Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ритуал как педагогическое средство социализации личности в отечественной образовательной практике XX века Храбсков, Алексей Вячеславович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Храбсков, Алексей Вячеславович. Ритуал как педагогическое средство социализации личности в отечественной образовательной практике XX века : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Храбсков Алексей Вячеславович; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.].- Ульяновск, 2013.- 252 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/300

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях глобальной перестройки экономической и политической системы функционирования общества происходят изменения в духовной жизни людей. Современное общество находится в состоянии переосмысления ценностей, пересмотра их содержания. В прежние времена человек рождался и жил в одной системе ценностей, в одной культуре. В рамках глобализации происходит интеграция культур, что порою порождает непонимание даже между представителями одного поколения. Помимо изменения содержания ценностей в настоящее время происходит изменение форм их бытийствования. На фоне стремительно изменяющихся социальных условий затрудняется процесс социализации личности. Современное общество требует от личности высокого уровня социальной мобильности. Человек в своей жизни сталкивается с огромным количеством социальных ролей, которые ему приходится исполнять. Многообразие социальных ролей может провоцировать внутренние и внешние ролевые конфликты личности. В периоды жизненных изменений человек, как правило, не успевает присваивать новые роли, он продолжает функционировать в рамках социального статуса, который он занимает, что затрудняет развитие личности.

Одним из социальных институтов, предполагающих сохранение и трансляцию ценностей, является образование. Однако в условиях деидеологизации воспитания в настоящее время явно ощущается недостаточность ценностного содержания образования. Возникает необходимость повышения ценностной составляющей образования, что может послужить средством формирования соответствующего сознания, способствующего принятию нравственных ценностей. Среди механизмов сохранения и трансляции ценностей, регуляторов общественных отношений можно выделить ритуалы, которые рассматриваются как исторически сложившиеся формы символического поведения, кодифицированные системы действий, выражающие определенные социальные и культурные взаимоотношения. Ритуал в образовании выступает как традиционно выработанный метод социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни. При помощи ритуала осуществляется один из самых важных процессов в образовании – передача культурного и социального опыта от поколения к поколению: транслируются традиции, сложившиеся в историческую эпоху и лежащие в основе общественного благополучия, передаются важнейшие ценности, нормы и правила, регулирующие человеческие взаимоотношения.

Как и всякое педагогическое явление, ритуал в образовании претерпевает изменения вместе со стремительно меняющейся жизнью. Сохраняя свою структуру, будучи традиционным по форме, ритуал наполняется новым современным содержанием и продолжает иметь большое значение в жизни человека. Ритуал отвечает потребностям человека любой эпохи и культуры. Современное мировоззрение формирует новые традиции, обычаи и ритуалы.

Все вышеизложенное показывает необходимость определения содержания ритуалов и форм их использования в условиях современного образования. Это делает педагогически и социально значимым обращение к историко-педагогическому опыту использования ритуалов в образовании.

Актуальность исследования обусловлена также потребностью в изучении проблем использования ритуала в дореволюционной и советской России с новых позиций, свободных от идеологических установок и рекомендаций, позволяющих анализировать содержание и педагогическую направленность ритуалов в образовании, выявлять механизмы социализации личности посредством ритуалов и педагогические условия использования историко-педагогического опыта в современной образовательной практике.

Социализирующую роль ритуалов в обществе как предмет специального исследования рассматривали в своих работах А. ван Геннеп, Э. Дюркгейм, В.П. Левкович, В. Тернер.

Ритуалы как средства социализации личности в этнических группах рассматриваются в исследованиях современных ученых – А.Б. Аргуяновой, Ю.А. Борлакова. Исследования ритуала в процессах воспитания, обучения и социализации нашли свое отражение в работах немецкого ученого Кристофа Вульфа. В работах Г.М. Андреевой, И.С. Кона, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, В.А. Сластенина рассматриваются механизмы социализации личности.

В работах Б.М. Бим-Бада, Н.В. Бордовской, А.Н. Джуринского, А.И. Пискунова, А.А. Реан, С.И. Самыгина, Л.Д. Столяренко, М.Ф. Шабаевой, С.М. Платоновой, М.Г. Яновской рассматриваются отдельные аспекты ритуала как одной из разновидностей форм воспитательного процесса.

Вместе с тем, отмечая конструктивность изысканий, посвященных исследованиям ритуала, следует признать, что вопросы использования ритуала в истории образования как педагогического средства социализации личности не являлись предметом специальных исследований.

Анализ историко-педагогической литературы позволил выявить противоречия между потребностью современной педагогической теории и практики в обобщении исторического опыта использования ритуала в образовании как педагогического средства социализации личности и недостаточной степенью научного осмысления ритуала как педагогического явления, между потребностью в практическом применении ритуалов в образовании и отсутствием методического обеспечения в области организации и проведения ритуалов.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему исследования. В теоретическом плане это проблема воссоздания модели социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России ХХ века; в практическом плане - проблема выявления позитивного историко-педагогического опыта использования ритуалов в образовании, определения типов и видов ритуалов.

Хронологические рамки исследования включают в себя временной интервал использования ритуалов в образовательной практике дореволюционной и советской России в XX веке (1900 – 1991 гг.). Данный период определен с учетом основной проблематики работы. Нижняя граница исследования связана со сложившимся к началу века комплексом ритуалов, используемых в образовании дореволюционной России. Верхняя хронологическая граница – 1991 год – определяется связью предмета исследования с историей российской государственности (распад Советского Союза обусловил изменения в системе образования страны, смену идеологических установок).

Объект исследования – процесс социализации личности в образовательной практике России 1900 – 1991 гг.

Предмет исследования – ритуал в образовании как фактор социализации личности.

Цель исследования – воссоздать модель социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России ХХ века.

Задачи исследования:

1. Выявить теоретико-методологические основы социализации личности посредством ритуала как педагогического явления.

2. Раскрыть содержание понятия «ритуал в образовании».

3. Выявить функции ритуала в образовании.

4. Определить этапы развития ритуала в отечественной образовательной практике XX века и выявить их особенности.

5. Выявить типы и виды ритуалов в отечественной образовательной практике ХХ века.

Положения, выносимые на защиту

1. Освоение личностью социальных ролей как механизм социализации в образовании – это процесс овладения подрастающим поколением многообразием социальных статусов и реализации требований, предъявляемых к нему системой образования путем социально одобряемых действий. В образовательной практике дореволюционной и советской России сложился набор способов педагогического воздействия на личность – внушение, убеждение, предписание, запрет, приучение, поощрение, порицание, выражение признания, поручение и др. С помощью этих способов поведение человека и целых групп людей приводилось в соответствие с общепринятыми образцами, нормами, ценностями. Одним из таких способов являлся ритуал как педагогическое явление. Ритуал в образовании имел особенности, определившие его применение в образовательной практике: он обладал сильным эмоциональным воздействием, поскольку заключенные в его структуре символы, символические действия, определяемые моделями поведения, оказывали влияние на чувства участника ритуала; был призван придать той или иной ситуации особую значимость, подчеркнуть важность происходившего события. Ритуал как педагогическое средство социализации личности осуществлял транслирующую, регулирующую, интегрирующую, адаптирующую, формирующую, мотивирующую и ассимилирующую функции в образовательной практике России ХХ века.

2. Этапы развития ритуала в образовательной практике дореволюционной и советской России ХХ века: I этап (1900 – 1917 гг.) – стабильное функционирование ритуала в образовательной практике дореволюционной России (заимствованного из других сфер общественной жизни – церковной, военной, гражданской – как средства воспитания: поддержания дисциплины, приучения к нормам и правилам поведения, формирования почтительного отношения); II этап (1917 – 1922 гг.) – трансформация ритуала в образовательной практике России (поиск нового содержания ритуалов зарождение новых советских ритуалов в образовании); III этап (1922 – 1964 гг.) – становление ритуала в образовательной практике советской России (ритуал как инструмент идейно-политического и патриотического воспитания); IV этап (1964 – 1991 гг.) – расцвет ритуала в образовательной практике советской России как средства социализации личности (социалистическая обрядность, «церемонизация» (посвящение в первоклассники, в учащиеся, в студенты и др.)). Ритуал в образовательной практике дореволюционной и советской России ХХ века прошел путь от средств, имеющих воспитательное воздействие, решающих ближайшие задачи воспитания: приучение к правилам поведения, выработка в учащихся подчинения, дисциплинированности, – к средствам формирования мировоззрения, нравственно-эстетического воспитания человека, укрепляющего общество через единение личности с социумом, а от них к средствам, несущим социализирующую функцию в формировании личности.

3. Типы ритуалов в образовании выделяются по основанию выполняемых ими педагогических задач: ритуалы посвящения (задача – приобщение личности к системе норм и правил коллективной жизни); ритуалы поощрения (задача – стимуляция саморазвития личности, социально одобряемого поведения); ритуалы порицания (задача – формирование дисциплинированности личности); ритуалы пиетета (задача – формирование ценностных отношений). Виды данных типов выделяются по следующим признакам: а) по институциональному признаку – ритуалы посвящения в члены учебного заведения, в члены временного сообщества, ритуалы гражданского посвящения, профессионального посвящения, неформального посвящения; б) по объекту воздействия – ритуалы персонального и коллективного поощрения; в) по субъекту воздействия – ритуалы официального и товарищеского порицания; г) по объекту формирования ценностного отношения – ритуалы приветствия, общей молитвы, почитания символов; д) по виду почитаемых символов – ритуалы почитания знамени, национальных героев, неформальных символов, ритуалы совместного исполнения гимна и торжественного шествия.

4. Воссоздание модели социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России ХХ века базируется на том, что ритуалы как педагогическое средство социализации личности имели единую структуру и общие задачи, однако их содержание на каждом этапе развития было различным. Модель включает в себя: целевой компонент (включение воспитанников в систему общественных отношений); содержательный компонент (общечеловеческие и идеологические ценности; образцы поведения, соответствующие занимаемому воспитанником социальному статусу; микро-, мезо-, макро- и мегафакторы социализации, выраженные в структурных элементах ритуала – системе символов-ценностей, моделях поведения и эмоциональной заразительности ритуала и воздействующие на личность посредством символов, символических действий (жестов, слов), действующих лиц ритуала); деятельностный компонент (механизмы социализации личности посредством различных типов ритуалов: механизм адаптации личности посредством ритуалов посвящения; механизм интеграции личности посредством ритуалов пиетета и ритуалов порицания; механизм самореализации личности посредством ритуалов поощрения); результативный компонент (адаптационная способность личности, конформность личности, ролевая пластичность личности).

Результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

– раскрыто содержание понятия «ритуал в образовании» (ритуал в образовании – форма символического поведения, кодифицированная система действий, служащая педагогическим средством социализации личности путем освоения социальных статусов и ролей);

– выявлены функции ритуала в образовании [транслирующая (осуществление трансляции традиций от поколения к поколению); регулирующая (регулирование общественных взаимоотношений в системе образования); интегрирующая (вовлечение индивида в круг общественных обязанностей; применение в качестве средства сплочения, единения членов коллектива); адаптирующая (обеспечение безболезненного и эффективного перехода из одного социального статуса личности в другой, перехода личности на новый этап социализации; содействие в освоении личностью норм и правил коллективной жизни, в выражении чувств и отношений); формирующая (формирование ценностных отношений, дисциплинированности личности, социально одобряемого поведения); мотивирующая (стимуляция личности к саморазвитию; содействие удовлетворению потребностей личности в общественном признании, принадлежности к обществу); ассимилирующая (освоение личностью социальных статусов и ролей)];

– выявлены структурные элементы ритуала в образовании как педагогического явления: содержательный (система символов-ценностей), формальный (модель поведения) и качественный (эмоциональная заразительность);

– определены этапы развития ритуала в образовательной практике России ХХ века (I этап (1900 – 1917 гг.) – стабильное функционирование ритуала в образовательной практике дореволюционной России; II этап (1917 – 1922 гг.) – трансформация ритуала в образовательной практике России; III этап (1922 – 1964 гг.) – становление ритуала в образовательной практике советской России; IV этап (1964 – 1991 гг.) – расцвет ритуала в образовательной практике советской России как средства социализации личности);

– выявлены типы и виды ритуалов, применявшихся в отечественной образовательной практике ХХ века (типы ритуалов в образовании, выделенные по основанию выполняемых ими педагогических задач: ритуалы посвящения, ритуалы поощрения, ритуалы порицания, ритуалы пиетета. Виды ритуалов посвящения, выделенные по институциональному признаку: ритуалы посвящения в члены учебного заведения, посвящения в члены временного сообщества, ритуалы гражданского посвящения, ритуалы профессионального посвящения, ритуалы неформального посвящения. Виды ритуалов поощрения, выделенные по объекту воздействия: ритуалы персонального и коллективного поощрения. Виды ритуалов порицания, выделенные по субъекту воздействия: ритуалы официального и товарищеского порицания. Виды ритуалов пиетета, выделенные по объекту формирования ценностного отношения: ритуалы приветствия, общей молитвы и почитания символов; по виду почитаемых символов: ритуалы почитания знамени, национальных героев, совместного исполнения гимна, торжественного шествия и почитания неформальных символов);

– воссоздана модель социализации личности века посредством ритуалов в образовательной практике России ХХ века. [Модель включает в себя: 1) цель (включение воспитанников в систему общественных отношений); 2) ценности (общечеловеческие, идеологические); 3) образцы поведения (модели поведения, соответствующие занимаемому социальному статусу); 4) факторы социализации (микро-, мезо-, макро- и мегафакторы); 5) механизмы социализации личности посредством различных типов ритуалов (механизм адаптации личности посредством ритуалов посвящения, механизм интеграции личности посредством ритуалов пиетета и ритуалов порицания, механизм самореализации личности посредством ритуалов поощрения); 6) результат (адаптационные способности личности, ролевая пластичность личности, конформность личности)].

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии перспективных научных направлений в изучении истории образования на основе углубленного историко-педагогического исследования процесса применения ритуалов в отечественной образовательной практике; в критическом осмыслении сложившихся исторических представлений в этой области. Включение в теоретико-методологический аппарат педагогической науки понятия «ритуал в образовании» расширит пространство научно-теоретического поиска и осмысления ритуала как педагогического явления в образовательной практике. Выявление типов и видов ритуалов в отечественной образовательной практике ХХ века составит основу для новых научных представлений о современном ритуале в образовании, в структуре которого находятся сохранившиеся и сохраняющиеся неподвластные времени и политическим, идеологическим установкам ценности.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью внедрения полученных результатов исследования в практику: они могут быть эффективно использованы в сфере образования для разработки перспективных направлений в решении современных социальных, педагогических, методических и содержательных задач использования ритуала в образовании. Результаты диссертационного исследования создают методологическую, теоретическую и фактологическую основу для составления учебных программ и формирования содержания соответствующих лекций и семинаров в рамках образовательного стандарта по истории педагогики и образования, по социальной педагогике, по социологии образования, спецкурсов и спецсеминаров как для студентов педагогических вузов, так и для слушателей системы повышения квалификации преподавательских кадров и специалистов в области организации и проведения ритуалов. Они могут быть использованы в массовом педагогическом опыте.

Методологической основой данного исследования являются современные подходы к изучению историко-педагогического процесса: антропологический, аксиологический, культурологический, фактологический, цивилизационный; принципы единства исторического и логического, целостности и взаимосвязи процессов, научности, системности, взаимосвязи теории и практики в процессе научного познания.

Важное концептуальное значение при изучении предмета исследования имеют:

– современные подходы к методологии историко-педагогических исследований (М.В. Богуславский, А.Н. Джуринский, Д.И. Латышина, А.И. Пискунов, Л.А. Степашко и др.);

– методология историко-педагогической науки (Е.В. Бережнова, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, С.Ф. Егоров, Н.А. Желваков, Г.Б. Корнетов, В.В. Краевский, С.В. Куликова, З.И. Равкин, М.В. Савин, Б.К. Тебиев, А.Н. Шевелев и др.), позволившая определить цель, задачи и основные направления исследования проблемы выявления позитивного историко-педагогического опыта использования ритуалов в образовательной практике;

– теория моделирования исторических явлений и процессов (М.П. Завьялова, И.Д. Ковальченко, Н.В. Сивачева, Т.Д. Товма и др.), определившая основы для воссоздания модели социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России ХХ века;

– теория гуманизации и гуманитаризации образования (А.П. Асмолов, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, М.В. Бугуславский, А.В. Кирьякова, Ю.Н. Кулюткин, И.Д. Лельчицкий, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);

– теория воспитания (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д Ушинский и др.);

– теория и практика авторских воспитательных систем (Ф.Ф. Брюховецкий, О.С. Газман, А.А. Захаренко, И.П. Иванов, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, С.Д. Поляков, С.М. Ривес, В.А. Сухомлинский, Н.П. Шульман и др.);

– теория социализации личности (П.П. Блонский, Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, И.Я. Гилинский, В.И. Журавлев, Ю.П. Истратов, П.Ф. Каптерев, И.С. Кон, Ю.И. Кривов, В.В. Москаленко, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, А.В. Петровский и др.);

– концепции социальных отношений (П.М. Блау, Ч. Кули, Дж. Мид, Дж. К. Хоманс, Мэй О`Элтон и др.);

– ролевые концепции личности (И. Гофман, Р. Мертон, Дж. Мид, Я.Л. Морено, Т. Парсонс и др.), позволившие проводить исследование социализации личности в аспектах освоения ею социальных ролей;

– концепции ритуалов (А.К. Байбурин, А. ван Геннеп, В. Глебкин, Э. Дюркгейм, А.Н. Илиади, К. Леви-Стросс, В.П. Левкович, Э. Лич, Б. Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун, В. Тернер, И. Эйбл-Эйбесфельдт, М. Элиаде и др.), позволившие определить содержание понятия «ритуал в образовании», выявить его структурные элементы и функции.

Методы исследования. В процессе исследования использовались методы теоретического анализа и систематизации исторической, педагогической и методической литературы, архивных документов; сопоставление и обобщение идей, подходов, фактов, источников в соответствии с целью и задачами исследования; методы сравнительно-исторического и статистического анализа документов, отчетов о работе различных учреждений и учебных заведений в исследуемый период; методы исторической аналогии, экстраполяции, синхронного и диахронного анализа, позволившие выявить периодизацию процесса использования ритуалов в образовательной практике дореволюционной и советской России; реконструктивный и системно-структурный методы, позволившие выявить и охарактеризовать основные типы ритуалов, используемых в отечественной образовательной практике; общенаучные методы структурного и структурно-функционального анализа, моделирование.

Источниковедческая база исследования. В исследовании были использованы законодательные акты, уставы и отчеты учреждений образования, правила для воспитанников военных, светских и духовных учебных заведений, сборники документов и материалов, отчеты о деятельности учебных заведений, статистические сборники, архивные документы из фондов Государственного архива Ульяновской области, Национального архива Республики Татарстан, а также материалы периодической печати и воспоминания выпускников учебных заведений России.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2009-го по 2013 год и включало три этапа:

I этап (2009-2010 гг.). Изучение философской, педагогической, исторической и социологической научной литературы позволило собрать и систематизировать материал по теоретико-методологическим основам использования ритуала в образовании как педагогического средства социализации личности. На основе анализа литературы были сформулированы объект и предмет диссертационного исследования, определены его задачи и методы, разработан план исследования.

II этап (2011-2012 гг.). Работа с историческими и научными источниками Российской государственной библиотеки, фондами Государственного архива Ульяновской области, Национального архива Республики Татарстан, выявление и систематизация документов и исторических исследований, раскрывающих педагогические условия социализации личности посредством ритуала в образовательной практике дореволюционной и советской России ХХ века. Апробация результатов исследования на научных конференциях и публикация их в виде научных статей.

III этап (2013 гг.). Итоговое обобщение и анализ собранного фактического материала, его дальнейшая апробация на научных конференциях, публикация научных статей. Оформление материала в виде кандидатской диссертации.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов обеспечиваются следованием выбранной методологии исследования, применением методов исследования, адекватных его объекту, предмету и задачам, изучением первоисточников, а также привлечением широкого круга источников различных видов и их критическим анализом на основе достижений современной педагогической науки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Ульяновского государственного университета, а также в выступлениях на всероссийских и региональных конференциях в г. Уфе, г. Йошкар-Оле, г. Самаре. Разработанная на основе результатов исследования программа дисциплины «Организация и проведение ритуалов» апробирована в учебном процессе подготовки специалистов по специальности 070301 «Актерское искусство» на кафедре актерского искусства УлГУ. Результаты исследования опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ: «Вестник Тверского государственного университета», «Среднее профессиональное образование», «Сибирский педагогический журнал».

Структура исследования. Диссертационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цель, объект и предмет, формулируются проблема и задачи, раскрываются теоретико-методологические основы и методы исследования, характеризуются новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об этапах исследования, его апробации, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Историко-педагогическое обоснование теории и практики социализации личности посредством ритуала как педагогического явления в образовательной практике России XX века» рассматриваются теоретико-методологические подходы к анализу проблемы социализации личности, процесс освоения социальных ролей как механизм социализации личности, раскрывается и конкретизируется понятие «ритуал в образовании», обосновывается применение ритуала в отечественной образовательной практике в качестве педагогического средства социализации личности, выявляются предпосылки для развития ритуала в образовательной практике России XX века, выделяются и анализируются этапы развития ритуала как педагогического средства социализации личности в образовательной практике дореволюционной и советской России ХХ века и особенности использования ритуала в образовании в конкретно-исторических условиях.

Во второй главе «Основные направления и особенности использования ритуала как педагогического средства социализации личности в образовательной практике дореволюционной и советской России ХХ века» составляется классификация ритуалов, используемых в образовательной практике дореволюционной и советской России, воссоздается модель социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России ХХ века.

В заключении обобщены результаты исследования, констатируется выполнение поставленных задач, формулируются основные выводы, определяющие направления дальнейшего научного поиска.

В приложении приведены правила, положения и сценарии, регламентирующие применение ритуалов в отечественной образовательной практике ХХ века; схемы ритуалов, действовавших в учебных заведениях дореволюционной и советской России ХХ века; программа дисциплины «Организация и проведение ритуалов».

Похожие диссертации на Ритуал как педагогическое средство социализации личности в отечественной образовательной практике XX века