Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социализация личности средствами музейной педагогики Билалов Мансур Юнусович

Социализация личности средствами музейной педагогики
<
Социализация личности средствами музейной педагогики Социализация личности средствами музейной педагогики Социализация личности средствами музейной педагогики Социализация личности средствами музейной педагогики Социализация личности средствами музейной педагогики Социализация личности средствами музейной педагогики Социализация личности средствами музейной педагогики Социализация личности средствами музейной педагогики Социализация личности средствами музейной педагогики Социализация личности средствами музейной педагогики Социализация личности средствами музейной педагогики Социализация личности средствами музейной педагогики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Билалов Мансур Юнусович. Социализация личности средствами музейной педагогики : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2003 207 c. РГБ ОД, 61:03-13/2257-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-прикладные предпосылки социализации личности в современных условиях

1.1. Социализация личности как интегративная педагогическаяпроблема

1.2. Музей и музейное дело как явления культуры, педагогики исредства социализации подрастающего поколения .

1.3. Основные тенденции развития музейной педагогики всельском регионе.Выводы по I главе 12 466075

Глава II. Педагогические условия социализации личности средствами музейной педагогики

2.1. Музейная экспозиция, место и роль учащихся в ее создании .

2.2. Военно-патриотическая работа в деятельности музейногокомплекса. Системно-педагогическая функция сельской школы .

2.3. Музейная педагогика как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса

.2.4. Музейная педагогика в системе дополнительногообразования.

2.5. Музейная педагогика как фактор этнокультурного сознания исамосознания сельской молодежи.Выводы по II главе 80 99125142160 180

Заключение 184

Библиография 191

Приложения 202

Введение к работе

1. Проблемы социализации личности и общие идеи работы

В условиях современной динамики общественного развития и столкновений социальных явлений ставится задача с позиции современного педагогического и культуроведческо - культурологического научного знания проанализировать и изучить опыт сельской краеведческой музейной работы в направлении ускорения социализации современной учащейся молодёжи. С учётом богатого генетического опыта прошлого и на основе данного подхода показать возможности музейных занятий, развить такие внутренние человеческие качества, как гуманистически просвещенное самосознание, этически обусловленные морально - нравственные качества и гражданская подготовленность, самоответственное отношение к жизни и другие. Таким образом, представляется необходимым вскрыть имеющиеся недоработки в данном вопросе, найти позитивные начала, искать пути их развития.

Более ускоренная социализация личности актуальна в связи с необходимостью развития таких качеств граждан, как стремление к постоянному пополнению знаний, способность самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии для отбора наиболее эффективных из них. Обогащение школьной воспитательной работы такими средствами, как дополнительное образование, использование средств музейной педагогики, как показывает опыт, значительно способствует социализации учащейся сельской молодёжи.

2. Актуальность постановки исследований

В настоящее время в преобладающем большинстве районов Татарстана созданы краеведческие музеи, имеются комнаты и музеи Боевой Славы, музеи Военно-патриотической работы и другие. В связи с празднованием юбилейных дат победы над фашистской Германией в этих музеях открылись новые залы, комнаты, появились ценные экспонаты, рассказывающие об истории, о воинской доблести. Этнографическая часть музеев расширяется благодаря активизации национального самосознания населения.

В начале 90-х годов в школах и вузах республики был введен курс "История культуры Татарстана". Возрос интерес к тому достоянию и ценностям, которые собираются в залах музеев. Одновременно выяснилось, что целенаправленная дальнейшая работа сельских музеев может быть достигнута лишь на основе нового культурно-научного переосмысления всего того, что у нас имеется в музеях. С другой стороны, оказалось, что еще недостаточно поисковых исследований в изучении как музейного дела вообще, так и музейной педагогики в частности.

Сегодняшняя социализация и воспитание сельской молодежи ещё не отвечают современным требованиям. Наследие прошлого культурно-исторического опыта используется недостаточно эффективно в подготовке достойных граждан нашей республики. Думается, что средства сегодняшнего культурно-исторического и этнического опыта края могут быть использованы значительно эффективнее. В частности, музейная педагогика может показать свой высокий учебно-педагогический потенциал в воспитании учащейся молодежи.

Очень важным направлением в научно-практических исследованиях музейной педагогики в процессе социализации личности учащейся молодёжи, по-видимому, следует считать развитие познавательной способности, общекультурного уровня и др. Это обусловливается в первую очередь особой важностью гуманитарно-этической стороны учебного процесса в школе.

Современное наше общество входит в полосу ответственных решений. Как например, в свое время предупреждал все мировое сообщество Президент римского клуба Аурелио Печчеи: "...думаю, что вы поймёте, какую исключительную важность приобретают сейчас присущие всем людям планеты внутренние человеческие качества, их выявление и развитие у жителей любых уголков мира. Именно внутренние качества людей являются самым важным ресурсом человечества" [153, с. 8].

Так как понятие "внутренние человеческие качества" в современном представлении адекватно понятию "культура", имеет смысл использовать в работе достижения науки о теории и истории культуры. Тем более, что в современной педагогике вопросы культуролого - культуроведческого характера пока не нашли достаточного применения. Тогда как поиски точек соприкосновения современной культурологической науки и педагогического искусства способствуют как повышению научно-методического уровня учебно-педагогической деятельности в школе, так и ускорению социализации учащейся молодёжи.

В последние годы очень многое сделано в вопросе развития гуманистической парадигмы профессионального образования в республике под руководством академика РАО, доктором педагогических наук, профессором Мухаметзяновой Г.В., академиком РАО, доктором педагогических наук професссором Махмутовым М.И. профессорами Воловичем Л.А., Осиповым Л.Н., Шакуровым Р.Х., Ибрагимовым Г.И. и др. Выполнены важные научно-педагогические исследования, Хузиахметовым А.Н., Харисовым Ф.Ф., Масленниковой В.Ш., Акбашевым Р.А., Исламшиным Р.И., Ерасовым Б.С, Трегубовой Т.М., Бочаровой В.Г., Вишиной Г.В., Гусаровой Л.О., Синициной К.Р., Гасановым Т.М. и др. Проведены новые археолого-поисковые разработки Фахрутдиновым Р.А., Бургановым А.А. и др. Найдены некоторые новые культурно-педагогические подходы Нугмановым Р.Г. и др. В результате достигнутого написан ряд новых монографий и книг.

Однако конкретно в вопросе использования музейной педагогики еще остаются много нерешенных проблем. Еще не полностью раскрыты многие педагогико - воспитательные аспекты деятельности школьных музеев в становлении этно- и социально- сформировавшейся личности. Не разработаны окончательные методики использования аудио-визуальных средств для эффективного эмоционально-психологического восприятия историко-музейной информации. В результате чего музейные занятия зачастую превращаются в простой осмотр материалов, не происходит проникновения в культурно-истерическую сущность увиденного.

3. Построение основных характеристик исследований

Противоречие. Социализация личности с помощью музейной педагогики определяется необходимостью разрешения следующего противоречия. С одной стороны, выполнение современного социального заказа, которое требует подготовки воспитанных, высокообразованных и достойных граждан, сегодняшних выпускников сельской школы и, с другой стороны, неполное использование большого педагогического потенциала местных краеведческих музеев.

Проблема исследования: каковы социально-педагогические условия эффективной социализации личности средствами музейной педагогики.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить социально-педагогические условия социализации личности сельского школьника средствами музейной педагогики.

Объект исследования: социализация личности учащегося сельской школы средствами музейной педагогики.

Предмет исследования: социально-педагогические условия социализации учащегося сельской школы средствами музейной педагогики.

Гипотеза исследования: социализация личности сельского школьника средствами музейной педагогики будет эффективной, если концептуально обоснована и выработана целевая теоретико-прикладная модель адаптивного типа; создана программа становления содержательной компоненты музейной педагогики с опорой на отбор, подбор и структурирование экспозиционного материала; выработана система педагогических технологий музейной социализации школьников на основе интегративной педагогической логики; разработана программа целенаправленной подготовки педагогов-консультантов и повышения их квалификации по всему комплексу проблем социализации личности сельского школьника средствами музейной педагогики.

Задачи исследования:

1. Изучить диверсификативность разнонаучных подходов по вопросам социализации личности и выработать теоретико-прикладную модель их адаптации к функционально-ролевому статусу школьного музея.

2. Выявить и обосновать роль и место музейного комплекса как фактора социализации личности учащихся сельских учебных заведений.

3. Установить и систематизировать комплекс педагогических условий социализации личности учащихся средствами музейной педагогики.

4. Провести опытно-экспериментальную проверку выработанных концептуальных идей и программы социализации личности сельского школьника средствами музейной педагогики.

Научная новизна и теоретическая значимость:

1. Выявлен педагогический потенциал и разработаны особенности социализации личности средствами музейной педагогики.

2. Установлены и обоснованы педагогические условия социализации личности учащихся сельской школы средствами музейной педагогики.

3. Разработана целевая программа подготовки учителей - консультантов и экскурсоводов к предмету социализации личности сельской молодежи средствами музейной педагогики.

4. Выработана теоретико-прикладная модель создания сменных музейных экспозиций как средство социализации учащихся и целевая комплексная программа их использования в учебно-воспитательном процессе.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на общую методологию исследуемой проблемы, совокупностью эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, целями и задачами исследования, целенаправленным анализом массового и передового опыта по социализации личности средствами музейной педагогики, многолетним личным опытом автора исследования по руководству многопрофильным сельским музеем.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования опубликованы в печати, докладывались на Всероссийских, республиканских и районных конференциях, внедряются в школьных краеведческих музеях Высокогорского района Республики Татарстан (Ямашурминской, Дубъязской, Высокогорской средней школе № 2, Казакларской и других школах).

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно вооружает руководителей сельских школ и школьных музеев, педагогов, социальных работников, педагогов дополнительного образования научно обоснованными эффективными социально-педагогическими технологиями социализации личности средствами музейной педагогики. Применение данных технологий будет способствовать более высокому уровню развития патриотических, гражданских, нравственных качеств и обольщению личностного социального опыта сельских школьников.

Основные этапы исследования

Исследования проводились в течение 20 лет и осуществлялись в пяти взаимосвязанных этапа на базе Чепчуговской средней школы Высокогорского района Республики Татарстан и школы-лицея 149 города Казани и осуществлялось поэтапно с участием более 360 учащихся, более 50 учителей

На первом этапе (1965-1970гг.) проводилось определение источниковой базы для создания музея боевой и трудовой славы. Он нужен был, чтобы сохранить в опредмеченной музейной памяти факты массового героизма наших земляков в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) на фронтах и в тылу.

На этом этапе был проведен анализ философских, исторических и педагогических научно-теоретических представлений по вопросам социализации личности средствами музейной педагогики и определен научный аппарат исследования.

На втором этапе (1970-1980гг.) были выявлены роль и значение музейного комплекса как фактора социализации личности учащейся молодежи. Одновременно велась работа по расширению музейного комплекса. С этой целью в двух населенных пунктах (д. Куркачи, село Чепчуги) усилиями учащихся, ветеранов и учителей были заложены парки «Победы». В трех населенных пунктах сооружены памятники погибшим. Была восстановлена братская могила погибших летчиков, установлены их имена и был поставлен коллективный памятник, следопыты продолжали изучать историю городов-героев СССР.

На третьем этапе (1980-1985гг.) были изучены учебно-педагогические возможности внеклассного дополнительного образования на базе музейного комплекса и определены педагогические условия социализации личности средствами музейной педагогики. Этот этап был завершающим по созданию музейного комплекса. Были экспериментально подтверждены основные положения гипотезы исследования.

Велась активная коллективная работа по созданию экспозиционного материала. Были изучены военные биографии пяти героев Советского Союза Высокогорского района: Батыршина Г.А., Павлова Г.Р., Липатова Д.Н., Ахманова А.Д., Яшина П.Ф. Была установлена тесная связь с героем Советского Союза, генерал - лейтенантом авиации Павловым Г.Р., бывшим курсантом Чепчуговского аэроклуба Лашкиевичем А.И. из Ленинграда, инструктором аэроклуба Воловченко В.А. из Казани, летчиком - перегонщиком самолетов Кириченко В.Ф. из Мелитополя. Много ценных и интересных материалов для музея дали солдатские вдовы, местные жители. Из собранного материала в музее были оформлены более 10 ярких содержательных экспозиций.

На четвертом этапе (1985-1995гг.) была проведена целенаправленная экспериментальная работа по конкретизации педагогических условий социализации личности, которая предусматривала внеклассную и внешкольную работу с учащимися с использованием экспозиций музейного комплекса. В связи с введением в школах республики нового предмета «История и культура Татарстана» в 1995 году в музейном комплексе был открыт этнографический музей.

На пятом этапе (1995-2000гг.) проводились изучение, а также целостный комплексный анализ и обработка результатов опытно-экспериментальной работы по социализации личности средствами музейной педагогики. Осуществлено теоретическое обобщение эффективности педагогических условий, социализации личности, обоснованы выводы исследования. По результатам исследования разработаны и опубликованы научно обоснованные и практически проверенные методические рекомендации по социализации личности. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на Всероссийских научно-практических конференциях (г.Казань 1998, 2002 гг.); на региональных научно-практических конференциях (1995, 1997, 1998, 1999,

2000 гг.); на республиканских научно-практических конференциях (2002 г.); на совещаниях работников культуры, учителей истории, музееведов и краеведов Высокогорского района РТ (1998, 2003 гг.); на семинарах музееведов республики в честь подготовки и проведения 55-летия победы над фашизмом в методическом центре «Туризм» (март 2000 г., апрель 2000 г.); перед директорами средних школ, ежегодно проходящих курсы повышения квалификации при ИПКРО( 1995-2002 гг.)

В 1995 году новая улица села была названа именем Героя Советского Союза генерал - лейтенанта Павлова Г.Р. В 1998 году перед музеем Боевой и трудовой славы был поставлен боевой реактивный самолет Л-29, памятник отважным летчикам, которые во время войны свою судьбу связали с Чепчугами, Чепчуговским аэроклубом. Самолет — один из важных экспонатов для военно-патриотического воспитания.

Таким образом, к 1998 году при Чепчуговской средней школе образовался и эффективно работает многопрофильный музейный комплекс по следующим направлениям:

1. Военно-патриотическое воспитание.

2. Интернациональное воспитание.

3. Гуманистическое воспитание.

4. Формирование нравственных, гражданских чувств и убеждений.

5. Формирование национальной культуры и быта.

6. Внедрение системы дополнительного образования.

7. Регулярное проведение досуговых мероприятий.

8. Подготовка экскурсоводов из учащихся старших классов.

Все мероприятия проводятся после высокой психо - эмоциональной подготовки посетителей к восприятию музейного материала.

При этнографическом музее работает кружок «История и культура родного края».

Проводятся предметные уроки с привлечением материалов археологического и нумизматического отделов.

Система направлений деятельности краеведческого музея по социализации личности молодежи показана в «модели» «Музейная педагогика в школе». На защиту выносятся:

1. Теоретико-прикладная модель социализации сельских школьников средствами музейной педагогики.

2. Комплексная программа полимодульного использования ценностей и традиций музейной педагогики как интегративного фактора социализации личности сельского школьника.

3. Педагогические условия эффективной социализации личности средствами музейной педагогики, а именно - подбор и динамика выбора экспозиционных материалов, подготовленность музейных работников к работе по социализации личности; взаимодействие работы сельского музея и педагогического процесса в общеобразовательной школе по формированию у школьников гражданских, нравственных и патриотических чувств и убеждений, интеграция интеллектуального, социально- психологического и художественно-эстетического подходов к включению учащихся в процесс их социализации средствами музейной педагогики.

Социализация личности как интегративная педагогическаяпроблема

Проблемы личности рассматриваются в разных научных дисциплинах. Но главным образом этой проблемой занимаются социальная антропология, психология, культурология, педагогика, политология и некоторые другие науки. Очевидно, что во всех этих научных дисциплинах объектом исследования является личность. Тогда как предметом исследования у них оказывается либо тот, либо иной аспект проявления личностных свойств человека.

Так, областью непосредственных интересов изучения личности в рамках современной педагогической науки служит такой предмет, как социализация личности. В известном труде Ерасова Б.С. "Социальная культурология" [54, -380 с], например, сообщается, что "в социологическом плане выделяются те отношения и структуры, которые определяют поведение личности, входящей в разные социальные группы и общности: классы, нации, элиты, профессиональные, возрастные и прочие" [54, с.245]. Совершенно очевидно, что социализация личности учащегося в рамках современной средней школы тоже относится к данному разряду социальных групп и общностей. Как учебный класс, так и весь школьный коллектив в целом, являются именно той социальной средой, где происходит объективация всех изначально заложенных в человеческой личности её признаков, свойств и ценностей соцально -сущностного характера. Как пишет социальный культуролог Ерасов Б.С. здесь же: "Свойства индивида не исчерпываются его социальной или культурной принадлежностью. Существует еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление".

Как показывают исследования последних лет, которые так или иначе посвящены изучению проблем культуры, например, работа Нугманова Р.Г. [134, с.4] и другие, сегодня трудно утверждать, что культура не является феноменом "внутреннего мира личности". Скорее, наоборот, как раз культура как универсальный признак человеческой природы и является феноменом, который охватывает весь внутренний её мир.

Отсюда следует, что для изучения проблем социализации личности сегодня представляется весьма перспективным использовать также возможности современной науки о культуре. Тем более, что цитируемый выше автор Социальной культурологии пишет, что "без обращения к личностным факторам мы не сможем объяснить реального функционирования присущих культуре норм и ценностей (в отличие от их реального существования), а заодно и тех отклонений от норм, которые неизбежно происходят в реальной жизни общества" [54, с.380].

Если вспомнить само определение понятия "социализация", которое означает "процесс становления личности,... усвоения индивидом ценностей, норм и установок, образцов поведения, присущих данному обществу, общности или группе" [89, с.479], то в самом деле, похоже, необходимо обратиться к проблемам становления именно культуры личности. Так, один из исследователей проблем культуры личности Нугманов Р.Г., например, непосредственно определяет феномен "культура" следующим образом: "Культура - это внутренняя свобода личности в части её стремления к непрерывному, многогранному и гуманистическому самосовершенствованию как то: - в процессе творчества, приобщения и выработки разнообразных средств, предметов, ценностей и достояния культуры; - с целью беспредельного духовного и телесного развития человека; - объективируясь в форме воли людей к всеобщеполезному существованию" [134, с.244].

Как видим, данное определение Нугманова Р.Г. объявляет феномен культуры исключительно внутренним признаком личности. Более того, в пределах данной концепции культура объявляется основным признаком, который отличает человека от животного мира. Так как социализация личности с точки зрения воспитания внутренних свойств личности связывает каждого отдельно взятого индивидуума со всей историей человечества, то она, по своему определению, в каких-то пределах сближается с феноменом "культура личности". Иначе говоря, очевидно, что процессы социализации личности и становление её культуры имеют вполне определенные точки соприкосновения. Следовательно, те достижения, которые представляет нам сегодня современная культурология, могут быть весьма полезными и для решения проблем социализации личности. Как пишет один из видных руководителей современной отечественной педагогической науки Мухаметзянова Г.В., "можно привести ряд аргументов, которые выдвигают образование и культуру (в их неразрывной связи) в качестве главных приоритетов: наиболее радикальное средство прекращения воспроизводства осознаваемых нами пороков и заблуждений - это новое образование;

- образование - наиболее радикальное средство лечения главной болезни всех сфер нашей жизни - тотального непрофессионализма. Образование -единственное средство сохранения и трансляции культуры;

- целью политики в образовании должно стать создание культурообразу-ющей и природосообразной образовательной среды, благоприятствующей развитию личности;

- образование и культура могут выступить мощным средством предупреждения неконтролируемых процессов. Таким образом, сосредоточение значительной части усилий общества на проблемах образования и культуры -способ не только выхода из кризиса, но и подлинного ускорения развития страны" [128, с.3-4].

Взаимосвязанное рассмотрение образования и культуры, как представляется, имеет огромное теоретическое и методико-прикладное значение для решения проблем социализации личности, в частности... при решении проблем социализации индивидуума в детский и подростковый период развития личности. Как отмечает Мухаметзянова Г.В. в другой своей работе: "Сколько бы ни было высоким глобальное сознание и ответственность будущих политиков и интеллектуалов, все их начинания будут упираться в качество сознания, установок, склонностей новых поколений людей" [129, с.244].

Музей и музейное дело как явления культуры, педагогики исредства социализации подрастающего поколения

Развернутую характеристику и начальную теоретическую основу музейного заведения впервые в России дал выдающийся музейный деятель, философ и одновременно достойный библиотекарь Румянцевского музея Николай Федорович Федоров (1829-1903 гг.): "Музей как памятник протекшего столетия, как всякий музей, должен иметь в основе своей книгу или литературу, созданную временем с 1789 по 1884 или, вернее, с 1750 года, то есть от начала энциклопедии" [188, с. 443]. Несмотря на отмеченное ограничение роли музея ролью памятника, Федоров Н.Ф. относительно точно устанавливает, какая область культуры в указанное столетие имела наивысший общекультурологический потенциал. Это, конечно, область литературы в России.

Раскрывая эмоциональную сторону музейных экспозиций, Федоров Н.Ф. пишет: "Истинный музей есть музей всех трех способностей души, объединенных в памяти, то есть он есть выражение согласия и полноты душевной, ибо он есть разум не только понимающий и чувствующий утраты, и не только чувствующий (то есть не скорбящий только), но и действующий для возвращения утрат, для воскрешения погибших" [188, с.452]. Как видим, здесь автор ограничивает функцию музея в основном областью человеческой памяти. Но тем не менее и здесь звучит сильная патриотическая нота, самоустремленность к социализации граждан России.

Раскрывая ценностное содержание музейных достояний, Федоров Н.Ф. высказывает следующую мысль: "Музей не допускает отвлечения от всеобщего блага ни знания или истины, ни художества, то есть красоты, но только память делает благо всеобщим" [там же]. Таким образом, отмечая ценностный смысл музея, он, как представляется, непосредственно подводит нас к мысли о социализирующей роли музея для соотечественников.

Далее, в связи с открытием промышленной выставкой в 1882 году в Петербурге, давая оценку этому международному событию, Федоров Н.Ф. раскрывает политическую значимость этой выставки для судеб народов. В то же время он дает четкое лаконичное определение сущности выставки в отличие от сущности музейного искусства. В частности, он пишет: "Итак, выставка, с одной стороны, показывает богатство как приманку, а с другой - показывает оружие, которым эти богатства будут отняты, взяты у Запада; Запад даже сам вооружает те народы, которые явятся - могут явиться - на смену ему" [188, с. 454].

Здесь есть смысл посмотреть и на более глубокую историю музейного дела именно взглядом опытного музееведа своего времени Николая Федоровича. Вот как он вспоминает о начальных шагах музеев мира: "Появление первых музеев в мире относится к IV в. до н.э. Великий полководец Александр Македонский в 331 г. до н.э., после завоевания Египта, основал столицу Египта Александрию Египетскую, где было предусмотрено строительство музея. Царь Египта Птоломей для хранения в библиотеке музея приобретает у афинян рукописи выдающихся писателей Греции Эсхила и Софокла за 500 кг серебра.

Вскоре музей в Александрии становится самым крупным центром Средиземноморья, который имеет обсерваторию и знаменитую библиотеку, где хранилось 700 тысяч папирусных свертков. В этой библиотеке трудился великий Евклид, создатель Евклидовой геометрии. Его книга "Начала" в течение тысячи лет после его смерти являлась основным учебником в школах мира по геометрии [188, с.213]. Легко заметить, что музей в Александрии изначально играет роль не только памятника. Здесь представлена и библиотека, и наука, и учебники.

Федоров Н.Ф. так оценивает культурно-историческое значение основания самого города: "Александрия основана именно в то время, когда для Греции и для всего Востока наступила пора истории, всем сдачи в архив, потому Александрия и есть по преимуществу музей (то есть памятник Греции и Востока) для изучения их языка, литературы и прочия" [там же]. И добавляет, что "между прочим, по Страбону, музей есть собор (синод) ученых, по Филострату, музей-египетский трапеза, к коей приглашаются знаменитые люди всей земли".

Само собой напрашивается вывод о том, что музей изначально играет роль некоего досугового центра, то есть он предназначен для выполнения ряда задач. Например, для Аристотеля досуг - это высшая форма жизни, для него в досуге - блаженство. Досуг - это цель сама по себе, ведь люди к досугу стремятся ради него самого. Аристотель, например, похвалив политическую и военную деятельность как "добродетельную деятельность", все же отмечает и недостаток этих благородных видов деятельности: они "стремятся всегда к известной цели, лишены досуга, и они желательны не ради самой себя". Конечно, Аристотель при этом хорошо понимал под досугом не только отдых в чистом виде, но имел в виду и созерцание мира, осмысление его. В последних идеях Аристотеля, возможно, скрыты огромные потенциальные силы досуга уже не как "ничегонеделание", а как источника творческих возможностей личности и общества в целом.

"В самом деле это был досуг, который дал человечеству философию, науку, искусства, писаную литературу и т.д. Люди издревле боролись за соблюдение дней отдыха. Один день в неделю или в декаду люди должны были отрешиться от земных дел и забот и посвятить его душе. Работа не случайно запрещалась в дни религиозных праздников. В этом и заключался одна из целей праздника, чтобы человек мог наполнить свою душу чем-то иным, высшим началом, духовностью", - пишут Бромлей Ю.В. и Подольный Р.Г. [9, с.222].

Выше уже отмечалось, что "творческое развитие индивида" и его саморазвитие есть не что иное, как культура. Совершенно очевидно, что досуг, культура и социализация личности неразделимые явления. Досуг сегодня представляется именно как неотъемлемое свойство культурно развитой личности. А с философской точки зрения сам досуг лучше всего представлять как явление культуры (по Нугманову).

Связав таким образом идею музейной деятельности с досуговой деятельностью, с одной стороны, а также с процессом социализации личности -с другой, вернемся вновь к анализу литературных источников, которые отражают развитие музеев как явлений общественной жизни.

Научные идеи Федорова Н.Ф. не теряют свою актуальность и сегодня. Его теоретическая концепция об основах музейной деятельности служит критерием не только российской, но и зарубежной музеологии уже в XX веке. Однако в 30-50-х годах в нашей стране отошли от уже выработанных классических традиций. Это привело к значительным трудностям в развитии музеологической науки, обусловило серьезное отставание русской (советской) музейной педагогики.

В развитии идей музейной этнографии с начала XX столетия достойное место занимает Владимир Владимирович Богданов (1868-1949). Богданов В.В. написал две большие монографии, первая из которых посвящена научной деятельности известного этнографа и археолога, академика Миллера В.Ф.. Вторая монография носит название "Музейная этнография в России до Октябрьской революции".

Богданов В.В. после 1917 года развернул самую интенсивную музееведческую деятельность. Он в 1919 году основал Московский областной музей. В 1921 году стал председателем Московского отделения центрального бюро краеведения. Когда коллекции Румянцевского музея были переданы в центральный музей, Богданов В.В. перешел туда работать.

Музейная экспозиция, место и роль учащихся в ее создании

Чепчуговский пришкольный краеведческий музейный комплекс Высокогорского района в Татарстане географически расположен непосредственно под Казанью и примыкает к исторически благодатным землям Иске-Казанского музея-заповедника. Он был образован в 1985 году к славной дате - ко дню 40-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

Территориально музей располагается в одноэтажном деревянном школьном здании. Общая площадь музея 120 кв. метров. Музейные экспозиции размещены в двух залах и в коридоре отведенной части школьного здания. В большом зале, площадью 60 кв. метров, располагается музей «Боевой и трудовой славы». В малом зале, площадью 50 кв. метров, располагается этнографическая часть музея. В общем школьном дворе перед музеем установлен боевой самолет Л-29. В двух парках Победы - памятники погибшим воинам. В центре кладбища - Братская могила летчиков.

Зона обслуживания музея: Чепчуговская средняя школа, детские учреждения и организации Высокогорского района, где проживает население смешанного национального состава и количественно составляет около 60 тысяч человек. До 35 процентов мероприятий в музее проводятся со школьниками Высокогорского района, города Казани и поселка Арск.

С экономической точки зрения дер. Чепчуги и все те населенные пункты, которые входят в зону Чепчуговского сельского Совета, расположены на благодатных землях Заказанья и относятся к такому состоятельному хозяйственному объединению, как совхоз «Бирюлинский». В нескольких километрах от Чепчугов организован общий республиканский Иске-Казанский музей-заповедник Камаево, который объединяет все территории и археологические раскопки древнего городища - первой столицы Казанского края. Естественно, что существование рядом такого богатого своими историческими корнями музея-заповедника значительно укрепляет положение рассматриваемого нами Чепчуговского музея.

С каждым годом расширяется зона обслуживания населения музейными мероприятиями, в том числе усилиями учащихся Чепчуговской школы. За пять лет количество посещений увеличилось на 70%. В 2000 году в честь 55-летия Победы было проведено в музее Боевой славы более 40 мероприятий. Среди них - семинары учителей истории и музееведов района, открытые уроки и встречи с ветеранами войны и труда и просто экскурсии и уроки по экспозициям музейного дела. В 2000 году более 30% экскурсий проведены для других школ Высокогорского, Арского районов, для учащихся казанских школ и студентов казанских вузов. С большим интересом ознакомились с содержанием музеев учителя из Нижнекамска и Башкирии, моряки ТОФ, жители Москвы. Музеи посещают гости, приехавшие из разных мест России. Набирает темпы, рожденный на этой базе и этнографический музей школы. Кроме экскурсий в этом музее проводятся как кружковые занятия по истории и культуре родного края по теме: "Наш край в прошлом", так и досуговые мероприятия.

В Чепчуговском музее регулярно проводятся районные семинары учителей истории, музееведов, работников сферы досуговой деятельности, директоров и заместителей директоров школ по воспитательной работе. Ежегодно музей посещают директора школ республики, которые находятся на курсах повышения квалификации в Институте усовершенствования учителей Республики Татарстан. За 16 лет (1986-2001 г.г.) работы в Чепчуговском краеведческом музее проведено около 500 экскурсий с посещением более 13600 школьников и взрослого населения. За это время в книге отзывов оставлено более 240 (прил.2,3,8) благодарственных записей. Музей награжден Почетными грамотами Министерства культуры, Центрального объединенного (ныне -национального) музея и Министерства образования Республики Татарстан. С музеем сотрудничают множество писателей и поэтов, ученых и практических исследователей родного края, видные военачальники и участники Великой Отечественной войны, ветераны труда.

Чепчуговский музейный комплекс как школьное воспитательно-образовательное учреждение создавался общими усилиями учителей, учащихся, общественности при поддержке соответствующих организаций Министерства Культуры и Образования. Проводимые в музее мероприятия полностью соответствуют общему направлению развития музееведения в республике и в районе с учетом внедрения в практику средств и методов «музейной педагогики».

Советом музейного комплекса разработана «Модель» взаимодействия музея с учебно-воспитательной деятельностью школ Высокогорского района и вышестоящих организаций района и республики. К этой модели (стр. 84) разработаны педагогические условия подготовки и проведения музейных мероприятий.

Психо-эмоциональная подготовка посетителей для углубления культуры Философского постижения музейных экспозиций

По хронологическому порядку организации музея при Чепчуговской средней школе Высокогорского района Республики Татарстан более развитой оказалась та часть, которая может иметь значение самостоятельного музея «Боевой и трудовой славы» данного округа. Дело в том, что населенные пункты Чепчуговского сельского Совета находятся в зоне известного Чепчуговского аэроклуба, который отсчитывает свою славную историю военных лет.

Военно-патриотическая работа в деятельности музейногокомплекса. Системно-педагогическая функция сельской школы

1). Из республики Татарстан Звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны заслужили более 200 человек. 2). В Высокогорском районе Татарстана пять Героев Советского Союза. 3). Больше всего сведений о них собрано в Чепчуговском музее Боевой славы. 4).Высоко-горский район под Казанью славен тем, что в грозные годы войны он стал кузницей авиационных кадров для фронта, первым среди которых волею судьбы оказался уроженец одного из очень маленьких населенных пунктов Сосновского сельского Совета - поселка под прозаическим названием Керосиново - Григорий Родионович Павлов. Он военачальник высокого ранга, первый из наших фронтовиков, кто принял горячее участие в становлении Чепчуговского музея, особенно той его части, которая посвящается боевой и трудовой славе наших земляков.

Как видим, духовные качества человека не обязательно определяются уровнем цивилизационного совершенства его малой родины. Тут на первый план выходят иные мотивирующие обстоятельства, например, такие, как долг, честь, совесть, гражданственность, ответственность, внутренняя культура, другие силы из области высших психических функций. Приведем некоторые конкретные штрихи из биографических данных Григория Родионовича Павлова. Он родился 10 марта 1920 года. Таким образом, годы его юности приходятся на бурные 30-е годы - это годы коллективизации и индустриализации нашей страны. Это годы, когда на огромных пространствах Советского Союза развернулась доселе невиданная кипучая деятельность советского народа, возник неистребимый энтузиазм людей, увлеченных идеей создания первого социалистического государства в мире, где провозглашается всеобщее равенство и братство. В эти годы в Советском Союзе проводилась в жизнь так называемая "культурная революция". При всех своих достоинствах и недостатках эта общественная активность позволила ликвидировать неграмотность, в значительной степени поднять образованность населения всего Союза. Новые веяния в общественном развитии не могли не повлиять на развитие и социализацию молодого Павлова Г.Р. Вот как он сам пишет об этом в своей книге "Крылья мужества" (Казань, ТКИ, 1988):

"Мне памятны и рассказы старших, завоевавших и утверждавших советскую власть, участвовавших в строительстве первого в мире социалистического государства. Среди них были и мои родители". В этих словах ощущается влияние семейного воспитания на социализацию личности. Далее читаем: "Именно детские и юношеские впечатления, наблюдения и переживания формировали меня как гражданина великого Советского Союза. В трудные минуты жизни я всегда вспоминал о маленьком уголке отчизны - о своей деревне, о речке детства, о матери и отце. И это великое чувство любви помогло мне выдержать все тяготы войны "... [144, с.5]. Среди пяти героев Советского Союза больше всего материалов в Чепчуговском музее собрано о генерал-лейтенанте Павлове Г.Р. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, Павлов Г.Р. - наш земляк, он родился в 4-х километрах от нашей школы в крестьянской семье. Во-вторых, наш музей Боевой и трудовой славы создавался, когда он был жив. В-третьих, он часто встречался с коллективом учащихся и учителей в Киеве. Для встречи с ним мы ездили в город-герой по туристическим путевкам. В 1986 году Григорий Родионович сам приезжал в Казань и посетил наш музей. В книге отзывов оставил свои записи: "Рад за Вас, что Вы не забываете ветеранов Отечественной войны - живых и мертвых. Желаю Вам успеха в этом благородном деле. С уважением Г.Р.Павлов. 19.06.86 г.". (Из книги отзывов музея, стр. 1). Идею создания музея он одобрил и активно стал помогать нашему коллективу. Подарил музею свой большой портрет, сделанный заслуженным деятелем искусств Украины Горбынко, бюст, генеральскую фуражку, парадные и рабочие мундиры, летный костюм и шлем высотного полета, макеты 30 самолетов, на которых он летал в течение более 40 лет. Поздравительные адреса в связи с 50-летием и 60-летием, почетные грамоты обкомов, крайкомов, министерства обороны, кремлевские документы, подписанные председателем президиума Верховного Совета СССР Микояном А., секретарем Георгадзе.

Похожие диссертации на Социализация личности средствами музейной педагогики