Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы Пахомова Ольга Федоровна

Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы
<
Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пахомова Ольга Федоровна. Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Пахомова Ольга Федоровна; [Место защиты: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого]. - Великий Новгород, 2008. - 189 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/591

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы 12

1.1 Современные представления творчества и творческой активности личности 12

1.2 Художественно-образовательная среда школы как объект педагогического исследования 34

1.3 Роль художественно-образовательной среды в развитии творческой активности личности 62

Выводы по первой главе 75

Глава 2. Экспериментальная модель процесса развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы 78

2.1 Модель развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы 78

2.2 Дидактические средства и формы развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы 87

2.3 Критерии и показатели эффективности творческой активности личности в художественно-образовательной среде школы 104

Выводы по второй главе 118

Заключение 121

Библиография 127

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования.

Современный этап развития России характеризуется переходом к постиндустриальному обществу, которому нужны образованные, предприимчивые, творческие и нравственные люди, обладающие способностями к созидательной деятельности и определяющие социальный и научный прогресс государства. В связи с этим формирование творческой активности личности является одной из важнейших задач современной школы, показателем личностного роста учащихся, определяющим качество их образования.

Проблему развития творческой- активности личности необходимо отнести к разряду наиболее актуальных, поскольку в современных социально-экономических условиях человек вынужден в значительно большей степени решать нестандартные задачи современной жизни, активно влиять на окружающую среду.

Сложившаяся ситуация* требует, научно-практического решения целого ряда вопросов, связанных с изменениями, происходящими в современной общеобразовательной школе. Особо важным является* изучение влияния на творческую активность учащихся возможностей современного образования и школьной художественно-образовательной среды.

От характера образования и уровня культуры человека зависят его общественное поведение и роль в профессиональной и социальной сферах.

Задача школы актуализировать ценностные основы художественно-эстетической культуры, развивать интерес к творческой деятельности средствами художественного творчества, воспитывать активного созидателя, творца художественных-ценностей, более полно использовать, нравственный потенциал искусства как средства формирования и-развития этических принципов, идеалов и норм в целях духовного, интеллектуально-творческого развития личности.

Исследование опирается на теоретические разработки в области художественного творчества (Верб М.А., Выготский Л.С., Назарова СИ., Немен-

ский Б.М., Савенкова Л.Г., Сокольникова Н.М., Шевченко Г.Г., Юсов В.П.) и формирования социально-образовательной среды школы (Кулюткин Ю.Н., Тарасов СВ., Ясвин В.А.).

Вместе с тем современное образование не в полной мере обеспечивает условия для развития творческой активности учащихся. Проблема создания художественно-образовательной среды, социального окружения школы, взаимодействия учащихся в контексте развития творческой активности личности изучена недостаточно. Анализ теории и практики исследования проблемы взаимосвязи развития личности и среды позволил выделить следующие противоречия:

между необходимостью творческого развития учащихся в образовательной среде школы и недостаточным теоретическим и практическим обоснованием возможностей системной организации художественно-образовательной деятельности учащихся для развития их творческой активности;

между стремлением учащихся к выработке собственного понимания» ценностей художественной среды и отсутствием организационно-педагогических условий для реализации этой цели в школе;

1 - между условиями жизнедеятельности школы и недостаточным на-

I учным осмыслением целостной системы развития творческой активности

j, учащихся в художественно-образовательной среде.

- между сложившейся практикой художественного воспитания учащих
ся и отсутствием механизмов приобщеншгих к активной творческой преобра-

1 зующей деятельности в художественно-образовательной среде школы.

На разрешение указанных противоречий направлено данное исследо-

* вание, которое состоит в выявлении условий влияния художественно-

образовательной среды школы на эффективное формирование творческой активности учащихся.

I Исходя из социальной значимости и актуальности выдвинутой про-

блемы, определена тема диссертационного исследования «Развитие творче-

^ ской активности учащихся в художественно-образовательной среде школы»

Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая проверка модели развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы..

Объект исследования: деятельность общеобразовательной школы по созданию, освоению и наполнению содержанием художественно-образовательной среды.

Предмет исследования: моделирование, процесса развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы.

Гипотеза исследования: развитие творческой активности учащихся будет успешным если специально организована художественно-образовательная среда школы, которая:

является гибкой, открытой,. развивающейся социокультурной и природной системой, определяющею характер' жизненного пространства школы, ее учебно-воспитательной и коммуникативной сфер;

наполнена личностно-значимым содержанием; способным порождать у учащихся смыслы активного творчества и жизнедеятельности;

создает условия-для комплексного воздействия изобразительных, литературных, музыкальных, театральных средств на* развитие творческой активности учащихся;

обеспечивает реализацию интегративных форм художественной деятельности, способствующих развитию творческой: активности учащихся (художественная, организация- среды,-конструирование, моделирование, дизайн, художественно-литературное творчество, музыкально-двигательная деятельность и д.р.);

способствует включению, педагогов в личностно-значимую профессиональную деятельность, способствующую, выработке необходимого профессионализма и творческого подхода в решении практических задач по созданию креативной художественно-образовательной-среды школы.

Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

  1. Осуществить теоретический анализ исследования с целью уточнения понятий творческая активность учащихся и художественно-образовательная среда-школы.

  2. Разработать и экспериментально апробировать модель развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы.

3'. Обосновать педагогические условия' развития творческой активности учащихся, выявить факторы влияния субъектов образования учащихся, учителей, родителей, на трансформацию и преобразование художественно-образовательной среды.

4. Определить критерии и показатели эффективности модели развития творческой активности,.учащихся! в, художественно-образовательной среде школы.

Методологическую основу исследования составляют:

философско7аксиологическая теория, рассматривающая человека и раскрытие его творческого потенциала* как высшую ценность общественно-горазвития (Бердяев ЕЬА., Выготский Л.С., Каган М.С и др.);

личностно-ориентированный подход к целостному развитию когни- -тивной и эмоционально-ценностной сферы человека (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн-С.Л., ЭльконшгД.Б. и др.);

теория формирования образовательной среды в ее связи с социальными и культурными явлениями (Алексашина И.Ю:, Вершловский-С.Г., Казакова Е.И., Ковалев Г.А., Кулюткин Ю.Н., Лебедева В.П., Рубинштейн С.Л., Рубцов В.В., Тарасов Є.В*, Левин В.А. и др.);

теоретические вопросы формирования.творческой-личности, обоснования > основных художественных- категорий (Бердяев Н.А., Выготский Л.Є., Кулюткин Ю.Н., Матюшкин A.M., Сухобская Г.С., Тарковский А.А., Лоуэн-фельд Дж., Назимов Р.А. и др.);

теория-эстетического воспитания (Лихачев Б.Т., Макаренко А.С., Ме-лик-Пашаев А.А., СтаниславскийК.С, Торшилова Е.М., Ушинский К.Д. и др.);

теория взаимодействия искусств, в художественном воспитании учащихся (Бакушинский А.В., Блонский П.П., Бурова А.И., Ванюшки-наЛ.М., Верб М.А., Кабалевский Д.Б., Кузин B.C., Лихачев Б.Т., Назарова СИ., Неменский Б.М., Пъянкова Н.И., Савенкова Л.Г., Шевченко Г.П., Ширяева Н.С., Юсов Б.П. и др.);

современные положения теории управления инновационными системами и процессами (Горшкова В.В., А.А., Марон А.Е., Подобед В.И., Скворцов B.Hi, Топоровский В.П. и др.);

аналитические подходы в изучении результативности взаимодействия среды школы и учащихся (Ковалев Г.А., Писарева-С.А., Тарасов СВ., Тимофеева КЭ.Ф., Ясвин В.А. и др.).

Для* проверки гипотезы и решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования:

теоретическое изучение философской, психологической, социологической, педагогической, методической и специальной^ литературы;

анализ, синтез, сравнение, проектирование и моделирование;

педагогический, констатирующий и формирующий эксперименты;

аналитико-диагностические: наблюдение, анкетирование, собеседование, опрос, статистическая.обработка данных эксперимента.

Основной экспериментальной базой диссертационного исследования явились средняя общеобразовательная школа п. Рахья Всеволожского района Ленинградской, области, Агалатовская средняя общеобразовательная школа Всеволожского района Ленинградской области, Ленинградский областной институт развития образования.

Исследование проводилось с 2000 г. по 2007 г.; за это время экспериментальной работой было охвачено 1780 учащихся и 250 педагогов.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2000-2001.гг.) была определена концептуальная ос-нова исследования, выявлено состояние разработанности проблемы. В это

время были обоснованы критерии и показатели оценки развития творческой
активности учащихся в художественно-образовательной среде школы, раз
работана теоретическая основа для ее формирования. Ведущими на этом
этапе были методы теоретического анализа, обобщения научной информа
ции, сравнение, констатирующий эксперимент. \

На втором этапе (2001-2005 гг.) анализировались результаты констатирующего эксперимента, уточнялись условия и формы проведения-опытно-экспериментальной работы по созданию художественно-образовательной среды школы, проводилась апробация разработанной модели развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы, осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов, обобщались материалы диагностики. Ведущими на этом этапе были методы педагогического проектирования и моделирования.

На третьем этапе (2005-2007 гг.) подводились итоги эксперимента, уточнялись и формулировались основные положения, выводы и рекомендации. Проверялась.и внедрялась модель по развитию творческой активности учащихся в условиях художественно-образовательной среды школы, результаты эксперимента включались, в систему повышения квалификации педагогов в условиях последипломного профессионального образования.

На защиту выносятся следующие положения:.

1. Творческая, активность личности.проявляется вхистемной организации деятельности по;преобразованию окружающей среды и комплексному, освоению изобразительных, литературных, музыкальных, театральных средств, являющихся неотъемлемой частью культуры, подсистемой художественно-образовательной среды.

Творческая активность реализуется в создании, освоении и наполнении содержанием художественно-образовательной среды - конструировании, моделировании, художественно-литературном творчестве и музыкально-двигательной деятельности.

Основными показателями творческой активности является: интерес к искусству, участие в творческой деятельности, стремление актуализировать свой опыт и знания.

2. Художественно-образовательная среда школы выступает источником развития творческой активности учащихся. Ценностным основанием деятельности в такой среде выступает идея, согласно которой школа, развивающая творческую активность учащихся, сама является субъектом современной культуры, рождает особую педагогическую культуру, характеризующую мастерство педагогов, содержание, методы обучения и воспитания, духовные и интеллектуальные ценности, служащие основой развития.

Основными системообразующими конструктами такой среды высту-

«

пают цели и ценности, разделяемые всеми участниками образовательного
процесса npHv участии местного сообщества жителей территории, на которой
находится.школаї '

31 В содержательно-структурном наполнении художественно-образовательная среда школы предусматривает организацию предметно-пространственного и природного окружения школы (изобразительные средства, дизайн, декоративно-прикладное пространство среды и т.д.), содержательно методическое сопровождение процесса создания среды, коммуникативное взаимодействие субъектов образования.

4. Модель развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы построена на взаимосвязи искусств, образует интегративное художественно-образовательное пространство (социаль- -ное, культурное, творческое); создает возможности выбора учащимися содержания, форми способов-урочной и внеурочной творческой деятельности, определяет характер творческого, созидательного, развивающего взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Научная новизна исследования:

теоретически осмыслены процесс и результаты развития творческой активности школьников в ходе воздействия субъектов художественно-образовательной среды школы;

выявлены характерные черты школы как коллегиального субъекта современной культуры;

определены педагогические условия развития творческой активности учащихся (организация предметно-пространственного и природного окружения школы, построение развивающего учебно воспитательного пространства художественного восприятия мира);

обоснованы критерии и показатели творческой активности школьников в условиях художественно-образовательной среды школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

теория средовой организации учебной деятельности обогащена раскрытием сущности художественно-образовательной среды школы, принципов и организационно-педагогических условий творческого развития учащихся в этой среде;

разработана-модель развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы, включающая целевой, средо-вый, деятельностный и критериальный компоненты, определено их содержательное наполнение.

Практическая значимость исследования:

разработаны методические рекомендации для педагогов по развитию творческой активности*: учащихся в художественно-образовательной среде школы;

обоснована методика изучения эффективности художественно- образовательной среды школы для/развития творческой активности учащихся;

— разработаны учебные программы, ориентированные на приобщение
и введение учащихся через искусство в окружающую жизнь, построенные
на основе и взаимодействия и интеграции искусств;

- внедрены программы курсов для системы повышения, квалифика
ции педагогов, нацеленных на их подготовку к проектированию художест
венно-образовательной среды школы.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике как профильной, так и общеобразовательной школы, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность иі обоснованность научных выводов и результатов» экспериментальной работы-обеспечены соответствующей методологической базой, использованием методов, адекватных целям и задачам исследования, и внедрение модели развития'творческой активности учащихся в художественно-образовательной-среде, а также репрезентивной выборкой результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты, полученные в процессе исследования, докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на конференциях разного уровня: «Образование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты» (Санкт-Петербург, 1998); «Образование на рубеже веков: традиции и инновации» (Санкт-Петер-бург, 1999); «Глобальное образование: педагогический поиск, находки, перспективы» (Санкт-Петербург, 1999); «Отечественный и-зарубежный опыт образования в области окружающей среды» (Санкт-Петербург, 1999); «VI Царскосельские чтения» (2002, 2003); «Технологическое развитие в условиях модернизации- образования» (Москва,. 2004); «Наука - Культура - Творчество» (СПб, ЛОИРО^ 2005, 2006); «Личность. Образование. Общество» (СПб, ЛОИРО, 2004,2005); «Технологическое образование в школе и вузе» (Москва, 2006).

Апробация результатов исследования проводилась в общеобразовательных школах Ленинградской области, на курсах повышения, квалификации в Ленинградском областном институте развития образования.

Современные представления творчества и творческой активности личности

В настоящем параграфе раскрываются различные подходы к понятию «творчество» и «творческая активность», рассматриваются теоретические вопросы формирования творческой личности, развитие ее творческой активности.

Проблемы человеческой уникальности, неповторимости, индивидуальности тесно связано с проблемой творчества [137]. По данным некоторых авторов в новейшей литературе насчитывается несколько десятков определений творчества. Понятия «творческая личность» и «творчество» многогранны по своей сути. Для одних авторов, творчество - это проявление собственной индивидуальности (Яковлева Е.). Для других ученых и практиков, творчество - это деятельность, дающая оригинальные продукты материальных и духовных ценностей, имеющих не только личное, но и социальное значение (Теплов.Б.Ю.). Для третьих, творчество представляет собой процесс, в котором учитель и учащийся утверждает и реализует свои собственные силы и способности, одновременно переживаяразличные психологические состояния (Галин А.). Традиционно считается, что о творчестве свидетельствует наличие какого-либо творческого продукта. Творческий продукт отличается от нетворческого новизной; творчество - это создание чего-то нового, уникального, ранее не существовавшего [31].

По мнению психологов, творчество - это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, которая оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне) [118]. В работах многих философов, деятелей культуры и искусства (Бергман И., Бердяев Н.А., Витгенштейн Л., Декарт Р., Камю А., Пруст М., Тарковский А.А. и др.) в той или иной форме утверждается мысль о том, что предметом-творчества являются законы художественного освоения мира, изучение прекрасного во всех его проявлениях.

Как писал Станиславский К.С., творчество есть напряжение духовных сил человека, оно включает тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое напряжение, реализуемое в настойчивом, постоянном поиске ответа на постоянный вопрос, глубокое понимание к различным сторонам решаемой задачи, эмоциональный подъем, выражающийся в особом состоянии, именуемом вдохновением [128].

Творчество - наиболее сложная сфера отношения человека к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения личности в системе взаимосвязей современной цивилизации, проявления трудовой активности и всестороннего развития.

Все достигнутое на1 сегодняшний день человечеством в развитии производительных сил, создании мировой системы культурных ценностей, формировании духовного облика лучших своих представителей является продуктом человеческого творчества, воплощение живой творческой мысли.

Бесспорно, что творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью; уникальностью [17].

В работах многих философов, деятелей культуры и искусства (Бергман И., Бердяев Н.А., Витгенштейн Л., Декарт Р., Камю А., Пруст М., Тарковский А.А. и др.) в той или иной форме утверждается мысль о том, что предметом творчества являются законы художественного освоения мира, изучение прекрасного во всех его проявлениях, обоснование природы искусства и закономерностей его развития, то есть науки о законах развития искусства и теории художественного творчества. При этом выделяются, обычно, следующие аспекты: объективная сторона (сущность, многообразие и единство эстетических свойств; субъективная сторона (восприятие, переживание, вкус); художественное творчество (сущность, специфика творчества, содержание и форма, закономерности развития и т.д.) [11; 25; 53; 140].

Многие исследователи полагают, что развитие творчества есть не что иное, как процесс освоения художественных явлений и соответствует, таким образом, термину «познание». Художественное творчество находит выражение в опредмеченных категориях, в которых отношение человека к действительности выступает в образном, обобщенном виде. Философы рассматривают основные категории художественного творчества как фундаментальные понятия, в которых отражаются наиболее общие и существенные свойства, отношения, связи, стороны действительности. Эти свойства, объективно присущи всем явлениям окружающей действительности, ,и они вызывают у человека чувства прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, комического или трагического [28; 43; 165].

Учитывая объективную основу художественного творчества, отечественная педагогика в начале XX века ставила вопрос об эстетическом воспитании как о важной стороне и условии-формирования целостной личности. При этом имелось в виду не просто преподавание какого-либо вида искусства, но систематическое и целенаправленное развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее.

Художественно-образовательная среда школы как объект педагогического исследования

Многие исследователи под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека. Люди, влияют на образовательные процессы, общественно-политический строй страны, природную социокультурную среду (включая культуру педагогической среды), средства массовой информации (Равкин З.И.).

Процесс становления и развития человека трудно понять без изучения целостного контекста его жизни, особенности и условий взаимодействия внутренних структур сознания и его окружения. Проблемы в системе взаимоотношений «человек-среда» рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, культурология, социология и др.). Социокультурная среда жизнедеятельности человека в качестве подсистемы включает .образовательную среду.

Рассмотрим наиболее общие аспекты образовательной среды как феномена и педагогической категории.

Образовательная среда характеризуется как совокупность социальных и культурных условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности [139]. В таком понимании образовательная среда может быть жизненной.

Необходимо отметить, что не каждая социокультурная среда может быть названа образовательной. Образовательная среда исключает элементы случайности и стихийности, щ формируется, как правило; осознанно, преследуя те или иные цели, имеет аксиологические основания, связана с педагогической культурой.

Проведенный анализ позволил назвать некоторые основания для ти-пологизации1 образовательной среды: по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная - кооперативная, гуманистическая - технократическая и т.д.); по характеру отношений социального опыта и его передачи (традиционная - инновационная, национальная - универсальная и т.д.); по степени творческой активности (творческая - регламентированная); по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая - замкнутая).

Необходимо отметить, что любая типология образовательной среды условна. В одной школе может быть сочетания разных, иногда весьма противоречивых условий среды.

В основе создания того или иного типа образовательной среды лежат ценностно-смысловые доминанты- восприятия мира и человека. Эти доминанты отражаются в философских и психолого-педагогических концепциях, которые могут быть сформулированные (отрефлексированны) либо присутствовать лишь в сознании (либо в подсознании) педагогов. Я. Корчак дает характеристику четырех типов среды: «догматической», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры», «идейной». «Догматический» тип образовательной среды характеризуется наличием жестких традиций и авторитета, дисциплиной, пассивностью учащихся. Для «безмятежной» образовательной среды характерна доброжелательное отношение к воспитанникам, отсутствие необходимой требовательности, такой тип формирует пассивность и неспособность к деятельной напряженной жизни. «Карьерный» тип образовательной среды формирует конкурентоспособность, упорство, деятельный прагматизм, равнодушие к другим. «Идейная» (творческая) среда воспитывает личность с высокой самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную. Человек постоянно находится во взаимодействии с «жизненной средой». Результатами такого взаимодействия являются обучение и воспитание, развитие индивидуальности, определяющей возможности влияния на эту среду. Ковалев Г.А. видит в школе значимую часть жизненной среды и «социоэкологическую систему», включающую три основных взаимосвязанных параметра: «физическое окружение» (архитектура и дизайн школьных помещений, их пространственная структура и возможности для пространственной трансформации, широта пространственных перемещений в них субъектов и т.д.); «человеческие факторы» (социальная плотность среды субъектов образовательного процесса, распределение статусов и ролей, половозрастные особенности учащихся и учителей и т.д.); «программа обучения» (деятельностная структура, стиль преподавания, содержание программного обучениям т.д.) [58].

Исследователи, вводя понятие «гуманитарная.образовательнаяхреда», рассматривают ее как условие, способное обеспечить формирование основ» нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления. Такая среда основывается на гуманистически-нравственных ценностях, обладает такими качественными характеристиками, как целостность, автономность и открытость. Гуманитарная образовательная среда создает условия для развития интерсубъективного процесса образования, актуальных преобразований субъективности. Гуманитарная образовательная среда является условием гуманитарного образования, развивающего и воспитывающего творческую личность [27] .

Образование как процесс и результат развития личности должно становиться призванием, делом жизни, опирающимся на личностные мотивы. Именно для получения такого образования жизненно необходимо гуманитарная образовательная среда. В античном мире и в эпоху Возрождения многие важные принципы образования как процесса приобщения человека к культуре, развитие в нем духовно-творческих способностей были глубоко осмысленны. Так, например, Лоренцо Валла перечисляет пять важнейших условий для ученых занятий: общение с образованными людьми; «изобилие книг»; «удобное место», «свободное время», «душевный покой». Последний трактуется как особое состояние души, которое «наполнено», свободно, готово воспринимать мудрость, и жаждет знаний, веря в то, что истина доступна человеку. Будучи свободным и сторонясь мирской суеты, человек, жаждущий образованности, стремился к духовному общению и верил в значимость мирских занятий, которые он мог искусно выполнять именно благодаря гуманитарным знаниям.

Образовательная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние с точки зрения личности и общества. Деструктивный характер, среды, например, может быть обусловлен непрофессионализмом педагога, личностными особенностями субъектов среды, целями, на основе которых формируется среда, и многими другими факторами:

Положительное влияние среды необходимо организовывать. Это может быть художественная, спортивная, артистическая, образовательная среда. Такая среда характеризуется наличием четких целей, структурой, системой ценностей, может быть построена на основе знаний психологии и педагогики.

Модель развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы

Для обоснования данного направления необходимо рассмотреть понятия «модель», «образовательная модель». Понятие «модель» применяется во всех областях науки. Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который будет подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами объекта [17].

Понятие «образовательная модель» - это логически последовательная система соответствующих элементов, включающих цели и содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ, учет и подбор критериев эффективности технологии, видов и способов контроля, оценивания и отчетности [17].

Изучение модели позволяет получить новую информацию об объекте, системно и наглядно выразить знание о предмете, его функциях и параметрах, решить поставленную проблему.

Узкий предметный подход в школьном образовании ограничивает потенциальный спектр развития творческой активности. Особенно традицио-нен такой подход в отношении гуманитарно-художественных дисциплин. Между тем, искусство является той областью человеческой деятельности, в которой максимально проявляется творческая активность личности и формируются его творческие способности.

В основу создания модели развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде положен принцип интеграции и взаимодействия искусств, требующий комплексного похода к обучению и воспитанию ученика, а также принципиально отличной от прежней системы подготовки учителей.

Поэтому комплексное воздействие искусства на учащихся создает тот эмоционально-эстетический настрой, без которого невозможно всестороннее и глубокое восприятие действительности. Системный подход в руководстве художественным творческим процессом обеспечивает решение проблемы введения учащихся в художественную культуру и освоение материала через восприятие образа и его воссоздания. В этой интеллектуальной деятельности совершается внутренняя работа ребенка над познанием мира и осознание себя в мире, умением ладить с природой, людьми, с окружением, переводя ее на сознательно творческий уровень, на активизацию мышления, развития навыков, совокупности приемов и средств, практического воплощения замысла. В указанном смысле такая деятельность на основе интеграции и взаимодействия искусства, становится определяющей формой творческого мышления. В представленной модели развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы лежит всестороннее взаимодействие субъектов как внутри школьной среды, так и вне ее. В центре модели - субъект (учащийся) и его творческая активность. На развитие его творческой активности и создание необходимых условий, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Основанием для разработки модели развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы использовался социокультурологический подход, предполагающий применение теоретиче ских положений педагогики, психологии управления, обеспечивающих становление человека под воздействием школьной культуры во взаимодействии с семьей, внешней средой и социумом. Формирование художественно-образовательной среды строится на основе доверия, уважения, творческого содружества между учителями и обучающимися.

Концепция развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среды школы опирается на личностно-ориентиро-ванную систему организации деятельности, в центре которой находится-учащийся, его личность, интересы и склонности. Основной идеей деятельности педагогического коллектива является развитие творческой активности личности на основе взаимодействия и интеграции искусств.

Модель основана на диалогическом взаимодействии участников образовательного процесса в художественно-образовательнойt среде школы, являющейся субъектом современной культуры.

Качественными характеристиками успешного развития творческой активности учащихся на основе открытого взаимодействия с художественно-образовательной средой школы, являются: - целостность, включающая все необходимые компоненты взаимодей ствия и образующая интегративное пространство (социальное, культурное, творческое); - вариативность, обусловливающая наполнение художественно образовательной среды школы разнообразием смыслов и значений, возмож ностью выбора учащимися как содержания, так форм и способов урочной и внеурочной творческой деятельности, помогающей найти пути взаимодей ствия в других сферах самоопределения; - диалогичность, определяемая наличием творчески-созидательного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Дидактические средства и формы развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы

В ходе диссертационного исследования выявлены следующие организационно-дидактические средства реализации указанных компонентов художественно-образовательной среды школы (подсистема взаимодействия субъектов образования): - школьные предметы художественно-эстетического направления — изобразительное, музыкальное, театральное, музыкально-двигательное, ли тературное искусство; - внеурочная художественно-творческая деятельность, которая, предполагает подготовку к классным творческим заданиям; - внеклассная:творческая;деятельность, предоставляющая возможность выбора, а значит, в наибольшей: степени работающая на самоопределение, на развитие навыков творческой самореализации учащихся; (факультативы, лектории, кружки); - общешкольные мероприятия, творческие отчеты, построенные на традициях школы (концерты, конкурсы, КВН, фестивали, праздники), способствующие активной творческой деятельности учащихся; . . - творческие объединения художественные и музыкальные школьцму-зеиш экскурсии др.

Развитие творческой активности учащихся непосредственно связано с выбором содержания; форм и способов творческой деятельности, со всеми субъектами образовательного процесса и социального окружения, а также с окружающей культурной, социальнойш природной средой;

Содержательное: наполнение художественно-образовательной среды школы предполагает применение следующих:видов творческой деятельности: -художественная организация предметно-пространственной средьБ(живопись, графика, скульптура; историяи теория изобразительного искусства); - конструирование и моделирование (народные промыслы и ремесла, искусство интерьера; эстетика: семейного быта; история прикладного искус ства); - поисковая организация? художественно-творческой деятельности (учебно-экскурсионная этнографическая, туризм, история края); - художественно-литературное творчество (художественная литература, поэзия, драматургия, теория и история литературы, фольклор, литературные сценарии); - музыкальная деятельность (игра на инструменте, восприятие музыки при прослушивании, история и теория музыки, фольклор, пение); — музыкально-двигательная деятельность (основы художественного движения, танец, пантомима, балет, история танцевального искусства); — театральная деятельность (актерское мастерство, ораторское искусство, разработка сценария).

В качестве одного из важнейших условий развития творческой активности учащихся является творчески работающий педагог, владеющий культурно-образным мышлением. Роль педагога в образовательном процессе, связана не только с передачей учебного содержания, но и, прежде всего, с его способностью обеспечить личностно-значимое общение с учащимися. Творческая личность педагога является посредником, стоящим на границе перевода культуры в личностную, внутреннюю форму культуры учащегося. А это значит научить мыслить, научить использовать знания из различных наук, областей деятельности в своей работе; дать представление о разнообразии видов творчества, помочь находить самостоятельный путь решения любой творческой задачи.

Анализ теоретических и практических источников показал, что художественно-образовательная среда способствует развитию мотивации к творческой деятельности педагога и учащегося.

Практический опыт применения модели развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы в корне меняет учебно-воспитательный процесс, систему взглядов, способы мышления педагога, поэтому возникает потребность в подготовке и переподготовке самих учителей.

Поэтому педагогическое руководство, художественным творческим процессом, в условиях современной школы мы рассматриваем в плане освоения ценностей художественной культуры через личный творческий опыт ребенка как средство развития творческого мышления, воображения, нравственного и духовного развития личности.

В результате целенаправленного управления художественно-творческим процессом развития творческой активности учащихся мы выделяем следующие направления педагогической деятельности:

использование педагогом развивающих возможностей комплексного воздействия искусств для становления умственных, социально-психологических и духовных способностей ребенка в соответствии с его возрастными особенностями;

содержание и формы занятий с учащимися должны основываться на применении разнообразных видов художественно-творческой деятельности с учетом предпочтений учащихся;

обеспечение единства содержания и форм занятий художественным творчеством с региональными художественными традициями и возможностями развития культуры учащихся в условиях данной школы.

Похожие диссертации на Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы