Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства Стаунэ Галина Дмитриевна

Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства
<
Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стаунэ Галина Дмитриевна. Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Стаунэ Галина Дмитриевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Иркутск, 2007.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/3175

Введение к работе

Актуальность исследования. Развитие творческой личности школьника, а также создание условий для его самоопределения и самореализации – одна из задач, поставленных законом «Об образовании» Российской Федерации. Театральное искусство – эффективное средство активизации творческого потенциала ребенка, развития его общей культуры и личности в целом.

Совершенствование допрофессиональной подготовки детей и юношества является социальной проблемой, как в сфере педагогики, так и в сфере художественной культуры. Новые социально-экономические условия, рыночные отношения выдвигают в качестве приоритета более раннее гражданское и творческое становление подрастающего поколения. В этой связи важная роль отведена государственным учреждениям дополнительного образования детей. Задачу развития творческого потенциала подростка можно решить в системе дополнительного образования детей путем создания комплекса педагогических условий, обеспечивающих активизацию креативных ресурсов личности средствами искусства.

Ученые, психологи, педагоги раскрывают искусство как явление многозначное, сложное. Театральное искусство – одна из многочисленных форм педагогического воздействия, влияющая на развитие творческого потенциала подростка.

Проблемам развития личности в подростковом возрасте посвящены исследования многих ученых (В.А. Аверин, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский,

Б.Т. Лихачев, Р.С. Немов, Д.И. Фельдштейн, С.Т. Шацкий, Э. Шпрангер, Д.Б. Эльконин). Тем не менее, проблема развития творческого потенциала подростка в дополнительном образовании детей является малоизученной и требует научных исследований, разработки методов воздействия на личностные качества, развиваемые средствами театрального искусства.

Исследование проблемы развития творческого потенциала личности отражено в исследованиях зарубежных и отечественных ученых (А. Адлер, Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, Н.В. Клопова, А.Ю. Козырева, А. Маслоу, А.М. Матюшкин, В.Н. Мясищев, Р. Мэй, В.Ф. Овчинников, К.Р. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, В. Франкл, Э. Фромм,

Е.Л. Яковлева).

Мы рассматриваем проблему активизации творческого потенциала подростка не как самоцель, а как предпосылку нахождения подростками смысла жизни. Активизация творчества непосредственно влияет не только на личностный рост, но и на процесс смыслообразования, на становление «Я-идеального» в структуре «Я - концепции» человека.

Для нашего исследования значимыми явились работы, раскрывающие развитие творческой личности ребенка в учреждении дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, О.А. Белянина, В.А. Березина, А.К. Бруднов, Т.Н. Гущина, В.Ю. Лешер, В.Ф. Ломова, Е.В. Ремнева, А.Б. Фомина, И.В. Чеднева, А.И. Щетинская).

В педагогической науке изучена проблема дополнительного образования детей как средства их творческого развития (В.А. Березина). Особое внимание нами было уделено развитию творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования (В.Ю. Лешер). Анализ работ В.И. Козловского, М.В. Копосовой, В.Н. Харькина позволяет констатировать, что имеются исследования, посвященные проблеме развития творческого потенциала детей средствами театрального искусства, однако их количество достаточно ограничено и названная проблема остается малоизученной. Очевидным становится противоречие между современными возможностями использования основ профессиональной театральной школы в учебном процессе детской театральной студии и недостаточной степенью применения этих возможностей для развития творческого потенциала подростка. Таким образом, в последнее время в науке накоплены значительные знания по развитию творческого потенциала личности, но изучение театрального искусства как средства активизации творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования детей не были предметом педагогических исследований и требуют своего решения. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования – «Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства».

Объект исследования: процесс развития творческого потенциала подростка.

Предмет исследования: педагогические условия развития творческого потенциала подростка средствами театрального искусства в учреждении дополнительного образования детей.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность специально созданных педагогических условий развития творческого потенциала подростка средствами театрального искусства в учреждении дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства в учреждении дополнительного образования детей станет более эффективным, если будет:

- выявлена и обоснована сущность педагогического потенциала театрального искусства как совокупность возможностей продуктивного влияния на развитие детско-юношеского творчества;

- разработана и внедрена в учебный процесс экспериментальная театральная программа, интегрирующая многообразие предметов, дающих возможность подросткам активизировать чувства, эмоции, волю, развить коммуникативные способности, художественный вкус и творческую мотивацию;

- обоснована и реализована система педагогических условий развития творческого потенциала подростка средствами театрального искусства за счет программно-методического обеспечения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Дворца детского и юношеского творчества.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать философскую, психолого-педагогическую, театральную литературу, посвященную проблеме развития творческого потенциала личности подростка.

2. Выявить и обосновать наиболее эффективную содержательную структуру театральной студии учреждения дополнительного образования детей в контексте развития творчества подростков.

3. Разработать систему педагогических условий, обеспечивающих процесс наиболее полного развития личностных качеств, актуализируемых средствами театрального искусства.

4. Разработать и апробировать педагогическую модель развития творческого потенциала личности подростка средствами театрального искусства.

5. Экспериментальным путем верифицировать эффективность данной педагогической модели в условиях Дворца детского и юношеского творчества.

Методологической основой исследования послужили:

- научные исследования в области внешкольного образования (А.У. Зеленко, Е.Н. Медынский, В.И. Чарнолуский, С.Т. Шацкий, Д. Элькина);

- концепция о развитии творческой личности ребенка в системе учреждений дополнительного образования (А.Г. Асмолов, О.А. Белянина, В.А. Березина, А.К. Бруднов, Т.Н. Гущина, В.Ю. Лешер, В.Ф. Ломова, Е.В. Ремнева, А.Б. Фомина, И.В. Чеднева, А.И. Щетинская);

- фундаментальные положения развития творческих способностей личности отечественными и зарубежными психологами, педагогами (А.Г. Асмолов, В.А. Аверин, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Р. Ассоджиоли,

Э. Берн, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, А. Маслоу, Р.С. Немов, А.Г. Спиркин, П. Торенс, Д.И. Фельдштейн, Э. Шпрангер, Д.Б. Эльконин);

- концептуальные подходы к проблеме развития творческого потенциала личности зарубежными и отечественными учеными (Л.С. Выготский, С.Р. Евинзон, В.И. Загвязинский, Н.В. Клопова, А.Ю. Козырева, А. Маслоу, Р. Мэй, А.М. Матюшкин, В.Н. Мясищев, В.Ф. Овчинников, Л.В. Петрова, К.Р. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, С.Р.Сотникова, В.Франкл, Э. Фромм, Е.Л. Яковлева);

- теоретические исследования методов воздействия на исполнителя в условиях «правды» отечественных театральных педагогов (П. М. Ершов, М.О. Кнебель, З.Я. Корогодский, Е.Ю. Сазонов, К.С. Станиславский).

Тема, цель, гипотеза, задачи исследования обусловили выбор системы методов исследования. При решении поставленных задач использовались общенаучные методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, театроведческой психолого-педагогической литературы, научно-исследовательских материалов и публикаций по проблемам внешкольного и дополнительного образования; диссертационных исследований по ключевой проблеме, анализ реального педагогического процесса, теоретическое моделирование как одна из форм научного синтеза, педагогическое наблюдение, интервьюирование, индивидуальные и групповые беседы, изучение и обобщение опыта педагогической работы, педагогический эксперимент, тестирование; праксиметрические методы: анализ результатов, продуктов творческой деятельности подростков (вербальной и кинестетической); психодиагностические методы («16-факторный опросник Р. Кеттела», компьютеризованная методика «САМОАЛ», разработанная с учётом специфических особенностей российской ментальности под руководством А.В. Лазукина, методика «Общей эмоциональной направленности» Б. Д. Додонова); методы математической статистики, применяемые для обработки полученных в исследовании данных.

Научная новизна исследования заключается:

- в выявлении специфики педагогического потенциала театрального искусства в контексте развития подросткового творчества;

- в обосновании педагогических условий развития творческого потенциала личности подростка средствами театрального искусства (основы актерского мастерства, основы сценической речи, основы сценического движения, основы вокала, основы хореографии, основы бутафорско-декорационного искусства).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- уточнена сущность и специфика понятия «развитие творческого потенциала подростка»;

- изучены возможности развития творческого потенциала личности подростка в учреждении дополнительного образования детей;

- теоретически обоснованы педагогические условия развития творческого потенциала подростка средствами театрального искусства;

- определены диагностические критерии эффективности оценки развития творческого потенциала подростка;

- разработана инновационная структура театральной студии учреждения дополнительного образования детей, обеспечивающая наиболее эффективное развитие творческого потенциала.

Практическая значимость:

- результаты исследования могут быть использованы педагогами-практиками в учреждении дополнительного образования детей при создании театральной студии, а также педагогами школьных театральных коллективов, педагогами театральных классов школы искусств, педагогами театральных классов средней образовательной школы, руководителями театральных кружков по месту жительства;

- результаты исследования могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации педагогов, преподающих дисциплины театрального искусства;

- внедрена в практику работы учреждений дополнительного образования детей педагогическая модель развития творческого потенциала подростка средствами театрального искусства;

- разработана и внедрена «Комплексная программа театральной студии» в учреждениях дополнительного образования детей г. Иркутска и Иркутской области;

- подготовлены организационно-методические материалы, содержащие пакет документов, направленных на решение проблем развития творческого потенциала учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Театральное искусство обладает значительными педагогическими ресурсами развития творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования детей.

2. Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства позволяет активизировать такие личностные качества, как коммуникативность, активность, эмоциональность, креативность, уверенность в себе, самоактуализированность, эмпатия, способность к самораскрытию, стремление к гармоничным отношениям с людьми и жизнью.

3. Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства достигается при следующих педагогических условиях:

- реализация специализированной педагогической модели развития творческого потенциала, направленной на активизацию личностных качеств подростка средствами театрального искусства;

- внедрение «Комплексной программы театральной студии» в учебный процесс с изучением спецкурсов: основы актерского мастерства, основы сценической речи, основы сценического движения, основы вокала, основы хореографии, основы бутафорско-декорационного искусства, лекционный блок «Мир театра»;

- использование специализированных театральных методов для более эффективного развития творческих значимых качеств и способностей личности;

- применение критериев диагностики и оценки качества развитости творческого потенциала подростка в процессе занятий театральным искусством.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского и юношеского творчества, театр «Маяк» г. Иркутска, театральный кружок МОУ СОШ № 68, театральный кружок областного государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторная школа-интернат № 12 г. Иркутска.

В исследовании приняли участие 84 человека.

Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа (с 2001 по 2007 гг.).

На первом этапе (2001-2003 гг.) – осуществлялось изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, нормативных документов; составлялись программы и подбирались методы исследования. Проведен опрос и наблюдение учащихся в подростковом театре «Маяк» Дворца детского и юношеского творчества, школьных театров. По теме исследования определялись цель, объект, предмет, задачи, формулировалась гипотеза. Выявлялись особенности деятельности учреждений дополнительного образования.

На втором этапе (2003-2006 гг.) осуществлялось проведение эксперимента, выявлялись и апробировались педагогические условия развития творческого потенциала подростка средствами театрального искусства.

На третьем этапе (2006-2007 гг.) проводился количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы, оформлялись выводы и педагогические рекомендации по созданию педагогических условий развития творческого потенциала подростка средствами театрального искусства, оформлялся текст диссертации.

Апробация и внедрение результатов в практику осуществлялись через организацию экспериментальной работы в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Дворца детского и юношеского творчества (МОУ ДОД ДД и ЮТ) г. Иркутска; через публикации и выступления на Всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Театр, дети, образование» (г. Екатеринбург, 1996), «Театр и театральное образование Восточной Сибири» (г. Улан-Удэ, 1999), «Целостность образовательного пространства: проблемы, перспективы развития» (г. Иркутск, 1999), «Обновление содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей: результаты и продуктивность педагогической деятельности» (г. Иркутск, 2000), «Народы России, Сибири и стран Востока: история и современность» (г. Иркутск, 2004), «Проблемы гуманизации современного образования» (г. Иркутск, 2006), «Включение детей в игровую деятельность в театральной студии как средство формирования у них допрофессиональных сценических навыков» (г. Улан-Удэ, 2007).

Творческие выступления подросткового театра «Маяк» проходили на международных, Всероссийских, городских фестивалях:

- международный театральный фестиваль «Дети России - детям Европы» (Чехия-Германия-Франция, 1997);

- мастер-класс и обмен опытом, показ спектакля на французском языке «Влюбленный щенок» (Франция, 2001);

- межрегиональный детский театральный фестиваль на французском языке (г. Иркутск, 2001, 2002, 2003);

- международный конкурс, посвященный 200-летию великого сказочника Х. К. Андерсена (Дания, 2005);

- VII Всероссийский фестиваль школьных театров «Русская драма»
(г. Москва, 2005);

- VI Всероссийский фестиваль детских театральных коллективов «Океанские подмостки» (г. Владивосток, 2007);

- фестиваль детского и юношеского творчества «Весенняя капель»
(г. Иркутск, 2007).

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических подходов к решению избранной проблемы, адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам, экспериментальной проверкой рабочих гипотез и теоретических положений в процессе педагогической деятельности и двадцатичетырехлетней практической работой диссертанта в качестве педагога дополнительного образования театральной студии Дворца детского и юношеского творчества.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения, содержащего материалы экспериментального исследования, обработку диагностических данных; основной текст диссертации – 139 страниц, 5 рисунков, 13 таблиц. Общий объем диссертации 197 страниц машинописного текста.

Похожие диссертации на Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства