюрьму. Они начинают врать, чтобы не ходить на уроки".(перевод Л.Ю.)[140. с.70] Из этих слов становится ясно, что Ван Шоу Жэнь хорошо знал современную воспитательную систему. По его мнению, такое воспитание вредно не только для умственного и физического развития детей, но и для их психики, так как страдает детское самолюбие. Оно может принести только плохие результаты, считал Ван Шоу Жэнь.

Вместо этих губительных и нездоровых методов Ван Шоу Жэнь предложил новые, которые, наоборот, способствовали бы умственному и физическому развитию детей. Он говорил: " Веселье и боязнь всяких правил и ограничений - вот суть детской натуры. Ребёнок, как растущее молодое дерево: если дать ему достаточную свободу и свет, оно вырастет сильным и здоровым, а если сильно ограничивать его или вмешиваться в его развитие, то оно может даже погибнуть... Если учитывать все физические и психологические особенности детей, воспитывать их поощрением, то воспитание само по себе идёт легко." (перевод Л.Ю.) [140. с. Ван Шоу Жэнь проанализировал особенности детской психологии, исследовал закономерности их умственного и физического развития. До него никто из китайских учёных так серьёзно не рассматривал проблему развития детей. Опираясь на сделанные им в результате исследований выводы, Ван Шоу Жэнь предложил новые методы воспитания, основанные на поощрении, на учёте специфики детской натуры: любопытстве, склонности к веселью, неумении долго концентрироваться.

Взгляды Ван Шоу Жэня имели некоторое сходство с взглядами педагогов капиталистического общества, которые выступали за свободу личности детей. В исторических условиях XVI века мысли Ван Шоу Жэня отличались прогрессивностью и оказали большое влияние на историю воспитательной мысли Китая. Содержание воспитательного и образовательного учения Ван Шоу Жэня было очень богатым: в него входили рассуждения о содержании воспитания и обучения, о целях и методах и т.д.

Ван Шоу Жэнь направил остриё критики против традиционного феодального воспитания детей. Исходя из особенностей психологического и физического развития детей, он предлагал новые методы воспитания, которые способствовали бы их здоровому и правильному развитию. Главные методы воспитания детей - это разностороннее обучение; методы поощрения детей; комплексное образование, включающее в себя умственное, физическое и нравственное воспитание; синтез школьного и семейного воспитания; учёт психологического и физического состояния ребёнка.

Рассмотрим основные положения теории детского воспитания Ван Шоу Жэня.

1. В эпоху правления династии Мин главной целью воспитания и обучения было формальное изучение литературы, а на нравственное, эстетическое, физическое воспитание внимание почти не обращалось. "Ши" («Книга стихов») и "Ли" («Книга ритуалов») почти не читались, детское воспитание было однообразным. Ван Шоу Жэнь писал: "Наши предки высоко ценили нравственное воспитание и ставили его на первое место, а сейчас детей учат только письму и механическому бездумному, неосознанному чтению. Ценный опыт предков потерян..."(перевод Л.Ю.) [140. с.273]

Критикуя такой подход к воспитанию детей, Ван Шоу Жэнь выступал за более гармоничное и духовное воспитания. Он считал, что оно должно быть разносторонним, его главную роль Ван Шоу Жэнь видел в строгом соблюдении конфуцианства, то есть в воспитании, в первую очередь, нравственности, и особенно, в воспитании почтительности, верности, вежливости, скромности, добросовестности.

Исходя из своей теории воспитания, то есть теории разностороннего воспитания, Ван Шоу Жэнь предлагал для изучения следующие предметы: "Пение стихов", "Занятие Ли", "Чтение", "Музыка". Это отдельные, но тесно взаимосвязанные друг с другом дисциплины. Например, предмет "Пение стихов", по мнению Ван Шоу Жэня, пробуждает волю детей и способствует их физическому и психологическому развитию. Ван Шоу Жэнь использовал понятие "пение стихов", а не традиционное "чтение стихов", потому что этот предмет включает в себя музыкальное воспитание.

Похожие диссертации на Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае